Что такое государственный строй

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, система социальных, экономических и политико правовых отношений, закрепленных нормами конституционного права. Государственный строй подразумевает организацию государства (см. ГОСУДАРСТВО), структуру публичной власти, ее… … Энциклопедический словарь

Государственный строй — система социальных, экономических и политико правовых отношений, закрепленных нормами конституционного права. Государственный строй подразумевает организацию государства, структуру публичной власти, ее взаимоотношения с личностью, обществом в… … Политология. Словарь.

Государственный строй — система политико правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, Статутом, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права (государственного права). Г.с. является более широким понятием, чем конституционный строй … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — понятие, используемое в конституционном праве чаще всего в широком смысле и охватывающее отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной стране, главные черты… … Энциклопедический словарь конституционного права

государственный строй — система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права (государственного права). Г.с. является более широким понятием, чем конституционный строй … Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — способ функционирования государственной власти и соответствующая ему система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых законом. Понятием Г.с. охватывается организация государства, структура публичной… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Понятие Г.с. несколько шире, чем понятие конституционного строя (ср.) … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — (State system; regime) система государственного устройства в данной стране и в данное время … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Государственный строй Китайской Народной Республики — основан на том, что, согласно конституции КНР, «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и… … Википедия

Источник

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, система социальных, экономических и политико правовых отношений, закрепленных нормами конституционного права. Государственный строй подразумевает организацию государства (см. ГОСУДАРСТВО), структуру публичной власти, ее… … Энциклопедический словарь

Государственный строй — система социальных, экономических и политико правовых отношений, закрепленных нормами конституционного права. Государственный строй подразумевает организацию государства, структуру публичной власти, ее взаимоотношения с личностью, обществом в… … Политология. Словарь.

Государственный строй — система политико правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, Статутом, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права (государственного права). Г.с. является более широким понятием, чем конституционный строй … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — понятие,используемое в конституционном праве чаще всего в широком смысле: охватывает отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной стране, главные черты социальных … Энциклопедия юриста

государственный строй — система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права (государственного права). Г.с. является более широким понятием, чем конституционный строй … Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — способ функционирования государственной власти и соответствующая ему система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых законом. Понятием Г.с. охватывается организация государства, структура публичной… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Понятие Г.с. несколько шире, чем понятие конституционного строя (ср.) … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ — (State system; regime) система государственного устройства в данной стране и в данное время … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Государственный строй Китайской Народной Республики — основан на том, что, согласно конституции КНР, «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и… … Википедия

Источник

Государственный строй Боснии и Герцеговины

Политико-правовая система в Боснии и Герцеговине (БиГ) весьма сложна и противоречива — несмотря на декларируемый принцип равенства граждан, фактически политические права человека в стране прямо зависят от этнической принадлежности; государственные органы основаны на принципе национального представительства т. н. «составляющих народов».

Содержание

Основные принципы системы

В январе 2009 года 3 крупнейшие партии Боснии и Герцеговины, представляющие мусульман, сербов и хорватов, приняли совместное решение изменить существующую систему, разделив БиГ на 4 национальных административных образования. [1]

Дейтонские соглашения успешно положили конец боевым действиям в БиГ. Но им не удалось создать стабильный фундамент для эффективного государственного строительства, поскольку соглашения учредили очень слабое центральное правительство, передав большинство власти в руки двух энтитетов. Политические структуры, разработанные в Дейтонской конституции согласно этническим границам, иногда обвиняют в том, что они усиливают национальное разделение в Боснии.

Совместные органы власти и их компетенция

Согласно Конституции, юрисдикции Боснии и Герцеговины принадлежат:

Органы власти согласно Конституции:

Две трети мест во всех этих учреждениях, кроме Конституционного суда, отдано представителям хорватов и боснийцев; треть — сербов. Представительство иных народов не предусмотрено.

Органы власти энтитетов и их полномочия

Согласно Конституции, за защиту прав человека отвечает федеральное правительство (Совет министров), однако большинство правозащитных компетенций принадлежит энтитетам, которые в основном отвечают за правовые и законодательные вопросы.

Политическая дискриминация меньшинств

См. также

Примечания

Что такое государственный строй. Смотреть фото Что такое государственный строй. Смотреть картинку Что такое государственный строй. Картинка про Что такое государственный строй. Фото Что такое государственный строй Босния и Герцеговина в темахГерб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм (всемирное наследие) • Почта (история и марки) • Радио • Интернет (.ba) • Вооружённые силы • Внешняя политикаОкруг БрчкоРеспублика СербскаяГерб • Флаг • Гимн • Политическое устройство • Столица • Города • Армия Республики СербскойФедерация Боснии и ГерцеговиныСтолица • Кантоны • Города

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Полезное

Смотреть что такое «Государственный строй Боснии и Герцеговины» в других словарях:

Политическое устройство Боснии и Герцеговины — Политико правовая система в Боснии и Герцеговине (БиГ) весьма сложна и противоречива несмотря на декларируемый принцип равенства граждан, фактически политические права человека в стране прямо зависят от этнической принадлежности; государственные … Википедия

Конституционный суд Боснии и Герцеговины — Ustavni sud Bosne i Hercegovine Уставни суд Босне и Херцеговине … Википедия

Административное деление Боснии и Герцеговины — Федеративное устройство Боснии и Герцеговины Федеративное устройство Боснии и Герцеговины государство состоит из мусульмано хорватского и сербского этнитетов: Федерации Босни … Википедия

Федеративное устройство Боснии и Герцеговины — Федеративное устройство Боснии и Герцеговины государство состоит из автономных административных единиц Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и округа Брчко … Википедия

Кантоны Федерации Боснии и Герцеговины — Федерация Боснии и Герцеговины разделена на 10 кантонов (босн. kantoni) Хорватское население федерации также употребляет … Википедия

Центральный банк Боснии и Герцеговины — Расположение … Википедия

Парламентская Скупщина Боснии и Герцеговины — Парламентская Скупщина (босн. Parlamentarna skupština Bosne i Hercegovine, хорв. Parlamentarna skupština Bosne i Hercegovine, серб. Парламентарна скупштина Босне и Херцеговине) двухпалатный представительный и законодательный орган… … Википедия

Города Федерации Боснии и Герцеговины — Список городов Федерации Боснии и Герцеговины. Бановичи (босн. Banovići) Бихач (босн. Bihać) Босанска Крупа (босн. Bosanska Krupa) Босански Петровац (босн. Bosanski Petrovac) Босанско Грахово (босн. Bosansko Grahovo) Бреза (босн. Br … Википедия

Герб Боснии и Герцеговины — Герб Боснии и Герцеговины … Википедия

Правительство Боснии и Герцеговины — Политико правовая система в Боснии и Герцеговине (БиГ) весьма сложна и противоречива несмотря на декларируемый принцип равенства граждан, фактически политические права человека в стране прямо зависят от этнической принадлежности; государственные … Википедия

Источник

Государственный строй Белоруссии

Содержание

Конституция Республики Беларусь

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с 2004 года. Основные полномочия Палаты представителей:

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Судебная власть

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Президент

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

Первые президентские выборы в Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих выборах — в 2001, 2006 и 2010 годах.

Местное самоуправление

Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится:

Политические партии

Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику. К основным партиям относятся:

КГБ Белорусии

Что такое государственный строй. Смотреть фото Что такое государственный строй. Смотреть картинку Что такое государственный строй. Картинка про Что такое государственный строй. Фото Что такое государственный строй

Что такое государственный строй. Смотреть фото Что такое государственный строй. Смотреть картинку Что такое государственный строй. Картинка про Что такое государственный строй. Фото Что такое государственный строй

Примечания

Что такое государственный строй. Смотреть фото Что такое государственный строй. Смотреть картинку Что такое государственный строй. Картинка про Что такое государственный строй. Фото Что такое государственный строй Что такое государственный строй. Смотреть фото Что такое государственный строй. Смотреть картинку Что такое государственный строй. Картинка про Что такое государственный строй. Фото Что такое государственный строй Белоруссия в темах
ИсторияДревнейшая история • Киевская Русь (Полоцкое княжество • Турово-Пинское княжество) • ВКЛ • Речь Посполитая • Российская империя (Северо-Западный край) • Западная область • БНР • БССР (ССРБ • Литбел) • Новейшая история
СимволыГерб • Флаг • Гимн • Бело-красно-белый флаг • Погоня
ПолитикаКонституция • Государственный строй • Президент • Правительство • Парламент • Политические партии • Внешняя политика (Россия • США • Китай) • Внутренняя политика • Органы внутренних дел
Вооружённые силыСухопутные войска • Военно-воздушные силы • Воинская обязанность
ГеографияПриродные условия • Рельеф • Водоёмы (озёра • водохранилища • реки • болота) • Флора • Фауна • Административное деление • Районы • Сельсоветы
Населённые пунктыГорода (Минск • Брест • Витебск • Гомель • Гродно • Могилёв) • Городские посёлки
ОбществоНаселение (белорусы) • Языки (белорусский • русский • трасянка • русификация) • Спорт (олимпиады • футбол • хоккей с шайбой • теннис • боевые искусства • греко-римская борьба) • Образование (Минск • ВУЗы) • Наука (Академия наук • БелКА) • Здравоохранение • Религия (православие • католицизм • ислам • иудаизм) • Цензура • Архивы • Награды
ЭкономикаВалюта • Сельское хозяйство • Туризм и отдых (национальные парки • всемирное наследие • детские лагеря • агроусадьбы) • Транспортная система (дороги • автономера) • Энергосистема • Торговля (внутренняя • внешняя) • Жилищное строительство
СвязьТелефонная (стационарная • мобильная) • Интернет (.by • байнет • ОАЦ) • Телевидение (телеканалы) • Радио (радиостанции) • Почта (история и марки) • СМИ
КультураЛитература • Театры (Минск) • Кино (Беларусьфильм) • Музеи • Праздники • Мисс Беларусь • Музыка (Танец • Славянский базар • Евровидение • детское Евровидение) • Одежда • Традиции
Портал «Белоруссия» • Проект «Белоруссия» • Проект «Персоналии Белоруссии»

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Источник

Государственное устройство

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают четыре основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное, империя и конфедеративное.

Содержание

Империя

Для любой империи характерно распространение единой политико-административной системы, утвердившейся в свое время в метрополии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, этническом, религиозном и экономическом отношениях. Выделяются два типа империй:

2. Империи с контактными колониями (Александра Македонского, Римская, Византийская, Тимуридов, Сасанидская, Великих Моголов, Российская и др.)

Империя как способ организации государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи. которые было бы невозможно решить иначе.

Но одновременно возникают и специфические задачи, которые понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.

Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли.

Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.

Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность для исполнения своих властных полномочий. Короче говоря, сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и военной бюрократической машины как в центре империи, так и на ее периферии.

При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.

Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно преподносилось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны.

Военный экспансионизм дополнялся идеологическим обоснованием благодетельской цивилизаторской миссии империи по отношению к периферийному автохтонному населению.

В сознании имперской элиты формируется комплекс превосходства, всемогущества, утверждается миф о ее «вечности», «бессмертии».

Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.

Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя затем достигает своего максимального размера и на какой-то период времени стабилизируется. После этого неизбежно начинается процесс ее распада, который практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями при распаде сохраняют целостность метрополии. «Развод» с колониями может происходить как в цивилизованной форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободительных войн.

Для империи с контактными колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию метрополии, в результате чего на прежней территории происходит формирование новых государств (Италия как остаток Римской империи, Турция как остаток Османской империи и т.п.).

В 1991 году происходит распад СССР (советской империи, как ее называют), ставшего наследником Российской империи. Многие полагают, что процесс распада неизбежно захватит и саму Россию, которая рассматривается как Российская империя. [1]

Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:

на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

• в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.

• в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.

Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. „autonomia“ — самоуправление, независимость) в государственном смысле — это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, назначаемых центральной властью.

Федерация

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.

• Система высших органов государственной власти представлена как на федеральном (федеральные органы), так и на региональном уровне (органы субъектов федерации). При этом федеральные органы осуществляют властные полномочия на территории всего государства, в то время как органы субъекта федерации имеют силу только в границах субъекта. В этой связи встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь тоже существуют свои особенности: в некоторых государствах, таких как Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и исключительных компетенциях субъектов федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.

• Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д.

• В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам.

• Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.

• Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:

1) В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.

2) Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.

Термины «федерализм», «федерация», «федерализация» тесно переплетены между собой, отражая разные аспекты одного понятия. Они произошли от латинского слова feodus, что означает согласие, то есть подразумевается, что люди строят свои отношения на основе взаимных обязательств. Эти термины основаны на идее добровольного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов. Существует точка зрения, что «политический федерализм вырос фактически из «федеральной теологии», зародившейся в недрах католического социального учения (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами — прежде всего пуританами и кальвинистами — на Североамериканский континент. Федерализм — это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Федерализация — конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации. Сегодня все больше проявляется тенденция к разделению понятий федерализм и федерация. Это обуславливается тем, что необходимо различать федерацию как реально существующую форму политико-территориальной организации государства с федералистскими идеями, взглядами, теориями, устремлениями, доктринами. Также необходимо различать государства, в которых уже сложилось федеральное устройство, и государства, в которых оно только проходит период становления, федеративные черты только проявляются. Федерализм включает в себя идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленные на создание, развитие и функционирование федеративного государства. Суть федерации состоит в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь — это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.

Конфедерация

Конфедерация — не является формой объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *