Что такое говорящие названия в русском языке 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
Сен 17
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?
Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?
3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?
4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?
. Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.
Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.
Разработка урока по родному (русскому) языку. Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».
Данный конспект урока составлен с учётом материалов учебника «Русский родной язык.» 3 класс авт. О.М. Александрова и др.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по родному (русскому) языку. Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».»
Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».
Цель: познакомить с устаревшими словами, обозначающими части города.
Задачи: развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом; развивать память, внимание, связную речь, умение оценивать результаты своей деятельности; воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять различия в значениях слова, исходя из истории языка; выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник «Русский родной язык.» 3 класс авт. О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая и др.
Игра «Отгадай слово»
—Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями, в которых есть числительное 100.
— город «Золотого кольца» России. (Ростов)
— героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. (Севастополь)
— город РФ, порт на Тихом океане. (Владивосток)
Самоопределение к учебной деятельности.
— Отгадайте загадку:
Расширяясь год от года,
Так растет и строится,
Что в черте его дорога
— Что такое город? (Ответы детей.)
— Но город был таким не всегда. И сегодня на уроке мы с вами узнаем, каким он был и почему его так назвали.
Работа по теме урока.
Работа с учебником.
— Какими двумя способами объяснено в тексте слово город?
1. Место, где много людей, машин, больших домов.
2. Ограждённое место, крепость.
Рубрика «Интересный вопрос» на с. 68.
— Прочитайте вопрос. Что вы можете на него ответить?
— Рассмотрите иллюстрации на с. 68 и прочитайте рубрику «Из истории языка и культуры» на с.69.
— Запишите названия городов, изображённых на фотографиях.
Рубрика «Интересный вопрос» на с. 69.
— Прочитайте старинную загадку. Что в ней зашифровано? (Город – год,
12 башен – 12 месяцев, 4 окошка – 4 недели в месяце, 7 выстрелов – 7 дней в неделе).
Физкультминутка «Солнце глянуло в окно…»
Закрепление изученного материала.
— Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Найти и выписать синонимы к словам «крепость», «укрепление»).
Первый текст «Владивосток» (форт, твердыня)
Второй текст «Волгоград» (твердыня)
Третий текст «Севастополь» (бастион)
Твердыня – 1.Укрепленное место, укрепление; 2.Оплот, опора, укреплённая позиция.
Рубрика «Из истории языка и культуры» на с.70.
— Что вы узнали из истории города Севастополя?
— Прочитайте текст. Почему башню Белого города называлась Семиверховой?
(Она венчалась семью шатрами-башенками, семью верхушками).
— Выполните письменное задание в данном упражнении на с. 71, заполняя пропуски в предложении. (Выполняют с комментированием, «цепочкой»):
Белый город был разобран по приказу Екатерины Второй.
Смоленская крепость разрушена во время войн, но часть стены и 17 башен можно увидеть и сейчас.
Площадь Покровские ворота в Москве находятся на месте проездной башни Покровских ворот, а площадь Никитские ворота – на месте проездной башни Никитских ворот.
Рефлексия.
— Как называли строителей город в старину?
— Как звали самого известного из горододельцев?
– Дайте определение понятиям: кремль…, крепость…, твердыня….
Итог урока.
— О каких городах мы говорили сегодня на уроке?
— Покажите их на карте России.
Домашнее задание: с.72-73 упр.5 (1,2,3 – на выбор обучающихся).
Презентация к уроку Родного языка 3 класс «Как появлялись названия старинных русских городов».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Презентация к уроку
Родного языка
3 класс
«Как появлялись названия старинных русских городов»
МКОУ «Солнечная СОШ»
Учитель начальных классов Слащева Наталья Геннадьевна
Описание слайда:
— Как мы узнаём о прошлом: как жили и одевались люди, какие были обычаи, где жили? (читаем книги, энциклопедии, смотрим передачи, путешествуем).
— Как называется наука, которая изучает прошлое человеческого общества? (история).
— А нужна ли вам история? (да, каждый человек должен знать историю своей страны).
Описание слайда:
Москва
Москва – основана князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Название город получил по реке Москва, около которой был основан. Происхождение названия реки по современной версии выводится от древнеславянского корня «моск», что означает влажное, топкое место. Древний вариант названия – Москов.
Описание слайда:
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – имя городу дано основателем, царем Петром Великим в честь его небесного покровителя, апостола Петра. Петр I был крещен 29 июня 1672 г., в Петров день, потому желание назвать новый город в честь своего святого вполне понятно для великого царя. Впрочем, изначально это название носила крепость, основанная на Заячьем острове, с которой и началось строительство города в 1703 году. После постройки собора Петра и Павла крепость стала именоваться Петропавловской, а название Петербург стало именем строившегося вокруг нее города.
Описание слайда:
Владимир
Город назван по имени князя Владимира Мономаха, основателя города.
Описание слайда:
Ярославль
Город назван в честь основателя, князя Ярослава Мудрого. О чем говорит и название – старая форма от слова Ярослав. Хотя, судя по находкам археологов, поселения на месте города существовали и ранее.
Описание слайда:
Суздаль
Древняя форма названия – Суждаль, встречается написание Соуждаль. Название происходит от слова старославянского слова «зижать», то есть строить.
Описание слайда:
Хабаровск
Основан в мае 1858 как военный пост, под названием Хабаровка — в честь землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Датой основания считается 31 мая 1858 года. В 1880 году Хабаровка получила статус города. 2 ноября (21 октября по старому стилю) 1893 года город был переименован в Хабаровск.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация подготовлена к уроку Родного языка для учащихся 3 класса по программе «Школа России». По теме «Как появлялись названия старинных русских городов».
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа «Родная литература»
Календарно-тематический план по родной (татарской) литературе
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Календарно-тематический план по родной (татарской) литературе для 6 класса
Календарно-тематический план по родной (татарской) литературе
История культуры Башкортостана. Презентация на тему «Башкиры» 6 класс
Презентация Абат на тему: «Мукъаза зевне аз (Н), элп Нн.» (1 класс)
Тесты по литературному чтению башкирского языка (4 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5414325 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку«Говорящие названия» 3 класс «Школа России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Говорящие» названия Русский язык
Slide title Click to add Title 4 Click to add Title 1 Click to add Title 2 Click to add Title 3 Click to add Title 5
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1679436
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок Русский язык 3 класс (УМК «Школа России»)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47»
Цель: Развитие умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи.
Планируемый результат:
Личностные УУД:
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— определять общие для всех правила поведения ;- определять правила работы в группах;- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;- отличать верно выполненное задание от неверного;- осуществлять самоконтроль;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике, тетради;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;- проводить анализ учебного материала;- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
— проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Дидактические задачи этапов урока:
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный(этап мотивации.) Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация знаний и умений. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т. д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование темы урока, цели. Создание условий для формулировки темы и цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
I. Оргмомент. (2 слайд)
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
II. Актуализация знаний.
— Прочитайте стихотворение. (Слайд 3)
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мною нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною нужно дорожить!
— О какой части речи говорится?
— Работаем в парах. Вспомните, что знаете об имени прилагательном. (Карточка)
1. Что такое имя прилагательное?
б) Член предложения.
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) Признак предмета.
в) Действие предмета.
3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
а) Какой? Какая? Какое? Какие?
в) Что делать? Что сделать?
4. С какой частью речи связано по смыслу прилагательное в предложении?
б) Имя существительное.
в) Имя прилагательное.
Алгоритм работы с таблицей в паре:
1. Поочерёдно задайте друг другу вопросы.
2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов в правом столбике.
3. Для ответа на вопрос используйте клише.
Речевое клише (клише (франц.) – механически воспроизводимое выражение в типичных речевых ситуациях) (Слайд 4)
III. Самоопределение к деятельности.
— Отправляемся в путешествие в весенний лес. ( Слайд 5)
— Прочитайте текст. Подчеркните имена прилагательные. (Слайд 6)
— Прочитайте текст без имён прилагательных. ( Слайд 7)
— Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.
— Какую роль играют имёна прилагательные в речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.)
— Сформулируйте тему урока. Что будем узнавать? (Роль имен прилагательных в речи.)
— Чему будем учиться? (Определять роль имен прилагательных.)
IV. Зарядка для глаз. ( Слайд 8)
V. Работа по теме урока.
Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку. ( Слайд 9)
Золотой глазок. (Ромашка.)
— Найдите слово ромашка в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Запомните написание этого слова. (Слайд 10)
* Материал для учителя.
— Прочитайте два текста о ромашке. (Слайд 11,12)
1)Маленькое солнце на моей ладошке —
Белая ромашка на зелёной ножке.
С белым ободочком жёлтые сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки! (3. Александрова) (Слайд 11)
2)Белая ромашка (или нивяник) — многолетнее травянистое растение. Оно имеет прямостоячий стебель. Листья продолговатые, плотные, жёсткие, с зазубринами по краям. Цветки собраны в цветочную корзинку: жёлтые в середине, а белые по краям. (А. Онегов) (Слайд 13)
— Читаем текст по методу инсерт (Слайд 12):
— Определите тип текста. (Описание)
— В чём сходство? В чём различие?
— Какой текст описывает предмет наиболее точно, а какой более образно?
— Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или справочной литературе?
— Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах?
— С чем сравнивает ромашку автор стихотворения?
— Спишите стихотворение, подчеркните имена прилагательные.
VI. Физминутка ( Слайд 14)
В небе плавает луна (покачивание влево, вправо)
В облака зашла она.
1, 2, 3, 4, 5 (хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать. (руки вверх)
6, 7, 8, 9, 10 (хлопки над головой)
И пониже перевесить. (руки вниз)
10, 9, 8, 7. (ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем! (Дети тихо садятся)
VII. Закрепление изученного материала.
1. Страничка для любознательных (Слайд 15)
«Говорящие» названия
Стоит только внимательно рассмотреть растение и вслушаться в звучание слова — и «тайна имени» раскроется!
2. Прочитайте. Чего не хватает в тексте? (Слайд 16)
Подберите и вставьте в текст имена прилагательные.
Вы знаете эти … … цветы — кошачьи лапки. … … цветок очень похож на … кошачью лапку. Посмотрите в сердцевину цветка — в нём как бы застыла капелька … … крови.
Слова для справок: скромные, лесные, крошечный, розоватый, мохнатую, живой, тёплой.
— Какое это описание: научное или художественное?
— О каком растении идёт речь? Почему цветок так называется?
— Что привлекло автора во внешнем виде цветка?
— Какие сравнения использованы в описании?
— Спишите, вставляя пропущенные прилагательные.
Взаимопроверка. ( Слайд 17)
— Что узнали на уроке? Для чего в речи мы употребляем имена прилагательные? (Они делают нашу речь яркой и выразительной, служат для точного описания предмета.) (Слайд 18)
Моя самооценка (Слайд 19)
Не получается – синий
Домашнее задание. Упр. 121(Слайд 20)
— Выберите растение для составления текста-описания в научном стиле.
Вспомните, что знаете об имени прилагательном.