Что такое градов ограда

Значение слова «ограда»

Что такое градов ограда. Смотреть фото Что такое градов ограда. Смотреть картинку Что такое градов ограда. Картинка про Что такое градов ограда. Фото Что такое градов ограда

1. Стена, забор, решетка вокруг чего-л. На дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Лермонтов, Тамань. [Памятник] был обнесен чугунной оградой великолепного тяжелого литья. Паустовский, Золотая роза. || Устар. Огороженное место вокруг церкви, а также огороженное место с несколькими могилами на кладбище. Крестьяне не могли поместиться в церкви и стояли на паперти и в ограде. Пушкин, Дубровский. Над рекой, в церковной ограде и на полянах около фабрик поднимался густой туман. Чехов, В овраге.

2. Книжн. устар. О том, кто является чьей-л. защитой, охраняет, оберегает кого-л. Если было б нам, Ему иль мне, погибнуть надо, А ты бы нам судьей была, Кого б ты в жертву принесла, Кому бы ты была ограда? Пушкин, Полтава.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Главная (центральная) ограда — главное (центральное) укрепление крепости, имевшее сплошную круговую ограду вокруг ядра крепости и состоявшее из валов со рвом впереди, соединяющих отдельные опорные пункты — верки крепости (форты, бастионы). Рвы получали продольную оборону из фланкирующих построек опорных пунктов или из отдельно расположенных сооружений. Назначение главной (центральной) ограды защита ядра крепости от атаки открытой силой и служить тыловой позицией на случай прорыва противника через промежутки между верками крепости (фортами, бастионами).

Ограда из острых кольев и плетня, устраиваемую во время осады неприятельских городов, на Руси, называлась острог.

Оборонительную ограду обозначал древний русский термин — плот.

Наружную оборонительную ограду обозначал древний русский термин — охабень.

Крепостную ограду, то есть крепостные стены или валы, обозначал древний русский термин — оплот.

Земляную ограду, то есть вал, обозначал древний русский термин — осыпь.

Наружную оборонительную ограду в городах, имевших несколько оград, обозначал древний русский термин — окольный город.

Ограда на балконе, мосту, набережной называется парапет.

ОГРА’ДА, ы, ж. (книжн.). 1. Стена, забор, решетка: то, чем огорожено или отгорожено что-н. Каменная о. Могильная о. Обнести сад оградой. Плеская шумною волной в края своей ограды стройной, Нева металась, как больной. Пшкн. 2. перен. Защита, охрана (устар.). Возлюбленная тишина, блаженство сел, градо́в ограда. Лмнсв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

огра́да

1. сооружение, препятствующее перемещению, доступу куда-либо ◆ Каменная ограда. ◆ Прочная ограда. ◆ Построить ограду.

2. перен. устар. то же, что защита; охрана ◆ [Мазепа:] Послушай: если было б нам, // Ему иль мне, погибнуть надо, // А ты бы нам судьёй была, // Кого б ты в жертву принесла, // Кому бы ты была ограда? Пушкин, «Полтава»

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое градов ограда. Смотреть фото Что такое градов ограда. Смотреть картинку Что такое градов ограда. Картинка про Что такое градов ограда. Фото Что такое градов оградаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ретроградный (прилагательное):

Источник

ОГРАДА

Смотреть что такое «ОГРАДА» в других словарях:

ограда — См. защита. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ограда забор, защита; штакетник, плетень, перила, стена, загорода, городьба, огорожа, оплот, ограждение, загородка, кромлех,… … Словарь синонимов

ОГРАДА — ОГРАДА, оградить, ограждать и пр. см. огораживать Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ограда — ОГРАДА, забор, изгородь, ограждение, стена, разг. городьба, разг. загородка, разг. сниж. загорода, разг. сниж. огорожа уменьш. ласк. ОГРАДКА, уменьш. ласк. заборчик … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ОГРАДА — ОГРАДА. К оградам относятся заборы, изгороди, решётки; ограда состоит обычно из столбов (стоек), закопанных в землю на 0,5 1,6 м или заделанных в отдельные фундаменты, и панелей, укрепляемых на этих столбах. Панели могут быть сквозные… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

ОГРАДА — ОГРАДА, ы, жен. Ограждение, забор, решётка. Каменная о. За оградой. Перелезть через ограду. | прил. оградный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ограда — ■ Пользоваться этим словом в официальных речах: «Господа! В этой ограде…» Прекрасно звучит в речах … Лексикон прописных истин

Ограда — Ограда снится к помехам в любви или работе. Если во сне вы держались за ограду или перила, то наяву приложите все усилия, чтобы удержать страстно любимого вами человека … Большой универсальный сонник

Ограда — Крепостная главная ограда … Википедия

ОГРАДА — Видеть во сне могильную или кладбищенскую ограду – к затяжной болезни. Ограда из цепей означает, что придется побыть сиделкой при безнадежно хвором пожилом человеке, пожертвовав своим временем и оставив все дела. Дощатая ограда говорит о… … Сонник Мельникова

ограда — Заимств. из ст. сл. яз. Соврем. ограда < *ogorda, производного от *ogorditi. См. жердь, огород, ср. изгородь, загородка. Ограда буквально «то, что огораживает» … Этимологический словарь русского языка

Источник

Как понять торжественную оду XVIII века

Минимум, необходимый, чтобы прочитать оду XVIII века и не уснуть

1. Что такое торжественная ода

Представьте себе одну из первых сцен фильма «Властелин колец». Начинается эпичная битва. От лиц воинов обеих сторон камера взмывает ввысь и проно­сится над полем сражения без конца и края, где у каждого свое дело, где можно было бы рассмотреть сотни малых поединков и тысячи смертей, но благодаря стреми­тельному движению и взгляду сверху все они теряют свои индиви­ду­альные черты и сливаются в единую картину, которая одна только и может передать подлинный масштаб и значение события — не здесь и сейчас, но в истории вне времени и на все века. Не Элендил и Элронд бьются против Саурона, но Добро против Зла; не Исилдур отрубает палец с кольцом у врага, но Порядок и Истина полу­чают шанс установиться на Земле. Чтобы показать значение этого момента, камера взлетает еще выше и показывает беспомощно валящиеся орочьи войска до самого гори­зонта. Скорее всего, у тех, кто смотрит этот эпизод сейчас, так же захватывает дух, как и у первых зрителей 15 лет назад: общие планы потря­сающих воображение городов и великих битв стали фирменной маркой режиссера Питера Джексона, и не случайно.

Подняться над землей и обозреть события, которые изменят историю, — идеальный аттракцион. В наше время этого достигают с помощью 3D-моделей и кино. Но и люди прошедших веков могли пережить те же ощущения — благодаря поэтическому слову. Жанром, дававшим такую возможность, стала торжественная (или пиндарическая По имени древнегреческого поэта Пиндара (V век до н. э.). Его стихотворения послужили образцом для французских поэтов, разработавших этот жанр, — П. Ронсара, Ф. Малерба, Н. Буало, Ж. Б. Руссо и др. Из Франции внимание к оде пришло в Германию и Россию. ) ода, основной жанр русской лирики середины XVIII века, в котором писали Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Василий Петров, Михаил Херасков и множество других, менее одаренных поэтов.

В основе торжественной оды лежит идея поэтического восторга. Мысленный взор поэта покидает свою бренную оболочку и воспаряет над землей. Сделать это ему позволяет вмешательство высших сил — например, музы, духа, божественного вдохновения. Они и движут его устами и пером — в мире оды поэт не говорит сам.

Воспарив над миром, поэт обозревает бескрайние просторы — одновременно и в самом общем плане, и в мельчайших подробностях. Так же одновременно он видит события, которые в действительности далеко отстояли друг от друга по времени; говоря о современности, он может ввести в повествование давно умерших правителей, героев мифологии, христианского Бога и персонажей, оли­цетворяющих абстрактные понятия (Истина, Неправда, Милосердие и т. д.) — при этом действовать они будут наравне с подлинными участниками событий. Все эти персонажи, события, идеи и планы возникают в оде в свобод­ном порядке, взгляд автора как бы перемещается от одной картины к другой.

Все это имеет несколько следствий.

1. Читатель (слушатель) оды пассивен. Поэт не оставляет ему пространства для собственных мыслей или оценок, задача читателя — только следовать за планом и картинами оды, поскольку через нее с ним говорит высшее существо, и говорит Истину.

2. Ода описывает только выдающиеся события (даже если читателю XXI века они могут показаться незначительными).

3. Взгляд сверху, охватывающий пространство от горизонта до горизонта, делает оду идеальным средством для прославления страны и ее правителя.

4. Тематика оды сводится к ограниченному и заранее заданному набору идей:
— величие страны и ее светлое будущее обеспечивает монарх, действиями которого руководят благие высшие силы;
— этот монарх наделен всеми добродетелями;
— благодаря этому страна в состоянии мира является средоточием всех возможных земных благ;
— любой конфликт, связанный со страной, — это на самом деле конфликт Абсолютного Добра и Абсолютного Зла;
— исход этого конфликта известен заранее: Добро победит благодаря абсолютно доброде­тельному монарху и поддержке высших сил.

5. Ограниченность тем закономерно приводит и к тому, что в одах появляются повторяющиеся формулы и образы:
— общая радость многих объединенных народов;
— ликование природы (радостные реки, рукоплещущие берега);
— обширность страны;
— удивленный взгляд на нее со стороны соседних государств;
— исполинские фигуры героев и т. д.

Итак, за возможность пережить захватывающее дух путешествие ввысь и уви­деть эпические картины оды приходится платить относительной ограничен­ностью образов и одно­значным политическим содержанием. Автор торже­ственной оды, воспарив высоко над миром, говорит о больших масштабах, но не видит частностей и полутонов. Он опи­сывает все в категориях абсо­лют­ного добра или абсолютного зла. Абсолютное добро при этом приписывается монарху, который обеспечивает существование этого прекрасного мира.

2. Как читать оду — пример

Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

В середине 1740-х годов Ломоносов издавал свои оды в типографии Академии наук и художеств, но за собственный счет, на титульных листах стояло его имя — и «авторский» взгляд, речь от первого лица («вижу», «мой глас» и пр.) неизменно присутствовали в тексте. Так же была написана и ода на день рождения императрицы, отмечавшийся в декабре 1746-го. Однако уже на стадии издания было решено, что она будет напечатана за счет Академии. Так имя Ломо­носова пропало с титульного листа — зато там было сказано, что оду «приносит всеподдан­нейшая Академия наук». Вместе с тем сам текст — с «автор­ским» взглядом и оборотами от первого лица («представь мне оную годину» и пр.) — остался неизменным. После этого Ломоносов написал еще несколько од по заказу президента Академии, все они были изданы на ее деньги, поднесены императрице от ее имени, и в них автор уже не мог писать от своего лица и лично «парить над землей».

Вероятно, желание Академии делать императрице такого рода «поднесения» было связано с тем, что в мае 1746 года ее президентом стал восемнадцати­летний граф Кирилл Григорьевич Разумовский, только что вернувшийся из европейской образовательной поездки. В Академии с ее типографией он видел средство распространения «новой» культуры, включавшей в том числе тесную вовлеченность поэтов в жизнь двора. В 1747 году он добился, чтобы Елизавета приняла новый устав Академии наук, расширявший сферы деятельности, штат и финансирование этого учреждения.

Новую оду на день восшествия Елизаветы на престол, речь о которой пойдет ниже, Ломоносов писал — также по заказу Разумовского — практически тогда же, когда издавался текст нового устава. Она, как и предыдущая, была издана как сочинение, подносимое от Академии наук. Закономерно, что похвалы императрице в новой оде тесно переплелись с благодарностью за блага, пролившиеся на учреждение.

3. Самостоятельное задание

Теперь вы можете попробовать самостоятельно проанализировать одну из двух других од. Самые непонятные слова и выражения пояснены в примечаниях.

1. Александр Сумароков. «Ода государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня»

1
Благословенны наши лета.
Ликуй, блаженная страна!
В сей день тебе Елисавета
Всевышним и Петром дана.
Источник празднуя судьбине,
Возрадуйтесь, народы, ныне,
Где сей царицы щедра власть.
О день, исполненный утехи!
Великого Петра успехи
Тобою славят нашу часть.

2
Не ищешь ты войны кровавой
И подданных своих щадишь,
Довольствуясь своею славой,
Спокойства смертных не вредишь.
Покойтесь, Русских стран соседы;
На что прославленной победы
И грады превращати в прах? Для чего [и без того] прославленной [правительнице] победы? Нужно ли ей обращать города в прах?
Седящия на сем престоле
Нельзя хвалы умножить боле,
Ни света усугубить страх.

3
Императрица возвещает,
Уставы истины храня:
«Кто в сердце дерзость ощущает
Восстать когда против меня,
Смирю рушителей покою,
Сломлю рог гордый сей рукою,
Покрою войском горизонт;
Увидит чувствующе вскоре
Петровой дщери силу море:
Покрою бурный флотом понт Понт — здесь Черное море. ».

6
Пожжем леса, рассыплем грады,
Пучину бурну возмутим.
Иныя от тебя награды
За ревность Ревность — усердие, старательность. мы не восхотим,
Чтоб ты лишь перстом указала
И войску своему сказала:
«Достойны россами вы слыть».
О дщерь великому Герою!
Готовы мы идти под Трою
И грозный океан преплыть.

8
Но днесь, народа храбра племя,
Ты в мысли пребывай иной Но сегодня, о племя храбрых людей, думай о другом. :
Забудь могущее быть время
И наслаждайся тишиной.
Вспевайте, птички, песни складно,
Дышите, ветры, вы прохладно,
Целуй любезную, зефир Зефир — олицетворение западного ветра. ;
Она листочки преклоняет,
Тебя подобно обоняет,
Изображая сладкий мир.

12
Оттоль, монархиня, взираешь
На град Петров, на свой престол,
И как ты взоры простираешь,
Твои слова сей слышит дол:
«В сем месте было прежде блато,
Теперь сияет тамо злато
На башнях счастия творца;
Нева средь пышна града льется,
Отколе эхо раздается
О славе моего отца».

2. Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года»

1
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, Богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном Вышняго пылает,
Да щастием Твоим венчает
Его средину и конец.

2
Да движутся светила стройно
В предписанных себе кругах,
И реки да текут спокойно
В Тебе послушных берегах;
Вражда и злость да истребится;
И огнь и меч да удалится
От стран Твоих и всякий вред;
Весна да рассмеется нежно,
И земледелец безмятежно
Сторичный Сторичный — стократный. плод да соберет.

3
С способными Спободными — удобными, благоприятными. ветрами споря,
Терзать да не дерзнет борей Борей — олицетворение бурного северного ветра.
Покрытаго судами моря
Пловущими к земли Твоей.
Да всех глубокий мир питает;
Железо браней да не знает,
Служа в труде безмолвных сел.
Да злобна зависть постыдится,
И славе свет да удивится
Твоих великодушных дел.

4
Священны да хранят уставы
И правду на суде судьи,
И время Твоея державы
Да ублажат раби Твои.
Соседы да блюдут союзы;
И вам, возлюбленныя Музы,
За горьки слезы и за страх,
За грозно время и плачевно
Да будет радость повседневно,
При Невских обновясь струях.

5
Годину ту воспоминая,
Среди утех мятется ум!
Еще крутится мгла густая,
Еще наносит страшный шум!
Там буря и́скры завивает,
И алчный пламень пожирает
Минервин с громким треском храм! Минерва — одна из важнейших древнеримских богинь, персонификация мудрости. Речь идет о пожаре, который случился в ночь на 5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры и Императорской библиотеки.
Как медь в горниле, небо рдится!
Богатство разума стремится
На низ, к трепещущим ногам! В здании Кунсткамеры была типография, и во время пожара находившиеся там отпечатанные, но еще не сброшюрованные академические издания были скинуты на землю.

8
Подобным жаром воспаленный
Стекался здесь Российский род
И, радостию восхищенный,
Теснясь, взирал на Твой приход.
Младенцы купно Купно — вместе. с сединою
Спешили следом за Тобою.
Тогда великий град Петров
В едину стогну Стогна — площадь, широкая улица. уместился,
Тогда и ветр остановился,
Чтоб плеск Плеск — рукоплескания, звук аплодисментов. всходил до облаков.

12
Европа и весь мир свидетель,
Народов разных милион,
Колика ныне добродетель
Российский украшает трон.
О как сие нас услаждает,
Что вся вселенна возвышает,
Монархиня, твои дела!
Народов Твоея державы
Различна речь, одежда, нравы,
Но всех согласна похвала.

13
Единым гласом все взываем,
Что Ты — Защитница и Мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать.
Когда воспеть щедроты тщимся,
Безгласны красоте чудимся.
Победыль славить мысль течет,
Как пали Готы Готами в оде называются шведы. пред Тобою?
Но больше мирною рукою
Ты целой удивила свет.

14
Весьма не обычайно дело,
Чтоб всеми кто дарами цвел:
Тот крепкое имеет тело,
Но слаб в нем дух и ум не зрел.
В другом блистает ум небесный,
Но дом себе имеет тесный,
И духу сил не достает.
Иной прославился войною,
Но жизнью мир порочит злою
И сам с собой войну ведет.

15
Тебя, богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают;
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому не достает.

16
Однако дух еще стремится,
Еще кипит сердечный жар,
И ревность Ревность — усердие, старательность. умолчать стыдится:
О Муза, усугубь твой дар,
Гласи со мной в концы земныя,
Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы;
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.

17
В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину Хина — Китай. отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.

18
«Се нашею, — рекла, — рукою
Лежит поверженный Азов Азовская крепость была взята Петром I в 1696 году, затем, в 1711 году, возвращена Турции, снова взята русскими войсками в 1736 году, но по условиям мирного договора срыта незадолго до восшествия на престол Елизаветы Петровны. ;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.

21
В стенах Петровых протекает
Полна веселья там Нева;
Венцем, порфирою Порфира, или багряница, — пурпурная мантия монарха; символ верховной власти. блистает;
Покрыта лаврами глава.
Там равной ревностью пылают
Сердца, как стогны все сияют
В исполненной утех ночи.
О сладкий век! О жизнь драгая!
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи Имеется в виду фейерверк, устроенный в Петербурге в 1748 году в честь дня восшествия на престол Елизаветы Петровны. ».

24
Но естьли гордость ослепленна
Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
Тебе, в женах благословенна,
Против ее помощник Бог.
Он верьх небес к Тебе преклонит
И тучи страшные нагонит
Во сретенье Во сретенье — навстречу. врагам Твоим.
Лиш только ополчишься к бою,
Предъидет ужас пред Тобою,
И следом воскурится дым.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 59:11

Свт. Афанасий Великий

Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи

Кто введет мя во град ограждения? Пророк, наученный Духом, что и язычники приимут благодать, говорит: кто введет мя во град ограждения? Градом же ограждения называет Церковь, огражденную Божией силой. Говорит это пророк как бы от лица приносящего покаяние и желающего принять веру во Христа народа иудейского.

Или кто наставит мя до Идумеи? Поясняет, какой это град ограждения. Это — Идумея. Идумеею же обозначает все племена, приявшие благодать.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи

Прп. Максим Исповедник

Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи

Кто введет мя во град ограждения

Град ограждения есть мудрость, образующаяся из многих божественных и таинственных умозрений, которая, как сказал один толкователь, окружена и ограждена твердынями добродетелей.

Или иначе: град ограждения есть то душевное состояние, пребывая в котором, подлинно благочестивый и боголюбивый муж становится неприступным и неуязвимым для недругов, благодаря стене святых Сил, охраняющей его.

Кроме того, град ограждения есть душа, защищенная стеной [праведной] жизни и разума, а также преисполненная дарами всяческих добродетелей.

Наконец, град ограждения есть навык в истинном и твердом ведении, окруженный стеной всех нравственных, естественных и богословских умозрений. В этот град приводится всякий праведный [человек], и Проводником ему служит один только Бог, привлекающий к Себе всех [людей] невыразимым величием Своей Благости.

Или кто наставит мя до Идумеи

Идумея, как показало предшествующее рассуждение, есть тварное мироздание, доступное [нашему] восприятию. В пределах этого мироздания и вращается естественное созерцание, [осуществляемое] в духе. А соответственно подобному созерцанию, от величия красоты созданий сравнительно познаётся Виновник [бытия их] (Прем. 13:5). И он познаётся теми, кто благочестиво предаётся познанию сущих.

Или еще: [Идумея есть] деятельное любомудрие, [осуществляемое] через плоть ради добродетелей. Благодаря такому любомудрию наше тело становится храмом Святого Духа, созидаясь вместе [с исполнением] прекрасных заповедей. И к этому любомудрию [нас] приводит опять же Сам Господь, даруя любящим Его знание зримых [вещей] и научая их умерщвлению членов сей земной и тленной плоти.

Толкование на 59 псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 11-12 Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? и не изыдеши, Боже, в силах наших

«Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи?. Не Ты ли, Боже, отринувый нас?» Градом ограждения называет Иерусалим. Симмах перевел: град огражденный. Поелику Иерусалим был опустошен и лишился стен, а по возвращении из плена возобновлены его ограды; то Пророк желает увидеть город, обнесенный стенами, пройдти, как царь, до Идумеи, и всегда неприязненных идумеев видеть принужденными быть в рабстве. И это, говорит Пророк, соделай Ты, Господи, отринувший нас и предавший под власть вавилонян. Так предвестив блага, молится за скорбящих.

«И не изыдеши Боже в силах наших?» Видишь, говорит, с каким ожесточением нападают на нас, и не предводительствуешь нами, не являешь силы Твоей над врагами, как обычно Тебе.

Евфимий Зигабен

Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи

Кто введет мя во град ограждения

Это сказывается от лица пленных иудеев. Городом огражденным назывался Иерycaлим, потому что был окружен и укреплен высокими и крепкими стенами. Иудеи говорят это от великой радости (как бы так): кто приведет меня в город Иерусалим; ибо, находясь в плену, они жили в запертом и не свободном месте.

Слова Вел.Василия: Быть может, городом огражденным называет церковь, городом по причине собрания живущих по закону, а огражденным—по причине ограждения ее верою. Почему весьма ясно некто из толковников перевел: В город огражденный (вместо: в город ограждения на греческом). Итак, кто доставит мне сие великое зрелище, чтоб я видел Бога живущим среди людей? Так сказано и Господом, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели. Великого Афанасия: Городом огражденным называет церковь, огражденную Божиею силою. Сие то говорит пророк, как бы от лица кающегося и желающего получить веру во Христа иудейского народа. И Исихия: Городом ограждения называет церковь, так как в ней содержатся Христовы таинства, и закон и пророки содержатся в сем благоустроенном обществе; ее же называет и Идумеею.

Или кто наставит мя (укажет мне путь) до Идумеи

Кто, говорит, укажет мне—пленному израильскому народу путь, по какому я пошел бы рассматривать только город Иерусалим—сладчайшее мое отечество, на Идумею с окрестностями Иерусалима, покоренные нашему царству, и увидать прежних врагов наших друзьями и близкими к нам?

Некто безыменный говорит: Замечай, что не просто пожелал указания пути даже до Иерусалима, или даже до Галаада, или даже до Идумеи, но как бы с удивлением странности обещания, что и потомки возненавиденного и злого Исава получат некогда таковую благодать, что к ним придет Бог, и что как бы посредством обувей проповедников призвав язычников, по всей земле устроит свой город—вселенскую церковь, и благоучрежденное общество богочтецов. Кто, говорит, даст мне то, чтобы жизнь моя продлилась до того времени, в которое язычники получать благодать сию? Чтобы мне увидать город огражденный, то есть, церковь, охраняемую силою Божиею, чтобы не потерпеть какой либо осады? По словам Божеств. Максима, город огражденный есть мудрость, собранная из многих божественных и таинственных созерцаний, огражденный, то есть, окруженный твердынями добродетелей, в который отводится всякий благочестивый ни кем другим, как только одним Богом, влекущим к Себе всех по неизреченному величию своей благости. А Идумея есть совокупность подлежащих чувству тварей, в рассуждении которой обыкновенно составляется в духе естественное созерцание, соответственно которому из красоты и величия тварей по соображению созерцается благочестиво собирающим для себя познание существ Творец бытия. Или, быть может, (она есть) состоящее в деятельной посредством плоти добродетели любомудрия, к которому также руководствует Сам Господь, угождая любящим Его. Кратко сказать: город огражденный есть основательное созерцание мысленных предметов; а Идумея—знание чувственных, к которым ведет и указывает путь единственная премудрость Бога и Отца—Единородный Сын Его.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 11-12 Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? и не изыдеши, Боже, в силах наших

Основываясь на этом Божественном изречении, псалмопевец теперь спрашивает, кто будет предводительствовать войском, кто поведет против идумейской крепости (Восора; Ис. 63:1); и отвечает: Тот же Бог, который при вторжении к нам Идумеян на время отверг нас и по-видимому удалился от нашего войска.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи? Не ты ли, Боже, отринувый нас? и не изыдеши, Боже, в силах наших

Тот же Господь, Который отринул сейчас евреев, поведет Давида на идумеян, а это значит, что победа за ним.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 11–12 Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших

Выражение град ограждения значит: «город, укрепленный оградою или стеною, огражденный»; Идумея – та же языческая земля, о которой говорится в предыдущем стихе (10). Не изыдеши, Боже, в силах наших то же изречение имеется в Пс.43:10, только там оно выражено в положительной форме, а здесь – в вопросительной. Под именем сил разумеются отряды войска, или все воинское ополчение. Давид выражает здесь уверенность, что он, согласно данному от Бога обетованию, покорит с Божьей помощью (1 Цар. 30:16) и все другие враждебные ему народы, хотя бы они жили в укрепленных городах. Ему не страшна теперь и Идумея, которая в прежние дни причиняла немало зла народу еврейскому. Он как бы так говорит: мною хотя и покорены, с Божьей помощью, разные иноплеменные народы, но еще предстоит вести брань против других враждебных народов, которые надеются на свои крепости (град ограждения): нужно покорить коварных идумеян old:3ts:11:15|(3 Цар. 11:15). Но кто же другой введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Идумеи? Не Ты ли, Боже, Который за грехи наши оставил было нас и не исходил с нашими силами, т.е. с войсками нашими, на брань против врагов наших?

Объяснение священной книги псалмов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *