Что такое графическая культура
Статья. Развитие графической культуры и графической грамотности
Развития графической культуры и графической грамотности.
Основная цель обучения – развитие личности. И сегодня мы справедливо говорим о том, что образование, прежде всего, призвано раскрывать созидательные силы и способности личности, то это означает, что учить творчеству нужно с детского возраста. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения, и, прежде всего, чертежи, поэтому в курсе черчения потенциально заложены огромные возможности для формирования творческих качеств личности. Политический характер предмета позволяет использовать самые различные объекты для проявления индивидуальных интересов наклонностей молодых людей, раскрывать их дарования и способности. Любая творческая работа, в том числе и учебная, должна включать в себя деятельность, связанную с изучением и переосмыслением имеющегося опыта, преобразованием исходных данных, в том числе комбинаторного характера, который является особенно специфичным для конструкторской деятельности.
Задачи, включенные в раздел проектной деятельности, предусматривают графическое моделирование предмета по чертежу с неполными данными. Обладая ярко выраженным творческим характером, они побуждают школьников к активному поиску, комбинаторике. Каждый вид рекомендуемых задач избирательно углубляет и закрепляет графические знания по ведущим разделам курса черчения. Эти качества используются при решении задач с элементами проектной деятельности, где ставится конкретная техническая цель.
Приступая к рассмотрению задач по черчению, включающих элементы проектной деятельности, нужно подчеркнуть, что речь идет преимущественно о графических элементах, что было бы неправильным подменять черчение конструированием, дизайном или архитектурой.
Главным качеством, общим для черчения и конструирования является умение использовать графические знания в новой конкретно заданной ситуации. Применительно к черчению это значит, что ученик должен правильно понимать условие задачи, выраженное языком графики, выбирать те методы изображения, которые способны составить опору техническому замыслу, удержать его в сознании, послужить основой для развития замысла и его завершения. Параллельно с мысленными преобразованиями формы ученик должен производить преобразования графические. Наконец, на завершающей стадии работы перед учащимися возникает наиболее трудная проблема: на чертеже необходимо грамотно отразить итог творческой работы. При этом нужно использовать оптимальное количество изображений, с достаточной полнотой и наглядностью раскрывающих особенности формы объекта. Трудность заключается в том, что в этот момент школьники должны мысленно перепробовать все известные им методы изображений и выбрать нужные, вспомнить необходимые правила и ими воспользоваться.
Для учителя важно понимать, какие элементы конструкторских знаний и умений должны быть отражены в творческих задачах по черчению и зачем это делается. Как уже отмечалось, в курсе черчения нашли своё место задачи на мысленное преобразование формы и положения объекта. Однако конечной целью этих преобразований являлись сами преобразования. Никто не отрицал ранг этих задач в развитии образного мышления школьников, но для них самих семантическое значение преобразований оставалось нераскрытым, а поэтому интерес к занятиям не возникал.
Задачи на конструктивные преобразования имеют ощутимую для школьников практическую ценность, поскольку в них в доступной форме ставится конкретная техническая цель. Стремление к достижению этой цели стимулирует интерес к работе.
При разработке творческих задач с элементами конструирования очень важен выбор объекта. Нужно выбирать предметы, форма которых представляет интерес с точки зрения графической деятельности, чтоб форма была современной и, наконец, чтобы объект можно было изготовить в школьных мастерских.
Характерным этапом графического поиска является выполнение учащимися «опорных» изображений, в которых заложена первая попытка зафиксировать возникшее в сознании ядро будущей конструкции.
Выдвигая пожелания к формулировке условий задач, отметим и следующее. В текст условий целесообразно включать несколько пунктов, которые предусматривают выполнение работ, различных по сложности. Это позволяет использовать задачи на разных этапах обучения и строить работу с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Таким образом, в учебном процессе учитель выступает, прежде всего, как организатор и руководитель познавательной деятельности детей. Он создает условия, при которых учащиеся могут наиболее рационально и продуктивно учиться. Это касается и правильной организации как классной, так и проектной работы учащихся, и учебной дисциплины и правильного чередования заданий и нормальной психологической обстановки на уроке, и многого другого. Главное условие, однако, постановка перед учащимися таких задач и заданий, которые с неизбежностью требовали бы от них активной мыслительной деятельности. При отсутствии этих условий нормального учебного процесса быть не может.
Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно
разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем
управления, включающих различные графические способы отображения геометрических
и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.
Значение графической культуры как одной из составляющих компетенции современного инженера
Садекова Евгения Владимировна,кандидат педагогических наук, доценткафедры кораблестроенияи авиационнойтехникиФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева»,г. Нижний Новгородjane51268@rambler.ru
Значение графической культурыкак одной из составляющих компетенции современного инженера
Аннотация.В статье рассмотрены вопросы формирования графической культуры у студентов технических вузов, включающей знание стандартов и грамотное оперирование нормативными документами при изучении графических и специальных дисциплин.Ключевые слова:профессиональная компетенция, техническая эрудиция, графическая подготовка инженерных кадров, стандарты Единой системы конструкторской документации, высокая графическая культура.
(ГОСТ 2.30368);–выполнение надписей нестандартным по высоте иначертанию шрифтом (ГОСТ 2.30481);–много нарушений при нанесении и простановке размеров на чертежах
(ГОСТ 2.3072011) и т.д., это далеко не полный список.Выпускники с такими пробелами в знании основных нормативных требований к графическим и текстовым документам, не могут называться квалифицированными инженерами с высокой графической культурой, которая является неотъемлемой составляющей их профессиональной компетенции.Такое внимательное отношение к формированию графической культуры специалиста также обусловлено параллельным формированием у студентов самодисциплины, которая характеризует собой эмоциональноценностный компонент графической культуры. Осознание студентом своих графических знаний и умений как возможности достижения профессиональной успешности стимулирует его на наиболее грамотное выполнение графических частей курсовых и дипломных работ. Соблюдение стандартов даже в, казалось бы, незначительных деталях, позволяет искоренить привычку пренебрежения к правилам и требованиям.Надо помнить, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. Роль преподавателя в осуществлении этих процессов значительна. Поскольку государством требуется подготовка специалистов с высоким творческим потенциалом, и как следствие, важно чтобы образовательныйпроцесс стал преимущественно самообразовательным и саморегулируемым, нельзя забывать, что в ходе становления студента специалистом необходим постоянный контроль со стороны преподавателей, позволяющий отследить закрепление полученных ранее обязательных знаний и умений. Возможно, имеет смысл вести мониторинг остаточных знаний по наиболее востребованным темам тех или иных дисциплин в течение всего периода обучения студентов, независимо от того, как давно закончился изучаться этот цикл, или его изучение длится несколько семестров. В таком случае важна активная междисциплинарная связь, чтобы те дисциплины, что изучались на младших курсах, нашли свою прикладную значимость при изучении специальных дисциплин. Возвращаясь к проблеме формирования графической культуры, можно предположить, что, проводя на каждом последующем году обучения мониторинг знаний основных требований стандартов к выполнению чертежей, графиков, таблиц реально добиться полноценного усвоения данного материала. Не обязательно давать в качестве контроля сложные задания, выполняя которые студент покажет, как усвоены те или иные стандарты. Достаточно регулярно предлагать студентам простые тесты, которые, благодаря своей краткости и разнообразности будут стимулировать студентов помнить основные моменты, активизировать необходимые знания, тем самым формировать свою графическую культуру. В качестве примера предлагается один вариант тестов на остаточные знания по дисциплине «Инженерная графика», используемых на кафедре «Кораблестроение и авиационная техника» ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева»(рис. 1).Рис.1. Пример тестов на остаточные знания по дисциплине «Инженерная графика»Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что будущий инженер, несомненно, должен иметь высокую графическую культуру, позволяющую ему выполнять любой графический документ грамотно не только по содержанию, но и по оформлению, что должно стать неотъемлемой составляющей его профессиональной компетенции. И развитие графической культуры, совершенствование компетенции студентов должно осуществляться в ходе всего обучения в техническом вузе, при переходе от изучений одних дисциплин к другим, являясь важным интегрирующим междисциплинарным звеном.
Ссылки на источники1.Ильязова М. Д. Компетентность, компетенция, квалификация –основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица. –2008. –№ 1. –URL:http://www.sibcol.ru.2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернетжурнал «Эйдос». –2002. –23 апреля. –URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.3.Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении: дисс. … доктора пед.наук. –Н. Новгород, 2002. –564 c.4.Там же.5.Там же.6.Брыкова Л.В. Формирование графической культуры студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … канд.пед.наук.–М., 2012.–25с.
SadekovaEvgenia,CandidateofPedagogicalSciences, associateprofessor»Shipbuildingandaircraftequipment» StateTechnicalUniversity of R.E.Alekseev, Nizhny Novgorod. jane51268@rambler.ru
Value of graphic culture, as one of components of competence of the modern engineerSummary.In article questions of formation of graphic culture at students of the technical colleges, including knowledge of standards and competent operating by normative documents are considered when studying graphic andspecial disciplines.Keywords:professional competence, technical erudition, graphic preparation of engineering shots, standards of Uniform System of Design Documentation, high graphic culture.
Рекомендовано к публикации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Графическая культура в системе общей культуры личности специалиста XXI века
В статье мы рассмотрим понятие графическая культура в системе общей культуры личности специалиста XXI века и определим свое видение этого феномена. В связи с тем, что графическая культура связана не только с общей культурой человека, но и с его информационной культурой, мы также установим иерархию этих связей и введем тезаурус по теме исследования.
Латинский термин “культура” означает взращивание, совершенствование чего-либо, а в переносном значении – улучшение, образование.
В теории культур существуют различные подходы к определению понятия “культура”. Определений культуры существует столько, сколько пишущих о ней авторов. По различным оценкам насчитывается от 150 до 250 определений.
Проведя анализ научной литературы, можно выделить следующие подходы к феномену культуры: именно культура является выражением гармоничности, богатства и целостности личности, всесторонности и универсальности связей человека с окружающим миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной деятельности.
А.Л. Зворыкин, Е.Г. Силяева, В.И. Тютюнник, Т.Ф. Белоусова рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, что предполагает ее деление на две основные сферы: материальную и духовную культуру.
Популярно определение, трактующее культуру как совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе его исторического развития. При этом под общей культурой личности понимается совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают достигнутый уровень развития человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности.
Одной из важнейших составляющих общей культуры личности, сегодня становится ее информационная культура. Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах и означал культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.
С.М. Михайлиди выделяет в понятии «информационная культура» три компонента – мировоззренческий, который содержит в себе представления о роли информационной технологии в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов, коммуникативный, характеризующийся умением общения с людьми непосредственно и опосредованно с помощью компьютерной техники и других информационных средств, алгоритмический компонент, представляющий из себя рациональный способ мыслительной деятельности.
Э.Л. Семенюк рассматривает информационную культуру как важнейший компонент духовной культуры человека в самом общем смысле этого слова и приводит ряд ее составляющих: общеучебная культура как комплекс взаимосвязанных приобретенных знаний и умений, необходимых для успешного усвоения других предметных знаний и умений, и культура диалога, включающая следующие умения: адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в требуемой форме, излагать свою точку зрения и доказывать свою правоту, находить общие решения и составлять программы совместного действия для достижения общих целей или в диалоге «человек « человек», или в диалоге «человек « компьютер».
Информационная культура включает в себя умение решать задачи на персональном компьютере, работать с прикладным программным обеспечением, а также умение создавать свои графические оболочки, т.е. умение программировать. Информационная культура – это, прежде всего, проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на компьютере, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать.
Принято выделять три уровня приобщенности человека к миру вычислительной техники: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство с компьютером), компьютерную грамотность и информационную культуру.
В.А.Извозчиков пишет, что “Информационная культура – это и понимание информационной картины мира, чтобы разумно использовать информационные потоки и анализировать их, реализовывать прямые и обратные информационные связи с целью адаптации, приспособления к окружающему миру и совершенствование его социально-экономической, общественно-политической и экологической структуры; это и грамотное владение языками общения с ЭВМ, и понимание возможностей электронно–вычислительной техники, места и роли человека в информационном обществе”.
В.Каймин под информационной культурой в узком ее понимании предлагает, прежде всего, умение получать, накапливать, искать, собирать, передавать информацию с помощью ЭВМ, используя базы данных и различные информационные системы.
Т.А. Бороненко определяет информационную культуру: а) в узком понимании – как культуру работы с информацией при помощи компьютера (уровень информационной культуры зависит от знаний программных средств и умения ими пользоваться) б) в широком понимании – как умение людей общаться друг с другом.
На основе теоретического анализа существующих подходов к понятию информационной культуры в нашем исследовании мы будем считать, что человек обладает информационной культурой, если:
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение информационной культуре с точки зрения обеспечения дидактического процесса с использованием информационных технологий обучения. Информационная культура – это широкое понятие, включающее в себя не только умение работать на компьютере, выполнять элементарные задачи с помощью обучающих программ и систем, но и умение ориентироваться в современном информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, умение общаться с помощью современных средств коммуникации, наличие так называемых навыков компьютерно–опосредованной коммуникации.
Развитие информационной культуры каждого потребителя информации, использование информации как важнейшего образовательного фактора, внедрение новых информационных технологий в образование, формирование графической культуры специалиста – все это актуальные задачи современных педагогических учебных заведений.
Ключевым термином в названии темы диссертационного исследования является понятие «графическая культура». В практическом аспекте графическую культуру можно рассматривать, как умение педагога создавать иллюстрации к опорным конспектам, умение рисовать и распечатывать на принтере блок схемы, создавать плакаты, рисовать электрические схемы и чертежи, умение оформить графикой книгу, статью в журнал, диссертацию, WEB-страницу (сайт) в Internet, оформить обычный или электронный учебник, умение создавать на экране компьютера мультимедиа презентации и, используя проекционную панель выводить их на большой экран и т.д. Творческий педагог стремится к возможно более полному использованию графических возможностей персонального компьютера, имея в виду различные аспекты его применения в образовании. В силу универсальности компьютер может успешно использоваться для разработки методических и дидактических средств обучения по любому предмету.
Графическая культура неотрывно связана с информационной культурой, готовностью специалиста к применению информационных технологий в обучении. Для решения этой сложной задачи необходима подготовка кадров всех работников сферы образования к использованию информационных технологий обучения, формирование информационной культуры педагогов, введение новых специальностей в педвузах для подготовки специалистов в области информатизации образования, осуществление подготовки в области информационных технологий студентов педагогических вузов.
Сегодня понятие “графическая культура” не является устоявшимся, поэтому имеет несколько интерпретаций.
С.А.Смирнов пишет, что “Графическая культура характеризуется пониманием механизмов эффективного использования графических отображений для решения стоящих перед преподавателем задач, умением интерпретировать и оперативно отражать результаты посредством читабельных изображений объектов и процессов на приемлемом эстетическом уровне”.
Согласно Мегаэнциклопедии, расположенной в Интернет и содержащей 10 энциклопедий, более 130 000 статей и более 30 000 иллюстраций: ”Графическая культура – умение использовать языковые графические средства передачи информации в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием высказывания”.
О том, что чертежи являются языком техники, писал еще в XVIII веке Гаспар Монж: «. Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали». Графические изображения – язык, состоящий из знаков и символов. Причем лаконичный язык чертежей является единственным способом передать размеры, форму, взаимное расположение деталей с любой необходимой степенью точности.
В понятие информационной культуры в широком смысле кроме технического аспекта (что это язык чертежей и графического дизайна) входит и гуманитарный. Сюда можно отнести умение выражать свои мысли в графической и художественной форме, умение рисовать, общаться и сотрудничать с другими людьми при помощи графики. В графическую культуру в широком ее понимании можно внести многие другие умения, не связанные с работой на компьютере, например, умение оформить рабочую тетрадь или учебный модуль, умение работать с классной доской, оформление наглядных пособий и т.д.
В нашем понимании, графическая культура будущего учителя – это система организации учителем наглядности обучения посредством графических изображений, характеризуемая мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации. В качестве ведущих компонентов такой культуры выступают графические культурные ценности учителя, его умение читать, понимать, воспринимать, обрабатывать, накапливать и перерабатывать графическую информацию.
Таким образом, информационное общество и компьютер породили новые компоненты феномена “культура” – “культура информационная” и “культура графическая”, которые являются подсистемами общей культуры и обладают рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание рассматривать их как самостоятельные понятие.
Рассмотренные выше компоненты графической культуры имеют общеобразовательное и общекультурное значение. Графическая культура педагогов должна обеспечивать им реальную возможность использовать информационные технологии в обучении различным предметам вузовского цикла и в управлении образованием, а также способствовать повышению качества образования.
1. В данной статье мы рассмотрели понятие графическая культура в системе общей культуры личности и определили свое видение этого феномена. В связи с тем, что графическая культура связана не только с общей культурой человека, но и с его информационной культурой, мы также показали иерархию этих связей и ввели тезаурус по теме исследования. Графическая культура характеризует уровень графического развития личности, уровень эффективности организации графических процессов, характеризуемый мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. В нашем понимании, графическая культура будущего учителя — это система организации учителем наглядности обучения посредством графических изображений, характеризуемая мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации. В качестве ведущих компонентов такой культуры выступают графические культурные ценности учителя, его умение читать, понимать, воспринимать, обрабатывать, накапливать и перерабатывать графическую информацию.
2. В настоящее время ВУЗ обеспечивает лишь компьютерную грамотность студентов как пользователей персональным компьютером. Что же касается формирования графической культуры у студентов ВУЗа, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги ВУЗа сами овладеют графической культурой.
3. Графическая культура связана не только с культурой информационной, но и с общей культурой специалиста и человека. Другими словами, для современного специалиста XXI века умение получать необходимую информацию из сети Internet становится неотъемлемой частью его общей культуры.
4. Развитие культуры каждого потребителя информации, использование информации как важнейшего образовательного фактора, внедрение новых информационных технологий в образование, формирование графической культуры специалиста – все это актуальные задачи современных педагогических учебных заведений.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Раскроем суть понятия «графическая культура», для этого рассмотрим следующую цепочку: сначала остановимся на основном понятии «культура», затем раскроем суть термина «математическая культура», и в конечном итоге обратимся к понятию «графическая культура».
В словаре философских терминов под культурой понимается «совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человеком в процессе освоения природы и обладающих структурами, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными)» [32, с.271].
В педагогическом словаре культура определяется как « исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, об щению и т. д.» [13, с. 67].
А. Я. Флиер рассматривает много подходов к определению культуры. Мы будем придерживаться следующего определения: «Культура – мир символических обозначений явлений и понятий –языков и образов, созданный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п.» [35].
Математика в современном мире занимает почетное место, и ее роль в науке постоянно возрастает. Математика является мощным и универсальным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает логически рассуждать, воспитывает точность. Физик Н. Бор говорил, что математика – это больше, чем наука, – это язык».
По словам О. Шпенглера, каждая культура имеет свою математику, поэтому математика призвана формировать у обучающихся свою, особую культуру – математическую.
Термин «математическая культура» появился в 20 – 30-е года ХХ века.
Дж. Икрамов говорит, что математическую культуру школьника стоит понимать как «совокупность математических знаний, умений и навыков» [10, с.5]. Он выделяет компоненты математической культуры, важнейшими из которых являются: математическое мышление и математический язык. Под «математическим языком» стоит понимать совокупность всех средств, помогающих выражать математическую мысль. Согласно Д. Икрамову «языки математических символов, геометрических фигур, графиков, диаграмм, а также система научных терминов вместе с элементами естественного языка составляют математический язык» [10, с.6].
«Под математическим мышлением, в основе которого лежат математические понятия и суждения, понимается совокупность взаимосвязанных логических операций; оперирование как свернутыми, так и развернутыми структурами; знаковыми системами математического языка, а также способность к пространственным преставлениям, запоминанию и воображению» [11, с.12].
Многие авторы рассматривают математическую культуру не школьника, а студента или специалиста. Например, С. А. Розанова рассматри вает математическую культуру студента технического университета, как выработанную систему математических знаний, умений и навыков, позволяющих использовать их в (быстро меняющихся условиях) профессиональной и общественно-поли тической деятельности, повышающую духовно-нравственный по тенциал и уровень развития интеллекта личности [30, 67]. С.А. Розанова выделяет параметры математической культуры, и разбивает их на два класса в зависимости от значимости. «В первый класс входят знания, умения, навыки, формируе мые посредством математики и необходимые в профессиональ ной, общественно-политической, духовно-нравственной деятель ности и повышающие уровень развития интеллекта студента.
Ко второму классу можно отнести параметры, влияющие непосредственно на развитие интеллекта и опосредованно на другие параметры первого класса: математическое мышление, профессиональное мышление, нравственное развитие, эстети ческое развитие, мировоззрение, способность к самообучению, качество ума (счетная способность, речевая гибкость, речевое восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, скорость восприятия информации и принятия решения)» [30, с.71].
С.А. Розанова утверждает, что «математическая культура – ядро профессиональной культуры специалиста» [30, с.71].
Но о чьей бы математической культуре мы не говорили, о культуре школьника, студента или специалиста, математическая культура формируется у человека, у личности.
Сведем в одну таблицу несколько определений и составов математической культуры личности данных авторами.
Таблица 1 – дефиниция и состав математической культуры у современных авторов [6].
Состав, компоненты МКЛ
МКЛ – собственно профессиональный компонент профессиональной культуры специалиста – математика
выделение человеком математической ситуации из всего разнообразия ситуации в окружающем мире;
наличие математического мышления;
использование всего разнообразия средств математики;
готовность к творческому саморазвитию, рефлексия
МКЛ – сложная система, возникающую как интегративный результат взаимодействия культур, отражающий различные аспекты математического развития: знаниевая, самообразовательная и языковая культуры
математические знания и математические умения: математическое самообразование;
МКЛ – выступает как интегративное личностное образование, характеризующееся наличием достаточного запаса математических знаний, убеждений, навыков и норм деятельности, поведения в совокупности с опытом творческого осмысления особенностей научного поиска
средства математики в профессионально-педагогической деятельности;
рефлексия и готовность к творческому саморазвитию
Математическая культура экономиста – это интегрированный результат развития его личности, основанный на преобразовании математических знаний в математические модели и использовании для их разрешения математических методов, отражающий уровень интеллектуального развития и индивидуально-творческий стиль профессиональной деятельности как существенный элемент общей культуры современного человека
фундаментальные математические знания, умения и навыки;
личностная и профессиональная направленность;
информационные навыки как необходимое качество специалиста информационного общества
математическое моделирование как метод познания научной картины мира;
Математическая культура специалиста – это интегральное образование личности специалиста, основывающееся на математическом познании, математической речи и мышления, отражающее технологию профессиональной деятельности и способствующее переводу ее операционного состава на технологический уровень, индивидуально-творческий стиль профессиональной деятельности и творческое воплощение ее технологии
Математическая культура человека может быть определена как совокупность присвоенных им объектов общей математической культуры
Математическая культура инженера – это сложная интегральная система личностных и профессиональных качеств будущего инженера, характеризующая степень развития (саморазвития) личности, индивидуальности и отражающая синтез математических знаний, умений, навыков, интеллектуальных способностей, совокупность эмоционально-ценностных ориентации, мотивов и потребностей профессионального совершенства
познавательно-информационный (эрудиция и информационная емкость) блок;
МКЛ – аспект профессиональной культуры, который дает основу для полного раскрытия творческого потенциала будущих инженеров
математические знания, умения и навыки;
Математическая культура будущего инженера – это личностное качество, представляющее собой совокупность взаимосвязанных базовых компонентов: математических знаний и умений, математического языка, математического мышления, профессионального самообразования (математического)
математические знания и умения;
умение математического самообразования;
первый класс: знания, умения, навыки, формируемые посредствам математики, необходимые в профессиональной, общественно-политической, духовно-нравственной деятельности и повышающие уровень развития интеллекта студента технического вуза;
способность к самообучению;
качество ума (счетная способность, речевая гибкость, речевое восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, скорость восприятия информации и принятия решения)
МКЛ – система математических знаний, умений и навыков, органично входящих в фонд общей культуры учащихся, и свободное оперирование ими в практической деятельности
Математическая культура экономиста – сформированная система математических знаний и навыков и умения использовать их в разных условиях профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами
МКЛ – сложное, динамичное качество личности, характеризующее готовность и способность студента приобретать, использовать и совершенствовать математические знания, умения и навыки в профессиональной деятельности
Основное назначение математических дисциплин состроит в подготовке математически грамотных людей, умеющих применять усвоенные математические методы.
Под графической культурой в широком значении понимается «совокупность достижений человечества в области создания и освоения графических способов отображения, хранения, передачи геометрической, технической и другой информации о предметном мире, а также созидательная профессиональная деятельность по развитию графического языка» [20].
А.В. Костюков в своей диссертационной работе говорит о том, что в узком значении графическая культура рассматривается как уровень совершенства, достигнутый личностью в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей [15].
В контексте педагогической подготовки графическую культуру будущего учителя стоит понимать как систему организации учителем наглядности обучения посредством графических изображений, которая характеризуется мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации [22].
А. В. Петухова в понятие графической культуры инженера включает «понимание механизмов эффективного использования графических отображений для решения профессиональных задач; способность адекватно интерпретировать профессиональную графическую информацию; умение отображать результаты инженерной деятельности в графической форме»[24].
Рассматривая процесс развития графической культуры как сложный многоплановый поэтапный процесс графической подготовки, имеющий различные уровни развития (от первоначального графического знания к всестороннему овладению и творческому осмыслению способов их реализации в профессиональной деятельности), М.В. Лагунова, выделила следующую иерархические ступени графической культуры в обучении:
— элементарная графическая грамотность;
— функциональная графическая грамотность;
— графическая профессиональная компетентность;
— графическая культура. [17]
Под элементарной графической грамотностью М.В. Лагунова предлагает рассматривать уровень графической подготовки, которая характеризуется тем, что учащийся знает элементарные закономерности теории изображений, основанные на общем геометрическом образовании, имеет практические навыки работы с чертежным инструментом, полученным в курсах общеобразовательной школы.
П.И. Совертков [7] в своей работе выделяет следующие уровни графической грамотности учащихся, проходящих олимпиадную подготовку и работающих над исследовательскими проектами:
— элементарная графическая грамотность:
обучаемый знает элементарные закономерности теории изображений в параллельной проекции (параллелограмм, куб, параллелепипед, призма, тетраэдр, окружность в виде эллипса, цилиндр, конус);
— функциональная графическая грамотность: обучаемый
знает основные положения теории изображений в параллельной проекции (сохраняется параллельность прямых, сохраняется простое отношение отрезков на одной или параллельных прямых, изображение сопряженных диаметров эллипса);
умеет проводить анализ метрических отношений на оригинале и учитывает их при изображении фигуры;
умеет из основных примитивов комбинировать новую фигуру, учитывая сопряжение фигур по общим элементам;
умеет закрасить часть данной фигуры, объединение или пересечение двух многоугольников;
умеет обозначать в фигуре данные элементы (вершины, стороны, углы).
Под графической образованностью школьника следует понимать наличие широкого кругозора, характеризующегося широтой и объемом графических знаний, умений и навыков. Качество образования следует оценивать по уровню полученных знаний и сформированных личных качеств будущего специалиста, нацеленного на выполнение социальной и профессиональной функций. Графическая образованность – это способность применять графические знания в новой, ранее незнакомой ситуации, владение изученным материалом и применение его в рамках различных предметов.
Под графической профессиональной компетентностью будем понимать широкий кругозор, эрудицию личности в области графических знаний и свободное оперирование ими в учебной деятельности.
Под графической культурой учащихся школы будем понимать совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи.