Что такое графическая работа в русском языке 5 класс

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит

Девиз: Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку.

Цели урока:

Развивающие: формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Оборудование:

Ход урока

I) Оргмомент

Приветствие, настрой детей на успех

II) Речевая разминка

Итак, ребята, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем урок!

Дети орфографически прочитывают число и записывают его в тетради, выделяя орфограммы.

Тридцатое ноября.

Классная работа.

III) Актуализация знаний.

Ребята, наш урок, как и всегда, мы начнем с «Лингвистического календаря» (На доске висит «Лингвистический календарь», где имеются следующие разделы (они на каждый урок меняются вместе с заданиями): синтаксис, прямая речь, обращение, однородные члены предложения, синтаксический разбор предложения. Учащиеся на выбор отрывают листок лингвистического календаря, выполнив задание через 3 минуты сдают учителю).

Синтаксис № 1

Синтаксический разбор предложения.

Необыкновенным богатством осенних красок славится осина.

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.

Прямая речь № 2.

1. Расставьте знаки препинания.

А.Я. Яшин писал я люблю свой родной язык.

Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку говорил писатель Паустовский.

Обращение №3.

Однородные члены предложения №5.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

(Я проверю ваши работы, а оценки вы узнаете на следующем уроке)

IV) Кроссворд.

А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и прочитаем тему нашего сегодняшнего с вами урока. Она зашифрована под цифрами «13» и «14».

(Кроссворд лежит у каждого на парте.)

Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Картинка про Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс

— Давайте посмотрим, что у вас получилось?

— Правильно. Тема урока: «Графика. Алфавит».

Сегодня на уроке я расскажу вам об истории появления русского алфавита; мы узнаем, что изучает графика, каллиграфия, алфавит; получите представление об отличии устной речи от письменной; научитесь правильно произносить буквы и звуки; составлять алфавитный перечень слов.

Девизом нашего урока будут слова, которые вы видите на доске. Давайте их прочитаем: «Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку».

Если вы успели заметить, то они действительно очень хорошо соотносятся с темой нашего урока.

V) Изучение новой темы.

Слово учителя.

Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной- с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).

VI) Словарно- орфографическая работа

Графика изучает начертания букв, их виды.

Запишите новые слова в ваши словарики:

Буквы располагают в определенном, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит.

Запишите еще слова в словарике:

Расположи’ть по алфави’ту

VII) Слово учителя

По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

Ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните алфавит.
VIII) Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.

(Заслушаем 2 учеников.)

Вопросы:

Докажите. (Для 30 согласных звуков, твердых-мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а],[о],[э],[и],[у],[ы]; гласных букв! 0: а, о, э, и, у, ы,е,ё,ю,я)

— Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?

IX) Вы хорошо помните алфавит. А сейчас вы меня очень внимательно послушаете и тогда узнаете, как появился алфавит; какие реформы происходили прежде, чем появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

X) Рассказ учителя (сопровождается показом через мультивидеопроектор портретов создателей азбуки Кирилла и Мефодия и показом таблицы «Русская азбука (кириллица). Дореформенный русский алфавит. Современный русский алфавит».

Русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).

ХI) 3акрепление изученного материала.

1. Работа с компьютером.

1 гр. Задание. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

2 гр. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв больше, чем звуков.

Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.

ХП) Работа с учебником.

1. Упр. 286. (по заданию)

ХШ) Физминутка

ХIV)Отработка навыка пользования алфавитом.

Таблица «Буквы русского алфавита». ( висит на доске).

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита.»

Схема конспекта урока

Предмет русский язык Класс 5

Тема урока Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита.

— расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с терминами,

— формировать информационную компетенцию через работу с текстом,

— формировать коммуникативные умения через организацию групповой, парной, фронтальной работы,

— различать звук и букву,

— пользоваться алфавитом в практических целях;

— развивать логическое мышление, память через выполнение тестовых и диагностических задач,

— развивать эмоциональную сферу через активную форму ведения урока, в том числе и ИКТ,

— развивать рефлексивные умения через анализ результатов,

— развивать речь обучающихся как показатель интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений, результатов работы групп;

— воспитывать бережное отношение к русскому языку.

дидактический раздаточный материал,

— создать благоприятную психологическую атмосферу урока,

— включить всех обучающихся в работу,

— создать условия для мотивации обучающихся.

— настроиться на работу, включиться в деятельность,

— установить контакт, успокоиться,

— внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.

Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачной работы. Настройтесь, успокойтесь.

Пусть будет утро это добрым,
Пусть будет лучшим на земле,
Пусть будет самым беззаботным,
Пусть дарит радость лишь тебе!

Спеши к открытиям и знаньям,
Спеши скорей дела начать,
А в миг сей поделись улыбкой —
Всем вместе легче начинать!

Актуализация опорных знаний

— определить степень знаний обучающихся и готовность к усвоению нового материала,

— скорректировать знания обучающих-

— спрогнозировать зону ближайшего развития для каждого ученика.

— выявить свои затруднения и ликвидировать пробелы через восприятие информации от субъектов процесса,

— подготовиться к восприятию нового знания.

С чего начинается большинство наших с вами уроков?

— Мы часто начинам наши уроки с орфографической разминки, словарного диктанта.

— Как вы думаете, почему?

— Только грамотное письмо мы можем понять без труда. Правильно оформленные работы говорят об уважении к читателю.

— Не будем отступать от правила. Приступим: запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы.

Обратите внимание на доску: перед вами на слайде слова. Сформулируйте задание для одноклассников, поставьте цели. Знание какой орфограммы вам потребуется?

— Записать слова, вставив пропущенные буквы, учитывая изученную орфограмму «Парные согласные по звонкости-глухости». Объяснить свой выбор, произведя устную проверку.

Проверка успешности выполнения работы. Словесная оценка обучающихся.

— Ребята, поэт Булат Окуджава в одном из своих стихотворений написал:

Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

не стараясь угодить.

Ребята, учитывая правила русской орфографии, можно ли согласиться с ним?

Нет. Мы слышим звуки, а пишем буквы.

— Молодцы. Начертание букв и их соотношение со звуками речи изучает раздел науки о языке, который называется графика.

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока и его цели.

— Знать, что изучает графика, обозначение звуков на письме и их соотношение с буквами.

— Правильно писать буквы.

— Графика тесно связана с алфавитом, поэтому предлагаю такую тему урока «Графика. Алфавит» и добавляю ещё одну цель урока – знать алфавит и правильно произносить его буквы.

Ребята, вам предстоит оценить свою работу на уроке по следующим категориям, поэтому будьте внимательны и старательны.

Запись темы урока в тетради.

Как появились буквы и их графическое обозначение? Об этом вы узнаете, предварительно поработав в группах.

— формировать способности обучающихся к самостоятельному построению знаний,

— расширить понятийную базу по предмету,

— скорректировать изученные способы действия,

— формирование способностей к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.

— сформировать способности к самостоятельному построению знаний,

— расширить понятийную базу по предмету,

— скорректировать изученные способы действия,

— сформировать способности к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.

— использование проблемных ситуаций,

— представление результатов работы

Используется ли пикто-графия в современном языке? Вспомните некоторые указатели на улицах города.

(Показать знак пешеходного перехода)

Именно греки придумали обозначение

для гласных звуков

— Сколько букв в русском ал-фавите?

— Сколько в алфавите гласных букв?

— Чего больше – букв или звуков в русском языке?

Рассмотрите старинную русскую азбуку на с.201. Прочитайте название каждой буквы и сравните её с современ-ной. Чем они отлича-ются? Какие буквы не сохранились до наших дней?

— Что нового вы узнали?

— Алфавит нужно знать очень хорошо, так как в алфавитном порядке расположены слова в словарях, названия учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечном каталоге.

— По алфавиту пишутся фамилии учеников в классном журнале, друзей и знакомых в записной книжке. Хорошее знание алфавита помогает нам в поисках информации.

Как произносятся буквы русского алфавита? Произнесём их все вместе.

Попробуем составить список вашего класса. Для этого предлагаю вам встать с места, расположив фамилии в алфавитном порядке.

— формировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,

— формировать у обучающихся способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

— скорректировать изученные способы действия.

— сформировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,

— сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

— скорректировать изученные способы действия.

1. Поиграем?! Заполним таблицу, опираясь на правила известной вам игры «в города». Ведущий в течение 10 секунд называет в соответствии с нормами произношения буквы. Буква, на произношении которой произойдёт ошибка или закончится время, станет начальной для нашей работы.

2. Расположите в алфавитном порядке названия улиц, на которых проживаете вы и ваши одноклассники. Кто желает поработать на доске?

Настала пора проверить качество усвоения вами материала. Выполните, пожалуйста, предложенный вам тест.

В какой строчке нарушен алфавитный порядок расположения букв?

Найдите неверное утверждение.

Алфавит – расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке.

В русском алфавите 36 букв.

Звукопись – одно из выразительных средств языка.

Графика изучает способы обозначения звуков на письме.

Какая буква названа неверно?

Написание какого слова не расходится с произношением?

коробка 2) пастбище 3) успех 4) сделать

В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин

Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин

Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров

Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин

Проверка. Разбор допущенных ошибок.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

— формировать у учащихся способность к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

— формировать у учащихся, способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии.

— сформировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,

— сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции.

Давайте подведём итоги урока.

Удалось ли реализовать цели и задачи, поставленными нами в начале урока? (Сравниваем с тем, что записано на рабочем стенде).

— Ребята, в жизни вам потребуются знания, полученные на уроке?

— Что называется алфавитом?

— Почему важно знать алфавит?

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Сколько согласных букв в русском языке?

— Чего больше в русском языке – букв или звуков? Докажите.

— Чем отличаются ъ и ь от остальных букв?

Ребята, кто сегодня, по вашему мнению, ещё достоин оценки? Обоснуйте своё решение.

Кто больше? Кто правильнее?

Запишите названия птиц (цветов) в алфавитном порядке.

Нарисовать букву, вензель, инициалы (по желанию).

Ребята, предлагаю вам теперь оценить свои знания по материалу сегодняшнего урока.

Расположите свой смайлик на той ступени пьедестала, которая соответствует уровню ваших знаний.

Словесная оценка общих результатов работы.

Спасибо всем за работу, до свидания.

Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Картинка про Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс

Урок по теме «Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита» является первым в разделе «Графика. Орфография».

Перед детским коллективом учащимися и мною были поставлены следующие задачи:

— расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с терминами,

— формировать информационную компетенцию через работу с текстом,

— формировать коммуникативные умения через организацию групповой, парной, фронтальной работы,

— различать звук и букву,

— пользоваться алфавитом в практических целях;

— развивать логическое мышление, память через выполнение тестовых и диагностических задач,

— развивать эмоциональную сферу через активную форму ведения урока, в том числе и ИКТ,

— развивать рефлексивные умения через анализ результатов,

— развивать речь обучающихся как показатель интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений, результатов работы групп;

— воспитывать бережное отношение к родному языку.

Стихотворение, прочитанное в начале урока, позитивно настроило учащихся на восприятие учебного материала.

Для введения в тему был использован комбинированный вид опроса, включающий и индивидуальный, и фронтальный.

Кратковременность организационного момента быстро подготовила класс к восприятию учебного материала, убедила учащихся в актуальности темы занятия.

Сложность информации урока соразмерна с возрастными особенностями пятиклассников и соответствует программе.

Учебные возможности класса требуют дифференцированного подхода в изучении нового материала.

В классе 18 учащихся: 10 мальчиков и 8 девочек. Ребята обучаются с шестилетнего возраста. Семьи, в основном, полные.

Обладают большим объёмом памяти 4 человека, средним – 5, низким – 9. Темп письма высокий у 8 человек, средний – у 7, низкий – у 3.

Лучше развита зрительная память, поэтому на уроке использовалась следующая наглядность: мультимедийная презентация, были использованы иллюстрации учебника, раздаточные материалы.

20 % учащихся наделены художественными способностями. Их развитию способствовало дифференцированное домашнее задание.

Этот вид работы был использован и потому, что учащиеся имеют разную организацию головного мозга, а ребята с левополушарной и равнополушарной организацией предпочитают письменную работу.

Учитывая особенности класса, мною был выбран интерактивный урок (по Д.Колбу), включающий этапы мотивации, закрепления полученного опыта, изучения нового материала, оценивания и рефлексии.

Говоря об организации учебного процесса, хочется отметить следующее. Класс и оборудование к уроку были готовы. Стимулирующее введение /создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся/ способствовали самостоятельному определению ребятами темы урока.

Изучение нового материала имело несколько этапов, перед каждым из них давалась установка на выполнение заданий. Каждый этап имел завершённость и взаимосвязь как с предыдущим, так и с последующим. Итог урока был подведён благодаря рациональному использованию времени урока.

Оценивая дидактическую и методическую деятельность, можно сказать, что при изучении нового материала использовалась наглядность. Это побуждало учебную активность учащихся. В ходе всего урока развивались умения делать выводы, анализировать, сравнивать. Постоянно проходило воспроизведение изучаемого материала (шло восприятие визуальное, слуховое, кинестетическое). На уроке звучали монологические ответы учащихся разного качества, так как ребята имеют разный уровень развития.

Анализируя урок, хочется подчеркнуть сочетание словесных, наглядных и практических способов деятельности.

Методы обучения и способы управления деятельностью, выбранные мною, подчинены целям и задачам и соответствуют уровню обученности учащихся. Использовалась разнообразная учебная деятельность: индивидуальная, парная, групповая.

Для снятия статического напряжения и усталости глаз использовались физкультурная минутка и смена видов деятельности.

Во время подведения итогов была оценена деятельность ___ учащихся и класса в целом, дана чёткая инструкция по выполнению домашнего задания, которое было записано и на доске, и в дневниках. Задание дифференцировано. Перегрузку не вызовет.

Рефлексия показала, что задачи урока были решены.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему, его цели достигнуты:

— урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению;

— темп и ритм урока были оптимальными, действия учеников и учителя завершённые;

— между учителем и учениками был контакт;

— доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

— оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения;

— соблюдался единый орфографический режим;

— обеспечено активное учение каждого школьника.

Источник

Что являет собой графика? Как она выражается в русском языке?

Содержание:

Графика — система начертаний для передачи устной речи на письме.

Язык, существовавший в устной форме, получил свойства хранения, обработки и передачи информации с возникновением письменности. Письменная форма языка с помощью передачи звуков через буквы формирует понятие языковой нормы.

Что такое графика в русском языке?

Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Картинка про Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс

Графика в русском языке представлена измененными начертаниями букв старославянского алфавита, называемого кириллицей. Братья Кирилл и Мефодий для создания азбуки использовали греческие написания и некоторые другие алфавиты, в частности древнееврейский.

Звуковая сторона русской речи богаче, чем ее буквенное отражение. Поэтому многие буквы многозначны, то есть обозначают в разных условиях неодинаковые звуки, например, буква С: сделать [З], сесть — [С`], стол —[С].

Русская графика основана на слоговом принципе — единицей отражения звучащей речи является слог (силлабема). Вместо специальных символов, обозначающих мягкость, например, используются уже существующие буквы И, Е, Ю, Я — это делает кириллическое письмо экономнее.

Что представляет собой данный раздел языкознания? Что он устанавливает?

Графика — это в русском языке еще и раздел лингвистики, объект которого — соотношение букв и фонем. Данный раздел определяет общие правила употребления всех букв алфавита.

Единица письма — графема. Она не тождественна букве. С одной стороны, в составе единицы письма может быть несколько букв, как, например, в английском дифтонге. С другой — существует понятие нулевой графемы, в случае, например, отсутствия обозначения твердого согласного в противовес мягкому.

Кроме того, есть небуквенные графемы: пунктуационные знаки, пробелы между словами, цифры, дефис, апостроф, сокращения (т. д., mrs.), значок ударения.

Графика — это в русском языкознании структурирование алфавитных символов по соотношению с обозначаемыми фонемами:

Какие ее виды существуют? Узнайте интересующую вас информацию

Слоговой (или позиционный) принцип русской графики нивелирует недостаток второго принципа — фонематического. В русском языке фонемы преобладают над письменными знаками, благодаря позиционному принципу экономится буквенный ресурс:

Отступления от основного принципа могут быть двух видов:

Источник

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Графика.Алфавит»

урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы

Назарова Сергея Михайловича

(учебник Ладыженской Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. –М. Просвещение, 201 8 г.)

Тема урока «Графика. Алфавит».

Тип урока : изучение нового материала.

Форма работы : индивидуально-групповая.

Используемая технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).

Обоснование выбора технологии: тема «Графика. Алфавит» не является абсолютно новой для пятиклассников. Основные сведения об алфавите они получили в начальной школе. Так как ТРКМ направлена на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность, то её использование на уроках подобного типа помогает учащимся обобщить имеющиеся у них сведения по теме «Графика. Алфавит» и получить и осмыслить новую информацию.

— образовательные : дать понятие о графике и алфавите; кратко познакомить с историей графики; показать значение алфавита в повседневной жизни;

— воспитательные : воспитывать уважительное отношение к истории русского языка, культуру поведения при индивидуальной и групповой работе на уроке;

— развивающие : развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих учиться самостоятельно. Формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося осознанием учащимися многозначности точек зрения, умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.

— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ информации на уроке;

— коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь слушать одноклассников;

— регулятивные: планировать свои действия на уроке в соответствии с поставленной задачей;

— личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— предметные результаты обучения: знать историю русской графики, знать алфавит и уметь им пользоваться;

— метапредметные результаты обучения: развитие критического мышления, (то есть оценочного рефлексивного мышления, развивающегося путем наложения новой информации на имеющиеся у учащихся знания и личный опыт), развитие у учащихся способности к саморегуляции учебной деятельности;

— личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

1 стадия урока – вызов.

Цель данной стадии урока: вызов имеющихся у учащихся знаний по теме «Графика. Алфавит», активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся: учащиеся вспоминают, что им известно по теме «Графика. Алфавит», систематизируют информацию.

На стадии вызова используется приём «Верите ли вы?» (верные и неверные утверждения)

Учащиеся записывают в рабочих тетрадях число, «Классная работа».

— Какой раздел науки о языке мы изучали на последних уроках? (Фонетика)

— Что изучает фонетика? (Звуки речи)

— Как обозначаются звуки речи на письме? (Буквами)

— Начертания букв изучает графика.

На доске слева: Графика ( от греч. grapho – пишу, черчу)

Каллиграфия – искусство писать четким красивым почерком.

Термин учащиеся записывают в тетрадь.

На доске слева с тыльной стороны: Каллиграфия ( от греч. kalos – хороший, прекрасный + grafho – пишу)

Открываю тыльные стороны боковых частей доски.

-Хорошо, прекрасно (назовите промежуточный синоним), красиво и правильно должны быть написаны буквы.

-Что получим, если все буквы расположим в определенной последовательности? (Алфавит)

— Как образовано это слово?

На доске справа: Алфавит (от греч. альфа + вита)

На центральной части доски и в тетрадях запись темы урока: «Графика. Алфавит».

Вам многое известно по данной теме. Что хотели бы узнать, в чем разобраться?

— вспомнить алфавит и названия букв;

— подробнее узнать историю русского алфавита;

— где мы используем алфавит?

Вот вы сами и сформулировали цели урока.

Попробуем ответить на поставленные вопросы.

Выполните задание № 1 (Каждому ученику до урока задание выдано в отпечатанном виде)

Прочтите данные утверждения. Напротив верного напишите – верно,

1. Алфавит – это совокупность (группа) букв, расположенных в определенном порядке.

2. В русском алфавите буква Ч следует за буквой Ф.

3. В русском алфавите 31 буква может обозначать звук.

4. Буква Ё «старше» буквы Й.

5. В слове ЧЕСТНЫЙ шесть звуков.

6. В слове БРОШЮРА буква Ш обозначает мягкий звук.

Проверка выполнения задания (один ученик читает данные утверждения и свои записи)

Хотелось бы выяснить, какая буква «старше», Ё или И?

Ответить на этот вопрос вам поможет выполнение задания № 2 (Задание демонстрируется на слайде презентации).

Прочтите данный текст. Он содержит информацию по теме урока.

Напротив известных вам сведений на полях поставьте знак – V ( уже знал),

История русского алфавита.

Письмо – это особая графическая форма языка. Оно было создано людьми, когда потребовалось сохранить текст речи во времени и передавать его в пространстве, т.е. когда усложняется производство, торговля, создаются законы и т.д.

Различают три основных вида письма:

Создателями алфавитного письма принято считать финикийцев, живших на берегах Средиземного моря в третьем тысячелетии до н.э. Их алфавит состоял из 22 букв для согласных звуков, для гласных звуков букв не было.

Финикийцы научили алфавитному письму греков, которые ввели буквы для обозначения гласных звуков и несколько видоизменили начертания имеющихся.

Буквы кириллицы и их названия

Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Картинка про Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс

Кириллица подвергалась постепенному совершенствованию. В начале 18 века при участии Петра I была проведена первая реформа русской графики. Из алфавита были исключены устаревшие буквы: «пси», «кси», «омега», «ижица», «земля», «иже», «юс малый». Были введены буквы Э,Я. В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Буква Й была введена Академией наук в 1735 г.

Ё впервые применил Н.М.Карамзин в 1797 г.

Реформой орфографии 1917-1918 гг. были исключены буквы «ять», «фита», «и десятеричное». Буква Ъ (ер) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь) – как разделительный знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного.

В настоящее время в русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 – согласные и 2 буквы ( Ъ и Ь) не обозначают звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей.

Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после Ъ и Ь, и после гласных обозначают два звука.

С начала 90-х годов 20-го века в России 24 мая ежегодно отмечается День славянской письменности и культуры.

2 стадия урока – осмысление

Цель данной стадии урока – получение новой информации, сохранение интереса к теме, продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: учащиеся получают текст и маркируют его значками по мере чтения. Индивидуальная работа.

Используется приём – «инсерт»

Что вас больше всего удивило? (Как же трудно было учиться читать, ведь буквы назывались «земля», «добро», «юс малый» и т.д.)

А все же учились. Для вас Даша Андрей и Егор подготовили инсценирование небольшого отрывка из автобиографической повести Максима Горького «Детство».

— Трудная задача была у Алеши? (Да)

— Но он не только научился читать, но и стал писателем (Презентация – 1 слайд)

Вам было учиться читать намного легче. Проще современный алфавит.

Вспомните его и расскажите наизусть (При необходимости воспользуйтесь учебником. На стр. 119 напечатан алфавит)

Один ученик читает алфавит наизусть.

-Что было важно при чтении? (Необходимо знать не только последовательность, но и названия букв)

Следующие задания помогут запомнить названия некоторых букв и какие звуки они могут обозначать.

Задание № 3 (В основе задание и материал упражнения № 285 учебника)

(Задание демонстрируется на слайде презентации).

Прочтите данные слова, назовите буквы и звуки, которые они обозначают.

Квартал, мощный, хорошо, число.

Укажите проверяемые и непроверяемые безударные гласные буквы в корнях слов.

Укажите ошибочное суждение.

1. В слове НЕИЗВЕСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук.

2. В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].

3. В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4. В слове СЕРЬЁЗНО звуков больше, чем букв.

— Где необходимо знание алфавита? Где он используется?

-расположение книг в библиотеке;

— работа со словарем и т. д.)

Использование словаря возможно при выполнении задания № 5 (Демонстрируется на слайде презентации)

В качестве дополнительного задания желающие могут записать данные слова по алфавиту.

Сегодня много задач-загадок вам загадали буквы. А вы знаете загадки о буквах, об алфавите?

Запишите предложение: Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы.

Подчеркните грамматическую основу, осложнения, расставьте знаки препинания, составьте схему.

О каких птицах идет речь? ( Птицы на страницах – буквы)

3 стадия урока – рефлексия

Цель этой стадии урока – закрепление знаний, возвращение учащихся к первым двум заданиям.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Индивидуальная работа, затем работа в группах – создание кластера (кластеры представляются от каждой группы).

— На какие группы делятся буквы по обозначению звуков?

— А каждая из групп в свою очередь?

Попробуйте это изобразить схематически.

Пример кластера (Демонстрируется на слайде презентации)

Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Картинка про Что такое графическая работа в русском языке 5 класс. Фото Что такое графическая работа в русском языке 5 класс

На все ли вопросы, поставленные на уроке, мы дали ответ?

Вернитесь к утверждению № 4 задания № 1.

-Верно ли оно? ( Нет. «Старше» буква Й)

Мне помогали составить задания для вас материалы книг:

1. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо.

2. Волина В.В. Весёлая грамматика;

3. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.

4. Иванов В.В., Потиха З.Ф. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе.

5. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры

Думаю, что и вам эти книги помогут найти ответы на оставшиеся вопросы по данной теме и не только.

4 стадия урока – домашнее задание и оценки

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *