Что такое графический комментарий по русскому языку

Графический разбор

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Русская графика опирается на два основных принципа: фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа состоит в предназначении букв отражать на письме фонемы, а не звуки. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают: фонема — это звукотип, это общее, реально произносимый звук — частное. Например, в слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами: ударным и двумя безударными, а в слове «детский» две фонемы /т/ и /с/ звучат как один звук [ц].
Позиционный (его также называют слоговой или буквосочетательный) принцип заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическим знаками.
Сущность слогового принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы.
Нарушения слогового принципа наблюдается только при обозначении всегда твердых согласных ж, ш, ц и всегда мягких согласных ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:

Схема графического анализа слова

Стрелка направляется от буквы (пробела), которая передает часть дифференциальных признаков соседней фонемы к букве, которая передает основную часть содержания этой фонемы, а также от буквы, уточняющей значение соседней буквы, к этой букве.

Подход к графическому анализу слова у разных авторов разный:

Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть фото Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть картинку Что такое графический комментарий по русскому языку. Картинка про Что такое графический комментарий по русскому языку. Фото Что такое графический комментарий по русскому языку Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть фото Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть картинку Что такое графический комментарий по русскому языку. Картинка про Что такое графический комментарий по русскому языку. Фото Что такое графический комментарий по русскому языку

Образец графического анализа

3-4.
Я – двузначная буква: [а], [jа]; звуковое значение устанавливается в графическом слоге «знак пробела» +Я: «знак пробела» в абсолютном начале слова указывает на то, что я обозначает 2 звука, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
К – двузначная буква ([к], [к’]), звуковое значение [к] устанавливается в графическом слоге ко: буква о указывает на твёрдость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
О – однозначная буква, её звуковое значение не устанавливается в графическом слоге, оно объясняется фонетической позицией обозначаемого гласного – [ъ], который произносится в заударном слоге после твёрдого согласного.
Р – двузначная буква ([р], [р’]), звуковое значение [р’] устанавливается в графическом слоге рь: ь указывает на мягкость согласного [р’], обозначенного предшествующей буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
Образец графического анализа:

Съёжиться
с – [с] – буква обозначает тот же звук,
ъ – [Ø] – буква не обозначает звука,
ё – [ĵо] – буква обозначает два звука,
ж – [ж] – буква обозначает тот же звук,
и – [ы] – буква обозначает другой звук,
т – [ц] – буква обозначает другой звук,
ь – [Ø] – буква не обозначает звука,
с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),
а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.
В слове 9 букв и 7 звуков. Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ё обозначает два звука. Буквы т, с дают удвоенный звук [ц]. Букв > чем звуков.
В написании слова наблюдается отступление от слогового принципа:
1) буква с не смягчается перед йотом,
2) буква ж не смягчается перед буквой и, так как всегда обозначает твердый звук, буква т не смягчается перед мягким знаком, так как обозначаемый ею звук [т] по фонетическим законам сливается со звуком [с] и дает звук [ц].
Буква ц обозначает всегда твердый звук независимо от последующего гласного.

Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть фото Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть картинку Что такое графический комментарий по русскому языку. Картинка про Что такое графический комментарий по русскому языку. Фото Что такое графический комментарий по русскому языку

Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть фото Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть картинку Что такое графический комментарий по русскому языку. Картинка про Что такое графический комментарий по русскому языку. Фото Что такое графический комментарий по русскому языку

III и IV варианты отличаются лишь тем, что в III-ем не обозначена стрелками связь между слогами и не детализировать объем фонемы, что присуще IV-у варианту.

Из приведенных примеров видно, что буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.

Источник

Статья. Графическое комментирование орфограмм

Графическое комментирование орфограмм

Из всего многообразия графических обозначений, которые употребляются при обучении русскому языку, непосредственно с изучением орфографии связан довольно небольшой набор. Условно делим его на две группы.

Первая состоит из унифицированных значков, с помощью которых любая орфограмма отмечается графически одинаково, без соотнесения условного обозначения с какими-либо правилом, например, читаешь, командир, рассеянный.

Такое подчеркивание указывает на присутствие в слове орфограммы. К этой же группе относится и обозначение паузы для обдумывания из диктанта с точкой. Суть его в том, что перед орфограммами ставят между буквами точку на уровне середины строки. Таким способом обеспечен орфографический комментарий, например, ра*ссматрива*еш*ь, *нескошеш*е*нные луга.

Вторая группа включает в себя такие обозначения, когда каждому грамматическому явлению предписан свой значок: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Рас (приставка) – сказ (корень) – ыва (суффикс) – ешь (окончание)

Обе группы имеют свои цели, задачи, границы применения.

Задание: определить орфограмму

Пом*ирить поссорившихся, зам*ереть от восторга, примерять костюм.

Если нужно провести анализ, сравнение, сопоставление орфограмм, то используем дифференцирующий вид комментария:

По- мир(корень) – Ить поссорившихся, за- мер (клорень) – еть от восторга.

Для минимального количества наиболее распространенных для обозначения орфограмм ввести следует значки. Они должны отвечать трем основным требованиям. 1. Легко запоминаться. 2. Одному правилу – один значок. 3. Название орфограммы и знак должны быть похожи.

Ударные (значки придумаем сами).

Безударные гласные, проверяемые ударением (черточка в дуге – это ударение из проверочного слова):

водА – вОды, леснОй – лЕс.

Безударные гласные, не проверяемые ударением:

кАпИтан, в дерЕвне, вЕющего, вИдишь.

Упражнение: придумай значки и введи в задание

Выпадают затяжные осенние дожди, начала ласкать ребенка, объединились молодые столяры и маляры, справедливый директор, водяное охлаждение.

рАссказ – рОсказни, слАгаемое – слОжение.

Изучая эту орфограмму, мы сравниваем ее с предыдущим материалом, идет закрепление.

загОреть, загОрать, гОра, зОри, зАрево, зАря.

Расстилать постель, стилистический анализ, собираешься примерять костюм, разбирать предложение, медвежья берлога, расти, росток, роскошный цветок.

Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть фото Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть картинку Что такое графический комментарий по русскому языку. Картинка про Что такое графический комментарий по русскому языку. Фото Что такое графический комментарий по русскому языкуБеглые гласные (стрелка удобно подчеркивает особенность этого чередования

комсомолЕц – комсомольца, сОбрать – сбор, звоночЕк – звоночка.

Соединительные гласные: землЕтрясение, носОрог, водОпровод, сорОконожка.

Непроизносимые согласные (крестик +) – как бы подчеркиваем букву, которая не обозначает звук: серДце, соЛнце.

Нет непроизносимой согласной:

Пример упражнения со знаками: расставить знаки для обозначения.

Низкая березка, редкий тростник, на близком пастбище, участвовать в молотьбе, узкая скобка, интересные вырезки, безвкусная обстановка, робкий взгляд, раскланяться с присутствующими.

Син?ими, о развивающ?емся флаге, наш?его.

В вопросе, относящемся к глаголу, есть Ь или отсутствует: занимат?ся, интересует?ся.

Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть фото Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть картинку Что такое графический комментарий по русскому языку. Картинка про Что такое графический комментарий по русскому языку. Фото Что такое графический комментарий по русскому языкуПричинно-следственные связи указываем стрелкой

Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть фото Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть картинку Что такое графический комментарий по русскому языку. Картинка про Что такое графический комментарий по русскому языку. Фото Что такое графический комментарий по русскому языкуРассказ, объявление, перекрашенный.

Примеры работы. Практикум. Диктант.

Мы выходим из палатки. Пора уже! Утренняя прохлада все еще бодрит, однако скоро красиво взойдет солнце. Потом сразу же везде потеплеет. Вот уже громко запели наши птицы: вскоре застучали и дятлы. Мы взяли топоры и пошли в лес, все выше и выше. Но только надо уже возвращаться, разводить костер, и готовить на завтрак еду.

Прохлада. Утреннее солнце еще не бодрит, но скоро оно взойдет выше. Везде потеплеет. На полянке прямо у палатки красиво запели птицы. Потом мы взяли наши топоры и сразу же пошли в лес. Они застучали, как дятлы, но только громче. Однако пора уже возвращаться, разводить костер и готовить еду. И вот мы вскоре уже выходим на завтрак.

Знаки – это своеобразный тренажер по пути усвоения тем по орфографии.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Графические и орфографические написания русского языка

Графические и орфографические написания русского языка

Но и эти орфографические правила нельзя считать однородными. Рассматри-вая орфографию в свете структурного ана-лиза, В.Г. Гак [2] считал, что графемы связа-ны отношениями двоякого порядка: синтаг-матическими и парадигматическими. С синтагматическими отношениями языко-вых единиц связан дистрибутивный ана-лиз, показывающий сочетаемость графем. Парадигматические отношения исследуют-ся парадигматическим анализом, учитыва-ющим различные виды ассоциаций: морфо-логические, словообразовательные, этимо-логические и др. Парадигматический ана-лиз позволяет установить многозначность языковой единицы. Отсюда «орфографи-ческое правило есть обоснование выбора написания с точки зрения дистрибутивного и парадигматического анализа. По сути де-ла, все существующие орфографические правила во всех языках, пользующихся ал-фавитной системой, сводятся либо к прави-лам дистрибуции, либо к правилам транс-формации» [2, 220].

Не составляет исключения и русский язык, в котором выделяются две подгруппы правил: графические (правила, основанные на дистрибутивном анализе, правила соче-таемости графем) и правила собственно ор-фографические (правила, основанные на па-радигматическом анализе, правила транс-формации).

Действительно, противопоставленность пар слов вол — вёл, лук — люк, угол — уголь обусловлена правилами сочетаемости гра-фем, а написания типа ночной, шкаф, рыбка следует проверять, изменяя форму слова или подбирая однокоренные слова (приме-нять правила трансформации).

Области графических и орфографиче-ских написаний в письме выделяются не всеми лингвистами. Такое выделение на-ходим у Л.В. Щербы [15], В.Ф. Ивановой

[4], А.Н. Гвоздева [3]. А С.М. Кузьмина [7] не разделяет письмо на графику и орфо-графию.

По мнению С.М. Кузьминой, признавая разделение на графику и орфографию, мы тем самым утверждаем, что процесс получе-ния буквенной записи складывается из двух этапов: сначала применяются правила графики, не использующие информацию о морфемах, в состав которых входят фоне-мы, а затем запись корректируется прави-лами орфографии.

Трудно согласиться с позицией С.М. Кузьминой. Можно выделить, по крайней мере, три основания для различе-ния графики и орфографии. Представим их в таблице (см. с. 101).

Эти три основания разделения правил графики и орфографии — лингвистиче-ские, но можно выделить и методическое основание. Примером служит написание студентами (в целом грамотными людь-ми) диктантов. Предлагается малоупотре-бительное слово мириады. Многие, не зная этого слова, пишут м..р..ады, пропус-кая безударные гласные. Это и есть графи-ческий этап, за которым следуют размыш-ления о способах проверки, т.е. собствен-но орфография. Таким образом, и в школьной, и в вузовской практике имеет место двухэтапное получение буквенной записи. В обучении младших школьников эти этапы прослеживаются в большей сте-пени. Поэтому по нашему убеждению для методики нужно разделение правил гра-фики и орфографии.

Имея своим источником единый фоне-матический принцип, каждая группа пра-вил — графических и собственно орфогра-фических, — в свою очередь, основана на особенных исходных положениях. Для гра-фики в МФШ таковыми считаются фоне-матический и слоговой, для собственно ор-фографии (орфографии в узком смысле слова) — фонематический.

Конечно, практическое использование одинаковых терминов для письма в целом и для его разделов — графики и орфографии в узком смысле слова — нецелесообразно. Для орфографии в узком смысле этого сло-ва в методике более точным представляется предложенное Н.С. Рождественским [14]

Источник

Графические сокращения.

Графические сокращения — один из видов сокращений, которые образуются путём замены опущенных букв или слогов небуквенными графическими знаками.

Один из способов сокращений — усечение конечной части слова — пожалуй, самый распространённый. В конце сокращения ставится точка. В основном усекается часть слова после согласной буквы. Но встречаются случаи, когда слово сокращается до первой гласной:

а. е. (астрономическая единица), о. (остров; озеро)

Такие сокращения лучше сверять со словарями: как правило, они относятся к общепринятым.

Используя данный способ сокращений, нужно помнить следующее:

филол., филос., а не фил.;

долл. (доллар), асс. (ассистент);

Если же двойная согласная находится на стыке корня и суффикса, то при сокращении сохраняется только первая:

стен. (стенной), рус. (русский), НО рос. (российский);

Усечённая конечная часть слова заменяется точкой. О случаях, в которых точка не ставится, можно прочитать здесь.

С помощью усечения конечной части сокращаются также сложные слова. В этом случае кроме точек используется и дефис (независимо от того, как пишется полная форма слова: слитно или через дефис):

эк.-прогр. (экономист-программист), с.-д. (социал-демократ); ж.-д. (железнодорожный); с.-х. (сельскохозяйственный)

Следует отличать такие сокращения, как ж. д. (железная дорога) и с. х. (сельское хозяйство) от приведённых выше, в которых дефис указывает на то, что перед нами сложное прилагательное, а не словосочетание.

Сложные слова и словосочетания, в свою очередь, могут сокращаться при помощи косой черты. Как правило, части слова и словосочетания усекаются до одной или нескольких букв. При этом точки не нужны. Например:

к/т (кинотеатр), р/с или р/сч (расчётный счёт), ж/д (железнодорожный), с/х (сельскохозяйственный)

Продолжая разговор о косой черте, отметим, что она образует ещё один вид сокращений — усечение предлога:

п/п ( по порядку), н/Д (на-Дону), об/мин (оборот в минуту)

Следующий способ — высекание срединной части слова с сохранением окончания. В этом случае опущенная часть заменяется дефисом:

гос-во (государство), ф-т (факультет), р-н (район)

При сокращении слов в библиографических записях и библиографических ссылках на все виды документов следует обратиться к ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке».

Источник

Использование графических диктантов на уроках русского языка

Использование графических диктантов на уроках русского языка

Елпанова М.В., учитель Майковской

ООШ – филиала МКОУ «Пивкинская СОШ» Щучанского района

Графические диктанты – диктанты с графическим изображением диктуемого.

Такой вид работы позволяет отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогает провести первичный контроль, закрепить учебный материал на практике, а также повторить ранее пройденный материал.

Быстрота проверки (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем)

Развитие интереса у обучающихся

В зависимости от графического изображения такие диктанты делятся на буквенные, цифровые, диктанты с графическим обозначением.

Буквенный диктант (с «буквенным кодом»). Материал для него выбирается на один вид орфограммы (Например: правописание приставок пре- и при-).

Каждому слову присваивается порядковый номер.

Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают не слова целиком, а только нужные в них буквы.

В результате получается определённый буквенный код, который легко и быстро проверить.

1. присесть 2. пришкольный 3. прервать 4. премилый 5. прибежать 6. привязать 7. привезти

Вариант 2. На доске учитель запишет условные графические обозначения: какой буквой обозначается конкретное языковое явление.

Например. Определите разряд продиктованных имен прилагательных, обозначив каждое из них определенной буквой: качественное – К, относительное – О, притяжательное – П.

1. загадочный, 2. обеденный, 3. девичий, 4. летний, 5. щучий, 6. медленный, 7. отцовский и т.д.

КЛЮЧ К О П О П К П

Цифровой диктант (с «цифровым кодом»)

Методика проведения цифрового диктанта

Каждому слову (словосочетанию, предложению) присваивается порядковый номер.

Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают в нужные строки (графы) только цифры.

В результате получается определённый цифровой код, который легко и быстро проверить.

1. Дерево узнаётся по плодам.

2. У неуживчивого человека не бывает друзей.

3. От разговоров о воде мельница не заработает.

4. Торопливым людям не хватает мудрости.

5. Под лежачий камень вода не течёт.

Диктанты с графическим обозначением (схемы, условные обозначения)

1. Графический диктант – «Волна».

Учащиеся рисуют «верхнюю волну» или «нижнюю волну» в зависимости от выбора ответа (в данном случае орфограммы)

Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть фото Что такое графический комментарий по русскому языку. Смотреть картинку Что такое графический комментарий по русскому языку. Картинка про Что такое графический комментарий по русскому языку. Фото Что такое графический комментарий по русскому языку

КЛЮЧ 1+ 2- 3- 4+ 5- 6+ 7+ 8+ 9- 10+ 11+

4. Диктант с использованием условных графических обозначений (схем) .

1. Обычно диктуется не связный текст, а отдельные предложения или словосочетания.

2. Материал прочитывается учителем дважды. При первом прочтении учащиеся, внимательно прослушав предложение, должны осознать его синтаксические или пунктуационные особенности.

3. При втором прочтении учащиеся вычерчивают его синтаксическую или пунктуационную схему. Задания по синтаксису и пунктуации могут быть многочисленны и разнообразны.

Например. Используя синтаксические схемы, покажите место придаточного предложения по отношению к главному.

1) Над нами чистое и удивительно прозрачное небо, какое бывает после первого снегопада. 2) Как только мы перевезли свое имущество, дождь перестал. 3) Вдруг надо мной что-то зашумело, будто невидимая птица задела крылом вершины деревьев. 4) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. 5) Луна, посеребренная лучами восходящего солнца, была такой ясной, точно она вымылась и приготовилась к празднику.

1) По всему водоему расходились ленивые волны и с тихим плеском лизали берег. 2) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык. 3) Ветер, становясь сильнее, быстрее катил к берегу темно-серые волны и вздымал их вверх. 4) Он зажег несколько свечей, и теперь можно было разглядеть комнату. 5) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы.

Т.к. у учащихся по-разному развиты восприятия (у одних преобладает слуховое, у других – зрительное), то слова не только диктую, но и даю возможность их увидеть, используя ММП.

Цифровой диктант представляет собой простой и удобный способ закрепления и контроля знаний обучающихся по той или иной теме.

Составить такой диктант может любой преподаватель, используя предлагаемую схему и имеющийся дидактический материал. К работе как по составлению, так и проверке таких диктантов могут быть привлечены и сами учащиеся. Они делают это с удовольствием.

Этот вид работы можно использовать сколько угодно раз, он не надоедает обучающимся, делает занятие более динамичным и интересным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *