Что такое гражданская активность в школе

Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности.

Ануфриева Татьяна Николаевна

Россия, город Курск, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53»

Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности.

В статье представлен опыт работы педагогов учебного заведения по формированию позитивной гражданской активности подростков.

Ключевые слова: Гражданская активность, подростки, воинская слава, Великая Отечественная война, подвиги предков, герои, Россия.

Никто из нас не рождается с ясным представлением об устройстве страны и мира, однако с опытом приходит понимание определённых ценностей, осознание необходимости тех или иных действий. Формирование гражданской активности происходит на разных уровнях. Оно начинается в кругу семьи, продолжается в школьные годы, а заканчивается собственными поисками ответов на интересующие вопросы. Сделать тот или иной выбор всегда сложно, ведь человек находится в непрерывном информационном потоке: интернет, литература, телевидение, другие средства массовой информации. Всё это направлено на личность, формирует особую точку зрения. Мы живём в динамичном, постоянно развивающемся мире и вынуждены успевать за его стремительным движением вперёд. При всём этом нужно постараться сохранить основополагающие ценности: патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье), гражданственность, активную жизненную позицию, нравственность и другие качества. Труднее всего это сделать подросткам, молодёжи. У них гражданская активность ещё не совсем сформирована, но уже может проявляться в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной.

В современной школе на учителей-предметников и классных руководителей возлагается большая ответственность – воспитание гражданской активности подростков, способных самостоятельно построить успешную жизнь и принести пользу обществу в целом. Хочется поделиться педагогическим опытом воспитания гражданской активности учеников 5 – 11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53»(военно-патриотическое направление).

Каждый учебный год в феврале проводится Смотр строя и песни, посвящённый Дню освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков. Подготовка к торжественному мероприятию начинается с выбора песни, отработки команд, четкого шага. На репетиции приглашаются курсанты «Кадетского профессионального лицея №27», которые являются выпускниками нашей школы и служат примером для ребят. Участники Смотра испытывают чувство гордости, что уже с таких юных лет являются продолжателями традиций защитников Отечества.

Обучающиеся 8-10 классов занимаются в военно-патриотическом клубе «Отечество» (руководитель С.Н. Губанов). В период летних каникул члены клуба участвуют в раскопах и перезахоронении останков погибших в годы Великой Отечественной войнысолдат. Эта деятельностьпроводится под руководством центра «Поиск» (руководитель И.П. Цуканов).

Школьному отряду юнармейцев предоставлялось почётное право нести Вахту памяти на Посту №1 у Вечного огня и Обелиска Славы на мемориале «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Члены школьного волонтёрского отряда «Надежда» неоднократно участвовали в акции по уборке могил солдат и офицеров на Никитском кладбище.Обучающаяся 11 «А» класса Акулова Карина и ученик 9 «Б» класса Нескородов Геннадий несколько лет занимаются в ВПК «Кремлёвец». На занятиях у курсантов формируют качества настоящего патриота, гордящегося историей своего Отечества. Их объединяет интерес к огневой и строевой подготовке и желание поступить в высшие военные учебные заведения.

Важным направлением деятельности педагогов по формированию гражданской активности школьников является организация добровольческих (волонтёрских) отрядов. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» с 2015 года действует отряд «Надежда», его работой руководит заместитель директора по ВР Л.А. Семенова. Помощь в проведении мероприятий оказывают классные руководители 9-11 классов (Токарева Г.Н., Ануфриева Т.Н., Вострикова Т.Н.). В деятельности отряда реализуются следующие направления: «Волонтёры Победы», социальное, экономическое, медицинское и культурно-просветительское. Члены отряда гордятся каждым достижением, которое отражается в их «Личной книжке волонтёра».Ученики с удовольствием занимаются общественной деятельностью, приобретая необходимый опыт участия в жизни страны (концерт для воспитанников школы-интерната №2, выступление агитбригады «За здоровый образ жизни» перед учениками интерната №5, акция «Книгодарение», мастер-класс «Новогодняя игрушка»).

Гражданская активность подростков предполагает их деятельность. Одни направляют все свои силы на решение глобальных проблем, другие заботятся о благополучии страны, третьи стремятся помочь людям, которые их окружают. Школьник, как и любой член общества, должен направлять свою деятельность на благо России. Без правильно организованной воспитательной работы невозможно сформировать гражданскую активность подростков.Если обобщить сказанное, то гражданская активность может выражаться следующими словами: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависят от поступков каждого из нас». [5] Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий особого внимания и терпения. Большинство педагогов, классных руководителей обладают этими необходимыми качествами. Мы верим в подрастающее поколение. Россию ждёт достойное будущее!

1. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб, 1999

2. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М.: Воениздат, 1988.

4. Бондарев Ю.В. “Мгновения. Рассказы”. Издательство ИТРК, 2014

5. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 2008.

1. Секция №7. Педагогический опыт воспитания позитивной гражданской активности: уроки истории и современные исторические события .

2. Ануфриева Татьяна Николаевна

3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» г. Курск, учитель русского языка и литературы.

4. 305007, г. Курск, ул. Ольшанского, д. 21 Б, кв. 9

6. форма участия в конференции – заочное участие

Источник

Презентация направления Российского Движения Школьников «Гражданская активность»

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Направление «ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ»

Гражданская активность – это:

Направление «Гражданская активность» формирует новое поколение молодых людей, способных активно участвовать в жизни своей страны и готовых к вовлечению к социально- востребованной деятельности.

Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни.

Включаясь в увлекательную добровольческую деятельность, ты сможешь: Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия. Участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д. Стать волонтёром спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней. Стать организатором Всероссийских профилактических акций, участвовать в работе школьных отрядов ЗОЖ, стать частью Всероссийского общественного движения «Волонтёры медики». Присоединиться к движению «Волонтёры Победы» и вместе с ними помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтёром мероприятий, приуроченных к Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Увлекаясь этой работой, у тебя появится возможность: Участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты. Присоединиться к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», предложить свой маршрут и пройти по маршрутам истории, культуры и природы малой родины.

Задание. Придумайте в течение 5-7 минут движения для флешмоба, которые каким-либо образом отразят суть, смысл праздника – День народного единства.

В делах успехов и везенья! В душе тепла и доброты! Жить интересно, с настроеньем, В удачу верить и в мечты!

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Номер материала: ДБ-797267

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое гражданская активность в школе. Смотреть фото Что такое гражданская активность в школе. Смотреть картинку Что такое гражданская активность в школе. Картинка про Что такое гражданская активность в школе. Фото Что такое гражданская активность в школе

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Гражданская активность

Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, экология

**Добровольчество** — это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни. Включаясь в увлекательную добровольческую деятельность, ты сможешь: Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия. Участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д. Стать волонтёром спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней. Стать организатором Всероссийских профилактических акций, участвовать в работе школьных отрядов ЗОЖ, стать частью Всероссийского общественного движения «Волонтёры медики». Присоединиться к движению «Волонтёры Победы» и вместе с ними помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтёром мероприятий, приуроченных к Дню Победы в Великой Отечественной войне. **Поисковая деятельность** — это возможность отправиться в настоящую поисковую экспедицию, поучаствовать в раскопках в местах боевых действий, увековечить память об исторических событиях и судьбах Героев Отечества, присоединиться к одному из отрядов Поискового движения России. **Краеведение, школьные музеи** — это проекты развития школьных музеев России, историко-краеведческой работы, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины, это познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашей страны. Увлекаясь этой работой, у тебя появится возможность: — Участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты. — Присоединиться к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», предложить свой маршрут и пройти по маршрутам истории, культуры и природы малой родины. **Экология** — это участие в природоохранной деятельности, организация экологических мероприятий, акций и конкурсов, проведение научных исследований и реализация социальных проектов. Включение в деятельность позволит тебе: — Создать свой экологический отряд и стать участником масштабного проекта «На старт, эко-отряд!». — Приобрести опыт и знания в эколого-просветительской, природоохранной и естественно-научной сферах. — Стать участником настоящей экспедиции. — Получить поддержку Всероссийских экологических организаций в реализации своего социального проекта, расширить масштаб деятельности и повысить эффективность реализуемых мероприятий. — Внести вклад в улучшение экологии родного края и сохранение природных ресурсов.

Источник

Формирование активной гражданской позиции школьников через участие в социальных практиках как способ воспитания детей сегодня, чтобы они стали счастливыми завтра

Формирование активной гражданской позиции — дело непростое. Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [9].

В своём обращении на Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» Президент России В.В.Путин обозначил вектор дальнейшего усиления поддержки государством социально значимых инициатив. Таким образом, в стране формируется массовый государственный запрос на подготовку качественных, актуальных и эффективных программ и проектов, реализация которых будет способствовать достижению поставленных руководством страны целей.

Молодёжь выступает одной из самых приоритетных целевых групп в вопросе реализации социально значимых проектов, так как является наиболее активной группой населения. Однако зачастую молодым лидерам и авторам интересных инновационных проектов не хватает практического опыта и знаний в области социального проектирования, проектного менеджмента, правовой и финансовой грамотности.

Особую роль в самостоятельности молодежи играют молодежные общественные объединения, так как именно они являются наиболее эффективным инструментом социализации молодого человека, когда он не дожидается предоставления ему со стороны общества и государства комфортных условий, а сам создает их. Благодаря этому формируется жизненная позиция, социальная активность, приобретаются необходимые для «взрослой» жизни навыки и умения и формируется гражданская позиция.

Согласно данным портала Минюста РФ по состоянию на 01 мая 2017 года в стране действует 1595 официально зарегистрированных общественных молодежных объединений. Из них лишь 126 (7,8%) – в муниципальных районах и городских поселениях. Все это говорит о концентрации социальной активности молодежи только в столицах субъектов Российской Федерации и крупных городах, при этом муниципальные районы, городские и сельские поселения, малые города фрагментарно включаются в реализуемую общественную деятельность.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» в Кемеровской области разработан и утвержден региональный проект «Социальная активность» (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12. 2018 №613-р) с целью развития добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения к 2024 году в добровольческую деятельность 20% граждан, вовлечения 45% молодежи в творческую деятельность и 70% студентов в клубное студенческое движение [2,3,4,5,6].

Достижение данной цели возможно через системную работу школы с социальными партнерами для трансформации имеющихся идей в полноценные проекты, реализуемые на основе передовых технологий.

Уже несколько лет МБОУ СОШ №11 функционирует в неблагоприятных социальных условиях. В рамках деятельности школы не представляется возможным изменить социальную ситуацию по объективным причинам, но педагогический коллектив может изменить гражданскую позицию подрастающего поколения школьников путем развития добровольчества в школе, повышения уровня мотивации школьников и педагогов к участию в волонтерской деятельности.

Таким образом, МБОУ СОШ №11 разработала инновационный проект позволяющий решить проблему формирования активной гражданской позиции школьников через участие в социальных практиках.

Основная идея инновационного проекта состоит в социальной значимости, в реальной возможности использования содержащейся в работе практики школы, в использовании как отдельных форм, методов и диагностических методик, так и разработанной системы в целом для формирования активной гражданской позиции школьников через социальное проектирование. В проекте выстроена логика инновационных преобразований.

Новизна проекта заключается:

Реализация проекта дает возможность:

Реализация проекта позволит сформировать активную гражданскую позицию через участие в социальных практиках.

Практическая значимость состоит в возможности использования продуктов, полученных в ходе реализации проекта, другими образовательными учреждениями и методическими службами.

Развитие гражданско-патриотического воспитания в системе общего образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Неоднозначная международная оценка престижа России на мировой арене, не всегда объективная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях требует интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом. Оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития России в мировом сообществе, что задает новые требования к институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем [1].

Привнесение в жизнь подрастающего поколения знаний о государственной символике, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к традиционным религиозным ценностям, может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству, как на военном, так и на гражданском поприще.

Развитие личности человека не происходит само по себе, оно всегда является результатом тех новых знаний, которые он приобретает, тех событий, которые его окружают. Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе. Становление активной гражданской позиции – это непрерывный процесс, в ходе которого развивается личность, укрепляются ее социально значимые качества: чувство любви к Родине, ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. В формировании и развитии гражданской позиции обучающихся особую роль имеет развитие способности к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социальных явлений, ситуаций, процессов. Проявления активной гражданской позиции есть необходимое условие гражданской зрелости подрастающего поколения, то есть осознанная им готовность взять на себя ответственность за судьбу своей страны, обеспокоенность за её будущее, готовность подчинить, если этого требуют обстоятельства, личные интересы каждого — общественным.

Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции будет успешным, если:

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов [7].

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека и изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Сегодня, практически каждый человек имеет большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в разных областях жизни. Достичь этого можно только через активное сознательное участие в социально значимой деятельности, что является возможным при четко выстроенной деятельности школьного самоуправления. Школьное самоуправление как одно из важных частей воспитательной работы школы подразумевает формирование личности с высокой гражданской позицией, активной, инициативной, обладающей организаторскими способностями, умеющей повести за собой.

Становлению активной гражданской позиции школьников способствует и реализация принципов:

В формировании гражданской позиции обучающихся могут быть представлены следующие компоненты, неразрывно связанные между собой:

Формированию гражданской активности способствует вовлечение обучающихся в разнообразные виды и формы деятельности: классные часы, конкурсы, викторины, смотры, спортивные соревнования; участие в работе школьного историко-краеведческого музея, социально значимых акциях и проектах через волонтерское движение и работу детской школьной организации ТЕМП.

В процессе организованных мероприятий обучающиеся овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общественно значимой деятельности. Эта деятельность способствует формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает, помогает осуществлению личных планов. В результате этого изменяются их взгляды и суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение.

Важную роль в становлении активной гражданской позиции играет коллективная деятельность. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована воспитательная деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Ожидаемые эффекты при реализации проекта:

Социальные:

Инновационные:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *