Что такое гражданственность в литературе 8 класс
Название книги
Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям
Чупринин Сергей
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ
Тип тенденциозности, отличающийся от партийности тем, что художник связывает свою творческую деятельность не с интересами той или иной группы, части общества, но с интересами всего общества и/или государства в целом – так, как он эти интересы, разумеется, понимает.
В отличие от XIX века, когда выбор гражданской позиции (или отказ от этого выбора) был личным делом художника, сказывавшимся лишь на его репутации, советская эпоха выдвинула императив « Кто не с нами, тот против нас », согласно которому не только социальный критицизм, но и практически любое отступление от прихотливо колебавшейся партийной линии могло быть истолковано (и нередко истолковывалось) как форма проявления «контрреволюционной», «антинародной» и «антигосударственной» деятельности. Литература таким образом оказалась принудительно разделенной на «советскую» и «антисоветскую», и в условиях, когда одни писатели верноподданно предъявляли власти все сто томов своих партийных книжек, а другие, рискуя жизнью, бросали ей же в лицо свой стих, облитый горечью и злостью, гражданственными стали называть те книги и те высказывания, которые, дистанцируясь и от гиперполитизированности, и от аполитизма, были, по сути, равно приемлемы и для власти, и для оппозиционно настроенного общественного мнения. Судьба гуманистических ценностей в границах социализма, проблемы рационального хозяйствования, экологии, образования и воспитания, сбережения исторической памяти, борьба против поворота северных рек и идей реформировать русскую орфографию – вот круг забот, естественный для гражданственного дискурса в русской литературе последних советских десятилетий, и вот то, что в глазах и власти, и общественного мнения создало высокую репутацию таким писателям, как Александр Твардовский, Владимир Тендряков, Федор Абрамов, Георгий Радов, Сергей Залыгин, Алесь Адамович, Евгений Богат, Григорий Бакланов, Валентин Распутин, Даниил Гранин, Юрий Черниченко.
Как форма деполитизированной, идеологически не сфокусированной тенденциозности гражданственность проявила себя и в постсоветскую эпоху – например, в творчестве и в общественной деятельности Виктора Астафьева, у которого, – по словам Марка Липовецкого, – « каждый найдет ‹…› ламентации на собственный идеологический вкус, но лишь потому, что для самого Астафьева все они вторичны по отношению к “правде” народного тела ». Правомерно говорить о гражданственности литературно-критической деятельности Валентина Курбатова, стремящегося примирить православное почвенничество с рафинированной западной культурой, а также произведений Бориса Екимова, рисующих облик современной русской деревни, и целого ряда сегодняшних книг, посвященных войнам в Чечне и Афганистане. Социальная озабоченность явственно прослеживается и у многих поэтов нового поколения, чьи стихи собраны, в частности, в антологии гражданской лирики «Время Ч» (М., 2002).
Конечно, трудно не согласиться с Максимом Амелиным, утверждающим что « гражданская поэзия – не что иное, как рифмованная публицистика, ритмизованный физиологический очерк, разделенное на строфы воззвание. Она процветает только тогда, когда в обществе что-то не так, выполняя коммуникативную функцию, никому кроме нее в данное время не доступную. Она оказывает огромное влияние на современное ей сознание и почти полностью забывается в потомстве ». Но поскольку, судя по всему, в нашем обществе еще долго будет «что-то не так», рано, видимо, принимать на веру заявление Дмитрия Кузьмина о том, что « политическая и – шире – гражданская проблематика утратила, – похоже, бесповоротно – эстетическую актуальность ».
См. ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ; ПАРТИЙНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ПАТРИОТЫ И ДЕМОКРАТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ; РАДИКАЛИЗМ; ИДЕЙНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ; КОСМОПОЛИТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ; ШИНЕЛЬНАЯ ОДА
Что такое гражданственность?
Просмотр содержимого документа
«Что такое гражданственность?»
Д.С.Лихачев – живая совесть России». (Рекомендации для подготовки к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ОГЭ (15.3) «Что такое гражданственность?» Автор: Алиева Аида Фикрат кызы, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 63 город Ульяновск
Жизнь – это драгоценнейший дар…
Он дается для какой-то огромной,
Чтобы заложить в годы
детства основы человечности
надо дать ребенку правильное
видение добра и зла.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Философский словарь
Уроки гражданственности академика Лихачева актуальны всегда
В самые сложные моменты нашей новейшей истории его слово звучало как камертон, напоминающий о том, что у нас
и никто не имеет права ради собственных амбиций покушаться на самые основы жизни народа.
Сегодня такого камертона, увы, нет.
Зато есть памятник, который будет
напоминать каждому о таких простых
уважение к истории и культуре и
умение оставаться человеком
Напишите сочинение- рассуждение на тему:
«Что такое гражданственность?»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Структура сочинения 15.3
1. Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления.
а) формулирование тезиса;
б) приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта).
3. Заключение (вывод).
Этапы подготовки к сочинению – рассуждению
Сегодня, читая и перечитывая мудрые и эмоционально насыщенные
страницы книг Д.С.Лихачева, мысленно проходя вместе с ним его жизненный
путь, ясно представляешь то бесценное, что оставил он нам в наследство –
неиссякающий источник воспитания у детей и юношества патриотизма и
Дмитрий Сергеевич был подлинным патриотом своего Отечества.
Его любовь к России была глубокой, неизменной и действенной.
Все научное творчество Д.С.Лихачева до последних дней его жизни – не
просто деятельность блестящего ученого, глубоко увлеченного избранной для
исследования темой, но и объяснение в любви своей Родине, служение
истории и культуре.
Издательство «Просвещение» выпустило в 1983 году публицистическую
книгу Д.С.Лихачева «Земля родная». В ней автор на широком
историческом фоне раскрывает ценность и значимость памятников культуры.
Обращаясь к молодому читателю, академик писал: «Человека создает
земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека
зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства.
От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться,
расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально
богатыми и интеллектуально здоровыми. А люди должны жить с
достоинством. Достоинство –это уважение к семье, к самому себе, это
опрятность, это наша одежда, одежда нашего города.
для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин.
(26) Он дается для какой-то огромной, великой цели. (27) Вы подумайте,
природа создавала человека миллионы лет. (28) И человек обязан
отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить
созидательную деятельность. (29)Она может быть продолжена в
маленькихобластях и в больших, в очень престижных и в не очень
престижных. (30) Но нужно продолжать накапливать в жизни добро,
накапливать все то, что способствует созиданию. (31) И тогда человек
будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря».
Вся долгая жизнь Д.С.Лихачева
явилась подтверждением этих слов.
доктор педагогических наук,
Клише для первого аргумента:
Клише для второго аргумента:
Клише для заключения:
C оветы экспертов по подготовке к сочинению
Начать подготовку к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку рекомендуется со знакомства с различными темами сочинений и подбора материалов по каждой возможной теме.
Для написания сочинения на высокий балл школьникам рекомендуется отыскать в тексте интересные слова и выстроить аргументы на их основе. Также для аргументации следует подобрать глаголы.
В ходе написания сочинения учащимся необходимо обращать внимание на такие лексические единицы, как синонимы, неологизмы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова и строить доказательства на их основе.
Кроме этого, выпускники могут отыскать в тексте лексические единицы, которые созданы на основе переносного значения слов (метафору, олицетворение, эпитет), на основе которых затем выстроить аргументацию.
Материалы для беседы
Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и
правовой культуры человека.
Гражданственность – это осознание человеком своих
обязанностей по отношению к родной стране.
Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства,
ведущее человека к совершенству.
Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.
Проявления гражданственности в повседневной жизни
Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей
жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных
Обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной
дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.
Как развить в себе гражданственность
Что такое гражданственность в литературе 8 класс
Тип тенденциозности, отличающийся от партийности тем, что художник связывает свою творческую деятельность не с интересами той или иной группы, части общества, но с интересами всего общества и/или государства в целом – так, как он эти интересы, разумеется, понимает.
Являясь синонимом социальной озабоченности, понятие гражданственности прошло сквозь всю историю русской литературы. Причем если вначале (древняя и средневековая словесность, литература XVIII века) осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству, как правило, влекло поэтов к однозначной поддержке и воспеванию богоданной власти, то уже после «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева стало возможным говорить о двух принципиально разнящихся между собою видах гражданственности. Первый, продолжающий традиции ломоносовского и державинского служения власти, выродился, по мнению его противников, в шинельные оды, стал аналогом либо сервильности, либо внутренней несвободы художника, когда, по словам Петра Вяземского, даже искренне поддерживающие власть писатели «похожи ‹…› на дворню, которая в лакейской поет и поздравляет барина с имянинами». И напротив, второй вид гражданственности требует от автора, во-первых, политической независимости, а во-вторых, отрефлектированного и ясно проявленного в текстах критицизма по отношения к действиям власти, которая, уже по определению, всегда и во всем не права. Таким образом, рылееевская формула «Будь поэт и гражданин», трансформировавшаяся со временем в некрасовскую «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», предопределяла положение всякого честного русского писателя в противоправительственной оппозиции. Что, с одной стороны, превращало литераторов с гражданственной жилкой во властителей дум образованного сословия, а с другой – вызывало аллергическую реакцию у приверженцев теории и практики «чистого» искусства, полагавших всякую социальную озабоченность внеположной (если не враждебной) художественному творчеству.
В отличие от XIX века, когда выбор гражданской позиции (или отказ от этого выбора) был личным делом художника, сказывавшимся лишь на его репутации, советская эпоха выдвинула императив «Кто не с нами, тот против нас», согласно которому не только социальный критицизм, но и практически любое отступление от прихотливо колебавшейся партийной линии могло быть истолковано (и нередко истолковывалось) как форма проявления «контрреволюционной», «антинародной» и «антигосударственной» деятельности. Литература таким образом оказалась принудительно разделенной на «советскую» и «антисоветскую», и в условиях, когда одни писатели верноподданно предъявляли власти все сто томов своих партийных книжек, а другие, рискуя жизнью, бросали ей же в лицо свой стих, облитый горечью и злостью, гражданственными стали называть те книги и те высказывания, которые, дистанцируясь и от гиперполитизированности, и от аполитизма, были, по сути, равно приемлемы и для власти, и для оппозиционно настроенного общественного мнения. Судьба гуманистических ценностей в границах социализма, проблемы рационального хозяйствования, экологии, образования и воспитания, сбережения исторической памяти, борьба против поворота северных рек и идей реформировать русскую орфографию – вот круг забот, естественный для гражданственного дискурса в русской литературе последних советских десятилетий, и вот то, что в глазах и власти, и общественного мнения создало высокую репутацию таким писателям, как Александр Твардовский, Владимир Тендряков, Федор Абрамов, Георгий Радов, Сергей Залыгин, Алесь Адамович, Евгений Богат, Григорий Бакланов, Валентин Распутин, Даниил Гранин, Юрий Черниченко.
Как форма деполитизированной, идеологически не сфокусированной тенденциозности гражданственность проявила себя и в постсоветскую эпоху – например, в творчестве и в общественной деятельности Виктора Астафьева, у которого, – по словам Марка Липовецкого, – «каждый найдет ‹…› ламентации на собственный идеологический вкус, но лишь потому, что для самого Астафьева все они вторичны по отношению к “правде” народного тела». Правомерно говорить о гражданственности литературно-критической деятельности Валентина Курбатова, стремящегося примирить православное почвенничество с рафинированной западной культурой, а также произведений Бориса Екимова, рисующих облик современной русской деревни, и целого ряда сегодняшних книг, посвященных войнам в Чечне и Афганистане. Социальная озабоченность явственно прослеживается и у многих поэтов нового поколения, чьи стихи собраны, в частности, в антологии гражданской лирики «Время Ч» (М., 2002).
Конечно, трудно не согласиться с Максимом Амелиным, утверждающим что «гражданская поэзия – не что иное, как рифмованная публицистика, ритмизованный физиологический очерк, разделенное на строфы воззвание. Она процветает только тогда, когда в обществе что-то не так, выполняя коммуникативную функцию, никому кроме нее в данное время не доступную. Она оказывает огромное влияние на современное ей сознание и почти полностью забывается в потомстве». Но поскольку, судя по всему, в нашем обществе еще долго будет «что-то не так», рано, видимо, принимать на веру заявление Дмитрия Кузьмина о том, что «политическая и – шире – гражданская проблематика утратила, – похоже, бесповоротно – эстетическую актуальность».
См. ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ; ПАРТИЙНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ПАТРИОТЫ И ДЕМОКРАТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ; РАДИКАЛИЗМ; ИДЕЙНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ; КОСМОПОЛИТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ; ШИНЕЛЬНАЯ ОДА.
Обобщение опыта «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы»
«Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы»
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
Власенко Светланы Ивановны
Автор опыта: Власенко Светлана Ивановна
Место работы: МБОУ «СОШ поселка Синегорье»,
Ягоднинский район, Магаданская область.
Должность: учитель русского языка и литературы,
«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма».
Работа в качестве учителя русского языка и литературы на протяжение 31 года, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а, значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в современной школе.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:
В век бесконечного притворства,
И криводушия, и лжи,
Отчизна наша – светлый остров,
Где труд и праздник – для души.
Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.
Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.
В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма стоит наиболее остро.
И я, как учитель, считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и подтолкнуло к выбору методической темы: «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы».
Работая в данном направлении, определяю перед собой цель: создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.
Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать гражданскую, идейно-нравственную позицию, чувство патриотизма школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».
В своей работе я использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория», «проба пера»). Необходимо помнить: обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов. Особое внимание в процессе обучения предмету и воспитательной работе уделяю использованию дискуссии, культуровоспитывающей технологии.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Известно, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных, процессов. Более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задаёт тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Приоритетной в моей работе является обучение по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.
Сегодня внедрение компьютерной технологии в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала, участвуют в школьных и районных научно-практических конференциях.
В старших классах наиболее приемлемой формой самостоятельной работы учащихся являются семинарские занятия. Они необходимы при изучении крупных эпических произведений, а также по обобщающим темам.
В ходе подготовки докладов, сообщений к семинарскому занятию ученики подбирают литературу по теме, закрепляют навыки по составлению плана, самостоятельно подбирают эпизоды для сопоставительного анализа образов, делают лингвистический анализ текста, пишут сочинения, рецензируют ответы товарищей.
На семинарских занятиях учащимся предлагаются разные виды фронтальных, групповых индивидуальных заданий. Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», класс был разделен на 5 групп с учетом подготовленности и межличностных отношений, каждая группа получила задание, расширяющее знания учащихся, полученные на уроке, список рекомендованной литературы. На подготовку к семинару было отведено 7 дней, в течение которых ученики могли получить консультацию учителя. Учащиеся уже знакомы с таким видом работы, знают порядок проведения занятия, имеют памятку по рецензированию доклада:
достоверность использованных источников;
связность изложения, умение владеть речью и удерживать внимание слушателей.
Учащиеся также знают, что по ходу выступления товарищей нужно делать записи. Оценивая доклад, нужно отметить достоинства и недостатки. В классном уголке – список групп учащихся и закрепленные за ними темы, памятка по рецензированию доклада.
Внимательно изучая текст романа, критическую литературу по творчеству писателя, ученики вырабатывают навыки пользования разными способами цитат из художественных произведений и статей, что, несомненно, поможет им над работой в сочинении.
Одной из основных задач воспитания, считаю, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.Ахматовой, М.Цветаевой, М.А.Булгакова, А.И.Куприна и других.
В.Сухомлинский писал: » Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Учитывая огромные возможности художественной литературы, я вовлекаю учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя, обнаруживая перед ними:
из чего складывается процесс принятия человеком жизненной цели;
в чем заключается самоанализ современного поступка и линии поведения;
какое место в жизни имеет нравственный выбор;
какую роль может сыграть нравственный образ, которому следует человек.
В 5-9 классах на уроках литературы стараюсь применять различные формы и методы работы. Детям очень нравятся литературные викторины, брейн-ринги, заочные путешествия, творческие мастерские, посиделки.
Работая по теме «Народная мудрость», дети узнают, что у нашего народа есть » живой цветок», который сказки сказывает, учит, потешает и поёт. Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.
Знакомя пятиклассников с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, я стараюсь показать им удивительный мир волшебства, образности, точности языка.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся законы взаимоотношений человека с человеком, с обществом, властью, природой и показать, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком, как в произведении Н.С.Лескова «Человек на часах».
Изучая с шестиклассниками «Бородино» М.Ю.Лермонтова, использую компьютерную презентацию (Приложение) и музыкальное сопровождение, чтобы показать героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, которая всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному сознанию. На этих уроках происходит беседа о значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувстваучастников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.
Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. Так, о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь передал дух того времени, историю народа в его величии. (приложение)
С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси («Слово о полку Игореве»), в XIX веке (А.Толстой «Петр Первый») и в XX веке
(произведения М.Шолохова, А.Фадеева, А.Солженицына, Б.Васильева, В.Некрасова, В.Распутина).
В 9 классе при изучении романа «Капитанская дочка» урок выстраиваю таким образом, чтобы каждый ученик задумался об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности, чувство чести и достоинства.(ПРИЛОЖЕНИЕ).
При изучении рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» на примере Андрея Соколова «за круглым столом» находим лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
В 10-11 классах большое внимание уделяю проведению уроков-дискуссий, лекций, семинаров, практикумов, «круглых столов», в ходе которых обучающиеся высказывают свое мнение, спорят, находят истину.
В 11 классе в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского, Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.
Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.
Планируя в 7-9 классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига у обучающихся, не знавших войны, стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.
При изучении произведений о Великой Отечественной войне я использую на уроке разные методические средства: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов (киноурок), выставки литературы по данной тематике, музыкальное оформление. Участвуем в акции «Письмо ветерану», конкурсе сочинений «История моей семьи» (ПРИЛОЖЕНИЯ).
Острота постановки вопроса самим писателем определяет и форму урока как проблемной беседы. Учащимся даются заранее опорные вопросы к анализу повести, которые помогают сосредоточиться на главном:
1. Когда впервые расходятся пути Сотникова и Рыбака?
2. Как повели себя в критической ситуации Сотников и Рыбак?
3. Показывает ли автор, каким трудным был путь Сотникова к подлинному мужеству?
Каков его последний подвиг?
4.В чем смысл слов автора, отражающих мысли и самого героя: «По существу он
жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому?»
Уроки литературы по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег», «Выбор», по произведениям Астафьева и других дают богатый материал для воспитания патриотических чувств наших учащихся, формируют у них гражданскую позицию.
Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям обучающиеся самостоятельно делают выводы, выражают свое нравственное отношение к природе и передают в рисунке.
Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А. Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.
В своей работе по патриотическому воспитанию я использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.
Считаю, что мои уроки литературы способствуют развитию у обучающихся патриотизма, любви к Родине, природе.
Для всех очевидно, что воспитанный человеке не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, не имеет корней, не нашел себя в этой жизни.
Работу по патриотическому воспитанию я планирую продолжать и в дальнейшем.
Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, занимая призовые места. (приложения)
Мои ученики принимают активное участие в конкурсахразличного уровня, занимая призовые места:
-сочинений, «90-летие ГОЭЛРО» ( Власенко Анна, 8б класс), «Если бы я был депутатом…», проводимого в рамках областного конкурса молодежи «Моя законотворческая инициатива»( Власенко Анна, 9б класс), «Мои права и обязанности» (Минаева Екатерина, 9 класс);
-«Живая классика» (Садовская Елена, 6 класс, победитель школьного, районного и участник областного конкурса). (ПРИЛОЖЕНИЯ грамот)
Для всех очевидно, что воспитанный человеке не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, не имеет корней, не нашел себя в этой жизни.
Работу по патриотическому воспитанию я планирую продолжать и в дальнейшем.
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
2.Учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию. Концепция гражданского воспитания. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев. Москва. 2008 г.
3.Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений. Евладова Е.Б., Москва, 2007 г.
4. Патриотическое образование и воспитание в современной школе. Пособие для педагогов и работников образования. Калуга, 2008 г.
5.Гражданское образование в российской школе. Составители: Тюляева Т.И., Москва, «Астрель», 2008 г.
6.Коммуникативная культура педагога. Москва. Сентябрь, 2006.
7.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Тольятти. 2007 г.
8.Патриотическое воспитание на уроках литературы. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010 г.
9.Патриотическое воспитание – будущее России. Лутовинов В.И. Пособие для педагогов. Москва, Фонд Андрея Первозванного, 2010 г.
10.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Иоффе А.Н., Пахомов В.П., Тольятти, 2009 г.
12. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Москва,
« Просвещение», 1985 г.
13. Система работы по изучению современной литературы в 8-10 классах. Москва, «Просвещение», 2005 г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы»
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
Власенко Светланы Ивановны
Автор опыта: Власенко Светлана Ивановна
Место работы: МБОУ «СОШ поселка Синегорье»,
Ягоднинский район, Магаданская область.
Должность: учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма».
I. Актуальность исследования.
Работа в качестве учителя русского языка и литературы на протяжение 31 года, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а, значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в современной школе.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:
В век бесконечного притворства,
И криводушия, и лжи,
Отчизна наша – светлый остров,
Где труд и праздник – для души.
Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.
Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.
II. Из опыта работы.
В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма стоит наиболее остро.
И я, как учитель, считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и подтолкнуло к выбору методической темы: «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы».
Работая в данном направлении, определяю перед собой цель: создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.
Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать гражданскую, идейно-нравственную позицию, чувство патриотизма школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».
В своей работе я использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория», «проба пера»). Необходимо помнить: обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов. Особое внимание в процессе обучения предмету и воспитательной работе уделяю использованию дискуссии, культуровоспитывающей технологии.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Известно, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных, процессов. Более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задаёт тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Приоритетной в моей работе является обучение по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.
Сегодня внедрение компьютерной технологии в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала, участвуют в школьных и районных научно-практических конференциях.
В старших классах наиболее приемлемой формой самостоятельной работы учащихся являются семинарские занятия. Они необходимы при изучении крупных эпических произведений, а также по обобщающим темам.
В ходе подготовки докладов, сообщений к семинарскому занятию ученики подбирают литературу по теме, закрепляют навыки по составлению плана, самостоятельно подбирают эпизоды для сопоставительного анализа образов, делают лингвистический анализ текста, пишут сочинения, рецензируют ответы товарищей.
На семинарских занятиях учащимся предлагаются разные виды фронтальных, групповых индивидуальных заданий. Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», класс был разделен на 5 групп с учетом подготовленности и межличностных отношений, каждая группа получила задание, расширяющее знания учащихся, полученные на уроке, список рекомендованной литературы. На подготовку к семинару было отведено 7 дней, в течение которых ученики могли получить консультацию учителя. Учащиеся уже знакомы с таким видом работы, знают порядок проведения занятия, имеют памятку по рецензированию доклада:
Учащиеся также знают, что по ходу выступления товарищей нужно делать записи. Оценивая доклад, нужно отметить достоинства и недостатки. В классном уголке – список групп учащихся и закрепленные за ними темы, памятка по рецензированию доклада.
Внимательно изучая текст романа, критическую литературу по творчеству писателя, ученики вырабатывают навыки пользования разными способами цитат из художественных произведений и статей, что, несомненно, поможет им над работой в сочинении.
Одной из основных задач воспитания, считаю, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.Ахматовой, М.Цветаевой, М.А.Булгакова, А.И.Куприна и других.
В.Сухомлинский писал: » Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Учитывая огромные возможности художественной литературы, я вовлекаю учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя, обнаруживая перед ними:
В 5-9 классах на уроках литературы стараюсь применять различные формы и методы работы. Детям очень нравятся литературные викторины, брейн-ринги, заочные путешествия, творческие мастерские, посиделки.
Работая по теме «Народная мудрость», дети узнают, что у нашего народа есть » живой цветок», который сказки сказывает, учит, потешает и поёт. Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.
Знакомя пятиклассников с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, я стараюсь показать им удивительный мир волшебства, образности, точности языка.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся законы взаимоотношений человека с человеком, с обществом, властью, природой и показать, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком, как в произведении Н.С.Лескова «Человек на часах».
Изучая с шестиклассниками «Бородино» М.Ю.Лермонтова, использую компьютерную презентацию (Приложение) и музыкальное сопровождение, чтобы показать героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, которая всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному сознанию. На этих уроках происходит беседа о значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализестихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувстваучастников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.
Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. Так, о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь передал дух того времени, историю народа в его величии. (приложение)
С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и строится строго по хронологическо