Что такое грех по библии

10 заповедей и 7 смертных грехов в Православии

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.

Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.

Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.

Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.

Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

7 смертных грехов.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Источник

Что такое грех по библии

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, которые переводятся как Г. или грешить:

1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или «упущение» истинной цели;

2) паша (глагол) и образованное от него сущ. пеша выражает возмущение, протест;

3) ава, прежде всего, означает «кривить», «искривлять». Производное от него сущ. авон следует понимать как «кривду», «уклонение», «преступление»;

4) шага и сущ. шегага выражают присущее человеку блуждание, «заблуждение». В отличие от рус. слова «грех», эти евр. слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ. оттенка. Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г., который в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред. образ жизни человека. В какой бы форме не проявлялось греховное поведение – как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, – по своей сути Г. всегда означает: «Тебе единому согрешил я» ( Пс 50:6 ). Т.о., для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей. Г. всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач. вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср. «грех есть беззаконие» – 1Ин 3:4 ). Само многообразие евр. слов, переведенных как Г., показывает, что полностью уяснить значение понятия «грех» невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его.

Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:

1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г. в области богослужения и культа. Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди – Исх 20:1–11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см. книгу Левит). Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г. ( Исх 30:38 ; Лев 7:25 ; 1Цар 2:17 ). Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см. Агг 2:10–13 );

2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа. Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см. прежде всего Исх 20:12 ). Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений. Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г. в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним ( 2Цар 12:7–12 ; Ам 5:21–24 );

3) Г. всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом. Совершающий Г. живет безбожно; грешник – это человек без Бога.

В. СУЩНОСТЬ ГРЕХА. Библия и, в част. книга Левит, не описывает происхождения зла ⇒ зло. Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха. Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу. Запретное древо в раю означает тот предел, который напоминает человеку о его сотворенности, несмотря на всю высоту положения, опред. ему Богом. Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю. Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло. В грехопадении человеческое «я» восстает против ограничений собств. свободы. В этом и проявляется сущность Г.: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств. «я». Грехопадение – это ключевое событие после сотворения мира. В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом. Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества ( Рим 5:12 ).Всякий последующий Г. берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г. Вместе с тем человек изобличается как грешник. Он – тот, кто жаждет Г., ибо восстает против Бога. А поскольку он желает Г., значит, он виновен. Человек в греховном состоянии, виной которому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г. и вынужденный ему подчиниться. Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин 8:34 ). Начиная с Августина Блаженного богосл. мысль для обозначения этого состояния использует понятие «первородный грех» или «наследственный грех».

Г. ГРЕХ И ВИНА. Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г. В ней говорится о третьей «действующей силе», помимо Бога и человека: сатане, т.е. дьяволе, или «власти тьмы» ( Кол 1:13 ). Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср. 1Кор 13:5 : треч-оулогидзетаи – «не размышляет» о зле, в Синод, пер. – «не мыслит зла»). Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г. Г. – это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий. В евр. яз. корень ашам – «быть виновным» – особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см. выше, 1, А, 3). Вину всегда можно приравнять к нечистоте. При этом различие между невольными ( Лев 4:13,22 ) и сознательными ( Чис 15:30 ) прегрешениями указывает лишь на степень вины. Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость ( Иов 15:14 ; Пс 50:7 ). Г. приводит человека к вине (Вина) перец Богом, что требует искупления. Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (Жертва). Конечно, с т.зр. Н3, это только временная возможность уйти от суда, который выносит приговор Г. Но и здесь Г. – это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи – жить как Божие создание.

II. НОВЫЙ ЗАВЕТ

Хотя ВЗ и указывает на гибельность Г. и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г. посредством жертвы Иисуса Христа.

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г.:

1) греч. глагол хамартано и сущ. хамартиа означают соотв. «промахнуться» и «упущение». Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего. Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр., Деян 2:38 ; Евр 1:3 ), греховная сущность человека ( Ин 9:41 ; 1Ин 1:8 ) и персонифициров. власть Г. ( Рим 5:12 ; Гал 3:22 ; Рим. 5–12 );

2) реже в НЗ встречается слово хамартема, которым иногда обозначаются греховные дела. Пара-коэ подразумевает непослушание, а аномиа – беззаконие. Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г.

Б. ИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:

2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г. в притче о блудном сыне ( Лк 15:11 ). Г. – это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом. Явление Христа приносит осознание Г. и призывает к покаянию (покаяние). Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г. (Обращение), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;

3) Иисус – это единств, возможность победить Г. Тот, кто отвергает Христа как победителя Г., останется во Г. ( Ин 8:21,24 ). Проклятие.

В. ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ. Подробнее других апостолов о Г. говорит Павел. Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, т.е. Павел, в сущности, также не развивает учения о Г.:

1) осознание Г. Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом ( 1Кор 15:9 ; 1Тим 1:15 ), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу. Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г. Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г.;

2) Г. пришел в мир через Адама ( Рим 5:12 ), и т.о. произошло его вторжение в сферу человеч. жизни. Г. – сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, который приступает к человеку как искуситель ( Мф 4:1–11 ; Откр 12:9 ).0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему ( Рим 5:12 ), и теперь Г. живет в нем ( Мф 15:19 ; Иак 1:14 );

4) наконец, существует еще одна сила, которая квалифицирует многие поступки как Г.: это Закон ( Рим 5:13 ; Гал 3:19 ), который является не чем иным, как орудием Бога. Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога ( Рим 1:21 ), напр., Г. Адама. Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич. сила Г. В своем «плотском» бытии (- Плоть) человек – это проданный Г. раб ( Рим 7:14 ), Г. владеет им;

6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г. не означает безгрешности. Верующий еще не достиг совершенства ( Рим 8:10 ), а ждет того ( Рим 8:18 ),чтобы Г. и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса ( Рим 8:11 ; 1Кор 15:26 ). До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа ( 1Ин 1:7–10 ). ⇒ Беспорочный (невиновный).

Источник

Что такое грех и в чем суть греха согласно Библии?

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Что такое грех согласно Библии? На иврите грех звучит как «хет» — промах или «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Словарь Даля описывает грех, как «поступок, противный закону Божию; вина перед Господом».

Очень многие люди не считают грех чем-то страшным. Из-за того, что все люди грешны, большинства людей возникает чувство, что они не совершают ничего страшного. Например, когда человек обманывает, он не считает это не нормальным, т. к. «все же обманывают». Или когда в семье у одного из супругов есть любовник или любовница это считается нормой для многих.

Средства массовой информации по всему миру пропагандируют сексуальные отношения до брака — иметь половые отношения, не будучи женатыми, сегодня считается нормой почти по всему миру.

Что уж говорить о таких грехах, как гордость, курение, сквернословие, лень, злость, гнев и тому подобным вещам. Эти вещи давно стали частью современного общества. Ведь «все так себя ведут».

Одна из важных вещей, которую стоит понять, это то, что каждый человек лично будет отвечать перед Богом за свои грехи. И не важно, в какой семье мы родились, в какой стране, в каком обществе и в каком веке. Мы будем отвечать за наши поступки и Бог будет судить каждого соответственно тому, что Он считает добром и что злом.

Иисус Христос умер за грехи каждого человека на земле. Но это не значит, что теперь все люди прощены за свои грехи и могут спокойно жить дальше и поступать, как им вздумается. Иисус умер за грехи людей и оставил всем Свое учение в Новом Завете — кто будет следовать этому учению, тот будет прощен и спасен. Кто нет — будет осужден.

Так что же такое грех согласно Библии?

Вот лишь несколько грехов (это далеко не все, что Библия считает грехом), которые перечисляет Новый Завет:

Эти люди исполнены всяческих грехов: зла, себялюбия, ненависти, ревности, тяги к убийствам и распрям, лжи, и всегда думают о других самое плохое, сплетничают, клевещут друг на друга и ненавидят Бога, грубы, полны гордыни, всегда похваляются перед другими, измышляют способы чинить зло, не почитают своих родителей. Они глупы, никогда не исполняют обещанного, и ни к кому не проявляют доброты и милосердия. Хотя им известен закон Божий, гласящий, что кто повинен в подобном, заслуживает смерти, они не только именно так и поступают, но и одобряют, когда и другие ведут себя так же. (К Римлянам 1:26-32)

Поступки, объясняющиеся нашей греховной натурой, известны: прелюбодеяние и блуд, нечистота, грехи плоти, идолопоклонство, колдовство, вражда, ссоры, зависть, злоба, распри, разногласия, противоречия, ревность, пьянство, дикие оргии и тому подобные вещи. Относительно всего этого я предупреждаю вас, как предупреждал и раньше, что тем, кто занимается подобным, не будет места в Царстве Божьем. (Послание Галатам 5:19-21)

О блуде и непотребстве любом или жадности не следует даже слухи распускать среди вас, как подобает святым Божьим. Не должно быть ни постыдных речей, ни глупых разговоров, ни грубых шуток, ибо не подобает всё это. Вместо того пусть будет благодарение. Ибо можете быть уверены, что никто из тех, кто предаётся блуду, кто непотребен или жаден (а это то же самое, что и идолопоклонство), не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. (К Ефесянам 5:3-5)

Кто привык красть, не должен больше этого делать, а должен трудиться и сделать что-нибудь полезное руками своими, чтобы приобрести то, что можно было бы разделить с тем, кто в нужде. Пусть не исходит из уст ваших сквернословие, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе. (К Ефесянам 4:28,29)

Возможно, что вы никогда не слышали об этих грехах и не задумывались о них. Возможно, что вам неприятно читать сейчас эти строки. Но задумайтесь о том, что и вам когда-то придется отвечать перед Богом за свою жизнь. Произойдет это независимо от вашей веры — верите вы в это или нет.

Слава Богу, что в Библии не только описаны грехи, но и путь избавления от них. Согласно Библии каждый человек должен подчинить свою жизнь Иисусу Христу, покаяться в своих грехах и креститься. Именно тогда все его грехи будут прощены.

«Покайтесь — ответил Пётр — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. (Деяния 2:38)

Причина греха: во всем виновата свобода воли человека?

Один из наших читателей задал вопрос относительно причины появления греха. А ответить на него мы попросили известного христианского ученого и автора десятков книг — Джона Окса. А вот и сам вопрос.

Что такое грех и почему он является следствием свободного выбора человека — свободы воли? Я понимаю, что, возможно, не существует определенного ответа на этот вопрос, но я хотел бы услышать рассуждения об этом.

Спасибо за вопрос. Хочу сказать, что грех не является следствием свободной воли. Грех — это следствие нашего непослушания или бунта. Свободная воля — это дар, а не проклятие. По определению, если бы у нас не было свободной воли, мы не смогли бы грешить, поскольку согрешение — это преднамеренное восстание и непослушание.

Однако, свободная воля не ведет нас к греху. О причине греха сказано в Послании Иакова — это результат наших собственных злых желаний и удовлетворения этих желаний.

«Никто из подвергаемых искушению не должен говорить: «Это искушение послано Богом», ибо Бог не имеет ничего общего со злом и никого не искушает. Но каждого искушают его же собственные желания, которые завлекают его и держат в плену. Желание подобно женщине, которая зачала грех и породила его, грех же, когда утвердится, порождает смерть». (Иакова 1:13-15)

Мы не должны обвинять Бога, и мы не должны обвинять даже сатану. Мы несем ответственность за свои собственные действия.

Опять же, я полагаю, что если бы у нас не было свободной воли, тогда мы технически не стали бы грешить, но неверно говорить, что свободная воля является причиной греха. Например, люди, которых мы любим больше всего, — это те, кто может причинить нам наибольшую боль. Это факт жизни. Но если те, кого мы любим, причиняют нам боль, значит ли это, что наша любовь заставила их причинить нам боль? Нет, но факт, что мы любим их, влияет на силу их действия на нас. Точно так же, если бы у нас не было свободной воли, мы бы не грешили, но свободная воля не заставляет нас грешить. Нет. Свободная воля — это дар от Бога, потому что Он нас любит. Это должно быть для нас мотивом не грешить. Надеюсь, именно так вы себя чувствуете.

Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко

Источник

Грехи в православии: 5 категорий

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Грехи в православии – категория таинственная. Есть такое понятие «апофатическое богословие», апофатика, то есть непознаваемое: мы можем в какой-то мере приблизиться к познанию, но исчерпать его не сможем.

Смертные грехи:

На самом деле, не существует «смертных грехов» или «не смертных». Все нераскаянные грехи ведут нас к смерти и падению. Грехи называют «смертными», потому что они ведут христиан к вечной погибели. Но у нас есть надежда на спасение, которую дал нам Христос. Своей верой и добрыми делами, стремлением уподобиться Христу мы можем спасти себя для вечной жизни, а наши раскаянные грехи перестанут быть смертными для нас, по милости Господа, они отпускаются нам в Исповеди. Важно стремиться не повторять их. Ведь Исповедь не работает по схеме: согрешил — раскаялся — можно снова согрешить.

Тем не менее, есть грехи, которые часто называют

«7 смертных грехов»

К сожалению, люди часто повторяют их. Это

Знание этого списка семи смертных грехов помогает подготовиться к Исповеди. Не впадать в эти смертные грехи снова и снова — трудно. Но христианин должен стремиться к этому и искренне раскаиваться.

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Протоиерей Валентин Уляхин

Грех не остается в мертвой точке, он эволюционирует во времени и пространстве, подвержен законам динамики бытия. Например, переход количества в качество: мешок мелких грехов может перерасти в штангу грехов, которую тащит человек. Или отрицание отрицания: когда из двух грехов приходится выбирать меньший – не пойти в храм или не помочь матери. Также и другие законы динамики постоянно действуют в греховной сфере.

Понятие греха в Священном Писании исследуется с разных сторон. Мы знаем классическое определение из первого послания Иоанна Богослова: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие». Грех – есть беззаконие. Сколько же было законов, заветов у человека с Богом?

Заветы человека с Богом: содержание и форма

За две тысячи лет до Рождества Христова Авраам получил первый завет, по-гречески – приказ: верь в Меня, соблюдай до гробовой доски монотеизм, «праведный верою жив будет». И Господь дарует обетование Аврааму, если он сохранит эту веру, то его потомство умножится как песок морской. Отсюда пролагается русло отхода от монотеизма, которое роет дьявол, вместо приближения к Богу – удаление от Него.

Этимологически слово «грех» происходит от слов сжигать, жечь, обжечься, греть больше, чем может вынести человек. Когда человек постоянно удаляется от Бога, у него сжигается совесть, она уже не говорит человеку о грехе. Любое движение от греха предусматривает постоянное движение к Богу, если мы костенеем в каком-то грехе, то мы удаляемся от Бога. Поэтому чтобы убежать от греха нужно не смотреть назад, а идти только к Богу.

Второй завет – через 430 лет после Авраама: завет-закон с Моисеем на Синае. Моисей получил от Бога скрижали, на которых было 613 заповедей: 248 императивов и 365 запретов – мицвот. Содержание второго завета то же, что первого: вера в Единого Бога, монотеизм. Если человек из 613 заповедей нарушал хотя бы одну – он был повинен в нарушении всего закона. Когда Моисей, получив скрижали завета, возвращался с горы Синай, он увидел, что пока он отсутствовал, люди отступили, создали золотого тельца-кумира и стали поклоняться истукану. Подобно Христу, он мог бы воскликнуть: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»

Через 1500 лет после Моисея приходит Христос и говорит о той же вере в триединого Бога. И так же как во времена Моисея, стоило Ему только удалиться на гору Фавор, и девять учеников, оставшихся внизу, разуверились, они не смогли помочь отцу, у которого ребенок страдал бесовской одержимостью. Грех гнездится внутри сердца, ума, чувств и воли человека, и если мы разлучаемся с Богом – по разным причинам, объективным, или субъективным, – то удаление от Бога приводит к деградации веры.

Всякий закон имеет содержание и форму. Содержание – вера, и у Авраама в завете-приказе, и у Моисея в завете-законе, и у Христа. А вопрос о форме очень сложный, потому что Господь говорит о свободе. «Где дух Господень, там свобода» – пишет апостол Павел, где нет свободы, там нет духа. И Сам Господь говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Апостол снова вторит Ему: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», то есть свобода – это свобода от греха. Третий, новый, как говорит Господь – нестареющий завет, по содержанию тот же: вера в Бога, а форма – свобода от греха. Свобода – это осознанная необходимость не грешить.

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Грехи в православии. Пять категорий

Грех, как хмель дерево, окручивает, опоясывает, обвивает человека, питается его соками: что бы человек ни сделал хорошего, у него всегда возникает греховный помысел: «слава Богу, что я сделал это хорошее дело, другие не сделали, а я сделал! Вот там стоит мытарь, блудник, коррупционер, злодей…, слава Богу, что я не такой». Апостол Павел в послании к Римлянам говорит именно об этом: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». В каждом человеке, независимо от звания, от состояния, от уклада жизни, будь то священник, епископ или мирянин, присутствует начало греха. Из множества греческих слов, используемых в Новом Завете для описания чудовищности греха, пять являются особенно важными.

Амартиа, объективная склонность ко греху. Значение слова «амартиа» – не попасть в цель, то есть склонность ко греху отвлекает нас от достижения поставленной задачи: от спасения. «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, – говорит апостол Павел, – дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».

«Жало в плоть» – это именно склонность ко греху, которая в каждом человеке и до Второго пришествия грех действует в нас. «Нет человека, иже жив будет и не согрешит, но Ты един кроме греха», – грех присутствует в любом человеке до гробовой доски, амартиа аккомпанирует всю жизнь человеку, сопровождает каждое биение его сердца.

Парабасис – переступить через красную, запретную черту, нарушить заповедь.

Параптома – потерять равновесие на краю пропасти, поскользнуться. Разные люди по-разному подвержены воздействию параптомы. Как можно на ровном месте поскользнуться и разбиться вдребезги, а с нераскрывшимся парашютом приземлиться на склон оврага и остаться живым, так и в отношении греха: кто-то искусится там, где казалось, что никто не искусился бы.

Паракое – непослушание, действие наперекор воле Божией. Многие поколения дошли собственным опытом до постулата: «что имеем, не храним, потерявши плачем». Сколько было, например, детей, которые плохо относились к своим родителям, а потом родители умирали, и дети не могли без них жить, просто погибали – кара за непочитание отца и матери лишает всего.

Фтора – порча, тление. Человек воспринимает кажущееся явление за действительное, начинает жить в виртуальном мире, а не живет реальной жизнью во Христе. Христос показал, что нужно жить не фантазиями, сказками, грезами, а реально; но человек теряет ориентир реальности и начинает жить в виртуальном мире.

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Греховный треугольник

Грех против Бога, против ближнего и против самого себя – в этом треугольнике все стороны равны. Грех против Бога – это гнушение содержанием завета, то есть неверие, апостасия. Если же человек не грешит против Бога, а согрешает против ближнего — он также подвергает себя наказанию.

Пример греха против ближнего – притча о милосердном самарянине: священник и левит видели погибающего и прошли мимо. Они спешили на службу, к Богу, но прошли мимо ближнего, а язычник-самарянин подошел и помог. А когда человек согрешает против себя, то он согрешает против образа Божьего в себе, против своей души, он оскверняет свои чувства, поражает свою волю и помрачает свой ум и в результате отпадает от Бога.

Систематизация грехов апостолом Павлом

Грех развивается во времени и пространстве. И добродетели, и пороки у человека, начиная от Адама, одни и те же. Развивается научный прогресс, цивилизации сменяют друг друга, а пороки и добродетели – одни и те же. Но ранжирование пороков и добродетелей в разные эпохи меняет свою остроту, свой накал.

Во втором послании к Тимофею апостол Павел пишет:

«В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся».

В последние дни наступят времена тяжкие, по-славянски – лютые, по-гречески – звериные, это же слово относится к гадаринскому бесноватому, тогда грехи подвергнут опасности все добродетели, даже языческие, не только христианские. В этом списке на первом месте у апостола Павла находится самолюбие, филавтия – состояние, в котором человек дистанцируется от Бога и раздваивается между собой и Богом. То есть образ Божий в человеке раздваивается, наступает духовная шизофрения.

Какая добродетель может противостоять этому греху? Апостол Павел отвечает – целомудрие, по-гречески – софросини, то есть цельность души. В послании к Галатам апостол Павел четко систематизирует грехи:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».

Апостол, перечисляя множество грехов, говорит, что это все дела плоти. Плоть – животный инстинкт: выжить и победить в борьбе за существование, обосноваться, утвердиться за счет других. Если человек подвержен хотя бы одному из этих грехов, то происходит самоистребление, самоубийство: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

Четыре греха похоти плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота (малакия) и непотребство (содомский грех).

Два греха гордыни: идолослужнение и волшебство. Гордость по-гречески – ходячий шарлатан, претендующий на то, чего у него нет. Гордыня – претензия выдать себя таковым, кем ты не являешься. Идолослужение – когда человек ставит кумиром что или кого угодно, но только не Бога. Волшебство – знахарство, целительство.

Десять грехов против любви к ближнему: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства.

Два греха против умеренности: пьянство и бесчинство.

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Притча о немилосердном заимодавце

Главное, что нам открывает о грехе Господь, мы читаем в 18 главе Евангелия от Матфея: притча о жестоком заимодавце:

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов».

Что такое долг? Это грехи наши. Один человек был в неоплатном долгу – был должен десять тысяч талантов. Один талант – это шесть тысяч динариев, один динарий – это поденная плата работника, один талант – шесть тысяч человекодней, а десять тысяч талантов – шестьдесят миллионов динариев. Огромная сумма.

«А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему».

Один раб стоил сто-двести динариев, максимальная цена самого ценного раба – тысяча динариев. Должник никогда не смог бы расплатиться: даже если бы его продали со всей семьей, он бы все равно должен был в десять тысяч раз больше. Тогда царь, понимая, что тот никогда не отдаст ему все, простил ему долг.

«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен».

И тут человеком овладел грех гордыни: он осознал, что Господь простил ему все, почувствовал себя святым, чистым от долгов, но забыл, что вокруг него такие же люди, как он. Христос открывает нам Царство Божье, прощает все грехи, более того, мы получаем благодать, чтобы бороться с грехом, а в таинстве крещения Господь прощает все грехи, даже те, которые нельзя загладить никакими добрыми делами. Но когда Господь прощает, человек, вместо того чтобы осознать свою греховность, начинает гордиться.

Человек – грешник, чем ему гордиться, только долгами своими? Гордость здесь – от неспособности человека соразмерить, соотнести свои грехи пред Богом, пред ближним и пред самим собой. Ему кажется, что он должен Богу, а должник – ему. Товарищ его должен в шестьсот тысяч раз меньше, чем он был должен царю, а он душит его, по-гречески: повалил и наступил ногой на горло.

«Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе».

Возвратить сто динариев было реально, например, отработать треть года.

«Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, кáк и я помиловал тебя?»

Злой раб, лукавый – это эпитет сатаны.

«И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга».

У злого человека никогда не будет столько денег, поэтому мучить его будут бесконечно.

Апостол Матфей говорит о трех смысловых линиях в отношении греха:

Вторая: притча о злом заимодавце, о гордыне человека, который получает от Бога бесконечно много, но сам готов придираться к ошибкам и слабостям людей. Склонность к гордыне, к превозношению передается генетически, из поколения в поколение. Господь прощает все, а у нас возникает чувство исключительности, уникальности, мы считаем, что мы лучше, святее, чем другие люди.

Третья: муки грешника будут вечными.

Читайте также — Зависть — русский грех

Что такое грех по библии. Смотреть фото Что такое грех по библии. Смотреть картинку Что такое грех по библии. Картинка про Что такое грех по библии. Фото Что такое грех по библии

Прощение

Этимология слова простить – просто. Если человек простой, ему легко простить, если он софистицированный – всегда найдет лазейку для гордыни. Все Евангелие говорит о том, что человек грешен, но в мир вошло спасение – фантастического прощение, которое дарует Бог Своим Сыном падшему миру.

Прощать можно бесконечно. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».

Прощение – это неравнодушие. Матфей пишет: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Прощение предусматривает твёрдость, неравнодушие, ответственность. Если человек согрешает, то надо пойти и обличить его, постараться, чтобы он не совершил греха.

Прощение – это подвиг, оно достигается со слезами, с мукой сердечной. Простить человека и покрыть любовью его грех – по-человечески очень тяжело. Во времена Христа люди возмущались, как Он позволяет грешникам прикасаться к Себе. Господь дарует тотальное прощение всем людям, и не понимает, почему люди не радуются обращению грешников.

Апостол Петр в первом соборном послании пишет: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды». Прощение предусматривает язву, распятие Христа, Его голгофские муки. Поэтому прощение – это мученичество, сораспятие с Господом.

Подготовила Мария Строганова

Грехи. Читайте другие материалы о борьбе с грехами на Правмире:

Грехи. Смотрите православные фильмы о борьбе с грехами на канале Правмира:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *