Что такое гуманистический подход
Гуманистический подход в психологии (А.Маслоу).
Основные положения гуманистической психологии:
v человек должен изучаться в его целостности;
v каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
v переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
v человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
v человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс).
Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.
Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);
3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);
4) потребность в уважении и признании (самоуважение);
5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).
Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил:
v принятие (себя, других, природы),
v чувство сопричастности, единения с другими,
v «центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе);
v философское мировосприятие,
v демократичность в общении,
v более глубокие межличностные отношения
Общая характеристика гуманистической психологии. — Лекции по предмету «Общая психология»
Гуманистическое направление в психологии представляет собой одно из основных течений, изучающих здорового, творческого человека. Возникло оно в 50-е годы прошлого столетия, и уже в течение следующих десяти лет данное направление получило свое развитие. В 1964 году впервые состоялась конференция, посвященная вопросам нового психологического направления.
Принцип становления
Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.
Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.
Субъективность восприятия
Еще одна из основополагающих концепций гуманистического направления психологии заключается в том, что единственная «реальность», которая доступна конкретной личности, субъективна. Подобный взгляд можно также охарактеризовать в качестве феноменологического. Теоретические конструкты вместе с внешним поведением занимают вторичную позицию по отношению к непосредственному опыту личности, а также неповторимому значению этого опыта для нее. Как писал об этом Маслоу: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».
Гуманистический подход
Фильм «Целитель Адамс»
Речь Адамса — не академический подход. Это житейский, душевный, человеческий подход, и в этом его сила.
Личное отношение к пациенту. В доме сирот у Януша Корчака было 200 детей, он к каждому относился — душевно, лично, внимательно. Тогда это не было принято — это был флаг Корчака, который он нес по жизни.
Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок – это все, это самоценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его любит. Материнская любовь безусловна, мама любит своего ребенка всегда и всякого, и мама знает, что все, что нужно ее ребенку – это ее любовь. Любящая мама всегда верит в лучшие намерения своего ребенка, и если он сделал что-то дурное, виновата в этом она сама или кто-то из окружающих, но никогда не сам ребенок. Ребенок – это святое, это нечто хрупкое, к нему нужно относиться только бережно и удовлетворять все его потребности. В ребенке заложено желание делать добрые дела и стремление к саморазвитию, и все, что нужно делать взрослым, это только создать условия для того, чтобы это раскрылось.
Если все вышенаписанное перенести на отношение психолога к своим клиентам, вы поймете, что такое гуманистический подход.
Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века.
В соответствии с гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Гуманистический подход — это вера в человека, в первую очередь в позитивность его намерений. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Гуманистический подход избегает учить, он склонен принимать человека, какой он есть, и помогать ему на пути его роста. Идеал развития — гармонически развитая личность, человек, живущий счастливо и свободно.
В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, в оказании помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации, в избавлении их от душевной боли и решении их проблем. Впрочем, и в психотерапии множество подходов, и гуманистических подход в психотерапии — это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, подход «Принимайте человека таким, какой он есть. Помогайте ему на пути его роста» и принцип «Не навреди!». При гуманистическом подходе от психотерапевта требуется безусловное принятие клиента, выражающееся, в частности, в эмпатическом слушании и эмоциональной поддержке. Никакого давления, никаких предписаний — только тепло и понимание. Чтобы избавить клиентов от излишних нагрузок и душевных травм, им даются установки «Позаботься о себе и своих близких, не ставь слишком трудных задач. Ты – в центре мира, главная ценность».
Гуманистический подход вместе с подходом нравственного долга составляют «два крыла» этического подхода.
Концепция целостности
Одна из важнейших идей гуманистической психологии заключается в рассмотрении индивида как уникального целого. Уже Маслоу увидел, что психологи в течение очень длительного времени сосредотачивались на подробном анализе отдельных событий в жизни человека, пренебрегая его целостностью. Они изучали деревья, а не весь лес. Фактически теория, которая была впервые разработана Маслоу и развита его последователями, являлась протестом против подобных воззрений, берущих свое начало от бихевиоризма. Принцип целого, которое всегда больше суммы его частей, точно отражается во многих теоретических трудах исследователей данного направления.
Внутренняя природа человека
Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.
Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.
Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.
Абрахам Маслоу
Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Абрахам Маслоу. Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа. Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей. Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.
Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки. Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека.
Понятие Роджерса о «Я-концепции»
Фундаментальным элементом структуры личности в гуманистической психологии Роджерса является «Я-концепция», которая формируется при непрестанном взаимодействии человека с окружающим миром. Если между представлением о себе («Я-концепцией»), реальным опытом и идеальным «Я» есть расхождение, личность вводит в действие разнообразные механизмы психологических защит. Проявляются они или в выборочности восприятия, или в искажении опыта. В ряде случаев это приводит к психологической дезадаптации.
Актуальные методики гуманистической психологии. Общие сведения
Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии
Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.
Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.
Виктор Франкл
Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии. Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками. Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:
В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.
В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке. Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека – это отсутствие смысла жизни. По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.
Общая характеристика гуманистической психологии.
Это направление, появившееся в США в сороковых годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма.
Развитие гуманистической психологии стимулировала та идеология, которая сложилась в обществе и в психологической науке после второй мировой войны. Если первая мировая война показала всю меру бессознательной жестокости и агрессии человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то вторая мировая война, не опровергнув наличие этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Поведение многих людей в экстремальных ситуациях проявило и их стойкость и стремление сохранить достоинство в самых трудных условиях, возможность осознанного выбора своей судьбы.
Эти факты, также как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали и ограниченность чисто механистического, биологического подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, объясняющие возможности людей преодолеть давление ситуации, их желание творческой реализации своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественнонаучной детерминации, игнорируя философские постулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обращаются к достижениям философии ХХ века, прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появляется и новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации всех своих потенциальных возможностей.
Частично пересматриваются и принципы, объясняющие взаимоотношения человека с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, гуманистическая психология, хотя и подчеркивала неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старалась изучить разнообразные механизмы общения, описав сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.
Г. Олпорт Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен Открытость системы человек – общество, опросники
К. Роджерс «я-концепция» в центре которой гибкая и адекватная самооценка Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия.
Основные принципы гуманистической психологии:
1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью.
2. Наиболее важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание ситуации “здесь и теперь”.
3. Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие; его природа никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к полной реализации возможностей человека.
4. Человек един и целостен. Эта цельность “Я” создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям и защитам (как в психоанализе), ни к поведенческим феноменам (как в бихевиоризме).
38. Теория Ж. Пиаже как теория развития.
В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.). Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет «интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане)» (Холодная М. А., 1997).
39. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже
– в самом широком и общем смысле это исследование механизмов, с помощью которых вырастает совокупность наших знаний (теория познания в общем плане). Пиаже рассматривает генетическую эпистемологию
как прикладную генетическую психологию
. Его собственные практические данные по генетической психологии он применяет не к проблемам воспитания детей, а к вопросам получения научных знаний. Генетическая эпистемология конструируется, таким образом, как междисциплинарная область исследований, обобщающая данные: а) психологии формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка; б) логического анализа современной структуры научного знания; в) истории развития основных научных понятий.
Основываясь на результатах собственных исследований, Пиаже сформулировал теорию формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка
. С его точки зрения этот процесс подразделяется на стадии, качественное сходство и различие которых служат ориентирами при изучении всего процесса развития.
Таким образом, процесс развития оказался совсем не однородным. Некоторые периоды развития индивида в отношении своих структурных качеств являются более устойчивыми и целостными, чем другие.
Важнейшая черта стадиального развития интеллекта, описанная Пиаже, связана с явлениями горизонтального
и
вертикального декаляжа
. Горизонтальный декаляж – это повторение явления на одной и той же стадии развития.; но так как стадия представляет собой неоднородный поток, то повторение не может быть тождественным самому себе в разные моменты времени, оно будет содержать новые элементы, не исключающие и не искажающие прежних. По сути, горизонтальный декаляж – это перенос освоенной структуры интеллекта для решения большого число разнообразных задач. Данное понятие связано с наличием в жизни интеллекта устойчивых образований, сохраняющих и уточняющих картину мира человека на протяжении его индивидуальной истории.
Вертикальный декаляж – это повторение интеллектуальных структур на различных стадиях развития. Данные структуры обладают формальным сходством, похожи и содержания, к которым они применяются, но уровень функционирования совершенно различный. Вертикальный декаляж позволяет находить единство во всех стадиях развития интеллекта, несмотря на видимые различия между ними.
Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента
Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни. Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя. Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.
Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.
Тесты и другие методы
Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности – опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом. Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других. Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.
Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:
Практическое применение. Рычаги и клавиши
Идеи и знания, полученные в результате исследований в области гуманистической психологии, нашли отражение, прежде всего, в психотерапевтической практике.
Многочисленные методы исследования и анализа психики, разработанные А. Маслоу, С. Джурардом, Ф. Бэрроном, К. Роджерсом, применяются в практике учеными со всего мира.
Еще один способ практического применения теоретических знаний в гуманистической психологии — педагогика, основанная на принципах не директивного контакта учителя с учеником, а товарищеского: такого, в рамках которого ребенок может проявить весь свой творческий потенциал и стать полноценной, уникальной личностью.
В социально-психологическом тренинге, руку к которому приложил и сам Карл Роджерс, гуманистическая психология проявилась в полной мере.
В рамках данного направления можно было использовать основные идеи подхода и реализовать идею улучшения социума посредством улучшения отдельных личностей и межличностных взаимоотношений в малой группе.
Гуманистическая психология стала важной частью таких сфер, как психотерапия, психология, педагогика, здравоохранение, политика, терапия и других. Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом
Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом.
В современном мире у Роджерса, Маслоу и других ведущих умов направления много последователей, благодаря которым гуманистическая психология находит все больше приверженцев и развивается в разных аспектах.
Засим прощаемся! Подпишитесь на наш телеграм-канал, если интересно разбираться в психологии, и вы непрочь небольшими порциями получать полезный контент прямо в Мессенджер.
Недирективный метод психологического консультирования
Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.
В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.
Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление психологии, поставившее своей целью изучение человека в его высших проявлениях, таких как развитие и самореализация личности, её ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, глубинное общение, трансценденция и т. п. Сформировалась в США к нач. 1960-х гг., получив назв. «третьей силы» в амер. психологии в связи с тем, что её представители противопоставляли себя как бихевиоризму, рассматривавшему человеческое поведение по аналогии с поведением животных и как полностью зависящее от внешних стимулов, так и психоанализу, подвергнутому критике за преувеличение роли неосознаваемых влечений и комплексов в жизни человека. С 1961 издаётся «Журнал гуманистической психологии» («Journal of Humanistic Psychology»), в 1962 организована Амер. ассоциация Г. п., в 1970 состоялся 1-й Междунар. конгресс гуманистич. психологии.
В целом Г. п. представляет собой конгломерат разл. школ, разделяющих общие ценности и образ человека как целостного, активного, творческого существа, наделённого потенциями к развитию и самореализации, обладающего определённой степенью свободы от внешней детерминации, руководствующегося смыслами и ценностями в свободном выборе своего отношения к внешним обстоятельствам, способного трансцендировать условия своего существования и даже себя самого. Осн. пафос работ представителей Г. п. (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Дж. Бюджентал и др.) обращён против господства в психологии сциентистского, механистич. подхода к человеку, перенесённого из методологии естеств. наук.
Переживание человеком мира и себя в мире рассматривается в Г. п. как гл. психологич. реальность, причём сам мир понимается феноменологически – как действительность, данная субъекту в его опыте, переживании, преломлённая через призму смыслов и ценностей субъекта. Уникальность каждого человека, делающая анализ отд. случаев столь же правомерным методом исследования, как и статистич. обобщения, выводится представителями Г. п. не из индивидуальных различий, обусловленных наследственностью и условиями среды, но прежде всего из уникальности жизненных целей и смыслов, реализуемых человеком. Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс становления и бытия: человек является одновременно тем, кто он есть, и тем, кем он стремится быть.
Г. п., опирающаяся на идейные традиции гуманизма Нового времени, испытала влияние разл. вариантов философии экзистенциализма, а также феноменологии и ряда восточных филос.-религ. учений (интерес Г. п. к расширению возможностей человека и изменённым состояниям сознания, установка на ценность переживания «здесь и теперь» и др.). Идеи, близкие Г. п., содержались в поздних работах А. Адлера и К. Г. Юнга, а также у ряда др. психологов 1930–1960-х гг. (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мёрфи, Дж. Келли, Э. Фромм).
Возникновение Г. п. было связано с культурной ситуацией в послевоенной Америке, с широким распространением страха перед будущим, одиночества и отчуждённости. Разрушение традиц. системы ценностей и прагматизация жизни породили конфликт между стремлением к искренним и глубоким человеческим отношениям и невозможностью их установить. Г. п., явившись одной из попыток осмысления этих кризисных явлений, оказала влияние на молодёжную контркультуру 1960-х гг., в частности на движение хиппи с его ориентацией на самораскрытие личности «здесь и теперь» и т. п.
Гл. области практич. приложения Г. п. – психотерапия, в контексте которой зародились и были развиты многие из идей, образующих фундамент Г. п., и педагогика, основанная на принципе недирективного взаимодействия учителя с учеником, когда учитель не пытается формировать личность, а создаёт условия для её самореализации и развития творч. способностей. Одним из популярных приложений Г. п. стали тренинги, направленные на личностный рост и межличностное общение. В русле Г. п. были разработаны получившие широкое распространение понятия самоактуализации (А. Маслоу), личностного роста (К. Роджерс), самораскрытия (С. Джурард), аутентичности (Дж. Бюджентал) и др.
Интересные факты
Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.