Что такое гуманизация образования
Гуманизация образования в России
Наталья Сметнева
Гуманизация образования в России
Российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперёд. Высшим гуманистическим смыслом общественного прогресса становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия.
Человек как самоцель развития, как критерий оценки социальной эволюции представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные тенденции построения и функционирования системы образования.
В настоящее время образование определяется как сфера общенациональных стратегических интересов России, приоритетами которой являются системные подходы и решения, ценности мировой и отечественной культуры, гуманистическая мораль, гражданственность, мировоззренческие взгляды и методологические решения, ориентированные на формирование новых поколений специалистов, способных к творческой, профессионально-ответственной деятельности, составляющих высшее достояние общества и государства.
Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие человеческих способностей, позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми. Будучи одной из мировых тенденций, гуманизация является основным принципом реформирования образования и в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами, экспансией техносферы, дегуманизацией общества. В России данные негативные явления усугубляются государственно-политическими, экономическими изменениями, которые привели к нестабильности, резкому расслоению и социальной незащищенности большей части населения, межэтническим и национальным конфликтам, утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису. По-прежнему пути выхода из сложившейся ситуации учёные видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала, в повышении ответственности за «судьбы мира», то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования.
В чём же суть гуманистического подхода в образовании? Каждый обучающийся рассматривается как уникальная целостная личность, для развития которой необходимо создание определённых условий. Следовательно, целью образования становится развитие личности, а задачей – создание условий для этого развития. В данном случае формирование знаний, умений и навыков является средством достижения цели. Образование из функционального, превращающего годы обучения лишь в подготовку к будущим социальным функциям, становится развивающим, создающим новые смыслы и отношения к жизни, проживаемой «здесь и сейчас».
Цели образования при гуманистическом подходе во многом совпадают с целями личности в подростковом и молодом возрасте,которой присущи:
• специфическая социальная активность;
• усвоение норм и ценностей взрослого мира;
• настойчивое самоопределение, несущее осознание себя в обществе;
• учёт своих возможностей;
• формирование мировоззренческих позиций и оценочных представлений об окружающем мире и людях.
Главная цель процесса обучения при гуманистическом подходе – развитие личности – изменяет взгляд на ученика или студента, позволяет при сохранении его прежнего зависимого по объективным причинам статуса и невозможности всегда действовать по своему усмотрению (но стремлении к самостоятельности) дать ему ощущение принятия решений, значимости его роли.
«Флаг России в творчестве детей» ко Дню России 12 июня – День России. Этот Праздник был учреждён в 1991 году в честь принятия РСФСР Декларации о полном государственном суверенитете.
Фотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России» Сегодня,30 апреля, свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования— пожарная охрана. В.
Фотоотчет об участии во всероссийском флешмобе «Окна России» и флешмобе «Флаги России» 12 июня Фото отчет об участии во Всероссийском флешмобе#ОКНАРОССИИ и флешмобе # Флаги России 12 июняВсем мой пламенный Физкульт- привет. В условиях.
Картотека стихотворений о России и Дне России К каждому празднику педагоги дают детям стихи для заучивания. У меня есть вот такая картотека стихотворений о России и празднике в честь.
Мастер-класс по изготовлению флага «Символ России — гордость России!» Поделки ко Дню России, ребятишки с удовольствием включаются в процесс их изготовления по инициативе взрослых. При этом они развивают.
Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 1. Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. –.
Стенгазета к Дню России «Цветы России» Коллективная работа детей старшей группы. Стенгазета»ЦВЕТЫ РОССИИ» 12 июня в России отмечался праздник важный для всех граждан могущественной.
Основным направлением развития современной науки является ее направленность на мировоззренческие истоки, то есть «возвращение к значимости человека».
Основные тенденции гуманизации образования связаны с развитием гармонично развитой личности.
Ведущая идея
В качестве приоритетного направления гуманитарных наук выделяют развитие самостоятельности ребенка, возрождение гуманистических традиций. Подобный подход вызван реалиями жизни.
Смысл школьного образования заключается в раскрытии и развитии духовного потенциала детей, воспитании патриотов и активных граждан своей страны.
Каковы основные тенденции развития образования?
Гуманизация на данном этапе приобрела первостепенную важность, так как подобный подход способствует формированию индивидуальных качеств личности:
Актуальные проблемы современности
Наиболее остро в настоящее время стоят вопросы, связанные с психологическим здоровьем подрастающего поколения. Гуманизация современного образования способствует восстановлению личностно-развивающей и культурообразующей функции.
Такой подход способствовал изменению представлений о цели воспитания и обучения. Гуманизация образования предполагает трансляцию ценностей национальной и общечеловеческой культуры подрастающему поколению. Это предполагает пересмотр технологий и содержания воспитания и обучения, изменение структур различных учебных заведений: детских садов, школ, университетов.
Цели и задачи подхода
Гуманизация образования – это система, признающая человека в качестве высшей ценности. И. Кант считал, что подобный подход способствует формированию человека, который сможет самостоятельно развиваться, совершенствовать свои творческие и умственные способности.
Что вкладывают в смысл данного метода современные исследователи? Они считают, что гуманизация образования – это создание определенных условий, которые направлены на раскрытие и совершенствование способностей ребенка. Они помогают формировать позитивную самореализацию. В основе подхода лежит уважение к человеку, вера в него, взаимоотношения с другими людьми, комфортность существования в социальной среде.
Мнения экспертов
Процесс гуманизации образования Л. С. Выготский называл эволюционным способом преобразования подрастающего поколения, направленным на самоопределение и саморазвитие.
А. В. Брушлинский считает, что при гуманистической трактовке человека в качестве субъекта он перестает быть пассивным существом, включается в процесс развития общества.
Особенности подхода
Гуманизация и гуманитаризация образования предполагают учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Специфика методики и основного содержания состоит в применении личностно-ориентированного подхода. Это дает возможность педагогу выявлять в раннем возрасте талантливых и одаренных детей, создавать оптимальные условия для их развития.
Важные аспекты
В настоящее время в российском школьном образовании у педагога есть право при составлении программы использовать вариативность содержания материала. Это позволяет учителям предоставлять детям право выбора на разных этапах образовательной деятельности, возможность личностного роста.
К примеру, выбрав авторский учебник по химии, педагог вносит в него дополнительно блок, направленный на развитие и совершенствование практических навыков.
Особым видом гуманистического обучения является создание ситуации общения. Под ней подразумевается совместная деятельность наставника и воспитанника. Подобная психолого-педагогическая среда способствует становлению личности.
Диалог – это вариант вербального общения, в результате которого осуществляется саморазвитие, самоактуализация ребенка.
Обучение выстраивается так, чтобы создавалась атмосфера творческого поиска, ученики имели «право на ошибку», обменивались опытом, находили оптимальный вариант решения задачи.
Критерии эффективности
При гуманистическом подходе результативность обучения не сводится только к оценке умений и знаний, которые выявляются контрольными срезами и тестовыми работами. Основным элементом эффективности образовательной деятельности является использование ребенком полученных навыков и знаний в практической деятельности.
Педагог должен создавать «ситуацию успеха» для своих воспитанников на всех этапах учебного (внеурочного) занятия, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для эффективного решения этой задачи учитель использует следующие факторы:
Отличительные особенности гуманизации
Личностно-ориентированные технологии предполагают постановку в центр образовательной системы личности ребенка, создание для него бесконфликтных, благоприятных и безопасных условий реализации, развития природного потенциала.
Технология сотрудничества базируется на равенстве, демократизме, партнерстве педагога и воспитанника. Они вместе продумывают план действий, подбирают литературу для работы, анализируют полученные результаты. Гуманизация современного образования способствовала введению в образовательные учреждения исследовательской и проектной деятельности.
Проектная методика стала обязательным элементом в любой учебной дисциплине. Какова ее значимость при гуманизации образования? В рамках проведения проекта ребенок учится самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезу (предположение), подбирать научную литературу. В этом процессе педагог является наставником, он корректирует работу своего подопечного.
Технология свободного воспитания способствует творческому, разностороннему развитию школьника. При оформлении результатов проведенного исследования ребенок приобретает информационные компетенции. Готовый проект дети представляют в рамках научно-исследовательских конференций и конкурсов своим сверстникам, формируя и развивая при этом коммуникативные навыки.
Заключение
Гуманизация современного образования способствует формированию уважительного отношения к личности каждого ребенка, вере в его творческие силы и возможности. Гуманизация является основным элементом инновационного педагогического мышления, которое направлено на развитие психологически здоровой личности.
Если в традиционной системе образования педагог выступал в виде авторитарной личности, а всю информацию дети заучивали наизусть, то в настоящее время учитель является наставником, к мнению которого дети прислушиваются, но развитие осуществляется по индивидуальным образовательным и развивающим траекториям.
После введения новых федеральных образовательных стандартов в российские школы дифференцированный подход стал одним из основным методов гуманизации воспитательного и образовательного процесса.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Смотреть что такое «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» в других словарях:
Гуманизация образования — принцип образования, предполагающий субъект субъектные отношения и рост личностного потенциала каждого из субъектов. В парадигмах современного образовательного процесса субъект субъектные отношения рассматриваются как педагогическое… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.… … Педагогический терминологический словарь
Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологииобучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — философская и социально политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности [84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества … Педагогический словарь
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… … Российская педагогическая энциклопедия
Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его… … Педагогический терминологический словарь
Россия, Российская Федерация (история образования) — Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва. История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл … Педагогический терминологический словарь
Реформы среднего образования в России — Коренные реформы в народном образовании начались в России после Октябрьской революции 1917 года. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное… … Энциклопедия ньюсмейкеров
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… … Социология: Энциклопедия
Гуманизация образования
Смотреть что такое «Гуманизация образования» в других словарях:
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума. Гуманизация образования направлена на создание таких форм содержания и методов обучения… … Профессиональное образование. Словарь
Гуманизация образования — принцип образования, предполагающий субъект субъектные отношения и рост личностного потенциала каждого из субъектов. В парадигмах современного образовательного процесса субъект субъектные отношения рассматриваются как педагогическое… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологииобучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — философская и социально политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности [84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества … Педагогический словарь
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… … Российская педагогическая энциклопедия
Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его… … Педагогический терминологический словарь
Россия, Российская Федерация (история образования) — Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва. История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл … Педагогический терминологический словарь
Реформы среднего образования в России — Коренные реформы в народном образовании начались в России после Октябрьской революции 1917 года. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное… … Энциклопедия ньюсмейкеров
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… … Социология: Энциклопедия
Инновационные пути, способы и средства гуманизации образования
Тема: «Инновационные пути, способы и средства гуманизации образования»
Содержание учебного материала:
— понятие гуманизация образования
— понятие гуманизация обучения
Цель: изучив данный учебный модуль, Вы сможете:
узнать что такое гумманизация образования
познакомиться со способами и средствами гумманизации образования
Материально-методическое обеспечение и средства обучения:
• Глоссарий основных понятий и терминов;
• Краткие сведения из теории;
• Задания для самопроверки и самоконтроля;
ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.
Гуманизация – ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума.
Гуманизация образования – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.
Образовательные технологии – это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора модулей обучения, критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий.
Метод обучения – это п роцесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Дифференцированный подход – это принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленности.
Критерии эффективности – то отношение результата к ресурсам, на которых он был получен.
Личностно-ориентированные технологии – то такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
СТРУКТУРНО–ЛОГИЧЕСКИЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, РИСУНКИ.
Рис.1 Гуманизация сферы образования
Рис.2 Гуманизация образования
Рис. 3 Гуманизм и гуманитаризм образования
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ.
Инновационные пути гуманизации образования.
А.П.Владимирова в число важнейших инновационных процессов в образовании включает гуманизацию образовательного пространства. Известно, что общеобразовательное учебное заведение всегда выполняет социальный заказ общества, оно воспитывает того человека, какой необходим обществу на данном этапе развития. Многие десятилетия в отечественной школе, как и во всем обществе, преобладал авторитаризм. Главным для учителя была не личность учащегося, а учебно-воспитательный процесс, скованный рамками нормативных документов. Провозглашалось воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности, а на деле творческая личность подавлялась, нивелировалась, поощрялась показная активность, идеалом ученика был активный исполнитель. Долгое время в обучении преобладающими были насыщенность учебной информации, изложение известных научных истин. Гуманистическая же направленность обучения отступала на второй план.
Обучение, формы и методы которого требовали от учащихся преимущественно внимательного созерцания, и воспитание, направленное на подчинение личных интересов общественным, наносило ущерб личности учащегося, формируя пассивного наблюдателя, практически неспособного принимать ответственные решения.
Личность ученика в такой системе служила лишь объектом деятельности учителя. Вот почему, как справедливо отмечает М.Н.Берулава, обучение, основанное на социоцентрическом подходе. недостаточно учитывало механизмы саморазвития личности, не опиралось на познавательную активность учащихся, ориентировало их на овладение определенными знаниями, умениями и навыками; качество усвоения знаний определялось по тому, что ученик запомнил, воспроизвел, сделал по образцу. Прошедший такое обучение человек в реальной жизни проявляет конформизм, безынициативность, безразличие, безответственность и ханжество.
Термин «гуманизация образования» часто употребляется в отечественной педагогической литературе, однако единого подхода к содержанию этого понятия не существует. В современной энциклопедической литературе термин гуманизация отсутствует.
В.Собкин выделяет главные этические принципы гуманизма:
Способы и средства гуманизации образовательного процесса
Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Приоритетное направление гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала. Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее, которое невозможно без высокоразвитых ее членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения. Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией, психологической защиты и психологического здоровья.
Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений. Гуманизация образования: цели, задачи и условии Понятие «гуманизация» является производным от термина «гуманизм», толкований которого существует множество. По определению И.Канта, это «чувство блага в отношениях с другими». Нам представляется правомерным определение гуманизма как «исторически обусловленную систему воззрений, которая признает человека самодовлеющей ценностью, рассматривает его как сознательного субъекта своих действий, развитие которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества». Оно более других соответствует культурно-историческому подходу к личности
. Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом — средой.
Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского личность является участником историко-эволюционного процесса, выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого ею осуществляется преобразование природы, общества и самой себя.
По мнению А. В. Брушлинского, гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося «винтиком» государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т. е. только объектом) развития общества.
В традиционной педагогике именно таким пониманием человека (как объекта) определялись цели и задачи образования, методы и приемы обучения, понимаемого как воздействие. Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты исследований позволяют выделить педагогические условия, способствующие гуманизации обучения:
1) При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, специфика содержания и методика преподавания как школьного предмета, так и вузовской дисциплины. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания обучения и оценку взаимоотношений в учебном процессе, иногда — в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого.
2) Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует взаимодействия обучающего и обучаемого с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям. Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений является обязательным условием гуманизации обучения.
3) Еще одним условием гуманизации процесса обучения является дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляются не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения.
4) Существующая ныне вариативность содержания обучения позволяет предоставлять давать учащимся право выбора на различных этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и молодежи и высоко ими ценится. Даже при наличии авторского учебника преподаватель все-таки должен ориентировать на право выбора учебника или пособия студентами при самостоятельной работе над материалом. Преподаватель рекомендует использовать разную учебную и справочную литературу, учит формировать собственное мнение, познакомившись с различными взглядами на изучаемую проблему. В таком случае преподаватель выступает как организатор работы с литературой, направляющий и помогающий рациональной организации данного вида деятельности.
5) При обучении, ориентированном на личность, построении субъект-субъектных отношений основной технологической единицей обучения становится ситуация общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации — это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, организованное на гуманистических принципах. Такая психолого-педагогическая среда — и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.
6) Учебная ситуация общения реализуется через диалог. Такой подход изменяет роль педагога и характер образовательного процесса. В ситуации общения, построенной на принципах гуманизации, при совместной деятельности обучающего и обучаемого преподавателю отводится роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника. Под диалогом в данном случае понимается не столько способ вербального общения, сколько специально организованная коммуникативная среда, которая способствует самоактуализации, саморазвитию личности и в которой реализуется и развивается не только личность ученика, но и личность учителя.
7) Обучение должно быть направлено на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности обучающегося, на результат усвоения учебного материала и на развитие мыслительных процессов, формирование культуры умственного труда. Гуманистический подход предполагает вариативность педагогических технологий в зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников. Процесс обучения должен способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого обучающегося, Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска, предоставляется свобода выбора и «право на ошибку».
8) Наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения, способствующей созданию особой коммуникативной среды, открытому обмену мнениями, эффективному разрешению проблем, реализации творческих замыслов является работа в группах, особенно в школе — при слабом навыке диалогического общения — ученики активнее делятся мыслями в группе.
9) Критерии эффективности обучения при гуманистическом подходе имеют свои отличительные особенности. Эффективность обучения не сводится к оценке знаний, определяемой по конечному результату усвоения: уровню воспроизведения знаний, применению знаний по образцу, оперированию знаниями в нестандартной ситуации. Эта система необходима, так как позволяет оценить количество знаний ученика (степень информированности), но она не связана с процессом приобретения знаний и теми внутренними психическими изменениями, которые произошли при усвоении знаний, т. е. не учитывает индивидуальные характеристики учащихся и личностный характер усвоения знаний.
10) Важнейшим условием гуманизации обучения является создание ситуации успеха на всех этапах учебной деятельности. Очевидно, что обучающиеся имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Задача учителя, преподавателя — найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.
Эффективность решения вышеназванной задачи определяется следующими факторами:
— совместной деятельностью с уважающими друг друга, интересующимися взглядами и мнениями друг друга людьми;
— уважением и доверием к преподавателю;
— одобрением хороших результатов со стороны преподавателя и товарищей;
— возможностью видеть результаты своего труда и совершенствовать работу при необходимости;
— выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий, применения имеющихся умений и навыков;
— уверенностью преподавателя и товарищей в возможности самостоятельного выполнения работы;
— владением информацией о перспективах работы, совместный или самостоятельный поиск путей изучения, решения проблемы;
— интересной, увлекательной работой. Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия:
— учет психолого-возрастных особенностей обучающихся;
— субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса;
— изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную атмосферу для развития личности обучающихся;
— вариативность содержания и технологий обучения и предоставление обучающимся права выбора;
— создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения;
— организация групповых форм работы, способствующих диалогическому общению;
— направленность процесса обучения на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности учащихся;
— оценка двух ее составляющих: усвоения знаний и овладения способами учебной работы;
— создание ситуации успеха.
Личностно-ориентированные технологии предмета «Технология» в широком смысле этого слова — наука о мастерстве. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:
— цели обучения; содержание обучения; средства педагогического воздействия;
— организация учебного процесса; ребенок, педагог; результат деятельности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий:
— личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует свое внимание на предоставлении ребенку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности. Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:
— разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
— организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
— учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:
— оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных — радость, досада, веселость и др.; интеллектуальных — сомнение, сосредоточенность и др.);
— поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приема смещения мотива на цель;
— выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учетом психолого-педагогической характеристики группы;
— использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
— построение деятельности каждого ребенка с учетом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
— отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
— гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приемов учебно-воспитательного процесса;
— использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребенку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
— обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребенка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
— создание условий для формирования у каждого ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
— проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).
Таким образом, гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, «исповедует» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу — способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель — ученик» — установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Приоритетными для педагога становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика (воспитанника) и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на урок.
Гуманизация отношений педагогов, решают следующие взаимосвязанные задачи:
— создание отношений доверия между учителем и учащимися (воспитателем и воспитанником);
— обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;
— актуализация мотивационных ресурсов учения;
— развитие у педагога личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
— помощь учителям и учащимся в личностном развитии.
Таким образом, в ситуациях, при которых педагог понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.