Что такое гвс подогрев в коммунальных платежах
Что означает подогрев горячей воды в квитанции, законно ли начисление и как рассчитать?
Многие граждане считают, что сполна оплачивают услуги ЖКУ, и строчка в квитанции «Подогрев» по их мнению, неправомерна.
В первую очередь, нужно разобраться, имеет ли право УК и ЕРКЦ брать с жителей МКД плату за подогрев с точки зрения закона.
Что это такое и как выглядит в квитанции?
ГВС (Подогрев) означает общую стоимость энергии, затраченной на нагрев холодной воды. Горячая вода в МКД оплачивается жителями согласно счетчику или индивидуальному коэффициенту. Дополнительно учитывается тариф за кубометр, который установлен согласно нормативам региона, где проживает гражданин.
Чтобы найти пункт ГВС в квитанции на оплату ЖКУ, необходимо посмотреть столбец «Вид платежа». В подразделе «Содержание общедомового имущества» будет строка «ГВС. Подогрев», где представлена информация о тарифе, норме потребления энергии, коэффициенте СОИ и МСП.
Технологический процесс:
Правомерность начисления
Оплата жилищно-коммунальных услуг регламентирована Постановлением Правительства РФ №354. Данный законодательный акт был принят в 2013 году и содержит список уточняющих правил, как оплачивать услуги ЖКХ.
Согласно Постановлению, жители, которые проживают в домах с центральным отоплением, оплату за горячее водоснабжение производят по двухкомпонентному тарифу.
В него входят следующие пункты:
Правительство приняло данный законодательный акт по причине того, что в домах существует потеря теплоэнергии. Отопительные стояки в жилых помещениях расходуют тепло, которое ранее при оплате коммунальных услуг не учитывалось.
Как происходит формирование тарифа?
Формирование платы за нагрев ХВС происходит согласно следующим критериям:
От чего зависит коэффициент нагрева ХВС в бойлере:
Пошаговая инструкция по расчету
Для того, чтобы самостоятельно произвести подсчет потребляемой энергии за ГВС, необходимо воспользоваться специальной формулой.
Формула и алгоритм
Чтобы вычислить размер оплаты ЖКУ, следует применять следующую формулу:
Алгоритм расчета:
Примеры
Пример расчета по показаниям счетчика, который находится в жилом помещении собственника. Для оплаты используется двухкомпонентный норматив.
Показатели:
Пример:
Пример расчета, если в квартире нет прибора для учета энергии. Для оплаты используется двухкомпонентный тариф.
Дополнительные данные:
Пример:
Заключение
Плата за подогрев горячего водоснабжения абсолютно правомерна, и управляющая компания может взимать ее с жителей МКД. Правила оплаты ЖКУ регламентированы Постановлением №354.
Расчет оплаты подогрева горячей воды
УК добавляет в платежные квитанции строки, где потребление горячей воды учитывается не в куб. м, а в количестве энергии для подогрева потребленной воды. Проконтролировать расчет и сумму в этом случае со стороны собственника невозможно. Правомерно ли это?
Постановление Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» предполагает норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг. По этой причине в квитанции и появилась строчка, указывающая на количество тепла, потраченного на подогрев холодной воды.
В настоящее время в соответствии с п. 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из двух компонентов:
1) компонента на холодную воду;
2) компонента на тепловую энергию, затраченную на ее подогрев.
Количество холодной воды определяется по показаниям прибора учета и исчисляется в кубометрах. А чтобы рассчитать второй показатель, тепловую энергию нужно умножить на объем воды, рассчитанный по показаниям приборов учета, и на утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев.
Таким образом, добавление в квитанцию строки, где потребление горячей воды учитывается не в куб. м, а в количестве энергии для подогрева потребленной воды, будет являться правомерным в силу вышеуказанного правового акта.
Статьи
Обжалование норматива на подогрев. Определение ВС РФ от 22 января 2020 г. № 14-АПА19-15
Источник фото: https://www.pexels.com/
Не стало исключением и рассмотренное в Верховном суде РФ дело по обжалованию нормативов потребления тепловой энергии на подогрев воды, утвержденных нормативно-правовым актом субъекта РФ — Воронежской области.
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 г. № 107 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» (далее — Приказ 107) утверждены нормативы расходы тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (ГВС).
Ресурсоснабжающая организация (РСО) посчитала указанный приказ не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила 306), поскольку «. Департаментом не были выполнены в установленной последовательности предусмотренные указанными правилами процедуры и не обеспечено применение в расчете приоритетного метода аналогов».
Правилами 306 предусмотрен порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (КР СОИ) в многоквартирном доме (МКД).
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — закон 416) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
То есть, компонент на тепловую энергию является величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду. А компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами 306 в соответствии с методикой расчета.
В силу пункта 13 Правил 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 19 Правил 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода. Нормативы потребления КР СОИ в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.
Согласно пункту 22 Правил 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в МКД или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в МКД или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства МКД или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.
Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри МКД или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов (п. 32.1 Правил 306):
а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Пунктом 32.2 Правил 306 предусмотрено, что указанная информация предоставляется ОМСУ из сведений технической документации домов, или от исполнителя КУ, если эта информация в техническом паспорте (документации) отсутствует.
Решением Воронежского областного суда от 21 августа 2019 г. административный иск РСО удовлетворен: Приказ 107 признан не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями; на Департамент возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Верховный суд РФ оставил в силе решение областного суда. При этом суд указал, что «. признавая недействующим оспариваемый норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, установленный расчетным методом, суд, руководствуясь приведенными положениями, правильно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.
. Ссылки в жалобе на необходимость установления нормативов для упорядочивания отношений по расчетам за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, подлежат отклонению».
Имеется немногочисленная судебная практика по аналогичным делам, в основном отрицательная.
Апелляционное определение СК ВС РФ от 18 сентября 2019 г. № 81-АПА19-18, которым отказано РСО в удовлетворении жалобы на решение областного суда Кемеровской области об отказе в удовлетворении административного иска. Суды посчитали утвержденные нормативы потребления принятыми в соответствии с законодательством РФ.
Апелляционное определение СК ВС РФ от 24 апреля 2019 г. № 25-АПА19-2: РСО обжаловало нормативы потребления тепловой энергии, посчитав, что они были изменены ранее истечения 3-х годичного срока, установленного пунктом 14 Правил 306, согласно которому нормативы устанавливаются не менее, чем на три года. Суды не усмотрели нарушений при установлении нормативов потребления тепловой энергии.
Апелляционное определение СК ВС РФ от 2 октября 2019 г. № 58-АПА19-12: нормативы потребления тепловой энергии для целей ГВС оспаривались собственников жилого помещения в МКД, так как в результате их применения стала слишком высокой плата за горячую воду. Суды отказали в удовлетворении иска, посчитав, что нормативы установлены на основании норм закона, а собственники не лишены возможности воспользоваться мерами социальной поддержки.
С уважением, Снежана Соболевская.
Решение от 24 сентября 2018 г. по делу № А51-31091/2017
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54 Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А51-31091/2017
г. Владивосток
24 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мамаевой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамедовой О.Н. рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (ИНН 2511002442, ОГРН 1022500857312, дата государственной регистрации 27.09.2002)
к обществу с ограниченной ответственностью «Меандр 1» (ИНН 2511077254, ОГРН 1112511006981, дата государственной регистрации 13.12.2011)
о взыскании 534 483 рублей 85 копеек при участии в заседании:
от истца: Корчагина А.А. (доверенность от 09.01.2018, паспорт); Шевченко Е.В. (доверенность от 09.01.2018, паспорт)
от ответчика: Хмара Е.И. (доверенность от 09.01.2018, паспорт), Кононов П.В. (на основании приказа от 18.09.2014, паспорт)
от третьего лица – Департамента по тарифам Приморского края: не явился, надлежаще извещен,
Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее истец, УМУПТС) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Меандр 1» (далее ответчик, ООО «Меандр 1») о взыскании 534 483 рублей 85 копеек неосновательного обогащения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие которое судом рассмотрено и удовлетворено, в вязи с чем суд на основании статьи Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 19. Судебное разбирательство > Статья 156. Рассмотрение дела при непредставлении отзыва на исковое заявление, дополнительных доказательств, а также в отсутствие лиц, участвующих в деле» target=»_blank»>156 АПК РФ рассматривает дело в его отсутствие.
Истец поддерживает исковые требования в полном объеме.
Ответчик не согласен с предъявленными требованиями, указывает, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «Меандр 1», оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, которые установлены на вводе в дом (до бойлера). При этом, все жилые/нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, общий прибор учета тепловой энергии, фиксирующий потребление тепловой энергии на ОДН горячего водоснабжения, отсутствует, на бойлере водомеры горячего водоснабжения отсутствуют. Спорные дома не имеют централизованную систему горячего водоснабжения, при этом, оборудованы тепловым пунктом (бойлер), входящим в состав общедомового имущества, посредством которого, для нужд дома, приготавливается горячая вода. Данная система горячего водоснабжения предусмотрена технической и проектной документацией на МКД, находящиеся в управлении ООО «Меандр 1». Тепловая энергия, поставляемая в многоквартирные жилые дома, не потребляется непосредственно для содержания общедомового имущества, а
используется для приготовления горячей воды, которая расходуется, при содержании общедомового имущества.
Департамент по тарифам Приморского края в представленном отзыве указал, что в соответствии с пунктом 55 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. Таким образом, поскольку УМУПТС не оказывает услуги по горячему водоснабжению спорного дома, предприятие не может требовать плату за предоставление услуги по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, судом установлено следующее.
Между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (Управляющая компания) заключен договор № 55-бп на теплоснабжение от 01.10.2015, в соответствии с пунктом 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется осуществить поставку управляющей организации коммунального ресурса, для обеспечения потребителей коммунальными услугами отоплением и горячей водой проживающих в многоквартирных домах, находящихся на управлении управляющей компании.
Истец 21.02.2017 направил ответчику дополнительное соглашение к договору № 55-бп на теплоснабжение от 01.10.2015.
Дополнительное соглашение 01.03.2017 получено ответчиком, но до настоящего времени не подписано.
Истец, полагая, что, при подаче теплоносителя для отопления жилого фонда, находящегося в управлении ООО «Меандр 1», а также для
Так как сумма указанной задолженности не погашена, истец посчитал, что образовавшаяся задолженность в размере 534 483 рубля 85 копеек подлежит возмещению управляющей организацией –
ООО «Меандр-1», в связи с чем, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела в соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 71. Оценка доказательств» target=»_blank»>71 АПК РФ, заслушав доводы сторон, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей Раздел III. Общая часть обязательственного права > Подраздел 1. Общие положения об обязательствах > Глава 22. Исполнение обязательств > Статья 309. Общие положения» target=»_blank»>309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.
Оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента в правоотношениях по энергоснабжению.
По общему правилу, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статья Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 30. Купля-продажа > § 6. Энергоснабжение > Статья 544. Оплата энергии» target=»_blank»>544 ГК РФ).
Учитывая изложенные нормы права, в отсутствие заключенного между сторонами в установленном законом порядке договора (дополнительного соглашения) на отпуск тепловой энергии для приготовления горячей воды на ОДН, обязательства между сторонами в
области теплоснабжения многоквартирных домов основываются на действующем законодательстве.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закона № 416-ФЗ).
Правоотношения по отпуску и оплате тепловой энергии на цели оказания коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных жилых домов, помимо общих положений гражданского права об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 ГК РФ), подпадают под специальное регулирование норм жилищного законодательства (раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее правила № 354), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1034 от 18.11.2013 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя» (далее Правила № 1034).
Из материалов дела следует, что жилые дома, находящиеся в управлении ООО «Меандр 1», оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, установленными на вводе в дом (до бойлера); все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, общий прибор учета тепловой энергии, фиксирующий потребление тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, отсутствует, на бойлере водомеры горячего водоснабжения отсутствуют. Спорные дома не имеют централизованную систему горячего водоснабжения, при этом, оборудованы тепловым пунктом (бойлер), входящим в состав общедомового имущества, посредством которого, для нужд дома, приготавливается горячая вода.
Данные обстоятельства истцом не оспорены и документально не опровергнуты.
Согласно пункту 12 статьи 27 Закона № 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В силу абзаца 0 пункта 3 Правил № 1034 индивидуальный тепловой пункт – это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения.
Центральный тепловой пункт – это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки (последний абзац пункта 3 Правил № 1034).
Исходя из изложенного, учитывая фактические обстоятельства дела, в спорных многоквартирных домах отсутствует централизованное горячее водоснабжение, поскольку приготовление горячей воды в данных домах осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав
общего имущества собственников помещений (бойлера). То есть, функция истца в приготовлении горячей воды состоит исключительно в подаче в спорные многоквартирные дома тепловой энергии в виде горячей воды, с помощью которой (при закрытой схеме горячего водоснабжения) происходит (посредством бойлера) нагрев поступающей непосредственно в дом холодной воды, следовательно, никаких других действий, кроме поставки тепловой энергии, в процессе приготовления горячей воды в домах, истец не производит.
В соответствии с частью 6 статьи (ред. от 01.07.2021) > «О водоснабжении и водоотведении» > Глава 6. Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения > Статья 31. Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию» target=»_blank»>31 Закона № 416-ФЗ при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с указанным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами № 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится с учетом формул, содержащихся в Приложении № 2 к указанным правилам.
Разделом 4 Приложения № 2 к Правилам № 354 предусмотрен расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 Приложения № 2
к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
Согласно формуле 20.2. Правил № 354 при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема горячей воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды (произведение удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды на соответствующий тариф и на объем горячей воды на общедомовые нужды).
В случае отсутствия общедомового прибора учета в силу прямого указания пункта 22(1) раздела 4 приложения № 2 к Правилам № 354 расчет производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила № 306).
Согласно пункту 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями.
На основании пункта 32(1) Правил № 306 уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений,
содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома, указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32(2) Правил № 306).
Правовой позицией, сформированной Верховным Судом Российской Федерации, при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 № 305-ЭС17-15601), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил № 354, определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Пунктом 55 Правил № 354 установлено, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного
оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.
В этом случае, объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.
Согласно возражениям на отзыв ответчика, истец расчет потребленной тепловой энергии на приготовление горячей воды на
Однако истцом не представлено нормативного обоснования применения, при формировании спорного расчета, этого письма. Указанное письмо носит рекомендательный характер. Доказательств обратного суду не представлено.
Истец заявленные требования основывает на том, что, в спорном случае, возможно применение норматива по аналогии с нормативом, утвержденным для централизованного горячего водоснабжения. Между тем, положениями Правил № 306 применение нормативов по аналогии не предусмотрено.
В нарушении статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 65. Обязанность доказывания» target=»_blank»>65 АПК РФ истцом не представлено доказательств, опровергающих тот факт, что, в спорных многоквартирных
домах имеется нецентрализованное горячее водоснабжение, что позволило бы применять указанный выше расчет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец нормативно не обосновал применение формулы расчета объема коммунального ресурса, израсходованного на содержание общедомового имущества, расположенного в жилых домах, в которых отсутствует централизованное горячее водоснабжение, установленной законом для централизованного горячего водоснабжения.
В рассматриваемом случае, весь объем тепловой энергии, поступающей в спорные многоквартирные дома (в каждый дом по отдельности), учитывается общедомовыми приборами учета, стоящими на вводе в дома; раздельный учет тепловой энергии, поступившей в дома и использованной на нужды отопления, и тепловой энергии, поступившей в дома и использованной для приготовления горячей воды, не ведется; стоимость поставленной в дома тепловой энергии выставляется к оплате собственникам помещений, в силу отношений, сложившихся между предприятием и собственниками помещений.
Из анализа представленных истцом соответствующих платежных документов на оплату отопления и тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, выставленных непосредственно населению, суд установил, что сведения об объемах потребленной тепловой энергии (показания ОДПУ и ИПУ) указаны достоверно, что сторонами не оспорено. Но при этом, данные квитанции не содержат сведения о совершенных истцом арифметических действий по определению объема коммунального ресурса, израсходованного при подогреве воды, использованной на содержание общедомого имущества, и его стоимости, позволяющие утверждать об обоснованности и правомерности расчета, представленного истцом.
Таким образом, истец не доказал того, что ответчиком, для приготовления горячей воды на общедомовые нужды, потреблен коммунальный ресурс, его фактический объем, равно, как и того, что
объем тепловой энергии, стоимость которого предъявлена к взысканию с ответчика, не выставлялся к оплате собственникам помещений в многоквартирном доме и ими не оплачен.
Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых требований.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.