Мэшап (иначе «мэш-ап», от англ. mash-up — «смешивать») — неоригинальное музыкальное произведение, состоящее, как правило, из двух (реже нескольких) исходных произведений, записанное в студийных условиях путем наложения вокальной партии одного исходного произведения (а капелла) на музыку другого. [1] С развитием специализированного музыкального программного обеспечения, и постоянным усовершенствованием контроллеров для него, мэшапы всё чаще создаются ди-джеями и музыкантами непосредственно во время живого выступления.
Особенности
Кроме наложения вокала одной композиции на музыку другой встречаются варианты, когда смешиваются только инструментальные части разных композиций, в случаях, когда вокал в композициях отсутствует. Мэшап-миксы популярны в различного рода радиошоу, посвященных электронной музыке. Официально выходят достаточно редко (например, альбом Love группы «Битлз», альбом Pakito — Living On Video 2.9), большей частью воспроизводятся во время выступлений вживую.
Одни из самых известных мэшап-альбомов — The Grey Album диджея Danger Mouse (смешаны The Beatles и Jay-Z) и The Beastles диджея BC (смешаны The Beatles и Beastie Boys )
Термин мэшап впоследствии стал применяться и в сети Интернет применительно к комбинации функциональности разных онлайн-услуг в одном веб-интерфейсе.
Представители жанра
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Примечания
Нарушение авторского права • Критика интеллектуальной собственности • Критика патентов • DRM • Файлообмен и закон • Gripe site • Мэшап- (видео • музыка) • Общественное достояние (public domain) • Дебаты вокруг патентов на ПО
Access to knowledge movement • Anti-copyright • Cultural environmentalism • Движение свободной культуры • Движение СПО
Steal This Film (2006, 2007) • Good Copy Bad Copy (2007) • RiP!: A Remix Manifesto (2008)
Полезное
Смотреть что такое «Мэшап (музыка)» в других словарях:
Поп-музыка — Это статья о поп музыке как о музыкальном жанре. У этого термина существуют и другие значения, см. Популярная музыка. Поп музыка Направление: популярная музыка Истоки: рок н ролл, джаз, ду воп, народная музыка Место … Википедия
Creative Commons — Эта статья о организации. О созданных ею лицензиях см. Лицензии Creative Commons. Корпорация Creative Commons (Creative Commons Corporation) … Википедия
Технические средства защиты авторских прав — Иное название этого понятия «DRM»; см. также другие значения. Технические средства защиты авторских прав (ТСЗАП; англ. DRM Digital rights management, неофициально иногда Digital restrictions management) программные или… … Википедия
Гетта, Давид — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гетта. Давид Гетта Основная информация Полное имя … Википедия
The Blizzard — Основная информация … Википедия
Beatallica — в 2006 году … Википедия
Открытый контент — (Open content) неологизм, придуманный по аналогии с open source, описывает любое творческое произведение или контент, опубликованный под лицензией, которая явно разрешает копирование и изменение этой информации кем угодно, а не только… … Википедия
Steal This Film — Укради этот фильм Steal This Film Жанр Документальный Продюсер Лига Благородных Пэров Длительность 32 мин (оригинальная) 52 мин (пробная верси … Википедия
ЧТО ТАКОЕ: Bootleg, MashUp, Remix, Dub, Extended, Acapella, и др.
Все спрашивают. вот и создаю блог для Вас. читайте.
Значения часто употребляемых терминов в электронной танцевальной музыке.
Mash-Up (иначе «мэш-ап», в переводе — «смешивать») — неоригинальное музыкальное произведение, состоящее, как правило, из двух (редко нескольких) исходных треков, записанное чаще всего на студии путем наложения вокальной партии одного исходного произведения (акапелла) на музыку другого. Встречаются также варианты, когда «смешиваются» только инструментальные части, в случаях, когда акапеллы нет. Mash-Up популярны в электронной музыке.
Remix (рус. Ремикс) — версия музыкального произведения, созданная путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции, наложения на нее различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности и т. п. Также любое новое сведение записанных дорожек, в результате чего получается продукт, отличный от выпущенного оригинала, т.е. remix.
BPM – характеристика скорости трека (сокращенно от «Beat Per Minute» – ударов в минуту).
Монитор – активная колонка, направленная на диджея, которая помогает ему более полно представить, что происходит со звуком и частотами на танцполе.
Расшифровка значений «feat», «extended», «dub», «vs.» и других.
Пометка ‘pres.’ (presents) упортребляется, когда известный коллектив или исполнитель берут под крыло малоизвестных ребят и от своего известного имени их продвигают (Above and Beyond pres. OceanLab; Scott Mac presents De-Progression и т.д.). Бывают случаи, когда малоизвестные ребята представляют таких же малоизвестных товарищей (Benny Benassi pres. The Biz).
Пометка ‘feat.’ (featuring) упортребляется, когда один коллектив или исполнитель принимает участие в записи другого на протяжении композиции, синглов или даже целого альбома Например: ATB feat. Heather Nova; Jordin Sparks feat. Chris Brown и т.д. Бывает, что исполнитель принимает участие в записаях постоянно на протяжении всей жизни другого проекта: Benassi Bros. feat. Dhany, например. Когда список принимающих участие в записи вырастает, то обычно их либо перечисляют через запятую (например: J. Jaramillo, S. Romer, A. Marin) или пишут ‘feat.’, а через участника добавляют запятую: Taito Tikaro feat. J. Louis, Ferran, Rebeka Brown. Иногда вместо запятых ставят ‘with’: Markus Schulz feat. Departure with Gabriel & Dresden. Так уж повелось, что в основном «участие» — это исполнение вокальных партий. Реже — музыкант. Важно помнить, что ‘feat.’ никогда не заменяется амперсандом — &.
Определённый артикль The в приставке к названием групп (The Beatles, The Rolling Stones, The Space, The Prodigy и т. д.) может либо ставиться, либо опускаться.
Названия стилей и направлений могут писаться как со строчной, так и с первой прописной буквы (electro/Electro). Но: когда идёт чередование стилей, следует начинать каждое направление, жанр или стиль с прописной: Reggae, Dub, Ska. Если же идёт смешение стилей, то также следует начинать каждое направление, жанр или стиль с прописной: Progressive House, Ambient Dub, Uplifting Trance, Pop Rock и т.д.
Сокращение ‘vs.’ (versus — «против») используется в так называемых мэш-апах (mashup) или бутлегах (bootleg), когда одна известная композиция смешивается с а капеллой (чистым вокалом, без музыки), не менее известной (или наоборот). Реже смешиваются полностью инструментальные композиции. В этих случаях, когда права обоих треков равны, и ставится ‘vs.’. Например, Benny Benassi vs. Iggy Pop ‛Sweet sixteen“ или Natasha Bedingfield vs. Chicane ‛Bruised water“, Bob Marley vs. Funkstrar De Luxe ‛Sun is shining“ или Darude vs. Robert Miles ‛Children sandstorm“. Иногда ‘vs.’ ставится при битве двух исполнителей (чаще диджеев) и так озаглавливается либо альбом, либо трек (Например, «Грув vs. Цветкоff»). Также распространён случай, когда оба диджея делают друг на друга дружеские ремиксы разных композиций или одного трека (Например, Woody van Eyden vs. M.O.R.P.H. remix), но это уже относится к ремиксам, о которых мы поговорим позже. Важно понимать, чем в данном случае бутлег отличается от ремикса, а отличается он отсутствием покупки авторских прав на обработку трека. По сути, это черновой вариант ремикса. Когда дано разрешение правообладателей исходного материала, бутлег переходит в стадию ремикса и выходит официально на сингле или альбома исполнителя, на которого сделали обработку.
Если, допустим, издаётся альбом группы с бутлегами от разных исполнителей, то, чтобы десять раз не вставать, пишут имя исполнителей, делающих обработку, а затем добавляют слово bootleg. Например, если альбом с бутлегами на Боба Марли будет выглядеть так: 1. Sun is shining (Funkstar De Luxe bootleg) 2. Sun is shining (ATB bootleg) 3. Jamin’ (Armin van Buuren bootleg) и т. д.
Теперь перейдем к разнице между миксами, ремиксами и снова затронем проблему прописных и строчных. Ремикс от микса отличается тем, что обработку делает посторонний человек, когда микс — участник коллектива. Последний как бы представляет свою версию, отличную от коллектива. Иногда исполнитель может сделать несколько версий своего трека, и все они будут с постфиксом mix. Например: A&T mix, New world mix, Clubb mix, Airplay mix, Sfaction mix и т.д. Отличительной чертой ремикса является наличие автора в скобках, например: Antoine Clamaran remix, Dedmau5 remix и т.д. Иногда слово ‘remix’ сокращают до ‘rmx’. Очень часто помимо автора ремикса добавляется и комментарий, характеризующий обработку, например: Robbie Rivera juicy Ibiza remix; Frankie Knuckles classic club remix и т.д. Что объединяет миксы и ремиксы, а особо путает людей — это одинаковость написания комментариев к версиям и лень написать remix вместо mix там, где надо. В основном в издании сингла, например, бывают радио/видео версии (radio edit, radio version, radio/video edit), которые уходят в ротацию на станции, расширенные версии (extended mix), клубные версии (club mix), инструментальные версии (instrumental mix) и а капеллы (a cappella).
Радио версии получили название radio edit и бывают случаи, когда слово ‘radio’ просто опускается и остаётся просто edit. На мой взгляд, это неприемлимо, так как сбивает с толку, особенно в комментариях к ремиксам, например запись ‘Dedmau5 edit’ может либо навести мысли о радио версии, либо о ремиксе. Чтобы избежать двусмысленности и непоняток, следует проверить первое: обычно длина радио версий редко добирается до 4 или 5 минут. Во-вторых, если в треклисте сингла нет ‘Dedmau5 extended remix’, то названное «эдитом» как раз расширенная версия и есть — шансы встретить радио версию ремикса без расширенной гораздо малы, чем встреча наоборот.
Расширенные версии (extended) обычно обладают длительностью от 5 до 8—9 минут (иногда бывает даже больше). Очень часто к слову extended добавляют ‘original’ — это подчёркивает первостепенность, а также вносит ясность в тех случаях, когда на сингле несколько расширенных версий (миксов или ремиксов) одной и той же композиции. Например на сингле может быть ‘Original extended vocal mix’, а также ‘Original extended club mix’ + ‘Original extended instrumental mix’. Ремиксёры тоже могут добавлять original в комментарии к своим трекам: ‘Robbie Rivera extended juicy Ibiza remix’ + ‘Robbie Rivera juicy Miami remix’.
Комментарий ‘Original mix’ — это та же самая расширенная версия. В сборниках и компиляциях её добавляют, дабы устранить причастность к какой-нибудь обработке. Например, Brian Cross ‛This summer (Original mix)“, Kolombo ‛Coda (Original mix)“ и т.д.
Инструментальные версии бывают как расширенные (extended instrumental), как клубные (instrumental club) так и для радиостанций (instrumental radio edit). В случае с радиоверсиями, слово ‘instrumental’ пишется перед пометкой ‘radio edit’, дабы сохранить логичность прочтения цепи. Отличие инструментальных версий от всех остальных — отсутствие голосовых партий и вокальных семплов.
Иногда в списке композиций можно встретить пометку ‘vocal’ (например, Lazy Rich vocal remix). Это можно объяснить, что записывается версия с насыщенным вокалом (она же иногда бывает ‘extended’ или ‘original’), а ей в антипод — ‘instrumental’. но бывают случаи, когда присутствует вокальная версия композиции, потом оригинальная с меньшим количеством голоса, а следом уже инструментальная.
Пометка ‘dub’ («По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии». В случае микса ставится как ‘Dub mix’, в случае с ремиксом — имя обработчика + пометка ‘dub’ (например, Thomas Gold dub).
Всем привет, с вами по прежнему Александр Строганов.
Продолжаю свою минисерию общеобразовательных публикаций по теме мэш апов. Первую статью о том, что это такое — можете прочитать здесь, а сегодня поговорим подробнее о видах мэш апов и зачем они вообще нужны. Итак, поехали.
Виды мэшапов
Довольно часто мэшапы состоят из 2-4-х композиций, интересно замешанных между собой. Бывают мэшапы и содержащие намного больше композиций, иногда и не один десяток, вот такие например
Делают их для разных целей: — иногда для простого прослушивания (Pop Dantology) и, как следствие, собственного пиара и продвижения (опять же, если мы возьмем все тот же пример Дениэля Кима — его видео набрало 24+ миллионов просмотров) — часто диджеи создают мэшапы для использования в собственных сэтах (именно этот вариант мы и будем рассматривать в нашем курсе) — ради забавы, просто чтобы повеселить друзей и близких
Есть еще понятие веб мэшапы, видео мэшапы и тп, но мы рассматриваем только музыкальную тематику и мэшапы для своих выступлений =)
Зачем нужны мэшапы
Мэшап это уже, своего рода, сложившийся стиль, а точнее сказать — его отсутствие, то есть отсутствие каких либо ограничений и рамок, это если мы говорим о вечеринках и диджейских сэтах в стиле мэшап (хотя высказывание может быть и не совсем верное, но как сказать проще и лучше пока не придумали). Это когда стили и разные композиции переплетаются настолько, что голову сносит от количества и качества подобранного материала, когда совершенно неожиданно, но очень круто и в тему из одной композиции появляется другая, затем еще одна, все это сопровождается еще каким нибудь вокалом или мелодией из третей, четвертой, пятой композиции и все это вместе очень здорово, гармонично и круто звучит.
Часто диджеи делают мэшапы вживую, прямо во время выступлений, а сейчас в силу простоты и доступности разного софта для работы с музыкой на домашнем компьютере стало вообще нормой делать так называемые домашние заготовки, которые потом используются во время выступлений в клубе.
Многие из подобных заготовок, кстати, для собственного продвижения и рекламы выкладываются самими диджеями в общий доступ в сеть, их же потом складывают в некие сборники, альбомы, коллекции мэшапов и тому подобное.
Многочисленное поколение молодых и талантливых продюсеров особо не заморачивается с изюминкой или кропотливой работой над мэшапом, просто и без особой фантазии скрепляют пару треков, заменяют брейкдаун (в простонародии яму) одного трека брейкдауном из другого и все — вперед к славе и популярности. Согласен, некоторые композиции большего и не требуют, но тогда их проще и свести вживую — к чему весь этот цирк с заготовкой, чего уж не прописать весь микс, все свое выступление и стоять кривляться, будто ты играешь это вживую (помню некоторых кадров подобного плана в своей бурной молодости, ну да ладно — не будем о грустном). Благо не все такие… К счастью! =)
Если вы будете постоянно заниматься, совершенствоваться и делать крутые вещи — у вас начнет постепенно складываться коллекция в некоторой степени эксклюзивного материала (особенно если вы не весь материал будете публиковать в открытый доступ, а только некоторые вещи) и также появятся навыки работы с программой аблетон, в которой вы со временем, возможно, начнете творить и уже что то свое целиком и полностью.
Тем, кто желает научиться сам делать крутые мэш апы — рекомендую приобрести и пройти мой видеокурс по созданию качественных творений в этом направлении. Кстати, чек лист по созданию мэшапов думаю тоже будет полезен.
Так как создал недавно свой первый видеокурс — по созданию мэшапов, решил немного общеобразовательной информации добавить и на сайт. Итак, сегодня расскажу о том, что же такое мэш ап и с чем его едят?
Мэшап происходит от английского mash-up, что в буквальном переводе означает как «взбалтывать», «толочь», «взбивать». Сленговое значение имеет значение «смешивать композиции», оно же и закрепилось в рамках музыкальной индустрии обозначая собой ничто иное, как неоригинальное музыкальное произведение, которое состоит из двух или более исходных музыкальных композиций, которые смешаны между собой путем наложения вокальной или инструментальной партии одной композиции на похожую партию другой. Как правило, подразумевается, что запись подобного произведения делается в студийных условиях, хотя включая во внимание сегодняшний прогресс в области компьютерных технологий сделать подобный микс в домашних условиях уже не составляет большой сложности.
Более того с развитием специального программного обеспечения и железа для контролирования процессов в нем сегодня все чаще можно встретить создание мэшапов непосредственно во время живых выступлений. Также мэшап уже довольно длительное время выделяют как цельный музыкальный стиль электронно танцевальной музыки. Суть его, как правило, заключается в том, чтобы «улучшить» общее звучание и наполненность какой либо композиции путем добавления в нее партии, или вокала, или ритм секции, или еще какой то части из другого музыкального произведения или из нескольких. Зачастую целью мэшапа является добавление в трэк вокала, позаимствованного из другого трэка похожего жанра, при этом без соответствующего аккомпанемента (акапелла), сохраняя при этом частоту звука, темп и общий настрой композиции.
В сфере диджеинга мэшап сэт или мэшап микс — это микстейп, который может состоять из огромного количества смешиваемых между собой музыкальных композиций, а также без какого либо ограничения по стилям и направлениям музыки, состоящий как из оригиналов и ремиксов, замешанных между собой вживую, так и из заготовок в виде заранее смешанных между собой двух или более композиций. Именно о том, как сделать для своих миксов подобные заготовки мы и будем говорить в сегодняшнем курсе.
Этим же термином впоследствии стали также обозначать комбинации функциональностей в веб-интерфейсе, но этот момент мы рассматривать не будем. Кроме того до 2000-х данный термин тоже использовался, но в основном применялся некоторыми рок-группами и обозначал практически тоже самое, что бутлег (от английского слова bootleg, буквально «контрабандный товар», а в нашем случае — «записи, сделанные фанатами группы и раздаваемые бесплатно прямо во время концертов»). Бутлегами впоследствии также стали называть и неоффициальные ремиксы, которые на сегодняшний день иногда делают и довольно известные электронные музыканты, выпуская их в итоге бесплатно всети интернет.
Поэтому бутлеги и мэшапы и сейчас очень близкие понятия, но бутлеги — часто все таки более кропотливая работа по изменению оригинальной композиции и внесение своего немаленького вклада в создание новой версии, то есть по сути — настоящий ремикс, только неофициальный. Суть проста — часто чтобы выпустить подобный ремикс официально нужно пройти кучу бюрократических и временных ограничений, особенно если оригинал принадлежит очень крупному лейблу, а музыканту например очень нравится оригинал и вдохновляет его на создание своей версии.
Поэтому чаще делается ремикс и распространяется бесплатно, вместо того, чтобы несколько месяцев добиваться разрешения на официальный выпуск и начинать работу, когда и желание что то делать с ним может пропасть вовсе за такие немалые сроки.
С мэшапами все еще сложнее по оффициальному выпуску, хотя редко но их тоже выпускают, даже в виде полноценных альбомов (одни из самых известных — The Grey Album диджея Danger Mouse (смешаны The Beatles и Jay-Z) и The Beastles диджея BC (смешаны The Beatles и Beastie Boys)). В основном это свободные к скачиванию коллекции или сборники мэшапов какого либо артиста или творческого дуэта.
В заключение данной главы добавлю, пожалуй, что есть было еще и советское прошлое у мэшапов, более известный (особенно для старшего поколения) термин — поппури, который по сути своей и есть тот же самый мэшап или мегамикс (как их называли в 90-х, когда делали сборную солянку какого либо сборника для предварительного быстрого отслушивания — запихивали все 20-30 композиций в одну, звучащую от 3-х до 5-ти минут).
Сегодня мы поговорим о новом, с пылу с жару, направлении массовой культуры, стремительно набирающем популярность. Как всегда, сначала родилось явление, получившее довольно широкое распространение в разных сферах искусства, — кроссовер (история, в которой встречаются герои из разных произведений). А затем уже от него отпочковался собственно мэшап, в котором идея рандеву героев и элементов разных вторичных реальностей доведена до абсурда.
Смешать и взболтать!
Гордость и предубеждение и зомби — одно из главных произведений мэшапа
Сам термин «мэшап» (или «мэш-ап», от английского mash up — «смешивать») изначально относился к музыке. Ещё в конце 1990-х так назвали гибрид из нескольких оригинальных произведений, записанных путём студийного наложения, к примеру, вокала одной песни на музыку другой. Особое распространение мэшап получил в музыке электронной и хип-хопе.
Следующий виток мэшапа — переход в ряд околокомпьютерной терминологии. При создании интернет-сайтов так стали называть комбинацию различных услуг в одном веб-интерфейсе. Понятие активно используется примерно с 2007 года.
А в литературе мэшап чётко обозначился совсем уж недавно. 13 апреля 2009 года критик Адам Коэн в обзоре, опубликованном газетой New York Times, впервые употребил термин «мэшап» применительно к книге — роману Сета Грэма-Смита «Гордость и предупреждение и зомби». Чуть погодя в этой же газете комиксист и аниматор Уорд Саттон обозначил произведения Грэма-Смита и его последователей как принципиально новое литературное направление, отличающееся от пародии или постмодернистской фантазии, где также используются «чужие» герои и символы. Авторы мэшапа не просто высмеивают привычные штампы или внедряют в собственные тексты известных героев — они создают полноценный гибрид чужих и своих фантазий.
Но, конечно, любители наклеивать ярлычки, как всегда, запоздали. Пускай «чистый» мэшап действительно проявился совсем недавно — корни у него довольно глубокие, уходящие в прошлое.
Мнение издателя: Александр Жикаренцев
Мэшап — чисто синтетический жанр, придуманный для читателей, которые повидали ну буквально всё и теперь ищут чего-нибудь «эдакого». В нашей стране подобного насыщения ещё не произошло — нами ведь столько хороших книг не читано. Поэтому никаких перспектив этого жанра в России я не вижу. Разумеется, «Линкольн: Охотник на вампиров» продаваться будет, ведь одноимённому фильму Бекмамбетова наверняка окажут большую рекламную поддержку, но всяким «андроидокарениным» в России не жить. У нас не только вкус, но и чувство юмора лучше.
Чтобы лежало хорошо!
Принцип заимствования и использования чужих идей, героев и образов в мировой литературе распространён очень широко. Стянуть то, что плохо лежит у других, чтобы у себя, любимого, лежало хорошо, — кто только не руководствовался этим золотым правилом. Уильям Шекспир тащил у Томаса Кида, Гёте — у Кристофера Марло, а уж ободрать туники античных авторов было вообще делом обычным. Древние греки и римляне, впрочем, тоже тянули сюжеты друг у друга — всё, что не приколочено гвоздями. Вы думаете, «ремейк» — изобретение Голливуда? Как бы не так! Однако истинный творец тем и отличается от банального плагиатора, что, взяв чужой алмаз, своей блистательной огранкой превращает его в великолепный бриллиант.
Вспомним, к примеру, историю «Трёх мушкетёров», «Королевы Марго» и многих других знаменитых романов Александра Дюма. Абсолютно доказанный факт, что первооснову этих книг написал Огюст Маке, однако именно Дюма превратил довольно банальные тексты в шедевры исторической авантюры. Сольные же романы самого Маке, включая изначальные куски приключений мушкетёров, вызовут у читателя разве что зевоту.
В XX веке «вторичность» как осознанная позиция оказалась одним из краеугольных камней постмодернизма. Взять придуманный ранее сюжет, образ, героя, а затем вывернуть их так, что мать родная не узнает, — излюбленная забава литературных экспериментаторов и хулиганов. Но подлинным предшественником мэшапа в рамках массовой культуры стал кроссовер.
Смешались в кучу кони, люди…
Формально ближе всего к мэшапу подошёл именно кроссовер, хотя между ними есть существенные различия. Авторы кроссовера (а они есть не только в литературе, но и в кино, комиксах, играх) тоже размещают бок о бок элементы различных произведений. Тут и персонажи, и локации, и сюжетные ходы. Но до прямого совмещения текстов (как это сделал тот же Грэм-Смит) не доходит. При этом у сочинителей кроссовера гораздо больше возможностей — ведь они могут одновременно использовать элементы не только литературы, но и других ответвлений массовой культуры. А мэшап (по крайней мере, в своей изначальной стадии) был более привязан к литературному ареалу обитания. Хотя ныне ситуация уже меняется.
С кем только не пересечёшься на страницах комиксов-кроссоверов!
Однако у большей части кроссоверов есть черта, сужающая возможности этого приёма. Как правило, персонажи и локации относятся к мирам одного правообладателя, потому кроссоверы частенько носят сугубо утилитарный характер, возникая из попытки подтолкнуть популярность какого-то определённого героя или цикла.
Наиболее показателен пример комиксов, где супергерои с лёгкостью переходят из серии в серию в рамках единой вселенной какого-нибудь издательства вроде Marvel или DC. А вот персонажам разных вселенных сойтись вместе вряд ли получится, потому достоверно узнать, одолеет ли Бэтмен Человека-паука, проблематично — хотя в онлайновой игре им сразиться довелось, да и комиксы с переплетением героев разных вселенных всё же встречаются.
«Библия» мэшапа: в элитном издании и с картинками.
В фантастической литературе использование чужих героев и миров также распространено изрядно. Как особенно удачный пример можно вспомнить блестящую «Машину пространства» Кристофера Приста, где автор хитроумно соединил героев и сюжеты классических романов Герберта Уэллса «Машина времени» и «Война миров», вволю порезвившись в чужой реальности. При написании этого романа Прист использовал один из основных литературных приёмов постмодернизма, известный как «пастиш», смысл которого — в строгой стилизации под конкретного автора или произведение.
С лёгкостью тасуют кирпичики фантазий авторы, обладающие собственной вселенной, — как, например, делает Стивен Кинг. В фэнтезийной эпопее «Тёмная башня» он использовал элементы почти двух десятков своих книг. Да и в других текстах он то и дело ссылался — впрямую или косвенно — на иные свои произведения, создавая тем самым доморощенную вторичную реальность. Схожий приём использовали и другие фантасты. Вспомним хотя бы футуристические миры Пола Андерсона, Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова или Мультиверсум Майкла Муркока.
Президент Линкольн не только руководил армией, но и превосходно орудовал топором.
Экстравагантный британец, пожалуй, ближе всех подошёл к мэшапу, правда, весьма своеобразно — ведь Муркок столько раз переписывал свои же книги! Брал уже давно изданный роман, дополнял текст, менял некоторые сюжетные ходы, вводил иных героев и выпускал книгу заново — как совершенно свежее произведение. Но сделать ещё один шажок, использовать в своём тексте прямые цитаты чужой фантазии, британский новатор не додумался.
Такая идея родилась в головах американцев Джейсона Рекулака и Сета Грэма-Смита, последний из которых и стал в глазах общественности основателем мэшапа. А ведь поначалу их затея казалась многим абсолютно бредовой…
Кто круче? Нельсон или Осьминог?
Мнение критика: Владимир Аренев
Сам по себе мэшап ни плох, ни хорош. Во все века люди использовали уже готовые сюжеты, переосмысливая их с позиций современности. Посмотрите на средневековые картины, изображающие крёстные муки: там все, в том числе Иисус, облачены в одежды Средних веков.
Мэшап — лишь приём. Удачный, если за него берётся талантливый писатель, нет — если бездарный. Но именно у нас все эти «Анна Каренина и андроиды», «Джейн Эйр и зомби» попросту не приживутся. Потому что от читателя требуется знание оригинала, иначе он не поймёт, а в чём, собственно, соль шутки. У нас же в основном классику не читают, даже свою, даже в школе-институте. Те же, кто читает, как правило, шарахаются от книг с зомбями на обложке.
Бог-отец мэшапа
Выходец из Новой Англии Сет Грэм-Смит подвизался в кинобизнесе (он с успехом пишет сценарии и вместе с Дэвидом Катценбергом владеет продюсерской компанией Katzsmith Productions), попутно сочиняя нехудожественные книги, в основном связанные с массовой культурой. На его счету «Большая книга порно» об эротике в кино, «Справочник Человека-паука» о знаменитом герое комиксов, ироничное руководство «Как выжить в фильме ужасов», сатира на Джорджа Буша «Извините, мистер Президент».
Грэм-Смит сотрудничал с небольшим региональным издательством Quirk Books из Филадельфии, креативный директор которого Джейсон Рекулак и предложил ему идею для новаторского романа — взять текст классической книги Джейн Остин «Гордость и предубеждение» и переработать его, введя в повествование нашествие зомби на чопорную Англию эпохи Регентства.
Сегодня у нас есть технологии и инструменты, позволяющие вносить изменения в медиа, которые мы потребляем. Мы фотошопим наши изображения, мы миксуем нашу музыку, адаптируя их к своим предпочтениям. Это стало обыденностью. Всё, что сделали мы, это использовали тот же подход в литературе — адаптировали классический роман под свои предпочтения. Джейсон Рекулак, вдохновитель мэшапа
По сути, Грэм-Смит оказался случайным «богом-отцом» нового литературного направления — ведь Рекулак мог поручить проект другому автору. Но сложилось так, как сложилось. И Грэм-Смит сполна использовал отведённый ему фортуной шанс — вышедший в 2009 году роман «Гордость и предубеждение и зомби» оказался настоящей сенсацией, был переведён более чем на 20 языков, став международным бестселлером и библией нового жанра.
Рекулак сказал мне, что придумал классное название для книги. И хотя больше ничего пока нет, оно никак не выходит у него из головы: «Гордость и предубеждение и зомби»! Это было самая улётная идея, о которой я когда-нибудь слышал! Сет Грэм-Смит, демиург мэшапа
Мнение критика: Василий Владимирский
Как в литературном приёме в мэшапе нет ничего нового. Идея разбавить классический текст отсебятиной пришла авторам в головы, разумеется, задолго до двухтысячных, примеры можно найти ещё в античной литературе. Честно говоря, то, что сделали Сет Грэм-Смит и Бен Уинтерс, — примитивный и довольно скучный вариант. Но, наверное, надо было написать именно так, чтобы привлечь к этому направлению внимание массового читателя.
Следующим шагом Грэма-Смита был роман «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров», где автор творчески развил идеи мэшапа, скрестив собственный вымысел не с чужим литературным произведением, а с реальной историей. Грэм-Смит использовал факты жизни американского президента, при этом громогласно заявив, что якобы нашёл «секретный дневник» Линкольна, из которого следует, что причиной Гражданской войны в США была не только борьба за отмену рабства. Оказывается, южане пользовались поддержкой вампиров, тогда как доблестный Авраам пытался извести упырей под корень. Так мэшап перешёл на следующую ступень развития, а новый роман Грэма-Смита ожидаемо угодил в списки бестселлеров.
…И апостолы его
Кроме знаменитых книг, досталось и видным историческим личностям. Как уже говорилось, пионером был Грэм-Смит с охотником на упырей Линкольном, но его почин не остался незамеченным. В романе А.Э. Мурата «Королева Виктория: Охотница на демонов» юная Вика с помощью своего жениха принца Берти мочит отродья Тьмы. А на страницах книги Алана Голдшера «Немёртвый Пол» зомбо-битлы сходятся в поединке с повелительницей ниндзя Йоко Оно и охотником за живыми мертвецами Миком Джаггером. Также были замечены «Робин Гуд и отец Тук: Убийцы зомби», «Живая мертвечина Страны Оз», «Алиса в Стране зомби», «Мёртвые штурмовики» (зомби участвуют в «Звёздных войнах»), «Война миров плюс кровь», «Ночь живых треккеров» (на сей раз зомбаки наведались во вселенную «Звёздного пути»), «Таинственные приключения ликантропа Робинзона Крузо», «Том Сойер и мертвец»… Правда, настораживает некая однобокость мэшапа — засилье зомби и вампиров, изредка разбавленных оборотнями и демонами. С фантазией у авторов туговато, что ли?
У королевы Виктории и Шекспира, оказывается, были странные привычки.
Особенно умиляют поклоны в сторону использованных оригинальных текстов — чуть ли не фирменным знаком мэшапа стало упоминание в качестве «соавтора» знаковых имён: Марк Твен, Льюис Кэрролл, Герберт Уэллс, Даниэль Дефо… Литературный секонд-хенд это как-то облагораживает. А классики, поди, в гробу вертятся волчком! Но кого волнуют эти замшелые стариканы?
Анатомия мэшапа
Как мэшап выглядит изнутри? Возьмём, к примеру, роман, с которого всё началось, — «Гордость и предубеждение и зомби» Сета Грэма-Смита. Оригинальный текст Джейн Остин примерно на три четверти остался без изменений. Англия начала XIX века, сёстры Беннет мечтают о любви, их родители строят планы выгодно выдать дочурок замуж — страсти, слёзы, сплетни, интриги… Короче, шедевр мелодраматической прозы. При этом Грэм-Смит изменил внешний антураж — нормальной жизни англичан мешают «неприличности», как стыдливо именуют воскресших по неведомой причине мертвецов. Судьба второстепенных персонажей книги меняется, их периодически кушают: «Нескольких гостей, имевших несчастье стоять слишком близко к окнам, немедленно схватили и употребили в пищу». Или они сами превращаются в зомби, как Шарлотта Лукас, подруга главной героини Элизабет. А тем временем доблестные джентльмены вместо охоты на лис убивают зомби. Да и некоторые леди не отстают — хрупкие сестрички Беннет мастерски владеют боевыми искусствами, да так, что способны накостылять даже загадочным ниндзя. Не зря девушки прошли обучение в Шаолине!
По звёздному пути зомби доползли и до далёкой-далёкой галактики.
О схеме работы над мэшап-романом подробно поведал Бен Уинтерс на примере своей книги «Андроид Каренина». Сначала он внимательно, делая заметки на полях, перечитал «Анну Каренину» с целью очертить примерный круг перспективных сюжетных ходов и характеров. До этого у него была только базовая идея о мире, в котором знать владеет андроидами, выполняющими функции фаворитов и компаньонов. Там, где герои Толстого занимались самоанализом, Уинтерс подставил им андроидов в виде внимательных психоаналитиков. Мир России второй половины XIX века был изменён в соответствии с антуражем стимпанка. Учитывая обилие фоновых изменений, оригинального текста здесь поменьше, чем у Грэма-Смита: баланс примерно пятьдесят на пятьдесят. Некоторые фрагменты толстовского романа переформулированы в соответствии с новым смысловым наполнением. К примеру, знаменитая фраза «Все счастливые семьи похожи друг на друга; все несчастные несчастливы по-разному» у Уинтерса читается как «Все исправные роботы похожи друг на друга. Каждый неисправный робот функционирует по-своему». Однако при всех изменениях автор «Андроида Карениной» утверждает, что основные этические постулаты оригинала остались нетронутыми. Хотя Бен Уинтерс справедливо полагает, что его невольный «соавтор» не был бы в восторге от навязанного ему сотрудничества…
Как ухватить бога за бороду? Спрашивайте рецепт у издательства Quirk Books и Сета Грэма-Смита!
Есть у меня подозрение, что вряд ли Толстой запрыгал бы от радости. Возможно, увидев, что я сотворил с его самым чудесным текстом, он бы выдрал себе бороду. С другой стороны, если бы я смог убедить его сесть и прочесть это произведение, то, надеюсь, он бы обнаружил там множество интересных идей и увидел бы, что я пародировал его с большой любовью и с большим уважением к оригиналу. Бен Уинтерс, автор «Андроида Карениной»
Мэшап в России
С Западом понятно — там мэшап по-прежнему в моде, он шагнул уже в сферу криптоистории и детской литературы, а сам приём используется даже в нехудожественных текстах. А как насчёт наших палестин?
В 2012 году вышел неплохой роман Татьяны Королёвой и Аркадия Гайдара «Тимур и его команда и вампиры», в котором доблестный пионер и его друзья противостоят банде упырей Мишки Квакина, напавших на дачный поселок. Но дальнейшие перспективы отечественной ветви мэшапа выглядят довольно хило. Именно такого — практически единодушного мнения, хоть и по разным причинам, — придерживаются наши эксперты, каждый из которых смотрит на мэшап со своей «колокольни»: бизнесмена, творца и фантастоведа.Что ж, поживём — увидим. Было время, в нашей стране и перспективы книг о Гарри Поттере выглядели весьма сомнительно, а обернулось всё ажиотажем. Хотя мэшап со стороны действительно смотрится чисто «буржуинской» забавой. Эх, нам бы их заботы…
Авторам мэшапа явно не хватает фантазии — допиши к названию классики «и зомби (и вампиры)», и готов сюжет.