Что такое мхк в 10 классе
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.
Рабочая программа по предмету «МХК» для 10 класса
к рабочей программе по мировой художественной культуре для 10 классов.
Рабочая программа по предмету «мировая художественная культура» для учащихся средней школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 10 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010 г.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Главная цель помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура»:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
формируются основы эстетических потребностей,
развивается толерантное отношение к миру,
актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость,
развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества
Содержание учебного предмета
Мировая художественная культура, 10 класс
(1 час в неделю, 34 часов)
Художественная культура первобытного общества и первобытных цивилизаций
Первые художники Земли. Находки в пещере Тешик-Таш. Наскальная живопись. Писаницы и петроглифы. Альтамира. Каповая пещера. Томская писаница. Архитектура страны фараонов. Храмовое искусство. Сфинкс. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Канон в изображении человека. Скульптура древнего Египта. Костюм древних египтян. Художественная культура Древней и Передней Азии. Искусство доколумбовской Америки. Дольмены. Храмы. Эгейское искусство. Греческий эпос и эгейская архитектура (Лабиринт Минотавра).
Художественная культура Античности
Архитектурные ордена. Особенности греческих храмов. Афинский Акрополь. Парфенон. Золотой век Афин. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. Архитектура императорского Рима. Римские дороги и акведуки. Изобразительное искусство Римской империи. Римская мозаика. Театральное и музыкальное искусство античности. Костюм Древней Греции и Рима.
Художественная культура Средних веков
Мир византийской культуры. Храмовое зодчество. Византийская мозаика. Икона. Архитектурный облик Древней Руси. Новгород. София Великая. Золотые ворота. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Древнерусская иконопись. Архитектура западноевропейского средневековья. Романские храмы. Готика. Пламенеющая готика. Витраж. Изобразительное искусство средних веков. Театральное искусство и музыка средних веков. Средневековая литература. Эпос и рыцарский роман. Культ Прекрасной дамы. Костюм Раннего возрождения. Бургундские моды.
Художественная культура средневекового Востока
Индия — «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама.
Художественная культура Возрождения
Великие географические открытия и их влияние на изменение сознания человека. Флоренция — «колыбель» итальянского Возрождения. Представление о человеке в эпоху Возрождения. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто. «Золотой век» Возрождения. Архитектура. Скульптура. Фреска. Станковая живопись. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Ботичелли. Возрождение в Венеции. Северное Возрождение. Босх. Дюрер. Музыка и театр эпохи Возрождения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Наименование разделов курса, тем уроков
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Формы и виды контроля
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗИЙ
Что такое МХК?. Цели и задачи курса.
Первые художники Земли.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Архитектура Древнего Египта.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.
Записи обзорной лекции
Древний Египет. Изобразительное искусство Древнего Египта. Рельефы и фрески.
Записи обзорной лекции
Скульптурные памятники и музыка Древнего Египта.
Записи обзорной лекции
Художественная культура Междуречья.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщения на выбранную тему.
Искусство доколумбовой Америки.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщения на выбранную тему.
Записи обзорной лекции
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
08.11.2017 по 25.12.2018 г.
Записи обзорной лекции
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.
Записи обзорной лекции
Архитектура императорского Рима.
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство Римской империи.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
Театральное и музыкальное искусство античности.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВья
Мир византийской культуры.
Самостоятельная работа в классе с дополнительной литературой
Раздел 3. Средние века
Сделать заметки в тетрадь.
Архитектурный облик Древней Руси.
Записи обзорной лекции
Сделать заметки в тетрадь.
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
Записи обзорной лекции
Архитектура западноевропейского средневековья.
Записи обзорной лекции
Изобразительное искусство средних веков.
Записи обзорной лекции
Театральное искусство и музыка средних веков.
Записи обзорной лекции
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА
Индия – «страна чудес».
С 08.01.2018 по 30.03.2018г.
Записи обзорной лекции
Доклад на тему «Искусство индийского танца».
Художественная культура Китая.
Записи обзорной лекции
Искусство страны восходящего солнца (Япония).
Записи обзорной лекции
Художественная культура ислама.
Записи обзорной лекции
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
Записи обзорной лекции
Глава 25 выборочно
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.
Записи обзорной лекции
Просмотр презентации по теме
Художественные принципы Высокого Возрождения. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Записи обзорной лекции
Просмотр презентации по теме
Подготовить проекты на предложенную тему.
С 01.04.2018 по 30.05.2018г.
Записи обзорной лекции
Мастера венецианской живописи.
Записи обзорной лекции
Возрождение в Венеции.
Записи обзорной лекции
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Записи обзорной лекции
Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».
Музыка и театр эпохи Возрождения.
Записи обзорной лекции
МХК от истоков до 17 века.
Записи обзорной лекции
Рабочая программа по МХК для 10 класса
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного предмета «Мировая художественная культура»
Рабочая программа по МХК составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями от 1.02.2012г.);
Стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
Авторской программой «Мировая художественная культура» для 10-11 классов под редакцией Л.А.Рапацкой;
Рабочая программа по МХК для обучающихся 10 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Срок реализации рабочей программы –один год.Рабочая программа по МХК для 11 класса разработана с учетом следующих документов:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями от 1.02.2012г.);
Стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
Авторской программой «Мировая художественная культура» для 10-11 классов под редакцией Л.А.Рапацкой;
учебным планом МАОУ СОШ №18 на 2019-2020 учебный год.
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 35 часов из расчета 1 ч в неделю, для изучения учебного предмета «МХК» на этапе основного общего образования.
Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.
воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.
Специфика данного курса
Курс мировой художественной культуры для 10 класса, составлен с учетом материально-технической базы МАОУ СОШ №18 и является базовым курсом. Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования.
МХК помогает интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства, культуры в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Место данного курса в учебном плане ОУ.
В соответствии с учебным планом школы на изучение МХК в 11 классе выделено 1 час в неделю, по годовому календарному учебному графику учреждения продолжительность учебного года 35 недель, на изучение курса искусство отведено 35 часов.
Соотношение содержания программы и обязательного минимума содержания образования соответствует и имеет практическую направленность.
Несмотря на то, что проект включает большое количество компонентов, программой отводится 50-60 % учебного времени на творческие работы.
Формы и методы работы, определение образовательных технологий.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки». Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
Формы учебной работы:
Методы учебных занятий:
самостоятельная работа учащихся.
Формы и методы контроля:
Отличительной особенностью данной программы является возможность реализации метапредметной программы «Развитие УУД» Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты, явления и события искусства с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство. Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эстетической культуры через организацию учащимися самостоятельной или совместной деятельности с учителем, родителями, учениками
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства,
стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства
(усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей,
видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности
практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об
их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров
прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического
воспитания и художественного образования, в изучении других школьных
предметов; их представленность в межличностном общении и создании
эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:
контрольно-диагностических материалов в форме тестов;
организации проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов.
Прогнозируемые результат обучения
В результате изучения курса «МХК» в 10 классе обучающиеся должны
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;\
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «МХК» являются:
в сфере познавательной деятельности:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
различать изученные виды и жанры искусств;
описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
классифицировать изученные объекты и явления культуры;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;
уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)
в сфере эстетической деятельности :
эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений
высокого и массового искусства;
видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности,
умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить
языком изобразительных форм;
создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов
развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего
народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
в сфере коммуникативной деятельности:
формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической
культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью
диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить
диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для
применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.
Выпускники основной школы научатся:
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 10 класс
РАЗДЕЛ I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
Тема 1-3. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
Тема 4-5. Художественная культура Древней и средневековой Индии. Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Тема 6-7. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Тема 8-9. Японская художественная культура: долгий путь средневековья. Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 10-12. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.
РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тема 13-15. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема 16. От мудрости Востокакевропейскойхудожественной культуре: Библия. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия.
Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.
Тема 17-18. Художественная культураевропейского Средневековье и Возрождение:освоение христианской образности. Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 19-21. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Тема 22.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.
Тема 23-27. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.
Тема 28-29. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ
Тема 30. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Тема 31. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона.Творчество Феофана Грека.
Тема 32. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княже-ства. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова
Тема 33. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема 34-35. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Шедевры храмовой музыки
Учебно-тематическое планирование 10 класс
Художественная культура Древнего и средневекового Востока
Художественная культура Европы: становление христианской традиции
Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции