Что такое мудрость в литературе

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

Афоризм – что это? Каждый из нас слышал это слово, но не каждый может объяснить, в чем заключается его смысл. Ежедневно мы сталкиваемся с афоризмами в литературе, кинематографе и в быту; мы употребляем их в речи, даже не осознавая того. Поэтому следует разобраться в значении данного понятия.

Что такое афоризмы?

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

Афоризмы – это крылатые фразы, устойчивые словосочетания, сказанные кем-либо, чаще всего придуманные поэтами или писателями. Это те высказывания, которые стали популярными среди населения и часто употребляются как единое лексическое целое, без отрыва отдельных слов. Примером афоризма является выражение М. Жванецкого: «В историю трудно войти, но легко вляпаться».

Происхождение термина «афоризм»

Термин «афоризм» произошел от греческого слова, которое переводится как «определение». И действительно, это определение того или иного действия, поступка, чувства, события, облаченное в литературное высказывание.

Афоризм – это оригинальная мысль, которая характеризуется логической завершенностью. Такие выражения легко запоминаются, благодаря своей четкости и лаконичности, многократно повторяются людьми. Зачастую афоризм состоит из 3-5 слов, но встречаются и более развернутые высказывания.

Примером краткого афоризма является популярное выражение Френсиса Бэкона: «Знание – сила». Оно как нельзя точнее поясняет важность и значение знаний в жизни человечества.

Откуда берутся афоризмы

Зачастую афоризмы проникают в нашу речь из искусства: литературы, кино, театра. Большинство таких выражений имеет своего автора. Множество афоризмов было придумано писателями, поэтами, сценаристами, актерами, философами и мыслителями.

Известными мировыми «творцами» афоризмов являются средневековый философ из Тибета Сакья-пандита, писатели Шота Руставели, Хуан Мануэль Франсуа де Ларошфуко, Михаил Туровский, Бернард Шоу.

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

В числе этих известных людей по праву находится артистка театра и кино Фаина Раневская, чьи колкие и острые высказывания, лаконичные суждения, меткие фразы заслужили всенародную любовь и известность. Их постоянно цитируют даже те, кто совершенно не знаком с творчеством Фаины Георгиевны. Примеры афоризмов, принадлежащих этой замечательной актрисе: «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны», «Спутник славы – одиночество», «Женщины – это не слабый пол. Слабый пол – это гнилые доски».

Не случайно говорят, что афоризмы – это мудрость народа. Многие из них произошли стихийно: кто-то произнес острую и меткую фразу, другой повторил ее, и так по цепочке, пока выражение не преобразовалось в афоризм. Примеры афоризмов, зародившихся таким образом: «Уходя, гасите свет», «Даром – за амбаром».

Примеры афоризмов в литературе

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

Широко применение афоризмов в российской и зарубежной классике. Сами по себе афоризмы являются малой формой литературного искусства. Многие из них зародились в литературных произведениях.

К примеру, название романа А. С. Грибоедова «Горе от ума» само по себе является афоризмом. А выражение «Счастливые часов не наблюдают» было впервые употреблено классиком в этом же романе. Известнейший афоризм «Мы в ответе за тех, кого приручили» родился в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Другой пример афоризма – фраза, которую часто употребляют в бытовом разговоре: «Жениться – это вам не в баню сходить». Она принадлежит перу Н. В. Гоголя.

А. П. Чехову принадлежит знаменитый афоризм «Краткость – сестра таланта». Именно такие лаконичные и меткие высказывания, которые как нельзя точнее описывают суть происходящего, выражают законченную мысль и переходят в разряд афоризмов.

Примеры афоризмов из басен Крылова

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

Богаты афоризмами ироничные басни Ивана Андреевича Крылова. В каждом его произведении спрятан не только глубокий смысл и мораль, но и множество метких высказываний, которые мы употребляем в повседневной жизни.

Примеры афоризмов из басен Крылова И. А. (наиболее известные):

Невозможно представить речь современного человека без афоризмов. В общении с друзьями, коллегами, родными мы очень часто, сами того не замечая, произносим известные и устойчивые словосочетания, и они делают нашу речь ярче, богаче и интереснее.

Источник

Значение слова «мудрость»

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

2. Глубокое знание, понимание чего-л. Житейская мудрость. Народная мудрость.Вся и всякая мудрость слагается из маленьких, очень простых истин, выработанных наблюдением, изучением. М. Горький, О культуре.

3. Разг. О чем-л. трудном, сложном, замысловатом. — Не ахти какая мудрость сварить-то [квас], было б из чего! Наумов, Паутина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации.

Ср.: «способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт

в философии — один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта

в религиях — степень познания окружающего мира, данная демиургу (мироздателю) в неисчерпаемой мере, и может быть воспринята людьми в той или иной части.

МУ’ДРОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Отвлеч. сущ. к мудрый. М. решения. М. старца. 2. Сложность, замысловатость (разг.). Сумею, не велика м.!

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

му́дрость

1. свойство по значению прилагательного мудрый ◆ В прологе автор уподобляет своё сочинение зданию, возведённому «на камне Христовом» и опирающемуся на четыре колонны: на авторитет пророков, достоинство апостолов, мудрость толкователей и размышления магистров. А. Я. Гуревич, «Популярное богословие и народная религиозность средних веков», 1976 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сейчас она была уверена в правильности Вальки, в мудрости и логичности всех его поступков… Василий Аксенов, «Пора, мой друг, пора», 1963 г. (цитата из НКРЯ)

2. разг. сложность, замысловатость ◆ Извозчика, пожалуй, и не мудрость нанять, да ехать-то некуда. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Культурные люди», 1875–1876 г. ◆ ― Ведь тут не мудрость какая, ― сказал Петрушка, глядя искоса, ― окроме того, что, спустясь с горы, взять попрямей, ничего больше и нет. Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 г.

3. мудрое высказывание, суждение ◆ А ведь последуй депутаты небезызвестной мудрости не пытаться объять необъятное ― не было бы проблемы. М. Ю. Кронгауз, «Родная речь как юридическая проблема», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Недаром старинная мудрость гласит: «Ночью все кошки серы». Александр Зайцев, «Загадки эволюции: Краткая история глаза», 2003 г. // «Знание — сила» (цитата из НКРЯ)

Источник

Мудрость

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

Му́дрость имеет несколько близких, но отличающихся значений:

Содержание

Мудрость, премудрость, благоразумие

В нецерковном употреблении премудрость — превосходная степень от мудрости (ум, способность, талант, мудрость и опытность в жизни).

По первоисточникам употребление др.-греч. σοφία применительно и к людям, и к Всевышнему не сопровождается никаким специальным усилением. Одно и то же слово употребляется, например:

Вместе с тем, в русской богословской лексике — если не употребляется специальный термин София (см. ниже) — наблюдается известное разделение терминов «мудрость» и «премудрость», когда последнему придаётся особый сакральный смысл — ср. возглас «Премудрость, проcти » при чтении Евангелия и т.п. Однако это ни в коем случае не принижает степень наполнения самого понятия «мудрости», так как в любом случае

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературеВсякая премудрость — от Господа и с Ним пребывает вовек

Со своей стороны, понятие благоразумие (ср. Благоразумный разбойник) обозначает качества, благоприобретённые человеком по жизни (ср. англ. mind ), в то время как «высший разум» бога в авраамических религиях априорно приравнен бесконечности, и свойств дальнейшего совершенствования во времени не имеет.

В античности

Античные философы уделяли большое значение мудрости: само слово «философия» (др.-греч. φιλοσοφία ) означало «любовь к мудрости». Гераклит сказал [2] :

Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину.

Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой всё в отдельности должно делаться.

В христианстве

В христианстве олицетворённая мудрость Бога (ср. выше «Премудрость») также может называться транскрипцией изначального греч. Σοφία (София) — «мастерство», «знание», «мудрость»). Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси.

В буддизме, индуизме

В мифологии

В исламе

Персоналии

Литература

См. также

Примечания

Ссылки

Что такое мудрость в литературе. Смотреть фото Что такое мудрость в литературе. Смотреть картинку Что такое мудрость в литературе. Картинка про Что такое мудрость в литературе. Фото Что такое мудрость в литературе

Полезное

Смотреть что такое «Мудрость» в других словарях:

Мудрость — Мудрость ♦ Sagesse Идеал успешной жизни, не в том смысле, что ты преуспел в жизни (это всего лишь карьеризм), а в том смысле, что вся твоя жизнь удалась. По мнению древних греков, в этом и заключается цель философии. Вместе с тем мудрость –… … Философский словарь Спонвиля

МУДРОСТЬ — (греч. sophia, лат. sapientia, инд. prajna, др. перс. mazda, кит. чже, евр. hokma) понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно жизненный… … Философская энциклопедия

МУДРОСТЬ — МУДРОСТЬ, мудрости, мн. нет, жен. (книжн.). 1. отвлеч. сущ. к мудрый. Ммудрость решения. Мудрость старца. 2. Сложность, замысловатость (разг.). Сумею, не велика мудрость! ❖ Зуб мудрости третий коренной зуб (по обоим концам каждой челюсти),… … Толковый словарь Ушакова

мудрость — афина, умственность, разумность, дианойя, башковитость, премудрость, толковость Словарь русских синонимов. мудрость премудрость (часто ирон.); умственность (ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

мудрость — МУДРОСТЬ характеристика знания, содержащая в себе как оценку его универсально фундаментального уровня, так и жизненно практической ориентированности. По представлениям, идущим от глубокой древности, мудрец не только знает, как устроен мир … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

мудрость — бездонная (Сергеев Ценский); высокая (Пушкин); глубокая (Лесков); змеиная (Тютчев); неистощимая (Пушкин); суровая (Фофанов); седая (Кольцов, Мятлев); ясная (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… … Словарь эпитетов

МУДРОСТЬ — МУДРОСТЬ, и, жен. 1. см. мудрый. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания). • Зуб мудрости третий коренной зуб, появляющийся после 20… … Толковый словарь Ожегова

Мудрость — см. Мудрец (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

мудрость — • большая мудрость • великая мудрость • высокая мудрость • высшая мудрость • глубокая мудрость • неистощимая мудрость • необыкновенная мудрость • необычайная мудрость • непререкаемая мудрость … Словарь русской идиоматики

МУДРОСТЬ — по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; 2) постижение всего действительно… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Источник

О мудрости и её отношении к возрасту

Мудрость, что ни говори, хорошая штука. Много сказано о том, что есть мудрость и чем она отличается от ума. Мне кажется, главное отличие в том, что умом можно злоупотребить (что и происходит сплошь и рядом), а мудростью невозможно. Точно так же как можно злоупотреблять знанием, но нельзя истиной. Определение мудрости как человеческого качества в одном предложении дать невозможно. Сложно сделать это, даже и не загоняя себя в такие рамки. Попробую всё же выделить главное в ней, чтобы для себя прояснить, что она такое.
Конечно, мудрость связана с наличием интеллекта: может ли глупый человек быть мудрецом? Но при этом к нему не сводится. Если бы сводилась, то самые умные были бы одновременно и самыми мудрыми. Но мудрецов человечество с незапамятных времён выделяет в особый слой людей, отличая их от просто умных. Не сводится мудрость и к жизненному опыту, хотя, вне всякого сомнения, тоже без него немыслима.
Мудрость есть определённое качество ума при наличии его необходимого количества (а также знания жизни, житейского опыта). Что же это за качество?
Если говорить предельно просто и коротко, это понимание того, что в жизни по-настоящему ценно, и умение жить в соответствии с таким пониманием. Можно возразить: для разных людей главные ценности различны. И в разных условиях человеческого бытия они могут существенно отличаться. Но это не по существу возражение: во все времена в любых обществах вырабатываются примерно сходные стереотипы (в хорошем смысле этого слова) что есть истина, добро, красота, порядочность, правильное, естественное.
Да, есть разница в трактовке этих понятий, и они в чём-то могут быть относительны. Но не настолько, чтобы в них не просматривалось некое существенное и общее устойчивое ядро, некий целостный комплекс, независимый от культурного, социального, исторического контекста. Иначе понятие «мудрость» было бы совершенно бессмысленным. А оно несомненно имеет смысл – так же, как и многие другие понятия, вовсе не легко определимые, но с которыми мы неизменно связываем ясный и положительный смысл. Я думаю, если собрать мудрецов всех времён и народов и дать им общий язык, они легко бы понимали друг друга и были бы согласны друг с другом во всём. Ну или почти во всём, за исключением каких-то мелких, не столь существенных частностей.
У Сенеки есть хорошее высказывание: «Мудрость в том, чтобы всегда хотеть и отвергать одно и то же». Скорее, это не определение мудрости, а характеристика, указание на один из её существенных, устойчивых признаков. Здесь даже нет разъяснений, что именно и из чего выбирается. Подразумевается – из чего угодно: поведения, образа действий, пристрастий, вещей, связей, круга общения… Важно то, что мудрый неизменно предпочитает то, что соответствует его понятию о правильном, лучшем, истинном.
А вот ещё в тему, хорошо высказался польский сатирик Богуслав Войнар: «Мудрость – это умение выбрать наименьшую глупость». Тут уже предполагается знание жизни, аналитический ум, понимание необходимости смириться с неизбежным, способность оценить последствия своего выбора и принять за него ответственность.
Согласно таким характеристикам получается, что мудрость есть комплексное, составное, и в то же время целостное, монолитное понятие.

Конечно, способностью к выбору лучшего и оптимального мудрость не исчерпывается. Существенными чертами мудрости многие мыслители называли следующие.
Мудрец довольствуется малым или просто тем, что у него есть. Презирает гонку за выгодой, накопление материальных благ как самоцель, стремление к достижению положения в обществе, славы, почёта, власти. Для него в оценке всего происходящего в жизни на первом месте стоит этический аспект, а уже потом – какой-либо другой. Он признаёт в качестве подлинных критериев успеха самореализацию, познание и изменение к лучшему себя, других людей, мира в целом. Хотя он и признаёт важность материальной стороны жизни, филистёрство бесконечно чуждо ему.
Мудрец полностью осознаёт преходящий характер всех вещей и событий, помнит о неизбежном конце жизни – своей и чьей угодно. Это даёт ему понимание того, что значимость всех человеческих дел и устремлений относительна, а любые достижения и обладания ничтожны перед лицом смерти. Но при этом у него отсутствует тотальный пессимизм и страх перед смертью. Он признаёт самоценность жизни, умеет радоваться ей в целом и отдельным мелочам. Преобладающее его умонастроение – ровный умеренный оптимизм.
Мудрец по мере накопления опыта вырабатывает всё более искусное умение избегать, где это возможно, трудностей и бед. С возрастом это перерастает в способность заранее предвидеть и предупреждать различные проблемы и неприятности, к которым относятся (не в последнюю очередь) проблемы с собственным здоровьем. Мудрый ставит такое умение выше суетного стремления к счастью. Хорошо выражено это известным высказыванием: умный найдёт выход из трудного положения, а мудрый в нём не окажется.
Мудрец хорошо знает человеческую природу, её лучшие и худшие стороны. Знает главные закономерности жизни. Различает типовые ситуации и сценарии их развития. Разбирается в разнообразных мотивах человеческого поведения. Интуитивно и верно оценивает сложные, запутанные события и предвидит их далёкие последствия. Умеет видеть и лес, и отдельные деревья, когда это надо.
Мышление мудреца в основном ориентировано на целое, а не на части. Он расставляет приоритеты (для себя и для других) так, что главное, суть и ядро неизменно оказываются выше, существеннее, центральнее, чем второстепенное, детали и шелуха. Есть по этому поводу следующие хорошие высказывания.
«Мудр не тот, кто много думает о великом, а тот, кто мало думает о пустяках» (Хан Сян-Цзы).
«Мудрец отличается от обычных людей не тем, что он мыслит, говорит и делает. А тем, чего он не мыслит, не говорит и не делает, он отличается от других людей» (Гуань Инь-Цзы).
«Мудрость состоит в том, на что не следует обращать внимания» (Уильям Джеймс).
Для мудрого жизнь имеет безусловный смысл сама в себе, а всякий смысл непременно связан с жизнью. Для такого отношения ему совсем не обязательно разделять веру в разные мифы, созданные и поддерживаемые не столь мудрыми. Самой жизни для него вполне достаточно. Он не разделяет жизнь и «духовность». Он не будет искать нечто неуловимое и эфемерное, чего нет в его личном внутреннем опыте, что якобы оправдывает жизнь и придаёт ей значимость откуда-то из потусторонних сфер. Если в жизни самой по себе нет смысла, говорят в разной форме мудрецы разных эпох и стран, – не стоит тогда искать смысл и за её пределами.
Мудрый понимает, что жизнь проходит только «здесь и сейчас», именно «в формате» (как нынче модно выражаться) текущего момента. Не в прошлом и не в будущем. И к отрезкам времени, близким к текущему моменту, у него отношение сходное. Самый важный день твоей жизни – сегодня. Лучшее время для свершений, для начала новой жизни – между вчера и завтра. Главное – то, чем ты занят в данный час или в данную минуту. Самый важный человек – тот, с которым имеешь дело сейчас. Мудрый ценит время и не тратит его попусту – ни своё, ни чужое.

Мудрый неизменно терпелив, выдержан, снисходителен к слабостям и недостаткам других. Для него совсем не характерны категоричность, прямолинейность, резкость в суждениях. Хотя он знает, когда эти качества уместны, и может в случае необходимости их проявить. Он дорожит установившимися отношениями с другими достойными людьми и никогда не позволит этим отношениям разрушиться из-за сиюминутных недоразумений. Он большой мастер разумного компромисса. Принципы и идеи, даже самые возвышенные, он никогда не ставит выше реальных живых людей.
Мудрый готов совершать добрые поступки, помогать другим словом и делом без выгоды для себя и даже без простой ответной благодарности. Он не ожидает, что другие будут по отношению к нему вести себя столь же благородно, ибо, как уже сказано, хорошо знает человеческую натуру. «Кто хорошо понимает людей, тот не ищет у них понимания», как отметил тот же Богуслав Войнар.
И не зря сетовал Соломон, что во всякой мудрости много печали. Да, мудрость всегда с привкусом горечи. И мировая литература, и сама жизнь дают немало примеров того, как дорого порой приходится платить обладателю мудрости именно за её проявления. Но мудрец всё равно поступает так, как считает нужным, потому что ему ведомы мотивы более высокого порядка, чем личная выгода.
Мудрый неизменно придерживается реалистичного отношения к жизни. Он не питает беспочвенных иллюзий, не строит воздушных замков, не поддерживает утопические прожекты. Он твёрдо знает, что возможно, что маловероятно, а что неосуществимо в этом мире. Для его мировоззрения характерны трезвость и здравомыслие, здоровый скептицизм, высокая критичность мышления, умение отличать и отделять наполненное от пустого, реальное от выдумки, стоящее от ерунды, зёрна от плевел, настоящее от фальшивого.
При этом мудрый не впадает в другую крайность – цинизм и пошлость, такое отношение к жизни, которое ниспровергает любые ценности. Он избегает всяких крайностей и полярностей, за исключением редких случаев, когда третьего не дано и приходится выбирать между ними. Во всём он ищет оптимум, золотую середину, которая часто находится не между, и даже не в стороне, а вообще в другой плоскости.
Например, одни говорят, что для успеха в жизни надо быть ярким мечтателем, ломать каноны, замахиваться на цели, кажущиеся недостижимыми (и приводят примеры). Другие утверждают, что наоборот, надо быть реалистом, твёрдо стоять на земле, а не витать в облаках (и приводят не менее убедительные контрпримеры). Мудрый же понимает, что истина не может целиком принадлежать ни одной из этих точек зрения. У каждого может быть свой путь к успеху – так же, как и свои критерии успеха. В одних обстоятельствах у этой личности может быть вот такая дорога к его цели. А для другой личности и в других обстоятельствах эта стратегия не поможет, зато сработает другая. Третьего же эта цель и вовсе не интересует, ему от жизни нужно совсем другое.
Мудрый хорошо видит и ценит индивидуальное начало в людях и вообще в живых существах, насколько оно может проявиться. Являясь сам выраженной индивидуальностью, он знает, что настоящая жизнь манифестирует себя в индивидуальном, в отдельной единице жизни. А в чём-то общем, безличном и абстрактном можно найти только толкование жизни, но не её саму.
По отношению к ближнему мудрый ведёт себя соответственно личности данного человека, его характера, интеллекта, душевных качеств и всего остального. Мудрый всегда учитывает персональные особенности людей, делает ли он с ними общее дело или беседует. У него нет общего для всех метода, его подход всегда конкретен. Повторю мысль Ошо по этому поводу: «Человек знания отвечает на вопрос, а человек мудрости отвечает вопрошающему». Такое взаимодействие не только эффективнее, но и благотворнее: любой хочет, чтобы его личность замечали, отличали от других и уважали.
Наверное, можно продолжать ещё. Однако, пожалуй, достаточно. В завершение темы упомяну ещё один важный, на мой взгляд, элемент мудрости. Это глубокое осознание единства всего живого на планете, связанного общей судьбой. Можно сказать, мудрость есть экология мышления. Вот её-то и не хватает в современном мире.
Нехватка природных ресурсов, наверное, не так страшна, как нехватка экологической составляющей мышления. Если мудрость не станет всеобщим приматом в отношении человека к природе и ближнему, то цивилизацию, при сохранении её главных нынешних тенденций, ждёт печальная участь. Пока же мы видим, что цивилизация умна, но, к сожалению, мудрой её никак не назовёшь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *