Что такое мультикультурная страна
Что такое Мультикультурализм
Определение мультикультурализма
Мультикультурализм — это концепция необходимости сосуществования различных культур внутри одного общества; идея о том, что сохранение и поощрение культурного разнообразия способствует обогащению общества.
Для мультикультурализма свойственно:
Слово мультикультурализм было образовано сочетанием двух латинских: multum — «много» + cultura — «культура».
Мультикультурность — это идеология, которая способствует обереганию и продвижению различий между культурами.
Большую роль в процессе создания мультикультурного общества играет воспитание и образование. Именно они освобождают человека от чувства ненависти, расизма, ксенофобии и др.
Мультикультурный — характеристика того, кто/что находится вне одной культуры (например, человек, который не может включать себя только в одну культуру); либо само желание сохранить межкультурные различия.
Мультикультурализм: плюсы и минусы
Мультикультурализм проявляется либо посредством пропаганды культурных убеждений иммигрантов, либо путём эволюции тех, кто принадлежит разным этническим группам.
Плюсы:
Минусы:
Мультикультурализм в России
Мультикультурализм проявился уже во времена СССР, когда народы разных республик получили свои автономные права. Из-за этого объединения множества различных культур и сложилась ситуация многонациональности внутри страны. Поэтому можно считать, что исторически сложилось, что для России должна быть характерна многокультурность.
По мнению отечественных учёных, российская модель мультикультурализма аналогична австралийской. Схожи они тем, что существует ясно видимое разграничение этих разделений, т. е. это федерация, в которой население выделятся по этническим показателям.
Мультикультурализм в Канаде
Само понятие «мультикультурализм» появилось в Канаде, эта же страна стала первой, которая приняла эту политику (в 1971 году).
Мультикультурализм был политическим решением для того, чтобы управиться с ростом:
Мультикультурализм в Европе
В Европе ни одно общество не является однородным. В основном Европа состоит из наций, которые и разграничивают культуры, языки и традиции (но они могут не совпадать с государственными границами).
Существуют нации без государства (каталонцы, баски, валлийцы и др.). Ещё существуют национальные меньшинства (например, венгры в Румынии).
Европа считается континентом миграций: из-за войн или смещений границ, миграции выходцев из бывших колоний или рабочих.
Мультикультурализм в США
США считается страной иммиграции, т. к. они построили свою страну из европейских иммигрантов (за счёт коренного населения).
Страна развивала импорт людей (африканских рабов), а в 19 веке привезли много китайских и японских рабочих на Гавайские острова и западное побережье.
Затем люди бежали из Европы в США либо от дискриминации, либо от бедности. Эти волны иммиграции и создали такое разнообразное общество.
В США, в отличии от Европы, концепция меньшинств определяется этнически или расово.
Мультикультурализм
Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot ), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».
Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).
Содержание
Критика
Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.
Россия
Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, выступая 8 сентября 2011 года на третьем Мировом политическом форуме в Ярославле с докладом по национальному вопросу, обрушился с критикой на европейскую политику мультикультурализма:
Идеология «мульти-культи» сформирована левацким послевоенным движением как реакция на европейский нацизм и фашизм и представляет собой «другую крайность». Предполагалось, что новая европейская культура полностью отрешится от консерватизма, национализма и христианской религиозности — и станет удобной «толерантной» средой для снятия старых конфликтов и адаптации вновь прибывающих иммигрантов из стран Юга к «свободному миру». Произошло прямо обратное: радикально ослабленная «автохтонная» культура Европы ничем не привлекала иммигрантов (в отличие от социальных благ и мечты о «красивой жизни»). Массово переезжая в Старый свет, они сохраняли свою самобытность и обособлялись от «безликих европейцев».
Сейчас в Европе нет конфликта христианства и ислама, поскольку европейская христианская цивилизация искусственно ослаблена секуляризмом и левацкой «культурной революцией». Мусульмане Европы религиозно крепче и солидарнее, чем коренное население, и держатся своих корней, образуя целые этнические кварталы. Я сейчас временно живу и работаю в Брюсселе и могу вам сказать, что местная полиция порой не рискует просто так заглядывать в т. н. арабские кварталы своей столицы.
Там же, на Ярославском форуме, выступил с докладом председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин. Он рассказал о кризисе теории национального государства и об альтернативной концепции национально-государственной интеграции различных этноконфессиональных групп, получившей название мультикультурализма, а также о ее провале. [4]
Канада
Критика из Квебека
Германия
Япония
Югославия
До Второй Мировой Войны первые ростки напряжённости на Балканах возникали из-за многонационального состава монархической Югославии и абсолютного политического и демографического доминирования сербов. Для Югославских войн, которые имели место в период между 1991 и 2001 годами, были характерны острые этнические конфликты между народами бывшей Югославии, в основном, между сербами, с одной стороны, и хорватами, боснийцами и албанцами, с другой. Но и между боснийцами и хорватами в Боснии и македонцами и албанцами в Республике Македония также были трения.
Конфликт имеет свои корни в различных политических, экономических и культурных проблемах, а также в давней этнической и религиозной напряженности.
Норвегия
Норвежец Андерс Брейвик, признавшийся в совершении двойного теракта 22 июля 2011 года, главным объектом для своей критики избрал именно европейскую политику мультикультурализма:
Мультикультурализм и ислам
Что такое мультикультурализм — развитие в разных странах
В мире довольно остро обсуждается вопрос о защите национальной идентичности. Многонациональные державы делают многое для сохранения различий между народностями, которые проживают на земле одного государства. Помогает в этом такое понятие, как мультикультурализм.
Происхождение и смысл термина
Мультикультурализм – концепция мирного сосуществования нескольких культур в пределах одного сообщества. Это некая идея, которая способствует сохранению и продвижению отличий между ними.
Огромную роль в формировании мультикультурного общества играет воспитание, образование. Эти составляющие помогают обществу освободиться от расизма, ненависти, непримиримости.
Слово «мультикультурализм» было образовано из двух латинских – multum (много), cultura (культура). Впервые термин появился в Канаде в начале 60-х годов прошлого столетия. Позже началось использование этого понятия в качестве идеологического в ряде европейских стран. Этому способствовали:
Была озвучена цель – сделать государство более чувствительным к разного рода запросам своих граждан. Таким образом политики стремились поощрять труд мигрантов. Они надеялись на быструю адаптацию новых граждан в предложенных условиях, принятие ими местной культуры. Однако этого не случилось.
Нависла угроза конфликтов на почве религии, национальности. Чтобы этого не произошло, правительственные структуры стали всячески поощрять самобытность разных национальных групп.
Политика мультикультурализма заключается в следующих аспектах:
Таким образом, мультикультурализм учитывает и изучает, как различные культуры влияют на развитие всего общества. Он сохраняет уважение к разным группам, но в то же время защищает культуру, доминирующую в стране.
Сильные и слабые стороны мультикультурализма
Со временем обозначились сильные и слабые стороны современного мультикультурализма, появились сторонники и противники данной идеологии. Она проявляется посредством пропаганды мигрантов или с помощью некой эволюции людей, которые принадлежат к разным этническим группам.
Среди очевидных плюсов мультикультурализма отмечают:
Противники мультикультурализма обращают внимание на ряд проблем, которые неизбежны в период внедрения его идей. Основная сложность на первом этапе заключается в языковом барьере, социальных и религиозных конфликтах между людьми. Маленьким детям сложно привыкнуть к местным обычаям, культуре, что негативно влияет на их успеваемость в школе. Руководители же сталкиваются со сложностями в управлении многонациональным коллективом, поэтому им приходится налаживать взаимопонимание.
Теория мультикультурализма указывает на возможность мирного сосуществования разных культур в едином политическом пространстве, однако это утверждение ничем не подтверждено и не обосновано. Идея о внутреннем взаимном обогащении народов у многих вызывает сомнение.
Были известны случаи, когда разнокультурным народностям приходилось продолжительное время проживать на одной территории, что воспринималось и той, и другой стороной как временное неудобство. При этом представители сторон старались придерживаться определенного баланса сил, иначе появлялись конфликты.
Иногда ассимиляция невозможна в силу ряда причин, например, большого количества мигрантов или отказа правительства от ее проведения из-за сохранения обособленности народа. В таком случае переселенцы организуют в новой стране сообщества или землячества с высокой солидарностью по отношению друг к другу.
Нередко мигранты и принимающая их сторона начинают рассматривать друг друга как конкурентов, которые борются за ресурсы, территорию. Это приводит к новым конфликтам и политической нестабильности.
Мультикультурализм предполагает наличие в обществе единого свода законов. Но культура и право связаны друг с другом, поскольку законы формируются исходя из определенного опыта и особенностей. У народов представления о законе могут сильно отличаться.
Предполагается, что обе стороны будут оставаться в постоянном конфликте из-за навязывания правил и законов остальным. Часто приходится наблюдать, как коренное население выбирает между дискриминацией своих прав со стороны мигрантов или соблюдением новых правил. Каждый считает, что именно те законы, которые приняты в его культуре, являются истинными, что приводит к политическому расколу в обществе.
Подводя итоги, стоит обратить внимание на явные противоречия концепции мультикультурализма и историческими реалиями. Поэтому возникает множество вопросов, один из которых – может подобное общество полноценно развиваться в таких условиях или нет.
Развитие мультикультурализма в разных странах
Впервые понятие мультикультурализма появилось в Канаде на фоне развивающегося бикультурализма. В стране проживает франкоговорящее и англоязычное население. Более 20 % граждан являются выходцами из других стран.
Политика местных властей, которая была направлена на развитие мультикультурализма, принята не всеми. Например, в Квебеке жители приветствуют межкультурные связи, однако они не прекращают настаивать на интеграции иммигрантов во франкоязычную среду.
До прекращения Второй мировой войны в Австралию могли приехать на постоянное место жительства исключительно те, кто принадлежал к европеоидной расе. Но когда правительство ощутило нехватку трудовых ресурсов в начале 60-х годов прошлого века, контроль за миграцией был несколько ослаблен. Именно в этот период в стране стали появляться выходцы из азиатских стран.
Когда поток иммигрантов стал массовым, правительство Австралии в срочном порядке приняло ряд мер по предотвращению их дискриминации. Они всячески поддерживали этносы, которые находились в тяжелом положении, признали права выходцев из других стран, запустили программы на телевидение и радио, направленные на поддержку разных культурных групп.
Несмотря на то, что Австралия и Канада считаются странами наиболее открытыми для приема иностранных граждан, конфликты между мигрантами и местным населением периодически возникают на фоне борьбы за присвоение земельных ресурсов.
Развитие мультикультурализма в США пошло по иному пути. До 70-х годов правительство признавало политику ассимиляции. Мигранты могли жить в Америке, но при этом признать ее культуру и интегрироваться в нее. В противном случае они подвергались дискриминации.
На этой волне появилось множество молодежных организаций, которые отстаивали права не только других народов, например афроамериканцев, но и позиции феминисток, сексуальных меньшинств. Опасаясь волнений, правительство было вынуждено признать права других народов, проживающих на территории Америки, и принять политику мультикультурализма.
Что касается ряда европейских стран, то там идеи мультикультурализма прижились в меньшей степени. Это связано с тем, что властями Германии и Франции был признан тот факт, что массовые потоки мигрантов негативно сказываются на развитии экономики и общества в целом. Франция явно старается избегать мультикультурализма, оберегая ценности своего народа.
Мультикультурализм британцев сводится к либеральному отношению к проявлениям этнических отличий. Никаких особых мер по поддержке мигрантов правительство не проводит. Однако специальная комиссия, созданная в 1976 году, занимается выявлением расовой дискриминации и обладает некоторыми полномочиями в отношении власти страны.
Мультикультурализм в России начал зарождаться во времена СССР, когда народы каждой из республик получили свои права. В одной стране объединились множество различных культур, в результате чего образовалась многонациональность внутри большого государства. Именно поэтому для России исторически характерна многокультурность.
Специалисты считают, что российская модель мультикультурализма напоминает австралийскую, где существует видимое разграничение культур в виде отдельных федераций, население отличается по этнических характеристикам.
Мультикультурализм имеет как отрицательные, так и положительные качества. Его главная задача – исключить конфликты среди разных национальностей на одной территории. Но пока повсеместно внедрить подобную идеологию не удалось.
А как вы относитесь к мультикультурализму? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.
Предлагаем ознакомиться с видео по теме статьи.
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
2) Политика государства, направленная на поддержку и правовое обеспечение мультикультурной ситуации, а также теоретическое и идеологическое обоснование такой политики.
В 1-й половине XX века формированию доктрины мультикультурализма способствовала разработанная Ф. Боасом и его учениками концепция историчности, множественности и автономности культур (вместо универсальности и единственности культуры эволюционистов XIX века) и культурного релятивизма. С 1930-х годов проблемы мультикультурализма и межкультурных контактов (процессы аккультурации и ассимиляции) исследовались в контексте усиливающихся миграций (особенно известными в этой связи стали работы манчестерской и чикагской школ).
С начаоа 1970-х годов, в связи с исследованиями этничности, акцент переместился на изучение так называемых постмигрантских сообществ, существующих в странах иммиграции нескольких поколений. В 1990-е годы приобрела актуальность тема глобализации и возникшее в её рамках новое направление исследований так называемого мигрантского транснационализма (взаимодействия мигрантских и постмигрантских сообществ поверх политических границ), в том числе в контексте политики мультикультурализма. Эти исследования стали настолько популярны, что понятие «мультикультурализм» связывается прежде всего с политикой в отношении мигрантских и постмигрантских сообществ.
С сеедине XX века политика мультикультурализма, направленная на борьбу с дискриминацией, поддержку прав меньшинств и поощрение толерантности, стала входить в практику государств с мультикультурным населением. В 1949 она была провозглашена Конституцией Индии, в 1970-е годы стала официальной политикой Канады, Австралии, некоторых стран Западной Европы, внедрена в сферу образования США.
С середины 1990-х годов теория и политика мультикультурализма подвергаются критике с позиций универсальности принципов либерализма; указывается, что лежащие в его основе натурализация культуры (представление о культуре как врождённой и неизменной) и культурный эссенциализм (рассмотрение культур как однородных целостностей) ведут к политизации межкультурных отношений, различным версиям этнонационализма (смотреть в статье Национализм) и шовинизма; что культурный релятивизм приводит к терпимости по отношению к нарушениям прав человека и подрыву основ гражданского универсализма.
В левых кругах политику мультикультурализма стали характеризовать как неорасистскую, в которой понятие расы было заменено понятием культуры (культурный расизм), сравнивая её с южно-африканским апартхейдом. Представления о групповых культурных правах и политическом представительстве культурных сообществ, отличающихся размытостью групповой идентичности, приводят к созданию корпораций на этнической основе (национально-культурных автономий).
Выявились объективные противоречия между политикой поддержки меньшинств и стремлением государств к интеграции сообществ мигрантов. Действующие мультикультурные режимы сталкиваются с серьёзными проблемами. В некоторых странах Западной Европы политика мультикультурализма начинает пересматриваться в пользу монокультурализма и культурной ассимиляции иммигрантских сообществ.
Дополнительная литература:
Taylor Ch. Multiculturalism and «The politics of recognition». Princeton, 1992;
Kymlicka W. Multicultural citizenship. Oxf., 1995; idem. Politics in the vernacular: nationalism, multiculturalism, and citizenship. Oxf., 2000;
Parekh Bh. Rethinking multiculturalism: cultural diversity and political theory. Basingstoke, 2000;