Что такое мультимедиа по мнению савченко н а
Мультимедиа
Основные составляющие мультимедиа:
Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Например, в одном объекте-контейнере (англ. container ) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.
Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были Компакт-диски). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст. [1]
Содержание
Классификация
Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное.
Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.
Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…
Возможности
Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.
Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.
Мультимедийный Интернет-ресурс – Интернет-ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и новостей для посетителей.
Для мультимедийных Интернет-ресурсов характерно:
Ресурс этого типа дает возможность быстро сообщать о событиях, которые организуется, демонстрировать обзорный взгляд на сферу, учреждение или творческий коллектив, налаживать обратную связь со своими посетителями, раскрывать цели и материалы, используя современные механизмы представления информации и способствовать узнаванию представленного объекта посредством сети Интернет.
Использование
Мультимедиа находит своё применение в различных областях, включая, но этим не ограниченными, рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения (см. Банерджи & Гош, 2010г.). Далее приводится лишь часть примеров.
В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедиа. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Возможности для обучения и воспитания почти бесконечны. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования. Определяемая как отдельные технологии, такие как голосовые (и функции телефонии), базы данных (и производные приложения), видео-технологии, которые сейчас совместно используют ресурсы и взаимодействуют друг с другом, синергетически создавая новые оперативности, медиа-конвергенция – это стремительно меняющийся учебный курс дисциплин, преподаваемых в университетах по всему миру. Кроме того, она меняет наличие, или отсутствие таковой, работы, требующей этих “подкованных” технологических навыков. Газетные компании также пытаются охватить новый феномен путём внедрения его практик в свою работу. И пока одни медленно приходят в себя, другие крупные газеты, такие как The New York Times, USA Today и The Washington Post создают прецедент для позиционирования газетной индустрии в глобализованном мире.
Разработчики программного обеспечения могут использовать мультимедиа в компьютерных симуляторах чего угодно: от развлечения до обучения, например: военного или производственного обучения. Мультимедиа для программных интерфейсов часто создаётся как коллаборация между креативными профессионалами и разработчиками программного обеспечения.
В промышленном секторе мультимедиа используют как способ презентации информации для акционеров, руководства и коллег. Мультимедиа также полезно в организации обучения персонала, рекламы и продаж продукта по всему миру посредством фактически неограниченных веб-технологий.
Математические и научные исследования
В математических и научных исследованиях мультимедиа в основном используется для моделирования и симуляции.Например: учёный может взглянуть на молекулярную модель какого-либо вещества и манипулировать ею с тем, чтобы получить другое вещество. Образцовые исследования можно найти в журналах, таких как Journal of Multimedia.
Врачи также могут получить подготовку с помощью виртуальных операций или симуляторов человеческого тела, поражённого болезнью, распространённой вирусами и бактериями, таким образом пытаясь разработать методики её предотвращения.
Мультимедийные средства обучения на уроках иностранного языка
Описание: На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов Интернетстраничек содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка электронных учебников баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие мультимедийных средств обучения и определить их функции; рассмотреть наиболее распространённые мультимедийные средства применяемые на уроках иностранного языка и целесообразность их комплексного использования; выделить положительные.
Дата добавления: 2015-08-24
Размер файла: 31.39 KB
Работу скачали: 258 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Владение иностранным языком дает возможность приобщиться к мировой культуре и использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку.
Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Проблемами применения мультимедийных средств на уроках иностранного языка в школе занимались следующие ученые: С.В. Бондаренко, Н.Д. Коваленко, М.Ю. Бухарина, Л.П. Владимирова, Б.С. Гершунский, Н.Л.Грейдина, З.Х. Миракян, Е.И. Дмитриева, М.К. Захарова, Т.В. Карамышева и другие.
Использование компьютерных, мультимедийных средств на уроке иностранного языка актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Поэтому, целью своей работы я определила: раскрыть роль комплексного использования мультимедийных средств на уроках иностранного языка.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие мультимедийных средств обучения и определить их функции;
— рассмотреть наиболее распространённые мультимедийные средства, применяемые на уроках иностранного языка, и целесообразность их комплексного использования;
— выделить положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных, мультимедийных средств обучения на уроке иностранного языка.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей.
Глобальная компьютеризация, характерная для современной реальности, оказывает комплексное влияние на систему образования.
Сегодня компьютерные технологии всё более интенсивно используются в преподавании широкого спектра учебных предметов. Не является исключением и предмет «Иностранный язык». Маслюк В.П. считает, что внедрение современных компьютерных и использование новых информационно-педагогических технологий представляет качественно новый этап в обучении иностранным языкам [4, с.12].
На уроках иностранного языка и во внеклассной работе используются различные виды компьютерных технологий: Интернет-ресурсы; средства коммуникации; электронные обучающие программы и др. Особое значение в данном ряду занимают мультимедиа технологии. Элемент мультимедиа является составляющей компьютерных технологий, используемых в обучении иностранным языкам.
Существует множество определений понятия «средства мультимедиа». Почти все они включают в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы представления.
По мнению Савченко Н.А., мультимедиа это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды; компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком; неподвижными изображениями и движущимся видео; технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки); особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию) [8].
К средствам мультимедиа можно отнести практически любые средства, способные привнести в обучение и другие виды образовательной деятельности информацию разных видов. В настоящее время в школах широко используются: средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели); системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи); системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели); оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы); полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования); компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители), телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).
В последнее время в школе появились новые средства мультимедиа интерактивная доска и виртуальные объекты [6, с.99].
Существует несколько подходов к классификации мультимедийных средств обучения. Чаще всего подобные средства классифицируются по функциональному или по методическому назначению.
Классификация мультимедийных средств обучения по функциональному назначению: обучающие, представляющие учебную информацию и направляющие обучение, исходя из имеющихся у учеников знаний, индивидуальных возможностей и интересов; диагностические, предназначенные для определения уровня подготовки и интеллекта учащихся; инструментальные, предназначенные для конструирования программных средств, подготовки учебно-методических материалов; управляющие, предназначенные для управления деятельностью обучаемых при выполнении работы; административные, предназначенные для автоматизированного процесса организации обучения; игровые, обеспечивающие различные виды игровой и учебно-игровой деятельности.
По методическому назначению выделяют следующие виды мультимедийных средств обучения: наставнические, предназначенные для изучения нового материала; тренировочные (тренажеры), предназначенные для обработки умений и навыков при повторении и закреплении изученного материала; контролирующие, предназначенные для контроля уровня усвоения учебного материала; информационно-справочные, предназначенные для получения учащимися необходимой информации, предназначенные для создания модели объекта, процесса, явления с целью их изучения и исследования; имитационные, представляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров; демонстрационные, предназначенные для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых закономерностей, взаимосвязи между объектами; игровые, предназначенные для «проигрывания» учебной ситуации с целью принятия оптимального решения или выработки оптимальной стратегии действия для развития мышления; досуговые, предназначенные для внеурочной работы с целью развития внимания, реакции и творческого мышления [6, с.101].
Обобщая изложенное выше, можно прийти к выводу, что под мультимедиа технологиями понимается ряд компьютерных технологий, позволяющих совокупно представлять различные виды информации (графика, текст, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты) и оперировать ими в соответствии с имеющимися целевыми установками. Данная трактовка мультимедиа наиболее оптимальна с точки зрения обучения иностранным языкам и превалирует на практике, в том числе при проектировании мультимедийного учебного занятия.
В самом общем контексте мультимедиа технологии в процессе обучения иностранным языкам призваны выполнять следующие функции:
1) интегрировать разные виды информации в одном объекте-контейнере (текст, звук, видео и т. д.) и представлять её, воздействуя на разные органы человеческих чувств;
2) развивать критическое мышление;
3) стимулировать когнитивный процесс;
4) осуществлять интерактивное взаимодействие с обучаемым;
5) адаптироваться к запросам обучаемого;
6) индивидуализировать процесс обучения;
7) организовать групповую работу в мультимедийных средах;
8) развивать навыки работы в команде;
9) формировать устойчивую мотивацию;
10) создать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных и профессиональных навыков (виртуальные лаборатории, экскурсии, музеи и т д.) [1, с.115].
Мультимедийные средства обучения
1.4 Преимущества и недостатки использования мультимедиа в обучении студентов…………………. ……………………..……………11
2. Технические и программные средства мультимедиа..…………………. 13
2.1 Технические и программные средства, используемые в колледже……………………………………………………………. ……13
2.2 Специализированные средства Мультимедиа и их использование в обучении…………………………………………………………. ………16
2.3 Возможности мультимедийного оснащения образовательного процесса.………………………………………………………………. …19
В настоящее время накоплен достаточный существует опыт применения мультимедийных средств в образовательном комплексе, на основе которого выявляется существенное противоречие:
— создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требует достаточно высокого уровня знаний и опыта, а, следовательно, под силу лишь специалисту – программисту;
— большинство преподавателей, которым применение мультимедийных технологий могло бы дать максимальные преимущества в педагогической практике, специальными знаниями и умениями в области программирования не обладают.
Одним из следствия такого противоречия является то, что преподаватель, способный дать полноценное содержательное наполнение своего курса, не может довести свои идеи до стадии пригодного к эксплуатации программного продукта. И обратная ситуация, профессиональному программисту не затруднительно создать высококлассную «оболочку», но наполнить её удачным для использования содержанием, соответствующим педагогическим требованиям, не всегда удаётся.
Один из способов решения данной проблемы – это самостоятельная разработка преподавателем необходимых программных средств учебного назначения, при владении навыками грамотного пользователя ПК.
1. ОСНОВЫ МУЛЬТИМЕДИА
Многие преподаватели впервые сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией, такой как текст, звук, неподвижные и движущиеся изображения.
Действительно, в аппаратном обеспечении особым образом выделяются средства, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов, являющихся относительно новыми с точки зрения развития компьютерной техники. За последние годы к числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений.
Специфику средств мультимедиа невозможно понять без знания видов (типов) информации и способов ее представления. Остановимся лишь на основных аспектах классификации информации, значимых для изучения мультимедиа-технологий.
Всю информацию по видам восприятия можно разделить на три основные группы:
1. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы.
2. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь.
3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.
Все перечисленные виды информации можно классифицировать и по другим критериям. Одним из них является способ восприятия информации человеком. В этой связи всю поступающую студентам информацию можно разделить на ассоциативную и прямую.
Ассоциативная информация – это информация, восприятие которой основано на ассоциациях, возникающих у человека под действием раннее усвоенной информации.
Прямая информация непосредственно передает важные, в том числе и с точки зрения целей обучения, свойства объектов. К такому виду информации могут быть отнесены фотографии, видеофильмы, произвольный звук, называемый в науке шумом.
Одной из существенных отличительных особенностей средств мультимедиа считается возможность представления и обработки прямой информации.
Понятие мультимедиа и средств мультимедиа с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств информатизации, существенно влияющих на эффективность образования. Наличие и внедрение в сферу образования средств мультимедиа способствует появлению соответствующих компьютерных программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности преподавателей.
Так, например, появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа, позволяющих хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых студентам. Это, в свою очередь, породило новые методические сценарии проведения учебных занятий, на которых студенты, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, важных с точки зрения целей обучения. Очевидно, что и сами видеоматериалы, используемые в образовании, качественно изменились, в том числе, и благодаря использованию соответствующих средств мультимедиа.
Информационный процесс – это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата. Среди всех информационных процессов можно выделить наиболее общие. К ним относятся передача, хранение и обработка информации.
Получаемая потребителем информация всегда поступает из некоторого источника. В этом случае говорят о передаче информации. Информация передается по каналу передачи, направляясь от источника к приемнику. Канал передачи – это некая среда, которая осуществляет доставку информации. Информация передается в виде последовательности сигналов, составляющих информационное сообщение.
Обработка информации – процесс преобразования уже имеющейся информации. Преобразование информации может быть связано с изменением ее содержания или формы представления. В последнем случае говорят о кодировании информации. Например, к обработке информации могут быть отнесены шифрование информации или перевод текстов на другой язык.
Информация не может существовать без своего носителя. Носитель информации – это среда, непосредственно хранящая информацию. «Носитель» означает «нести в себе», то есть содержать, а не переносить информацию.
Все эти информационные процессы и технологии полностью распространяются и на понятие мультимедиа.
1.2 Понятие мультимедиа
Любой язык, которым люди пользуется для общения содержит достаточно много слов, имеющих различные значения. Смысл таких слов определяется из контекста их употребления в речи. Слово «мультимедиа» также имеет сразу несколько разных значений.
— технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
— информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
— компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
— компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
— особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т. п.).
Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека.
Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения.
Средства и технологии мультимедиа повышают мотивацию студентов к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
— «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией;
— контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
— реализация анимационных эффектов;
— деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
— дискретная подача аудиовизуальной информации;
— демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации в образовании. В частности, при использовании средств мультимедиа в обучении студентов существенно возрастает роль иллюстраций.
Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.
— введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука),
— приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.
В мультимедиа-средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видеофрагментов.
В настоящее время разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
1.3 Мультимедиа в среднем профессиональном образовании
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности студентов и способствовать повышению их мотивации.
За счет этого, большинство преподавателей могут использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования.
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения.
Рассмотрим более подробно свойства мультимедиа.
Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, студентам и преподавателям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования.
Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: студенты могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Студенты могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:
— изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
— звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
— видео, сложные видеоэффекты;
— анимации и анимационное имитирование.
Целесообразность применения мультимедиа в образовании можно проиллюстрировать многими примерами.
Пример 1. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.
Пример 2. Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать студентам ряд опытов по физике, выполнение которых невозможно в стационарных условиях.
Пример 3. С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать студентам изучаемые в курсе истории, культурологии экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая класса.
Использование качественных мультимедиа-средств позволяет студентам становиться активными участниками образовательного процесса, который в свою очередь становится гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
— стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
— повышению мотивации студентов к учению;
— развитию навыков совместной работы и коллективного познания у студентов;
— развитию у студентов более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в высшем профессиональном образовании можно отнести:
— одновременное использование нескольких каналов восприятия студента в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
— возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в институте затруднительно или невозможно;
— визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
— возможность развить когнитивные структуры и интерпретации студентов, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией студентов.
1.4 Преимущества и недостатки
использования мультимедиа в обучении студентов
В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда преподавателей, а также на эффективность обучения студентов.
В то же время любой опытный преподаватель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно.
Преподаватели должны учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы вузовсского образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы преподавателей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний студентов.
Внедрение мультимедиа-ресурсов в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в институте, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности студента. Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы среднего профессионального образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Очевидно, что любой преподаватель должен познакомиться с несколькими группами таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности преподавателей.
В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у студентов определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер.
Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения студентами репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов).
Четвертая группа потребностей связана с необходимостью формирования у студентов определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания студентов через решение социальных, экологических и других проблем.
Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования мультимедиа технологий необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой студентов с современными средствами информатизации.
Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:
— совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
— введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
— внесение изменений в системы обучения большинству дисциплин, не связанных с информатикой;
— повышение эффективности обучения за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
— организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;
— изменение содержания и характера деятельности студента и преподавателя;
— совершенствование механизмов управления системой высшего профессионального образования.
К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий преподаватели и студенты становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают студентов от изучаемого материала.
Следует помнить, что если студенту одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает их возможности проведения реальных опытов своими руками.
Индивидуализация ограничивает живое общение преподавателей и студентов, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Студент не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы высшего профессионального образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА
2.1 Технические и программные средства мультимедиа, используемые в колледже
Технические средства позволяют внести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Эти средства, в ряде случаев, оказываются очень сложными в техническом и технологическом отношении и вполне могут рассматриваться как средства мультимедиа.
Компьютер (рис. 1), проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов (мультимедиа информацию), с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических мультимедиа-средств обучения.
Вне зависимости от марки, модели, времени создания и области применения все персональные компьютеры, используемые в обучении, имеют общие фундаментальные особенности, в числе которых:
1. Работа с одним пользователем, когда в каждый момент времени с компьютером работает только один человек. При этом не исключается одновременное выполнение нескольких операций по обработке информации.
2. Возможность обработки, хранения, представления и передачи информации разных типов, в числе которых текст, числовые данные, графические изображения, звук и другие (мультимедиа-информация).
3. Единообразное общение с пользователем на языке, близком к естественному.
4. Совместная работа с различными аппаратными мультимедиа устройствами, существенно расширяющими возможности персонального компьютера по обработке, хранению, представлению и передаче информации разных типов.
5. Выполнение операций по обработке информации под управлением специально разрабатываемых компьютерных программ, нацеленных как на поддержание работы различных системных функций компьютера, так и на решение прикладных задач, значимых для информатизации деятельности человека.
6. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:
— изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
— звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
— видео, сложные видеоэффекты;
— анимации и анимационное имитирование.
Современные компьютерные мультимедиа-средства и мультимедиа технологии тесно связаны с бурно развивающимися компьютерными телекоммуникациями. Практически все информационные ресурсы, опубликованные в компьютерных сетях, являются мультимедиа-ресурсами. И, наоборот, большинство ресурсов и технологий мультимедиа, создаваемых в настоящее время, ориентируются на работу в телекоммуникационных режимах.
Широкое внедрение телекоммуникационных сетей в образование, стало возможным только после появления глобальной компьютерной сети Интернет. В основе работы сети Интернет находятся идеи стандартизации используемых протоколов передачи информации, открытости архитектуры и возможность свободного подключения новых сетей. Все это, в совокупности, привело к распространенности сети Интернет в разных странах мира, к использованию этой телекоммуникационной сети в различных сферах деятельности человека, включая обучение.
Использование телекоммуникационных сетей в колледже в сочетании с использованием технологий и ресурсов мультимедиа открывает новые возможности, основными из которых являются:
— расширение доступа к учебно-методической мультимедиа информации;
— формирование у студентов коммуникативных навыков, культуры общения, умения искать мультимедиа информацию;
— организация оперативной консультационной помощи;
— повышение индивидуализации обучения, развитие базы для самостоятельного обучения;
— обеспечение проведения виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в режиме реального времени;
— организация дистанционного обучения;
— организация совместных исследовательских проектов;
— моделирование научно-исследовательской деятельности;
— доступ к уникальному оборудованию, моделирование сложных или опасных объектов, явлений или процессов и пр.;
— формирование сетевого сообщества преподавателей;
— формирование сетевого сообщества студентов;
— выработка у студентов критического мышления, навыков поиска и отбора достоверной и необходимой мультимедиа информации.
Благодаря использованию телекоммуникационных средств в сферу образования проникли общеизвестные телекоммуникационные сервисы, такие как электронная почта, телеконференции, удаленный доступ к информационным ресурсам и другие. Все они также позволяют работать с мультимедиа информацией и являются мощным инструментом, расширяющим сферу использования мультимедиа в обучении.
2.2 Специализированные средства мультимедиа
и их использование в обучении
Программно-аппаратный комплект «Интерактивная доска» (рис. 2) – это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех студентов группы одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку студентов; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов.
Рисунок 2:Программно-аппаратный комплекс «Интерактивная доска»
Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора «мышь».
Используемое программное обеспечение для интерактивной доски (SMART Board Software) включает следующие инструменты:
— записную книжку (SMART Notebook);
— средство видеозаписи (SMART Recorder);
— видеоплеер (SMART Video Player);
— дополнительные (маркерные) инструменты (Floating Tools);
— виртуальную клавиатуру (SMART Keyboard).
Все эти инструменты могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости от решаемых учебных задач.
Записная книжка представляет из себя графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов.
Средство видеозаписи позволяет записать в видеофайл (формат AVI) все манипуляции, производимые в данный момент на доске, а затем воспроизвести его с помощью видеоплеера (SMART Player) или любого другого подобного программного средства. Например, используя записную книжку, можно нарисовать график какой-либо функции или сделать чертеж, а затем продемонстрировать повторно процесс создания рисунка, запустив видеофайл.
Дополнительные (маркерные) инструменты (Рис. 3) используются для создания разного рода пометок на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, делаемые преподавателем, например, в презентации Power Point, могут быть сохранены.
Рисунок 3: Дополнительные (маркерные) инструменты
Виртуальная клавиатура используется для управления компьютером, когда преподаватель находится непосредственно около доски, т. е. дублирует стандартную клавиатуру компьютера.
Важной характеристикой интерактивной доски является ее «безразмерность», т. е. фиксируемая информация может располагаться на площади неограниченного размера, при этом всё, что записывается на этой доске, может храниться бесконечно долго. Вся информация, отображаемая на доске, может использоваться в течение всего учебного занятия. Преподаватель или студент может в любой момент возвращаться к предыдущей информации. Кроме этого вся информация текущего занятия может использоваться на последующих занятиях, при этом для их проведения не требуется дополнительной подготовки.
В отличие от традиционной доски интерактивная доска имеет больше инструментов для графического комментирования экранных изображений, что позволяет увеличить качество изображения предъявляемой информации для акцентирования внимания студентов, а именно: большее количество цветов, различные формы и толщина пера*, а также возможность задавать различные цвета фона доски. Интерактивная доска позволяет экономить время на учебном занятии при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур.
Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.
Интерактивная доска может быть использована как эффективное средство создания учебно-дидактических материалов: примеры решения задач, схемы, чертежи, графики, причем как статические, так и динамические. Все эти материалы могут быть созданы непосредственно на учебном занятии, и в дальнейшем могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении, а также в качестве тренажеров при индивидуальной работе.
Можно условно выделить четыре свойства интерактивной доски, которые и определяют все возможные приемы ее использования:
— расширенный набор инструментов для фиксации информации и графического комментирования экранных изображений,
— возможность сохранения фиксируемой информации в электронном виде и ее дальнейшее неограниченное тиражирование,
— возможность сохранения информации в динамической форме (в видеофайле).
Проиллюстрируем эти приемы на примере учебного занятия в форме лекции. Преподаватель, проводя занятие, фиксирует на доске ключевые
моменты своего рассказа так, как если бы он это делал на обычной доске. Это может быть план лекции, пример решения задачи, краткое определение какого-либо понятия, чертеж, график. При этом он переходит на новый экран (будем называть его слайдом) в случае, если места на доске не хватает. Каждый слайд может быть оформлен как логически законченный модуль. В течение занятия можно мгновенно возвращаться к предыдущим слайдам, делая дополнительные пометки или какие-либо изменения. Количество слайдов неограниченно.
Когда преподаватель пишет на доске, он может выбирать практически любой цвет пера, а также выбирать толщину пера, т. е. каждый слайд по усмотрению преподавателя для большей наглядности может быть оформлен разными цветами и в разном стиле. В своем рассказе преподаватель может использовать статичные графические изображения, приготовленные заранее или взятые с предыдущих занятий, при этом он может делать различные пометки, которые сохраняются на используемом изображении. Эти пометки могут быть выполнены пером или маркером, свойства которых (цвет, толщина, форма, прозрачность) можно настраивать. Если преподаватель использует в своей лекции видеофрагмент, то и здесь у него имеется возможность аннотирования видеоизображения теми же инструментами, причем в двух режимах, не останавливая видеоряд или в режиме паузы. Возможность сохранения фиксируемой информации в электронном виде позволяет преподавателю использовать ее на следующем занятии при повторении или в дальнейшем на занятиях обобщения знаний. Таким образом, преподаватель непосредственно на занятии готовит учебно-методический материал для последующих занятий.
Сохраненная информация может быть передана студентам в электронном или бумажном виде для самостоятельной работы на занятии или дома. Информация, сохраненная в форме видеоролика, может использоваться на занятии как тренажер на этапе закрепления знаний. Такой способ сохранения учебного материала можно применять для создания демонстраций примеров решения задач или выполнения заданий (закончить чертеж, достроить фигуру или график и т. п.).
2.3 Возможности мультимедийного оснащения образовательного процесса
Развитие современных мультимедиа-средств позволяет реализовывать образовательные технологии на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации, позволяющие предоставлять и обрабатывать информацию различных типов. Одними из наиболее современных мультимедиа-средств, проникающих в сферу образования, являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность.
К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное виртуальный используется для подчеркивания характеристик электронных аналогов образовательных и других объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях. Кроме этого, данная характеристика означает наличие основанного на мультимедиа технологиях интерфейса, имитирующего свойства реального пространства при работе с электронными моделями-аналогами.
Виртуальная реальность – это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени.
Системы «виртуальной реальности» обеспечивают прямой «непосредственный» контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них преподаватель или студент может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно «перевернуть» изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны. Пользователь может «шагнуть» в виртуальное пространство, вооружившись «информационным костюмом», «информационной перчаткой», «информационными очками» (очки-мониторы) и другими приборами.
Использование подобных мультимедиа-средств в системе образования изменяет механизм восприятия и осмысления получаемой пользователем информации. При работе с системами «виртуальной реальности» в образовании происходит качественное изменение восприятия информации. В этом случае восприятие осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и с помощью осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне.
Поэтому мультимедиа-средства, построенные с использованием технологии виртуальной реальности в состоянии обеспечить лучшее понимание и усвоение учебного материала в процессе обучения. Однако важно понимать, что чем выше уровень систем виртуальной реальности, тем больше труда должно быть вложено в их создание, тем совершеннее должны быть технические средства информатизации, доступные преподавателям и студентам.
1. , Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. – М., 2007. – 192 с.
2. Информационный портал Google
4. , Культура мультимедиа: Учебное пособие. – М., 2004. – 424 с.