Что такое мультипликатор в бизнесе
Аналитики говорят о каких-то мультипликаторах, а я не понимаю. Помогите!
Для чего нужны мультипликаторы?
Мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании
P/BV = Капитализация / Собственный капитал
Чем меньше, тем лучше
Пожалуй, самый «простой» показатель. Он соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности.
Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток — он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.
Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий — например, о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.
Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
Чем меньше, тем лучше
Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берется капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.
Другой вариант расчета — деление биржевой цены одной акции компании на величину прибыли на одну акцию, указанную в отчетности ( EPS ).
Правда, и с P/E есть одна проблема. Чистая прибыль — показатель весьма изменчивый. Даже большие компании могут в каком-нибудь квартале или году показать убыток, а не прибыль. Тогда этот мультипликатор вообще теряет смысл.
Кроме того, прибылью можно манипулировать бухгалтерскими методами. Об этом обычно пишут в годовых отчетах, но непрофессионалу трудно оценить значение этих изменений. Этого недостатка лишен следующий показатель.
P/S = Капитализация / Выручка
Чем меньше, тем лучше
Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.
Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики — оплату, кредиторы — проценты, а государство — налоги. Но у P/S есть два преимущества перед «сводным братом» P/E:
Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании — одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.
EV / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с «поправкой» на задолженность компании.
В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства — так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.
Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент — тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.
Долг в данном случае — это не плохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент.
Мультипликаторы без учета рыночной стоимости
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%
Чем больше, тем лучше
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE — это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.
Собственный капитал, обозначенный в знаменателе — это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по «балансовой» стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал — деньги акционеров.
Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно «накрутить», активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.
Осторожно, ROE
По итогам 2016 года «Башнефть» и «Трубная металлургическая компания» (ТМК) имели близкие уровни ROE — 20%. Но при этом, доля займов у ТМК составляла больше 60% пассивов, а у «Башнефти» 20%. В итоге на долю прибыли в выручке компании у ТМК приходилось только 4,8% против 10,5% у «Башнефти», а отношение чистого финансового долга к EBITDA (показатель уровня долга) у ТМК в 5 раз больше, чем у «Башнефти».
Другой подвох RОЕ кроется в том, что он может показать большое значение даже при незначительной прибыли. Это возможно в том случае, когда величина собственного капитала у компании мала.
Например, Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) показал в 2016 году ROE 58,8%. Это больше, чем у «Полиметалла» (54%) при меньшем размере прибыли и несопоставимой доле прибыли в выручке (6,3% у ЧТПЗ и 24,1% у «Полиметалла»). Такая высокая рентабельность капитала ЧТПЗ объясняется тем, что завод только второй год как вернулся к положительному значению собственного капитала, сохраняя его низкую величину.
Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом, который мы рассматривали ранее — P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.
Долг / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю EBITDA тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее расплатится, тем лучше для акционеров.
Какой коэффициент выбрать
«Золотого» мультипликатора, который выявил бы идеальный объект для инвестиций, не существует. Даже компании из одной отрасли придется сравнивать сразу по нескольким направлениям: разные коэффициенты описывают разные особенности работы компании — долг, доходность проектов, эффективность затрат. Запросто может оказаться, что компания, лучшая по одному коэффициенту, будет хуже по нескольким другим.
Отдельная специфика у финансовых компаний. При оценке инвестиций в акции банков и страховых компаний некоторые мультипликаторы нельзя использовать в силу того, что суть бизнеса отличаются от большинства нефинансовых структур.
Банки и страховщики не используют такое понятие как выручка, не вычисляют EBITDA и не измеряют уровень долговой нагрузки. Поэтому применять мультипликаторы P/S, EV/EBITDA и долг/EBITDA в отношении банков не получится. Для оценки перспектив вложения в акции банков и страховых компаний остается использовать P/E, ROE и P/BV.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Показатель, указывающий на количество средств, которое компания может выплатить на каждую обыкновенную акцию из чистой прибыли. Существует в нескольких вариантах. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее
Что такое мультипликаторы
И как ими пользоваться
Может ли инвестиция в «М-видео» быть примерно такой же по прибыльности, как в автомойку?
В прошлой статье мы узнали, что да, может. Чтобы окончательно в этом убедиться, нужно сравнить их мультипликаторы.
Пример сравнения компаний по мультипликатору
Компания «Большой холдинг» стоит 10 млрд рублей и приносит 20 млн прибыли в год. Это большие числа, но мультипликатор P/E у компании 500. Это значит, что если целиком купить «Большой холдинг» за 10 млрд рублей, то инвестиции окупятся за 500 лет.
Компания «Маленькая лавочка» стоит 200 млн рублей и приносит те же 20 млн прибыли в год. Всё еще большие числа, но мультипликатор P/E уже не 500, а 10 — соотношение стоимости и прибыли лучше, чем у «Большого холдинга».
Мультипликаторы помогают сравнить разные компании на единой шкале.
Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию, который предлагает находить и покупать акции недооцененных компании. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о твиттере и шаурме.
Акции недооцененных компаний приносят более прогнозируемый и стабильный доход, также они менее подвержены риску просадки на фоне кризиса или чрезвычайных событий
Теперь разберем на примерах основные мультипликаторы.
Как инвестировать в акции и не прогореть
P/E — отношение цены компании к прибыли. Если точнее, рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию. Или рыночной капитализации всей компании к годовой чистой прибыли.
Отношение цены к прибыли — основной показатель. Он отражает, за сколько лет компания себя окупает, и дает сравнивать компании из разных отраслей. Если этот мультипликатор от 0 до 5, то компания недооценена. Если больше — вероятно, переоценена. Мультипликатор меньше 0 говорит о том, что компания принесла убыток.
Но надо понимать, что просто сравнивать две принципиально разные компании по одному показателю P/E опрометчиво. В одной компании на ранней стадии могут быть большие капитальные расходы, которые съедают большую прибыль. А в другой прибыль гораздо меньше, но и капитальных расходов меньше, из-за этого ее показатель P/E будет выглядеть лучше.
P/E — хороший показатель, но не единственный.
P/E «Роснефти» и «Газпрома»
«Роснефть» | «Газпром» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 4200 | 3600 |
Прибыль за год | 201 | 411 |
Мультипликатор P/E | 20,9 | 8,76 |
В этой и в остальных таблицах мультипликаторы рассчитаны по итогам 2016 года по данным financemarker.ru
Капитализация и выручка указаны в млрд рублей
Мультипликатор P/S — это отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию. Его используют для сравнения компаний одной отрасли, где маржинальность будет на одном уровне. Лучше всего подходит для тех отраслей, где считается, что выручка последовательно создает соответствующие объемы прибыли или денежного потока, — например для торговли.
Значение коэффициента меньше 2 считается нормой. P/S меньше 1 указывает на недооцененность. Преимущество P/S в том, что его можно рассчитать для всех компаний, так как его значение бывает только положительным, потому что выручка может быть только положительной.
P/S для НКХП и «М-видео»
НКХП | «М-видео» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 15 | 69 |
Выручка | 4,7 | 183 |
Мультипликатор P/S | 3,19 | 0,38 |
Капитализация и выручка указаны в млрд рублей
Мультипликатор P/BV — это отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Его удобно использовать для сравнения банков, потому что активы и пассивы банков почти всегда соответствуют их рыночной стоимости. P/BV не говорит о способности компании приносить прибыль, но дает представление о том, не переплачивает ли акционер за то, что останется от компании, в случае ее мгновенного банкротства.
P/BV меньше единицы — хорошо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть свои доли, то им будет что возвращать.
P/BV больше единицы — плохо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится менее одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть доли, то на всех не хватит.
P/BV банков «Открытие» и «Санкт-Петербург»
«Открытие» | «Санкт-Петербург» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 315 | 29 |
Собственные активы компании | 155 | 60 |
Мультипликатор P/BV | 2,03 | 0,48 |
Капитализация и активы указаны в млрд рублей
EV — enterprise value
Мультипликатор EV — это справедливая стоимость компании. Определяется так: EV = Рыночная капитализация + Все долговые обязательства − Доступные денежные средства компании.
Посмотрите на две компании и скажите, какая из них обойдется вам дороже при покупке?
EV «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Капитализация | 358 | 396 |
+ | + | |
Долг | 332 | 152 |
– | – | |
Доступные деньги | 67 | 96 |
= | = | |
EV | 623 | 452 |
Капитализация, долг и доступные деньги указаны в млрд рублей
Цена «Русгидро» на фондовом рынке — 358 млрд рублей, цена «Интер рао» — 396 млрд. Получается, что «Интер рао» как будто дороже для вас на целых 38 млрд рублей. Но на самом деле это не так, и EV нам это объясняет:
EV — очень важный показатель сам по себе, но главная его польза — в сравнении со следующим показателем.
EBITDA
Мультипликатор EBITDA — это прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации.
EBITDA нужна нам, чтобы понять, какую прибыль приносит непосредственно бизнес компании. Умеет компания зарабатывать деньги?
Если еще проще, то EBITDA — это сколько бы компания зарабатывала в идеальных условиях, если бы все заводы у нее уже были, станки не изнашивались, а государство ввело для нее нулевую налоговую ставку.
Отдельная польза мультипликатора EBITDA в том, что он позволяет удобно сравнивать компании одной отрасли, но из разных стран. Ведь если в одной стране налог 13%, а в другой 50%, то, имея одну и ту же прибыль от бизнеса, мы получим разную чистую прибыль. По EBITDA прибыль будет одинаковой.
EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Прибыль до налогов | 55 | 68,5 |
+ | + | |
Амортизация | 24 | 23 |
+ | + | |
Процентные расход | (−0,902) | 14 |
= | = | |
EBITDA | 78,1 | 105,5 |
Прибыль, амортизация и расходы указаны в млрд рублей
Мультипликатор EV / EBITDA — это рыночная оценка единицы прибыли.
Помните, мы говорили, что по P/E некорректно сравнивать компании из разных отраслей и в разных жизненных фазах? Проблема была как раз в том, что мы делили рыночную капитализацию на прибыль после всех выплат, налогов и капитальных расходов. А теперь мы смотрим на более чистые и достоверные показатели — по ним компании уже можно сравнивать с большей уверенностью.
EV/EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 358 | 396 |
Общий долг | 332 | 152 |
Денежные средства компании | 67 | 96 |
EV | 623 | 452 |
Прибыль до налогов | 55 | 68,5 |
Чистая прибыль | 39,8 | 61,3 |
Амортизация | 24 | 23 |
Уплаченные проценты | −0,902 | 14 |
EBITDA | 78,1 | 105,5 |
P/E | 9,01 | 6,47 |
EV/EBITDA | 7,95 | 4,29 |
Все показатели, кроме мультипликаторов, указаны в млрд рублей
Принцип оценки EV / EBITDA такой же, как и P/E — чем меньше, тем лучше, а отрицательное значение, как правило, говорит об убытках.
Мультипликатор Долг/ EBITDA отражает количество лет, которое нужно компании, чтобы погасить своей прибылью все долги. Чем меньше лет, тем лучше.
Самые недооцененные компании на этой визуализации будут слева внизу, около начала координат. Разумному инвестору остается выбрать компанию слева снизу, изучить ее и проинвестировать.
Например, по итогам 2016 года «Детский мир» показал рост прибыли на 291%. После выхода финансового отчета цена акций поднялась на 35% и сейчас находится в восходящем тренде.
По итогам 2016 года ретейлер «Дикси» показал падение прибыли на 573%. После выхода финансового отчета цена акций упала на 35% и сейчас находится в нисходящем тренде.
При этом сильно полагаться на изменение EPS не стоит. Лучше использовать этот мультипликатор как дополнительный критерий отбора, когда уже произведен отсев по основным мультипликаторам, рассмотренным выше.
Мультипликатор ROE — это доходность акционерного капитала в процентах годовых, то есть рентабельность. По нему можно судить об эффективности компании.
Например, возьмем две автомойки: первая рассчитана на 30 машин, а вторая на 5. Собственных активов у первой намного больше: бо́льшая площадь земли, больше само здание автомойки, больше оборудования. Но если при этом обе автомойки дают одинаковую прибыль, мы увидим перекос в показателе ROE : у маленькой автомойки он будет намного выше. ROE сообщит нам, что маленькая автомойка эффективнее и что закупленное ей оборудование (собственный капитал) окупается гораздо быстрее. Так что мы как инвесторы выберем именно автомойку на 5 машин.
А вот реальный пример с уже рассмотренными ранее компаниями.
ROE «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Прибыль за год | 40 | 61 |
/ | / | |
Собственные активы компании | 650 | 419 |
× 100% | × 100% | |
ROE | 6% | 15% |
Прибыль и активы указаны в млрд рублей
Получается, что «Интер рао» — более эффективная компания, рентабельность собственного капитала у нее выше.
Особенности использования мультипликаторов
Мультипликаторы следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, потому что в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности или других свойств показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.
Представьте, например, насколько могут отличаться собственные средства и капитал у Яндекса и «Газпрома». Яндексу не нужно строить трубопровод, чтобы зарабатывать деньги.
А если сравнить отношение прибыли Яндекса к выручке и, например, прибыль сети «Магнит» к выручке? Рентабельность бизнеса совершенно иная, поэтому такое сравнение не всегда корректно.
Разумная инвестиционная стратегия — найти лучшие по мультипликаторам компании в каждой отрасли и составить диверсифицированный инвестиционный портфель.
4 мультипликатора, которые помогут правильно оценить акции
Акция — доля в бизнесе компании. Но покупать акции исключительно из-за продукта или известности компании — не самая лучшая идея: можно стать совладельцем медленно загибающегося или предбанкротного бизнеса.
Инвесторы используют мультипликаторы, чтобы оценить привлекательность компании. Мультипликаторы показывают, как соотносится стоимость акций с финансовыми показателями бизнеса. По мультипликаторам сравнивают конкурентов из одной отрасли и желательно из одной страны, чтобы выявить перспективный бизнес по невысокой цене. Вот несколько самых популярных мультипликаторов, которые помогут правильно выбрать акции.
Формула: капитализация / чистая прибыль
Отношение показывает, сколько компании нужно годовых прибылей, чтобы окупить вложения инвесторов. Если значение российской акции от 0 до 5 — возможно, она недооценена. Для американских акций — от 0 до 15
P / E российских нефтегазовых компаний
P / BV
Формула: капитализация / капитал
Отношение P / BV показывает, за сколько инвестор покупает активы компании за вычетом обязательств. Хорошее значение — больше нуля, но стремится к нулю.
Мультипликатор эффективен для банковского бизнеса и компаний, работающих с реальными активами: техникой, недвижимостью или полезными ископаемыми
P / BV российских нефтегазовых компаний
Формула: чистая прибыль / капитал
Рентабельность капитала (ROE) показывает, сколько дохода приносит единица вложенных средств.
Хорошо, если рентабельность компании выше, чем по банковским вкладам, — иначе в чем смысл инвестировать в бизнес? Больше — лучше
ROE российских нефтегазовых компаний
Current ratio
Формула: оборотные активы / текущие обязательства
Показатель помогает понять, сможет ли компания за счет собственных денег, товарных запасов и денег должников покрыть уплату кредитов, пенсионных отчислений и прочих обязательств на ближайший год.
Чем больше значение, тем лучше. Хороший результат — больше 1,5, неудовлетворительный — меньше 0,3
Current ratio российских нефтегазовых компаний
Как вкладывать и приумножать с умом
Финансовые показатели компаний рассчитаны за последние 4 квартала: со 2 квартала 2018 года по 2 квартал 2019 года. Данные взяты из Центра раскрытия корпоративной информации. Капитализация компании указана на 21.10.2019
Компании, чьи акции торгуются на фондовом рынке, публикуют свои показатели в финансовых отчетах. Их выпускают минимум раз в год. У нас есть статьи, которые помогут вам во всем разобраться:
Мультипликаторы: как они помогут вам заработать на акциях?
Как проанализировать компанию самостоятельно и сделать осознанный выбор в пользу тех или иных акций? Нам помогут мультипликаторы! В этом посте блога Beststocks.ru мы рассказываем легко о сложном и учим читать и считать различные финансовые показатели. Поехали!
Что такое мультипликаторы?
Мультипликаторы – это соотношения между различными финансовыми показателями компании, которые позволяют сравнивать разные по масштабу бизнесы. Они показывают, переоценена акция, недооценена или соответствует своей справедливой стоимости, и стоит ли ее покупать.
Если акция недооценена (то есть, торгуется ниже справедливой стоимости), инвестору выгодно приобрести ее, чтобы в дальнейшем заработать на росте курса. Если же акция переоценена, в будущем ее цена может снизиться, и инвестор потеряет деньги.
Мультипликаторы делятся на:
Один из самых популярных коэффициентов доходности, EV/EBITDA, мы уже научились считать и использовать в прошлом посте. Продолжим исследовать мультипликаторы на примерах компании General Motors и других игроков автопромышленного сектора США — Ford и Tesla. Но сначала поговорим об источниках информации.
Где взять информацию для расчета мультипликаторов
Из официальной отчетности компании! Она публикуется на ее сайте в разделе «Для инвесторов». Для расчета мультипликаторов для General Motors мы использовали годовой отчет 10-К за 2020 год. Нам понадобились две формы: баланс компании (Consolidated balance sheets) и отчет о финансовых результатах (Consolidated income statements).
Начнем знакомство с мультипликаторами с коэффициентов доходности.
Они демонстрируют отношение доходов компании к другим финансовым показателям. К этой группе коэффициентов относятся мультипликаторы P/E, P/S, EPS, а также уже упомянутый EV/EBITDA.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
P/E (Price to earnings) – один из основных мультипликаторов, отражающий, за сколько лет компания себя окупит, если все это время будет зарабатывать такую же прибыль, как и сейчас. Этот показатель рассчитывается как отношение капитализации компании к годовой чистой прибыли или цены акции к прибыли на одну акцию.
Рассчитаем этот мультипликатор для General Motors на 22.03.2021. Сначала вычислим ее капитализацию (P): умножим стоимость акции по итогам выбранного дня на количество акций в обращении. Информацию о цене акции возьмем из соответствующего раздела на сайте GM, а количество акций — с сайта Beststocks.ru.
Чем меньше значение коэффициента P/E, тем более перспективна компания. Если значение ниже 5, то компания недооценена.
Показатель 13,24 для General Motors говорит о переоцененности компании. Впрочем, по сравнению с другим игроком автомобильного рынка, Tesla, она невелика: за аналогичный период этот мультипликатор для производителя электрокаров равен 746. По этому показателю компания явно «перегрета»!
Мультипликатор P/E имеет ряд недостатков. Так, он рассчитывается на основе прибыли, которая все же меняется от года к году (при расчете мультипликатора мы условно взяли ее в качестве неизменной величины), а также подвержена бухгалтерским манипуляциям, которые способны ее завысить или занизить. Кроме того, этот показатель нельзя использовать, если компания убыточна. В таком случае лучше применить мультипликатор P/S. Сейчас расскажем, как он работает.
P/S = Капитализация / Выручка
Этот мультипликатор похож на P/E, только в знаменателе стоит выручка, а не чистая прибыль. Он показывает, сколько годовых выручек стоит компания, при условии, что ее оборот не изменится.
Выручка не так изменчива, как чистая прибыль, и в этом преимущество мультипликатора, по сравнению с P/E. Кроме того, значение выручки, в отличие от чистой прибыли, не может быть отрицательным, поэтому этот мультипликатор можно применять ко всем компаниям, за исключением финансового сектора (банки, страховые компании), так они не используют понятие «выручка» в своей отчетности. Однако коэффициент P/E не учитывает эффективность работы компании, т.к. одинаковое значение этого показателя может быть и у прибыльного, и у убыточного бизнеса.
Рассчитаем мультипликатор. Выручку, как и чистую прибыль, возьмем из отчета о финансовых результатах:
Акции сильно переоцененных компаний подвержены частому изменению стоимости, т.е. волатильности.
EPS = (Чистая прибыль – Дивиденды по привилегированным акциям) / Количество акций в обращении
Теперь перейдем к другой группе мультипликаторов — коэффициентам рентабельности. Иногда их еще называют мультипликаторами эффективности: они показывают, насколько результативно компания использует свои ресурсы, чтобы генерировать прибыль. К ним относятся коэффициенты ROE (рентабельность собственного капитала), ROA (рентабельность активов), ROS (рентабельность выручки) и ROIC (рентабельность инвестированного капитала). Остановимся на самом популярном из них — ROE.
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%
ROE (Return to equity) – рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к акционерному капиталу компании, т.е. тому, который останется, если компания продаст все активы по их балансовой стоимости и погасит все обязательства (вернет все долги контрагентам – поставщикам, банкам, государству и пр.). Другими словами, этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для генерации прибыли. Посчитаем ROE для General Motors за 2020 год.
Чистая прибыль нам уже известна из расчета P/E, а значение собственного капитала мы найдем в балансе компании (Consolidated balance sheets) из все того же годового отчета по форме 10-К.
Максимальная доходность по облигациям США составляет 2,379%, а значит, инвестиции в акции General Motors гораздо выгоднее! Кстати, конкурент GM, компания Ford, имеет отрицательный ROE (-4,14%) за аналогичный период. Так что эффективность компании по этому показателю — под вопросом.
При расчете ROE важно помнить, что высокое значение этого мультипликатора — возможный сигнал о том, что компания генерирует прибыль за счет заемных средств. А значит, несет дополнительные риски. Кроме того, коэффициент не учитывает оценку акции рынком. Например, у компании может быть высокий ROE — и высокая цена акции. Поэтому этот мультипликатор лучше рассматривать вместе с коэффициентом P/BV: компания окажется недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов. Об этом показателе мы и поговорим.
Мультипликатор P/BV (Price to book value) относится к разряду балансовых мультипликаторов, которые помогают проанализировать соотношение рыночной и балансовой стоимости компании. Он показывает, переплачивает ли инвестор за капитал, который ему достанется в том случае, если компания обанкротится.
Чем меньше значение мультипликатора P/BV, тем более перспективна компания для инвестора. Если коэффициент меньше 2, компания считается недооцененной.
P/BV компании Ford за аналогичный период равен 1,66 – по этому показателю компании практически равны. Однако, ROE у Ford, как мы помним, был отрицательным. А значит, акции GM — по совокупности этих двух показателей — предпочтительнее.
Впрочем, коэффициент P/BV имеет существенный недостаток: он не учитывает доходы компании, поэтому и прибыльный, и убыточный бизнес могут казаться одинаково перспективными при равенстве их P/BV. Кроме того, этот мультипликатор не подходит для анализа высокотехнологичных и медийных компаний, так как не учитывает влияние человеческого капитала.
Мультипликаторы финансовой устойчивости и платежеспособности
Последняя из рассматриваемых нами групп мультипликаторов показывает, насколько компания закредитована и способна платить по своим долгам — как с помощью имеющихся у нее денежных средств, так и посредством продажи своих активов. Один из важнейших мультипликаторов финансовой устойчивости – D/E.
D/E = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) / Собственный капитал
D/E (Debt to Equity), или коэффициент финансового левериджа, – это отношение заемных средств к собственному капиталу компании. Этот мультипликатор показывает, сколько заёмных средств приходится на каждый рубль собственного капитала.
Для расчета D/E мы используем значение собственного капитала, который мы уже брали для ROE, и значение суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств из баланса General Motors.