Что такое мумифицированный труп
40. ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ГНИЕНИЕ И МУМИФИКАЦИЯ
40. ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ГНИЕНИЕ И МУМИФИКАЦИЯ
Труп, в зависимости от характера развивающихся в нем процессов, подвергается разрушению (гниению) или консервации (мумификации, торфяному дублению, превращению в жировоск). Подобные изменения заканчивают свое формирование спустя месяц и даже годы после смерти. Они получили название поздних трупных изменений (явлений). Их характер во многом зависит от условий, в которых находится труп.
Мумификация. При определенных условиях начавшееся гниение может приостанавливаться за счет быстрого высыхания трупа. Такое явление носит название мумификации. При благоприятных для мумификации условиях (сухость воздуха и достаточная вентиляция) наступает полное высыхание, при этом вес мумифицированного трупа составляет около 7 10 пе Р» воначального. Мумификация возникает обычно при нахождении трупов на чердаках, при захоронении их в сухих крупнозернистых и песчаных почвах, в хорошо вентилируемых склепах и т.п. Для полной мумификации трупа взрослого человека требуется 6-12 мес. после смерти. В состоянии естественной мумификации трупы сохраняются долгое время. Кожа мумифицированного трупа приобретает вид плотного пергамента буровато-коричневого цвета, иногда становится очень ломкой, внутренние органы также полностью высыхают, теряют свой внешний вид, резко уменьшаются в размерах и представляют собой сухие, бесформенные образования в виде пленок. В некоторых случаях мумификации подвергаются лишь отдельные части трупа, чаще конечности.
Читайте также
5. ИЗМЕНЕНИЯ
5. ИЗМЕНЕНИЯ Все семейные терапевты сходятся во мнении, что с дисфункциональными аспектами семейного гомеостаза нужно бороться. Однако еще не решен вопрос о том, до каких пределов следует доводить эту борьбу, а ее методы и цели различаются в зависимости от теоретических
ИЗМЕНЕНИЯ
ИЗМЕНЕНИЯ 1. Augustus Y. Napier with Carl Whitaker, The Family Crucible (New York: Harper & Row, 1978), Cloe Madanes and Jay Haley, «Dimensions of Family Therapy», Jornal of Mental and Nevrous Diseases 165, № 2 (1977): 88–98.2. Salvador Minuchin, Bernise L. Rosman, and Lester Baker, Psychosomatic Families: Anorexia Nevrosa in Context (Cambridge: Harvard University Press, 1978), chap.
Глава 2. Изменения
Глава 2. Изменения В последнее время в Сашиной жизни многое изменилось, хотя ему самому вначале это не было ясно: во-первых, мама и Петер поженились; во-вторых, в Вене Саша окончательно перестал мочиться в постель; в-третьих, папа снова переехал, теперь он жил вместе с Соней.
Поздние мысли
Поздние мысли Раз уж я решился заняться собственным жизнеописанием, то эта глава, мне думается, необходима, хотя читатели могут сказать, что в ней слишком много теории. Но эта «теория» относится к моей жизни и представляет собой форму моего существования, она мне
Возрастные изменения
Возрастные изменения «Самая творческая сила в мире – женщина, в которой после периода менопаузы сохранилась «изюминка». Эти слова известного американского психолога Маргарет Мид говорят о многом.Ни для кого не секрет, что в процессе жизни наше тело и эмоциональное
ПОЗДНИЕ СТАДИИ ТЕРАПИИ
ПОЗДНИЕ СТАДИИ ТЕРАПИИ После нескольких лет систематического исследования защитных функций патологического грандиозного Я в переносе может наступить новая стадия психоаналитической терапии нарциссической личности, при которой грандиозное Я распадается на свои
§ 7.3. Поздние дети
§ 7.3. Поздние дети Существует множество стереотипов по поводу того, когда надо рожать детей, и для оправдания даже придумывают специальные термины: «поздний ребенок» или «ранний ребенок». Не вижу логики в том, когда при установлении идеального возраста для родов
6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни
6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и
39. РАННИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
39. РАННИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Достоверные признаки смерти делятся на ранние (появляющиеся вскоре после наступления смерти) и поздние (наблюдаемые спустя некоторое время после смерти).Охлаждение трупа. Температура трупа вследствие прекращения обменных процессов в
41. ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЖИРОВОСК И ТОРФЯНОЕ ДУБЛЕНИЕ
41. ПОЗДНИЕ ТРУПНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЖИРОВОСК И ТОРФЯНОЕ ДУБЛЕНИЕ Жировоск. При захоронении трупов во влажную, глинистую или болотистую почву, а также при пребывании их в стоячих водоемах начавшееся гниение в связи с отсутствием кислорода приостанавливается, ткани и органы
Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления
Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще
Изменения
Изменения Известно, что люди не меняются. Что двигало ими тысячу лет назад, то же движет и теперь – не считая, конечно, декораций, в которых объекты вожделения и способы выражения страстей претерпели некоторую метаморфозу. Сами же вожделение и страсть в сути своей
Изменения
Изменения У меня есть в Берлине любимый магазин. Маленький, уютный, на тихой улице, с запахом ванили и белыми болонками Фи-Фи и Ки-Ки, вечно дремлющими то в корзине, то на креслах, то на бусах и галстуках в витрине. Хозяйка, пожилая и прекрасная фрау Августа в мутных жемчугах
Возможны ли изменения?
Возможны ли изменения? Может ли ситуация с отсутствием любимого человека у нашей девушки измениться? К счастью, может, но лишь в том случае, если система ее ценностей изменится. Например, по истечении некоторого времени. Посмотрим, как это может выглядеть.Допустим, что
Мумификация
Мумификация – процесс создания мумии из тела умершего человека или животного. Производится путем специальной химической обработки тела, иногда происходит спонтанно, под воздействием окружающей среды. В связи с этим, различают мумификацию искусственную и естественную.
Естественная мумификация случается, когда тело попадает в такие природные условия, которые препятствуют его разложению. Так, в торфяных болотах, ледниках или в жарком сухом климате пустынь тела могут сохраняться веками и тысячелетиями. Бывает, что благоприятные для естественной мумификации условия создаются людьми случайно – например, при погребении в саркофаге необычной конструкции или в помещении с особой вентиляцией и температурой. Иногда мумификации способствует диета самого умершего – как в случае с буддистскими монахами, практикующими отказ от пищи.
Искусственная мумификация производится методом бальзамирования, обычно в ритуальных, санитарных или научных целях. Процесс включает удаление внутренних органов, обработку полостей, а также инъекцию сосудов и мягких тканей специальными растворами. Бальзамирующая жидкость состоит из смеси формалина, карболовой кислоты, красящих и ароматических веществ, этилового спирта, глицерина и малого количества уксусной кислоты. Таким образом, современный метод бальзамирования отличается от своих древних аналогов, в основе которых лежит пропитывание тела соляными растворами, благовониями и смолистыми составами.
Традиция бальзамировать тела умерших насчитывает тысячи лет истории. Нам она известна в основном по мумиям Древнего Египта. В разные периоды технологии мумификации в Египте были разные, и по внешнему виду мумии можно определить, к какой династии она относится. Самые лучшие мумии были созданы в эпоху Нового царства – вероятно, это связано с общим расцветом цивилизации фараонов.
Античные авторы сообщают, что у египтян было три способа бальзамирования – для богатых, для людей среднего достатка и для бедняков. По Геродоту, процесс для богатых проходил следующим образом. Сначала при помощи железного крючка через ноздри извлекали часть головного мозга, другую часть растворяли специальным составом. Затем разрезали брюшную полость, очищали ее от внутренностей, промывали пальмовым вином, наполняли толченой миррой, кассией, растертыми благовониями и зашивали. После этого тело на 70 дней помещали в натровый щелок, который полностью иссушал его. Наконец, обмыв тело, его обвивали лентами из виссона и намазывали камедью. Внутренние органы не уничтожались; после извлечения из тела их омывали и погружали в канопы – глиняные сосуды с бальзамом. Всего на мумию полагалось четыре канопы – для печени, легких, желудка и кишечника. Крышки каноп были украшены головами четырех богов – сыновей Гора. Внутри тела оставляли только сердце – считалось, что в нем содержится разум человека. О функциях мозга древние египтяне ничего не знали, поэтому выбрасывали его, как ненужный орган.
Так египтяне готовили своих умерших к загробной жизни. Эта традиция была освящена древним мифом: когда бог мертвых Осирис был убит и вселенную охватил хаос, бог Анубис собрал рассыпавшееся по всей земле тело Осириса и забальзамировал его. Осирис воскрес. Культ умирающего и воскресающего бога – ключ к пониманию ритуалов всех древних земледельческих цивилизаций, в основе которых лежит представление о цикличности происходящих в природе процессов.
Как сделать мумию
Зачем нужна маска Анубиса и сосуды из алебастра? Почему мозг нужно вынуть, а сердце нельзя вынимать ни в коем случае? Как правильно провести обертывание? Ответы на эти и другие вопросы — в увлекательной инструкции от древнеегипетских мумификаторов
Древнеегипетский мумификатор (hery seshta) — это одновременно танатопрактик, патологоанатом и хранитель ритуала. Роль эта невероятно почетная: не случайно hery seshta переводится как «мастер таинства». Для выполнения процедуры бальзамирования требовалось не только знание анатомии, но и понимание того, как устроен важнейший ритуал в жизни каждого человека — переход в загробный мир. Успешность этого перехода зависела от многих факторов, но одним из главных считалась правильная сохранность телесной оболочки, ведь в загробном мире дух должен узнать себя и воссоединиться с телом. Процедура бальзамирования разнилась в зависимости от финансового положения усопшего. В «Истории» Геродот описывает три процедуры разной степени дороговизны — бальзамирование начиналось только после того, как родственники выбирали одну из трех опций. Самым дешевым и простым способом мумифицирования было влить в брюшную полость умершего сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом положить тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить. По истечении этого срока мумию возвращали родным — как правило, бедным крестьянам.
Второй способ стоил дороже и включал в себя больше этапов. В задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника. Вместе с ним выходили разложенные внутренности и желудок. Высушенное тело — кожу и кости — возвращали родным.
Третья — самая дорогостоящая процедура, предназначенная для древнеегипетской элиты, — требовала куда больше усилий и навыков. Эта инструкция, составленная из наблюдений Геродота и других древних историков, поможет провести ритуал правильно.
1. Соберите профессиональную команду. Вам понадобятся не только подмастерья и персонал для очищения тела, извлечения органов и перевязки, но еще и жрец Осириса (hery heb), который прочитает заклинания и проведет духовную часть ритуала.
2. Наденьте маску Анубиса. Управляя процессом мумификации, вы исполняете роль бога Анубиса — его легко узнать по голове собаки или шакала. Анубис как ответственный за погребение заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Осириса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его. С тех пор ведущие мумификаторы во время ритуалов надевают маску Анубиса.
Анубис с мумией. Фрагмент росписи саркофага. I век до нашей эры — I век Martin von Wagner Museum
3. Подготовьте тело к процедурам. Начните с омовения. Прикажите своим помощникам занести тело под отдельно стоящий тент (ibw). Здесь покойного нужно вымыть — для этого можно использовать раствор с карбонатом натрия, который в больших количествах содержится в озерах в дельте Нила. Постарайтесь поторопиться: тело разлагается быстро. Все готово? Покойника можно перенести в зал бальзамирования (wabet).
4. Выньте мозг. Древние египтяне были невысокого мнения о мозге и не считали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире — по их мнению, думали люди сердцем. Возьмите длинный железный крюк и просуньте через ноздрю в череп. Поводите крюком взад-вперед, чтобы максимально разжижить материю. Часть мозга удастся извлечь при помощи крюка, остальное вытечет само через ноздри — для этого тело нужно перевернуть на живот.
Мумия королевы Ахмос-Инхапи, дочери фараона Яхмоса المتحف المصري / Египетский национальный музей, Каир
5. Извлеките другие ненужные органы. Теперь очередь желудка, кишечника, легких и печени. Сделайте надрез на левом боку и попросите помощников вынуть все лишнее. Как следует промойте полость пальмовым вином со специями. После этого заполните ее ароматизаторами: особенно хороши мирра и корица, которые не только помогут сохранить тело, но и придадут будущей мумии приятный запах. Чтобы добавить объем и предотвратить тление, можно заполнить полость кусками ткани, пропитанной солью.
Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры The Metropolitan Museum of Art
7. Не трогайте сердце! Любой профессионал мумификации знает, что сердце должно остаться в теле. Этот орган играет важнейшую роль в процессе перехода — в частности, без него нельзя пройти суд Осириса, описанный в Книге мертвых процесс над душами умерших. Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладется перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начинает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама.
Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum
8. Погрузите тело в натровый щелок. 40 дней достаточно, чтобы оно как следует засохло.
Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге المتحف المصري / Египетский национальный музей, Каир
10. Постарайтесь уложиться в семьдесят дней. В разных источниках встречаются разные сроки. Геродот советует держать тело в щелоке 70 дней, вероятно отводя на все остальные процедуры считаные дни. По другой версии, только на обертывание уйдет 15 дней, поэтому засушка займет меньше. Главное, иметь в виду, что вся процедура от начала и до конца не должна значительно превышать 70 дней. Впрочем, объяснения, откуда берется именно такой срок, древние авторы не дают.
Церемония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum
11. Передайте тело родственникам. Они уже сами организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии — ритуалом перед погребением, возвращающим умершему возможность говорить и есть в загробном мире. Ваша же работа на этом завершена.
Как приготовить древнеегипетскую мумию?
Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.
Мумификация – главным образом, процесс физический, она представляла собой простое высушивание тела под солнцем и ветром, этот способ подготовки усопшего к повторной жизни практиковался египтянами с древнейших времен неолита. В соответствии с рекомендациями религии, сохраненное тело давало надежду на возвращение души и повторную жизнь. В условиях египетского климата технология была нехитрой: достаточно было закопать труп в раскаленный песок пустыни, и через некоторое время он мумифицировался естественным путем. И дальше никто не заморачивался, засушенные мумии заворачивали в звериные шкуры или циновки и хоронили в песке. И этого хватало, чтобы тело было готово вновь принять в себя душу и возродиться.
Со временем обряд мумификации начал усложняться, в нем все в большей и большей степени стали участвовать химические вещества и технологии – для более быстрого обезвоживания тканей, для дезинфекции, дезодорации, консервации и пр. И в результате технологический процесс «дорос» до бальзамирования, которое можно определить как приостановку разложения одновременно с максимальным сохранением вида тела покойника. (А как иначе – а ну, придет душа и не узнает свое вместилище?!)
Таким образом, бальзамирование – в большей степени химический или точнее биохимический процесс, кстати, давший начало таким наукам как медицина, фармацевтика, химия.
Еще недавно считалось, что бальзамирование египтяне начали практиковать с 2200-3000 г. до н.э., но недавние археологические исследования отодвинули этот этап до 4200 г. до н.э., так как исследования захоронений этого периода показали присутствие сложных микстур для консервирования мертвых.
Профессиональные нюансы «посмертной» технологии как строгая коммерческая тайна передавались устно, от отца к сыну. И даже тексты Геродота, посетившего Древний Египет в V веке до н. э., дают лишь общее впечатление о процессе. Впрочем, современные экспериментаторы, не без участия археологов и химиков, уже практически воссоздали древнеегипетское бальзамирование во всей его ужасной «патологоанатомической» полноте.
Представьте, длинным крючком через ноздри покойника по кусочку извлекали мозг. Если дело шло плохо – этим же крючком энергично размешивали массу в черепной коробке, хорошенько взбалтывали и выливали – за ненадобностью. Опустевший череп обрабатывали маслами, а потом заполняли плотным елеем из воска, благовоний и битума.
С остальными внутренностями поступали более бережно: через разрезы в районе паха легкие, желудок, печень, кишечник изымали, промывали, замачивали в пальмовом вине, натирали специальными коктейлями из масел и натриевой солью для предотвращения гниения, а потом заворачивали в полотно и укладывали их в специальные вазочки – канопы. Крышка каждого сосуда имела изображение определенного божества и соответствовала определенному органу.
Всем этим манипуляциям не подвергалось только сердце, оно было неприкосновенно, ибо считалось вместилищем души и, как ни странно, ума. Впрочем, находили мумии и без сердца, у которых вместо него был вставлен амулет в виде жука-Скарабея, олицетворяющего вечность и бессмертие!
После завершения «работы с органами» опустевшее тело также обрабатывали антисептическими и благовонными маслами, обмазывали специальной солевой смесью карбоната натрия и гидрокарбоната натрия для поглощения влаги. Иногда эту же гигроскопичную соль насыпали в тканевые мешочки, а их помещали внутрь тела, периодически меняя на свежие и сухие. Процесс сушки продолжался дней 40. (Кстати, весь процесс «консервации» тела для вечной жизни от начала и до конца длился строго 70 дней, это связано с орбитальным циклом священной звезды Озирис).
Итак, после 40-дневной просушки труп очищали и обрабатывали окончательным консервантом – смесью масел и битумной смолы.
Параллельно необходимо было как-то придать покойнику черты жизни, по возможности, навести красоту и здоровье, дабы душа усопшего при встрече не ужаснулась, а узнала свое бывшее тело. Для этого его набивали опилками, тряпками или илом, или даже песком для придания приятного объема, и разрезы зашивали нитками. (А у фараонов – набивали чрево благовонным воском и накладывали сверху пластины чистого золота!)
Для придания свежести личику мумии – вставляли глазные яблоки и зубы, делали завлекательный макияж, а то и вообще надевали на лицо заранее расписанную маску с прекрасным и юным «портретом» умершего.
Потом труп окончательно туго пеленали льняными бинтами, промазанными маслами и смолами, прокладывая между слоев ткани куски папируса с выдержками из священных писаний и молитвами о воскрешении, а также монетки, золотые украшения и прочие ценности. Иногда «для несгибаемости» тела к нему прибинтовывали доску или вставляли палку. Готовую «куклу» вручали родственникам, и те помещали ее в расписной саркофаг (иногда в несколько, один в другой) и отправляли в семейный склеп.
Как видим, процесс длительный и довольно сложный, но как рассуждали древние египтяне: главное – результат, который стоит того. И результаты археологических раскопок прекрасно сохранившихся тысячелетних раритетов, действительно, не разочаровывают!
Мумия
Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.
Содержание
Происхождение слова «мумия»
Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.
Сами древние египтяне назвали мумии «саху» (транслит.: sAhw ).
Древнейшие мумии: культура Чинчорро
Хотя обряд мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, поскольку египетские мумии получили известность ещё с древних времён, наиболее древними являются мумии южноамериканской андской культуры Чинчорро (датировка условна, 7-9 тыс. до н. э.).
Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 — 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.
Процесс мумификации
По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.
Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.
Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:
«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)
Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:
«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)
Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).
В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх.1:3) [источник не указан 299 дней] бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.
Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.
Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.