Что такое мумия кратко
Значение слова «мумия»
1. Высохший труп человека или животного, предохраненный от разложения бальзамированием. Египетские мумии. □ В нем [саркофаге] лежала мумия в золотой броне, осыпанной драгоценными камнями, и с золотым мечом у бедра. Бунин, Свет Зодиака. || Труп, высохший и не разложившийся благодаря особому характеру почвы, в которой был захоронен. «Морской бог» в лодке оказался мертвым младенцем в гробу. Трупик засох и превратился в мумию. Арсеньев, Дерсу Узала.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
человек (преимущ. в сравнениях; разг.).
Сидит, как м. Высох, как м.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
му́мия
1. высохший и предохранённый от порчи и разложения труп ◆ Недаром в древнем Египте жуки-скарабеи почитались священными, их вкладывали вместо сердца в мумии. Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)
2. минеральное красящее вещество красного цвета ◆ Приобретая этот состав, вы можете сами вывести любое пятно на любом материале. Выводит пятна винные, масляные, жирные, смолу, дёготь, мумию, медянку, а также бриолин, каролин и мазут. Александр Городницкий, «И жить еще надежде», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова винтовочный (прилагательное):
Что такое мумии и зачем их бальзамировали?
Подобно Сфинксу и пирамидам, обряд мумифицирования остается одной из самых удивительных исторических ценностей, открытых нам Древним Египтом.
Уже много лет мумии завораживают людей, вдохновляют их на написание литературных произведений, создание компьютерных игр и художественных фильмов. Что же такое мумии? Для чего древние египтяне бальзамировали их и сохраняли в роскошных гробницах?
Что означает слово «мумия»?
Впервые термин «мумия» вошел в употребление в европейских странах более тысячи лет назад. Произошел он от арабского слова mumia и означал «битум» или «что-то пропитанное битумом». Средневековые арабские лекари использовали его для обозначения специальных лекарственных препаратов, которые готовили из кусочков мумий, добытых в египетских гробницах.
В те времена считалось, что это лекарство обладает способностью заживлять раны, хотя нередко его предлагали как панацею от всех болезней. Впоследствии подобная практика была признана каннибализмом, хотя «настоящих мумий» продавали через фармацевтические каталоги даже в начале XX века.
Что такое мумии?
Мумия – это человеческое тело, сохраненное после смерти с помощью бальзамирования. Когда человек умирал, древние египтяне подвергали его обработке химическими препаратами, в результате чего тело могло сохраняться без разложения на протяжении очень долгого времени.
В частности, некоторые мумии, обнаруженные в египетских гробницах, не подверглись процессам гниения, пролежав под землей на протяжении нескольких тысячелетий.
Мумифицированием тел занимались не только в древние времена. В современную эпоху известно немало случаев, когда тела подвергали бальзамированию и выставляли напоказ публике.
Так, в московском Мавзолее до сих пор хранятся мумифицированные останки Владимира Ленина, в Китае можно увидеть мумию политика Мао Цзэдуна, а в Виннице – знаменитого доктора Николая Пирогова.
История возникновения обряда мумифицирования
Хотя наибольшую известность приобрели именно египетские мумии, обряды бальзамирования проводили и другие народы, причем гораздо раньше, чем в Древнем Египте. Самыми древними являются тела народностей Чинчорро, проживавших на территории современных Перу и Чили. Мумии, найденные при раскопках в Южной Америке, условно датируются VII–IX тысячелетием до нашей эры.
Долгое время считалось, что египтяне начали бальзамировать трупы примерно 4,5–5 тысяч лет назад, однако в 1997 году в древнем городе Нехен были обнаружены мумии, изготовленные 5-6 тысяч лет назад.
Некоторые исследователи полагают, что процесс мумифицирования начался еще раньше – более 8 тысяч лет назад, хотя достоверно не установлено, были ли это действительно мумии или тела просто обматывали тканью в рамках погребального ритуала.
Какие бывают мумии?
В зависимости от внешнего вида, связанного с техникой бальзамирования, условиями хранения и другими факторами, различают несколько видов мумий. Тела, наполненные смолой, имеют слегка зеленоватый оттенок и легко рассыпаются, поэтому сверху их обматывали бинтами.
Кожа людей, которых бальзамировали битумом, отличается черным оттенком, а обработанных натриевыми солями сверкает белизной. Иногда при раскопках встречаются и довольно необычные находки – мумии, забальзамированные мёдом или покрытые скорлупой из засохшей штукатурки.
Зачем бальзамировали мумии?
Мумия
Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.
Содержание
Происхождение слова «мумия»
Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.
Сами древние египтяне назвали мумии «саху» (транслит.: sAhw ).
Древнейшие мумии: культура Чинчорро
Хотя обряд мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, поскольку египетские мумии получили известность ещё с древних времён, наиболее древними являются мумии южноамериканской андской культуры Чинчорро (датировка условна, 7-9 тыс. до н. э.).
Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 — 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.
Процесс мумификации
По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.
Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.
Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:
«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)
Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:
«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)
Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).
В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх.1:3) [источник не указан 299 дней] бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.
Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.
Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.
Тайна древнеегипетской мумии
В этот раз у нас с вами речь пойдет вовсе не о гробницах фараонов, не о спрятанных в них грудах сокровищ, а о мумии рядового жреца Амона. Сегодня я постараюсь вас убедить, что ее загадка не менее интересна чем истории царских мумий.
Нескаф-Амун (принесенный [в дар] Амону) – так его звали. Довольно распространенное имя среди жрецов Амона. Только на моей памяти три человека с таким именем: один из них – 15-летний мальчик-певчий при храме, чья до сих пор запеленутая мумия находится в музее Руана (Франция). Для простоты звучания мы с вами будем звать нашего жреца чуть проще – Несамун.
Он не так уж богат, судя по отсутствию дорогих золотых украшений, но его похоронили в прекрасном деревянном саркофаге, снабдив всем необходимым погребальным инвентарем, в одной из скальных гробниц в местности Дейр-эль-Бахри, где его не беспокоили 29 веков. Увы, с наступлением XIX века все изменилось.
Процветала торговля древностями в самом Египте и за его пределами. Например, существовала такая модная забава в Лондоне – приглашение на «вечеринку с мумией». Гвоздем таких вечеринок было разматывание пелен древних мумий – приглашенные при свечах наблюдали за этим процессом. Судьба самих мумий после такого шоу мало кого интересовала – их растаскивали на сувениры, продавали по частям на шарлатанские снадобья от всех болезней.
Развилась огромная и весьма прибыльная контрабандная торговля древностями. Не могло это не повлиять и на местных жителей, появились целые селения, поколениями жившие лишь за счет грабежа древних захоронений. Масштаб мародерства сегодня трудно даже представить.
Вот такая картинка вполне типична для Египта XIX века.
Продавец мумий 1875 год, Египет.
Фотограф Félix Bonfils
В 1822 году саркофаг с мумией Несамуна приобрел известный итальянский торговец древностями, антиквар и контрабандист Джузеппе Пассалаква. По его словам гробницу обнаружили неподалеку от храма Хатшепсут, и через несколько месяцев находку отправили морем на продажу в Триест (Австрия). Там ее в 1823 году купил англичанин Уильям Баллок, у которого саркофаг с мумией в свою очередь перекупил банкир из Лидса Джон Блейд и передал в дар «Философскому и литературному обществу» родного города.
В 1824 году на совете общества произошло вскрытие саркофага и самой мумии Несамуна. В зале присутствовали все члены общества, включая главного врача и хирурга города. Благодаря им мы имеем подробный рассказ об этом событии. Это первая в истории попытка вполне научного исследования древнеегипетской мумии.
В 1928 году даже вышла брошюра «Исследование египетской мумии» (автор Уильям Осборн) на 60 листах с подробным и тщательным описанием произошедшего события с замечательно выполненными рисунками.
Скан рисунка из книги «Исследование египетской мумии», автор Уильям Осборн
А теперь устраивайтесь поудобнее, предлагаю вам перенестись сейчас в Англию в тот серый промозглый вечер осени 1824 года и поприсутствовать на том событии.
Сначала аккуратно сняли крышку деревянного искусно расписанного саркофага. На ней помимо изображения лица, прически и украшений написаны художником 12 сцен, на нижней же части саркофага по бокам – еще 30 сцен из Книги Мертвых.
Взято с https://leeds-list.com/culture/3-forgotten-stories-from-leeds-past/ и www.mylearning.org
А вот на следующей фотографии слева крупным планом «лицо» саркофага анфас.
Взято с alchetron.com/Nesyamun
Обратите внимание на отверстие на «подбородке», туда вставлялся короткий черный брусок, исполняющий роль декоративной бородки. Таким образом саркофаг из «женского» превратили условно в «мужской». По мне, так себе переделка, прямо скажем. А вот справа на фото – изображение на «пятках» саркофага: богиня Нефтида простирает руки с анкхами – символами вечной жизни и воскресенья.
Почему все же использовали женский саркофаг? Скорей всего, саркофаг купили заранее и его не готовили именно для Несамуна, такое могли позволить себе лишь очень богатые люди. Как вариант, возможно, он купил его загодя для своей жены, но умер раньше и его похоронили именно в нем. Надписи на саркофаге сделаны уже после смерти Несамуна с упоминанием его имени явно уже по конкретному заказу.
Под крышкой оказался… правильно – второй саркофаг. Роскошь, конечно, не царская, но далеко не все могли себе позволить два красивых саркофага, ведь и один такой стоил весьма немало.
Крышка внутреннего саркофага Несамуна
Взято с http://content.presspage.com/uploads/1389/lcm0084.jpg и www.mylearning.org
Затем саму мумии вынули из саркофага и срезали темно-красные кожаные ремни, которые как бандажи скрепляли пелены. Кстати, сами они не дошли до нашего времени (утеряны), но остались их рисунки с изображением иероглифов на них.
Фото мумии птоломеевского периода из музея Лувра, следы уже срезанных ремней заметны, но здесь стоит обратить насколько тщательно и искусно обернуто лицо.
Взято с https://www.baixaki.com.br/papel-de-parede/43538-mumia-museu-du-louvre-paris.htm
Далее переходим к самому главному – снятие льняных полотен с мумии. Их оказалось аж 40 слоев. Сверху шла очень тонкая дорогая прекрасно выделанная ткань, а вот ниже использовали материал попроще и погрубее. Скорей всего, бальзамировщики таким образом экономили, возможно, они взяли у родственников полный комплект самых лучших тканей, но обернули ими лишь сверху, использовав в основном более дешевые. При разворачивании бинтов так же обнаружили несколько амулетов и украшений.
И вот наконец снимают последние слои бинта с лица мумии… но его не видно!
Лицо и тело покрыто толстым слоем порошкообразной коричневой массы с сильным запахом корицы. Она состоит из размолотых частей растений и специй, нанесенных бальзамировщиками на тело 3000 лет назад. В прошлом это было густым влажным тестом, которым равномерно обмазали мумию перед обертыванием.
Аккуратно счищают порошок и вот наконец лицо самого Несамуна.
Использовано фото из книги The Mummy’s Tale: The Scientific and Medical Investigation of Natsef-Amun, Priest in the Temple at Karnak Hardcover, 1993, by A. Rosalie David, Edmund Tapp.
Использовано фото из книги The Mummy’s Tale: The Scientific and Medical Investigation of Natsef-Amun, Priest in the Temple at Karnak Hardcover, 1993, by A. Rosalie David, Edmund Tapp.
Прикосновение к коже мумии неожиданно показало, что она вовсе не сухая и хрупкая, а напротив – мягкая и словно бы жирная. Но на самом деле вы видите сейчас не совсем то, что увидели в тот вечер члены «Философского и литературного общества Лидса», своего носа мумии лишилась более века спустя, но об этом позже.
Так же, опускаю историю о том, как мумия неожиданно вздохнула и раздался тихий стон, который явственно услышали некоторые свидетели. Без подобных «мистических» деталей не обходится ни одна история про мумии, так что простим эту мелочь автору брошюры. На самом деле «вздыхать» ей нечем – у нее нет легких, трахеи и прочего, бальзамировщики удалили все внутренности, оставив только сердце, заполнив тело внутри все той же душистой массой с запахом корицы. Мозг удалили через правую ноздрю, судя по тому, что ее основательно расковыряли.
Поразило зрителей и само лицо мумии – запрокинутая голова и черный язык, выглядывающей из рта почти на три четверти дюйма (то есть, на 2 см).
Что же послужило причиной смерти?
Врач, проводивший первоначальное вскрытие мумии, предположил версию насильственной смерти Несамуна – удушение или отравление. Но хороши бы мы с вами были, если доверились мнению пусть даже весьма уважаемых ученых мужей, живших почти два века назад.
На сегодняшний день мумия Несамуна самая изученная древнеегипетская мумия в мире. Ее несколько раз комплексно исследовали в 1970-х, 90-х и 2000-х годах, отдавая предпочтение неинвазивным методам. Это стало возможным благодаря тому, что доступ к мумии всегда открыт ученым, что, к сожалению, нельзя сказать, например, про мумии, находящиеся в ведении Верховного совета древностей Египта. Так же в 2000-х годах повторно провели анализ всех надписей на саркофаге, что открыло некоторые нюансы из жизни и работы Несамуна.
Несамун и его «ранение» носа
Photograph Jon Farman
Photograph Jon Farman
Несамун в двух своих саркофагах. Внутренний саркофаг из-за хрупкости никогда не извлекался из внешнего. Фотография из музея в Лидсе.
Несамун (судя по иероглифическим надписям на его саркофагах) был одним из жрецов в храмовом комплексе бога Амона в Карнаке во время правления Рамзеса XI (1099-1069 гг. до н.э.). Он оказался священником, занимающим довольно важные должности в храме бога Монту в Карнаке. Надписи свидетельствуют о том, что он — жрец храма Монту, а так же писец, который ведет учет крупного рогатого скота храма бога Амона. Официальные обязанности Несамуна включали ведение счетов и заполнение кадастровых записей, отчетов и административных документов.
Он непосредственно принимал участие в совершении ритуалов в святая святых храма перед статуей Амона, и его жизнь управлялась специальными правилами, такими как ежедневное двухкратное ритуальное омовение и бритье.
Несамун жил во времена, когда верховный жрец Амона, Аменхотеп фактический правитель Фив, вступил в конфликт с Панехси, наместником Нубии, и был им убит. Вскоре сам Панехси объявил себя верховным жрецом Амона. Сам же Рамзес XI имел реальную власть лишь на севере страны. Именно во время правления Панехси в Фивах ограбили многие царские гробницы в Долине Царей. Однако вскоре полководец Рамзеса Херихор изгнал Панехси из Фив и объявил себя первосвященником в Карнаке.
Скорей всего, именно при Херихоре и умер наш с вами священник. Наличие кожаных ремней (уже несуществующих) с картушем Рамзеса XI на мумии Несамуна вовсе не обязательно означает его верности именно данному фараону. Скорей всего, эти ремни лишь часть дара Рамзеса XI статуе бога в храме Монту. Связь с богом, несомненно, казалась Несамуну гораздо более важной, чем имя правящего фараона.
Что же показали современные исследования мумии Несамуна?
Новейшие исследования включали в себя радиологию, компьютерную томографию, эндоскопию, серологию (иммунологическое исследование), гистологию (изучение микроскопической структуры тканей), стоматологическую экспертизу.
Состояние костей указывает, что Несамун не занимался физическим трудом и умер в возрасте 35-45 лет.
Кстати, с зубами у него — полный швах. Если вы когда-нибудь с помощью машины времени попадете в древний Египет, умоляю вас, не целуйтесь с египтянами того времени – воняло у них у всех (!) изо рта изрядно. Несамун, увы, не исключение. Обычно египтологи связывают это с хлебом грубого помола, в котором часто встречался песок и каменная крошка. Однако в этом у меня есть определенные сомнения, для бедноты такая причина вполне возможна, но для нужд богатеев просеять муку от тяжелых фракций не так уж трудно. Представить, что лепешки во рту фараона скрипели на зубах от песка, уж извините, не могу.
Так какая же причина могла привести к такому результату? Возможна чрезмерная гигиена рта, так же как, например, древняя косметика могла быть губительна для кожи лица, вспомните хотя бы столь популярные в Европе не так давно свинцовые белила!.
У Несамуна нашли между зубов сломанные остатки зубочисток, а их эмаль разрушена не только сверху (жующая поверхность), но и с боков. Как вариант, египтяне могли ополаскивать рот кислым раствором, обеззараживая ранки и воспаления, разрушая при этом эмаль зубов.
Но нас с вами, мой читатель, без сомнения, прежде всего занимает язык Несамуна и причина его смерти.
Итак, первоначально имелись две версии:
Несамун был задушен, поскольку вываленный язык характерен именно для повешенных;
У него была большая опухоль, возможно раковая, на языке, что привела его к смерти.
И такая причина нашлась. Иммунологи предположили, что у Несамуна была острая аллергическая реакция на укус пчелы или осы, что привело его анафилактическому шоку и быстрой, но мучительной смерти.
К сожалению, 100% гарантии правдивости такой версии дать нельзя, но она весьма вероятна и на сегодняшний день это самая вероятная причина смерти Несамуна.
Реконструкция лица Несамуна, проведенная в 1990 году. Считается, что его черты лица отражают сильное нубийское влияние на население Верхнего Египта.
Историю Несамуна, его жизни до и после смерти рассказал вам сегодня Лысый Камрад.
В качестве бонуса: статуя писца Митри, 5 династия, Древнее Царство,XXV-XXVI века до н.э, жил за полторы тысячи лет до Несамуна.