Что такое муниципальная поликлиника
Муниципальные больницы
Муниципальные и государственные больницы в сознании обывателя обычно не отделимы друг от друга, и отчасти это правда. Ни муниципальная, ни государственная собственность не является частной.
Муниципальная больница отличается от государственной тем, что финансируется не из государственного, а из муниципального бюджета. Муниципальный бюджет принадлежит муниципальному образованию: городу или области. Иными словами, муниципальная больница существует за счет средств, выделяемых местными властями. Поэтому качество работы и состояние муниципальной больницы зависит от них же.
Главным преимуществом муниципальной собственности является право обладать и распоряжаться ее объектами, больницами в том числе. Руководство муниципальной больницей назначают органы местного самоуправления, а не государство как таковое. Финансирование больницы для того, чтобы приобрести декоративные стеновые панели или новое оборудование, также осуществляют органы местного самоуправления. При благополучном экономическом состоянии муниципального образования состояние инфраструктурных объектов города или области может быть близким к идеалу.
К слову, наличие функционирующих муниципальных больниц – это непременное условие успешного существования муниципальных образований. Объекты муниципальной собственности в своей деятельности направлены прежде всего на интересы местного общества, чего нельзя сказать о государственных больницах. Проблемы, возникающие в муниципальных больницах, могут быть решены в течение короткого периода времени, так как местная власть гораздо ближе и доступнее. В то время как решение проблем государственной больницы может затянуться надолго, поскольку непосредственная власть находится далеко.
Разумеется, так обстоят дела в лучшем случае. Все эти преимущества муниципальные больницы имеют при добросовестной работе местных чиновников, что, к сожалению, в нашей стране не всегда можно проконтролировать. Поэтому многие муниципальные больницы продолжают находиться в плачевном состоянии.
По умолчанию муниципальная больница предоставляет бесплатные услуги, однако она предлагает своим пациентам прейскурант с платными услугами. Это те услуги, на которые бюджет учреждения не рассчитан, однако при их оплате они могут быть оказаны. Стоимость платных услуг в муниципальных больницах сравнительно невысокая, а качество зависит от квалификации врача.
Муниципальные поликлиники
К муниципальным поликлиникам относятся медицинские учреждения, которые подчиняются муниципальным властным органам. Это также значит, что медицинская организация финансируется из муниципального бюджета.
Муниципальные поликлиники практически не отличаются от государственных по требованиям к квалификации врача, поэтому по части облуживания качество муниципального медучреждения не отличается от аналогичного показателя государственного учреждения.
Условия работы для врачей муниципальной поликлиники в целом не отличаются также, поскольку социальные гарантии и принципы оплаты труда предусмотрены те же. При этом опыт работы на государственной службе при приеме на работу в муниципальную поликлинику учитывается как полноценный опыт на муниципальной службы.
Однако существенным отличием муниципальной поликлинике является ее неподчинение государственным органам, в том числе вышестоящим. Эта самостоятельность выражается и в финансировании. Муниципальная поликлиника существует исключительно за счет средств местного бюджета. И уровень ее обустройства во многом зависит от благосостояния муниципального образования.
Благосостояние муниципального образования, в свою очередь, формирует экономика, а также управление. Глава муниципального образования определяет приоритеты в развитии, и далеко не всегда выбор может пасть на улучшение социальной сферы. Тем не менее в последние годы средства на ремонт поликлиник и закупку оборудования выделяются все чаще.
При благоустройстве муниципальной поликлиники приоритет отдается техническому оснащению, поскольку качественное оборудование улучшает эффективность медицинских услуг. К слову, в муниципальных поликлиниках его не меньше, чем в частных клиниках.
Но даже в развитом муниципальном образовании качество благоустройства поликлиники зависит от целеустремленности главного врача. Главный врач заботится не только о том, чтобы органы муниципального самоуправления выделяли достаточное количество средств на целевые нужды поликлиники, но и следит за их правильным распределением.
Государственная, муниципальная, частная… Зачем здравоохранению такая классификация?
Какая цель в классификации системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную? Зачем? Почему в основе классификации системы здравоохранения лежит форма собственности медицинской организации? Почему классификация идет именно по этому признаку?
А если это организация относится к смешанной форме собственности? Да, такие бывают. Это значит смешанная система здравоохранения? Или как? Поясните …
Есть понятие «охрана здоровья» — это система мер … в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Совершенно очевидно, что эти меры — действия кто-то оплачивает.
По существу источника два – Государство и НЕ государство. Если объем мер, направленный на сохранение здоровья и предоставление медицинской помощи, оплачивается за счет государственных средств – это государственное здравоохранение, если за счет Негосударственных средств – негосударственное здравоохранение. Государственный сектор здравоохранения – это комплекс мер и мероприятий оплаченный за счет государственных средств, Негосударственный сектор – за счет негосударственных средств.
Согласитесь, так было бы удобней оценить объем участия государства в оказании медицинской помощи гражданам России.
Какая разница кто эти меры реализует? Разницы нет, при условии, что мы чтим Конституцию РФ, а именно п.1., п.2. статьи 8, прямо закрепляющий равные права в экономической деятельности всех форм собственности. Разницы кто оказывает нет, но есть разница кто эти меры оплачивает. Именно по источнику оплаты мер и мероприятий, направленных на охрану здоровья граждан было бы целесообразно делить национальное здравоохранение на государственный и негосударственный сектор.
Путаницу вносит пп. 2— 5 статьи 29 ФЗ – 323, которые вводят классификацию системы здравоохранения на основе форм собственности медицинских организаций. Зачем? Поясните.
Беда в том, что из-за такой классификации системы здравоохранения мы неадекватно оцениваем объем финансирования здравоохранительной отрасли, а, следовательно, недостоверно строим прогнозы, проекты, неэффективно вкладываем и используем ресурсы.
Пример: при оценке объемов финансирования здравоохранительной отрасли учитываются затраты на строительство и эксплуатацию объектов медицинского назначения государственной, муниципальной формы собственности, но …
Во-первых, эти деньги были потрачены на строительство, их строители получили, строительство – это не здравоохранение, это отдельная отрасль экономики, почему мы относим их на «баланс» здравоохранения.
Во-вторых, если деньги на строительство и содержание государственных медорганизаций учитываются в совокупных расходах на здравоохранение граждан России, то почему не учитываются аналогичные расходы частных клиник, они же тоже обслуживают граждан России на территории России.
Следуя этой логике, все расходы на строительство частных клиник нужно сложить с расходами на аренду площадей под частные клиники, прибавить стоимость их содержания и все это отразить в расходной части общей, национальной системы здравоохранения. Поверьте, эти затраты на строительство и аренду площадей в частном секторе могут превысить государственные инвестиции в строительство больниц. Почему они не учитываются?
Совершенно очевидно, что в этом случае, цифра, которая тратится на здоровье граждан России, на территории России, то есть доля затрат в структуре ВВП, получится куда внушительнее.
Выводы: классификация системы здравоохранения на основе формы собственности создает разрозненную систему организаций, а нам нужна единая система мер, направленных на охрану здоровья граждан и оказания им медицинской помощи.
Управлять надо НЕ системой организаций, а системой мер, направленных на охрану здоровья и оказания медицинской помощи Гражданам. Тогда это будет управление здравоохранением – национальным здравоохранением.
Гражданам России нужна единая национальная система здравоохранения – как единая система мер, направленных на охрану здоровья и оказание медицинской помощи. Чем больше участников, способных производить эти меры в ней будет, тем лучше для граждан и стабильнее для государства.
Все муниципальные поликлиники и больницы отдадут областному Минздраву. Зачем?
161.RU спросил главврачей, чего они ожидают от такой реформы
На Дону сейчас 141 муниципальная больница и поликлиника
Фото: Евгений Вдовин
В 2022 году муниципальные учреждения здравоохранения начнут переводить в собственность регионального Минздрава. Об этом пишет пресс-служба регионального правительства.
Для этого уже проводят инвентаризацию и проверяют документы. Как пояснили в правительстве, реформа нужна для централизации управления:
― Это позволяет упростить маршрутизацию пациентов, сделать медпомощь более доступной и качественной, а также эффективнее использовать ресурсы, направляемые в сферу здравоохранения. Сейчас отрабатывается концепция реформирования.
В Ростовской области 141 муниципальная больница и поликлиника. По словам главврача ростовской поликлиники Игоря Гайнутдинова, из-за такого числа учреждений реформа — «дело небыстрое».
― Финансовые возможности области значительно выше, чем города. Мы как работники надеемся, что это улучшит финансирование здравоохранения. Естественно, отдача будет лучше, а это отразится на наших пациентах в лучшую сторону.
Как пояснил главврач азовской ЦГБ Вадим Бридковский, Ростовская область сейчас приходит к той системе, которая уже действует в некоторых регионах:
― Наверно, будет полегче. Плюс, думаю, муниципалитеты не откажутся помогать здравоохранению, расположенному на их территории. Федеральный закон возлагает на них создание условий для оказания медпомощи — эта статья не отменяется. Поэтому мы надеемся, муниципалитеты сохранят [на прежнем уровне] кадровую политику, создание условий для приобретения оборудования, для иных вещей. В этом году на приобретение оборудования ЦГБ имеет 200 миллионов рублей из областного и федерального бюджетов и 1,5 миллиона — из местного. В этом плане, думаю, ничего не изменится.
Бридковский добавил, что горздравы сейчас есть только в нескольких крупных городах региона. Азов в этот перечень не входит. В районах и городах, где нет такого ведомства, управление сосредоточено в центральных районных и городских больницах.
Тем временем в регионе сокращается число мест в ковидных госпиталях. Врачи рассказали, что это значит для области.
Приложение. Номенклатура медицинских организаций
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 6 августа 2013 г. N 529н
Номенклатура медицинских организаций
С изменениями и дополнениями от:
8 августа 2019 г., 19 февраля 2020 г.
I. Номенклатура медицинских организаций* по виду медицинской деятельности
1. Лечебно-профилактические медицинские организации:
1.1. Больница (в том числе детская).
1.2. Больница скорой медицинской помощи.
1.3. Участковая больница.
1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:
инфекционная, в том числе детская;
медицинской реабилитации, в том числе детская;
психиатрическая, в том числе детская;
психиатрическая (стационар) специализированного типа;
психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
психоневрологическая, в том числе детская;
туберкулезная, в том числе детская.
1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
1.8. Дом (больница) сестринского ухода.
1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.
1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:
консультативно-диагностическая, в том числе детская;
стоматологическая, в том числе детская;
1.14. Женская консультация.
1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.
1.16. Молочная кухня.
1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
вспомогательных репродуктивных технологий;
высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;
консультативно-диагностический, в том числе детский;
лечебного и профилактического питания;
лечебной физкультуры и спортивной медицины;
медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;
медицинской реабилитации, в том числе детский;
медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;
медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
общей врачебной практики (семейной медицины);
охраны материнства и детства;
охраны здоровья семьи и репродукции;
охраны репродуктивного здоровья подростков;
паллиативной медицинской помощи;
патологии речи и нейрореабилитации;
профилактики и борьбы со СПИД;
специализированные (по профилям медицинской помощи);
специализированных видов медицинской помощи;
1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:
станция скорой медицинской помощи;
станция переливания крови;
1.19. Санаторно-курортные организации:
санатории для детей, в том числе для детей с родителями;
санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
2. Медицинские организации особого типа:
Информация об изменениях:
общественного здоровья и медицинской профилактики;
медицинский мобилизационных резервов «Резерв»;
бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.
2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).
Информация об изменениях:
2.5. Отдельный медицинский батальон.
3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.
3.2. Противочумный центр (станция).
3.3. Дезинфекционный центр (станция).
3.4. Центр гигиенического образования населения.
3.5. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
II. Номенклатура медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по территориальному признаку
4.2. Краевые, республиканские, областные, окружные.