Что такое муниципальные архивы
Муниципальный архив
Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об архивном деле в Российской Федерации»
Смотреть что такое «Муниципальный архив» в других словарях:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АРХИВ — структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного… … Юридическая энциклопедия
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АРХИВ — согласно Федеральному закону от 22.10.2004 № 125 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», – структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
АРХИВ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ — МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АРХИВ … Юридическая энциклопедия
Архивный фонд муниципальный — Муниципальный архивный фонд исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, образующаяся в деятельности органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и… … Официальная терминология
Приморский муниципальный район — Герб Страна Россия Статус Муниципальный район Входит в Архангельскую область Включает 19 муниципальных образований … Википедия
Вельский муниципальный район — Герб Флаг (описание) … Википедия
Холмогорский муниципальный район — Страна Россия Статус … Википедия
Верхнетоемский муниципальный район — Страна Россия Статус … Википедия
Морено (Буэнос-Айрес) — Город Морено исп. Moreno Герб … Википедия
Петрозаводск — У этого термина существуют и другие значения, см. Петрозаводск (значения). Город Петрозаводск карельск. Petroskoi фин. Petroskoi … Википедия
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АРХИВА
Муниципальные архивы являются одной из важнейшей частью системы архивных учреждений Российской Федерации. В них сосредоточен большой массив важнейших документов, появляющийся благодаря тому, что архив является активно комплектующим звеном.
Деятельность муниципальных архивов регулирует Федеральный Закон от 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации». До этого закона архивы не были в муниципальном ведение. В конечно итоге, после принятия Федерального закона, среди муниципальных архивов оказались не только архивные отделы муниципальных образований, которые содержат документы органов муниципального самоуправления, муниципальных образований и предприятий, а так же архивы, в которых хранились документы прежних районных и городских государственных архивов.
Архивные документы, образующиеся в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций и документы, находящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность) отнесены к муниципальной собственности[18]. Именно такая категория документов храниться в муниципальных архивах.
Таким образом, муниципальный архив это одно из важнейших подразделений органов муниципального управления, куда поступают на хранение важнейшие документы, возникшие в результате деятельности местных органов власти, предприятий и учреждений.
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АРХИВОВ
Главная и, пожалуй, самая важная роль архива это сохранность документации, поступающей на хранение.
Состав и содержание документов, составляющие архивные фонды и поступающие в архив весьма различный. В муниципальных архивах хранятся документы, которые образовались в деятельности сельских, районных, городских и поселковых советов депутатов, их отделов, исполкомов и управлений. Документы, которые так же образуются в деятельности судебных органов, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий, организаций, которые подчиняются району и городу, учреждений, общественных и кооперативных организаций, райкомов профсоюзов, городские и районные газеты[19]. В данный момент архивы пополняются так же документами органов местного самоуправления муниципальных предприятий, учреждений.
Наибольшее место занимают документы по личному составу, включая личные карточки, анкеты, содержащие информацию о возрасте, социальном положении, ближайших родственниках и т.п. В муниципальные архивы могут передаваться истории болезней граждан, медицинские заключения, скорбные листы и другая медицинская документация. Производится практика передачи дел, связанных с судопроизводством, с бухгалтерским учетом, документов, связанных с получением заработной платы, размеров тарифной ставки и лицевых счетов. В некоторые архивы поступают документы, содержащие социологическое исследование.
В отдельных архивах хранятся документы земельных комиссий начала XX века. Обычно, в них присутствовала информация о земельных сделках, налоговая документация и документация, в которой были данные о хозяйствах крестьян (похозяйственные книги). В архивах могут находиться и другие документы XX века, например, метрические книги (сведения об актах гражданского состояния граждан до 1918 г.) и документация карточных бюро[20].
В фондах по личному составу содержатся такие виды документов, как личные дела, карточки, приказы по личному составу и лицевые счета работников, а также документы по основной деятельности организаций и учреждений. Все они отправляются на хранения в архив.
В компетенцию муниципальных архивов входит хранение документов личного происхождения. «Документы личного происхождения – это документы, образовавшиеся в процессе деятельности отдельных лиц. Они возникают по инициативе и замыслу частного лица и являются его личной собственностью.» [21] Это могут быть дневники, авторские рукописи, мемуары и т.п.
К сегодняшнему времени муниципальные архивы пополняются видеодокументами, фотодокументами и аудиодокументами, которые могут поступать как и от учреждений (например: запись собрания депутатов), так и от граждан.
Таким образом, главной спецификой деятельности муниципальных архивных учреждений является хранение обширного массива документов, представляющих безусловную ценность для рассмотрения истории как Российской Федерации в общем, так и ее отдельных уголков. Свою неповторимую ценность они имеют для местной истории городов, районов и сельских поселений и для исследования истории современной России.
Дата добавления: 2020-01-07 ; просмотров: 2680 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Типология архивов
Эта статья представит типологию российских архивов, продемонстрирует, кому они подчиняются и какими законами регулируются, и чем отличаются друг от друга.
Существуют государственные архивы, ведомственные архивы, муниципальные архивы и негосударственные архивы. Деятельность всех архивов регулируется федеральным законом «Об архивном деле в Российской федерации», принятом в 2004 году. Кроме того, действует около 50 законодательных актов, касающихся архивной сферы, часть из них мы добавили в раздел «Законодательство: доступ к архивной информации». Только архивные документы, прошедшие экспертизу ценности, являются документом Архивного фонда РФ и подлежат постоянному хранению. Все архивы делятся на те, которые могут хранить документы Архивного фонда временно или постоянно.
К государственным относятся федеральные архивы и архивы субъектов Российской Федерации — региональные архивы. И федеральные, и региональные архивы делятся на два подвида: исторические некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы.
Есть всего 15 федеральных архивов. Федеральные архивы подчиняются Росархиву — Федеральному архивному агентству, ведущему учет документов Архивного фонда РФ. Региональные архивы подчиняются региональной администрации, а Росархив дает им рекомендации как методический центр. Однако бывает двойное подчинение: может оказаться, что архив подчиняется не только региональным, но и федеральным властям. Для исследователя это важно, поскольку каждая ступень руководства может наложить свои ограничения на доступ к конкретным документам.
Муниципальные архивы бывают районные и городские. Среди них есть архивы органов местного самоуправления и кооперированные архивы, в которых хранятся документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.
Ведомственные архивы можно разделить на три типа: текущие архивы ведомств, текущие архивы учреждений, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды. Ведомственные архивы является структурным подразделением ведомства, к которому принадлежат, и подчиняются непосредственно ему. Это значит что, они вольны разрешать и не разрешать доступ к документам на усмотрение администрации архива.
Ведомственные архивы могут хранить документы только временно или депозитарно. По истечению срока документы должны быть переданы в Росархив, где осуществляется их постоянное хранение. Срок и условия депозитарного хранения определяются в договоре, который должен быть заключен между ведомственным архивом и Росархивом, но в свободном доступе информации об этих договорах нет.
Негосударственные архивы могут быть разнообразные, но можно выделить три основные категории: архивы физических лиц, архивы приватизированных предприятий, учреждений и организаций, и архивы общественных объединений. К архивам общественных организаций относятся, например, архивы политических партий и религиозных организаций.
Каждое физическое и юридическое лицо вправе создавать собственные архивы, но также оно по закону несет ответственность за состояние и обеспечение сохранности ценного документа. Главный документ, определяющий взаимотношения между собственниками негосударственного архива и Государственной архивной службой — договор, в котором прописаны права и обязанности каждой стороны. Например, если руководитель архива не выполняет обязанности по правильному хранению и использованию особо ценных документов — они могут быть изъяты по решению суда. Негосударственные архивы могут хранить документы Архивного фонда только временно.
«Личное дело каждого» — это руководство к действию для граждан, которые хотят реализовать свои права на доступ к документальным свидетельствам о политических репрессиях, проводившихся в СССР, и узнать информацию о судьбе собственных родственников. Цель проекта — создание сообщества исследователей, которые имеют дело с различными практиками доступа к архивным материалам.
Минюст внес Международный Мемориал в реестр НКО-«иностранных агентов».
Приложение. Порядок формирования и содержания муниципального архива
Приложение
к постановлению администрации г. Нягани
от 17 января 2013 г. N 119
Порядок
формирования и содержания муниципального архива
С изменениями и дополнениями от:
2. В настоящем Порядке применяются следующие основные понятия:
3. Функции муниципального архива выполняет архивный отдел управления делами Администрации города Нягани, который осуществляет управление архивным делом на территории города Нягани, хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда муниципального образования город Нягань.
4. Органы местного самоуправления города Нягани, юридические и физические лица, в процессе деятельности которых образуются архивные документы, подлежащие приему на хранение в муниципальный архив, выступают источниками комплектования муниципального архива.
5. Муниципальный архив составляет список источников комплектования, передающих архивные документы в муниципальную собственность. Включение в указанный список негосударственных организаций, а также физических лиц осуществляется на основании договора.
6. К муниципальной собственности относятся архивные документы:
а) органов местного самоуправления города Нягани и муниципальных организаций муниципального образования город Нягань;
б) хранящиеся в муниципальных музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти музеи, библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).
10. В состав Архивного фонда муниципального образования город Нягань входят прошедшие экспертизу ценности архивные документы, отражающие материальную и духовную жизнь города Нягани, имеющие историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, в том числе управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательской, технологической работы, градостроительная документация, кино-, фото-, видео-, фонодокументы, электронные документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, копии архивных документов на правах подлинников.
12. При проведении экспертизы ценности документов муниципальный архив руководствуется:
— Перечнями типовых документов с указанием сроков хранения;
— Перечнями документов, образующихся в процессе деятельности организаций, с указанием сроков хранения;
— сроками хранения отдельных видов архивных документов, в том числе не вошедших в указанные Перечни, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации.
14. Муниципальный архив в соответствии с представленными ему полномочиями органа местного самоуправления города Нягани в сфере архивного дела согласовывает описи дел по личному составу самостоятельно.
15. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем и муниципальным архивом. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации.
16. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в органах местного самоуправления города Нягани либо муниципальных организациях муниципального образования город Нягань передаются на постоянное хранение в муниципальный архив.
17. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно или на основании договора между собственниками указанных документов передаются на хранение в муниципальный архив.
18. Органы местного самоуправления города Нягани и муниципальные организации муниципального образования город Нягань обеспечивают отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в муниципальный архив.
Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.
19. При изменении структуры органов местного самоуправления города Нягани архивные документы в упорядоченном состоянии передаются вновь формируемым органам местного самоуправления города Нягани.
20. При реорганизации муниципальных организаций муниципального образования город Нягань архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций.
21. При ликвидации органов местного самоуправления города Нягани и муниципальных организаций муниципального образования город Нягань включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в муниципальный архив.
22. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся:
23. Устанавливаются следующие сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их поступления в муниципальный архив:
Информация об изменениях:
Постановлением администрации г. Нягани от 18 мая 2016 г. N 1452 в подпункт «б» внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
б) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации отдельных видов архивных документов:
Информация об изменениях:
Постановлением администрации г. Нягани от 18 мая 2016 г. N 1452 приложение дополнено пунктом 23.1, вступающим в силу после официального опубликования названного постановления
23.1. Сроки временного хранения документов по личному составу
1. Документы по личному составу, созданные до 2003 года, хранятся:
2. Документы по личному составу, созданные начиная с 2003 года, хранятся:
24. Формирование и содержание муниципального архива осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Нягани.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое муниципальные архивы
Муниципальные архивы России: современное состояние,
проблемы, перспективы развития
Опубликовано в журнале
«Отечественные архивы» № 3 (2013 г.)
Муниципальные архивы (их на 1 января 2012 г. в стране насчитывается 2343) хранят существенную часть документов Архивного фонда Российской Федерации (по данным паспортизации на 1 января 2010 г. – 62,1 млн ед. хр., или 25 %). Редакция обратилась к руководителям уполномоченных органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации в области архивного дела (Краснодарского края, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской и Свердловской областей), а также Росархива с просьбой рассказать об организации взаимодействия с муниципальными архивами, основных проблемах и возможных путях их преодоления.
А.Н. Артизов, руководитель Федерального архивного агентства: Муниципальные архивы – самая многочисленная и важная составляющая сети архивных учреждений Российской Федерации. При этом они являются наиболее активно комплектующимся звеном, где из года в год растет объем документов по личному составу. Их деятельность регулируется федеральными законами от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также законодательными актами субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела. Согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы формирования архивных фондов поселения, муниципального района; формирования и содержания муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений, а городского округа – формирования и содержания муниципального архива. Однако все муниципальные архивы работают по единым Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (2007 г.).
В последние десятилетия происходят позитивные сдвиги в развитии материально-технической базы муниципальных архивов: все чаще для них строятся специальные здания, растет протяженность стеллажных полок, доля металлических стеллажей. Все большее применение в практике находят информационные технологии. Началась оцифровка документов, повсюду создаются базы данных о составе и содержании архивных фондов. Увеличивается объем оказываемых населению услуг и соответственно количество исполняемых запросов социально-правового характера; налаживается электронное взаимодействие с территориальными органами ПФР.
В то же время нуждается в активизации работа по обеспечению безопасности муниципальных архивов. В половине регионов уровень их оснащенности техническими средствами защиты составляет менее 50%, не закартонировано 56% дел. По-прежнему не хватает помещений, растет объем дел, принимаемых в неупорядоченном состоянии, а следовательно, должным образом не учтенных и не подготовленных для пользования.
Негативно сказываются на архивной практике пробелы в законодательстве, о которых говорят архивисты. Так, тупиковой стала проблема комплектования муниципальных архивов документами федеральных органов и организаций. В Государственной думе лежит подготовленный нами законопроект, вносящий поправки в № 125-ФЗ. Этот законопроект решает вопрос о ежегодном возмещении субъекту Российской Федерации затрат на содержание документации федеральных органов и организаций путем предоставления субвенций из федерального бюджета. При этом предусмотрена возможность перераспределения части выделяемых субъекту средств в пользу муниципальных образований, обеспечивающих хранение документов федеральных органов и организаций в муниципальных архивах.
Необходимо поднять уровень взаимодействия с муниципальными архивами и самому Росархиву, и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи чрезвычайно полезно, когда на заседания Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве приглашаются муниципальные архивисты (так было начиная с 2005 г. в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, подмосковном Левково и будет в сентябре этого года в Анапе, где кубанские архивисты принимают очередное заседание Совета). Эту практику следует всячески поддерживать и расширять.
На последнем заседании Совета по архивному делу было принято решение организовать конкурс на лучший муниципальный архив, результаты которого будут подведены до конца этого года. Сам конкурс позволит привлечь внимание к муниципальным архивам, поднять престиж профессии архивиста.
В.В. Горковенко, руководитель Управления по делам архивов Краснодарского края: На Кубани в муниципальных архивах (их в крае 46, и все они входят в структуру администраций муниципальных районов и городских округов) хранится 2 млн 261 тыс. ед. хр., или 60% от общего объема Архивного фонда Краснодарского края.
Самыми сложными являются вопросы их финансового и материально-технического обеспечения, решение которых невозможно без участия администраций муниципальных образований, наделенных в соответствии с № 131-ФЗ полномочиями по формированию и содержанию муниципальных архивов, а также без поддержки краевого центра. Законодательное собрание Краснодарского края и краевая администрация к проблемам архивного дела относятся с пониманием. Именно поэтому 8 декабря 2008 г. был принят Закон Краснодарского края «Об утверждении краевой целевой программы поддержки муниципальных архивов Краснодарского края а 1 июля 2011 г. постановлением главы администрации (губернатора) края утверждена ведомственная целевая программа «Укрепление материально-технической базы муниципальных архивов Краснодарского края
В программных мероприятиях на условиях софинансирования участвуют 32 муниципальных архива Кубани. Общая сумма затраченных средств – 51,4 млн руб. В итоге более чем на 3 тыс. кв. м увеличились площади архивохранилищ, установлены и модернизированы системы охранно-пожарной сигнализации, приобретены архивные короба, стеллажи, офисная мебель и сплит-системы, обновлен парк компьютерной и другой оргтехники. Обеспеченность компьютерами составляет в среднем 1,2 единицы на одного специалиста, все архивы подключены к Интернету, имеют свою страницу на сайтах администраций муниципальных образований, а муниципальный архив города Новороссийска – свой официальный сайт. Сегодня это один из лучших муниципальных архивов края. Для него за счет средств муниципального бюджета (52 млн руб.) приобретено новое здание, проведены ремонтные работы, закуплены необходимая оргтехника, офисная мебель.
Постановлением Законодательного собрания края от 19 декабря 2012 г. «О ходе исполнения Закона Краснодарского края “Об архивном деле в Краснодарском крае”» предусмотрено продолжить работу по укреплению материально-технической базы муниципальных архивов с использованием программного метода и консолидацией средств краевого и местных бюджетов.
Традиционными стали ежегодные заседания расширенной коллегии Управления по делам архивов Краснодарского края с участием глав муниципальных образований, их заместителей и кураторов муниципальных архивов, где подводятся итоги работы каждого муниципального архива. Управление инициировало мониторинг отчетных показателей для оценки эффективности и результативности всех направлений деятельности архивов с учетом нормативов трудозатрат, а также напряженности труда работников, чтобы в итоге обобщить и распространить передовой опыт. Для морального и материального поощрения лучших управление совместно с президиумом Краснодарской краевой территориальной оpганизации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания принимает постановления, на основе которых коллективы муниципальных архивов за высокопрофессиональный и плодотворный труд награждаются почетными грамотами, благодарностями и ценными подарками.
Специалисты управления курируют муниципальные архивы, организуя проверки (ежегодно а также семинарские занятия с сотрудниками как самостоятельно, так и совместно с управлением делопроизводства департамента управления делами Администрации Краснодарского края. Экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) управления проводятся расширенные и выездные заседания в городах и районах; члены ЭПК знакомятся с работой ведомственных архивов, проводят семинары с ответственными за архив в источниках комплектования. Вошли в практику ежегодные смотры-конкурсы на звание «Лучший архив», «Лучшая опись», что помогает совершенствовать работу муниципальных архивов с организациями.
Одной из главных задач для всех архивов края становится перевод документов постоянного хранения и описей дел в электронную форму. Управлением разработаны рекомендации по выбору типов сканеров для этой работы, руководствуясь которыми многие муниципальные архивы приобретают оборудование и программное обеспечение, в том числе за счет краевого бюджета в рамках целевых программ. Сегодня оцифровка проводится уже в 22 муниципальных архивах.
Наиболее важным и приоритетным направлением в части использования архивных документов является исполнение запросов пользователей. В среднем ежегодно муниципальный архив исполняет 5 тыс. запросов; в 2012 г. данной услугой воспользовались 229 тыс. человек. При этом муниципальные архивы активно сотрудничают с многофункциональными центрами (МФЦ). В результате число граждан, напрямую обращающихся в архивы, сократилось на 30%. В среднем по краю запросы, поступившие в муниципальные архивы из МФЦ, составляют более 50% от общего количества. С управлениями Отделения Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю взаимодействуют по защищенным каналам связи 29 муниципальных архивов, что позволяет сократить срок получения гражданами документов, необходимых для начисления и перерасчета пенсии, а также исключить многократное посещение ими как архивов, так и управлений ПФР.
Все муниципальные архивы края активно сотрудничают с первичными организациями Краснодарского краевого отделения Российского общества историков-архивистов (РОИА), которых в крае 48, а членов – 835, из них 85% в муниципальных образованиях. В прошлом году муниципальные архивы участвовали в организованном управлением совместно с краевым отделением РОИА конкурсе творческих работ «Ровесники края и их судьбы» в связи края; издан сборник лучших работ. Всем авторам, а также героям их очерков («ровесникам» края) были вручены книги, а победителям конкурса – дипломы и ценные подарки. В 2012 г. краевое отделение приняло участие во Всероссийском конкурсе юношеских научно-исследовательских работ «Юный архивист», представив пять работ. Авторы двух из них (учащиеся Ейского и Северского районов) стали лауреатами. В основе работ юных архивистов – документы соответствующих муниципальных архивов.
Первичные организации Кавказского, Лабинского и Ленинградского районов краевого отделения РОИА в начале 2013 г. участвовали во Всероссийском конкурсе региональных и первичных организаций на лучшую постановку работы. Первичные организации Кавказского и Ленинградского районов заняли
В муниципальных архивах края сегодня трудятся 194 работника, что составляет более половины общей численности архивистов Кубани. Сложились стабильные работоспособные коллективы; текучесть кадров на протяжении многих лет практически отсутствует; все руководители и специалисты имеют высшее и среднее специальное образование. Работа с кадрами в основном направлена на укрепление правового статуса архивных учреждений, сохранение штатной численности, повышение заработной платы работников, эффективности их труда и профессиональной квалификации. Управлением утверждено Примерное положение об архивном отделе администрации муниципального образования края. Решение вопросов назначения на должность и освобождения руководителя муниципального архива, реорганизации или ликвидации архива осуществляется по согласованию с управлением.
Каждые два года управление организует курсы повышения квалификации работников архивов. Так, в 2010 г. в рамках государственного заказа обучение по программе «Повышение эффективности деятельности муниципальных архивов в современных условиях» прошли 44 архивиста края, из них 90% – работники муниципальных архивов.
Одними из главных проблем архивной отрасли в крае остаются нехватка свободных площадей и недостаточная штатная численность. Дефицит площадей испытывают семь муниципальных архивов (их загруженность почти 100%), что является основной причиной несвоевременного приема документов на муниципальное хранение. Столько же архивов нуждается в сотрудниках из-за возросшего объема работ (внедрение современных информационных технологий, увеличение количества запросов, массовый прием документов по личному составу ликвидированных организаций).
Мы понимаем, что только совместными усилиями, при тесном взаимодействии с администрациями муниципальных образований будут обеспечены на должном уровне сохранность, комплектование, учет и использование архивных документов, и делаем все от нас зависящее, чтобы решить и эти проблемы.
П.М. Петров, начальник Главного архивного управления Московской области: Закон Московской области «Об архивном деле в Московской области», принятый 25 мая 2007 г., открыл новые перспективы и возможности для муниципальных архивов – самого многочисленного звена в сети архивных учреждений России. В Московской области их сегодня 69; в муниципальных архивах хранится 2 633 439 ед. хр. (в том числе 1 639 920 ед. хр. управленческой документации, 992 940 ед. хр. документов по личному составу, 579 ед. хр. личного происхождения), или 61% от объема Архивного фонда области. Наделение областным законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями стало главным фактором позитивных перемен в работе архивных учреждений муниципальных образований Подмосковья. Законом (ст. 15) предусмотрены финансовое обеспечение органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета и обеспечение их необходимыми материальными средствами. Поскольку большая часть документов, хранящихся в муниципальных архивах (это 2 020 236 ед. хр.), относится к собственности Московской области, то их финансирование с 2008 г. осуществляется в основном за счет субвенций, объем которых за пять лет вырос почти вдвое. В 2013 г. субвенции из бюджета Московской области составили 287 млн 745 тыс. руб.
За эти годы работники муниципальных архивов добились заметных успехов в количественном и качественном формировании Архивного фонда Московской области; обеспечении его надежной сохранности и учета, как и других архивных документов; использовании современных информационных технологий и техники, помогающих своевременно и в полном объеме предоставлять услуги, предусмотренные административными регламентами.
Для реализации этих задач потребовалось прежде всего создать прочную материально-техническую базу муниципальных архивов, предоставить им помещения, соответствующие нормативным требованиям и обеспечивающие сохранность архивных документов. Вопросы, связанные с выделением архивам новых и дополнительных помещений, находятся под особым контролем руководства Главного архивного управления Московской области, которое ставит их перед главами муниципальных образований; при этом существенную помощь в решении неотложных проблем оказывает Правительство Московской области. В предоставленных под архивы помещениях проводится ремонт, устанавливаются стеллажное и другое необходимое оборудование, охранная и пожарная сигнализация, системы автоматического пожаротушения, кондиционирования и т.п. В 2007 г. введены в эксплуатацию 1307 кв. м площадей в муниципальных архивах (Егорьевском, Озерском, Павлово-Посадском, Пушкинском, Троицком, Фрязинском, Чеховском, Шаховском); в 2008 г. переместили в новые здания архивы в Ленинском муниципальном районе, городских округах Восход, Котельники, Звенигород; в 2009 г. – в городском округе Домодедово, Коломенском районе, а также выделили дополнительные площади для архивов в Ивантеевке, Серпухове и Серпуховском районе; Орехово-Зуевском, Раменском, Серебряно-Прудском, Талдомском и Шатурском районах; в 2010 г. новые помещения получили Железнодорожный и Краснознаменский муниципальные архивы, дополнительные площади – Балашихинский, Воскресенский, Ивантеевский, Клинский, Лыткаринский, Мытищинский, Раменский, Сергиево-Посадский архивы; в 2011 г. завершено строительство по специально разработанному с участием архивистов проекту нового помещения Щелковского муниципального архива, а Солнечногорскому – передано новое помещение; в 2012 г. переехал в новое здание Одинцовский муниципальный архив, а Коломенскому городскому архиву выделено отдельное здание и проводится его ремонт; дополнительные помещения получили Волоколамский, Дубненский, Егорьевский, Луховицкий, Пущинский, Серпуховской архивы. Удалось увеличить площадь архивохранилищ за счет пристройки или перепланировки в Рузском и Озерском муниципальных архивах.
По мере сил решается и проблема архивных кадров. Понимая, что укомплектование муниципальных архивов квалифицированными сотрудниками во многом определяет качество и полноту выполнения ими своих функций, работники Главного архивного управления Московской области придают кадровым вопросам первостепенное значение. Рост объемов работы и ее интенсивности требовал увеличения штатов. Постановление Правительства Московской области «О методике расчета численности работников муниципального архива в Московской области, обеспечивающих исполнение государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, отнесенных к собственности Московской области» от 26 июня 2007 г. стало основой для определения реальной потребности в штатной численности муниципальных архивистов.
Расчеты Главного архивного управления Московской области показали, что только на осуществление государственных полномочий необходимо задействовать 295 человек (это значительно превышало реальную численность сотрудников). Поэтому с 2008 г. муниципальные архивы укрепляются дополнительными кадрами при участии органов местного самоуправления муниципальных образований. В результате совместных усилий штатная численность муниципальных архивов значительно выросла. Если в 2007 г. там работали 242 человека, то уже в 2008 г. – 323, и с каждым годом их число продолжает расти: в 2009 г. – 338, в 2010 г. – 347, в 2012 г. – 369 человек.
Кадровая политика направлена не только на увеличение численности сотрудников, но и на сокращение текучести кадров, а для этого необходимо создать привлекательные условия работы. Поступление в муниципальные архивы субвенций позволило в течение пяти лет заметно поднять уровень заработной платы. Так, в четвертом квартале 2012 г. средний месячный заработок муниципальных архивистов составлял около 40 тыс. руб. За короткое время удалось оснастить рабочие места современной компьютерной техникой, подключить к Интернету, закупить и установить в рабочих комнатах удобную и красивую офисную мебель, оборудовать архивохранилища современными стационарными и передвижными стеллажами, кондиционерами, обеспечить архивными коробами.
Изменился и характер работы: муниципальные архивы начали переводить описи дел и документы в электронную форму (с 2011 г. проводится в массовом порядке), вести электронный учет документов, активнее использовать электронную почту, информацию из Интернета. Освоить эти виды работы было легче молодому поколению, уже не представляющему жизнь без современной техники. Все это способствовало тому, что среди сотрудников муниципальных архивов появилось больше молодежи. В Звенигороде, Красногорске, Реутове, Рошале, Чехове, Шаховском, Электрогорске муниципальные архивы возглавили молодые руководители. И этот процесс продолжается. К началу 2013 г. в муниципальных архивах работали 54 человека в возрасте до 29 лет, 154 – до 49 лет. Число работающих пенсионеров ежегодно сокращается. Образовательный уровень достаточно высок. Сейчас здесь трудятся около 300 человек с высшем образованием, из них 23 – с базовым, 56 – со средним специальным и лишь 16 – со средним; двое руководителей муниципальных архивов (в городском округе Балашиха и Серпуховском районе) имеют ученые степени. Учатся в вузах 16 человек.
Учитывая, что состояние архивного дела во многом зависит от компетентности и профессионализма сотрудников, Главное архивное управление Московской области уделяет серьезное внимание повышению их квалификации. С этой целью Главным управлением налажено обучение работников муниципальных архивов в Московском областном учебном центре «Нахабино» по программе «Современная организация архивного дела». Разработаны планы занятий; руководители Главного архивного управления читают лекции, проводят семинарские занятия по архивным и другим дисциплинам. Кроме того, организована учеба работников муниципальных архивов в отраслевом центре повышения квалификации ВНИИДАД.
В соответствии с планом повышения квалификации работников муниципальных архивов Главное архивное управление Московской области ежегодно проводит совещания-семинары. Их тематика достаточно широка: от планирования и отчетности до методики и организации выполнения отдельных работ. Так, в апреле 2012 г. на базе Домодедовского муниципального архива состоялось совещание-семинар по теме «Обеспечение сохранности и использование документов Архивного фонда Московской области», посвященное работе по переводу описей дел и документов в электронную форму. Однако это не может заменить полноценного базового образования. Приходится с сожалением констатировать, что число выпускников Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ в муниципальных архивах сравнительно невелико (около 6%). Даже несмотря на хорошую по меркам архивных учреждений заработную плату, специалисты с квалификацией «историк-архивист» предпочитают архивным учреждениям другие, как правило коммерческие. Среди обучающихся в вузах муниципальных архивистов практически отсутствуют студенты ИАИ РГГУ.
Руководство и специалисты Главного архивного управления координируют работу архивных учреждений муниципальных образований, консультируют их руководителей. Проводимые проверки муниципальных архивов и организаций – источников комплектования направлены не только на контроль выполнения архивными учреждениями требований нормативных и правовых документов, методических указаний, но и на привлечение внимания органов местного самоуправления к проблемам архивного дела в муниципальных образованиях.
Муниципальные архивы сосредоточили в своих фондах документы местных органов власти и управления, самоуправления, отдельных организаций, в том числе по личному составу и личного происхождения, в которых отражена история районов, городов, населенных пунктов и их жителей. Сохраняя документальное богатство Подмосковья, архивисты отвечают на вызовы времени: предоставляют новые услуги, заботятся о создании в архивах более комфортных условий работы, используют достижения технического прогресса, всячески стремятся к тому, чтобы авторитет работников архивной службы соответствовал их важному и благородному труду.
А.А. Глазырина, начальник отдела мониторинга и регулирования архивного дела Комитета по делам архивов Нижегородской области; В.Э. Виноградова, консультант отдела: Муниципальные архивы, достойно представляющие государственную архивную службу Нижегородской области, прошли долгий и непростой путь становления начиная с 1924 г., когда в трех уездах (Ветлужском, Павловском, Сергачском) были образованы местные архивы. Уездные, позже районные архивисты спасли от уничтожения многие документы упраздненных органов управления губернией, торговых фирм и промышленных предприятий, архивы из разоренных помещичьих усадеб.
В настоящее время в 50 муниципальных архивах области (это 44 архивных отдела и сектора, пять муниципальных архивов – казенных и бюджетных учреждений, одно муниципальное казенное учреждение «Административно-хозяйственное управление Володарского муниципального района») хранится 2 082 564 ед. хр., из которых 52,4% – документы по личному составу, 47,4% – управленческие; 12 921 фотодокумент (созданы в основном в 1979 г. в результате фотосъемки сельских населенных пунктов), 4611 ед. хр. научно-технической документации, 1091 ед. хр. – документы личного происхождения и др. Хронологические рамки основного массива – однако есть документы начала XX в. и даже середины XIX в., как, например, в архивном отделе администрации Выксунского муниципального района, где хранятся метрические книги Но наиболее полно в них представлен период с конца до конца Документы, подлежащие постоянному хранению, до принятия Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в государственных районных и городских архивах хранились временно, а затем передавались в Государственный архив Горьковской области (ныне Центральный архив Нижегородской области – ЦАНО) и его филиалы в г. Арзамасе и г. Балахне (ныне Государственный архив Нижегородской области, г. Арзамас и Государственный архив Нижегородской области, г. Балахна). На сайте «Государственная архивная служба Нижегородской области» размещен справочник по фондам муниципальных архивов, подготовленный Комитетом по делам архивов Нижегородской области.
Практически все документы (99,8%) муниципальных архивов внесены в описи; 99,7% описей имеют полный комплект, т.е. три экземпляра; 32 архива выявляют особо ценные документы (на 1 января 2013 г. к этой категории отнесено 23 357 дел). Активизировалась работа по созданию тематических картотек по распорядительным документам органов власти и местного самоуправления, административно-территориальному делению, истории организаций, учреждений и предприятий, переименованию улиц (уже составлено 474 217 карточек). На учете состоит 13 тематических баз данных по постановлениям и решениям органов власти и местного самоуправления г. Нижнего Новгорода и г. Сарова по управленческой документации и база данных по личному составу – личные дела уволенных сотрудников администрации г. Нижнего Новгорода (архив г. Нижнего Новгорода).
Квалифицированно и своевременно оказываются услуги по исполнению социально-правовых и тематических запросов юридических и физических лиц. Например, в 2009 г. – 92 597 запросов, 2010 г. – 88 912, 2011 г. – 90 534, 2012 г. – 83 253 запроса. Около 92% запросов исполнено с положительным результатом. Регулярно по архивным документам готовятся и публикуются статьи, теле- и радиопередачи, проводятся экскурсии, школьные уроки, выставки.
Муниципальные архивы располагаются в 66 приспособленных помещениях, два здания построено специально для архивов в г. Лыскове и г. Сарове. шести муниципальным архивам выделено 303 кв. м дополнительных площадей. При их освоении установлено 4723 пог. м металлических стеллажей; общая протяженность стеллажных полок – 33 246 пог. м (большинство металлические). Степень загруженности архивохранилищ составляет 84,8%; в 21 архиве нет охранной сигнализации, а в восьми – пожарной.
В соответствии с ежегодно составляемым комитетом планом проведения проверок, который согласовывается с Прокуратурой Нижегородской области, в 2012 г. состоялись проверки девяти администраций муниципальных районов области на предмет соблюдения юридическими лицами требований в сфере архивного дела, установленных правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области. Значительное число нарушений связано с обеспечением сохранности документов. В частности, в Чкаловском муниципальном районе (архивный сектор общего отдела) из 15 замечаний восемь касались необходимости обеспечения нормативного режима хранения документов, включая проведение экспертизы здания и помещений для установления долговечности его основных конструкций и прочности межэтажных перекрытий с учетом потенциальных нагрузок, так как под тяжестью дел стеллажи и пол деформированы; установку огнетушителей во всех архивохранилищах; защиту от проникновения дневного света и др. Теперь администрация Чкаловского муниципального района устраняет выявленные нарушения, ежеквартально информируя об этом комитет и заместителя губернатора, заместителя председателя Правительства Нижегородской области С.А. Потапова. Основной итог проверки – архивному сектору выделено отдельное двухэтажное здание для размещения архива (оно расположено в мемориальной зоне, всего в километре от центра города, в доме купца Рукавишникова, 1880 г. постройки). Уже установлены охранно-пожарная сигнализация, металлические стеллажи.
Результаты всех проверок были рассмотрены 16 октября 2012 г. на совещании губернатора В.П. Шанцева с главами местного самоуправления, а также администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством рекомендовано устранить выявленные нарушения и обеспечить контроль исполнения вынесенных предписаний в установленные сроки. Кроме того, ход выполнения районными администрациями мероприятий по устранению недостатков дважды обсуждался на заседании коллегии комитета (последний раз уже в начале этого года). В текущем году запланированы семь проверок соблюдения требований правовых актов в сфере архивного дела и исполнения предписаний и пять ознакомлений с работой администраций муниципальных районов и городских округов.
В целях недопущения нарушений требований законодательства в сфере архивного дела комитетом и подведомственными ему государственными архивами решено проводить кустовые обучающие семинары по архивному делу. Первый состоялся в мае 2012 г. в с. Дивеево для 13 муниципальных архивов юга Нижегородской области; второй – в июле в р.п. Воскресенское для северных районов, а в октябре – в р.п. Бутурлино для восточных. Во всех выездных семинарах участвовали руководитель комитета Б.М. Пудалов, главы и заместители глав администраций принимающих районов. Завершающий семинар прошел в ноябре в Нижнем Новгороде на базе ЦАНО, являющегося организационно-методическим центром для архивных учреждений области. В нем участвовали руководители и работники муниципальных архивов 14 муниципальных районов и пяти городских округов. Все доклады и выступления сопровождались мультимедийными презентациями. Получив высокую оценку слушателей, подобная практика продолжается. Первый семинар в этом году состоялся 27 марта в г. Арзамасе для представителей 11 муниципальных районов.
В муниципальных архивах области работают 159 человек. Из них 118 имеют высшее образование, 27 – среднее специальное, остальные – среднее. В 2010–2012 гг. кадровый состав значительно омолодился (на 38%). Пришли грамотные специалисты, но не имеющие опыта архивной работы и профильного образования.
К сожалению, в процессе проведения социально-экономических реформ, разрушения вертикали управления в архивной отрасли, оптимизации штатной численности муниципальных служащих наблюдается тенденция понижения статуса архивных структур, а также их работников. Так, в 2012 г. в администрации Нижнего Новгорода ликвидировали архивный отдел, создав взамен муниципальное казенное учреждение «Архив города Нижнего Новгорода», что, несомненно, негативно отразится на взаимодействии архивистов с источниками комплектования, в том числе подразделениями администрации, из-за отсутствия контроля за состоянием сохранности архивных документов, недостаточного административного ресурса по оперативному решению проблем, связанных с работой делопроизводственных служб и архивов муниципальных организаций. Ликвидация уполномоченных в сфере архивного дела структурных подразделений администраций муниципальных районов ухудшает также и материальное положение их бывших работников – архивистов, в том числе опытных и отмеченных за свой многолетний и добросовестный труд различными наградами: специалисты лишаются соответствующих льгот за имеющийся стаж муниципальной службы, им предлагаются должности с невысокими окладами.
В том же году был ликвидирован архивный сектор в администрации Володарского муниципального района с передачей функций многопрофильному муниципальному учреждению. С марта текущего года понижается должностной статус заведующего сектором формирования архивных фондов и двух его специалистов в администрации Вачского муниципального района с переводом их на должности, не относящиеся к муниципальной службе. В администрации г. Дзержинска начались организационные процедуры по ликвидации должности специалиста, курирующего муниципальное бюджетное учреждение «Городской архив» г. Дзержинска, а также уполномоченного на проведение комплекса работ по организации упорядочения и комплектования архивными документами постоянного хранения. В этой ситуации опытный работник стоит перед выбором: смириться с ухудшающими жизненный уровень условиями, продолжив служить любимому делу на нижеоплачиваемой должности в муниципальном архиве, или искать новую работу. Предотвратить подобные ситуации Комитет по делам архивов Нижегородской области, как и Федеральное архивное агентство, не в силах. Для этого необходимы соответствующие полномочия и государственная поддержка по формированию отношения к архивам как символу государственности с достойным финансовым обеспечением на содержание архивных фондов и социальную защиту архивистов.
Усугубляются проблемы материально-технического содержания зданий и отсутствия необходимых площадей архивохранилищ, неполноты состава архивных фондов, так как процесс ликвидации, банкротства организаций все еще продолжается.
Тем не менее в современных условиях, с учетом пока еще недостаточной правовой базы в сфере архивного дела, муниципальные архивы по-прежнему стабильно обеспечивают комплектование, хранение документов на различных носителях и их использование посредством оказания услуг, в том числе применяя информационные технологии, по выдаче дел в читальные залы, предоставлению архивной информации и др.
С.М. Муромцева, председатель Комитета по делам архивов Оренбургской области: В области действует 51 муниципальный архив, из них девять архивов документов по личному составу. В них сосредоточено более 1 млн ед. хр. разнообразной ретроспективной документации, что составляет 37% от общего объема документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, хранящихся в архивных учреждениях области. При этом 46 архивов являются структурными подразделениями администраций районов и городов, четыре (в городах Оренбурге, Бузулуке, Гайском и Переволоцком районах) имеют статус муниципального бюджетного учреждения, муниципальным казенным учреждением стал муниципальный архив города Новотроицка; при активном участии комитета решается вопрос о создании архивов в двух муниципальных образованиях области – городе Орске и ЗАТО «Комаровский».
Для установления более четких правовых отношений в сфере архивного дела комитетом в 2006 г. инициировано заключение соглашений о порядке взаимодействия и сотрудничества с администрациями районов и городов области. В настоящее время договоры подписаны с администрациями всех муниципальных районов и городских округов, кроме городов Оренбурга, Орска и ЗАТО «Комаровский».
В рамках государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле комитет проводит проверки соблюдения требований обеспечения сохранности документов в муниципальных архивах. Подавляющая часть нарушений, выявленных относится именно к этой сфере. Так, треть муниципальных архивов области испытывают дефицит площадей; 49 архивов размещены в неприспособленных для хранения документов помещениях (только в городе Новотроицке и Первомайском районе архивные здания можно считать отвечающими всем нормативным требованиям, так как их реконструкция проводилась после экспертизы и по специальным для архивов проектам). В девяти муниципальных архивах отсутствует пожарная сигнализация, в 48 – система автоматического пожаротушения (она есть в г. Новотроицке, Кваркенском и Ясненском районах), в 22 – охранная сигнализация, в 50 – системы кондиционирования, в 19 архивах необходима замена комбинированных стеллажей на металлические.
Выдавая администрациям муниципальных образований предписания по устранению нарушений нормативных условий хранения документов, мы понимаем, что обеспечить их выполнение, особенно в части требований к зданиям и помещениям, на местном уровне довольно сложно. Поэтому вопросы укрепления материально-технической базы архивов, безопасности архивных фондов поднимаются на рабочих встречах с руководителями администраций районов и городов, а также в переписке с ними.
Постепенно позитивные изменения все-таки происходят. В последние годы в новые помещения переехали муниципальные архивы Акбулакского, Пономаревского, Сакмарского, Шарлыкского районов, архивохранилища по личному составу Красногвардейского и Тоцкого районов; восемь архивов получили дополнительные площади. Положительная динамика наблюдается в укреплении пожарной безопасности и охранного режима, увеличении протяженности стеллажных полок и др.
В 2012 г. комитет в очередной раз попытался решить проблему сохранности архивных документов в муниципальных образованиях в рамках программных мероприятий путем софинансирования из областного бюджета, подготовив в соответствии с распоряжением губернатора Оренбургской области от 28 июня 2012 г. проект областной целевой программы «Обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах» Проект предусматривал строительство и реконструкцию девяти объектов муниципальной собственности для хранения свыше 320 тыс. архивных дел. К сожалению, программа из-за сложностей с финансированием не принята. В настоящее время готовится проект государственной программы «Развитие культуры в Оренбургской области» на который по той же причине не предусматривает финансовую поддержку муниципалитетам в сфере архивного дела.
В тех муниципальных образованиях области, где местные власти планируют приспосабливать под архив здания или помещения, настоятельно рекомендуем руководству администраций обращаться к специалистам и проводить необходимые работы по экспертизе, проектированию и капитальному ремонту (реконструкции), не забывая при этом об обязанности согласования проектной документации с комитетом. Ведь в нашей области уже есть негативный пример «приспособления» под архив помещения третьего этажа здания в г. Бугуруслане. Из-за того что администрация города вовремя не провела экспертизу здания, не согласовала с комитетом проектную документацию, размещение стеллажей с документами после проведения ремонтных работ оказалось небезопасным из-за превышения допустимой нагрузки на плиты перекрытия. Не все мероприятия были предусмотрены и по созданию в архиве противопожарного режима.
Безусловно, проблемы материально-технического обеспечения архивов связаны с немалыми финансовыми затратами, но решать их необходимо. Комитет будет и в дальнейшем совместно с органами местного самоуправления прилагать все усилия к достижению современного уровня хранения документального наследия в районах и городах области, как того требует действующее законодательство об архивном деле.
В целях оказания методической и практической помощи муниципальным архивам работниками комитета ежегодно осуществляется в среднем до 25 командировок в районы и города области, проводятся обучающие семинары по различным вопросам архивного дела и делопроизводства, ежемесячно дается более 100 методических консультаций.
Что касается углубления профессиональных знаний муниципальных архивистов, то этому способствуют не только традиционные областные совещания-семинары по итогам работы за год, но и зональные семинары на базе одного из архивов каждой зоны области. Так, в 2012 г. в г. Новотроицке, Оренбургском и Тоцком районах обсуждались вопросы планирования и отчетности, разработки архивными учреждениями муниципального задания, внедрения информационных технологий. Такие семинары оказались полезными и для комитета, и для архивов, поскольку позволяют кураторам увидеть проблемы, которые возникли в зоне их ответственности.
На базе государственных архивов организуются стажировки для вновь назначенных специалистов муниципальных архивов. Положительный отзыв архивистов муниципальных образований получило их обучение в 2008 г. при участии работников комитета на двухнедельных учебных курсах повышения квалификации на базе факультета второго высшего образования по специальности «Историко-архивоведение» Оренбургского государственного педагогического университета, организованных аппаратом губернатора и Правительства Оренбургской области. По окончании курсов 44 работника муниципальных архивов области получили свидетельство о повышении квалификации государственного образца.
Комитет регулярно обеспечивает архивистов муниципальных образований методическими пособиями. Так, за последние годы были подготовлены новые примерные номенклатуры дел органов местного самоуправления районов, городов и сельпоссоветов, пособия по описанию картографических и аудиовизуальных документов, исполнению социально-правовых запросов. В разработке административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг архивистам муниципальных образований помогли направленные в их адрес утвержденные административные регламенты комитета по предоставлению государственных услуг исполнения запросов социально-правового характера и выдачи копий архивных документов. Архивам районов и городов на безвозмездной основе предоставлены инструктивно-методические материалы к программному комплексу «Архивный фонд».
В целях повышения квалификации работников делопроизводственных служб и архивов организаций – источников комплектования муниципальных архивов сотрудники комитета читают лекции на курсах повышения квалификации специалистов муниципальных образований при Оренбургском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также Оренбургском государственном университете, ежегодно проводят выездные семинары по организации работы с документами и обеспечению их сохранности на базе администраций городов и районов области.
Р.Ф. Пантюхина, заместитель руководителя Управления государственной архивной службы Самарской области: Сеть архивных учреждений муниципального уровня является самой многочисленной в общей структуре архивной службы Самарской области и включает 37 архивных отделов городских округов и муниципальных районов (соответственно их количеству), а также управление по делам архивов мэрии городского округа Тольятти. Все они являются структурными подразделениями администраций без наделения правами юридического лица. Там хранится без малого 1,2 млн ед. хр., из них 351,4 тыс. дел (29%) являются собственностью Самарской области. Их деятельность в значительной степени характеризует состояние архивного дела в регионе в целом.
Правовую основу взаимодействия Управления государственной архивной службы Самарской области с администрациями муниципальных районов и городских округов составляют, помимо известных федеральных законов, законы Самарской области от 12 мая 2005 г. «Об архивном деле в Самарской области» и от 16 марта 2007 г. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере архивного дела». Кроме того, в уставах всех муниципальных образований вопросы содержания архивных отделов обозначены как одна из функций муниципальных властей. Это имело решающее значение для сохранения их правового статуса. При этом особенностью деятельности архивных отделов является совмещение функций муниципального органа в сфере архивного дела и муниципального архива. Сложившаяся практика позволяет избежать создания дополнительных структур в системе муниципальных учреждений и финансовых затрат на их содержание.
Управление государственной архивной службы как уполномоченный орган исполнительной власти в сфере архивного дела обеспечивает организацию и ведение архивного дела в муниципальных образованиях на единой с государственными архивами методической базе. В рамках этих полномочий управление активно взаимодействует с органами местного самоуправления, используя при этом самые разнообразные формы.
Важным инструментом является государственная поддержка архивного дела в муниципалитетах. В законодательном порядке органы местного самоуправления в Самарской области как уполномоченные органы в сфере архивного дела наделены государственными полномочиями в этой сфере, а архивные отделы, являясь подразделениями администраций, – правом осуществлять эти полномочия. На реализацию переданных государственных полномочий из областного бюджета выделяются субвенции. Объем субвенций ежегодно меняется пропорционально увеличению количества документов собственности Самарской области. В 2012 г. субвенции составили 5,6 млн руб. Эти средства имеют строго целевое назначение и направляются на решение первоочередных вопросов укрепления материальной базы архивных отделов, повышение уровня их безопасности и технической оснащенности, соблюдение нормативных требований по сохранности документов. К примеру, только в 2012 г. за счет субвенций приобретено девять компьютеров новейшей модификации; компьютерный парк в архивных учреждениях муниципального уровня области насчитывает 147 единиц. На сегодняшний день все архивные отделы оснащены современной охранной и пожарной сигнализацией, в 35 – деревянные стеллажи заменены на металлические. Все эти меры реализованы также с привлечением субвенций.
20 февраля 2012 г. принято постановление Правительства Самарской области, которое позволяет часть субвенций направлять на оплату труда специалистов архивных отделов.
Результативной формой взаимодействия и влияния на организацию архивного дела в муниципальных районах и городских округах являются ежегодные выездные заседания коллегии Управления государственной архивной службы. В них участвуют не только руководители и специалисты государственных архивов и архивных отделов, но, что очень важно, руководители аппаратов администраций, которые непосредственно курируют вопросы архивного дела на своих территориях. При выборе региона, принимающего очередное заседание, учитываются состояние материальной базы архивного отдела, уровень его технической оснащенности, качество выполнения всех видов работ. Затем вопрос о предстоящем заседании выносится на согласование руководства администрации муниципального образования. К примеру, на выездном заседании коллегии в городском округе Жигулевск (2004 г.) был рассмотрен опыт архивного отдела по использованию документов архивного фонда при проведении совместно с общеобразовательными школами города различных краеведческих мероприятий. На выездном заседании коллегии на базе муниципального района Богатовский (2010 г.) проанализирована деятельность архивных учреждений области по реализации пенсионного законодательства в части исполнения запросов социально-правового характера. В работе коллегии принимали участие руководители и специалисты Отделения ПФР по Самарской области и его региональных подразделений. На коллегии в муниципальном районе Кинельский (2007 г.) рассмотрен вопрос о деятельности архивных отделов в условиях реформирования системы местного самоуправления. В тот момент эта проблема особенно обострилась, поскольку на фоне финансового кризиса проявилась тенденция к понижению статуса архивных отделов, преобразованию их в муниципальные архивы, сокращению штатной численности специалистов. В результате глубокого анализа проблемы и ее обсуждения с присутствовавшими руководителями администраций нежелательные действия удалось предотвратить.
Современная организация архивного дела в муниципальных образованиях требует активного внедрения информационных технологий и создания на их основе электронных сервисов для оказания муниципальных услуг. В Самарской области все архивные отделы работают с ПК «Архивный фонд». Этому предшествовало проведение специалистом Управления государственной архивной службы цикла методических и практических семинаров, а также индивидуальных занятий непосредственно в архивных отделах. Сегодня в БД «Архивный фонд» введена информация о 99,4% фондов, 93% описей и 33% дел. Архивные отделы имеют доступ в Интернет, включены в корпоративную сеть передачи данных Правительства Самарской области.
В рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2012 г. проведено заседание коллегии Управления государственной архивной службы на базе МФЦ города Самары, с которым в 2011 г. подписано Соглашение об информационном взаимодействии. На коллегии рассмотрен вопрос взаимодействия архивных отделов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг. Заседание проведено при поддержке Департамента информационных технологий и связи Самарской области в режиме онлайн. На нем обсуждалась возможность создания автоматизированной информационной поисковой системы о месте хранения документов по личному составу, что позволит специалистам МФЦ адресно направлять поступающие запросы на исполнение в соответствующие архивы. Принятое на коллегии предложение о разработке соответствующего программного обеспечения поддержано Департаментом информационных технологий и связи.
Достаточно эффективными в плане повышения качества работы архивных отделов по экспертизе ценности документов и отбору их в состав архивного фонда являются регулярно проводимые выездные заседания ЭПК Управления государственной архивной службы. Руководители и специалисты управления систематически выезжают в районы, проводят рабочие встречи с главами администраций, решая при этом различные вопросы деятельности архивных отделов. Хорошо зарекомендовали себя организуемые управлением конкурсы профессионального мастерства в государственных архивах и архивных отделах. Это достаточно действенный инструмент мотивации к повышению профессиональных навыков. Кроме того, победители конкурса получают не только моральное, но и материальное поощрение.
Управление по делам архивов мэрии городского округа Тольятти представлено к участию в конкурсе «Лучший муниципальный архив», который проводит в текущем году Федеральное архивное агентство.
И еще один важный момент – работа с кадрами архивистов муниципального уровня. Здесь трудятся 131 человек, из них 110 – муниципальные служащие. Высшее образование имеют 84 специалиста (64%), четыре – учатся в различных вузах. При тесном взаимодействии с руководством администраций решаются вопросы переподготовки и повышения квалификации специалистов на одногодичных курсах ОЦПК ВНИИДАД, на факультете государственного и муниципального управления Международного института рынка.
Мы всегда охотно поддерживаем инициативу руководителей администраций о поощрении работников архивных отделов, в том числе и со стороны Федерального архивного агентства. Руководитель управления по делам архивов мэрии городского округа Тольятти М.Р. Виноград и главный специалист этого управления Н.Г. Лобанова носят звание заслуженного работника культуры Российской Федерации. Четыре специалиста, чей стаж превышает 25 лет, награждены серебряным нагрудным знаком «За верность архивному делу».
Архивное дело в муниципальных образованиях находится под постоянным вниманием Управления государственной архивной службы. В настоящее время при поддержке Департамента информационных технологий и связи Самарской области прорабатывается вопрос оцифровки документов архивных отделов. В приоритетном порядке намечается оцифровать все описи с последующим их вводом в автоматизированную информационно-поисковую систему АИС-архив. По поручению вице-губернатора А.П. Нефедова подготовлен проект областной целевой программы «Укрепление и развитие материально-технической базы архивной отрасли в том числе 23 архивных отделов. Объем финансирования намечаемых мероприятий – почти 45 млн 558 тыс. руб.
Наряду с достижениями стоит остановиться на имеющихся проблемах ведения архивного дела в муниципальных образованиях. В числе источников комплектования архивных отделов состоят 84 организации федеральной собственности. К сожалению, до настоящего времени не решен вопрос о правовом регулировании взаимоотношений уполномоченных органов местного самоуправления в сфере архивного дела с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций.
Следующая проблема касается обеспечения сохранности документов по личному составу ликвидируемых, в том числе по процедуре банкротства, организаций. С принятием в новой редакции Налогового кодекса РФ налоговые инспекции при снятии организации с налогового учета не вправе требовать от конкурсных управляющих подтверждения факта передачи на хранение в соответствующий архив документов по личному составу. И как результат – документы нередко остаются в бесхозном состоянии, а их розыск, упорядочение и сохранность ложатся на плечи архивистов, поскольку в противном случае неизбежны утрата социально значимых документов и полное отсутствие возможности выдачи справок заявителям.
А.А. Капустин, начальник Управления архивами Свердловской области: Работа нашего управления с муниципальными архивами строится в соответствии с федеральным законодательством, а также Законом Свердловской области от 25 марта 2005 г. «Об архивном деле в Свердловской области». Согласно предоставленным полномочиям (ст. 8), управление организует хранение архивных документов, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в муниципальных архивах; осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляющими управление архивным делом в соответствующих муниципальных образованиях, в том числе запрашивает у них информацию о состоянии архивного дела; оказывает содействие органам местного самоуправления муниципальных образований в организации управления архивным делом; организует взаимодействие государственных архивов Свердловской области с муниципальными архивами, а также обмен информацией в сфере архивного дела между ними; подготавливает методические рекомендации по архивному делу для муниципальных архивов; создает ЭПК для согласования списков источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в государственные архивы Свердловской области и муниципальные архивы, для решения вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации архивных документов и рассмотрения других вопросов комплектования архивов; готовит заключения о передаче архивных документов, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в собственность муниципальных образований.
В 44 муниципальных образованиях Свердловской области созданы специализированные отделы администраций, а в 20 – 31 муниципальное архивное учреждение (27 казенных и четыре бюджетных). Заметим, что при создании муниципальных образований (городские округа, муниципальные районы, поселения), когда пересматривалась структура их администраций, происходило либо понижение статуса руководителя архивным отделом путем сокращения должности заведующего и возложения выполняемых им функций на ведущих специалистов, либо включение специалистов, осуществляющих функции по организации архивного дела, в состав других подразделений администрации, или же реорганизация архивных отделов в учреждения – муниципальные архивы. Причиной во многом стало неудачно сформулированное в ст. 3 № 125-ФЗ понятие «муниципальный архив», руководствуясь которым главы муниципальных образований склонны видеть муниципальный архив только в качестве учреждения.
В целях укрепления статуса муниципальных архивов наше управление направило главам администраций муниципальных образований письма о роли муниципальных архивов в системе местного самоуправления в свете нового законодательства, а также инициировало отправку писем за подписью председателя Правительства Свердловской области главам муниципалитетов с рекомендацией сохранить целостность существующей системы архивных органов и учреждений области. Определенный эффект был достигнут. В ряде муниципалитетов вновь образованы архивные отделы, а в некоторых от их ликвидации воздержались. Тем не менее в ряде муниципальных образований они ликвидированы.
Всего на 1 января 2013 г. в муниципальных архивах на учете значится 2 368 654 ед. хр., в том числе 493 454 ед. хр., относящихся к государственной собственности Свердловской области. В систему автоматизированного государственного учета включено 100% фондов, хранящихся в муниципальных архивах; организовано внедрение ПК «Архивный фонд-5». В списке источников комплектования 2078 организаций, в том числе 183 федеральной, 408 областной, 1338 муниципальной и 149 негосударственной форм собственности. на основе постановления Правительства Свердловской области от 19 июля 2005 г. проведено разграничение собственности на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, между муниципальными образованиями области и самой Свердловской областью. Составлен перечень архивных фондов, находящихся в государственной собственности области и хранящихся в муниципальных архивах (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 31 августа 2006 г.).
Для законодательного регулирования отношений в сфере архивного дела принят Закон Свердловской области от 19 ноября 2008 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственными полномочиями Свердловской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Свердловской области». На их осуществление ежегодно, начиная с 2009 г., из областного бюджета местным бюджетам предоставляются субвенции. Причем их размер увеличивается: если в 2009 г. это было 19 млн 592 тыс. руб., то в 2012 г. – 20 млн 302 тыс. руб. Средства осваиваются почти полностью.
В плане оказания помощи муниципальным архивам в части реализации № 210-ФЗ постановлением Правительства Свердловской области от 26 апреля 2011 г. одобрен примерный базовый (отраслевой) перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципальных образований в Свердловской области в сфере архивного дела, а приказом начальника управления (от 3 мая 2011 г.) – примерный ведомственный перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципальных образований в Свердловской области в сфере архивного дела в качестве основных видов деятельности. Управление проводит также экспертизу административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере архивного дела. По данным управления на 1 января 2013 г., на информационном портале государственных услуг Свердловской области 72 муниципальными архивами представлена информация по трем муниципальным услугам в сфере архивного дела. Ежегодно в муниципальные архивы региона обращаются около 100 тыс. человек. В 2008 г. проведен (в соответствии с постановлением областного правительства) конкурс «Оказание информационных услуг гражданам архивными органами и учреждениями муниципальных образований в Свердловской области». На него представили документы 60 муниципальных архивов по трем номинациям: «Оказание информационных услуг гражданам, органам государственной власти и местного самоуправления по исполнению социально-правовых и тематических запросов», «Экспонирование архивных документов на выставках», «Использование архивных документов в печатных и электронных средствах массовой информации». Лучшими признаны работы муниципальных архивов Артемовского, Горноуральского, Каменского, Камышловского, Карпинского, Качканарского, Полевского, Режевского, Серовского городских округов, городов Лесной и Нижний Тагил. Победители награждены почетными грамотами Правительства Свердловской области.
Совместными усилиями управления, областных государственных и муниципальных архивов ежегодно готовится и издается справочник «Знаменательные и памятные даты. Свердловская область». Ряд муниципальных образований начал выпускать подобные справочники самостоятельно. Например, издается Календарь знаменательных дат г. Нижний Тагил. Архивный отдел администрации Качканарского городского округа участвовал в создании дневников для учащихся начальных классов школ округа, подготовив для них историко-краеведческий блок (текст и иллюстрации). Интересным представляется опыт организации областными государственными архивами выставок на территории муниципальных образований.
Методическая помощь муниципальным архивам оказывается в различных формах: регулярные окружные совещания-семинары с муниципальными архивистами (в 2012 г. рассматривался вопрос организации формирования муниципального задания на предоставление муниципальных услуг в сфере архивного дела), ежегодный (во втором квартале) пятидневный стажировочный семинар для вновь назначенных руководителей и специалистов муниципальных архивов на базе управления. Традиционным является сотрудничество с Уральским федеральным и Уральским государственным педагогическим университетами по проведению в муниципальных архивах производственной практики студентов исторических факультетов.
Управление в пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением федерального, а также регионального архивного законодательства. В октябре 2010 г. был издан приказ «Об утверждении административного регламента Управления архивами Свердловской области по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области об архивном деле в Свердловской области», а в мае 2011 г. – приказ «Об установлении перечня должностных лиц Управления архивами Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». В соответствии с планом в 2011 г. состоялось девять проверок, в 2012 г. соблюдение законодательства об архивном деле проинспектировано в шести муниципальных архивах. Кроме того, в них контролируется наличие и состояние документов, а результаты рассматриваются на заседаниях комиссии Управления архивами Свердловской области по подведению итогов проверки наличия и состояния дел.
Действуют целевая ведомственная программа «Развитие архивного дела в городе Нижний Тагил а также муниципальная целевая программа «Информационное общество Серовского городского округа В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Электронный Екатеринбург» отдел по делам архивов администрации города приступил к внедрению автоматизированной системы электронного архива, обеспечивающей доступ пользователей к справочно-поисковым средствам и информации о них, а также предоставление копий документов в электронной форме. Муниципальное казенное учреждение «Качканарский городской архив» в рамках реализации Стратегии развития информационного общества Свердловской области разработал и разместил в Интернете собственный сайт.
В муниципальных архивах области на 1 января 2013 г. трудятся 267 работников, в том числе 94 руководителя и 173 специалиста. При этом высшее образование имеют 72% (46% историко-архивное). Есть тенденция к увеличению числа молодых сотрудников: 17% – в возрасте до 29 лет, 49% – от 30 до 49 лет, 34% – от 50 лет и старше. Число сотрудников со стажем работы до одного года составляет 12%, до пяти лет – 34%, до 10 лет – 30%, выше – 23%. Средняя заработная плата в муниципальной архивной службе в первом квартале 2013 г. составила 20 889 руб.
Что касается проблем муниципальных архивов, то, несмотря на постоянную работу по обеспечению их помещениями, заметна нехватка площадей для приема документов. Объем принятых ими документов за последние годы значительно увеличился, в том числе за счет документов по личному составу (ежегодный плановый прием – свыше 110 тыс. ед. хр.; 11,35% остается в организациях – источниках комплектования сверх законодательно установленного срока).
Широкое внедрение информационных технологий в практику работы архивов обусловило необходимость модернизации программно-технических средств, которую надо проводить с помощью программного подхода к финансированию проектов автоматизации. Федеральным законодательством не решена проблема приема в муниципальные архивы документов от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. По-прежнему есть потребность в повышении образовательного уровня архивистов, а также спрос на специалистов высокой квалификации и персонал, владеющий инновационными технологиями. Но самой важной остается задача сохранения организационно-правового статуса муниципальных архивных органов и учреждений, укрепления организационного и методического взаимодействия между органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. И решать ее необходимо как на федеральном, так и региональном уровнях.