Что такое мусульманин история 6 класс
История. 6 класс
Конспект урока
Урок 06. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Халифата
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Ислам – Слово в переводе означает «покорность», «послушание», самая молодая религия единобожия, возникла в начале VII в. в Западной Аравии.
Халиф – верховный правитель мусульман в арабских странах до XIII в., а также титул египетского и турецкого султанов. От этого титула происходит и название государства: Халифат.
Коран – главная священная книга мусульман. Слово в переводе с арабского значит «чтение вслух». Современная редакция Корана – собрание записей, обобщённых специальной коллегией.
Джихад – слово означает усердие на пути Аллаха, борьба за веру, в том числе с пороками. Цель джихада распространение исламской веры и расширение сферы влияния мусульманской власти.
Шариат – в переводе «правильный путь, закон». Система правил, регулирующих жизнь верующих мусульман во всех сферах: религиозной, нравственной, экономической, политической, социальной, бытовой, семейной.
Вязь – тип письменности, где буквы соединяются и составляют непрерывный орнамент.
Мечеть – мусульманское молитвенное архитектурное сооружение.
Минарет – башня, рядом с мечетью или в составе её композиции с которой верующих призывают на молитву.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На обширных территориях Аравийского полуострова, который по своим природным условиям является сплошной пустыней, издавна жили арабские племена. Их основным занятием было кочевое скотоводство, а также торговля со странами Северной Африки и Средиземноморья.
В V – VII веках в аравийских племенах происходит разложение родоплеменных отношений, племенная верхушка стремится закрепить за собой право на земельную собственность, скот и доходы от торговли. В это же время на юге Аравии приходят в упадок рабовладельческие государства. Центром объединения территорий Аравии стал район Хиджаз, на котором возникают города Мекка, Медина и Таиф. Столицей Хиджаза стал город Мекка, правил Меккой род Омейядов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Расположите на ленте времени завоевательные походы арабов.
Что такое мусульманин история 6 класс
Хиджра – год переселения Мухаммеда и начало мусульманского летоисчисления (622 г.).
Коран – священная книга мусульман.
Шариат – свод мусульманских законов.
Сунна – сборник изречений Мухаммада и рассказов о нем.
Хадж – паломничество к святым местам.
Основные даты:
Природа и занятия населения Аравии.
Племена бедуинов
Ислам зародился на огромном полуострове в юго-западной Азии, который называется Аравийским полуостровом. Аравийская степь была высохшей, совершенно безводной. Но во многих местах подпочвенные и грунтовые воды находятся очень близко к поверхности.
Родина арабов – Аравийский полуостров. Районы и население Аравии:
Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Оазис — расположенный около источника воды островок растительности посреди пустыни).
На Аравийском полуострове проживали кочевые арабы – бедуины, которые передвигались со своими стадами. Их называли бедуинами, что значит “степняки”. Они передвигались со своими стадами по покрытым жесткой травой и колючим кустарником степям. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верным другом был верблюд. Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество. Жили арабы родами и племенами. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.
Мухаммед – основатель ислама
Переход арабов к единой религии – Исламу (“покорность богу”) связан с именем Мухаммеда. Записи откровений, полученных Мухаммадом от Аллаха, получили название Коран. Ислам провозглашает строгий монотеизм, выражающийся в формуле: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха».
Мухаммед – проповедник из Мекки. В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба («куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой. Курайшиты (курейшиты) — правящий клан (племя) древней Мекки, хранители Каабы.
Мухаммед родился в 570 г. в обедневшем клане Хашим могущественного племени курейш (курайшитов). После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка. Когда не стало деда, мальчиком занимался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.
Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны. В едином боге Аллахе Мухаммед увидел идеал религии. Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности бога и его отношении к человеку.
Возникновение ислама
Вначале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан — Иерусалиму. Только после того, как евреи стали критиковать теологические и догматические высказывания Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама.
Сила проповеди Мухаммеда была не в оригинальности и не в следовании канонам, а в том, что форме религии дал то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. было так необходимо,— призыв арабов к сплочению под знаменем единого бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы.
Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных, милостыню — «закят» (вначале примерно 2,5% общей стоимости имущества). Из Библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае (обогащенном гуриями) и аде, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и многое другое. Не чужд Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма: по крайней мере на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений («обмериваний») со стороны богатых купцов.
Проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед прославлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов, которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить молиться Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обливали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали.
Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. «Городом пророка»). Это событие, называемое по-арабски «хиджра», т. е. «переселение», стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.).
Вырабатывая законоположения новой религии, Мухаммед заметно углубил отличия между его учением и учениями христиан и иудеев, что вполне естественно: культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни (многоженство, подчиненное положение женщины), и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа), и даже на характер пищевых запретов (не пить вина) и т. п. Все это, вместе взятое, позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман.
В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда была составлена священная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п.
Особенности новой религии
Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей во имя торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.
Законы Шариата и нормы мусульманского права:
Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман — сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления — суннизм и шиизм, возникшие на основе спора о наследнике духовной и политической власти Мухаммеда.
Сунниты и шииты
Суннизм (от «сунна» — образ действий, поведение) — основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным. При решении вопроса о главе мусульманской общины — об имаме-халифе — сунниты считают важным опираться на принцип выборности. Первые имамы после Мухаммеда были выборными. Сунниты утверждают, что имамом может быть выбран любой правоверный мусульманин, отличающийся знанием Корана и соответствием его поведения предписаниям, изложенным в суннах — мусульманском священном предании, изложенном в хадисах о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна стала чем-то вроде комментария и пояснений к Корану.
Шиизм (от араб, «ши’а» — группа приверженцев) — одно из основных направлений в исламе. Шииты считали, что не Осман — соратник пророка, а Али, ближайший родственник и сподвижник пророка, должен был занять место халифа. Таким образом, спор был о том, что важнее в передаче традиции: верность идее или признак крови. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имама Али и его потомков: заместитель пророка — халиф — не должен быть избираем людьми. В самом лагере шиитов оказалась значительная группа мусульман («хариджиты» — вышедшие), склонявшаяся к тому, что халиф не должен быть наследственным правителем, его следует избирать «по воле Аллаха и народа». В 661 г. Али пал от кинжала хариджита. Шииты лишились власти. Новым халифом был провозглашен Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 г. Начиная с Омейядов, покровительствовавших суннитам и противопоставивших их сторонникам Али, это направление в исламе стало считаться ортодоксальным, по отношению к которому все иные, в первую очередь, шииты, были в явной или скрытой оппозиции. Один из сыновей Али и Фатимы Хасан смирился с суннитами, другой — Хусейн — нет, погиб в битве, стал мучеником шиитов.
Это конспект по теме «Ислам. Мусульманство. Арабский халифат».
Презентация по всеобщей истории на тему: «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад» (6 класс)
Содержимое разработки
Бедуины – кочевники, разводили скот.
Мекка – священный город мусульман.
Кааба – мусульманская святыня.
Ислам – религия мусульман.
Мухаммед (пророк) – основатель ислама.
Аллах – единый бог мусульман.
Хиджра – год переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, начальная дата летоисчисления у мусульман (622 год).
Коран – священная книга мусульман.
Шариат – законы на основе Корана.
Хадж – паломничество в святые места.
Халиф – правитель арабского государства.
На западе и юге Аравии – земледельцы.
На востоке проживали кочевые племена бедуинов.
Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?
Кааба («куб», «священный дом») – мусульманская святыня в Мекке.
622 год – Мухаммед бежал в соседний от Мекки г. Ясриб. Начало мусульманского летоисчисления ( хиджра ). Ясриб стал называться Мединой («город пророка»).
Мухаммед (пророк, основатель ислама).
ИСЛАМ (по-арабски «покорность») – самая молодая и вторая по численности приверженцев мировая монотеистическая религия.
КОРАН – священная книга мусульман. Состоит из 114 глав, называемых суры.
(признают исключительно пророка Мухаммеда).
(почитают и Мухаммеда, и его брата Али).
Ислам становится всё более нетерпимым по отношению к христианам и иудеям.
Образование наследственных эмиратов, превращающихся постепенно в самостоятельные государства.
945 г. – иранское войско захватило Багдад – халифы потеряли свою власть.
1258 г. – монголы захватили Багдад и убили последнего халифа из Аббасидов.
Что в списке лишнее?
минарет, Иштар, хадж, Мекка, Мухаммед.
№ 2. Прочитай утверждение, приведённое ниже. Определи, относится ли оно к исламу или нет.
Мухаммед – пророк Бога.
№ 3. Составь из предложений правильный текст.
(Учти, что одно предложение здесь лишнее).
Благодаря этому он сверг царя Мекки.
После чего он стал проповедовать в Мекке.
У Мухаммеда было видение, что он пророк Аллаха.
Однако из-за враждебного отношения он оттуда бежал.
Бедуины – кочевники, разводили скот.
Мекка – священный город мусульман.
Кааба – мусульманская святыня.
Ислам – религия мусульман.
Мухаммед (пророк) – основатель ислама.
Аллах – единый бог мусульман.
Хиджра – год переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, начальная дата летоисчисления у мусульман (622 год).
Коран – священная книга мусульман.
Шариат – законы на основе Корана.
Хадж – паломничество в святые места.
Халиф – правитель арабского государства.
Урок истории «Возникновение ислама» для 6-х классов
Цель: Дать представление о возникновении исламской цивилизации
Воспитательные: воспитание культуры восприятия и познания через изучение истории ислама.
Форма урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта “Арабы в – VII–XI – вв.” и физическая карта Аравийского полуострова”, цветные карандаши, тетрадь, технологическая карта, иллюстративный материал, учебник.
Инструктаж по технологической карте.
Вводное слово учителя.
Учитель объясняет особенности и порядок работы на уроке, обращает внимание на значительные отличия мусульманской религии от христианской и восточного образа жизни от западного. Необходимо подчеркнуть, что каждая религия и каждый народ своеобразны и неповторимы. То, что кажется нам непонятным, диким, жестоким или, наоборот, слишком мягким или примитивным, с точки зрения другого народа будет вполне естественным. Поэтому важно с пониманием относиться к чужим нравам и обычаям, изучать их.
В начале урока, занятиях, верованиях арабов, появлении Мухаммеда и возникновении ислама.
1. Путешествие по карте – природа Аравии и занятия населения.
Учитель кратко характеризует предысторию образования государства у арабов: рассказывает о природных условиях Аравийского полуострова, во время рассказа учителя уч-ся выполняют задания (№ 1, 2 в карте, 3 – устно) в технологической карте, остальные задания предлагаются выполнить дома.
Учитель: Посмотрите на карту. Этот огромный полуостров в юго-западной Азии называется Аравийским полуостровом. Судя по окраске карты, аравийская степь кажется высохшей, совершенно безводной. Но это не так. Во многих местах подпочвенные и грунтовые воды находятся очень близко к поверхности. Разгребите руками песок, и вы увидите воду. Она мутная, горько-соленая на вкус, но питает живительной влагой травы. И не будь ее, аравийская степь превратилась бы в безжизненную пустыню.
Смотрите, вот здесь в степи – низинка (показ на карте одно из зеленых пятен). Вода в ней вышла на поверхность. И тут зеленеют красавицы пальмы. Недаром арабы говорят, что ноги пальмы находятся в воде, а голова в огне.
Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы. Их называли бедуины, что значит “степняки”. Они передвигались со своими стадами по покрытым жесткой травой и колючим кустарником степям. Бедуины разводили верблюдов, лошадей и овец. Верблюд был для бедуина самым главным животным. Степняки питались его молоком и мясом, одевались в теплые одежды, сделанные из верблюжьей шерсти. Их домами были палатки, укрытые верблюжьим войлоком. Из кожи верблюда делали обувь, седла, сбрую и доспехи. Самым лучшим лекарством, которое помогало от многих болезней, был жир этих животных. На верблюдах вместе с семьями и имуществом бедуины переезжали от одной стоянки к другой. На этих же верблюдах сражались с воинственными врагами. Выносливые и преданные животные сами находили дорогу в пустыне, могли долгое время обходиться без еды и питья, никогда не бросали своего хозяина в беде, закрывали собой от песчаных бурь и согревали в холода.
То, чем кочевники могли торговать, они привозили на продажу в крупные города, расположенные вдоль берега Красного моря. Аравия издавна была важным торговым путем из Средиземноморья (Византии) в Африку и Индию. Через Хиджаз проходил большой торговый путь с севера на юг. На нем рано возникли крупные торговые пункты: Мекка, Ясриб и др. Сюда, в Мекку, Таиф и Ясриб (Медину) сходились пути торговых караванов со всей Аравии, из Ирана и других стран. Каждую весну четыре месяца подряд в этих городах проводились ярмарки.
Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют следующие задания.
Вариант 1. (Заполнение табл.) Природные условия и занятия арабов в V–VII вв.
Природные условия. | Занятия. |
Аравийский п-ов расположен в Юго-Западной Азии; Омывается Средиземным, Красным и Аравийским морями; Большую часть п-ова занимает Аравийская пустыня; Климат сухой и жаркий, дожди выпадают редко; на юге и западе Аравии находятся оазисы. | Оседлое земледелие в оазисах; Кочевое скотоводство (бедуины); Торговля с Африкой и Индией (через города Мекку и Ясриб). |
Вариант 2. (Для классов с развивающим обучением.) Вопросы для учащихся.
Почему основным занятием арабов было кочевое скотоводство? Как вы думаете, каких животных они разводили?
Объясните, почему на Аравийском полуострове была развита торговля?
Повлияли ли природные условия Аравийского полуострова на занятия и образ жизни арабов? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Объединение арабских племен.
Самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника ((§ 13, п.2, с. 70–71). Постановка проблемного вопроса: чем было вызвано объединение племен?
Выслушиваются ответы уч-ся, выводы записываются в технологическую карту
3. Возникновение ислама. Мухаммед – основатель ислама.
Учитель: объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Основателем ислама был Мухаммед. Мусульмане глубоко почитают его, считая пророком и посланником.
Аллаха. Первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком, родившимся через полвека после смерти пророка. Она дошла до нас отрывками и частично.
Ученикам предлагается прослушать сообщение уч-ся о жизни Мухаммеда (см. приложение №1) и по ходу рассказа заполнить пропуски в тексте технологической карты (слова, выделенные черным шрифтом) по теме: “Мухаммед – основатель ислама”. После рассказа ученика класс может задать докладчику вопросы, которые возникли в процессе выполнения задания.
Мухаммед – основатель ислама.
Основателем религии ислам был Мухаммед.
Мухаммед – историческая личность, он родился в 570 году в городе Мекка. Детство Мухаммеда было полно трагических событий: отец Абдуллах умер за несколько дней до рождения мальчика, мать – когда ему было всего 6 лет. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка Абд-ал-Мут-талиб, который был одним из почтеннейших старцев в племени курайшитов. Когда не стало деда, мальчиком занимался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам. В возрасте 12 лет Мухаммед совершил свое первое путешествие с караваном своего дяди в Сирию. Целых полгода мальчик наблюдал жизнь кочующих арабов. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. Он был человеком, знающим толк в торговле, умел водить караваны. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.
Под влиянием христианства и иудаизма, которые были тоже известны в Аравии, в – VI – веке здесь появились проповедники единобожия – ханифы, которые поклонялись богу Рахману. Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны. В едином боге Аллахе Мухаммед увидел идеал религии.
Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. Любимым местом молитв Мухаммеда была гора Хира. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела Джабраила, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности бога и его отношении к человеку. Откровения, полученные на горе Хира, окончательно убедили Мухаммеда в правильности его религиозных представлений.
Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде созданной им религиозной системы. Самые близкие люди – жена, двоюродный брат, приемный сын – поверили Мухаммеду. Распространение религиозного учения Мухаммеда шло нелегко, тайно. Вместе с другом и единоверием Абу Бакром они создали религиозную общину (умму). Однажды, когда Мухаммед лежал в беседке, укрывшись плащом, снова прозвучал голос, который приказал ему начать публичную проповедь. Первую публичную проповедь Мухаммед провел в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед прославлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов, которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить молиться Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обливали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В 622 году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город Ясриб (Медину). Год переселения стал началом мусульманского летосчисления.
Мединцы приняли Мухаммеда почти всеобщим одобрением. В Медине Мухаммед стал искусным политиком и правителем. Он сплотил все враждующие кланы города, справедливо правил. Люди верили Мухаммеду и шли за ним. Число принявших ислам быстро росло. Медина стала сильным мусульманским центром. Здесь была построена первая мечеть, установлены правила молитв и поведения в быту, были сформированы основные принципы религиозного вероучения. Они были выражены в “откровениях”, составивших Коран, в словах, решениях и поступках самого Мухаммеда.
Но Мекка же оставалась враждебно настроенной против мусульман. Мухаммеду пришлось применить силу, чтобы покорить и образумить курайшитов. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой становятся святыней ислама. Мухаммед очистил языческое святилище Каабу от идолов, оставил лишь “черный камень”. Мухаммед подписал с курайшитами договор о мире и, обратив всех в ислам, вернулся в Медину. В 632 году он умер от болезни, будучи фактически правителем всей Аравии.
Все источники, сообщая о жизни и деятельности Мухаммеда, подчеркивают его скромный образ жизни. Мухаммед несомненно был личностью исключительной, преданным своему делу, умным и гибким политиком. Личные качества Мухаммеда стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих идейных течений, ознаменовавших собой переход от древности к средневековью, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий. Согласно учению ислама Мухаммед является последним пророком в истории человечества.
Рефлексия: заполнить кроссворд в технологической карте.
Домашнее задание: обратить внимание на новые слова и термины, составить из них кроссворд (5–7 слов; слова в кроссворде могут быть только в единственном числе, имена существительные; кроссворд начертить, но не заполнять, не забыть про вопросы к нему).