Что такое музейная экспозиция экспонат 3 класс
Музейное занятие «Как построить экспозицию?»
Цели занятия: познакомить учащихся с понятиями «экспедиция», «экспонат», «экспозиция», «экскурсия»; а также – с навыками построения экспозиции в школьном музее, образцами ненецкого орнамента, его характерными признаками, различиями в орнаментах мужской и женской, праздничной и повседневной одежды.
Просмотр содержимого документа
«Музейное занятие «Как построить экспозицию?»»
Музейное занятие «Четыре ЭКС или как построить экспозицию?»
Добрый день, ребята! Добрый день, гости! В нашем школьном музее в скором времени открывается выставка, посвящённая годовщине образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Вы видите, что в экспозиции некоторое пространство пустует, и нам с вами нужно заполнить его. Как интересно и правильно это сделать, нам предстоит узнать сегодня.
Наше занятие я назвала «Четыре ЭКС или как построить экспозицию?».
(раздаются карточки с написанными понятиями и их определениями. Нужно установить соответствие между понятием и его значением).
Экспонат – предмет, выставленный на выставке в музее.
Экскурсия – поездка (посещение) чего – либо с образовательной или увеселительной целью.
Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.
А теперь, пользуясь этими терминами, установите последовательность действий для оформления выставки.
(Сегодня мы должны предпринять экспедицию, чтобы обнаружить предметы, которые будут в музее экспонатами. Оформив экспозицию, мы сможем провести экскурсию в школьном музее).
Итак, экспозиция является научно обоснованной совокупностью предметов, выставленных для обозрения. Сегодня наша задача – оформить экспозицию в школьном музее.
Музейные предметы, расположенные в определённом логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей эмоционально.
Сегодня мы отправимся в экспедицию в школьный музей, где представлены образцы ненецкой одежды, с исследовательским заданием. Мы должны провести исследование в области ненецкой одежды, выяснить различия между женской и мужской одеждой (зимней), характерными признаками ненецкого орнамента. А экспонаты для нашей выставки вы, ребята, изготовите сами.
Как вы знаете, в нашем суровом краю зимы долгие и холодные. Чтобы выжить здесь, коренным жителям Ямала нужна тёплая и практичная одежда. Давайте рассмотрим предметы одежды ненцев, находящиеся в нашем музее. Зимняя одежда ненцев шьётся из меха оленя, который состоит из полых (то есть пустых внутри) ворсинок. Благодаря этому дольше сохраняется тепло, а так как олений мех обладает водоотталкивающим свойством, снег не налипает на одежду. Мужская одежда, сшитая мехом внутрь, служит даже дезинфицирующим средством (вместо мыла и воды).
Различают мужскую и женскую одежду.
Мужская одежда. Малица – глухая длинная широкая рубаха с пришитым капюшоном. Малица, суживающаяся к плечам и расширяющаяся книзу, шьётся из шкур молодых оленей мехом внутрь, к рукавам малицы пришиваются камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. одевают малицу через голову. Всё это не случайно, нераспашной принцип изготовления мужской одежды подчинён условиям быта людей – чтобы ничто не мешало в работе.
Детская одежда имитирует взрослую, но, что примечательно, изготавливается из шкур не лучшего качества. Это тоже не случайно – считается, что ребёнок ещё не достоин носить одежду хорошего качества, да ещё ведь дети быстро растут, часто портят одежду.
Как и у любого народа у ненцев есть повседневная и праздничная одежда. Как вы думаете, какие различия могут быть между повседневной и праздничной одеждой? Конечно, праздничная одежда более ярко украшена. Если в повседневной преобладают чёрный, серый, коричневый в сочетании с белым цветом, то в праздничной (особенно женской) – появляются такие цвета, как жёлтый, красный, синий, оранжевый.
Ребята, о чём мы узнали в «экспедиции»? (ответы детей о мужской, женской, детской одежде).
Закрепление полученной информации.
Итак, экспедиция завершилась успешно, можем приступать к выполнению экспонатов для выставки. Мы пригласили из музейного ресурсного центра мастера, который проведёт мастер-класс по изготовлению предмета декоративно-прикладного искусства.
Мастер-класс «Ягушка. Нанесение орнамента из сукна на шаблон способом аппликации».
(во время работы звучит ненецкая песня об умелой мастерице, которая шьёт одежду для своего мужа и детей)
Теперь, когда изделия готовы, можно приступать к оформлению экспозиции.
Создавая экспозицию, музейные сотрудники должны чётко представлять, с какой целью это делается, какую информацию они хотят донести до зрителя, как разместить экспонаты, чтобы в совокупности они помогли разобраться в той или иной теме. Самое важное в музейной экспозиции – это наличие подлинников, а также фотоматериалы, видеофильмы, аудиозаписи, текстовые средства, интерактивные зоны (где можно примерить костюм, собрать мозаику по теме, понюхать, попробовать на вкус и т.д.). Ведущий (главный) экспонат может располагаться в центре – он сразу обращает на себя внимание, а может, и на «втором» плане – это внесёт элемент неожиданности.
Экспозиции различают по форме представления и по принципам структуры экспонатов.
По форме представления экспозиции могут быть стационарными (постоянно действующими) и временными.
Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели и т.п.), раскрывающие какую-нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.
Систематическая экспозиция создаётся на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины. Например, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.п.
Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, музей хлеба, музей стекла и т.д.
Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка, подпольная типография и т.п.
Индивидуальность музейной экспозиции заключается в том, что отражение в ней того или иного события или явления осуществляется с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Над созданием экспозиции работают научные работники, художники, дизайнеры, техники и другие специалисты. Нам с вами приходится полагаться на собственные силы.
Экспозицию в школьном музее надо ток организовать, чтобы каждый посетитель мог легко в ней ориентироваться. Каждый раздел надо снабдить заголовком, который должен быть лаконичным (кратким) и отражать сущность всего комплекса. Перегрузка экспозиции текстовым материалом снижает её познавательное значение. Нужно исходить из принципа «от предмета – к тексту», который должен активизировать возникший интерес.
Виды текстов: оглавительные, объяснительные, ведущие, этикетаж.
(оформление выставки детских работ с учётом полученных знаний).
Какой является наша экспозиция по форме представления? (временная)
По принципам структуры экспонатов? (тематическая)
Какие виды текстов можно обнаружить в экспозиции в целом? (оглавительные, объяснительные, этикетаж)
Дорогие ребята! На следующем занятии мы будем учиться составлять и проводить экскурсию. Поможет нам в этом компьютерная игра «Путешествие Ян-Тэта за оленьим стадом», которая знакомит с духовной и материальной культурой коренных малочисленных народов Севера. Игра предоставлена Музейным ресурсным центром города Ноябрьска.
Мастер-класс «Создаём экспозицию для школьного мухея
Мастер-класс «Создаём экспозицию для школьного музея»
Добрый день, уважаемые гости. Эпиграфом для нашего мероприятия я выбрала такие слова: на слайде
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
1 этап (Определение групп)
Для дальнейшей работы я предлагаю разделиться на 2 группы. Для этого вам необходимо выбрать словосочетания: школьная жизнь или предметы быта (делятся на группы).
Я думаю, что все догадались, что речь пойдёт о школьном музее. Я хотела бы узнать, что значит слово «музей» для каждого из вас? (на партах в группах разложены слова: машина времени, связь поколений, странички истории, незабываемое прошлое….)
3 этап (Объяснение словам с приставкой «экс», планируем работу)
В нашем школьном музее необходимо обновить некоторое пространство в экспозиции «История школы» и в экспозиции «Быт Ершовцев в конце 19 начале 20 веков». Как интересно и правильно это сделать, нам предстоит узнать сегодня.
Мы узнаем о словах, которые начинаются с «экс».
(раздаются карточки с написанными понятиями и их определениями. Нужно установить соответствие между понятием и его значением).
Экспонат – предмет, выставленный на выставке в музее.
Экскурсия – поездка (посещение) чего – либо с образовательной или увеселительной целью.
Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.
( Сегодня мы должны предпринять экспедицию, чтобы обнаружить предметы, которые будут в музее экспонатами. Оформив экспозицию, мы сможем провести экскурсию по школьному музею).
Итак, экспозиция является научно обоснованной совокупностью предметов, выставленных для обозрения.
Сегодня наша задача – оформить экспозицию в школьном музее.
Музейные предметы, расположенные в определённом логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей эмоционально.
4 этап (Составляем экспозицию как умеем)
Экскурсия предпринята, экспонаты доставлены.
Начинается работа в группах.
Экспонаты в экспозиции группируются по-разному. Иногда это интерьер дома, фрагмент природной среды или определенное расположение предметов.
5 этап (Теоретическая часть составления экспозиции)
Как же мы составляем экспозицию?
Существует научно-обоснованный порядок группировки экспозиционных материалов. Он называется методом построения экспозиции.
У нас традиционно выделяют несколько методов экспонирования. Рассмотрим самые интересные:
1. Ландшафтный (показ на слайде)
2. Ансамблевый (показ на слайде)
3.Тематический (показ на слайде)
Сейчас ваша задача рассмотреть эти экспонаты, которые лежат перед вами. И пока вы их рассматриваете, знакомитесь с ними, я расскажу вам о методах экспонирования
(пенечек, грибочек,цветы ландыша ит.д.)Муляжи, фотографии, лепка,т.е. ландшафтный метод – это прародитель панорамы и диарамы, как мы их сейчас называем.
Тематическая экспозиция- это экспозиция, где посредством музейных экспонатов мы раскрываем тему, проблему, создавая определенный образ какого либо события или явления.
Наши участники мастер класса занимаются составлением такой тематической экспозиции. Давайте посмотрим что у них получилось.
Каждая группа представляет правила по Порядку размещения экспонатов.
Порядок размещения экспонатов имеет некоторые правила:
крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;
мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;
наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;
не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер, тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.
Если после сравнения правил есть ошибки, группы исправляют экспозиции.
6 этап (составляем экспозицию в музее по правилам)
Работа непосредственно в музее, созданная экспозиция с учётом правил переносится в музей на определённое место.
7 этап (Мини-экскурсия по музею)
8 этап (Слушаем проект учащихся)
Чтобы составить экспозицию, нужно глубоко изучить тему. Это можно сделать в виде проекта. На базе школьного музея учащиеся школы готовят проекты. Неотъемлемой частью школьной жизни советского времени являлась пионерская организация. Страницы истории пионерской организации нашей школы вы узнаете, прослушав проект учащихся 8Б класса.
Как вы думаете, участники мастер-класса, какой подход в обучении мы использовали при обучении составления музейной экспозиции.
(В процессе чего вы знакомились с правилами) В деятельности. На сегодняшнем мастер-классе я показала вам, как можно использовать деятельностный подход в образовании, в деятельности происходит социализация. Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Мастер-класс мне хотелось бы завершить словами Конфуция
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
На ваших рабочих местах приготовлены картинки сундучков для рефлексии.
Уважаемые участники мастер-класса, если вы считаете, что вы сегодня взяли для себя что-то полезное, нужное, то поднимите сундучки, наполненные бриллиантами знаний, если вы потратили время впустую, то поднимите пустые сундучки.
Что такое музейная экспозиция экспонат 3 класс
Музейная экспозиция
Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения.
Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.
Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство.
Согласно современным представлениям, музейная экспозиция – это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.
Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции – выставки: тематические, фондовые, отчетные.
Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях; способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.
Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспроизводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением предметов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однородных пред-метов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции.
В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспони-рования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответст-вуют систематическая, ансамблевая, ландшафтная и тематическая экспозиции.
Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы – из одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.
«Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции, – делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолог А. Ященко. – Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея.
В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы; в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц».
К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования.
Композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не всегда может наблюдать.
Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему; создает музейный образ отражаемых событий или явлений.
Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегри-руются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспози-цией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.
Основу экспозиции составляют музейные предметы, а также предметы, созданные для экспонирования, – копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы.
Некоторые виды воспроизведений очень точно соответствуют оригиналу. Это относится прежде всего к копиям, репродукциям и слепкам. Реплика – в изобразительном искусстве – авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.
Точно передают облик подлинника слепки с произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроизводят муляжи. При утрате памятника материальной культуры создается так называемый новодел – точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.
Макет представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Модель – воспроизведение предмета, сохраняющее конструктивные принципы и фактуру оригинала, создается в тех случаях, когда требуется изменить масштаб предмета.
Голограмма – это объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательные материалы. Однако их неправильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нарушать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.
Особое место в экспозиции принадлежит текстам. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.
В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фонокомментарии. Голоса птиц, животных и различные природные шумы воспроизводятся в краеведческих и естественно-научных музеях. Музыкальные, театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов документальные звукозаписи лучших музыкальных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писателей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музыки.
Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производст-венно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения. Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.
Второй этап проектирования экспозиции – разработка расширенной тематической структуры – деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы.
В музейной практике расширенной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции – документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.
На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план. Суть тематико-экспозиционного плана как документа состоит в том, что в нем находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.
Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана при проектировании экспозиции нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Современные компьютерные технологии позволяют строить модель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.
Разработка тематико-экспозиционного плана в большинстве случаев является завершающим этапом научного проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился сценарий. В сценарии объединяются документы научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия литературной форме. Особое внимание уделяется средствам усиления эмоционального воздействия на посетителей.
Задача музейного художника заключается в переводе научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный. Его работа стала сродни творчеству театрального режиссера.
В музейный обиход вошло понятие «зрелищность». Музейная экспозиция органически соединяет научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа.
Художественное проектирование учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.
В их числе такие данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса; угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов; количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека; объем информации, которую способен усвоить человек за полтора – два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.
В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.
Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое.
На современном этапе развития искусства музейной экспозиции активная роль стала отводиться бутафории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события.
Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты, или стенды, различные по конструкции и принципам установки в интерьере. Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного использования имеющихся площадей часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скрытый план» помещается в турникеты – подобие книги с твердыми перекидными листами, укреплен-ными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы – документы, плакаты, фотографии.
Для пространственного экспонирования используются: витрины разных конструкций и форм – горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы – каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.
Воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Оборудование может быть стилизованным, повторяя своими формами художественные приемы эпохи создания памятника, но может быть и контрастным, и в этом случае оно призвано отделить современную экспозицию от исторического интерьера.
Специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей.
Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений.
Последние десятилетия XX в. стали временем активного поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций и в российских музеях. Ярким примером тому может служить экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), открывшаяся в 1989 г. Созданная на основе сценарной концепции Т.П. Полякова и архитектурно-художественного проекта Е.А. Амаспюра, она вызвала и продолжает вызывать противоречивые суждения специалистов. Ее авторы поста-вили перед собой задачу: «заменить традиционную для интерпретаторов Маяковского полити-ческую мифологию мифологией поэтической – то есть не навязывать посетителям наукообразную концепцию поэта Октября и социалистического строительства» в качестве аксиомы, а создать эспозиционно-художественную, откровенно субъективную модель поэта-максималиста, судьба которого была богата не только творческими победами, но и трагическими ошибками.
Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник использует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результате компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально создаваемых произведениях искусства, в третьих – на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наибольшей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе музейных предметов и научного содержания при поддержке художественно-изобразительными и техническими средствами.
Экспозиции создаются в творческом содружестве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слаженным и результативным, необходимо четко определить последовательность работ, характер деятельности на каждом этапе, состав проектной документации, при этом основные этапы художественного проектирования должны быть соотнесены с этапами научного проектирования.
Исходным документом для начала работ является генеральное решение экспозиции, то есть первоначальный художественный проект, в котором раскрываются творческий замысел автора и общий подход ко всем архитектурно-художественным проблемам относительно облика будущей экспозиции, которые на последующих этапах проектирования будут развертываться и детализироваться.
Современная методика проектирования экспозиции предполагает разработку генерального решения в форме художественной концепции экспозиции, которая выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов.
На втором этапе художественного проектирования, после составления и утверждения тематико-экспозиционного плана и сценария, разрабатывается эскизный проект. Он представляет собой детализацию художественной концепции (генерального решения). В эскизном проекте прорабатываются следующие вопросы: окончательное распределение экспозиционной площади разделов, тем и подтем; размещение всех экспозиционных материалов; окончательное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции; освещение залов, экспозиции и отдельных экспонатов; принципиальное решение конструкции оборудования и объемных декоративных элементов; расстановка экспозиционного оборудования; размещение аудиовизуальных и технических средств.
Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке технического и рабочего проекта, который, как правило, включает в себя: монтажные листы, авторские разработки художественно-конструкторских решений оборудования, прокладки коммуникацион-ных линий для освещения и крепления экспонатов, авторские предложения к инженерным решениям отопления, вентиляции и пожарно-охранной сигнализации.
Одновременно с руководством монтажными работами художник принимает участие в подготовке необходимых материалов для рекламы экспозиции, и ее торжественного открытия, которое обычно называют вернисажем.
За последние десятилетия искусство музейной экспозиции окончательно утвердилось в качестве самостоятельного вида творчества. Современная музейная экспозиция – это результат созидательного союза научного сотрудника и художника-экспозиционера, в котором иногда принимает участие и сценарист. В искусстве музейной экспозиции еще очень много нерешенных и даже спорных проблем. Недостаточно разработаны в теоретическом отношении средства создания музейного образа, специфика музейной зрелищности, жанровые особенности экспозиций, или то, что в искусстве принято называть законами жанра. Методика художественного проектирования требует осмысления и обобщения по широчайшему спектру вопросов. Поэтому искусство музейной экспозиции, как и музейное дело в целом, нуждается в творческом эксперименте, благодаря которому оно может быть защищено от шаблонов и стереотипов.