Что такое музейные экспонаты

10 самых таинственных музейных экспонатов в мире

Сегодня каждый человек имеет возможность взглянуть на исторические объекты — достаточно сходить в музей, который есть практически в каждом крупном городе. В них хранятся тысячи различных экспонатов, которые тщательно изучаются экспертами. Благодаря их труду, мы знаем, когда именно был создан тот или иной исторический объект и для чего он использовался. Однако, во многих музеях также хранятся загадочные предметы, о предназначении которых ученым остается лишь догадываться. Речь идет о разнообразных статуях, картинах и фигурках, смотря на которые ученые просто пожимают плечами — они просто не знают, что это такое, вот и все. Недавно представители Йоркширского музея (Англия) призвали кураторов музеев рассказать о самых загадочных объектах, которые у них хранятся. Оказалось, фигурок и картин с неизвестным назначением у них довольно-таки много.

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Кадр из фильма «Ночь в музее 2»

Загадочный зверь

Например, в самом Йоркширском музее хранится золотая фигура IX века в форме вымышленного зверя. У него есть два рога, голубые глаза и высунутый язык. Ученые предполагают что в два рога заливались какие-то вещества, а язык использовался для подвешивания предмета на стене или шее человека. Но что именно хранилось в этому сосуде и зачем его нужно было подвешивать — никому не ясно. Скорее всего, предмет использовался для проведения ритуалов. Может, это деталь какого-то древнего механизма и ученым только предстоит собрать этот конструктор. В общем, сотрудникам музея не до скуки — нужно изучать историю и делать сенсационные открытия.

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Может, у вас есть предположения насчет предназначения этого «амулета»?

Портрет человека

А в Нью-йоркской художественной галерее хранится другой загадочный объект — картина с названием «Портрет неизвестного пожилого мужчины с усами». Когда лицо человека рисуют на холсте, он должен на протяжении нескольких часов сидеть и ему нельзя даже шелохнуться. У нарисованного мужчины с усами явно немела пятая точка и он обладал необычайной терпеливостью. Но ради чего? Чтобы на портрете даже не указали его имя? Вырисовывается очень странная ситуация и ученые понятия не имеют, для чего был нарисован портрет. Может, этот мужчина был другом художника и помогал ему отточить свои навыки? Вполне возможно, но это не точно.

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

«Портрет неизвестного пожилого мужчины с усами»

Фигурка для настольной игры?

В Англии есть Музей Йоркского замка и он тоже полон объектов с загадочной историей. Как известно, многие археологических находки в конечном итоге отправляются в музеи. Так вот, в 1938 году один человек принес им 20-гранный кусок дерева. Можно было бы предположить, что он сам его сделал, но нет — предмет был изготовлен примерно между 1840-1880 годами. Но для чего была нужна эта граненая деревяшка? На ум приходит только предположение о том, что эта фигурка из древней настольной игры. Но точного ответа на вопрос у ученых нет.

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Один вопрос — зачем?

Настольные игры существовали еще во времена викингов — недавно археологи нашли одну из игровых фигурок

Боевые камни

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Выглядит красиво, но зачем эти шарики вообще нужны?

Загадочное устройство

Объект, который оказался в руках кураторов британского Музея истории науки Уиппла — это явно какое-то изобретение неизвестного инженера. Оно представляет собой коробочку из красного дерева и латуни. Конструкция оснащена зеркалом, которое поворачивается при помощи специальной ручки. В устройстве есть место для установки дополнительного зеркала. Выглядит интересно, но ученым ничего не понятно. А ведь объект появился у них уже довольно-таки давно. Остается надеяться, что это не волшебное устройство, способное решить все проблемы человечества. Было бы обидно иметь такую штуку под рукой и не уметь им пользоваться.

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Может, кто-то пытался изобрести фотоаппарат?

Устрашающий мотиватор

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Действительно, эта штука мотивирует одним своим видом

Стоматологический инструмент

У Королевского колледжа врачей и хирургов Глазго (Шотландия), тоже есть собственный музей. Самым таинственным предметом своей коллекции они считают инструмент, который мог использоваться древними стоматологами. Но, знаете, это нечто больше похоже на орудие пыток. Так и вырисовывается картина, где этот инструмент тесно сжимает части тела провинившегося человека. Сотрудники колледжа относятся к этому предмету с юмором и называют «ножом для пиццы». А что, действительно похоже!

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Маленькие гробы

В Национальных музеях Шотландии хранятся миниатюрные гробы, которые были обнаружены в 1836 году на шотландской горе Артурс Сит. Внутри каждого гробика находится фигура человека, для каждого из которых была сшита идеально подходящая им по форме одежда. Кем были созданы эти жуткие фигуры и для чего, никому не ясно. Возможно, это какой-то сувенир, но в теорию о ритуальном предназначении верится больше.

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Вряд ли это детские игрушки…

Жуткий экспонат

История Национальной коллекции кожи (Англия), вполне может стать основной для фильма ужасов. Однажды в руки сотрудников музея попала жестяная банка с фрагментами кожи какого-то животного и фотографией ребенка. Считается, что из этой кожи когда-то был сделан головной убор в форме древнеегипетской богини Мут. Но как именно выглядела шапка и из-за чего она рассыпалась на мелкие частицы — большая загадка. Есть предположение, что артефакт был взят из гробницы Тутанхамона. Но откуда взялась фотография ребенка и кто это?

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Выглядит как кадр из фильма ужасов

Волшебная палочка

Напоследок, стоит рассказать о необычном экспонате музея Замка Норвич, который тоже расположен в Великобритании. В их распоряжении есть палочка с головами на конце. Исследователи уже несколько лет подряд не могут понять, что это. Какая-то очень красивая катушка для ниток? Волшебная палочка, или вообще — держатель туалетной бумаги? Наверное, ответ на этот вопрос никогда не будет найден.

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Есть предположения о том, что это такое?

Может быть, у вас есть предположения о предназначении загадочных экспонатов? Свое мнение пишите в комментариях, а еще лучше — в нашем Telegram-чате, где уже почти 4000 участников!

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Тысячи лет назад наши далекие предки существовали благодаря охоте на животных. Сначала им приходилось атаковать добычу с близкого расстояния но, примерно 48 …

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

Шотландия, занимающая северную часть острова Великобритания, имеет богатую историю длительностью более 10 000 лет. Считается, что первые люди на этой террито…

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты

В наших жизнях ежедневно происходит масса нелогичных и весьма странных ситуаций. Взять, к примеру, бритье и стрижку волос. Шевелюра на нашей голове и щетина …

Источник

Беседы с детьми о музее

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонаты Наталья Анисимова
Беседы с детьми о музее

Беседы с детьми о музее.

Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея

1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

2. Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают,с музейными профессиями.

3. Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

Беседа «Что такое музей»

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.

— Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).

— Для чего люди создают музеи (Ответы детей).

— Давайте заглянем в музей и узнаем о нем побольше. (показ картинок)

— Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.

— А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).

— Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).

— Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)

— Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

— А теперь давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Показ картинок

– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).

– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.

— Их профессия называется археолог.

— А еще экспонаты в музеи дарят люди.

— Их называют дарители.

– Как экспонаты попадают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей).

— Чем отличается экспонат от простого предмета?

(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).

— В каждом городе есть музеи. В нашем городе, селе тоже есть.

— А знаете ли вы музеи нашего города? Показ картинок.

Воспитатель вместе с детьми подводит итог беседы:

-Ребята о чем мы с вами сегодня говорили?- Какие виды музеев вы знаете?

Беседа «музейные профессии».

Ребята вы уже знаете что такое музей. Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам.

Воспитатель знакомит детей с профессиями людей,которые работают в музее (экскурсовода, музейных смотрителей, работников охраны, хранители, реставраторы, такелажники, осветители, климатологи)

Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции

Реставраторы- это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Беседа правила поведения в общественных местах- музее.

Как вы думаете, зачем нужны правила поведения?

-Воспитатель. Чтобы сохранить здоровье и безопасность свою и окружающих, следует соблюдать правила поведения в общественных местах.

Вспомните, какие из этих правил вы знаете.

Всё названное вами – правила поведения или этикет.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомнения.

А теперь серьёзное дадим определение.

«Этикет – это правила поведения человека среди других людей».

И так мы с вами отправляемся в музей. Какие же нам с вами нужно знать правила.

Куртку, шапку иль пальто,

Не мешало, чтоб оно,

Не ходить, чтоб нам в развалку,

Отнесем мы в … раздевалку (гардероб).

О каком правиле поведения идет речь в стихотворении?

-Правило: сдай вещи в гардероб.

Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты. А в качестве «сменной обуви» им предлагают специальные кожаные чехлы, которые надевают прямо на обувь.

-Правило: будь всегда опрятен и вежлив.

В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.

Держи себя так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говори громко, не смейся, ведь даже если тебе абсолютно неинтересно то, что говорит экскурсовод, то это не значит, что другим людям тоже все равно.

— Правило: внимательно слушай и не перебивай экскурсовода

Экспонаты помогают узнать много новогои интересного о культуре прошлых веков, поэтому одно из наиглавнейших правил,которое следует соблюдать,

находясь на экскурсии, – сохранить их впервозданном виде. Поэтому строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.

— Правило: строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.

После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.

Давайте, ребята повторим правила поведения в музее или на выставке

Правила поведения в музее.

• Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты.

• По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.

• Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.

• Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.

• Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.

• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

«Берегите воду». Конспект беседы с детьми (старшая группа) ЦЕЛЬ: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям,что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил.

Конспект беседы с детьми второй младшей группы «Что такое театр?» Конспект беседы с детьми 2 младшей группы на тему «Что такое театр?» Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Виды и жанры театра» Цель: познакомить детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета и т. д.). Материалы и оборудование: интерактивная доска,.

Конспект беседы с детьми старшей группы «Мой город — Новокузнецк» Ребята, у каждого человека есть свой родной город, в котором он родился. Мы родились с вами в городе Новокузнецке. Послушайте стихотворение.

Конспект беседы с детьми старшей группы «Первый зимний месяц — декабрь» Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о первом зимнем месяце- декабре. Снег кружится, снег кружится- Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и.

Конспект беседы с детьми старшей группы по теме «Мы, жители Пышминского района» Визитная карточка занятия. Дата проведения: 16.12.2015 Тема: «Мы жители Пышминского района» Данный конспект беседы позволяет закрепить.

Что такое музейные экспонаты. Смотреть фото Что такое музейные экспонаты. Смотреть картинку Что такое музейные экспонаты. Картинка про Что такое музейные экспонаты. Фото Что такое музейные экспонатыКонспект тематической беседы с детьми: «Не попади в беду на дороге» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им; различать и называть.

Организация беседы с детьми по ознакомлению с художественной картиной Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром, поэтому является для нас важнейшим средством познания общечеловеческих,.

Источник

Музейные запасники: зачем они нужны и что в них скрывают

Что такое запасник и как он выглядит? Где больше предметов: в запаснике или в экспозиции? В запасник прячут самые непопулярные экспонаты? А правда, что предметы там вечно теряются? И кого вообще туда пускают? Arzamas расспросил об этом хранителей музеев

Зачем вообще нужны запасники? Они есть у всех музеев?

Мария Петрова, исполняющая обязанности главного хранителя Еврейского музея и центра толерантности:

Само определение музея сегодня подразумевает под собой наличие материала для хранения и научной работы. Поэтому да, во всех музеях есть запасники. Запасников нет у галерей и экспозиционных центров — или они могут быть, но исследовательской задачи у них нет. Их основная деятельность — временные выставки.

Марина Чистякова, заместитель директора по фондовой работе Государственного исторического музея:

Главная задача музея — сформировать и сохранить собрание, но музеям с большими коллекциями, как правило, не хватает экспозиционных площадей, чтобы показать собрание целиком. Для этого нужны запасники. Запасники — это своего рода святая святых, из запасников потом создаются экспозиции и выставки, по ним пишутся книги и публикуются каталоги.

Когда в России во второй половине XIX века начали формироваться музейные собрания, которые затем станут основой Исторического музея, Театрального музея имени Бахрушина, Третьяковской галереи, они были небольшими и часто демонстрировались целиком. Источником этих собраний в том числе стали коллекции, собранные представителями просвещенного купечества. Исторический музей создавался из коллекций археологов, в частности графа Алексея Уварова и Ивана Забелина, и по первым учетным книгам Самая первая из них датируется 1881 годом. видно, что они быстро пополнялись — соответственно, появилась необходимость обустроить запасники.

Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка Государственного Русского музея:

Решение главных задач музея — собрать, сохранить, изучить — может опираться только на запасники, которые складываются в течение долгого времени. Если у музея есть обширные фонды, то он может строить самые широкие планы, чтобы рассказать о том или ином явлении в искусстве, теме или сюжете.

Как выглядят запасники? Как они устроены? Где их искать?

Татьяна Левина, куратор и хранитель живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи:

В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу запасники — это залы, которые были экспозиционными, а сейчас в них находится специальное оборудование для хранения экспонатов. В Лаврушинском же переулке еще в первой половине годов построили депозитарий. Это здание, специально выстроенное под запасник, — с передовым на тот момент оборудованием. Депозитарий находится рядом с основным зданием галереи, но сейчас запасники не всегда строят поблизости — например, запасники Эрмитажа находятся далеко, в Старой Деревне. Для Третьяковской галереи на Крымском Валу планируется сделать то же самое, запасники перенесут в Коммунарку.

Конечно, когда запасник находится в том же здании, это очень удобно для работы над выставками и для хранителей, и для кураторов. Это проще и в работе с картинами, потому что всякая транспортировка — это долгий и сложный процесс. У нас сейчас весь авангард выставляется на Крымском Валу, но хранится в разных местах: послереволюционный авангард — тут же, а произведения, созданные до 1917 года, — в депозитарии. Так сложилось исторически, там хранится живопись рубежа веков, в кото­рую входит и дореволюционный авангард. То есть постоянный хранитель этого отдела должен передавать работы хранителю экспозиции на Крымском Валу.

Мария Петрова:

Наталья Козырева:

Запасники — это помещения, где соблюдается необходимый режим влажности, света и прочее. Большинство русских музеев находятся в старых зданиях: повезло, и это бывший дворец, как Михайловский дворец Русского музея, у — купеческий особняк, а многие музеи, которые открылись после войны, просто занимали первые этажи обыкновенных жилых домов и довольно часто страдали от этого, потому что там нередко случались протеч­ки. Но во всех случаях в музеях стараются выделять отдельные помещения для хранения фондов. Сейчас музеи предпочли бы строить новые пространства запасников — такие, как запасники, построенные для коллекции Эрмитажа в Старой Деревне.

Марина Чистякова:

Как в запасниках хранятся предметы? Экспонаты не могут там пострадать, пока их никто не видит?

Аля Кедреновская, хранитель музейных предметов Еврейского музея и центра толерантности:

Для всего свои правила: например, графика хранится горизонтально в специальных коробках из нетоксичного картона. Картины на холсте, наоборот, хранят вертикально, иначе холст может провиснуть.

Мы пользуемся топографическим указателем, чтобы легко находить предметы. У всех стеллажей есть номера, внутри стеллажа — номера у полок, у всех предметов — учетный номер. Мы записываем, какой предмет где находится, буквально указывая: «Шкаф 1, полка 2». Так при необходимости предмет сможет найти любой хранитель.

Татьяна Левина:

В общем, все делается для того, чтобы предметы не пострадали. Реставри­ро­вать старое здание на Крымском Валу Здание было построено в 1983 году. и запасники, которые там находятся, будут в том числе и по этой причине. В прошлом году у нас была авария с крышей, случилось затопление, но, к счастью, запасников это не коснулось, потому что они находятся на этаж ниже, а не под самой крышей.

Наталья Козырева:

Иногда говорят, что произведения хранятся в подвалах — мокрых, грязных и прочая, и прочая. Это ерунда. С самого начала к тому, что поступает в музей, отношение одинаковое, и к вещам в запасниках мы относимся с той же береж­ностью, какой требуют произведения, висящие в залах.

Таких коробок сохранилось больше пятидесяти. Но для ежедневной жизни такие коробки чрезвычайно неудобны. Они очень тяжелые, доставать их труд­но, хотя по правилам хранения рисунков — в плот­ном паспарту и вертикаль­но — это, может быть, и лучший способ. Но посте­пенно, еще начиная с годов, была принята другая форма хранения, горизонтальная. Материалы делятся по размерам, и от этого зависят и шкафы, и полки, где лежат листы. Листов должно быть не очень много, они не должны давить друг на друга, они всегда должны быть прикрыты микалент­ной бума­гой, и 90 % рисунков хранятся в паспарту.

У нас все еще остались старые деревянные шкафы, и мы их очень любим. В хранилище графики Третьяковской галереи, например, уже давно перешли на металлические горизонтальные шкафы — рундуки, как мы их называем. Мы считаем, что старые шкафы — выдержанные, с определен­ным климатом — полезнее для старой бумаги. В собрании живописи исполь­зуются современные вертикальные стеллажи, на которых закреплены произ­ведения, маленькие вещи хранятся в рундуках. Большого пространства требует скульптура, хотя по количеству предметов эти фонды невелики. Крупные вещи помещают на устойчивые постаменты, небольшие произведения — на стел­ла­жи и в застекленные шкафы. В Русском музее есть и открытый фонд скульп­туры, где представлены самые интересные образцы пластики — когда нет посетителей, их накрывают микалентной бумагой.

А самые большие угрозы — это протечки. Это касается и живописи, и скульп­туры, особенно деревянной, но в первую очередь — графики. Она очень боится влаги, если появится плесень — это катастрофа.

Марина Чистякова:

В запаснике в зависимости от вида материала устанавливаются либо шкафы с лотками, где может храниться, например, нумизматика, либо стеллажи. Современные стеллажи в основном мобильные — они похожи на движущуюся стену и очень удобны, учитывая, что всегда есть дефицит площадей. Внутри стеллажа — сетки, на которые вешается живопись или икона.

Но мы используем и старое фондовое оборудование зала. В одном из старей­ших отделов, отделе рукописей и старопечатных книг, который был создан в 1912 году, практически с самого появления работает читальный зал, и он до сих пор служит исследователям, изучающим рукописные памятники. При ремонте мы сохранили шкафы — они были отреставрированы так, чтобы соблюдались современные требования хранения, но тем не менее рукописи хранятся в тех же самых шкафах начала века.

Что касается возможных повреждений, то система безопасности должна отслеживать все ситуации, например протечки. Для этого у нас есть круглосуточные службы, которые дежурили и в пандемию.

Как запасники пополняются?

Мария Петрова:

У нас — в основном за счет дарений. Нам часто звонят люди, знакомые с музеем, чтобы передать хранившиеся в их семьях документы, фотографии. Иногда мы получаем ценные и редкие предметы быта вместе с семейными архивами. Целесообразность приема предметов на постоянное хранение оценивает экспертная фондово-закупочная комиссия. Такая комиссия суще­ствует в каждом музее.

Аля Кедреновская:

Предметы приносят в дар по разным причинам. Например, потому что вещи соответствуют тематике музея. Это могут быть художественные произведения о еврейской жизни, предметы быта и архивы еврейских семей. Бывает, что идея принести эти предметы — желание сохранить память о себе и своей семье.

Татьяна Левина:

Кроме того, мы ходили по художникам, по наследникам и произ­ведения выбирали на закупку или в дар. Поэтому сейчас в экспозиции есть работы художников «Группы 13» «Группа 13» — группа художников, которая получила свое название по числу участников выставки, прошедшей в 1929 году в Москве. Ее составляли художники-графики и жи­вопис­цы, которые во главу угла ставили уход от академической системы и свободное рисование с натуры. — Антонины Софроновой, Бориса Рыб­чен­кова, Татьяны Мавриной. Это искусство частного человека в тоталитарный период, можно сказать, неофициальная живопись того времени.

Наталья Козырева:

Когда в музей поступали первые дары, среди которых были дары император­ской семьи, передачи из Академии художеств, дарения частных владельцев, например графические произведения из коллекции княгини Марии Тенише­вой, то ничего не отбиралось — все сразу попадало в коллекцию. Сейчас все иначе, мы приобретаем произведения, но очень редко и в последнее время отсутствия финансирования просим в дар конкретные вещи у худож­ников, с которыми мы работаем много лет и которых приглашаем на выставки. Быва­ет, что нам дарят замечательные произведения и коллекционеры, и род­ствен­ники. То есть теперь мы отбираем в собрание работы, позволяющие создать более-менее полную картину развития отечественного искусства ХХ и уже ХХI века. Это точечный выбор.

В запасник отправляют менее ценные экспонаты? Или, наоборот, более ценные — чтобы никто точно не украл и не испортил?

Марина Чистякова:

Здесь немного другой принцип. Мы отбираем предметы для экспозиции не только по ценности, а в зависимости от того, как они помогают раскрыть нужную тему. Наша экспозиция посвящена истории России, и для каждого периода — будь это XVI, XVII или XVIII век — есть наиболее характерные вещи. Очевидно, что мемориальные предметы, например мундир Петра I, — это абсолютный уникум, который хочется показать. Тем не менее будет неверно считать, что в фондах осталось не очень интересное, а в экспозицию, наоборот, вынесли все самое занимательное.

Татьяна Левина:

Словом, все меняется. То, что тогда было в запаснике, сейчас — наша гордость. А соцреализм, который был основным предметом экспонирования, — только в двух залах. Сегодня мы стараемся выставить лучшее, но в объеме считаем нужным показать и соцреализм, чтобы дать посетителю представ­ление о том, что вообще существовало.

Наталья Козырева:

Основа любого старого музея — это чей-то дар: императорский, королевский, дар крупных собирателей, меценатов, банков и так далее. И в этом даре, как правило, не бывает одних шедевров, уникальных вещей гораздо меньше, чем средних и просто хороших.

В экспозиции находятся визитные карточки каждого музея — так и должно быть. В остальном это зависит от того, что интересно сейчас показать в экспо­зиции. Если в музейных планах есть персональная выставка какого-либо худож­ника, тогда из запасников вынимаются подходящие вещи и делается более широкая экспозиция. Если хочется обратить больше внимания на тематическую линию, вынимается больше жанровых или пейзаж­ных произведений. Мы часто устраиваем такие монографические выставки, ведь так мы можем показать наши запасники.

Аля Кедреновская:

Иногда в запасниках хранятся наиболее ценные предметы, если они ветхие и не могут долго находиться в экспозиции — тогда эти вещи могут появиться на временных выставках.

В запасниках хранится больше, чем выставлено в музее? Почему экспозиции не меняют регулярно — так, чтобы можно было показать все, что хранит музей?

Аля Кедреновская:

Прежде всего, адекватная замена не всегда возможна, потому что предмет может быть уникален, если это известное произведение, например «Мона Лиза». Люди специально, часто из других стран, приезжают в музей, чтобы ее увидеть, — и не увидят, потому что мы решили заменить ее на менее извест­ную картину из запасника. Человек уйдет абсолютно раздосадованным. В круп­ных музеях, где хранится много шедевров, такое невозможно. Значительная часть аудитории таких музеев — люди, которые возможно попадут туда всего один раз.

Что-то, безусловно, меняется. Если предмет на реставрации, то об этом могут заранее объявить, а его заменят подходящим по теме экспонатом. Также раз в несколько месяцев проводятся регулярные ротации. Даже если предметы не одинаковые, они могут иллюстрировать один и тот же исторический процесс или явление.

Марина Чистякова:

В нашей коллекции пять миллионов предметов. Ее невозможно выставить, да и не нужно, потому что есть типологически похожие вещи. Мы пытаемся показать историю России в тридцати шести залах, но этого недостаточно: все заканчивается на эпохе Александра III, частично захватывается время Нико­лая II. Современный период показать пока просто негде. Мы стараемся воспол­нить это временными выставками или даем предметы в другие экспозиции — в 2012 году открылся Музей Отечественной войны 1812 года, в котором выставлена часть нашей коллекции. Совокупно в постоянной экспозиции главного здания и Музея Отечественной войны примерно двадцать две тысячи предметов.

Есть замены по другой причине, по состоянию сохранности. вещи, например из ткани, особенно ткани древней, нужно уносить «отдохнуть» в запасник — туда, где темно. Даже в экспозиции посетители иногда говорят: «В зале темновато», а мы вынуждены так делать, потому что иначе потеряем памятник. Дело в том, что ткани очень сильно выгорают, и световой режим играет огромное значение: освещенности больше 50–70 люкс быть не может. По этой же причине мы уносим подлинные документы: чернила и карандаш угасают. Это постоянное противоречие между «показать» и «сохранить».

Татьяна Левина:

В запаснике, конечно, хранится больше. Сказать в цифрах трудно, но думаю, что в галерее на Крымском Валу примерно 80 % произведений — в запаснике.

А экспозиции меняют, и меняют не так редко. Кроме того, иногда случаются выставки новых поступлений. Не раз проводились выставки «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Реставраторы постоянно работают с произведениями и приводят их в экспозиционное состояние, тогда мы тоже стараемся их выставить. Так или иначе, ротация, хотя и не стопроцентная, есть.

При этом человек должен увидеть лучшее. Допустим, он один раз за свою жизнь пришел в галерею Помпиду в Париже — а Пикассо нет. Вот человек приезжает на Крымский Вал, а там парад курьезов соцреализма, но ведь ему все-таки нужно увидеть Ларионова, и Малевича, и Кандинского, и Татлина?

Наталья Козырева:

Насколько я помню, в самых больших музеях — я сужу по Метрополитен-музею или Лувру — выставляется не больше семи процентов всей коллекции. Что касается шедевров, то их, как и гениальных художников, не может и не должно быть много, и каждый музей старается их демонстрировать. Но есть объективные обстоятельства: выставки в других музеях и странах, реставрационные и научные исследования, когда произведение на какое-то время убирают в фонды и лаборатории. При этом даже очень хорошие и большие выставки, где представлено много известных произведений, трудно смотреть с неослабевающим интересом. Я знаю людей, которые приходят в Эрмитаж смотреть только два-три зала. И они правильно делают. Скажем, в Русский музей приходят посмотреть того или иного худож­ника или период, например древнерусское искусство или искусство начала XX века.

В Русском музее нет постоянной экспозиции графики, и это позволяет нам постоянно придумывать новые формы, чтобы эти закрытые произведения показывать. В 1988 году мы делали выставку «Искусство 1920–30-х годов». Это был разгар перестройки, когда наконец можно было посмотреть то, что было спрятано в запасниках еще и по идеологическим соображениям — на выставку достали почти полторы тысячи произведений: живопись, скульптура, графика. Мы хотели показать все разнообразие художественных направлений перед тем, как соцреализм стал единственным направлением государственной политики в искусстве. Были залы «Маковца» и «Круга художников», ОСТа и школы Павла Филонова МАИ, «Четырех искусств» и школы Кузьмы Петрова-Водкина. Это стало возможно только благодаря фондам, в которых эти произведения сохранились.

Здесь и кроется изюминка, вот почему обязательно нужны фонды — особенно для графики, которую нельзя надолго выставлять в залы. Временной запас показа графических листов — не больше трех месяцев, потому что бумага, находящаяся на свету, особенно бумага начала 1920-х годов, которая делалась вообще неизвестно из чего — из газет и разных отходов, — просто не выдержи­вает такого освещения. Бумага XVIII или XIX веков была создана по опреде­лен­ным технологиям, и она, может быть, даже более устойчива. Но агрессив­ный внешний свет губительно сказывается на графике, на листах гравюры. А фонды — это возможность все время доставать новые имена, новые произ­ведения. Иногда новые в буквальном смысле. В запасниках параллельно идет и научно-исследовательская работа. Предположим, на очередную выставку готовятся экспонаты, их перепроверяют, и очень часто оказывается, что эти предметы, пришедшие в музей еще в довоенные времена и со старой атри­буцией оставшиеся в наших инвентарных книгах, после исследования получают новую атрибуцию, появляются новые имена, новые датировки и нередко новая техника, что очень важно.

В экспозицию выходит, конечно, то, что мы называем шедеврами, абсолютно уникальные, единичные вещи. Но самое главное, что мы можем менять экспонаты, поэтому возникает много разных выставок, для которых мы даем вещи из запасника.

Говорят, в запасниках вещи теряются. Это правда?

Наталья Козырева:

Потерять листы очень непросто, потому что они лежат в папках, на папке сверху написаны инвентарные номера и каждый лист имеет два номера: один — номер по инвентарной книге, а другой — из книги поступлений. Когда я пятьдесят лет назад пришла в музей, мне говорили: «Имей в виду, если случится беда — скажем, на музей упадут бомбы, — ты должна спасать не кар­тинки, а инвентарную книгу и книгу поступлений». Это самые дорогие вещи, потому что по ним можно восстановить, из чего состояла коллекция музея.

Случаются и находки, но не потому, что не было листа, и вдруг нашелся, а потому, что возникает новая атрибуция. Художник был неизвестен, а потом обнаружились доказательства того, кто мог быть автором, — таких примеров особенно много в истории искусства XIX века. В фонде старого рисунка Рус­ского музея есть очень большая коллекция рисунков, при­шедших из Академии художеств. Это рисунки с натуры, и рисовали их студен­ты — они потом стали Брюлловыми и Ивановыми. И атрибуции этих листов имеют очень большую историю, некоторые вещи дважды, а то и трижды меняли автора, потому что возникали новые письма, дневники, экзаменационные листы, которые позво­ляли точно сказать, кому принадлежит тот или иной лист.

Мария Петрова:

Наш музей очень молод, и у нас ярких историй о пропажах еще не было. Но такое бывает, и чаще всего это касается крупных музеев с долгой историей бытования предметов. Причины могут быть разные: переезд в другое здание, или ошибки в документах, приводящие к путанице. Сегодня существуют очень строгие инструкции для музеев, благодаря которым должно очень четко фик­си­роваться любое перемещение музейных предметов. Помимо этого, прово­дятся регулярные сверки наличия коллекций. В музеях все-таки работают люди, а не машины, и поэтому, конечно, иногда предметы теряются. Но, кста­ти, рано или поздно они находятся. Я не знаю случаев, когда предметы были утеряны безвозвратно. Наоборот, бывает так, что возвращаются вещи, потерян­ные лет назад. У меня был такой случай. И понадобилось настоящее расследование, изучение старых документов в архиве, чтобы отследить все перемещения и ошибки.

Марина Чистякова:

В запасниках проводятся регулярные проверки наличия. По топографической описи должно быть понятно, в каком конкретном шкафу и на какой конкрет­ной полке хранится предмет, и любая проверяющая комиссия обращает внимание не только на наличие топографий, но и на их соблюдение. Иногда предметы теряются просто в силу человеческого фактора, усталости или невни­матель­ности, но у нас работает принцип так называемого индивидуаль­ного ответственного хранения, то есть за каждым хранителем закреплено определенное количество вещей, и если он по причинам оставляет предметы не там, где они должны быть по топографическому указателю, то сразу начинаются поиски.

Кроме того, вещи путешествуют, мы выдаем их на выставки в музеи других городов и стран, и важно это отмечать в той же топографии. Поскольку объем предметов огромный, существует даже специальный сектор движения фондов, который фиксирует такие перемещения.

А бывают экскурсии в запасники? Туда может попасть простой человек или искусствовед, который пишет диссертацию, например?

Наталья Козырева:

В запасники Русского музея попасть можно, там постоянно проходят занятия со студентами по специальным пропускам и разрешениям. У нас занимаются исследователи, которым нужно обязательно посмотреть те или иные рисунки вживую, и постоянно идут киносъемки — это обычная практика музея.

Марина Чистякова:

По правилам безопасности в фондохранилище музея посторонних людей не пускают, и, более того, сотрудник одного отдела по своему электронному пропуску не может войти в другой. Но у нас всегда были открытые хранения. То есть часть хранилища оборудуется стеклянными витринами, и там можно принимать небольшие экскурсионные группы. В закрытом же хранилище, как правило, кроме хранителей, никого не бывает.

Кроме того, у нас есть читальные залы при отделе книжного фонда, отделе рукописей и старопечатных книг и отделе письменных источников. Туда исследователи приходят по записи, показав письмо-отношение с причиной посещения. Часто попасть в запасники хотят наши коллеги, музейные сотрудники, которые пишут книгу или формируют выставку, им необходимо посмотреть, например, на конкретную гравюру. Их могут пустить в запасники, но если там нет условий, чтобы принять посетителя, то в сопровождении хранителя документы выносятся в читальный зал.

Мария Петрова:

Каждый музей устанавливает свои правила. Сейчас популярен формат откры­того хранения: запасник сразу обустраивается таким образом, чтобы туда могла приходить публика. Это сложно организовать, и требуется много ресур­сов — вплоть до полной перестройки помещений. У нас такой формат пока невозможен. В обычный закрытый запасник, конечно, должны пускать иссле­дователей, но вряд ли человек с улицы, не имеющий обоснования, сможет туда попасть. Мы пускаем исследователей по запросу. Но они не работают в запас­ни­ках, мы можем принести им нужные материалы для работы под нашим наблюдением.

Татьяна Левина:

Мы пускаем людей и показываем им произведения по письму — человек может писать любую научную работу, диссертация это или курсовая. Он приходит с письмом от университета, где указано, что ему надо посмотреть, например, живопись ОСТа.

Экскурсий как таковых у нас нет, во всяком случае сейчас. Мы рассчитываем, что в галерее на Крымском Валу после реконструкции появится открытый запасник, но весь запасник сделать открытым невозможно просто потому, что вещей очень много. Но могут быть и другие варианты: скажем, в западных музеях в экспозицию иногда выносят реставрационные мастерские, за стеклом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *