Что такое музицирование в музыкальной школе

Музицирование как музыкально-творческая деятельность в мире детства

Музицирование – это общение музыкальными средствами

«Цветы, музыка и дети – составляют

лучшее украшение жизни»

Слово «музицирование» (нем. проис. заниматься музыкой) – исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала; в более широком понимании – вообще игра на музыкальных инструментах.

В современной музыкальной литературе музицирование как понятие существует, но официальным термином не является и как деятельность не учитывается, потому что под музицированием подразумевается определённая, не имеющая особого значения, форма проведения за роялем, в кругу друзей, в музицировании «для себя».

Однако на протяжении всей истории развития музыки, музицирование оценивалось как высшая форма музыкальной деятельности. На основе музицированияодные существовали народные музыкальные традиции, в среде интеллигенции – музыкальные салоны, домашнее музицирование и д. И. Стравинский предлагал обучать детей музыке вне условий традиционных форм классных уроков, а в характере музыкального салона, т. е. – музицирования.

Музицирование – это общение музыкальными средствами.

На каждом возрастном этапе музицирование проявляется так:

— до 9 месяцев – в форме привыкания к звукам;

— с 9 месяцев до 3 лет – в форме организации совместной деятельности ребёнка с родителем;

— с 3-7 лет – в форме игры с другими детьми и взрослыми;

— младший школьный возраст – в форме учебной деятельности, где учитель музицирует со школьниками;

— подростковый период – в форме коллективного музицирования.

Основным действием в музицировании выступает искусство импровизации.

«Элементарное музицирование» как система воспитания и обучения детей музыке является синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодаи, Б. Бартока, К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера, Ж. Далькроза. В основе их концепции лежит принцип коллективного музицирования. Музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребёнка не только музыкальных, но и общих способностей. В то же время дети научаться свободно читать и петь по нотам, играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре. Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, но внутри её постепенно созревают основные музыкальные способности.

Творческое мышление – важный компонент в музыкальной деятельности.

Такая форма общения с музыкой вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Игра на музыкальных инструментах открывает детям мир звуков, красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения, музыкально-ритмические движения. Знакомство с музыкальнымиинструментами должно происходить в игровой форме: «Волшебная дверка», «Чудо оркестр», «Инструментальная фантазия», «Я – музыкант»

В дошкольном учреждении ребёнок знакомиться с миром музыки и важно, чтобы это процесс проходил радостно и интересно.

Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музицирование в музыкальной школе. Картинка про Что такое музицирование в музыкальной школе. Фото Что такое музицирование в музыкальной школеФотоотчёт «Творческая деятельность детей к Международному Дню мира» Ежегодно 21 сентября вся мировая общественность отмечает Международный день мира. В 2001 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно.

Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музицирование в музыкальной школе. Картинка про Что такое музицирование в музыкальной школе. Фото Что такое музицирование в музыкальной школеХудожественно-творческая деятельность по пластилинографии «Гроздья рябины» Дети моей группы любят лепить. С большим интересом создают простые формы. Меня давно занимают нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музицирование в музыкальной школе. Картинка про Что такое музицирование в музыкальной школе. Фото Что такое музицирование в музыкальной школеМоя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет) Добро пожаловать всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые коллеги, немного о своей профессиональной.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музицирование в музыкальной школе. Картинка про Что такое музицирование в музыкальной школе. Фото Что такое музицирование в музыкальной школеПроектная деятельность с детьми младшей группы «В мире животных» Проектная деятельность с детьми младшей группы «В мире животных» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно.

Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музицирование в музыкальной школе. Картинка про Что такое музицирование в музыкальной школе. Фото Что такое музицирование в музыкальной школеПроектная деятельность «В мире профессий» с детьми младшей группы Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный.

Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музицирование в музыкальной школе. Картинка про Что такое музицирование в музыкальной школе. Фото Что такое музицирование в музыкальной школеТворческая деятельность детей по мотивам сказки «Три поросенка» В результате коллективной работы детей были созданы из бумаги, картона, коробок, бросового и природного материала персонажи и атрибуты.

Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музицирование в музыкальной школе. Картинка про Что такое музицирование в музыкальной школе. Фото Что такое музицирование в музыкальной школеТворческая деятельность по изготовлению «Кораблик» к Дню Защитника Отечества Творческая деятельность. «Кораблик» Готовим подарок к Дню Защитника Отечества. Чудесный праздник в феврале Страна моя встречает. Она защитников.

Источник

Творческое музицирование на уроках в детской школе искусств

Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музицирование в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музицирование в музыкальной школе. Картинка про Что такое музицирование в музыкальной школе. Фото Что такое музицирование в музыкальной школе

Дата публикации: 08.02.2020 2020-02-08

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Е. Н. Творческое музицирование на уроках в детской школе искусств / Е. Н. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67224/ (дата обращения: 08.12.2021).

Творческое музицирование, при кажущейся на первый взгляд банальности сочетания определяющих слов, это понятие, практически не изученное в кругах преподавателей музыкальных школ. Музицирование как предмет учебного плана в ДМШ и ДШИ бытует в педагогической практике уже порядка десяти лет и включает в себя игру популярных пьес различных жанров и стилей, в том числе и в ансамбле, подбор по слуху любимых мелодий. Также музицирование мы можем рассматривать как исполнительский процесс, который привносит радость и эстетическое наслаждение в жизнь юного музыканта и его окружения.

В данной статье хотелось бы осветить понятие «творческое музицирование»¸ сделав акцент на первом слове, раскрыть основы методологии данного вида деятельности, а также обосновать важность внедрения творческого музицирования в образовательный процесс ДМШ и ДШИ и его популяризации среди педагогов, учащихся и родителей.

Очень впечатляет многообразие методик музыкального воспитания детей. Фундамент его современной концепции составляют работы таких известных авторов как Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Л.Баренбойм, К.Орф, Ш.Судзуки.

Очень интересна программа «Тутти» педагога-музыканта Т. Э. Тютюнниковой. Данная программа определяет содержание образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации.

Творческое музицирование здесь предлагается как основной вид детского исполнительства в синкретических формах на основе игрового и импровизационного подхода. Музыка может рождаться абсолютно спонтанно, «видеть музыку и танцевать стихи» способен каждый человек, а самые простые предметы и вещи. Окружающие нас: посуда, баночки с крупой, речные камешки могут дружно звучать в оркестре. Центральная идея предлагаемой автором программы технологии — объединение всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей в единой увлекательной музыкально-художественной деятельности, в центре которой — творческое музицирование. Основные принципы педагогики К.Орфа: игровой подход, обучение в действии. Триединство «музыка, речь, движение» работают в «Тутти» безотказно: в процессе обучения формируются импровизационный стиль мышления, появляется смелость и рождается творческая инициатива. Ребёнок радостно и беспрепятственно проникается процессами слушания, сочинения и исполнения музыки, которые становятся для него простыми, понятными и естественными.

Внедрение данной прогрессивной методики в образовательный процесс в дошкольных учреждениях в последние годы происходит повсеместно. А существуют ли её аналоги в системе дополнительного образования? Учебные программы в сфере музыкального образования, из года в год повторяющие себя, основываются на взгляде на музыкальную культуру, который сформировался ещё в 30–50-е годы прошлого века. В силу исторических причин, музыкальные течения в нашей стране долгое время существовали изолировано от зарубежных влияний.

В подготовительном классе дети пяти-шести лет в той или иной степени касается орф-педагогика. Независимо от уровня музыкальных способностей, они открыты для общения, любят сочинять «с ходу», исследовать возможности музыкального инструмента. В первую очередь, оказавшись за роялем, дети жаждут именно игры: изучить механику изнутри, изобразить предметы и явления, сочинить сказку, разыграв её по ролям.

Главный ресурс, которым дети обладают в этом возрасте — жажда исследовательской деятельности. В процессе игры они способны услышать звуковысотность, гармоническую окраску различных созвучий, понять логику темперированного строя, придумать свою систему нотной записи и даже освоить некоторые основы композиции. Но это происходит лишь до тех пор, пока ещё очень юный музыкант не столкнулся с жёсткими инструкциями в виде нотного текста.

Мы все знаем, что учить детей читать по букварю необходимо. Но понимаем, что этому ответственному процессу предшествует длительный период развития речевых навыков. Так, в методе Ш.Судзуки очень большое внимание отводится донотному периоду обучения: в это время ребёнок старается достичь правильной постановки рук, точной интонации, красивого звучания и законченности музыкальных фраз. Многократные повторения, направленные не на заучивание определённой мелодии, а на точность самовыражения и раскрытие смысла музыки, дают гораздо больший эффект в плане становления и закрепления технических навыков.

Что можно сделать сегодня, чтобы школьник сел за инструмент и начал творить? Где методические указания, сборники — «рецепты» для нас, педагогов-музыкантов?

Найти для себя ответ мне помогло знакомство с деятельностью известного у нас в стране и за рубежом концертирующего музыканта-импровизатора, композитора-полистилиста и педагога Р.Столяра.

Будучи активным пропагандистом имровизационной музыки, Р.Столяр ведёт широкую педагогическую деятельность, проводя мастер-классы и семинары по индивидуальной и коллективной импровизации в России, Франции, Швейцарии, США. В том числе, в родном Новосибирске им основана Лаборатория импровизационной музыки — серия мастер-классов по современной импровизации для всех желающих.

Выпущенная петербургским издательством «Планета музыки» его книга «Современная импровизация: практический курс для фортепиано» стал первым российским учебным пособием по свободной импровизации. В нём освещаются следующие разделы: элементы музыкального языка современной свободной импровизации, тональная и атональная импровизация, использование специфических ресурсов фортепиано в импровизации, построение формы в свободной импровизации. Отдельный раздел посвящён специфическим ресурсам фортепиано. Даётся краткий курс в историю импровизационной музыки. Материал книги выстроен по принципу «от простого к сложному»: от отдельных звуков к кластерам, от ладов к полиладам, от тональности к атональности и их совмещению.

По мнению автора книги, игнорирование обучения импровизации молодых исполнителей практически исключает возможность их соприкосновения с музыкальной культурой сегодняшнего дня. Ни блестящее владение инструментом, ни познания в области современной композиции не могут в большинстве своём компенсировать этот робел, поскольку исполнение современных партитур требует практических навыков их интерпретации. Утверждения же, что искусство импровизации является неким «штучным товаром», что этому искусству невозможно обучить, являются ничем иным, как распространённым (прежде всего в профессиональной среде) заблуждением, вызванным недостатком информации в области обучения импровизации и — что существенно — практически полным отсутствием методик такого обучения в наше стране. Движение же преподавания музыкальной импровизации за рубежом, напротив, в последние 15–20 лет стремительно набирает обороты: множится число образовательных программ и учебных пособий посвящённых импровизации, что в условиях официальной поддержки этого искусства неудивительно.

Следуя методикам Р.Столяра, школьники с удовольствием выполняют необычные задания, а зачастую импровизационные построения звучат даже более убедительно, чем пьесы, выученные по нотам. А его книга «Современная импровизация» — это неисчерпаемый кладезь для любого творчески настроенного, «думающего» педагога.

В перспективе «Творческое музицирование» как предмет учебного плана в ДШИ и ДМШ могло бы войти в вариативную часть программы предметной области «Музыкальное исполнительство», тем самым решить множество насущных педагогических проблем:

– обеспечить преемственность методик при переходе из системы дошкольного образования;

– углубить межпредметные связи с теоретическими дисциплинами;

– стать базой для развития музыкальных способностей;

– явиться мощным средством общения, завораживающим действом для всех его участников: педагогов, детей и родителей.

Источник

Музицирование на уроках сольфеджио в ДМШ И ДШИ (Методические рекомендации)

Разделы: Музыка

Основной задачей в деле воспитания детей является эстетическое воспитание как один из элементов развития личности наряду с воспитанием интеллектуальным, морально-социальным и физическим. Современная педагогика возлагает большие надежды на эстетическое воспитание и, в частности, на музыкальное, являющееся составной его частью. Главная цель музыкального воспитания – достичь всестороннего и гармоничного развития музыкальных способностей детей.

Одним из важнейших разделов в процессе обучения детей в ДМШ и ДШИ является воспитание и развитие творческих навыков. Основные направления этой работы – импровизация, сочинение, подбор аккомпанемента.

Значение музицирования в курсе сольфеджио неоспоримо, равно, как и актуально. Оно развивает в каждом ребёнке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, наделяет музыкальное мышление более глубоким образно-эмоциональным содержанием; помогает детям освободиться от внутренней напряженности, стеснения; помогает приобрести веру в себя и смело выражать собственные мысли и чувства в музыкальных импровизациях.

Представленная работа – это результат моей практической деятельности, основанный на опыте работы ведущих педагогов-теоретиков.

Музицирование становится органичной частью учебного процесса. Учащимся предстоит осваивать на каждом уроке сольфеджио большой и разнообразный материал. Чтобы достичь положительных результатов в работе, перед педагогом стоит задача поддержать творческую активность детей на высоком уровне. И роль музицирования здесь неоспорима. Благодаря педагогам-энтузиастам, разработаны игры и упражнения, которые побуждают в детях творческую инициативу, развивают внутренний слух, чувство ритма, чувство формы – то, без чего невозможно импровизировать.

Для того, чтобы процесс импровизации оказался свободным и лёгким, необходимо создать в классе обстановку непринуждённости. Педагог своим обаянием, эмоциональностью, артистизмом должен вызвать доверительный отклик в детях, тогда в работе появятся заинтересованность, восприимчивость, творческая активность. Ученик должен почувствовать, что у него всё получится, он не должен ощущать страха перед неуспехом. Если ребёнок испытывает радость от музицирования, уверенно себя чувствует в этой среде, то процесс обучения становится лёгким и результативным. Успех работы во многом зависит и от самого учителя: от его убеждённости в пользе и необходимости творческих упражнений, терпения, чуткости, увлечённости работой и умения искренне радоваться даже незначительным находкам учащихся.

Процесс импровизации должен носить последовательный характер. Нельзя перед учащимися ставить сложные задачи. В таком случае у ребёнка возникает страх перед неуспехом, и ни о каком творчестве речи быть не может.

Привлекать детей к импровизации желательно с самых первых уроков. На первых же занятиях дать возможность пофантазировать в движении под музыку, изображая тот или иной музыкальный персонаж. При знакомстве с регистрами мы слушаем и анализируем пьесы А.Руббах “Воробей”, В.Ребиков “Медведь”. И если побеседовать с детьми о характере музыки, например, пьесы “Медведь”, спросить, какого медведя они услышали, малыши не только расскажут, но и охотно покажут в движении этого неуклюжего медведя, пробирающегося сквозь лесную чащу.

На своих занятиях я часто использую ритмическую игру “Обезьянки”, в которой дети повторяют за мной не только ритмическую фразу, но и то эмоциональное настроение, с которым была исполнена фраза: грустная, весёлая, добрая, сердитая. Через несколько уроков можно предложить роль “учителя” в этой игре желающим учащимся, которые сымпровизируют свои ритмические варианты с разной эмоциональной палитрой. В работе над метроритмом дети придумывают и отхлопывают руками имена, отдельные слова и фразы, импровизируют ответную ритмическую фразу в форме а + б.

Немного позже можно переходить к другой форме – импровизация на детских шумовых инструментах. Учащиеся “украшают” прослушанную пьесу звучанием этих инструментов. Можно предложить свободную импровизацию, но в основном мы используем, придуманную нами, игру “Музыкальный винегрет” (авторская модель Орф – педагога И.Шестопаловой “Музыкальная окрошка”). Выясняем, какие овощи можно покрошить в винегрет, затем выбираем овощи для своего музыкального винегрета: две морковки (четыре восьмые длительности), огурец (две восьмые и четверть), свёкла (две четвертные), лук (половинная длительность). Сначала поочерёдно “крошим” каждый овощ:

две морковки – бубны
огурец – палочки
свёкла – треугольник
лук – металлофон (glissando)

Затем все овощи одновременно “кладём в миску”.

После знакомства с интервалами, можно предложить детям импровизировать на фортепиано используя яркий, образный характер каждого интервала. Например, интонацией чистой кварты, на слова “Андрей – воробей”, показать задиристого, боевого воробья, или, напротив, интонацией малой секунды изобразить воробья жалкого и беззащитного.

Работу над вокальной импровизацией можно начинать тогда, когда большая часть детей достаточно чисто интонирует. Вокальная импровизация на начальном этапе построена по принципу “вопрос – ответ” в музыкальном диалоге учитель – ученик. Например:

– Гуси, гуси, где ваш дом?
– Возле речки, под мостом.

– Что ты хочешь, кошечка?
– Молочка немножечко.

Интересный пример в этом плане даёт М.Андреева в своём учебном пособии по сольфеджио “От примы до октавы” (часть I) – “Волк и лиса”, где ответы лисы импровизируются детьми. Если к музыке добавить изобразительные пластические действия, то получится небольшой спектакль, что, конечно, принесёт детям большую радость и пробудит ещё больший интерес к занятиям. А, например, на вопрос учителя

дети самостоятельно импровизируют не только мелодию, но и слова.

В музыкальном диалоге “вопрос – ответ” обязательно обратить внимание на неустойчивость мелодического оборота вопроса и подвести детей к необходимости спеть ответ так, чтобы он закончился устойчиво на тонике. Опираясь на свой слуховой опыт, дети интуитивно находят путь к тонике.

Затем можно предложить детям вокальную импровизация на хорошо знакомые стихи А.Барто “Наша Таня”, “Зайка”.

Когда дети научатся чувствовать сильные и слабые доли, узнают, что такое такт и где пишется тактовая черта, свободно различают четвертные, восьмые и половинные длительности, им предлагаются для импровизации тексты, которые вызывают ощущение двухдольности:

Динь-дон, динь-дон,
В зоопарке ходит слон.

Синий-синий василёк,
Ты любимый мой цветок.
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.

Если первые опыты импровизации носят интуитивный характер, то в последующей работе перед учащимися ставятся конкретные задачи с использованием каких-либо метроритмических или интонационных элементов.

Эффективность творческих упражнений в значительной степени зависит от своевременности их включения в урок сольфеджио. Б.Шеломов предлагает для примера рассмотреть процесс работы над мелодическим скачком с I ступени на V. Этот процесс можно разделить на два этапа. Сначала происходит неосознанно – эмоциональное восприятие изучаемого элемента. Учащиеся слушают и исполняют различные специально подобранные песни и пьесы. Невольно запоминают эту яркую интонацию, подсознательно сравнивая её звучание в различных мелодиях, обобщают характер её эмоционального воздействия. На одном из уроков педагог объясняет сущность изучаемого элемента, помогает осознать его выразительную роль в пройденном материале, даёт его название. С этим ответственным шагом нельзя спешить, сведения должны быть произнесены логически чётко и эмоционально убедительно.

Отсюда начинается этап формирования осознанного представления о данном музыкальном элементе. Учащиеся находят знакомый оборот в новых мелодиях, учатся эти мелодии читать и записывать, приобретают уже более сложные навыки, опираются на сознание. Именно теперь и следует обратиться к импровизации. Импровизация является итогом работы над этим элементом. Такая последовательность в работе избавит учащихся от каких-либо трудностей в творческих занятиях. Например, при изучении опевания устоев, надо обратить внимание учащихся на то, что обороты с опеванием устоев приобретают чаще всего ласковую окраску. Прилегающие ступени любуются своим опорным звуком, кружатся вокруг него. В песне “Ах, ты берёза” как бы сама верхняя тоника является той берёзой, о которой поётся в песне и которой хочется любоваться со всех сторон. Дома предлагается сочинить мелодии, в которых встречается опевание какой-либо устойчивой ступени.

Работая над чистой квартой, обращают внимание детей на мужественный, энергичный характер этого оборота, что очень часто этой интонацией начинаются марши. Это скачок с V ступени на I вверх, причем V ступень приходится на затакт, а – I на сильную долю. После чего можно предложить сочинить мелодию с квартой, например, на стихи А.Барто “Кораблик”.

При освоении пунктирного ритма ребятам предлагается задание сочинить мелодию с этой ритмической группой в размере 4/4 на текст:

День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртка нараспашку,
Шапка набекрень,
Шли куда попало
В первый тёплый день.

К этой же мелодии поручается сочинить два такта походного ритма. На следующем уроке отбираются лучшая мелодия и ритмический двутакт. Разделившись на две группы, ребята исполняют новое, сочинённое ими самими произведение.

Когда учащиеся освоили разнообразные ритмические группы с шестнадцатыми длительностями, триоль, синкопу, можно предложить ритмическую импровизацию в форме рондо: стоя в кругу, ногами отмечаем метрические доли, руками хлопаем ритмические двутакты – рефрен, предложенный учителем и эпизоды – импровизация каждого ученика.

Закончив работу над освоением параллельно – переменного лада, предлагается для сочинения мелодии, например, следующий текст:

Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.

По содержанию текста ребята определяют, что первая фраза должна прозвучать в мажоре, а вторая в миноре. Можно уточнить, какой минор – параллельный или одноимённый.

С огромным удовольствием ребята импровизируют мелодию в переменном ладу на стихи С.Маршака:

Король Пепин был очень мал,
Но выстроил дворец,
Из торта стены заказал,
А крышу – леденец.

Из пастилы сложили печь,
И был дворец готов.
А от мышей его стеречь
Поставили котов.

Один из учащихся – концертмейстер, исполняющий на фортепиано аккомпанемент, состоящий из последовательности функций T S D сначала в мажоре, а затем t s D в параллельном миноре. На слова первого куплета импровизирует мелодию один ученик, на слова второго куплета – другой. Между куплетами дети предложили петь хором припев на нейтральные слоги “падаб – дуб – да” так же в переменном ладу. Многоголосное звучание припева (каждый поёт свою импровизацию) всегда вызывает у детей большой восторг.

По мере того, как накапливается музыкальный опыт, прогрессирует внутренний слух учащихся, создаются благоприятные условия для того, чтобы обратиться к ряду новых приёмов работы. Например, импровизация нотами в заданной тональности. Для того, чтобы скрыть на первых порах трудности, можно прибегнуть к игровому элементу, рекомендуемому Б. Шеломовым. Так, предложить учащимся совершить воображаемую прогулку по саду “Ремажор”. “Калитка” в саду была тоника. Ученик должен пройтись по дорожкам сада, не сбиваться с дороги и вернуться к “калитке”. При этом обратить внимание, чтобы выбирались самые красивые и интересные дорожки.

Другая интересная игра “Музыкальная почта”. Дети получают по небольшому листу нотной бумаги и пишут “музыкальное письмо” друг другу или учителю, но при этом учитель должен обязательно обратить внимание детей, что письмо должно быть содержательным, грамотным, а для этого используемые мелодические обороты должны быть логичными.

Игра “Фразы – загадки” близка по своей сущности к устному мелодическому диктанту. Педагог загадывает загадку, то есть поёт мелодию без названия звуков. Следующую загадку поёт тот ученик, который “отгадал” загадку педагога. Игру можно продолжить несколько раз.

Импровизация подголосков – это одна из форм творчества на уроках сольфеджио. Начинать её желательно с песен, распетых в духе русской народной подголосочной полифонии. Первоначально импровизация подголосков вытекает непосредственно из умения находить варианты окончания одноголосной мелодии, а затем сочинить самостоятельный вариант. Для работы можно взять песни “Как у наших у ворот” или “Как пошли наши подружки”. Дома предлагается подобрать аккомпанемент (подголосок). На следующем уроке на доске записать все наиболее удачные подголоски. На их основе можно записать единый вариант, затем исполнить песню хором. Постепенно в классе появятся ученики, умеющие “сходу” подпевать вторым голосом. А эта работа может успешно выполняться по мере развития гармонического слуха.

В старших классах, когда учащимися освоено функциональное значение побочных трезвучий, можно предложить выполнить варианты перегармонизации мелодии. Для примера я использую все хорошо известную детскую песню М Красева “Ёлочка”. Для самостоятельной работы дома даётся задание одну и ту же мелодию гармонизовать в нескольких вариантах, например, русская народная песня “Ах, вы сени”.

С большим удовольствием ученики играют аккомпанементы к популярным мелодиям по буквенным обозначениям. Параллельно с подбором аккомпанемента, на протяжении всего курса обучения в музыкальной школе, учащиеся играют гармонические последовательности с фигурацией. Большое разнообразие ритмической, гармонической и мелодической фигурации аккордов предлагает Г.И.Шатковский в методической разработке для преподавателей ДМШ и ДШИ “Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования”. М.Калугина, П.Халабузарь в методическом пособии для ДМШ “Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио” дают упражнения для игры аккордовых последовательностей и секвенций в различных фактурных изложениях. Накопленный здесь опыт помогает впоследствии учащимся выбрать наиболее подходящую фактуру для сочинения этюдов на заданную гармоническую последовательность и для исполнения аккомпанемента к той или иной мелодии.

Не менее интересной формой работы является сочинение и импровизация мелодии на гармоническую последовательность. Сначала это может быть досочинение периода, когда первое предложение дано мелодией на гармоническую последовательность, а во втором – только последовательность аккордов, на которую следует сочинить мелодию. Позже даётся гармоническая последовательность или аккомпанемент в фактуре, на который предлагается импровизировать мелодию. Импровизировать можно на заданный текст или сольфеджио.

Учащимся 7-8-х классов, которые хорошо знакомы с творчеством композиторов-классиков, умеют отличать характерные особенности творческого стиля композитора, имеют большой запас теоретических и слуховых навыков, можно предложить сочинение в стиле какого – либо композитора. Прежде, чем приступить к этой работе, необходимо обговорить с учащимися характерные черты интонационных оборотов мелодии, ритма, фактуры изложения, гармонии, формы. Например, предлагая импровизацию в стиле Бетховена, напомнить ученикам, что для произведений этого композитора характерны твёрдость, напористость, активность, кварто – квинтовые ходы, движение мелодии по звукам трезвучий, широкий диапазон. Ритм пунктирный, фактура изложения аккордовая. Ядро темы часто повторяется на другой высоте. Темы контрастные. В противовес героической теме, следует тема, состоящая из секундовых “вздыхательных” интонаций. Такой анализ элементов творческого стиля композитора поможет успешно справиться учащимся с поставленной задачей.

В заключении ещё раз акцентирую внимание на глубоком музыкально-воспитательном значении музицирования. Все вышеизложенные формы работы на уроках сольфеджио вызывают у детей живой интерес к занятиям, способствуют их музыкальному развитию. Музицирование – это прекрасный способ воздействия на самые глубины музыкального сознания детей. И чем раньше зароним в душу ребёнка творческую искру, тем вероятнее, что она не погаснет и обогатит внутренний мир каждого нашего воспитанника, некоторым поможет стать хорошими музыкантами. А это, в конечном итоге, и является целью нашего музыкального преподавания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *