Что такое музыка для детей 4 лет
«Что такое музыка»
Елена Госпорьян
«Что такое музыка»
Презентация к занятию «Что такое музыка» для старших и подготовительных групп детских садов.
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка может влиять на настроение.
В медицине есть специальный отдел музыкотерапии. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека.
Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений
Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше).
Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр
Включающий струнные инструменты,
и медные духовые инструменты
Для того, чтобы исполнять музыку – необходимо знать нотную грамоту
При записи музыки ноты размещаются на нотном стане
В самом начале нотного стана всегда пишется скрипичный ключ, или ключ «соль»
Музыку сочиняют композиторы
Далее следует прослушивание классической музыки по выбору педагога.
Музыкальное развитие
Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.
Музыкальное развитие от рождения до 2 лет
Как известно, слуховое восприятие (не пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос.
Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересуют. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг.
Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек.
В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т. п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция – стимул», развивая тем самым кору головного мозга.
Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные.
Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают «мягкие» джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как «Summertime» Дж. Гершвина, «Осанна», практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на «К Элизе» и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, ноктюрнах Глинки, «Пер Гюнте» Грига, «Элегии» Массне. Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», «Шутку» из оркестровой сюиты Баха.
Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия.
В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы — журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя. Но не забывайте непреложное правило — разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, понравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).
2—3 года — первые инструменты
В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами.
Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.
Затем предлагаем бубен — по сути, усложненный вариант барабана — можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой — удары на сильную долю — места, которые звучат более сильно и четко. Например, «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик» и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет «Песенка водяного», в частности фраза «А мне лета-а-ать охота» или «Крылатые качели», то есть медленные мелодии.
На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ. Топ. Топ. (делаем паузы в 2—3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут «А может быть ворона», «Песенка Красной Шапочки», «Танец маленьких утят». Медленный темп отлично проиллюстрируют «Песенка водяного», «Песенка Черепахи и Львенка», «Колыбельная медведицы».
А теперь — ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности. Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия («Танец маленьких утят», «Антошка», «Кабы не было зимы»). Если вдруг найдете в продаже трещотку, ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать «Частушки бабок ежек»).
Музыка для детей 4 лет – слушаем музыку
Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки.
Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки действовать важную психическую функцию — анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное.
Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами «мажор» и «минор». Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело — грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять «Болезнь куклы» Чайковского, а для мажора «Турецкое рондо» Моцарта. Мажор — всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор — грустный. Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор — хочется смеяться, минор — хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и «поставить диагноз».
Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор — «Первая утрата» Шумана, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла». Мажор — «Итальянская полька» Рахманинова, «Клоуны» Кабалевского, «Чунга-чанга». Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато — резко, отрывисто и легато — плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук «говорит» отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато — звуки «перетекают» один в другой. Например, «Во поле березка стояла» — очевидное легато, песня «Улыбка» — бесспорное стаккато.
Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента.
Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, «Хоровод гномов»), музыка Грига к пьесе Ибсена «Пер Гюнтх», Сен-Санс «Карнавал животных». Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения — это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и «живым» звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. далее выбирайте музыкальную сказку «Волк и семеро козлят», оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Рикки-Тикки-Тави», «Огниво».
Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент «В художественном музее вместе с мамой», «Игры со звуками и красками». Для 4-летних малышей предлагается абонемент «Встречи с прекрасным».
В Московском международном доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт «Конек-Горбунок» и «Сказку о царе Салтане» по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу «Кошкин дом».
Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей.
Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре «Эксперимент Ъ». Наибольшим успехом пользуются постановки «Котенок по имени Гав», «Летучий корабль», «Кошка, которая гуляла сама по себе».
В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, «Спектральная сюита» Стива Халперна, «Вечерняя серенада» Шуберта, «Песня Сольвейг» Грига.
Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую:
«Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех своим теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно. «. Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет.
В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.
Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению.
Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы.
Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук.
Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами. Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации.
В зтом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша. Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6-летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар:
Опираясь на этот список, вы можете дополнять его, учитывая вкусы и потребности своего малыша.
Рабочая программа по разделу «Музыка» для детей 3–4 лет
Юлия Марченко
Рабочая программа по разделу «Музыка» для детей 3–4 лет
Рабочая программа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет состоит из 5 разделов,рассчитана на 1 год обучения: Предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности
Возрастные особенности детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам
музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных
способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальномувоспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программыосуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
— различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
— Самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники. 72 занятия по 15 минут = 18 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий) Тематические и календарные праздники и утренники (6 мероприятий)
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность, умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Музыкально-ритмические упражнения. Цель- настроить ребёнка на занятие, развивать навыки основных и танцевальных движений, которые впоследствии будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Цель- приучать ребёнка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно- музыкальный образ и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение. Цель- развивать вокальные задатки ребёнка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с
В основную часть занятий включаются и музыкально- дидактические игры, направленные на знакомство с детскими муз. инструментами, развитие памяти и воображения,музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель- доставить эмоциональное наслаждение ребёнку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к муз. занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально- дифференцированный подход с учётом возможностей и особенностей каждого ребёнка.
Цель музыкального воспитания:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
-знакомство с тремя музыкальными жанрами:песней, танцем, маршем;
-способствовать развитию муз. памяти;
-формировать умение узнавать знакомые песни;
-чувствовать характер музыки.
Учить детей слушать муз. произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, о чём поётся в песне. Развивать способность звуки по высоте в пределах октавы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание муз. игрушек,детских муз. инструментов (муз. молоточек, погремушка, барабан, бубен.)
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.
Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля».
Музыкально- ритмические движения.
Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе её звучания; реагировать на начало звучания музыки и е окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп. Двигаться ритмично согласно темпу.
Способствовать развитию навыков эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь,крадётся кошка, летают птички, едут машины, летят самолёты. Формировать навыки ориентировки в пространстве.
Развитие танцевально- игрового творчества.
Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.
Знакомить детей с некоторыми детскими муз.инструментами: дудочкой,колокольчиком, бубном,погремушкой, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания.
К концу дети могут:
-слушать муз. произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте;
-замечать изменение в звучании (тихо, громко);
-петь, не отставая и не опережая друг друга;
-выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами;-разливать и называть ДМИ.
Перспективное планирование музыкальных занятий
во второй младшей группе.
I. Музыкальные занятия.
1) Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений «Весело- грустно» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского. Развивать у детей музыкальную отзывчивость.
Учить различать настроение музыки
Воспитывать интерес к классической музыке.
б) Развитие голоса и слуха «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой. Различать низкие и высокие звуки.
2) Пение. а) Усвоение песенных навыков «Ходит осень», «Солнышко, выходи» Т. Ломовой Учить петь естественным голосом, без выкриков, прислушиваться к пению других детей.
3) Музыкально-ритмические движения.
а) Упражнения «Марш» М. Журбина, «Пружинка» Е. Гнесиной Упражнять детей в бодрой ходьбе, лёгком беге, мягких прыжках.
б) Пляски «Танец с листочками», «Колобок» А. Филиппенко. Приучать детей танцевать в парах, не терять партнёра на протяжении танца.
«Дождик»Н. Луконина, «Прятки с Мишкой»Ф. Флотова. Воспитывать коммуникативные качества детей. Доставлять радость от игры.
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Колыбельная для куколки М. Красева. Использовать попевки вне занятий.
III. Праздники и развлечения «Осенние забавы» праздник осени. Воспитывать эстетический вкус, создавать радостную атмосферу.
I. Музыкальные занятия.
1) Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений «Игра в лошадки» П. Чайковского.
«Верхом на лошадке» А. Гречанинова. Продолжать развивать у детей музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера.
б) Развитие голоса и слуха «Тихие и громкие колокольчики»муз. Р. Рустамова. сл. Ю. Островского. Формировать навыки пения без напряжения, крика.
а) Усвоение песенных навыков «Ходит. осень», «Дождик» р. н. мелодия, обр. Т. Топатенко Учить правильно передавать мелодию, сохранять интонацию.
3) Музыкально-ритмические движения.
в) Игры «Ножками затопали»М. Раухвергера, «Упражнение с листочками»Р. Рустамова, «Танец с листочками» А. Филиппенко.
«Мишка» М. Раухвергера, «Зайчики и волк» М. Красева. Упражнять детей в бодром шаге, лёгком беге с листочками. Учить образовывать и держать круг. Различать контрастную двухчастную форму,менять движения с помощью взрослых. Учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки.
Учить играть, используя навыки пения.
. Самостоятельная музыкальная деятельность «Кукла танцует и поёт». Вызывать желание применять муз. опыт вне муз. занятий.
III. Праздники и развлечения «Зайка простудился» (кукольный спектакль). Создавать атмосферу радости, воспитывать эстетический вкус. Вызывать желание участвовать в праздничном действии.
I. Музыкальные занятия.
1) Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений Русские народные колыбельные песни. «Камаринская» р. н. п. «Марш» П. Чайковского, «Вальс» Майкапара. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
Учить различать жанры (песня, танец,марш).
Узнавать знакомые произведения.
б) Развитие голоса и слуха «Чей домик?»муз. Е. Тиличеевой, «На чём играю» муз. Рустамова. Различать высокое и низкое звучание.
2) Пение. а) Усвоение песенных навыков. «Новый год» муз. Ю. Слонова, «Дед Мороз»муз. Филиппенко, «Снег-снежок» муз и сл. А. Бондаренко. Продолжить формировать навыки пения без напряжения. Учить правильно передавать мелодию. Сохранять интонацию
3) Музыкально-ритмические движения.
в) Игры «Погуляем» Т. Ломовой, «Ритмичные хлопки»В. Герчик, «Кружение в парах»Т. Вилькорейской, «Раз, два, хлоп в ладоши»латвийская народная полька.
«Игра с сосульками»М. Раухвергера. Упражнять детей в различных видах ходьбы, привыкать выполнять движения в парах.
Приучать мальчиков приглашать девочек и провожать после танца.
Учить реагировать на смену частей музыки сменой движений.
Развивать ловкость. Подвижность.
II. Самостоятельная музыкальная деятельность «Игра с большой и маленькой кошкой». Ориентироваться в различных свойствах звука.
III. Праздники и развлечения «Осенние посиделки». Доставлять эстетическое наслаждение, умение вести себя на празднике.
I. Музыкальные занятия.
б) Развитие голоса и слуха «Угадай песенку», «Эхо». Различать высоту звука в пределах интервала. Развивать музыкальный слух.
а) Усвоение песенных навыков «Елочка» муз. Филиппенко, «Новый год»муз. Ю. Слонова. Развивать навык точного интонирования несложных песен.
Учить начинать пение после вступления, петь дружно, слаженно,без крика.
3) Музыкально-ритмические движения.
в) Игры Ходьба танцевальным шагом, хороводный шаг. Хлопки, притопы, упражнения с предметами. Хоровод «Ёлочка» муз. Бахутовой,сл. М. Александровской; танец Петрушек обр. Быкановой.
«Игра со снежками», «Игра с колокольчиком».
Выполнять парные движения. Не сбиваться в «кучу», двигаться по всему пространству.
Учить танцевать в темпе. Водить плавный хоровод, учить танцевать характерные танцы.
II. Самостоятельная музыкальная деятельность «Угадай песенку». Побуждать импровизировать музыкальную деятельность в повседневной жизни.
III. Праздники и развлечения «Новогодний праздник». Вовлекать детей в активное участие в празднике.
I. Музыкальные занятия.
1) Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений «Ходила младёшенька» р. н. п. ; «Танец» В. Благ; «Мазурка»П. И. Чайковского; «Камаринская» М. Глинки. Закреплять умение слушать инструментальные пьесы.
Учить рассказывать о музыке, передавать свои впечатления в движении, мимике. Воспитывать интерес к классической и народной музыке.
б) Развитие голоса и слуха «Ау», «Подумай и отгадай». Учить различать высоту звука в пределах интервала. Развивать внимание.
а) Усвоение песенных навыков «Зима» муз. Красевой, сл. Френкель; «Мамочка моя»муз. И. Арсеева сл. И. Черницкой; «Снег-снежок». Развивать навык точного интонирования несложных песен.
Приучать к слитному пению без крика.
Начинать пение после вступления.
Хорошо пропевать гласные, брать дыхание между фразами.
3) Музыкально-ритмические движения.
«Ходьба танцевальным шагом в паре» Н. Александровой; «Бодрый шаг» Герчик; «Лёгкий бег» Т. Ломовой; «Танец с платочками»р. н. м. обр. Т. Ломовой; «Весенний хоровод».
«Весенний зайчик» муз. Е. Тиличеевой. Учить ритмично двигаться
бодрым шагом, легко бегать, выполнять танцевальные движения в паре. Удерживать пару до конца движений. Не сталкиваться с другими парами. Учить танцевать в темпе и характере танца.
Учить реагировать на смену частей музыки сменой движений.
II. Самостоятельная музыкальная деятельность «Игра с большой и маленькой кошкой». Побуждать использовать муз. деятельность в повседневной жизни.
III. Праздники и развлечения «Рождественские развлечения». Вовлекать детей в активное участие в празднике.
I. Музыкальные занятия.
1) Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений «Ёжик». «Лягушата»,В. Ребикова, «Сорока»
Обогащать музыкальные впечатления детей.
С помощью восприятия музыки способствовать эмоциональному развитию детей.
б) Развитие голоса и слуха «Чудесный молоточек». «Гармошка и балалайка» муз. Е. Тиличеевой Учить высказываться о характере музыки. Развивать тембровый и звуковой слух.
а) Усвоение песенных навыков «Песенка о бабушке», муз. Г. Фрида, «Ах, какая мама»А. П. Бондаренко; «Песня поварят» И. Арсеева. Развивать навык точного интонирования.
Учить петь дружно, без крика.
Начинать петь после вступления. Узнавать песни по начальным звукам.
3) Музыкально-ритмические движения.
в) Игры «Ходьба танцевальным шагом в паре»Н. Александровой; «Лёгкий бег» Т. Ломовой, «Птички», «Мотыльки» Р. Рустамова.
«Танец с погремушками»М. Раухвергера, «Танец бабочек» Т. Ломовой.
«Мотыльки»М. Раухвергера, Учить ритмично ходить, выполнять образные движения, подражать в движениях повадкам персонажам.
Развивать ловкость, внимание, чувство ритма.
Воспитывать коммуникативные качества.
«Игра с матрёшками»р. н. м. обр. Рустамова.
II. Самостоятельная музыкальная деятельность «Матрёшки танцуют» Побуждать использовать знакомые песни в играх.
III. Праздники и развлечения «Мы защитники» Вовлекать детей в активное участие в праздниках.
I. Музыкальные занятия.
1) Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений «Ах. Какие бабочки», «Колобок»Т. Морозова, «Мурляндия»Н. Тимофеева Продолжать развивать музыкальную отзывчивость на музыку различного характера.
Учить высказываться о характере музыки.
б) Развитие голоса и слуха «У кота-воркута»,р. н. м. ; распевка «Мамочка моя» Узнавать знакомые произведения по вступлению.
Различать короткие и длинные звуки, определять движение мелодии.
. а) Усвоение песенных навыков «Ах, какие бабочки»В. В. Скурлатовой; «Маленькие птички» Г. В. Носовой, «Весна пришла» Бобковой Учить петь детей эмоционально, выразительно.
Приучать к групповому пению.
Учить петь без сопровождения с помощью взрослых.
3) Музыкально-ритмические движения.
в) Игры «Марш» Э. Парлова; «Деревья качаются». «Зайки прыгают»; «Птички» В. Герчик.
«Губки бантиком» (совр. песня); «Тучка» Э. Успенский
«Паучок и мушки» А. П. Бондаренко, «Музыкальная гимнастика» Закреплять навыки движений, умение двигаться в характере музыки.
Свободно (с помощью взрослых) образовывать круг. Учить создавать игровые образы. Прививать коммуникативные качества.
II. Самостоятельная музыкальная деятельность «Солнышко и дождик» муз. Раухвергера Побуждать детей использовать музыкальные игры в повседневной жизни.
III. Праздники и развлечения «Праздник мам». Создавать радостную атмосферу.
Воспитывать любовь к маме, бабушкам, детям.
I. Музыкальные занятия.
1) Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений «Камаринская», «Во поле берёза стояла»,р. н. м. ; «Танец лебедей» П. И. Чайковского. Учить детей слушать контрастные произведения и пьесы изобразительного характера.
б) Развитие голоса и слуха «На чём играю» муз. Рустамова, «Тихие и громкие колокольчики» муз. Рустамова. Учить различать высоту звука, тембр муз. инструментов.
Продолжать учить различать короткие и длинные звуки, определять движение мелодии.
2) Пение. а) Усвоение песенных навыков «Солнышко, выходи» Красевой; «Птички» Носовой; «Скворушки» Тиличеевой. Учить петь естественным голосом, без крика, эмоционально, выразительно.
Передавать в пении интонации.
3) Музыкально-ритмические движения.
«Марш» Е. Тиличеевой, «Зайчики» В. Красевой, «Птички» Н. Метлова. Учить самостоятельно начинать и заканчивать движения, останавливаться с остановкой музыки.
II. Самостоятельная музыкальная деятельность Песня по выбору Учить самостоятельно подбирать музыкальные инструменты для оркестровки любимых песен
III. Праздники и развлечения «Минутка здоровья» Прививать навыки здорового образа жизни
I. Музыкальные занятия.
1) Слушание музыки. а) Восприятие музыкальных произведений «Камаринская» П. И. Чайковского; «Парень с гармош-кой» Г. Свиридова; «Волынка» И. Баха; «Волынка» В. Моцарта Учить узнавать знакомые произведения по вступле-нию; определять характер, содержание; различать звукоподражание некоторым музыкальным инструментам. Развивать представления о связи музыкально-речевых интонаций. Понимать, что сказку рассказывает музыка
б) Развитие голоса и слуха «Что делают дети?» Н. Г. Кононовой; «Песня, танец, марш» Л. Н. Комиссаровой Учить различать жанры музыки
а) Усвоение песенных навыков «Листики», муз. Л. Беленко. сл. А. Шибицкой; «Дождик», муз. М. Красева, ел. Н. Френкель; Расширять голосовой диапазон. Учить петь не напрягаясь, естественным голосом; подводить к акцентам
3) Музыкально-ритмические движения. а) Упражнения
«Танец с погремушками», муз. А. Филиппенко, ел. А. Макшанцевой; «Янка», белорусская народная мелодия.
Игра с кошкой» М. Красева; «Делай как я», английская народная песня Учить танцевать эмоционально, раскрепощено, владеть предметами.
Воспитывать коммуникативные качества
II. Самостоятельная музыкальная деятельность «Где мои детки?» Н. Г. Кононовой Совершенствовать музыкальный слух в игровой деятельности
III. Праздники и развлечения В гостях у подготовительной группы. Воспитывать эстетический вкус, учить правилам поведения
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой
2. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
5. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
6. Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» – М., 2007.
7. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т. Н. Орлова, С. И. Бекина. – М., 1986.
9. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2000.
11. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
12. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких М. 2008г.
13. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991.
14. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н. А. и др. – М., 1989.
16. Зимина «Народные игры с пением» Москва 2000г.
18. Кутузова И. А., Кудрявцева А. А. «Музыкальные праздники», М., «Просвещение» 2002г.
19. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей»,
.Рекомендуемая литература для детей и их родителей:
1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва «Сфера»2005год;
2. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников». Москва «ЦГЛ», 2005год;
3. Образцова Т. Н. «Музыкальные игры для детей». Москва «Этрол ЛАДА»2005г
Рабочая программа для детей 3–4 лет «Веселые пальчики» Пояснительная записка Одно из важнейших направлений в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование.
Рабочая программа для детей 3–4 лет «Веселые пальчики» Пояснительная записка Одно из важнейших направлений в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование.
Рабочая программа по кружку оригами для детей от 4 до 6 лет Рабочая программа по кружку оригами для детей от 4 до 6 лет. Цель программы: Развивать у детей способности эмоционально эстетического восприятия.
Рабочая программа по народному творчеству «Русская изба» для детей 6–7 лет Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка Детский сад «Счастливое детство» Рабочая программа.
Рабочая программа по ознакомлению с ПДД для детей 4–5 лет Пояснительная записка Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование безопасного поведения.
Рабочая программа проекта «В гостях у сказки» — возраст детей 4–5 лет Название проекта: «В гостях у сказки» Руководитель проекта: воспитатель Макагон Н. Н. Участники проекта: дети 1 средней группы, воспитатели,.
Рабочая программа театрального кружка «Сказочный мир» (для детей 5–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Анцирский детский сад» УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Анцирский детский сад».
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5–7 лет На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общервивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей.