Что такое музыка доклад 7 класс
Что такое музыка?
Что такое музыка?
Что такое музыка? Мы слушаем музыку, создаём её.. Она вызывает у нас ассоциации с определёнными моментами нашей жизни.
Основные понятия в музыке
Ритм:
1. чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.
2. в музыке — временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.
Метроном — прибор, отмеряющий короткие промежутки времени (те самые метры) равномерными ударами. В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции, а также помогает развить чувство ритма и динамику исполнения.
В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки. Уже в рамках первобытного синкретического искусства, содержавшего также зачатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее.
В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуалы (народная музыка).
Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры, приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определённом строе). Тем самым, в общественном музыкальном сознании высота звука отделяется от тембра голоса и речевой артикуляции; появляется категория лада. Возникают звукоряды и основанные на них мелодии. Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых навыков (музыкальный слух), особой музыкальной памяти, удерживающей положение звука в высотном диапазоне, относительно других звуков. Обретая точную высоту, интонация становится способной воплотить более широкий и дифференцированный образный смысл. Он, с одной стороны, выступает как сохранившийся в интонационных формулах след их прошлого значения, связанного с контекстом музицирования, с первичным жанром; с другой стороны — продолжается процесс «вбирания» смысла в интонацию «извне», из образующихся новых связей музыки и слова, музицирования и его социокультурного контекста.
В профессиональном творчестве зрелых музыкальных культур сохраняется воздействие на интонацию танцевального движения, обрядовых ситуаций, специфических действий других видов искусства. В то же время музыка в ряде жанровых направлений постепенно освобождается от непосредственной зависимости от слова, бытового или ритуального контекста. Интонационные элементы и законы их организации (гармония, музыкальная форма) обретают логическую самостоятельность и собственную историческую жизнь, хотя тем не менее в символически-ассоциативной форме сохраняют многозначную связь со словом и социальным контекстом. Появляется автономный музыкальный язык, способный выразить одновременно и конкретность переживания, и обобщённость мысли.
А также подпишитесь на нас в VK, Instagram и Facebook. Это поможет нам стать ещё лучше!
«Что такое музыка»
Елена Госпорьян
«Что такое музыка»
Презентация к занятию «Что такое музыка» для старших и подготовительных групп детских садов.
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка может влиять на настроение.
В медицине есть специальный отдел музыкотерапии. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека.
Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений
Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше).
Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр
Включающий струнные инструменты,
и медные духовые инструменты
Для того, чтобы исполнять музыку – необходимо знать нотную грамоту
При записи музыки ноты размещаются на нотном стане
В самом начале нотного стана всегда пишется скрипичный ключ, или ключ «соль»
Музыку сочиняют композиторы
Далее следует прослушивание классической музыки по выбору педагога.
Музыка – важная часть жизни любого человека, она способна изменить настроение: сделать его грустным или наоборот развеселить. Ее энергия проникает в сердце и задаёт ритм его стуку. Каждая музыкальная форма имеет свою специфику, как например, симфоническая музыка. Главный ее признак симфонизм.
Исполняют симфоническую музыку зачастую симфонический оркестр, но не только оркестр может быть ее исполнителем, но даже малые музыкальные группы, например, ансамбль, капелла или сольное выступление органа. Важно отметить, что не каждая мелодия, сыгранная симфоническим инструментом на самом деле таковой является. Помимо исполняемого инструмента важно исполнение по определенным критериям.
Существуют различные виды симфонической музыки. К ним относится такие жанры как: симфониетты, увертюры, оперетты, сюиты, вариации и так далее. Все они отличаются между собой тамплиеров мотивом и счётом. Обычно авторы пишут симфоническую музыку для определенного оркестра. Например, Алан Хованесс написал симфонию для духового оркестра, а так же для духовых и струнных оркестров. Батист Кардон писал симфонические концерты только для арфы и струнных квартетов. Валерий Гаврилин писал симфонии для с музыкальным образованием известно, что существует множество симфоний под определенными номерами.
Главная задача симфонической музыки передать эмоциональное состояние и послания автора к слушателям. Именно поэтому круг используемых инструментов достаточно широк, ведь это позволяет передать все буйство красок и состояние передаваемой картины в музыке. Происхождение этой музыки ведётся с самой античности, когда девушки играя, на арфах складывали музыкально эмоциональные и красивые мелодии. Во время эпохи возрождения симфоническая музыка стала меняться и приобретать в себе новые оттенки и новые инструменты для исполнения. В средневековье и античность так же симфонии исполнялись большими группами, но она была более грубой и недоработанной.
Симфоническая музыка постоянно взаимодействует с другими видами музыкального искусства, а именно: камерной, органной, оперной музыкой. Без этого взаимодействия невозможно развитие симфонической музыки.
Музыка многогранна и необычна, она существует для передачи информации, чувств, эмоций, которые необходимы людям для духовного роста и обеспечения души нематериальной основой.
Вариант 2
Вряд ли найдется человек, который не слышал сочетание «симфоническая музыка», при упоминании которого представляется большое количество музыкантов с различными музыкальными инструментами, исполняющее единое произведение. Но симфонические музыкальные произведения- это не всегда оркестровый способ ее исполнения. Такую музыку отличается прежде всего широкое идейное предназначение, последовательность развития события.
Множество жанров охватывает симфоническая музыка (симфонии, концерты, увертюры, фантазии, симфониетты, рапсодии, попурри и другие), от сложных больших произведений до маленьких зарисовок-пьес.
IXI век- процветания симфонии. Композиторы стремятся с помощью оркестра подчеркнуть яркость звучания своего произведения. Помимо классических инструментов ( струнных, духовых) добавляются арфы, трубы, колокольчики. Расширение оркестрового состава привело к необходимости его управления. Так появился дирижер- человек, который руководит оркестром во время исполнения. Изначально и сам дирижер играл при исполнении произведения на музыкальном инструменте, например, флейте, но с усложнением музыкальной партитуры дирижер стал лишь непосредственным управляющим симфонического оркестра.
Свое развитие получила и сюита, в основу которой положена музыка для оперы, спектакля, балета. Яркие представители жанра произведения Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Шехеразада», Н.П.Мусоргского «Картинки с выставки».
Основоположником русского симфонизма считают М.И.Глинку. Его «Аргонская охота», «Камаринская»- первые представители симфонической музыки русской национальной школы.
Современная симфоническая музыка находится в активном поиске. Все новые и новые вариации представляются на суд любителей музыки. Сейчас появляются новые направления симфоник-рок. Востребована и классика симфонических произведений.
Симфоническая музыка
Интересные ответы
Металлы – химические элементы, которые имеют свойство высокой электропроводимости. Они широко распространены в морях, реках, горах, полях, в недрах земли и даже в телах живых организмов.
Относятся к классу Пресмыкающиеся. Средние размеры составляют 30 сантиметров. Самые крупные – от 50 до 60 сантиметров, самые мелкие не превышают 5 сантиметров. Живут от 4 до 10 лет
Жан-Жак Руссо – известный французский писатель, мыслитель, общественный деятель, создатель множества политических и философских теорий, ставших причиной революции во Франции.
Пчелы это насекомые, которые способны летать, и являются сходными по строению с осами и муравьями. Есть наука, изучающая пчел, и она называется апиология. В нашем мире существует более 20 видов пчел
Буддизм относится к восточным религиям, которые возникли на территории Индии в 6-5 веках до новой эры. Сами буддисты не называют учение Будды Шакьямуни религией
Реферат на тему «Музыка»
1. Что такое музыка
2.1 Происхождение музыки
2.2 Этапы развития музыки
2.3 История русской музыки
3.1 Причины появления новых жанров
Список использованной литературы
Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, музыка, архитектура, кино, фотография и т. д. Причина разделения искусства на виды – многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающегося на эстетическое многообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой.
Во все времена люди искали и находили всевозможные способы самовыражения – от наскальных рисунков до современных сложнейших компьютерных программ и прочего. Искусство сопровождало человечество на всех ступенях его развития и принимало всевозможные формы. И одной из них является музыка – вид творчества, зародившийся в древние времена, претерпевший огромные перемены средств и видов, и по праву считающийся одним из наиболее любимых и значимых для человека.
Каждый вид искусства специфически влияет на формирование человека. Социологические исследования показывают, что в современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она «обгоняет» другие виды искусства по «объему» потребления, а также непосредственно чувственным особенностям воздействия.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть музыку, как вид искусства.
Для этого мы рассмотрим:
- Что такое музыка («1») Познакомимся с историей музыки Рассмотрим Музыкальные жанры
Что такое музыка
Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе. В дальнейшем музыка стала неразрывно связана с литературой. Поэтические произведения – сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем.
Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т. п. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Музыкальный звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был голос.
По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.
У виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько «авторов», если считать композитора, исполнителя, а также возможности используемых инструментов.
В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность, поэтому понятие фольклора ассоциируется, прежде всего, с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом. Таким образом, отличие музыки от большинства видов искусств заключается в том, что она по сути своей является процессом. 2
2.1 Происхождение музыки
В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется появление многоствольной свистковой флейты, встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и яствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах. 3
После изучения музыки у разных народов, первейших истоков фольклора древнейших племён, было выдвинуто несколько научных гипотез, поясняющих происхождение музыки. По версии одной из них, музыка как вид искусства возникла на основе танца, опирающегося на ритм. Подтверждают эту теорию культура Африки, Азии и Латинской Америки, где в музыке главенствующая роль принадлежит ритму, подвижности, а важнейшие инструменты – ударные.
По другой гипотезе первенство также отдается ритму, лежавшему в основе появления музыки. Последняя же считается результатом трудовой деятельности человека в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда. 4
Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).
«Лингвистическая» теория происхождения музыки рассматривает интонационные основания музыки, связь ее с речью. Человеку необходима была подача звуковых сигналов, что привело его к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент.
Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов5.
(«2») 2.2 Этапы развития музыки
За всю историю существования музыки, выделяют три этапа. Первый этап – фольклор. В Европе он чаще всего отождествляется с такими понятиями как «народный», «примитивный». Здесь не ведётся подразделения на исполнителя и слушателя – все совмещают обе эти роли и являются участниками некоторого общего действа, ритуала.
Он неразрывно связан с бытом человека, охотой, праздниками, играми. Пение и звучание тут параллельны, а в первобытных племенах он был неотделим и от движения.
Мы больше привыкли к крестьянскому музыкальному фольклору, потому что в России он наиболее выражен и сохранился. Но помимо этого существует и городской его тип, характерный для Европы. Это уже более профессиональный тип и характерен он для развитых сообществ. В целом же для фольклора характерна некоторая неорганизованность – тексты нигде не фиксируются, учений фактически нет, а те которые и существуют, передаются через уста, от поколения к поколению. 6
У второй стадии нет одного точного названия, определяется она по-разному: «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». Здесь, в отличие от фольклора, ярко выражено стремление фиксации и сохранения музыкального текста, обычно с помощью слова, но не в процессе распивания безымянных народных стихов, а с помощью специально сочиненных стихов, прибегая к поэзии. На первый план выдвигается именно качественная составляющая музыки, искусство и техника её написания, что ведёт к появлению запоминаемых канонизированных структур, музыкальных моделей в виде особых метров и ладов.
Ярким примером этого типа музыки служит музыка в Древней Греции («мусическое искусство» – синкретическое явление, объединявшее поэзию, музыку и танец), исламская музыка (средневековая музыка арабов и персов). На этой стадии формируются первые учения о музыке, пишутся музыкальные трактаты.
На третьем этапе исключается устное общение и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Этим музыка обязана Европе. Именно здесь первыми подчеркивают необходимость играть музыку, не прибегая к помощи её автора. Если раньше каждый композитор записывал созданную им мелодию на языке, понятном для себя, и, соответственно, никто не мог её исполнить без его консультаций, то сейчас же началось формирование универсальной формы записи, понятной как для записи, так и для чтения абсолютно всем.
Тут же происходит отделение исполнительного искусства и становление его как отдельной сферы, причём крайне важной в реализации музыки. Появляется отдельная категория исполнителей, которые совсем не обязаны являться композиторами, а должны просто у уметь воспроизводить музыку, написанную другими, по нотной записи. Но тут же возникает ярко выраженная потребность в индивидуальных трактовке музыки, варьировании и аранжировке музыкального произведения, записанного нотным языком. Тут начинают обращать внимание на наличие у музыкантов собственного стиля, манеры игры и в целом представления о том, как должна звучать та или иная композиция. Это сделало музыку более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится, манера этого исполнителя мне больше по душе и т. д.
2.3 История русской музыки
Итак, до 17 в. существовал единственный вид профессионального музыкального искусства – церковное пение. В 15-16 вв. этот музыкальный вид был вполне самостоятелен, но с приходом христианства у Византии также была заимствована и система пения – осмогласие, а также способ его записи. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались: строго вокальный характер церковного творчества – православный канон исключает употребление каких бы то ни было инструментов; теснейшая связь слова и звука; плавность мелодического движения; строчное строение целого (т. е. музыкальная форма выступала как производная от речевой, поэтической).
С середины 17 в. наступает переломный момент в русском церковно-певческом искусстве: укрепляется новый стиль хорового многоголосия – партес, привезенный в Москву певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на нормах западноевропейского гармонического письма. Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Очень популярной становится духовная псальма (кант), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.
Становление русской композиторской школы происходит к середине 19 в., она перестаёт быть замкнутой и неизвестной, выходя на мировую арену. В 19 в. ее главными чертами, в оценке западноевропейской критики, были: опора на богатый и свежий фольклорный музыкальный материал «евразийского» типа, сочетающий в себе «восточные» и «западные» элементы; принципиально новые формы симфонического развития – часто синтезирующего, а не аналитического, как в западноевропейском симфонизме, типа; оригинальные оперные формы, построенные, с одной стороны, на смелом непосредственном отражении в музыке интонаций речи (Даргомыжский, Мусоргский), а с другой – на применении в опере приемов эпического, сказочного и т. п. повествования (Бородин, Римский-Корсаков).
Первая треть 19 в. сочетает в себе классицизм и ранний романтизм. среди жанров, по-прежнему, лидирует музыкальный театр, развивается сказочный жанр(Степан Иванович Давыдов, 1777–1825), трагедия с музыкальными номерами(Иосиф Козловский, 1757–1831) и переводная мелодрама с музыкой разных русских авторов. В Москве складывается школа авторов русского романса (Александр Александрович Алябьев, 1787–1851; Александр Егорович Варламов, 1801–1848; Александр Львович Гурилев, 1803–1858). Широкое распространение в это время получило домашнее музицирование; появилось много музыкальных кружков и салонов (салон братьев Михаила и Матвея Виельгорских, салон княгини Зинаиды Волконской). Немалое значение имело также развитие нотоиздательского дела: в 1801 году вышел указ Александра I, разрешавший ввозить иностранные книги и ноты, открывать частные типографии и без особых цензурных ограничений печатать книги и ноты. Растет количество музыкальных журналов и прочей специальной литературы.
В 1860–1870-е годы выдвигаются на передний план новые для русской композиторской практики жанры: многочастный симфонический цикл (формально первая симфония, созданная в России, принадлежит перу ; по смыслу же первые русские симфонии – это Первая симфония двадцатилетнего Римского-Корсакова, 1865, и Первая симфония, Зимние грезы, Чайковского, 1866), концерт для солирующего инструмента с оркестром (особенно широко представлен у Чайковского); серьезное развитие получает также балетная музыка (Чайковский, затем Глазунов); несколько позже развивается культура камерного ансамбля и светского хорового пения.
Огромнейший рывок был сделан в плане исполнительства. Россия прошла огромный путь в этом направлении: от салонов и усадебных театров до залов дворянских собраний и консерваторий, до новых зданий оперных театров; от любительского музицирования – до создания профессиональных отечественных школ пения и игры на всех инструментах, от частных учителей – до высших учебных заведений, открытых к началу 20 в. во многих крупных городах страны.
В течение 1920-х годов культурное общение России с миром, несмотря на огромные трудности, связанные с последствиями революции и гражданской войны, оставалось достаточно активным: работали старые и открывались новые учебные заведения, велась большая концертная, музыкально-театральная, издательская деятельность, в ряде случаев ориентированная на новый состав слушательской аудитории; были созданы специальные научные учреждения (в частности, Государственный институт музыкальной науки в Москве; музыкальный отдел Института истории искусств в Петрограде).
К 1932 постановлением ЦК ВКП(б) О перестройке литературно-художественных организаций были отменены все виды творческих объединений, кроме унифицированных и находившихся под жестким контролем государства творческих союзов до «оттепели» 1960-х годов резко сокращается общение российских деятелей искусства с зарубежным миром.
Перед композиторами ультимативно ставилась, например, задача создания оперы на современную тему, на «рабочую» тему, на тему «борьбы за мир», и часто весьма слабые произведения получали сценическую реализацию и высокую оценку прессы именно по признаку «социального заказа». Другим основополагающим жанром считалась симфония традиционного типа с конфликтной драматургией, что, соответственно, породило массу сочинений с внешними контурами данного жанра, но по содержанию вовсе не соответствующих его природе (разумеется, были композиторы, органически мыслившие в этом жанре, прирожденные симфонисты – Шостакович,
Прокофьев, Мясковский и некоторые другие). Еще одним – и очень важным – объектом «госзаказа» стала песня, «советская массовая песня» как особый тип, который начал культивироваться с первых лет советской власти и постепенно создал целый «клан» авторов текста, композиторов и исполнителей.
Перелом в общественной жизни СССР во второй половине 1950 – начале 1960-х годов вызвал к жизни новые явления. История данного периода русской музыки, с конца 1950-х по конец 1990-х годов, пока не получила полного и объективного освещения. Можно утверждать, что в 1960–1970-е годы важными были две тенденции: возвращение к духовным и собственно художественным истокам национальной традиции и стремление к наверстыванию упущенного в предшествовавшие три десятилетия, т. е. к освоению опыта мировой культуры 20 в. Последняя тенденция, характерная для всех талантливых музыкантов поколения «шестидесятников», иногда принимала форму «авангардизма», часто с фиксацией на композиторском методе т. н. Нововенской школы («додекафония» – двенадцатитоновая техника, противопоставленная традиционной тональности, и ее продолжение «сериализм», состоящий в тотальном контроле музыкальной ткани по заранее заданным параметрам), а также на композиционных техниках более поздних представителей европейского авангарда (например, француза Пьера Булеза). Естественно, что в целом ряде случаев разные тенденции взаимодействовали и перекрещивались.
С конца 1980-х годов ситуация в России становится неопределенной и хаотичной. Наиболее стабильна группа авангарда, имеющая свои организации и разного рода фестивали и нередко получающая поддержку из-за рубежа. Весьма расширились контакты музыкантов с зарубежным миром; новые формы музыкальной жизни часто находятся в процессе становления. Деятельность Союза композиторов и его концертных и издательских предприятий, а также государственных организаций такого рода в значительной степени оказалась подорванной экономическим кризисом.
По данным на рубеж 1980–1990-х годов на территории Российской федерации работало около 50 музыкальных театров, из них 15 – оперы и балета, 8 консерваторий, два музыкально-педагогических института, несколько институтов искусств с музыкальными факультетами, многочисленные училища и школы. 8
Так выглядело развитие музыки в России, довольно самобытное и в то же время позаимствовавшее многое из мирового искусства.
3.1 Причины появления новых жанров
В настоящее время музыка накопила огромное количество жанров, которые с ходом времени появляются и уходят в прошлое. Развиваются всё новые жанры, отличающиеся от предшествующих порой совершенно.
Этому во многом способствует развитие технологий – появляются электронные инструменты и всё новые и новые средства воспроизведения. Рвутся границы музыкального мира – средства массовой информации и коммерция в этой сфере осуществляют творческий обмен между всеми странами и континентами. Организуются международные фестивали и мировые гастроли наиболее выдающихся музыкальных деятелей. Всё направлено на то, чтобы шёл непрерывный процесс обмена опытом между музыкантами разных стран и направлений, заимствуются музыкальные элементы совершенно противоположных стилей.
Классическая – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;
(«4») Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.
Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации ;
Этническая (и традиционная) – фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса,
Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.
Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов. 9
Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.
Авангардная (экспериментальная) – общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.
Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки.
Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т. д. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т. п. Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т. п.
В развитии музыки можно выделить три этапа: первый – это фольклор, у второго нет одного точного названия, определяется она по-разному: «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная», на третьем этапе исключается устное общение и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Пройдя через эти три этапа, музыка становиться более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится.
Рассмотрев музыкальные жанры, мы можем заметить, как сильно изменилась музыка, какие претерпела изменения ее первоначальная часть. И можно с уверенностью сказать, что благодаря развитию человечества развитие её будет продолжаться вечно, пока существует человек, в голову которого приходят порой самые необычайные идеи.
Музыка отражала все состояния человека – от праздничного до самого утопического, и никогда не оставляла человека, будь то семейные обряды или межнациональные войны. Она помогала людям от начала и по сей день. Гармонично она вписалась и во всю систему искусств – стала прекрасным дополнением ко многим из них и сама нередко была ими приукрашена. Музыка, превосходно вписалась в культуру человека и укрепилась там навсегда, распространившись во все стороны его жизни.
Список использованной литературы
1. Мамонтов, культурологи [Текст] – М.: Олимп, 1999, 320 с.
2. Финдейзен, по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, тт. 1–2. М. – Л., 1928–1929
3. Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. / Б. Асафьев – Л.: Музыка, Ленинград. отд., 1979. – 341 с.
5. Музыкальная эстетика стран Востока [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск CCD-ROM
6. Античная музыкальная эстетика [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск CCD-ROM
(«5») 7. Каган, в мире искусств [Текст] – Санкт-Петербург, 1996, 232
8. Конен, В. Рождение джаза [Текст] – М., 1984, 342 с.
9. Гошовский, В. Л. У истоков народной музыки славян (очерки по музыкальному славяноведению) [Текст] – М., 1972.
10. Бюхер, К. Работа и ритм [Текст] – М., 1923
12. История русской музыки [Текст] – тт. 5–10. М., 1983–1997
1 Мамонтов, культурологи [Текст] – М.: Олимп, 1999, 320 с.
2 Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. / Б. Асафьев – Л.: Музыка, Ленинград. отд., 1979. – 341 с.
3Античная музыкальная эстетика [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск CCD-ROM
4Бюхер, К. Работа и ритм [Текст] – М., 1923
6Гошовский, В. Л. У истоков народной музыки славян (очерки по музыкальному славяноведению) [Текст] – М., 1972
7Финдейзен, по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, тт. 1–2. М. – Л., 1928–1929
8 История русской музыки [Текст] – тт. 5–10. М., 1983–1997