Что такое музыка лютневая музыка

Лютня

Лю́тня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов — лютье от фр. luthier.

Содержание

Изготовление

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.

Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни, как правило, изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

История

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

В последние десятилетия XV века лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры как более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и Украине.

Источник

Что такое музыка лютневая музыка

Музыка для лютни
Глава из книги «История западноевропейской музыки
до 1789 года» Т. Ливанова

Традиции лютневой музыки были, по-видимому, довольно ранними, но специальные записи ее, сделанные по особой системе (лютневые табулатуры), сохранились лишь с конца XV века. Они говорят о сложившемся стиле исполнения на лютне и побуждают думать, что еще до появления табулатур этот стиль выработался на практике.

Среди пьес вокального происхождения абсолютно преобладают итальянские (в том числе один мадригал и три вилланеллы); записаны также две немецкие песни и одна chanson.

Вся эта лютневая музыка, собранная, очевидно, немецким лютнистом-любителем, конечно, резко выделяется на фоне полифонического искусства своего времени и открывает нам как бы иной музыкальный мир Ренессанса. Ритмически упругая, гомофонная, прозрачная по фактуре, легкая, свежая, пластичная, она воспринимается как удивительно новая. Что может быть проще небольшой пьесы под названием «Италиана», записанной в том же сборнике: бас на протяжении всех 56 тактов повторяет только три звука, легкоподвижная диатоничная мелодия вьется над ним, целое неизменно членится на четырехтакты (См. пример в изд.: Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия, т. 1. М., 1933, с. 116). Между тем ни бедности выражения, ни монотонии здесь и следа нет. Повторяющиеся построения слегка варьируются, соотношение первой и второй частей композиции (32 и 24 такта) гармонично, все в целом движется непринужденно и звучит на редкость свежо, живо, не утрачивая своей наивной прелести даже в наши дни.

Произведения крупнейших композиторов-лютнистов, в некоторой мере соприкасаясь с репертуаром бытовой музыки, носят в общем высокопрофессиональный характер: они много сложнее по изложению, крупнее по масштабам, отмечены индивидуальной манерой исполнения. Заметно отличаются также, например, итальянские мастера от испанских: не только по национально-стилевым истокам (мелодика, ритмы, гармония), но и по выработанным особенностям фактуры, по приемам импровизации.

Для переложений-обработок композитор-лютнист охотно избирает французские chansons (реже итальянские мадригалы), духовные произведения Жоскена Депре, Л. Компера. Интерес его привлекают нашумевшие тогда «Битва» и «Пенье птиц» Жанекена, несмотря на большой объем и сложности письма. Впрочем, здесь он не одинок: еще долго появлялись инструментальные обработки этих chansons. Обращался Франческо да Милано также к песням Ж. Мутона, Н. Гомберта, К. Сермизи, П. Сертона, Ж. Ришафора, А. де Февана, Аркадельта, несомненно опираясь в отборе на самые популярные в его время образцы.

К концу XVI века и далее общий стиль лютневой музыки заметно изменяется. В Италии, например, он становится по-своему виртуозным, концертным. Танцы и песни со временем получают более сложную, порой пышную обработку, хотя не утрачивают связи с бытовыми источниками. Лютня в руках композиторов словно стремится исчерпать свои возможности. Среди концертных пьес Дж. А. Терци (1593) встречаются и виртуозно изложенные пассамеццо, и целые танцевальные циклы, как «Ballo Tedesco et Francese». Получает большое распространение в обществе пение под лютню, причем музыка не заимствуется из вокальных произведений, а годностью сочиняется композитором-лютнистом. Винченцо Галилей, отец великого астронома, привлек в 1570-1580-е годы внимание современников своими драматическими песнями под лютню и сыграл в конечном счете немаловажную роль в подготовке монодии с сопровождением, на основе которой возникли первые оперы в Италии.

В каждой из национальных лютневых школ были в XVI веке свои достижения. В немецких сборниках, например, интересны и обработки многоголосных светских и духовных вокальных произведений у X. Нойзидлера, и самостоятельное освоение итальянского бытового репертуара, и обилие танцев с тенденцией группировки их по парам (иногда с замыкающей их частью). В польские лютневые сборники во второй половине XVI века отчасти проникает популярный репертуар из других стран (обработки мадригалов и chansons), но наиболее ценны в них «польские танцы», сохранившие свой яркий национальный облик у Войцеха Длугорая. Другой крупный польский лютнист Якуб Рейс, как и Длугорай, создавал фантазии для лютни, а кроме того, ему принадлежат прелюдии и куранта. Как видим, при всех естественных различиях этих школ, общее русло, по которому они двигались, наметилось к концу XVI века достаточно ясно.

Источник

Винченцо Галилей: отец Галилео Галилея, теоретик музыки, композитор и лютнист

Член и активный участник Флорентийской камераты. По свидетельству современников, считался лучшим лютнистом Флоренции, автор мадригалов и пьес для лютни.

V. Galilei:Fronimo

Винченцо Галилей: отец Галилео Галилея, теоретик музыки, композитор и лютнист

Член и активный участник Флорентийской камераты. По свидетельству современников, считался лучшим лютнистом Флоренции, автор мадригалов и пьес для лютни.

Владимир Фёдорович Вавилов.

Из фильма я узнала, что Владимир Вавилов очень хотел, чтобы его музыку услышали люди, а композитор без имени вряд ли мог рассчитывать на публикацию, вот и появились композиторы средних веков, под именем которых Вавилов выпускал свои композиции.

В 1987 году на экраны России вышел фильм «Асса», где прозвучала песня «Город золотой» или по-другому «Рай», надолго ставшая хитом. Как и «Аве Марию», её тоже приписали средневековым авторам, а музыка принадлежала всё тому же Владимиру Вавилову.

Лютневая музыка 16-17 веков.

Лютневая музыка 16-17 веков

Город золотой. Музыкальный детектив.

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Вложение: 5896262_b.mp4
Узнали? Это песня «Город золотой» из кинофильма Сергея Соловьева «АССА». Исполняет песню Борис Гребенщиков. 1987 год.

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыкаВложение: 5896262_b.mp4

Сыграйте мне на лютне.

У нас в сообществе уже были опубликованы посты, посвященные этому музыкальному инструменту: История лютни, Лютневая музыка. Сегодня рассказ об этом инструменте пойдет несколько в ином ракурсе, главным образом, речь пойдет о теме «лютня в живописи».

Постепенно ей пришлось уступить свое место смычковым инструментам: они обладали более мощным и ярким звуком. А в домашнем музицировании лютню вытеснила гитара.

Лютня как музыкальный инструмент отнюдь не утратила своего самостоятельного значения и продолжает жить полноценной жизнью, имеет ряд почитателей и обладает богатейшими исполнительскими возможностями и репертуаром.

Многие выдающиеся художники изображали этот прекрасный инструмент на своих картинах.

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка
more

ВЕЛИКИЙ МИСТИФИКАТОР, МЕРТВЫЕ КЛАССИКИ, АНГЕЛЫ С ЛЮТНЕЙ И ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА.

. и все они здесь для того, чтобы вы могли послушать еще раз эту музыку.

Ричеркар Нигрино

Ave Maria Джулио Каччини

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Лютневая музыка.

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Автор плэйкаста: irisha
Создан: 26 апреля 2008 4:35

Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка
«>Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть фото Что такое музыка лютневая музыка. Смотреть картинку Что такое музыка лютневая музыка. Картинка про Что такое музыка лютневая музыка. Фото Что такое музыка лютневая музыка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *