Что такое музыка с точки зрения науки
Физика и анатомия музыки.
Уважаемые мужчины, женщины, дети, подростки и люди преклонных лет!
Кратко о себе. Родился, пока жив. По образованию физик-математик, музыкант. Ну и еще пару высших образований имею.
Сподобился я написать научно-популярную книгу про древние и не очень музыкальные строи, про то, как человек воспринимает музыку, как с помощью органов слуха, так и с помощью других органов, не слуха.
Именно научно-популярную книгу. Так как, с одной стороны, есть большое количество популярной «мусорной» литературы про «воздействие музыки Моцарта на рост помидоров в Тибете» и пр., читать такие книги невозможно человеку с техническим, да и просто хорошим образованием, полный бред. С другой стороны, есть узкоспециальная научная литература про древние музыкальные строи, философию, космологию, скажем, книга Еремеева В.Е. «Чертеж антропокосмоса». Владимир Евстегнеевич, безусловно, блестящий ученый, но читать его книги очень тяжело. Вот и получилось, что, скорее для себя и для своих друзей я решил написать некий «науч-поп», книгу, с научной точки зрения подойти к восприятию музыки и звуков человеком, но, написав ее так, чтобы читать ее смог бы любой образованный человек, технарь или гуманитарий. Без формул, но и без «обычно принято считать, что…»
Вот краткое содержание книги. Книга сейчас проходит редактуру, надеюсь, осенью будет издана.
«Физика и анатомия музыки»
1. Что такое звук с точки зрения физики. Гармоники, обертоны, форманты, математические и физические резонансы.
2. Как и чем воспринимается звук человеком. Строение слухового аппарата человека, сравнение его с ушами животных. Восприятие звуков и музыки с точки зрения нейрофизиологии, внутренние частоты головного мозга, «Эффект Моцарта». Развитие слуха у детей. Биоакустика.
3. Музыкальный слух. Абсолютный, относительный, интонационный, гармонический, цветной, архитектонический, чувство ритма и др.
4. Различные музыкальные строи в сравнении с равномерно темперированным 12ти нотным строем. История создания и смерти. Китайский строй Люй-Люй и строй цитры цинь. Индийские 22х нотные строи, са-грамма, ма-грамма и др. Пифагорейский строй. Натуральный, чистый, среднетоновый и пр. строи. Строй, построенный на генетическом коде.
5. Музыка с точки зрения синергетики.
7. Заключение. О чем эта книга и о чем она не?
Меня попросили вести блог в «Снобе», где я бы рассказывал о чем-нибудь на тему этой книжки или не на эту тему, а на другую, или вообще ничего не рассказывал.
Сразу возникает несколько вопросов:
1. А что рассказывать то? Не все же темы интересны всем? Я при написании книги придерживался простой логики: физика звука – как звук воспринимается человеком – музыкальный слух – музыкальные строи, подходящие или не очень подходящие для людей с разным слухом. Ну и, в догонку, еще две темы, мне интересные: синергетика музыки и «музыка и вещества». Логику изложения нарушать не хотелось бы, будет местами не очень понятно
2. Объем текста одного подраздела, одной темы иногда довольно велик. Заново текст мне переписывать не очень хочется, времени мало. Его вообще не много, времени. Да и денег можно было бы побольше тоже. Так вот. Можно разбивать главки по частям, можно конспективно, пробежаться совсем «по верхам», не знаю, что скажете?
3. И вообще, тема книги интересна кому-нибудь кроме меня и моих друзей? Честно говоря, я не рассчитывал на большой круг читателей. Если интересно – то что интересно, назовите темы, может быть, именно об этом и рассказать?
Для примера размещаю коротенькую, да и еще сокращенную заключительную главку. Посмотрите на нее и скажите – писать еще что-нибудь в блоге или нет? И, если писать, то на какие темы?
С глубоким почтением и глубоким же непониманием мира людей.
О чем эта книга и о чем она не? Глава заключительная, точка с запятой;
О Музыке, о физике, о биологии или об истории? Не важно. О чем-то.
Древние люди, умные люди, да и современные умные люди не разделяют особенно нашу жизнь, наши интересы на какие-то разделы, которые не должны смешиваться друг с другом. Противостояние физиков и лириков, которое было популярно в 60е-70е годы во многом искусственно. Автор знает огромное количество научных работников, почти профессионально разбирающихся в музыке, живописи, любящих хорошую литературу и поэзию. Более того, практически все крупные ученые практически всегда имеют одно или несколько увлечений, хобби в области искусства, в которых они достигали столь же больших успехов, как и на научном поприще. Приведем лишь один пример из множества. Ричард Фейнман, великий физик, лауреат Нобелевской премии и т.д. и т.п. обладал потрясающим чувством ритма и музыкальностью, тайно участвовал в бразильским коллективом на Карнавале и других музыкальных проектах, он обладал замечательным чувством юмора и был чрезвычайно любознательным и разносторонним человеком. В чем тут дело? Только ли в том, что как говорит народ «Талантливый человек талантлив во всем?» Думается, что нет. Просто большая часть серьезных научных открытий не совершается путем логических размышлений, когда ученый в очках сидит за письменным столом перед кучей исписанных листов, или когда он же (или другой ученый) сидит перед компьютером и нервно теребит мышь. Нет. Так можно написать статью, доклад, систематизировать уже имеющиеся данные. Научные открытия приходят в голову неожиданно, как озарение, они приходят из подсознания, как ассоциации с совсем казалось бы несвязанными вещами. То есть в процессе рождения открытия принимают участие самые различные области мозга, а не только «логический блок». Классическое же наше образование не направлено на развитие различных областей мозга, на развитие и улучшение связей между ними. Это развитие происходит скорее вопреки нашему узкофункциональному образованию. Как я неоднократно упоминал в книге, в процессе восприятия музыки человеком происходит активация и интенсивный обмен между самыми различными и удаленными отделами головного мозга, у детей, слушающих музыку, ускоряется рост и увеличивается число синоптических связей между нейронами, определенные виды музыки увеличивают когерентность работы нейронов головного мозга, информация и образы легче проникают из одного полушария в другое и так далее. Да и просто развитие правого полушария головного мозга, в среднем не очень развитого у европейцев, способствует тому, что человек может смотреть на многие проблемы под разными углами зрения, в том числе и целостно, холистически, используя множество ассоциаций и аналогий. Это, безусловно, делает жизнь человека богаче, добавляет ему новые краски восприятия мира, не позволяет ему совершать грубые ошибки, которые, казалось бы логически следуют из логического анализа текущей ситуации.
В древнем Китае была поговорка: «Думай как Инь, поступай как Ян». Эта поговорка могла бы быть девизом не одной державы или отдельного человека. Здесь имеется в виду, что при анализе ситуации, перед принятием решения человек должен думать как женщина, мягко, он должен 1001 раз все взвесить, посмотреть на 1-5-53 шага вперед, должен подумать о детях, о сохранении гармонии в ближайшем окружении, он должен быть внимателен к мелочам, к оговоркам, к эмоциям, к высказываниям врагов и недоброжелателей, он должен быть абсолютно мягким, прозрачным и непредвзятым. После принятия непростого решения человек должен вести себя как мужчина. Он должен твердо следовать принятой стратегии или тактике, должен быть мужественен, быть готов отвечать за свои слова и поступки, идти до конца, понимая, что многие будут его осуждать и не принимать его позицию, он должен быть жестким и наполненным энергией. Именно такие подходы не позволяют принимать решения, разрушающие экологию Земли, истощающие запасы страны, ресурсы полезных ископаемых, людские ресурсы, эмоциональные ресурсы. Многие направления современной науки, гомеостатика, синергетика, «холистическая медицина» и другие, по сути, развивают эти подходы, пожелаем этим ученым удачи и роста их влияния в нашем мире.
Что есть музыка, как не чередование Ян и Инь? Чередование мужского и женского? Чередование структур и жестких изначальных форм и схем и безграничной свободы и фантазии композитора или музыканта? Музыка – это почти идеальная модель управления любой сложной системой. В ней есть гармония, именно то, что абсолютно необходимо в любой сложной системе: в государстве, человеческом организме, боевых искусствах и т.д. Это хорошо понимали древние, и очень плохо понимают современные. В Китае медицина, управление государством или семьей, боевые искусства и музыка описывались в одних и тех же трактатах. Более того, муж, Ван, мандарин не мог считаться полноценным, если он не мог музицировать (наряду с умением писать эссе, стрельбой из лука, решением математических задач и проверкой на способность доставлять удовольствие женщине). В Индии вообще практически невозможно разделить музыку, медицину и учения о здоровом теле и духе, философию и др. аспекты жизни человека. В Греции родилось современное понятие «гармонии», то есть науки об оптимальном, «гармоничном» соотнесении различных, часто противоречащих друг другу идей, звуков, чисел, законов. Идеи гармоничного соотнесения различных элементов системы друг с другом, конечно, встречаются не только в музыке. Они встречаются в любых произведения искусства, в живописи, литературе, архитектуре. Их можно наблюдать в хорошей семье, где реализуется еще один принцип Конфуция: «Правильный человек на правильном месте», где угодно можно увидеть. В капле воды отражается весь наш мир.
Вернемся к нашей книжке. В первой главе мы писали о том, что звук – это довольно сложная вещь, не простая. Любая вещь при внимательном изучении является непростой. В звуке все важно: его громкость, высота, наличие шумов и обертонов в нем, тембр, продолжительность и т.д. Посредством восприятия звуков мы получаем огромную информацию о нашем мире. Наше ухо, наш слуховой аппарат идеально подходит для анализа звуков. Более того, наш слуховой аппарат позволяет выделять такие тончайшие детали из звуков, музыки, голоса собеседника, что вообще непонятно, зачем Природе или Богу было создавать такой совершенный аппарат, боюсь, теория Дарвина с ее «естественным отбором» вряд ли может нам предложить решение. Подчеркнем еще раз, что в каждом человеке, в его слуховом аппарате заложен огромный потенциал, который можно использовать, а можно и загубить. Будем аккуратны с ним.
Вопрос непосредственного воздействия музыки, звуков на отдельные органы человека и кровь тоже является очень непростым. В настоящее время он просто не проработан приличными исследователями. Старые, древние знания утеряны, а новые еще не получены. Есть только фрагментарные работы, не претендующие на некую системность и общность. В этой области также очевидно, что, добиваясь резонанса звуков с отдельным органом человека, гораздо проще навредить, нежели принести пользу этому органу и человеку в целом.
О чем я хочу сказать? О том, что в нашем огромном мире с тысячами разнообразных и уникальных культур музыка и творчество вообще может являться тем мостиком, тем связующим звеном, по которому разные культуры могут начать общаться друг с другом, начать понимать друг друга. При этом это вовсе не означает, будто «более сильная» культура должна поглотить «более слабую», нет, совсем наоборот. Они могут взаимно обогащать друг друга, оставаясь при этом самобытными и имеющими глубокие исторические корни. Конечно, «бабло побеждает зло». И в Индии традиционным музыкантам живется не сладко, и «Боливуд» заполонил все «прекрасными» образчиками своего «творчества», все это есть. Но, думаю, из Карнатака, Южной провинции Индии, будет очень сложно, почти невозможно вытравить традиционную музыкальную культуру даже с помощью денег. Тут встает еще один интересный вопрос. А какую культуру следует считать «более сильной», «более правильной»? Если говорить о музыке – ту, где в оркестре больше всего музыкантов? Ту, в музыкальном строе которой больше всего нот? Ту, музыканты которой получают больше всего денег? Или самую старую из них? Даже само перечисление вопросов дает ответ на вопрос – никакую.
Хорошо. Поговорили мы про взаимодействие и взаимопроникновение культур. Все же не будем ругать современную науку за ее узость взглядов и хвалить абсолютно все, что было до нашей эры за широту взглядов. Современная наука тоже развивается в очень интересных направлениях. Представление о том, что принципы синергетики, самоподобия едины для всего живого, включая человека, автору представляются очень важными. Принципиально важными. Это означает, что выявленные симметрии, информационная структура на микроуровне имеет свое подобие и на макроуровне. Здесь интересны оба процесса: и развертка живого организма из одной клетки и кодирование информации о свойствах уже существующего чрезвычайно сложного живого организма через всего одну молекулу. Поэтому нахождение закономерностей и особенностей этой одной молекулы, кода ДНК, генетического кода является чрезвычайно важной задачей. Поскольку музыка во всех культурах служила мерой гармонии и самосогласованности, представляется интересным рассмотрение симметрий сложных биологических систем, генетического кода в частности, с точки зрения музыки. Нахождение гармонии и выражение ее в виде цифр (нот) в микро и макро мире, в живых организмах – это очень интересное и перспективное направление. Пожелаем удачи всем, кто занимается подобными исследованиями.
С точки зрения науки: как мы воспринимаем музыку
Американский поэт Генри Лонгфелло называл музыку универсальным языком человечества. Так и есть: музыка взывает прежде всего к нашим чувствам, поэтому и понятна всем, независимо от пола, национальности и возраста. Хотя разные люди могут осознавать ее по-своему. От чего же зависит музыкальное восприятие и почему одним нравится рок, а другим – классика, попробуем разобраться.
Струны душевные
Термин «музыкальный язык» – вовсе не метафора: ученые всерьез ведут споры о том, что он имеет право на существование. Музыка – это в самом деле своеобразный язык, вопрос лишь в том, что в этом случае назвать «словом». Психолог Галина Иванченко в своей работе «Психология восприятия музыки» говорит о таких компонентах музыкального языка, как тембр, ритм, темп, высота звука, лад и громкость.
Само музыкальное восприятие представляет собой рефлекторную деятельность, которая осуществляется нервной системой под воздействием раздражителя – звуковых волн. Она проявляется в изменении ритма дыхания и биения сердца, напряжении мускулатуры, работе органов внутренней секреции и так далее. Так что мурашки по коже от прослушивания любимых композиций – вполне реальное физическое явление.
И появляются они, кстати, не просто так: наш мозг способен отличить гармоничную музыку от негармоничной. Поэтому музыкальные интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Первые создают у нас ощущения законченности, покоя и благозвучия, а вторые – напряжения и конфликта, который требует завершения, то есть перехода в консонанс.
На восприятие музыки влияют также ее темп, ритмика, сила и размах. Эти средства не только передают соответствующие эмоции, но и сходны с ними вообще. «В размашистой теме мы слышим выражение смелости, яркого, полнокровного переживания, суетливая тема ассоциируется с растерянностью или трусливостью, мелкотой чувства, его поверхностным характером, судорожная – с неуравновешенным, «взвинченным» настроением», – пишет в своей статье «Уровни восприятия музыкального текста» О. И. Цветкова.
Музыка способна рассказывать о чем-то и даже управлять нашими эмоциями. Люди, переживающие потерю или находящиеся в депрессии, часто слушают грустные песни. Исследования показали, что таким образом музыка частично восполняет им потерю другого человека, а также поддерживает, как бы отражая его эмоции. Между тем прослушивание позитивных мелодий в течение всего двух недель повышает степень ощущения радости и счастья. В Германии тревожные композиции используют, чтобы снизить уровень краж в метро: прослушивание такой музыки повышает давление, и ворам сложнее решиться на преступление. Есть данные и о том, что музыка облегчает занятия спортом.
Музыка даже способна подражать нашей речи, точнее ее интонации. «В мелодии раскрывается та же способность человека, что и в речи: непосредственно выражать свои эмоции путем изменения высоты и других свойств звука, хотя и в иной форме. Иначе говоря, мелодия, как особый, специфически музыкальный способ эмоционального выражения, есть результат обобщения экспрессивных возможностей речевой интонации, получивших новое оформление и самостоятельное развитие», – продолжает автор.
Интересно, что свой язык есть не только у определенного стиля музыки, но и у конкретного композитора, произведения и даже его части. Одна мелодия говорит на языке печали, другая же повествует о радости.
Музыка как наркотик
Известно, что понравившаяся человеку мелодия влияет на его мозг, как вкусная еда и секс: выделяется гормон удовольствия – дофамин. Какая же зона серого вещества активизируется в момент прослушивания любимого трека? Чтобы выяснить это, известный музыковед и невролог из Института неврологии Монреаля Роберт Заторре совместно с коллегами провел эксперимент. Опросив 19 добровольцев в возрасте от 18 до 37 лет (10 из них были женщинами, девять – мужчинами) об их музыкальных предпочтениях, ученые дали им прослушать и оценить 60 музыкальных композиций.
Все треки были услышаны испытуемыми впервые. В их задачи входило оценить каждую композицию и заплатить за нее из собственных средств от 0,99 до двух долларов, чтобы получить в конце эксперимента диск с понравившимися треками. Так ученые исключили возможность ложных оценок со стороны испытуемых – едва ли кто-то захочет платить свои кровные за неприятную музыку.
При этом во время эксперимента каждый участник был подключен к аппарату МРТ, поэтому ученые могли с точностью фиксировать все, что происходит в головном мозге испытуемых во время прослушивания. Результаты оказались весьма интересны. Во-первых, исследователи выяснили, что человеку требуется всего 30 секунд, чтобы понять, нравится ли ему та или иная композиция. Во-вторых, обнаружилось, что хорошая мелодия активизирует в мозге сразу несколько зон, но самой чувствительной стало прилежащее ядро – то самое, которое активизируется, когда что-либо оправдывает наши ожидания. Именно оно входит в так называемый центр удовольствия и проявляет себя при алкогольном и наркотическом опьянении, а также при половом возбуждении.
Навязчиво повторяющаяся в голове мелодия – явление, которое всерьез изучали многие ученые. Специалисты пришли к выводу, что с ним сталкиваются 98% людей, независимо от пола. Правда, повторение в среднем длится дольше у женщин и раздражает их больше. Есть, впрочем, методы избавления от навязчивой мелодии и даже меры профилактики от рецидивов. Ученые советуют решать в этот момент всевозможные задачи: например, разгадывать судоку, анаграммы или просто почитать роман и даже пожевать жвачку.
«Удивительно, что человек предвкушает и возбуждается из-за чего-то совершенно абстрактного – из-за звука, который он должен услышать, – говорит один из соавторов исследования доктор Валори Салимпур. – У каждого человека прилежащее ядро имеет индивидуальную форму, из-за чего работает по-особенному. Также стоит отметить, что из-за постоянных взаимодействий отделов мозга с каждой мелодией у нас возникают собственные эмоциональные ассоциации».
При прослушивании музыки активизируется и слуховая кора головного мозга. Интересно, что чем больше нам нравится тот или иной трек, тем сильнее его взаимодействие на нас – и тем больше в мозге образуется новых нейронных связей, тех самых, что составляют основу наших когнитивных способностей.
Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты
Психологи выяснили, что к агрессивной по своему содержанию музыке чаще обращаются подростки, которые испытывают определенные жизненные трудности: например, они лишены родительской заботы или их обижают сверстники. А вот классику и джаз, как правило, выбирают более благополучные дети. В первом случае музыка важна для эмоциональной разрядки, во втором – сама по себе. Правда, зачастую агрессивные песни характерны для всех подростков, так как они несут в себе элемент бунтарского духа. С возрастом тенденции к самовыражению и максимализму у большинства заметно снижаются, поэтому меняются и музыкальные предпочтения – на более спокойные и размеренные.
Впрочем, музыкальные вкусы не всегда зависят от наличия внутриличностных конфликтов: нередко они банально предопределены темпераментом. Это и понятно, ведь в работе мозга, как и в музыкальном произведении, есть свой ритм. Высокая его амплитуда преобладает у обладателей сильного типа нервной системы – холериков и сангвиников, низкая – у меланхоликов и флегматиков. Поэтому первые предпочитают активную деятельность, вторые – более размеренную. Этот факт отражается и на музыкальных предпочтениях. Люди с сильным типом нервной системы, как правило, предпочитают ритмичную музыку, не требующую высокой концентрации внимания (рок, поп, рэп и другие популярные жанры). Те же, кто обладает слабым типом темперамента, выбирают спокойные и мелодичные жанры – классику и джаз. При этом известно, что флегматики и меланхолики способны глубже проникать в сущность музыкального произведения, чем более поверхностные сангвиники и холерики.
Впрочем, зачастую выбор мелодии зависит от настроения. Расстроенный сангвиник будет слушать «Реквием» Моцарта, а радостный меланхолик предпочтет веселиться под гитарные басы. Замечена и обратная тенденция: темп музыки способен влиять на амплитуду ритма головного мозга. Размеренная мелодия понижает ее, а быстрая – повышает. Этот факт натолкнул ученых на мысль, что при помощи прослушивания различных музыкальных жанров можно даже повысить творческий потенциал ребенка, заставив его мозг работать в том или ином ритме.
Интересно и то, что такие выводы как бы отметают существование «плохой» музыки: любое, даже самое, казалось бы, никчемное произведение – уникальный опыт переживания тех или иных чувств, особый отклик на окружающий мир. То же касается жанров: нет ни плохих, ни хороших из них, все важны по-своему.
Скрябин или Queen?
Еще одно любопытное исследование, посвященное музыкальным предпочтениям, было проведено под руководством американского социолога Дэвида Гринберга из Кембриджа. На этот раз в нем участвовали целых четыре тысячи добровольцев, которым сначала предложили на выбор разные утверждения, к примеру: «Я всегда чувствую, когда человек говорит одно, а думает другое» или «Если я покупаю аудиоаппаратуру, то всегда обращаю внимание на технические подробности».
Затем им дали прослушать 50 музыкальных композиций разных жанров. Испытуемые оценивали музыку как нравящуюся или нет по девятибалльной шкале. После этого утверждения сопоставили с музыкальными предпочтениями.
Ученые установили: те, у кого от музыки могут появляться мурашки, считают себя более дружелюбными и кроткими. А еще 66 процентов людей, которые заметили на себе эффект гусиной кожи во время прослушивания тех или иных мелодий, отмечают, что в тот момент у них было хорошее настроение и физические самочувствие, тогда как среди тех опрошенных, кто мурашек не чувствовал, хорошее настроение и самочувствие имели лишь 46 процентов. Есть люди, которые вовсе не испытывают эффект гусиной кожи при прослушивании музыки. Исследования показали, что у этих «несчастных» снижено число связей между зонами, отвечающими за слуховое восприятие музыки, и зонами, которые ответственны за моральные суждения.
Другие исследования, опубликованные в 2011 году, показали, что те, кто имеет повышенный потенциал по открытости опыту, как правило, предпочитают более сложную и разнообразную музыку вроде классической, джазовой и эклектики, чем консервативные индивиды. Музыкальные предпочтения также связаны с такими показателями, как интроверсия и экстраверсия. Ученые выяснили, что экстравертные люди обычно предпочитают более «счастливую» социальную музыку: например, поп, хип-хоп, рэп или электронную. Интроверты же в основном выбирают рок и классику. Кроме того, экстраверты слушают музыку чаще интровертов и охотнее используют ее в качестве фона. А более доброжелательные люди способны получать от прослушивания музыки больше эмоций, чем те, кто этим качеством не обладает.
Семь научных доказательств влияния музыки на тело и психику людей [перевод]
Судя по числу исследований, посвященных влиянию музыки на физиологические и психологические аспекты нашей жизни, мы многое знаем (и в то же время многого не знаем) о том, как же музыка воздействует на разум и тело. «Чем лучше мы понимаем природу музыки и откуда она берется, тем лучше, возможно, мы будем понимать свои собственные мотивы, страхи, желания, воспоминания и даже общение в очень широком смысле», — говорит нейробиолог, музыкант и писатель Дэниел Левитин (Daniel Levitin) в своей книге «Это твой мозг под музыкой» (This Is Your Brain on Music).
Левитин спрашивает: «На что больше похоже прослушивание музыки — на поедание пищи для удовлетворения голода? Или на любование закатом или чесание спинки, которое активирует центры удовольствия в головном мозге?» Истина в том, что результаты воздействия музыки разнообразны. Однако в последние годы ученые добились небывалых высот в понимании того, как же человеческий мозг реагирует на музыку и каким образом звук влияет не только на разум, но и на тело.
Вот несколько примеров.
Музыка сделает вас умнее
Не секрет, что музыка оказывает сильное воздействие на мыслительную деятельность человека, благодаря чему активизируются разные отделы головного мозга, запоминаются мотивы и тексты. Разные мелодии и ритмы вызывают разные эмоциональные реакции. Доказано даже, что окружающие нас шумы средней громкости повышают креативность, а прослушивание музыки помогает при травмах мозга.
Для музыкантов дело обстоит еще лучше, особенно для тех, кто играет на музыкальных инструментах с детства. По данным некоторых исследований, изучение музыки способствует устойчивому развитию техник исполнения и невербальному мышлению. В своем интервью изданию «News in Health» нейроученый из медицинской школы Гарварда доктор Готфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) утверждает, что у музыкантов состав нервов не такой, как у людей, не связанных с музыкой. При этом он ссылается на исследования, где говорится о том, что в мозгу музыканта больше сосудисто-нервных пучков, соединяющих левое полушарие с правым.
«При сочинении музыки активизируются различные отделы головного мозга, включая зрительный, слуховой и моторный, — говорит Шлауг. — Именно поэтому написание мелодий представляет потенциальный интерес для лечения нервных расстройств».
От грустной музыки не всегда становится грустно
Согласно исследованию, опубликованному в «Frontiers in Psychology» в 2013 году, от грустной музыки вам вовсе не обязательно захочется расплакаться. Результаты показывают, что музыка вызывает два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Это значит, что, хоть многие люди и действительно грустят, слушая печальную музыку, процесс ее прослушивания не носит эмоционально-депрессивную окраску.
Результаты изучения 44 человек показали, что «грустная музыка, хоть и воспринималась трагичной, тем не менее, при ее прослушивании люди испытывали романтические, веселые и куда менее печальные эмоции, чем то, как они воспринимали композицию с когнитивной позиции». Таким образом, при прослушивании грустной музыки участники исследования испытывали двойственные ощущения.
Музыка производит положительный терапевтический эффект
С давних времен музыкальное сопровождение используется в очищающих ритуалах по всему миру, и наука считает, что это неспроста. В исследовании «Влияние музыки на человеческое тело и разум» Дона Кента (Dawn Kent), которое он провел в 2006 году в Гарварде, сказано, что Платон предлагал использовать музыку для лечения тревожности, а Аристотель считал музыку инструментом для избавления от нестабильного эмоционального фона. В Древней Греции Аполлон вообще был богом как музыки, так и здоровья.
«Музыка оказывает заметное физиологическое воздействие на многие биологические процессы, — сказано в исследовании Кента. — Она уменьшает последствия усталости, меняет пульс и выравнивает дыхание, давление, плюс оказывает психогальванический эффект».
В качестве доказательства Кент дает отсылки к книге Мишель Лефевр (Michelle Lefevre) «Играя со звуком: использование музыки в терапевтических целях при прямом взаимодействии с детьми» (Playing With Sound: The Therapeutic Use of Music in Direct Work With Children), вышедшей в 2004 году. В ней сказано, что визгливый тон и громкий дребезг могут вызвать панику и увеличить тревожность.
Одна из теорий даже описывает некий «Эффект Моцарта»: исследованием было подтверждено, что при прослушивании печально знаменитой «Сонаты для 2-х фортепиано ре мажор» у пациентов наблюдались признаки эпилептических припадков, даже у тех, кто находился в коме.
Музыка действительно задает настроение
Более того, музыкальное сопровождение может помочь добиться успеха на первом свидании. Согласно исследованию, проведенному во Франции, одинокие женщины, слушая романтическую музыку, намного охотнее давали свой номер телефона в отличие от тех, кто слушал что-то нейтральное.
Музыка поможет довести дело до конца
Разные исследования показали, что музыка повышает выносливость и помогает нам эффективнее тратить энергию при физических нагрузках. В одном из исследований 2012 года под названием «Займемся спортом: психология музыки для эффективных тренировок» (Let’s Get Physical: The Psychology of Effective Workout Music) утверждается, что велосипедисты, крутящие педали под музыку, потребляют на 7% меньше кислорода, чем те, кто не использует музыку для выравнивания ритма.
В работе, опубликованной в журнале «Scientific America», говорится, что частота ударов в минуту (bpm) в песне оказывает мотивационный эффект, но лишь только до определенного предела.
«В самом последнем исследовании утверждается, что потолок составляет 145 ударов в минуту, все, что выше, не намного повысит мотивацию. В отдельных случаях, скорость и плавность текста песни начинают вытеснять мелодию: многие люди работают под рэп, например, характеризующийся интенсивными и ритмичными текстами, положенными на относительно спокойную мелодию».
Например, в песнях «Born to Run» Брюса Спрингстина, «Don’t Make Me a Target» Spoon и «Do You Wanna Dance» Beach Boys частота ударов в минуту — 147.
Spotify пришел к такому же выводу, и в прошлом году запустил сервис Spotify Running, добавив к своей платформе технологию, позволяющую отслеживать темп бегуна и проигрывать в плейлисте песни с соответствующей частотой ударов в минуту.
Музыка поможет найти себя
Группа ученых из университета Миссури провела исследование и доказала: музыка улучшает настроение.
«Наша работа свидетельствует в пользу занятия, свойственного многим людям: слушать музыку для поднятия настроения, — пишет ведущий автор исследования Юна Фергюсон (Yuna Ferguson) в пресс-релизе для «Healtline reports». — Хотя попытки найти счастье зачастую воспринимаются как эгоизм, исследования показывают, что состояние радости способствует росту уровня социализации, состояния здоровья, дохода и удовлетворенности отношениями».
Петь в душе полезно
В своей статье для «Jweekly» доктор Джерри Салиман (Jerry Saliman) доказывает, что петь вслух полезно для здоровья, в частности, старшего поколения.
«Исследования показали, что пение способно улучшить работу мозга пожилых людей, страдающих от афазии (полной или частичной потери речи) или болезни Паркинсона, – пишет Салиман. – Кроме того, многие старики живут одни, в силу хронических недугов (например, артрита), ведут малоподвижный образ жизни, и ограничены в средствах. Простые и доступные способы развлечения и поддержания контактов положительно скажутся на их самочувствии».
Салиман добавляет, что установлена связь между пением и улучшением дыхательной системы пациентов с хроническим обструктивным легочным заболеванием: у тех, кто поет, наблюдается уменьшение одышки.