Что такое музыкальная интонация 5 класс

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Новости

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс20 октября состоится онлайн-концерт, посвященный жителям пяти неповторимых регионов России

Контакты

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Директор

8 4152 24-52-21

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

8 4152 24-00-92

Заместитель директора по АХЧ

8 4152 24-00-92

Интонация в музыке

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.
Как она устроена? Подобно слову, интонация — единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи радикально отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова — строго ограниченный набор фонем. Можно сказать, что фонема — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во всей полноте его свойств. Вместо нескольких десятков фонем здесь бесконечные тембровые оттенки, способы артикуляции, различие темпа, ритмических рисунков, уровней громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его.

Интонация в музыке это:

Все эти разнообразные связи с речевым опытом использовали музыканты, иногда непроизвольно, но часто и вполне сознательно. Еще в 1581 г. лютнист Винченцо Галилей, отец знаменитого астронома Галилео Галилея, настойчиво советовал композиторам прислушиваться к тому, как речевая интонация отражает характеры и чувства людей, социально-психологические отношения, а затем претворять услышанное в музыке. Совет не пропал даром: «Флорентийской камерате» — кружку музыкантов и поэтов, участником которого был Галилей, — человечество обязано рождением жанра оперы с ее новым, более жизненным типом интонирования. Впоследствии тем же путем вслушивания в музыку речи осознанно шли многие композиторы, среди них — А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский.

Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации — жесты, движения, «немые интонации тела», как их назвал выдающийся советский музыковед Б. В. Асафьев. Способность музыки точно воспроизводить самые разные движения — бурные, мощные, грандиозные, угловатые, раскованные — поразительна. Вот несколько примеров: вкрадчивые движения кошки, неуклюже переваливающаяся походка утки — в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк», неслышно плывущий шаг патера Лоренцо, спотыкающиеся движения смертельно раненного Меркуцио — в его же балете «Ромео и Джульетта».

Музыкальное искусство опирается и на свой собственный многовековой опыт интонационного выражения. Простейшие интонации типизировались в обобщенные интонации музыкальных жанров и стилей. Например, интонация скорби — в арии «ламенто», арии плача, характерной для ранней оперы эпохи барокко. Иная интонация — в музыкальной элегии сентиментализма: печаль ее легка и просветленна. Безошибочно различаются на слух интонации тревожно-напряженной баллады и безмятежной пасторали, эпической былины и лирически восторженной поэмы, торжественного гимна, возвышенного хорала и удалого гопака. У каждого композитора свой интонационный почерк. Один — у И. С. Баха, другой — у В. А. Моцарта, третий — у Прокофьева. И исторический стиль тоже обладает интонационной неповторимостью. Наполненная разочарованием, томящаяся по недостижимому идеалу интонация романтической музыки непохожа, например, на живую, общительную, склонную к игре и неожиданностям интонационную манеру музыки середины XVIII в.

От первых звуков колыбельной интонация ведет человека ко все более глубокому пониманию жизни, воплощенной в музыке.
Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, градации, возникающие в процессе исполнения.

Источник

КОНСПЕКТ УРОК ПО МУЗЫКЕ ««Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений»

Тема: « Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений»

Цель урока: формирование знаний и представлений о единстве выражения и изображения в музыке

1. Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью.

2. Понимание учащимися специфику музыкального искусства и особенностей его восприятия на примере темы «Интонация»; к осмыслению выразительности музыкальной речи при сопоставлении её с речью разговорной.

3. Умения слушать и понимать музыку, оценивать и анализировать услышанное, выделять главное, делать выводы; развитие музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; интереса к музыке и музыкальной деятельности; расширение исполнительских возможностей, на основе осознания выразительности музыкального искусства; развитие музыкальной памяти и слуха, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

· обозначать символом и знаком предмет и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения.

· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д. );

· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

Музыкальное приветствие (в основе мелодии трезвучие и постепенное движение вверх и вниз):

Добрый день, добрый день,

Говорим мы каждый день,

Этими словами здороваемся с вами.

2. Постановка цели и задач урока.

Тихо-тихо рядом сядем-

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разодвинутся все стены-

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Прошу аплодисменты. Почему вы аплодируете тихо и вяло?

Учитель читает стихотворение ещё раз, выразительно, с соблюдением интонации. (цель: подготовить учащихся к восприятию новой темы (роль интонации в разговорной речи).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

— Когда мы слышим человека, красиво говорящего, мы говорим о том, что его речь похожа на музыку. Музыкальная речь всегда стремилась приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям без слов. Ведь красота человеческой речи и музыки зависит от выразительности интонации, при помощи которой мы общаемся. Выразительность интонации помогает нам понять чувства, мысли, настроение человека, т.е. выразительность интонации нам помогает понять окружающий нас мир, помогает нам общаться. Сравнить музыкальную и разговорную речь.

— Давайте остановимся на том, что чаще всего человечество пользуется тремя видами речи. Какими? Предложить сравнить названные виды речи. Отметить с детьми, какими знаками «препинания» мы пользуемся в разных видах речи, как они помогают нам понять выразительность интонации речи.

— Музыкальная и разговорная речь очень похожи. Чем? Учитель задаёт наводящие вопросы, которые помогают учащимся подобрать правильный ответ.

Цель: нахождение общего и отличительного в музыкальной и разговорной речи.

— Мы убедились в том, что в разговорной и музыкальной речи очень много общего. В музыкальной речи прозвучавшие термины мы относим к средствам музыкальной выразительности, они нам помогают определять в музыке характер, настроение звучащего произведения.

— Давайте убедимся в наших высказываниях на примерах. В разговорной речи изначально заложен определённый смысл, а интонация просто эмоционально дополняет его, украшает. Скажите мне слово «да» с выражением, какое я укажу. Да? (вопросительно). Да! (восхищённо, радостно). Да (хитро, зло, мечтательно, грустно, обиженно).

— Мы убедились в том, что в разговорной речи интонация является украшением смысла. А сейчас на примере знакомых и незнакомых интонаций (мелодических отрывков) из музыкальных произведений убедимся в том, что интонация в музыке несёт нам определённый смысл. Что мы можем понять, прослушав небольшой отрывок из музыкального произведения?

1.Слушание фрагмента «Пе-де-шаль» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева.

2.Слушание фрагмента «Сцена с часами» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева.

(Учащиеся слушают, анализируют, строят ответы: выразительная интонация небольшого отрывка из мелодии, помогает нам определить характер произведения (т.к. по интонации мы можем определить темп, лад, динамику, регистр и другие средства музыкальной выразительности), название произведения, композитора, если произведение знакомое)

-Давайте мы познакомимся с новой песней «Дорога добра» композитора М.Минкова и определим с какой интонацией звучит песня.

Разучивание песни «Дорога добра».

6. Подведение итогов.

Обобщение работы урока вместе с учащимися, вывод из того, что прозвучало на уроке.

Цель: выявить насколько глубоко учащиеся поняли тему урока. Учитель помогает сделать выводы. Подводит итог урока, предлагает учащимся продолжить фразу:

«Сегодня на уроке я научился…»

— Ребята, когда вы будете слушать дома музыку, обратите внимание на то, какая интонация характерна для данного произведения, подумайте, о чём она вам рассказывает.

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставление оценок за урок.

— Спасибо за внимание! Урок окончен. До свидания.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Интонация (в музыке)

Разработка учения о музыкальной И. началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее ‒ передовые русские композиторы и музыкальные критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и за рубежных музыкантов об интонациональной природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречии, «интонациональную теорию» музыкального творчества, исполнительства и восприятия, разработка которой продолжается в СССР и др. социалистических странах.

3) В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) ‒ ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.

Лит.: Асафьев Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963; Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965; Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки, М., 1966; Jiránek J., Asafje vova teorie intonace, jejígeneze a vyznam, Praha, 1967.

Полезное

Смотреть что такое «Интонация (в музыке)» в других словарях:

Интонация — (от лат. intono громко произношу). I. Важнейшее муз. теоретич. и эстетич. понятие, имеющее три взаимосвязанных значения: 1) Высотная организация (соотнесённость и связь) муз. тонов по горизонтали. В звучащей музыке реально… … Музыкальная энциклопедия

Интонация (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Интонация (позднелат. intonatio «пение в [церковном] тоне» или «настройка на [церковный] тон») в богослужебном пении католиков распев псалма по мелодии модели (мелодической… … Википедия

Интонация — I Интонация (от лат. intono громко произношу) совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные… … Большая советская энциклопедия

интонация — и, ж. 1) лингв. Ритмико мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса при произношении. Вопросительная интонация. Интонация русской речи. 2) В стихотворной речи: повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха,… … Популярный словарь русского языка

ИНТОНАЦИЯ — (от лат. intonare произносить) специфическое средство худож. общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно временного движения в его звучащей (человеческий голос и голоса музыкальных инструментов) и… … Эстетика: Словарь

Постмодернизм в музыке — Музыка постмодернизма может быть рассмотрена как музыка эпохи постмодерна или музыка, которая следует эстетическим и философским направлениям постмодернизма. Как музыкальный стиль, постмодерн включает характерные черты художественного… … Википедия

Реализм — в литературе и искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск ва Р. принимает конкретные формы определённых творч.… … Музыкальная энциклопедия

Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… … Музыкальная энциклопедия

Асафьев Б. В. — Борис Владимирович (лит. псевдоним Игорь Глебов) (17 (29) VII 1884, Петербург 27 I 1949, Москва) советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946). Академик (1943). В 1908 окончил историко филологич. ф т Петерб. ун та, в 1910 Петерб … Музыкальная энциклопедия

Народная музыка — музыкальный фольклор (англ. Folk music, нем. Volksmusik, Volkskunst, франц. Folklore musical) вок. (преим. песенное, т. е. муз. поэтическое), инстр., вок. инстр. и муз. танц. творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов,… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Интонация в музыке. Начальный этап обучения музыки

Многое мною изменено, здесь только небольшая часть отражена, и в данной работе есть представленные авторские 30 фортепианных упражнений.

Что же означает слово интонация? Какой смысл мы вкладываем в понятие этого слова. В русском языке интонацией называется повышение и понижение тона голоса при произношении. Речевая интонация может быть вопросительной и повествовательной, это зависит от того с какой манерой мы произносим ту или иную интонацию, какие чувства отражаем при разговоре, какой тон задаём при произношении фраз, поэтому отсюда следует, что интонация может быть властной, насмешливой, убедительной, сомневающейся, решительной и.т.д.

На начальном этапе обучения очень важно научить ребёнка разбираться в музыкальной интонации, воспитать отношение к живому звуку, умению чувствовать и сопереживать, к чуткому осмысленному произношению музыкальной ткани. Музыка,- это прежде всего мир живых красочных звуков. Одной из важнейших задач в работе над музыкальной интонацией является воспитание умения выстраивания и объединения звуков между собой, правильной направленности и организации интонационных смысловых музыкальных линий, умения выразительно произносить музыкальную мысль.

Начиная работать над интонацией в музыкальном произведении преподаватель должен прежде всего увлечь учащегося, заинтересовать его, а также необходимо помочь учащемуся воспринять музыкальную интонацию и эмоционально пережить новую и на данный момент пока что мало знакомую музыку.

Исполнение преподавателем произведения целиком в подлинном художественном исполнении является началом подготовки учащегося к восприятию для него новой музыки и интонации. Преподаватель дополняет музыку ярким и образным пояснением, прибегая к доступным ребёнку жизненным художественным ассоциациям, однако такой целостный показ-исполнение переходит далее в стадию отдельного показа частных художественных и технических деталей.

В зависимости от уровня способностей учащегося, от его инициативности и быстроты реакций, формы такого показа могут быть различны. Так например, при замедленной или неяркой слухо-двигательной реакции на показ выразительной детали исполнения можно включать новые моменты обостряющие слухо-двигательную восприимчивость ребёнка и осознания стоящих перед ним задач.

Одним из таких моментов является преувеличенный гиперболизированный показ, который демонстрирует учащемуся не вполне удавшиеся звуковые и технические детали исполнения. Такой показ как бы приближается к замедленной киносъёмке, активизирует образно-эмоциональное восприятие музыки.

В работе над музыкальной интонацией важно прибегнуть к своеобразному распеванию музыки, замедленности темпа, заострению внимания динамической и артикуляционной окраски ярких ритмических интонаций, как бы пропустить всё через увеличительное стекло при этом все двигательные технические приёмы и тактильные ощущения клавиатуры будут преувеличены. Необходимо также прибегнуть к преувеличению фразировки членения.

Инструмент фортепиано имеет множество звуков, диапазон звучания до восьми октав, даёт неограниченные возможности для гармонического, полифонического, красочного формирования музыкальной ткани в условиях фиксированной высоты тонов. Фиксированная высота звуков для слуха и двигательных ощущений пианиста накрепко спаяно со спецификой фортепианных тоновых образований и звука ведения.

В следствие молоткового ударного способа возбуждения колебаний струны фортепианная звуковая линия акустически представляет собой пунктир из точек-тонов. Нельзя конечно считать пунктир звука ведения недостатком фортепиано. Ударная природа звукоизвлечения является сильным и весьма активным фактором выявления временных сторон организации музыкального процесса, динамическая направленность звуков фортепиано в сторону угасания делает невозможным для пианиста управлением процессом внутри звуков.

Искусные пианисты осуществляют управление процессом внутри тона с помощью педали в контексте целостного звучания. Каждому музыканту известна громадная выразительная сила длительности и распевания тонов. Ведь долгие звуки бывают опорными, кульминационными в построениях, то есть смысловыми выразительными интонационными вершинами. Интонационный портрет фортепиано будет неполон если не упомянуть о том, что интонационный процесс пианиста связан с дыханием, как физиологическим компонентом игры, именно поэтому процесс интонирования находиться в тесной генетической и глубиной взаимосвязи связанной с органикой дыхания. Речь здесь идёт о дыхании как реальной физической функции исполнителя.

В процессе исполнения важное значение имеет дыхательная органика игрового аппарата, скажем к примеру дыхание кисти руки, предплечья, локтя. Наконец не последнее значение имеет сложность и многие компоненты фортепианной механики и игровые действия пианиста опосредованы в их направленности на звуковую цель.

Интонационный процесс пианиста зависит от ощущений и податливости пальцев, а именно кончиков пальцев рук исполнителя, от умения слушать и слышать своё исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую, а также техническую сторону игры.

Важной и характерной способностью является качественное и правильное интонирование, которая нуждается в развитии с первых же шагов обучения. Начинающий пианист находится в более выгодном положении ведь готовые звуки инструмента не требуют слуховых усилий уже в начальном воспроизведении мелодии. На первый взгляд кажущаяся доступность звукоизвлечения сочетается со своими специфическими трудностями акустического и слухового порядка. Предположим у кларнета или скрипки звук протяжённый, а вот у фортепиано звук быстро угасает, что усложняет целостное и слитное исполнение мелодии. Самые первые уроки начинаются со знакомства с инструментом фортепиано, именно общение с инструментом вводит ребёнка в мир мелодических образов и слуховое восприятие учащегося направленно на выразительную сущность мелодики.

Основой образного содержания мелодии является мелодическая интонация. Умение правильно вести интонацию на инструменте очень важно, тогда музыка оживает и льётся разнообразными красивыми красками в виде звуков. Музыка дышит и поёт.

Источник

Интонация – основа музыкальной речи

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

урок дает представление о том, что интонация является средством музыкальной выразительности; развивать образное восприятие, самостоятельность мышления; воспитывать через музыкальные и художественные произведения чувство дружбы, доброжелательность и сострадание

Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть фото Что такое музыкальная интонация 5 класс. Смотреть картинку Что такое музыкальная интонация 5 класс. Картинка про Что такое музыкальная интонация 5 класс. Фото Что такое музыкальная интонация 5 класс

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алейниковская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского района белгородской области

Урок музыки в 3 классе

«Интонация – основа музыкальной речи»

Учитель музыки: Иваниенко О.А.

Цели: дать представление о том, что интонация является средством музыкальной выразительности; развивать образное восприятие, самостоятельность мышления; воспитывать через музыкальные и художественные произведения чувство дружбы, доброжелательность и сострадание

Планируемые образовательные результаты

Определять понятие музыкальной интонации;

Определить связь и различие между речевой интонацией и музыкальной

воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест;

играть на детских шумовых инструментах.

Получат возможность научиться:

оценивать результаты выполненных заданий.

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения,

обобщать собственное представление;

соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнёра;

учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи.

Регулятивные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Оборудование: компьютер; детские шумовые инструменты, фортепиано.

ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме «Интонация – основа музыкальной речи», аудио- и видеоматериал.

Вход в класс под музыку.

У. Я рада сегодня встрече с вами, несмотря на то, что за окном по зимнему холодно, а в классе у нас тепло и уютно от ваших добрых и лучистых глаз. Ребята, кто же ещё вас встретил в классе?

Д. музыка.

У. Правильно, музыка. Музыка- это искусство, которое раскрывается перед слушателями в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Даже когда она стремится показать неподвижность, музыка всё время движется вперед, не стоит на одном месте. И когда мы слушаем ту или иную музыку, настроение у нас может быть разным.

Эмоционально настраиваются на успешность работы на уроке

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.Постановка целей и определение темы урока

Учитель: Ребята, я знаю, что недавно вы на уроках чтения выучили такое стихотворение (читаю без выражения):

Бродит Дрема возле дома,

Ходит Сон по сеням,

И пытает Сон у Дремы:

«Где тут люлечка висит?

Где тут деточка лежит?

Я пойду их укладать,

Буду глазки закрывать»

Как я прочитала? Понравилось?

Почему не понравилось?

(не соблюдали знаки препинания, говорили быстро, непонятно, громко, некрасиво, невыразительно)

Как должна была соблюдать?

(делать остановки – паузы там, где знаки препинания, говорить тихо и мягко)

Теперь я, учитывая ваши замечания, прочитаю выразительно (читать ярче, помогая рукой).

Как менялся мой голос?

Как я прочитала последнюю строчку?

(делали остановки, голос шел то вверх, то вниз замедляя и тише)

повышения и понижения

быстрее и медленнее

Значит, чтобы речь была выразительной, мы

(делали паузы, повышали и понижали голос, говорили быстрее или медленнее, громче или тише)

Все это называется интонация и поэтому тема урока будет… Интонация – основа музыкальной речи.

Анализируют чтение учителя, делают замечания, дают советы.

Заполняют таблицу вместе с учителем

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

3.Самоопределение к деятельности

Создать проблемную ситуацию, обеспечить мотивацию выполнения задания, контроль

Как вы думаете, а в музыке нужна интонация?

Скажите, а это просто стихотворение, которое надо читать? (Нет, это колыбельная песня)

Но у нашей колыбельной нет мелодии.

А что такое ЛЮЛЕЧКА?( Это как бы кроватка, в которую кладут маленького ребенка и качают)

Покажите рукой, как она качается. (Вверх, вниз)

Можно ли голосом показать покачивание люлечки? Кто покажет?

Какие интонации мы должны использовать, чтобы исполнить колыбельную песню выразительно? (Ласковые, тихие, мягкие и нежные)

Давайте вместе прочитаем выразительно, помогая себе рукой.

А теперь попробуйте сочинить мелодию, чтобы получилась настоящая колыбельная песня.

Кто хочет исполнить свою колыбельную?

(чью-то мелодию я записываю нотами) когда я записала мелодию нотами – видно ли – где нужно петь выше, а где ниже? (Да, ноты показывают)

А в тексте видно, когда говорить выше, а когда ниже? (Нет)

Так вот… (в отличие от речевой интонации, высоту музыкальной интонации можно записать нотами)

Давайте сравним: были ли в вашей колыбельной паузы, повышения и понижения голоса, изменения темпа и силы голоса? (Да)

Какой вывод можно сделать?

повышения и понижения

быстрее и медленнее

повышения и понижения

быстрее и медленнее

(Выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация стремится быть похожей на выразительную речь человека, чтобы быть понятной и без слов)

Анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы

Подбирают мелодию к колыбельной.

Обобщают, делают вывод.

Общеучебные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Работа по теме урока

На предыдущих уроках мы с вами установили, что если нам чего-то хочется, то лучше не говорить, а петь. И музыки нет там, где нет чувства и слова «очень». Музыка там, где очень радостно или очень грустно. Музыка не рождается из обыкновенности, из скуки, серости. Поэтому воспринимает ее тот, кто умеет очень чувствовать, очень радоваться, очень удивляться, очень печалиться.

Посмотрите на Смайликов и определите чувства, которые выражены на их лицах.

Слайд 6.

(Учитель показывает картинки: нарисованную простым карандашом и цветную.)

— Чем отличаются эти картинки? (Цветом)

— Какая из картинок вам больше нравится? Почему?

У. И в музыке существует окраска звука, которая называется тембром.

У каждого инструмента свой тембр.

Игра –вы композиторы, вам нужно изобразить в музыке:

1/ шум улицы прошлого века (1гр.)

2/ шорохи ночного леса (2 гр.)

3/ заколдованный замок (1 гр.)

4/ звуки зоопарка (2 гр.)

Слайд 5.

Интонации бывают выразительные и изобразительные.

Выразительные интонации показывают внутренний мир человека, его чувства, настроение, мысли.

Учитель: Обратили ли внимание, что на уроке есть гости? Сейчас к нам гости придут еще три девочки. Они очень разные и у каждой свой характер. Зовут их Резвушка, Плакса и Злюка. Видите, каким их нарисовал художник.

Как вы думаете, может ли музыка нарисовать портрет человека?

Чем? (Да.Звуками, интонацией)

Какие интонации нужны, чтобы изобразить Резвушку (Игривые, добрые)

На слайде Резвушка

Выписываю на доске:

Мелодия…покажите голосом, рукой веселая

Регистр…не очень высокий

Что она еще любит делать? бегать

А представьте, что парта – это фортепиано и покажите на парте пальчиками как она бегает и прыгает.

А кто сможет изобразить характер Резвушки на настоящем инструменте?

А как себя ведет Плакса? Недовольная, ябедничает и жалуется, не хочет играть

Покажите голосом, как она всхлипывает, вздыхает? А теперь покажите это на вашем инструменте.

У нее какие интонации? Плачущие, вздыхающие

Какая будет мелодия? Певучая, грустная

Кто сможет изобразить Плаксу на синтезаторе?

Какие интонации покажут нам характер Злюки? Злые, резкие, упрямые

Что она делает, как себя ведет? Топает, кричит

А как можно показать крик пальцами на инструменте?

Кто покажет нам Злюку?

На слайде портрет Д. Б. Кабалевского.

А вот один композитор тоже написал музыку про этих девочек и назвал свою пьесу «Три подружки». Только я забыла, как его зовут, может, вы знаете?

Верно, спасибо, что напомнили.

Так давайте послушаем, как композитор Д. Б. Кабалевский изобразил этих девочек.

Слушание: «Три подружки».

Похоже ли на вашу музыку?

Молодцы, вы как настоящие композиторы, нашли очень точные интонации и смогли выразить характеры девочек.

Смогла ли музыка и без слов нарисовать портрет девочек?

Определяют настроение Смайликов.

Рассматривают картинки,анализируют.

Работа в группах.

Рассматривают картинки, анализируют, «рисуют портрет девочек звуками, интонацией»

Слушание: «Три подружки».

Анализируют музыкальное произведение.

Анализируют выразительные и изобразительные интонации,

Соотносят содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Регулятивные: осуществляют поисковый контроль своим действиями

А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Взяться за руки и передавать рукопожатие.

Начинает ведущий: «Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет. Минута релаксации (Звучит запись гармония природы )

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.(Дети делают вдох и выдох три раза)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *