Что такое музыкальная литература в музыкальной школе

Что такое музыкальная литература?

Музыкальная литература – это в первую очередь наука о пении.

Если сольфеджио и уроки пения учат нотам, интервалам, тональности – это называется музыкальной грамотой. На ней вы не только тренируете свой музыкальный слух, но и учитесь правильно прикасаться к своему инструменту, выразительно и красиво играть, исполняя мелодии.

Как играть выразительно и красиво учит музыкальная литература и уроки пения. Зачем нужна музыкальная литература?

Дело в том, что у музыке есть свой уникальный музыкальный язык, язык особенный. В нем нет привычных нам слов, только звуки. Эти звуки не простые, а волшебные, как вокальная студия, которые могут не только заставлять смеяться, но и плакать, а также рассказать целую историю.

Кое-что из музыкальной литературы вы уже знаете. Например, минор и мажор. Грустная музыка чаще всего бывает в миноре, а веселая музыка в мажоре. Быстрая музыка отличается от медленной темпом. Иногда бывает музыка в мажоре, а веселая музыка в миноре. Оказывается да, действительно бывает. Характер музыки зависит, конечно же, от лада (минор и мажор – это лады), а также от многих второстепенных вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности. Можар и минор вместе с музыкальными средствами составляют основу музыкального языка.

Музыкальная литература, о которой рассказывают курсы вокала, занимается изучением музыкальной классики. Понять классическую музыку дано не каждому, так как она «элитарная». Это слово происходит от слово «элита», что означает «лучший», «избранный». Только лучшие и избранные люди могут понять классическую музыку. Но восприятие и наслаждение классической музыкой требует подготовки. Литература – это уникальный текст, который мы учимся читать с самого детства. В музыке тоже есть свой уникальный текст и его тоже нужно научиться понимать.

Также музыкальная литература – это отдельная учебная дисциплина, которую изучаются старшеклассники музыкальных училищ и музыкальных школ. В программу обучения музыкальной литературы входят биографии лучших музыкальных композиторов, как зарубежных, так и отечественных, знакомство с их уникальным творчеством, а также изучение отдельных известных сочинений.

Благодаря широкому распостранению музыкальной литературы у каждого начинающего ученика есть возможность с помощью педагога или самостоятельно получить нужную информацию, чтобы увеличить музыкальное образование и сделать обучение более результативным.

Источник

Что почитать начинающему музыканту? По каким учебникам занимаются в музыкальной школе?

Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Картинка про Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Фото Что такое музыкальная литература в музыкальной школеКак сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной?

Оказывается, всему этому может научиться любой человек. Детей учат этому в музыкальной школе (и очень, надо сказать, успешно), ну а любой взрослый всеми тайнами может овладеть и сам. На помощь придёт учебник музыкальной литературы. И совсем не нужно пугаться слова «учебник». Что учебник для ребёнка, то для взрослого – «книжка сказок с картинками», которая интригует и завораживает своей «интересностью».

О предмете «музыкальная литература»

Пожалуй, один из самых интересных предметов, который проходится учениками музыкальной школы – музыкальная литература. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности.

Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).

Музыкальную литературу нужно изучать всем

Исходя из исключительной полезности, курс музыкальной литературы можно порекомендовать пройти и взрослым или начинающим музыкантам-самоучкам. Ни один другой музыкальный курс не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.

Что именно проходят в курсе музыкальной литературы?

Музыкальная литература является обязательным для изучения предметом на всех отделениях музыкальной школы. Этот предмет проходят в течение четырёх лет, за время которых юные музыканты знакомятся с десятками самых разных художественно-музыкальных произведений.

Первый год – «Музыка, её формы и жанры»

Первый год, как правило, посвящается рассказам об основных музыкальных выразительных средствах, жанрах и формах, музыкальных инструментах, различных видах оркестров и ансамблей, о том, как правильно музыку слушать и понимать.

Второй год – «Зарубежная музыкальная литература»

Второй год обычно нацелен на то, чтобы освоить пласт зарубежной музыкальной культуры. Рассказ о ней начинается с самой древности, с момента зарождения, через Средние века к крупным композиторским личностям. Шесть композиторов выделяются в отдельные крупные темы и изучаются по несколько уроков. Это немецкий композитор эпохи барокко И.С. Бах, три «венских классика» – Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, романтики Ф. Шуберт и Ф. Шопен. Композиторов-романтиков довольно много, познакомиться с творчеством каждого из них на школьных уроках не хватит времени, но общее представление о музыке романтизма, конечно же, даётся.

Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Картинка про Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Фото Что такое музыкальная литература в музыкальной школе

Вольфганг Амадей Моцарт

Если судить по произведениям, то учебник музыкальной литературы зарубежных стран знакомит нас с внушительным списком разнообразных сочинений. Это и опера Моцарта «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше, и целых 4 симфонии – 103-я Гайдна (так называемая «С тремоло литавр»), 40-я знаменитая соль минорная симфония Моцарта, симфония №5 Бетховена с её «темой судьбы» и «Неоконченная симфония» Шуберта, из крупных симфонических произведений проходится и увертюра Бетховена «Эгмонт».

Кроме того изучаются фортепианные сонаты – 8-я «Патетическая» соната Бетховена,11-я соната Моцарта с её знаменитым «Турецким рондо» в финале и лучезарная ре мажорная соната Гайдна. Из других фортепианных сочинений книга знакомит с этюдами, ноктюрнами, полонезами и мазурками великого польского композитора Шопена. Изучаются и вокальные произведения – песни Шуберта, его гениальная песня-молитва «Ave Maria», баллада «Лесной царь» на текст Гёте, всеми любимая «Вечерняя серенада», ряд других песен, а также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Третий год «Русская музыкальная литература XIX века»

Третий год обучения целиком посвящён русской музыке с её древнейших времён и почти до конца XIX века. Каких только вопросов не затрагивают начальные главы, рассказывающие о народной музыке, о церковном певческом искусстве, о зарождении светского искусства, о крупных композиторах классической эпохи – Бортнянском и Березовском, о романсном творчестве Варламова, Гурилёва, Алябьева и Верстовского.

В качестве центральных снова выдвигаются фигуры шести крупных композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Каждый из них предстаёт не только как гениальный художник, но и как уникальная личность. Так, например, Глинку называют родоначальником русской классической музыки, Даргомыжского – учителем музыкальной правды. Бородин, будучи учёным-химиком, сочинял музыку только «по выходным», а Мусоргский с Чайковским, напротив, ради музыки в своё время оставили службу, Римский-Корсаков в юности отправлялся в кругосветное плавание.

Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Картинка про Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Фото Что такое музыкальная литература в музыкальной школе

М.И. Глинка опера “Руслан и Людмила”

Музыкальный материал, который осваивается на этом этапе, обширный и серьёзный. За год проходится целая серия больших русских опер: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского. Знакомясь с этими операми, учащиеся невольно соприкасаются с произведениями литературы, которые положены в их основу. Причём, если говорить именно о музыкальной школе, то эти классические сочинения литературы узнаются раньше, чем они проходятся в школе общеобразовательной – это ли не польза?

Кроме опер в этот же период изучается множество романсов (Глинки, Даргомыжского, Чайковского), среди которых снова находятся те, которые написаны на стихи великих русских поэтов. Ещё проходятся симфонии – «Богатырская» Бородина, «Зимние грёзы» и «Патетическая» Чайковского, а также гениальная симфоническая сюита Римского-Корсакова – «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Из сочинений фортепианных можно назвать крупные циклы: «Картинки с выставки» Мусоргского и «Времена года» Чайковского.

Четвёртый год – «Отечественная музыка XX века»

Четвёртая книга по музыкальной литературе соответствует четвёртому году обучения предмета. На этот раз интересы учащихся сосредоточиваются в направлении отечественной музыки XX и XXI века. В отличие от предыдущих выпусков учебников по музыкальной литературе, этот последний обновляется с завидной регулярностью – материал для изучения полностью перекраивается, наполняется информацией о самых последних достижениях академической музыки.

Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Смотреть фото Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Смотреть картинку Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Картинка про Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. Фото Что такое музыкальная литература в музыкальной школе

С.С. Прокофьев балет “Ромео и Джульетта”

В четвёртом выпуске рассказывается о достижениях таких композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, а также целой плеяды композиторов самого недавнего времени или современности – В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, Э.В. Тищенко и др.

Необычайно расширяется круг разбираемых произведений. Все их перечислять не обязательно, достаточно назвать лишь такие шедевры, как любимейший во всём мире Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, прославленные балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица») и Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и много других гениальных сочинений.

Какие есть учебники по музыкальной литературе?

На сегодняшний день вариантов учебников по музыкальной литературе для школы не много, но всё же «разнообразие». Одни из самых первых учебников, по которым учились массово – книги из серии учебников по музыкальной литературе автора И.А. Прохоровой. Более современные популярные авторы – В.Е. Брянцева, О.И. Аверьянова.

Автор учебников музыкальной литературы, по которым почти вся страна занимается сейчас – Мария Шорникова. Ей принадлежат учебники для всех четырёх ступеней школьного обучения предмету. Приятно, что в последнем издании учебники снабжены также и диском с записью проходимых произведений в лучшем исполнении – так решается вопрос о поиске нужного музыкального материала для уроков, домашних работ или для самостоятельного изучения. За последнее время появилось множество других отличных книг по музыкальной литературе. Повторюсь, что такие учебники с большой для себя пользой могут читать и взрослые.

Учебники эти быстро разлетаются в магазинах, их не так-то просто достать. Все дело в том, что они издаются очень маленькими тиражами, и мгновенно превращаются в библиографическую редкость. Чтобы вам не тратить своё время на поиски, я предлагаю заказать всю серию этих учебников прямо с этой странички по ценам издателя: просто нажмите на кнопку «Купить» и оформите заказ в появившемся окне Интернет-магазина. Далее выберите способ оплаты и доставки. И вместо часовых обходов книжных магазинов в поисках этих книг, вы получите их всего за пару минут.

Напоминаю, сегодня как-то случайно мы завели разговор о той литературе, которая будет полезна любому начинающему музыканту или просто интересующемуся классической музыкой человека. Да, пусть это учебники, но попробуйте их открыть, а потом оторваться от чтения?

Учебники по музыкальной литературе – какие-то неправильные учебники, слишком интересные для того, чтобы называться просто учебниками. По ним будущие сумасшедшие музыканты занимаются в своих сумасшедших музыкальных школах, а по ночам, когда юные музыканты спят, эти учебники с упоением читают их родители, потому что интересно! Вот!

Источник

Статья «Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования»

Муниципальное бюджетное учреждение

Детская школа искусств № 13

Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования

преподаватель теоретических дисциплин

Малкова Наталья Валерьевна

Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования

Предмет музыкальная литература достояние исключительно отечественной системы музыкального образования. Система музыкального образования в России исторически сложилась как трехзвенная: музыкальная школа-училище-ВУЗ. Каждое звено выполняет определенную функцию: музыкальная школа обеспечивает общее музыкальное воспитание, училище и ВУЗ – профессиональное обучение. Современная модель музыкального образования окончательно сформировалась к концу 30-х годов 20 века, когда произошло расслоение на низшую, среднюю и высшую ступени. В дореволюционной же практике обучения музыке прочное место занимали частные уроки по игре, пению или композиции. При этом музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений учащиеся, как правило, не получали. Лишь отчасти восполнить этот пробел помогали публичные лекции, устраивавшиеся в Петербурге с 1830-х годов. Большую роль в распространении музыкальной культуры сыграли также музыкальные классы при средних и высших образовательных учреждениях, гимназиях, училищах, университетах. Особо необходимо отметить женские закрытые институты, система обучения которых включала не только игру на инструменте, но и сольфеджио, гармонию, педагогическую практику. Подобная схема впоследствии была положена в основу учебного плана консерваторий, где одним из важнейших предметов учебного плана стала история музыки.

Содержание же предмета музыкальная литература было разработано выдающимся историком музыки, профессором Московской консерватории Валентином Эдуардовичем Ферманом на рубеже 30 – 40-х годов XX века. Идея заключалась в том, чтобы предварить изучение курса истории музыки таким предметом, который обеспечил бы знание, прежде всего музыки. Основную базу было решено сосредоточить в среднем звене системы музыкального образования.

Общая цель курса состоит в приобщении учащихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной культуры. Если говорить конкретнее – это расширение музыкального кругозора, привитие интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса, развитие активного, осознанного восприятия музыкального произведения.

В отличие от музыкальных училищ и курсов истории музыки в ВУЗах ДМШ и ДШИ предмет музыкальная литература направлен по большей части на эстетическое воспитание: научить слушать, воспринимать и понимать музыку; воспитать грамотного слушателя, любителя музыки. В курсе музыкальная литература в важное место занимает предмет «слушание музыки», который направлен на решение основных задач музыкально-исторического образования в школе. Музыкальная школа предполагает общую музыкальную подготовку. Поэтому наиболее известные педагоги придерживаются мнения, что хронологический характер прохождения материала необязателен. Например, особенностью программы Е. Б. Лисянской – слышим, затем говорим – идет от слухового восприятия. Накопление фактов и знаний – это вторичный материал, дополняющий слуховые впечатления.

Курс музыкальной литературы является одним из важных в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, занятия по которому, наряду со специальностью (фортепиано, гитара, баян, вокал и т.д.) и сольфеджио, проходят в течение всего периода обучения. Синтезирующий по своей природе, он объединяет в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Приобретаемые в процессе занятий навыки необходимы для формирования как музыканта-любителя, так и музыканта-профессионала. Они связаны в первую очередь с воспитанием единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления.

Особенностью предмета являются разносторонние связи с другими дисциплинами. На уроках музыкальной литературы происходит углубление и совершенствование знаний, полученных при изучении сольфеджио и специальных предметов. Так, например, на уроках одновременно происходит закрепление навыков:

– умение на практике применять исполнительские навыки и по сольфеджио.

Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. – М., 1961

Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы в училище. М., 1966.

Голубева Л. О новой концепции курса музыкальной литературы ДМШ // Музыкальное просвещение. 2007. № 1.

Лагутин А. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981.

Никифорова В. О преемственности в преподавании музыкально-исторических дисциплин при обучении музыковеда // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Сб. тр. / Гос. Муз. Пед. Ин-т им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 81.

Орлова Е. Методические записки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. М., 1983.

Царева Е. Музыка прежде всего // Как преподавать музыкальную литературу. М., 2007.

Источник

Краткий курс музыкальной литературы

Йозеф Гайдн (1732-1809) был самым старшим из венских классиков. В его творчестве окончательно сформировались жанры сонаты, симфонии, концерта и квартета. Его называют «отцом» симфонии (их у него более 100). В основе его музыки лежат темы народных танцев и песен, которые он с величайшим мастерством разрабатывает. В его творчестве сформировался также состав симфонического оркестра, состоящий из трёх групп инструментов – струнных, духовых и ударных. Почти всю жизнь он прослужил придворным музыкантом у князя Эстергази, создав 104 симфонии, 52 сонаты, концерты и 83 квартета. Но вершиной стали его 12 Лондонских симфоний, оратории «Времена года» и «Сотворение мира», написанные в Лондоне в конце его жизни.

Последователем творчества Гайдна стал немецкий композитор В.А.Моцарт (1756-1791). Его светлая музыка до сих пор современна – яркий пример классицизма. С ранних лет он стал сочинять сонаты, симфонии и оперы. Используя сонатно-симфонический цикл Гайдна, Моцарт развил и обогатил его. Если у Гайдна контраст между главной и побочной партиями выражен не ярко, то у Моцарта главная партия по характеру сильно отличается от побочной и разработка (средний раздел) в связи с этим более насыщена. Музыка Моцарта с потрясающей силой передает и скорбные трагические настроения («Реквием»), и юморичсические образы, и прекрасную природу. Музыка Моцарта отличается красотой и изяществом. Моцарт автор многих опер, самыми известными из которых стали: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». У него около 50-ти симфоний (наиболее известны соль минор №40 и «Юпитер» №41), множество сонат, концертов для клавира, скрипки, гобоя, флейты, дивертисментов.

5. Русская музыкальная культура.

6. Музыкальная культура второй половины 19 века.
Во второй половине XIX века в России начался подъем национального искусства – литературы, живописи, музыки. В это время и возник кружок единомышленников – музыкантов, названный знаменитым музыкальным критиком Стасовым «Могучая кучка». Его также называют «Великая русская пятёрка» или «Новая русская школа».
В кружок вошли 5 композиторов.
Руководителем его был Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) – яркая фигура, музыкальный талант. Его заслуга в том, что он собирал и обрабатывал русские народные песни. Балакирев создал не очень много произведений. Наиболее интересные из них фантазия «Исламей», 8
русских народных песен в обработке для фортепиано, около 50 романсов.

7. Творчество композиторов конца 19- начала 20 века

Интересный факт : во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

Одними из самых ярких произведений стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Источник

Методический доклад «Важность исторического аспекта в программе ДШИ на примере предмета «Музыкальная литература»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Клетнянская детская школа искусств»

«Важность исторического аспекта в программе ДШИ на примере предмета «Музыкальная литература»

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Я работаю вот уже 10 лет преподавателем фортепиано. Но в сельских школах нередко приходится осваивать новые профессии. Так я стала ещё и преподавателем музыкальной литературы.

Однажды на уроке музыкальной литературы мы с ребятами слушали романс А. Гурилёва на стихи И. Макарова «Однозвучно гремит колокольчик».

…Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика…

Дети с удовольствием слушали музыку. После прослушивания я спросила их: могут ли они поделиться своими впечатлениями, о чём речь в данном романсе?

Поэтому, услышав такое заявление от учеников, я немного опешила. И этот неловкий момент на уроке заставил меня задуматься о важности исторического аспекта в образовании и воспитании подрастающего поколения. В частности, о важности такого предмета, как музыкальная литература в программе учащихся ДШИ и ДМШ.

В системе музыкального образования особое место принадлежит различным детским учреждениям культуры (ДМШ, ДШИ и т.д.), в которых приобщение к музыкальному искусству начинается в младшем школьном возрасте.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что музыкальные занятия при правильной их организации играют важную роль в творческом и общем развитии личности. В исполнительской практике и процессе восприятия музыкальных произведений каждый ребёнок раскрывает в себе общечеловеческую способность эстетического отношения к миру. Безусловно, развитие «эстетического отношения» само по себе не решит все конкретные задачи воспитания человека, это может произойти лишь при взаимодействии многих факторов. Но раннее пробуждение эстетических чувств создаёт общую духовно-нравственную основу для формирования личности.

Забота о становлении и раскрытии личностных качеств ребёнка гармонирует с любым учебным предметом, но особенно ярко проявляется в предметах художественно-эстетического цикла: литературе, музыке, живописи. Именно эти дисциплины в силу специфики их содержания способны формировать внутренний мир растущего человека.

Основная цель музыкального воспитания состоит в том, чтобы научить эмоционально, «адекватно» воспринимать музыкальные сочинения, а, следовательно, научить мыслить на языке искусства музыки. Во всех звеньях музыкального образования эта «сверхзадача» решается комплексно, но в первую очередь целенаправленно на занятиях по музыкальной литературе.

Музыкальная литература – это предмет тесно связанный с историей, литературой, философией, и т. д. Именно этот предмет, как никакой другой, становится неким трамплином для выхода в свободную атмосферу творчества.

Музыкальная литература должна научить учащихся ориентироваться в огромном мире звучащей вокруг музыки, посильно разбираться в противоречиях музыкальной действительности. Роль предмета в формировании эстетической культуры трудно переоценить: знания, умения воспринимать, анализировать, оценивать, несомненно, пригодятся юным музыкантам и в других сферах деятельности, не только связанных с музыкой.

Повсеместная, можно даже сказать глобальная «массовизация» общества, провозглашает с помощью СМИ потребительские идеалы и ценность удовольствий и наслаждений, что дезориентируют молодое поколение, прививая подчас пренебрежительное отношение к учебному процессу, к моральным и этическим нормам. Неразвитый вкус, смещённые критерии истинной ценности художественных явлений, «зубрёжка» вместо умения понимать и анализировать…

Предмет «Музыкальная литература» призван сформировать у подрастающего поколения устойчивую эстетическую позицию, возвышенность ума и чувств…

Некоторая пассивность в восприятии знаний отличает сегодняшнее поколение, выросшее на средствах масс-медиа. Неумение говорить становится буквально приметой времени. Именно на уроке музыкальной литературы учащиеся должны учиться анализировать произведения; сопоставлять произведения разных композиторов, принадлежащих одному стилю; соотносить факты жизни и творчества композитора. И самое главное – дети учатся говорить. Причем, речь не об умении построить связный монолог о творчестве композитора, но и об элементарном умении высказать собственные мысли, суждения о прослушанном отрывке музыкального произведения.

Приобщить учащихся к культуре, втянуть в нее – вот что является первоочередной задачей, которую я ставлю перед собой.

Предмет музыкальной литературы – это фокус, в котором сходятся все лучи гармоничного развития личности. Может возникнуть вопрос: почему именно музыкальная литература?

Если пойти далее по хронологической шкале истории, то на всех ее этапах можно обнаружить обучение детей музыке (пение в церковном хоре или игра на каком-либо инструменте) как неотъемлемый компонент полноценного воспитания.

Именно музыка способна пробудить у ребенка эмоции, выстроить ассоциативный ряд с другими явлениями и предметами. Духовно развитая личность сама в дальнейшем будет ощущать потребность в восполнении каких-то пробелов в знаниях, стремиться совершенствовать себя.

Многие люди в более взрослом возрасте «закрываются», не стремятся эмоционально выразиться. Происходит это по разным причинам и, в том числе, от внутренней скованности, незнакомого ощущения внутренней гармонии. Как известно, влияние классической музыки на человека в разном возрасте может быть только положительным, известны даже инновационные методики лечения классической музыкой, своеобразная терапия.

Термин «музыкальная литература» в нашей стране окончательно закрепился в 1930-е годы, заменив прежнее название школьного предмета «слушание музыки». Это отразило существенные перемены в назначении, содержании и методике преподавания данного предмета, отмеченные в годы становления системы музыкального образования в СССР. У истоков музыкальной литературы, как школьного предмета стояли выдающиеся музыканты, ученые и педагоги Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. Они рассматривали музыкальное воспитание и обучение школьников как один из путей приобщения к искусству широких масс. Взгляды и рекомендации этих музыкантов-педагогов нашли дальнейшее развитие в практике преподавания музыкальной литературы.


«Музыкальная литература» как предмет детской музыкальной школы знакомит школьников с выдающимися произведениями народного, классического и современного мирового музыкального искусства, жизнью и творчеством великих композиторов, различными явлениями музыкально-общественной жизни, а также музыкально-теоретическими понятиями.

Реализованное в знаниях и навыках содержание предмета «Музыкальная литература» помогает учащимся увидеть разносторонние связи музыки с жизнью, социальную обусловленность явлений музыкального творчества и музыкально-общественной жизни, понять различие художественной природы и эстетических функций серьезной и легкой музыки. На занятиях по музыкальной литературе у школьников совершенствуются практические умения и навыки самостоятельной работы с текстовыми и нотными источниками, позволяющие свободно общаться с музыкой; формируются взгляды и художественный вкус учащихся, их отношение к музыке и собственной музыкальной
деятельности.

Через свою преподавательскую деятельность я хочу привить моим учащимся интерес к учебе, к расширению кругозора, направить их желание на знакомство с новой музыкой, которое должно и может стать подлинной радостью, эстетической потребностью.

И в этом я вижу огромную роль курса музыкальной литературы. Ведь знание этого предмета не просто сумма отвлеченных данных по биографиям и произведениям, а целая система приобретаемых знаний, умений и навыков.

Переходя непосредственно к заявленной теме на конкретном примере музыкального отделения ДШИ, мне хотелось бы раскрыть несколько позиций важности исторического аспекта в преподавании дисциплины «Музыкальная литература».

1. Исторический контекст жизни композитора. Исторический контекст событий, описанных в произведении.

Параллель с историей сводится в первую очередь к этапам жизни композиторов, их отношению к тем или иным общественным процессам своего времени. Периоды творчества композиторов нередко точно соотносятся с периодами и фазами в развитии родной страны, влияют на оценку их творений современниками.

Например, когда изучаем тему «Музыкальная культура Древней Руси X-XVII веков» трудно избежать обращения к ключевым событиям в русской истории. Вместе с учащимися можно вспомнить школьный курс и знакомые даты; перечислить наиболее яркие, ключевые фигуры правителей и их отношение к искусству, музыке; роль в культурном обогащении страны. Князь Владимир «Красное солнышко», Александр Невский, Дмитрий Донской, Иоанн Грозный и т. д. Необходимо вызвать у учащихся ощущение эпохи, ее быта, нравов. Возможно, для наглядности привлечь отдельные цитаты из исторических документов, видео или изображения культуры того времени.

Перед началом прослушивания каждого произведения обязательно преподнести историю его создания, обратиться к хронологии, выявить место данного произведения в творческом пути композитора. Историчность в мышлении не менее важна, чем аналитический фактор.

Таким образом, нужно подвести учащихся к вопросу о вписанности в культурно-исторический контекст любого композитора.

2. Принадлежность определённому стилю.

Как известно, многие направления в музыке напрямую соприкасаются с направлениями в изобразительном искусстве и литературе, что находит свое выражение в понятии стиля.

Очень важно сформировать это понятие у учащихся, они должны уметь сопоставлять стили в музыке, живописи и литературе, выстраивать линии от элементов музыкального языка к целому произведению и более широким стилевым концепциям.

Например, Классицизм. Когда речь идет о композиторах Венской классической школы, необходимо обобщить все пройденные темы: творчество Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена и привести к выводу об определенной стилевой составляющей мышления.

Невозможно бывает четко отграничить один вид искусства от другого в контексте времени. Зачастую один черпает новые идеи и вдохновение в другом. Иногда появление какого-то явления в живописи рождает сходные течения в музыке. Так, например, совершенно органично сопоставление творчества Клода Дебюсси и направления импрессионизма в живописи. Подобные ассоциации и аналогии способствуют абстрактному мышлению учащихся, выводят их на новый уровень в постижении музыкальных произведений.

Иногда демонстрация картин художников того времени более емко может свидетельствует об эстетике композитора. То же касается произведений литературы, особенно стихотворений.

Например, когда слушаем «Петрушку» И. Стравинского и говорим об эстетике балагана, можно посмотреть картины «мирискусников». В некоторых группах бывает очень сложно объяснить трагическое миропонимание Мусоргского; его понимание и видение образа народа, своеобразия реалистического метода. Тогда можно подключить другие каналы восприятия и провести аналогии с живописью Перова (картины «Тройка», «Проводы покойника»).

Обсуждая сюжетные коллизии или душевные терзания героев музыкальных произведений, обязательно нужно попытаться дать их поступкам свою оценку, понимая поднятые композитором морально-этические проблемы.

Очень важно вызвать у учащихся желание мыслить, направлять своими вопросами, на которые детям хотелось бы найти ответ. Мышление открытиями увлекает и, поэтому, каждый урок должен быть обоюдным открытием для учителя и учеников.

Музыка является средством эмоционального познания мира. Музыкальное сочинение подобно кристаллу, играющему разными гранями в зависимости от взгляда смотрящего. Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе запаса конкретных жизненных, в том числе и музыкальных, впечатлений, умений, привычек.

Ученик – это не только сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь. Плутарх

Данная задача является актуальной и в сфере дополнительного музыкального образования, осуществляемого ДМШ и музыкальными отделениями ДШИ, в которых существенную роль в решении указанной задачи играет предмет «Музыкальная литература».

Сегодня, в условиях развития информационных и коммуникационных технологий, возникает необходимость их применения на занятиях по музыкальной литературе, что также является, как я считаю, пониманием исторического аспекта. Это различные возможности применения современных информационных компьютерных технологий: электронных обучающих пособий, электронных презентаций, программ аудио- и видеозаписи и воспроизведения разнообразного учебного материала (инструментальных произведений и их фрагментов, постановки балетных и оперных сочинений, экранизаций жизни и творчества композиторов, концертные и конкурсные выступления выдающихся мировых исполнителей и т.д.) в самых разнообразных формах организации занятий и самостоятельной домашней работы учащихся.
Необходимо отметить, что применение электронных пособий на уроке музыкальной литературы может также учитывать индивидуальные, групповые и коллективные интересы школьников, способствовать активному внедрению интерактивных технологий обучения. С этой целью, например, можно использовать Интернет для самостоятельных экскурсий в мир музыки, составления докладов и презентаций; организовать просмотр мультимедийных лекций и т.д.
Таким образом, необходимость применения компьютерных технологий на музыкальной литературе в ДМШ обусловлена рядом факторов:
1) современными требованиями использования информационных и коммуникационных технологий в образовании;
2) гуманитарно-художественной направленностью данного предмета, позволяющей применять разнообразный спектр музыкально-компьютерных программ и электронных пособий;
3) интеграцией различных видов искусства (литературы, живописи, театра, хореографии и музыки) в содержании занятий по музыкальной литературе, которая легко осуществляется с привлечением компьютерных технологий;
4) возможностью организовать интерактивное обучение и использовать различные формы организации занятий и работы школьников в условиях реализации данного предмета с применением музыкально-компьютерных технологий;
5) огромным интересом учащихся к компьютерным технологиям, развлекательный характер которого у большинства подростков нужно направлять в активное познавательное русло.

Список используемой литературы:

3.Царева Е. Музыка прежде всего/ Как преподавать музыкальную литературу. М., 2007

4.Голубева Л. О новой концепции курса музыкальной литературы ДМШ/ Музыкальное просвещение. 2007. №1;

5.Орлова Е. Методические записки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. М., 1983

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *