Что такое музыкальная речь кратко 6 класс музыка
Урок тема «Что такое музыкальная речь»
Образовательная система: « Школа 2100»
Учебный предмет: музыка
Тема: Что такое музыкальная речь
Цель: Формировать у учащихся представления об элементах музыкальной речи: темп, динамика, тембр, мелодия.
Развивать музыкальные способности, творческое воображение
Овладевать навыками музыкального исполненительства
Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности
Умение определять элементы музыкальной речи, их характеристики: мелодия, темп, тембр, динамика
Умение соотносить элементы музыкальной речи и характер музыкального произведения.
Формируют учебную задачу урока в диалоге с учителем;
Контролируют собственную деятельность и деятельность одноклассников;
Осознают то, что уже усвоено и то, что необходимо усвоить.
Осознано строят речевое высказывание.
Строят логическую цепочку рассуждений.
Анализируют и сравнивают объекты.
Умеют слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников;
Достаточно точно выражают свои мысли;
Умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Имеют мотивацию к учебной деятельности;
Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление;
Умение аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: ноутбук, звуковые колонки, картинки, вырезанные следы.
1. Организация начала урока.
2. Актуализация опорных знаний.
4. Введение новых знаний
4.1. Прослушивание песни «Сурок»
4.2. Разучивание и исполнение попевки «Мы шагаем»
4.3. Разучивание и исполнение песни «Зайчик дразнит медвежонка»
5. Подведение итогов. Рефлексия.
1.1. Вход в класс под музыку (песня Бремен ских музыкантов)
2. Актуализация знаний
— Кто вспомнит, где вы слышали эту музыку? (Мультфильм Бременские музыканты)
— Как вы думаете, о чем рассказывает эта маршевая песня? (О дружбе)
— Кто вспомнит первые две строчки? (Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету)
— Давайте пропоем их.
— А теперь встаньте, и мы промаршируем под эту песню.
— Какой мы сделаем вывод?
— Музыка может рассказывать о дружбе, о друзьях.
— А вы можете назвать друзей Бременских музыкантов (Петух, кот, осел, музыкант)
— Ребята, а как мы спели эту песню: тихо громко или умеренно? (умеренно)
— А если бы мы спели эту песню тихо, мы смогли бы передать характер данной песни? (нет)
— Как вы думаете, почему? (т.к. тихая музыка не может передать радость и задорность)
— Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальной речью
— Ребята, сейчас вы прослушаете песню, которую сочинил великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен, которая называется «Веселая и грустная».
— Вы должны ответить на вопросы:
1.Каков характер этой песни? (задумчивая, печальная)
2. Как вы считаете какой голос исполняет песню мужской или женский?
Слушание музыки (беседа по вопросам)
-1.Каков характер этой песни?
2. Как вы считаете какой голос исполняет песню мужской или женский?
По какому признаку мы узнаём голос человека (по окраске)?
— В музыке окраска голоса, звука называется – тембр
— Давайте произнесём все вместе
4. Введение новых знаний
4.1. Прослушивание песни «Веселая и грустная»
— А сейчас, вы будете композиторами, но композиторами особыми: вам предстоит придумать характер музыки к какому-либо событию.
— Как вы думаете песня будет громкая или тихая? (тихая)
— Песня будет быстрая, медленная или умеренная?(умеренная)
— А сейчас послушайте варианты песни и выберите который подойдёт больше
(учащиеся слушают два варианта исполнения: громко и тихо)
— Что подходит? (тихая)
— Сейчас мы разучим с вами эту попевку
Чебурашка с крокодилом стали песню напевать ля ля ля ля ля
(Исполнение учителем, разучивание по фразам )
— С какими элементами музыкальной речи мы здесь встретились? ( громкость, скорость)
— А как сказать по музыкальному? ( темп, динамика)
— Руки на пояс поставьте в начале, в лево и в право, качните плечами.
Вы дотянитесь, мизинцем до пятки, если сумели все в полном порядке.
В конце хлопаем 5 раз.
4.2. Разучивание и исполнение попевке «Крокодил и Чебурашка»
— Ребята, сейчас мы познакомимся ещё с одним элементом музыкальной речи, который называется – мелодия, напев.
Мелодия может двигаться вверх, вниз, стоять на месте. Это всё вы услышите в попевке «Мы шагаем»
— Я сейчас вам её спою
— ( Исполнение учителем, беседа, разучивание по фразам(медленно))
Мы стоим на месте, а мы идём на вверх
Мы стоим на месте, а мы шагаем вниз
— Ребята, встаньте, мы сейчас споём попевку с показом, куда движется мелодия
— С каким элементом музыкальной речи мы познакомились? ( с мелодией)
4.3. Разучивание и исполнение песни «Карусель»
— Сейчас мы послушаем одну музыкальную историю
— После чего вы должны будете ответить на вопросы:
1. Как вы думаете кого будут изображать низкие и медленные звуки?
2.Как вы думаете кого будут изображать высокие и быстрые звуки?
3. Какой инструмент исполняют эту музыку? (пианино, рояль)
— Ребята, кто же эти лесные жители?
— Какое название можно придумать к этой пьесе?
— Какие музыкальные звуки мы здесь услышали? (высоки и низкие т.е. окраска; быстрые и медленные т.е. скорость)
— А как сказать по музыкальному? ( тембр, темп)
5. Подведение итогов. Рефлексия.
— С какими понятиями мы сегодня познакомились? ( темп, тембр, динамика, мелодия)
— Встаньте. Спасибо за урок. Вы очень хорошо поработали.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-802066
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Музыкальная речь»
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
-организация музыке во времени.
-одноголосно выраженная музыкальная мысль
-это скорость музыкального процесса
Мульти- Пульти – чудная страна.
Сколько дарит радости она!
Здесь такое можно увидать,
Что ни в сказке сказать,
ни пером описать, ни пером описать!
Здесь гуляет Слон по потолку, Здесь гуляет Слон по потолку, А Свинья кричит «Ку-ка-ре-ку!», На коньках катается Лиса… Где такие встретишь чудеса?
Мульти- Пульти – чудная страна.
Сколько дарит радости она!
Здесь такое можно увидать,
Что ни в сказке сказать,
ни пером описать, ни пером описать!
Здесь Верблюд гуляет в облаках,
Кот усатый ходит в сапогах,
Шоколад на дереве растёт
И поёт романсы Бегемот.
Мульти- Пульти – чудная страна.
Сколько дарит радости она!
Здесь такое можно увидать,
Что ни в сказке сказать,
ни пером описать, ни пером описать!
Веселее, музыка, играй,
Всех друзей к экранам собирай,
Пусть герои мультиков опять
Будут нас веселить,
Будут с нами грустить,
Будут с нами играть!
Пусть всегда смеется Винни- Пух,
Пусть клюет разбойников Петух.
Зайцу Волк кричит «Ну, погоди!»
Пусть танцуют звери грохоча
И от злости плачет Шапокляк.
Пусть летает Карлсон в небесах,
Пусть повсюду будут чудеса!
Урок музыки на тему «Музыкальная речь»
Формирование понятий «лад», «мажор», «минор» на основе работы с музыкальными произведениями.
Развитие музыкального слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений.
Воспитание любви к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Оборудование: магнитофон, диски, карточки со словами, иллюстрации, цветные карандаши.
Рекомендуемый музыкальный материал: П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Физкульт-ура!» Музыка Ю.Чичкова, «Полька». Музыка Ю.Чичкова, «О ленивом червячке» Музыка В.Ефимова. Слова В.Новикова, «Три подружки» Д.Кобалевского, «Почему медведь зимой спит?». Музыка Л.Книппера. Слова Л.Некрасовой.
I. Организационный момент
Распевки «Курочка красавица», «Лесная песенка».
II. Повторение пройденного.
Вначале урока давайте вспомним, какие 3 основных направления в музыке вы знаете? (перечислить киты).
Игра «Угадай-ка» (Слушание фрагмента музыкального произведения и определение китов).
III. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке музыки мы попробуем провести очень интересное исследование. Смотрите, слушайте, думайте и рассуждайте.
Послушайте стихотворение ( на доске )
На мишку уронили пол
Лапу мишке оторвали
Его равно не брошу всё
Что хороший потому он.
— Вижу, вы удивлены. Почему?
Теперь обратите внимание на нотный текст музыкального произведения. С ним произошли непонятные изменения. Смотрите и слушайте….
— Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Рисунок разрезан на 4 части и неправильно сложен).
— Итак, что обо всем этом вы можете сказать? (Музыка на музыку непохожа. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то).
— Значит, что нужно сделать, для того что бы понять? ( Исправление ошибок. Вместе с детьми читаю стихотворение, слушаем фрагмент музыкальной пьесы на инструменте «почему медведь зимой спит?, рассматриваем рисунок»
— Что вы теперь обо всем этом можете сказать? Кто попробует сделать вывод?
Вывод. Для того, чтобы понять стихотворение, услышать музыку, увидеть рисунок, нужно чтобы слова, звуки и фрагменты рисунка были на своих местах, в нужном порядке.
— Значит, если прежде был разлад, то сейчас явился
Лад . Следовательно, какой сегодня будет тема урока? (Ответы детей …. ЛАД).
IV. Введение новых музыкальных понятий.
Звуки из которых композитор строит музыку, очень разные: высокие и низкие. Высокие – звонкие, тонкие; низкие – густые, грубые. Вспоминаем: медведь – внизу, птичка – вверху. (З вучат различные звуки по высоте, дети поднимают и опускают руки). Звуки также бывают громкие и тихие, быстрые и медленные, плавные и прыгающие.
Все звуки составляют мелодию. Вы в классе ладите друг с другом? (Ответы детей).
Вот и звуки в мелодии ладят. Сочетание звуков называется лад. Лады бывают разные. Если мелодия веселая – мажор, грустная – минор.
Лад отличается друг от друга настроением (характером).
— А может ли музыка нарисовать портрет человека?
Слушание «Три подружки» Д. Кобалевского
I – Злюка (грубая, злая, драчливая)
II – Плакса (печальная, злая, тихая)
III – Резвушка (игривая, мягкая, добрая)
— Какие 3 характера отражены или нарисованы композитором? ( Злой, плаксивый и добрый)
А как вы себе представляете добрую девочку, а каким цветом? Плаксу? Злюку?
С какой вы хотите дружить? Почему?
Вот как музыка нам помогла описать девочек. Делаем вывод.
Вывод. Музыка выражает черты характера человека, рисует его.
— Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: вы должны нарисовать цветик-семицветик. После того, как прозвучит музыкальный фрагмент. Вам нужно будет определить лад и раскрасить лепесток нужного цвета.
Слушание музыкальных фрагментов.
V. Разучивание песни
Музыка может наделить и сказочных зверей чертами человеческих характеров, выразить их чувства и переживания. Вот про такого горе-медвежонка поется в песне «Почему медведь зимой спит?».
Какой характер у героев этой песни? ( Ответы детей).
Разучивание песни по фразам.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? ( Ответы детей).
А завершить урок я хочу пожеланиями. Я хочу, чтобы ваши сердца были всегда добрыми, чистыми, искренними по отношению ко всем окружающим вас людям. Радуйтесь, мечтайте, творите добро: учитесь ладить друг с другом. (Слова говорю под спокойную музыку раздаю сердечки детям.).
Конспект урока по музыке: «Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке: «Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.»»
Технологическая карта урока:
Тема: Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.
Цель: познакомить обучающихся с характерными особенностями песен и танцев разных народов мира.
Формировать у младших школьников умение определять музыкальные произведения.
Развивать первоначальные певческие навыки.
Развивать умение эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении.
Воспитывать умение участвовать в коллективном пении.
Материально-техническое оснащение урока: музыкальные произведения: «Во поле береза стояла», «Сиртаки», «Хора»И. Крутой «Первоклашки», распевка «Горошина»;текст песни «Первоклашки».
Тип урока: урок изучения нового материала.
формирование уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
овладение умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Проверяет готовность к уроку.
Проверяют готовность к уроку, слушают учителя.
2. Этап актуализации знаний и субъектного опыта обучающихся
-Музыка, ребята, у нас с вами будет звучать с самого первого момента каждого урока.
Музыкальная распевка «Горшина».
-На наших с вами уроках вы будете слушать музыку, размышлять о её содержании, самостоятельно сочинять несложные мелодии, петь, будете обучаться игре на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку, узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве.
— Скажите, пожалуйста, где в жизни звучит музыка?
— Как музыка влияет на мысли и чувства людей?
– Музыка живет вокруг нас. Она звучит каждый день – и в будни и в праздники – и сопровождает нас по жизни с самого рождения.
– Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, – музыка становится частью жизни.
– Сегодня вместе с Музой мы отправимся в путешествие по странам, где познакомимся с песнями и танцами разных народов мира. Тема урока: «Хоровод муз».
-Она окружает его повсюду: дома, на улице, в школе, в магазинах.
-Музыка «погружает» человека в то, что пытается рассказать композитор, заставляет задуматься, мыслить.
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
– Посмотрите внимательно на слово, которое записано на доске. (Хор.) Что вы представляете, когда слышите слово «хор»? (Много певцов.) В театральных представлениях Древней Греции хор был одним из действующих лиц спектакля. Именно здесь, на открытой и большой сцене, пел хор.
– Что вы представляете, когда слышите слово «хоровод»? (Ответы учащихся.)
– Когда мы слышим слово «хоровод», то представляем девушек и парней, которые двигаются по кругу в танце. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Вот и получается, что хоровод (хор – «много певцов», вод – «водить») – песня-танец.
Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. А теперь наша Муза хочет, чтобы мы отправились в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали, – Россия.
На доске: карточки с названиями стран – Россия, Молдавия, Греция.
– Кто водит хоровод? (Девушки.)
– Где девушки водили хороводы?
2. Слушание музыкальных произведений.
– Русская народная песня-хоровод, с которой вы познакомитесь сегодня, наверняка известна вам. Попытайтесь узнать ее.
Звучит аудиозапись песни.
– Узнали мелодию? Мелодия какой русской народной песни звучала? («Во поле береза стояла».)
– Как звучала эта мелодия? На каких музыкальных инструментах исполнялось это произведение?
На доске: изображения русских народных инструментов.
– Назовите русские народные музыкальные инструменты, которые вы услышали.
3. Вокально-хоровая работа.
– А теперь давайте исполним песню «Во поле береза стояла» так же нежно, неторопливо, чисто, как звучала ее мелодия в самом начале.
Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла».
– Но ведь «Во поле береза стояла» не только песня. Это хоровод – песня-танец. Давайте встанем и приподнимемся немного на полупальцы. Руки опустите вниз и сделайте несколько мелких шагов на месте. Вот так обычно водили хороводы под пение любимой песни. А сейчас я попрошу девочек выйти на середину класса, исполнить первый куплет песни и плавно протанцевать мелкими шагами.
– Муза переносит нас в новую страну. Это Молдавия.
– Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. У молдаван характер танцев совсем иной, чем у других народов, потому что в танцах принимают участие сразу много лиц, образуя круг или длинный ряд, причем танцуют больше на свадьбах.
5. Слушание музыкальных произведений.
– Называются они «Хора» и «Сырба» (название записано на доске). Послушаем их.
Слушание молдавских народных наигрышей – «Хоры» и «Сырбы».
– Как звучат эти наигрыши? (Быстро, зажигательно.)
– Какое настроение у вас создает эта музыка? (Радостное, праздничное.)
– Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? (Скрипка, дудочка.)
–Издавна в Молдавии народным инструментом стала скрипка.
На доске: изображения музыкальных инструментов.
– Когда все, взявшись за руки, пляшут в кругу, двигаясь мерным и стройным шагом справа налево, то такой танец называется «Хора».
– Давайте встанем и еще раз послушаем молдавскую «Хору», украсив ее звучание ритмичными хлопками.
Слушание «Хоры» и выполнение ритмичных хлопков.
Отправимся в новую страну и познакомимся с другим хороводом. Эта страна – Греция. Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием «Сиртаки». (Название записано на доске.) «Сирта́ки» (от греч. Συρτάκι – касание) – популярный танец греческого происхождения.
Слушание греческого танца «Сиртаки».
– Как звучит музыка танца? Какое настроение у вас создает? Какие музыкальные инструменты звучали в исполнении танца?
– В исполнении греческой музыки участвуют различные виды лютни, флейты (авлос), лиры (критская лира), продольные флейты, волынки. Особенно популярны бузуки, баглама, мандолина, скрипка.
– Танец исполняют, стоя в линию или, реже, встав в круг и положив руки на плечи соседей. Он начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И РЕЧИ
Докладчик: Чебунина Ольга Николаевна
МБОУ ДО «Детская школа искусств»
с.Рышково Курского района Курской области
Изучение названной выше проблемы необходимо начинать с сопоставления словесной и музыкальной речи. Эта взаимосвязь рассматривалась многими представителями различных областей науки. К сравнительному анализу музыки и речи обращались музыковеды, психологи, лингвисты, этнографы. Учеными изучались процессы восприятия музыкальных и речевых ритмов, их воздействие на психику человека (А.Н. Леонтьев, О.В. Овчинникова и др.); вопросы эмоциональной окраски музыки и речи (В.П. Морозов, В.Н. Холопова и др.); исследовались закономерности музыкальных и речевых интонаций (Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский, Н.В. Черемисина) и т.д.
В педагогике взаимосвязь речи и музыкального искусства находит свое применение в виде создания новых дидактических концепций на основе интеграции музыки и других учебных предметов. Известны методики использования музыки в преподавании литературы, истории, иностранных языков (Г.Б. Вершинина, Л.В. Куриленко, В.Г. Граф, Н.Ф. Орлова, Т.С. Овчинникова, И.Г. Ревес, И.И. Невежина, Т.Н. Иванова, Н.М. Свирина). Однако потребность в поиске новых оригинальных форм и методов обучения на основе синтеза искусств еще далеко не удовлетворена.
Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. По своему жизненному значению человеческая речь многофункциональна. Она является в первую очередь средством общения, мышления, носителем памяти, информации. Речь может принимать разные формы, она может быть внешней (общение), внутренней (средства мышления), устной, письменной (запоминание информации); речь также может быть представлена в форме монолога или диалога (односторонний и двусторонний обмен информацией) и т.д. Вместе с тем, качество речи, способы ее построения, ее смысл дают нам представление о личности человека, который ею пользуется. Характеризуя речь, мы можем говорить о ее музыкальности и о таких понятиях, как гармония, благозвучие.
Особая «общительность» музыки вытекает из ее универсальной природы, специфики ее выразительных средств. В физических свойствах музыкального звука уже заключена вероятность вовлечения слушателя в музыкальный поток. Музыка с ее высотной, ладовой, метрической организацией воздействует на психику человека, на деятельность сердца, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность, о чем писал еще В.М. Бехтерев. Причем восприятие музыки, подобно языку, может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия (А.В. Торопова).
Американские исследователи Leng, Shaw пришли к выводу, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки и она является своего рода предъязыком. Есть даже предположение, что музыка является архаичной формой мышления (Lehtonen, 1995). Подобные утверждения лишний раз доказывают, что музыкальное искусство, как форма общения, на протяжении веков вбирало в себя опыт всей человеческой коммуникации.
Итак, коммуникативность – наиболее очевидный параметр сходства речи и музыки. Кроме того, можно выделить и такие характерные для этих звуковых явлений компоненты, как знаковость, ритмичность, интонационная основа, а также акустические параметры: высота звука, сила, тембр, длительность, динамика. Что касается общности акустических параметров речи и музыки, то она очевидна.
Остановимся подробнее на других взаимосвязях. Музыка, как знаковая система, обладающая специфическими средствами выражения, подобно языку, несет смысловую нагрузку – информацию. Но информативность языка совсем иного рода. Музыка возвышается над понятийным языком, потому что она является лишь отражением представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Музыка в гораздо большей степени связана с миром чувств и эмоций, и поэтому музыкальный язык иногда может передать глубже и выразительнее полный смысл высказывания. Музыка, как знаковая коммуникация, является системой со своей инфраструктурой.
Строение музыкального произведения имеет много общего с композицией текста, его синтаксической структурой. Даже отдельные понятия, используемые и в языке, и в музыке указывают на существующие аналогии: такт, пауза, ритм, метр, кульминация, композиция, фраза, период и др.
Что касается понятия ритма, то можно с уверенностью утверждать, что ритм – это форма и способ существования мира вообще, поскольку ритмическое начало интегрированно проявляется и в природе, и в любой человеческой деятельности. Вся наша жизнь состоит из ритмичной последовательности рассветов и закатов, дней, лет, столетий. Дыхание, сердцебиение – вся жизнедеятельность человека регулируется ритмическими законами. Ритм входит в категории симметрии, гармонии, меры как периодичность повторов сходных и разнородных явлений во времени.
По мнению ученых-филологов, ритм также является универсальным свойством, организующим и дисциплинирующим началом любой языковой системы (А.М. Антипова, И.А. Назаренко). По словам Н.В. Черемисиной, в качестве естественных истоков речевого ритма выделяют физиологическую и интеллектуальную его основы. Как элемент звучания речевой ритм опирается на физиологические основы, на ритм дыхания. Как элемент формы речи, выполняющий коммуникативную функцию, ритм соотносится со смыслом, т.е. организуется, управляется и корректируется интеллектуально. Речевая ритмичность проявляется не только в стихосложении, как может показаться на первый взгляд. Художественная проза также ритмична, и любое целостное произведение строится по принципу связности и членении своих частей. Для осознания смысла произведения необходимо воспринимать его ритм.
В музыке ритм, несомненно, является истоком музыкальной мысли и фундаментом всего музыкального построения. Без ритма не существует музыки, как не существует жизни без дыхания. По образцу известного диалектического закона формулируется основной закон ритмического процесса в музыкальной форме – единство и борьба ритмической регулярности и нерегулярности. Проявления ритмической регулярности в музыке выражаются как постоянство такта, долей такта, акцентов и т.д. Ритмическая нерегулярность – это переменность такта, долей такта, нерегулярность акцентов, полиритмия и т.д.
Темп и ритм, как правило, соотносятся слушателем с частотой дыхания. Ритмическая организация музыкальной ткани организует и ритм восприятия. Так как ритм речи зависит от ритма дыхания, а музыкальный ритм в свою очередь воздействует на ритмы сердечной деятельности человека (В.С. Мархасин, В.М. Цеханский), то нетрудно установить существование зависимой связи между музыкальным ритмом и речью.
В вопросе о взаимосвязи музыки и речи нельзя обойти вниманием такой компонент, как интонация. В языкознании это понятие в широком смысле понимается как звуковое воплощение речевого высказывания. Речевую интонацию характеризуют звуковысотная кривая (то, что мы называем «мелодия речи»), изменения динамики и тембра и т.д. Интонация в музыке – это, по высказыванию В.В. Медушевского, звуковое воплощение сочинения в единстве всех средств его выразительности в масштабах целого. В узком смысле под музыкальной интонацией имеется в виду звуковысотная кривая мелодии, музыкальный отрезок, кратчайшая музыкальная мысль (Б.В. Асафьев). Музыкальная интонация представляет собой обобщение, несущее в себе некую музыкальную информацию, в ней кроется выразительность музыкальной темы.
В отличие от музыкальной, речевая интонация вносит дополнительный эмоциональный смысл в речевое высказывание, подчас настолько изменяя этот смысл, что он начинает противоречить словам. Тем не менее, функции музыкальной интонации весьма близки к функциям, выполняемым речевой интонацией. Так, В.Н. Всеволодский-Гернгросс и А.Н. Гвоздев выделяют вопросительную, восклицательную, утвердительную, перечислительную интонации в музыке. В.А. Васина-Гроссман отмечает в музыке интонации скорби, восклицания, вопроса, утверждения, повеления, перечисления, призыва и другие. Как видим, наиболее типичные интонации наблюдаются, как в речи, так и в музыке. Хотя некоторыми учеными предложена система фиксирования речевой интонации на нотном стане с помощью средств музыкального письма, в настоящее время пока отсутствует единая система записи как музыкальной, так и речевой интонации [6].
Рассмотренные связи между музыкальным искусством и речью позволяют нам констатировать, что музыка и речь – это звуковые процессы с характерными для них общими объективными законами, расчлененностью, звуковой стилистикой, распределением акцентов и кульминаций. Композиция, форма, ритм, звук, слово, темп, динамика, ритм, интонация, ударение группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и человеческой речи. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, составные элементы которых взаимодополняют и обогащают друг друга.
1. Коляденко Н.П. Музыкально-синестетический аспект взаимодействия искусств. – М.: Литера, 2002. – С. 64–67.
2. Рапацкая Л.А.. Русское искусство XVIII века. – М.: Просвещение, 1995. – 190 с.
3. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. – 79 с.
4. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. – М. – Л.: Музыка, 1966. – С. 65-111.
5. Художественное творчество: при исследовании взаимодействия. [Электронный ресурс]. URL : http://cebok.info/index/pri-issledovanii-vzaimodeystviya/#more
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.