Что такое музыкальный талант
Консультация для родителей и педагогов «Музыкально — одарённый ребёнок или как распознать музыкальный талант»
Инна Козлова
Консультация для родителей и педагогов «Музыкально — одарённый ребёнок или как распознать музыкальный талант»
Музыкальная одаренность
— это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.
Музыкальная одаренность
— это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки, как таковой.
Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.
Музыкальность можно рассматривать как совокупность отдельных, не связанных между собой талантов, которые сводятся в пять больших групп:
музыкальные ощущения и восприятие;музыкальное действование;музыкальная память и музыкальное воображение;музыкальный интеллект; музыкальное чувствование.
Музыкальную одаренность
невозможно рассматривать в отрыве от музыкального слуха, который бывает гармоническим и мелодическим, абсолютным и относительным.
Выделяются три основные музыкальные способности:
—Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
-Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Понятие «Музыкальная одаренность».
Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, —
дар Божий.
Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Вот это нечто иное заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от обученности. Людей способных и даже очень способных – много, а одаренных – единицы!
Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность. Музыкальная одаренность ярко проявляется тогда, когда имея феноменальные способности и яркую неповторимую индивидуальность, человек достиг выдающихся творческих результатов.
Показатели музыкальности и наличия способностей у детей :
— сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве (ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку);
— способность легко и надолго запоминать понравившиеся песни (ребенок более или менее «чисто» поет, любит придумывать какие-то свои песни, соединяя услышанные им ранее слова и мелодии из популярных музыкальных произведений, иногда сочиняет на ходу свои стихи и песни);
— стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть на музыкальных инструментах).
Определение музыкального слуха у ребёнка педагогом музыки или тестирование ребёнка на наличие музыкальных способностей :
1. Попросите ребенка подойти к фортепиано. Сыграйте ему по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше?
2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга) и спросите, сколько звуков он слышит теперь? Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.
Первые два пункта проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими звуками, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется — не переживайте, понять это не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный или первый класс музыкальной школы).
3. Пропойте на слог «ля» ноту «ми» первой октавы (кто не знает нотной грамоты, пропойте любую ноту) и попросите ребенка повторить. Затем пропойте другую ноту («ля» первой октавы) и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне- выберите другой. Предлагайте разные ноты, чтобы определить диапазон голоса ребенка. Важно чтобы вы пели сами, без аккомпанемента! Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу!
4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу и попросите ребенка повторить.
5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.
Таким образом, пункты 3—5 позволяют вам проверить музыкальный слух ребенка, музыкальную память, «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу, диапазон голоса ребенка, может ли ребенок интонировать (петь «чисто»). Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может хотя бы уловить мелодию, не попадая точно в ноту, значит у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Таких детей достаточно много и в музыкальных школах,там развивают их способности до определенного уровня.
Определение чувства ритма.
Вот несколько приемов для определения чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время прослушивания детей.
— Простучите или прохлопайте в ладоши (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.
— Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной маршевой музыки.
— Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает что его нельзя развить.
Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.
Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок.
«Гиперактивный ребёнок». Консультация для родителей Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.
Консультация для родителей «Обидчивый ребёнок» Обида-это чувство, которое свидетельствует об эмоциональном состоянии человека, который испытывает горечь разочарований от несбывшихся планов,.
Консультация для родителей «Ребёнок-читатель» «Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь.
Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье» Сегодня уделяется большое внимание здоровью детей, тем технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.
Консультация для родителей «Ребёнок и гаджеты» Консультация для родителей. Тема: «РЕБЁНОК И ГАДЖЕТЫ». GAME OVER… С каждым годом гаджеты всё сильнее затягивают в виртуальный мир.
Консультация для родителей «Ребёнок и книга» Екатерина Орленко Консультация для родителей «Ребёнок и книга» (С. Маршак) О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию.
Консультация для родителей «Ребёнок за столом» Уважаемые, родители! Очень хочется дать добрые и нужные советы о том, как должен себя вести ребёнок за столом. Мы знаем, что время еды должно.
Как понять, есть ли у ребенка музыкальный талант
Содержание статьи
Любой талант, в том числе и музыкальный – явление сложное, не до конца изученное. В психологической науке существуют разные модели таланта. Самая жесткая из них – мультипликативная модель, сформулированная американским ученым Д. Симонтоном: если хотя бы один из компонентов таланта равен нулю, то и все остальные компоненты следует «умножить на нуль». В соответствии с этой моделью талантливыми в той или иной области могут считаться лишь 0,5% людей.
Это, конечно, преувеличение, и все же количество талантливых людей невелико, и родители должны быть готовы к тому, что их ребенок в это число не входит.
Музыкальные способности
Сердцевина музыкального таланта – музыкальные способности. Среди них выделяются основные – такие, без которых невозможна ни одна музыкальная деятельность: ни исполнение музыки, ни сочинение, ни даже восприятие. Ученые и педагоги считают, что такими способностями обладают все люди, исключая лишь тотально глухих от рождения, различие заключается в степени их развития.
Основные музыкальные способности выделены отечественным психологом Б. Тепловым: ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство и способность к формированию обобщенных музыкально-слуховых представлений.
Ладовое чувство – это способность воспринимать музыку как выражение какого-то содержания. Его внешние проявления – способность оценить характер музыки более разнообразно, чем «грустная» или «веселая», отличить завершенную мелодию от незавершенной, устойчивую гармонию от неустойчивой.
Музыкально-ритмическое чувство выражается в способности двигаться сообразно музыкальному ритму – маршировать в такт, танцевать, передавая характер музыки в движении.
Способность к обобщенным музыкально слуховым представлениям проявляется в умении опознавать мелодии, которые ребенок где-то и когда-то слышал, в любом тембровом изложении – какой бы человек их ни напевал без слов, на каком бы инструменте их не играли.
Другие составляющие таланта
Один из главных признаков таланта – высокая мотивация музыкальной деятельности. Если родители водят ребенка в музыкальную школу «под конвоем», а дома принудительно усаживают за инструмент – талантливым музыкантом этого ребенка назвать нельзя, даже если у него хорошо развиты музыкальные способности. Действительно талантливый ребенок страстно желает учиться музыке – иногда даже вопреки воле родителей – и точно знает, на каком инструменте он хочет играть. Критически следует оценивать желание учиться игре на гитаре – оно может определяться не талантом, а подражанием сверстникам.
Вряд ли добьется успеха в музыке ребенок со слабым здоровьем, который часто болеет, быстро утомляется, ведь исполнительская деятельность – тяжелая физическая работа. По этой же причине врагом музыкального таланта можно считать неусидчивость.
Каким бы очевидным ни казался музыкальный талант ребенка его родителям, последнее слово нужно оставить за педагогом-музыкантом. Учителя тоже могут ошибаться, но не так часто, как это может представляться честолюбивым отцам и матерям.
Что такое музыкальный талант?
Музыкальный талант – дар природы определяющий успех в деятельности музыканта или высокоразвитые музыкальные способности приобретаемые многолетним методичным трудом?
Тема музыкального таланта невероятна популярна в среде людей далеких от профессионального обучения музыки. Не имея опыта обучения музыке и не понимая основ музыкального искусства, люди полагают, что создание музыки или импровизация это неконтролируемый, необучаемый процесс, который подвластен только талантливым людям.
Что такое талант в массовом сознании?
Это по сути фаталическое понятие, которое подразумевает, что кто-то рождается с музыкальным талантом и ему не нужно ни учиться, ни заниматься. Такой музыкант по мнению фаталистов сразу сочиняет гениальную музыку (обязательно), играет все что угодно на слух, и тд итп
То есть, мы сразу можем заметить, что это своеобразный музыкальный шовинизм, который делит всех людей на 2 категории:
Такой подход означает, что первые должны заниматься музыкой, при этом именно как магической деятельностью, смысл которой нельзя постигнуть.
А вторые, увы, никогда ничего не добьются, потому что научиться музыке без таланта нельзя.
Если у вас еще не закрались сомнения о тупиковости такого понимания таланта, то давайте просто осмыслим следующее:
В музыкальной деятельности существуют 3 главных направления – это исполнительство, композиция и дирижирование.
Может ли человек сразу родиться с врожденным талантом исполнения на определенном инструменте или с прошитым сознанием, которое знает все строи инструментов, умеет писать для симфонического оркестра, знает правила голосоведения и сразу различает все многообразие музыкальной ткани, ладов и тд тп?
Может ли даже самый гениальный ребенок в 5 лет исполнить музыку Бетховена или Шопена с полным осмыслением и передачей образа?
Если провести параллель с другими видами искусства, то талантливый художник сразу должен начать писать полотна уровня Айвазовского, поэт писать стихи уровня позднего Бродского, а архитектор уже с пеленок проектировать Сиднейский оперный театр.
Абсурдность такого предположения должна быть понятна любому.
Во время подготовки данного материала я проводил опрос в группе в контакте и на youtube с целью узнать существуют ли музыканты добившиеся успеха, не прилагая к этому никаких усилий.
Действительно существует такая категория людей, но сложно говорить о том, что они добились именно успеха.
Это так называемые саванты. Савантизм — редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического характера) имеют «остров гениальности».
Очевидно, что феномен савантизма не доказывает теорию талантливости, а наоборот опровергает ее. Музыкальные способности есть у всех людей, но у савантов те области мозга, которые у обычных людей тормозят развитие музыкальных навыков развиты слабо, по этой причине они не в состоянии выполнять элементарные действия, но легко справляются со сложными действиями (например, исполнительства или запоминания музыки).
Итак, для любого музыканта должно быть очевидным, что талант это не какая-то природная, уникальная данность, которая есть или которой нет.
Для правильного понимания роли таланта в деятельности музыканта важно разобраться с 3мя профессиональными терминами из мира музыкальной психологии.
С точки зрения музыкальной психологии талант это высшая ступень развития способностей – сочетание способностей, природных задатков, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Для нас здесь важны понятия музыкальных способностей и музыкальных задатков, а также понятие музыкальности.
Первый исходный уровень, с которого мы все начинаем это наличие музыкальных задатков.
Задатки это врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические и психологические особенности, выступающие важными предпосылками успешного профессионального обучения.
Музыкальные задатки есть у всех людей. Но у каждого они разные – осмысление этого ключ к пониманию более высоких уровней музыкальной деятельности.
Например, к задаткам мы можем относить особенности строения тела – длинные пальцы, сильные легкие, строение гортани, свойства мышечной ткани, свойства высшей нервной системы.
Задатки влияют на развитие музыкальных способностей, НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НА 100% РЕШАЮЩИМИ.
Например, для пианистов несомненно важны длинные пальцы и большая кисть, а для скрипачей большие размеры кисти наоборот нежелательны. Но существуют успешные пианисты с маленькими руками или скрипачи с крупной кистью (например, Вивальди)
На основе музыкальных задатков с помощью многолетнего труда развиваются музыкальные способности.
По определению Теплова:
Музыкальные способности — это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».
Важный момент в самом понятии способностей это то, что способностей, которые нельзя развить не существует.
Можно провести аналогию с нашим телом: наличие у нас ног это задатки, умение ходить это способности. Развивая умение ходить, мы можем решить стать атлетом и развивать способность бегать и в результате многолетних тренировок прийти к тому, чтобы стать чемпионом.
Никто не говорит, что у спортсмена есть талант иметь две ноги или две руки.
То что у многих называется талантом, по сути, есть неравномерность в развитии музыкальных задатков.
Очевидно, что так как задатки у всех разные, то и скорость развития задатков и превращение их в способности у всех будет идти разными темпами.
Здесь нужно понимать следующее. Во всех жизненных явлениях мы может условно разделить людей на две группы:
Первые быстро добиваются успехов, но нередко бросают занятия музыкой или после быстрого рывка остаются на одном уровне развития
Вторые могут не показывать быстрого прогресса, но на долгой дистанции в 3-5 лет разница в развитии стирается.
То есть чем ближе музыкант к черте условных 10000 часов, тем меньше различия между тем, чьи задатки были высоко представлены и теми чьи задатки развивались медленнее.
Третье понятие, которое частично входит в структуру музыкального таланта это музыкальность.
— комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности, т.е. «эмоциональная отзывчивость на музыку».
По Теплову — основной признак музыкальности заключается в «переживании музыки — как выражения некоторого содержания». Ее нельзя свести к одной или нескольким способностям.
Человек рождается только с задатками музыкальности, но если задатки есть, то она поддается развитию.
Интересен факт, что человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.
То есть наличие музыкальных способностей, порой даже очень хороших, еще не показатель того, что человек может успешно приобщаться к музыкальному творчеству, даже в качестве слушателя.
Таким образом, принимая во внимание научные исследования и понимание музыкальных способностей и таланта, можно сделать вывод о том, что:
На первом этапе развития музыкальныx способностей один музыкант может развиваться быстрее другого, но на длинной дистанции эти различия стираются.
Одним из доводов в пользу таланта нередко является не новая идея о том, что если всему можно научиться, то почему нет новых хитов или великих композиторов.
Здесь очевидна подмена понятий и системная ошибка мышления.
Именно с развитием технологий онлайн обучения и доступности музыкального образования количество музыкантов сегодня во всем мире велико как никогда.
Но, многие из них поддерживают теории фатальности и не развивают свои способности, полагая, что хорошую музыку можно сочинять только имея талант, а исполнители не находят в себе сил дойти до нужного уровня развития навыков.
И здесь мы подходим к тому, что невозможно говорить о музыкальном таланте или музыкальных способностях без рассмотрения личности музыканта целиком.
Имея хорошие задатки не каждый готов потратить 10 лет на развитие техники игры, не у всех хватает сил сочинять тысячи песен или композиций для того, чтобы добиться хорошего уровня. Все хотят получить все и сразу.
Парадоксально, что высокий уровень развития музыкальных навыков в сочинении музыки или песен не является чем то недостижимым, но достижение его это всего лишь первый шаг к музыкальному успеху.
И многие опять же путают высокоразвитые музыкальные способности и способности к продвижению своего творчества.
Только в США каждый год с факультетов сонграйтинга выпускаются тысячи выпускников – уровень их песен ничем не отличается от уровня тех песен, которые находятся в списках биллбоард.
Лично я знаю около 10 человек, песни которых в 100 раз лучше того, что сегодня популярно.
Кроме того также не нужно забывать, что существуют и чистое искусство – музыка, которая не создается для масс или цель которой служить развитию искусства, как такового.
И последнее наглядное доказательство в пользу того, что развитие любых навыков приводит к успеху это советская система образования.
В СССР вузы выпускали невероятное количество композиторов, и большая часть из них добивалась успеха. Нет ни одного композитора, который бы получил образование и сочинял плохую музыку. А система распределения заказов на музыку позволяла таким композиторам как Софья Губайдуллина или Эдисон Денисов заниматься чистым творчеством не задумываясь о конъюнктуре.
Подводя итог: Музыкант должен думать не о наличии у себя таланта или его отсутствии, а о правильном и целенаправленном развитии музыкальных способностей. А рассуждения о божественной искре или таланте лучше оставить обывателями и музыкальным критикам.
Что такое музыкальный талант
Мы позвоним вам и ответим на вопросы, расскажем про акции и бонусы
+7 (925) 585-72-33 Russia
+7 (925) 585-72-33 Russia
+375 (29) 253-07-79 Belarus
+7 (925) 585-72-33 Russia
Музыкальный талант – это только гены (данность) или приобретение, как результат упорного труда по развитию врожденных задатков? И если формула: талант = способность + опыт верна, то какая из величин этих 2-х составляющих весомей? Простая арифметика вряд ли позволит произвести единственно верный подсчет – слишком много объективных и субъективных факторов влияют на раскрытие и развитие тех потенциалов, которыми природа награждает нас в каждом конкретном случае. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Все дети – художники. Проблема в том, как оставаться художником по мере взросления».
Любовь к музыке и опыт – неотъемлемые составляющие музыкального таланта
Как и язык, музыкальные способности обычно проявляются и развиваются в раннем возрасте. В зависимости от обстоятельств, их явная демонстрация и скорость прогрессии разнятся. Например, Моцарт, Шопен, Бетховен, Мендельсон были исполнителями-вундеркиндами и сами начали сочинять музыку еще до подросткового возраста.
А вот Глюк первые 12 лет своей жизни провел в немузыкальной среде – его отец не хотел видеть в своем сыне музыканта, и свою первую оперу этот выдающийся композитор написал, когда ему было далеко за 20. Вагнер хотел стать драматургом, и не помышлял о музыке, пока друзья не подарили ему книгу о гармонии, чтобы он «приукрасил» музыкой свои пьесы.
Выдающиеся пианисты и композиторы Америки Джордж Гершвин и Леонард Бернштейн были воспитаны в домах без фортепиано. Их увлечения музыкой тоже не поощрялись родителями. Луис Армстронг, живший в бедном квартале Нового Орлеана, не имел доступа к учителям или учебникам по музыке. Он даже не умел играть на корнете до 17-летнего возраста.
Эти яркие примеры свидетельствуют о том, что ранний «старт» обучения, окружающая среда, поддержка близких, хороший учитель хотя и способствуют раскрытию таланта, но не являются единственными и решающими факторами развития его потенциала. Неоспоримо одно – успех и признание музыкально одаренной личности невозможны без настойчивости, упорства, многочасовой практики, а также исполнительского опыта вне домашней обстановки и школы.
Немало людей бросают занятия музыкой, прежде чем они осознают свой потенциал, сдаются, когда встречаются с трудностями и неудачами, слышат нелестную критику их способностей. Поэтому можно утверждать, что есть еще один важный показатель таланта – это увлеченность музыкой с накалом страсти. У всех талантливых музыкантов, певцов и танцоров есть одна общая черта – неутолимая любовь к музыке, исполнительскому искусству. Они прикладывают необычайные усилия для повышения своего мастерства, почти не уставая. Более того, удовольствие от занятий музыкой и публичных выступлений позволяет им смотреть на успех или неудачу совершенно по-новому.
Победы и провалы не являются вердиктом, это лишь сильнейшие мотивации к приобретению невероятных исполнительских навыков и раскрытия новых граней таланта. Всепоглощающая страсть к музыке и решимость добиваться цели – вот в чем величие таланта и неугасимость его «очага». А отсюда можно сделать еще один вывод: музыкальный талант может стать приобретенным навыком и принесет вам известность, если вы аккумулируете энергетику вашей любви к музыке с опытом исполнительского мастерства и творчества.
Международная компания Sound’s Life приглашает вас принять участие в Международных музыкальных фестивалях и конкурсах сольно, в дуэте или с коллективом любой возрастной категории и жанра.
Международный фестивальный конкурс Amber stars of Culture Caravan
Западное Поморье, Волин, Польша, Германия, 23 — 26 марта 2018 г.
Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»
Россия, г.-к. Геленджик, 28 марта – 1 апреля 2018 г.
Международный форум народной музыки и фольклора
Республика Беларусь, 28 марта – 1 апреля 2018 г.
Успейте подать заявку! Подробности и Положения о конкурсах смотрите здесь.