Что такое мышление обществознание кратко
Мышление и деятельность
Содержание:
Мышление
Мышление стало объектом изучения ещё в античные времена такими учёными, как Парменид, Эпикур, Аристотель, Протагор. В Средние Века интерес вызывал эмпирический характер. А уже во времена Возрождения рационалисты считали мышление актом, лишённым чувств и эмоций. В 20в. появились такие течения, рассматривающие мышлении, как бихевиоризм, психоанализ, психологическая теория деятельности.
Этапы мышления:
Типы мышления
Выделяют 3 базовых типа:
Виды мышления
Деятельность
Деятельность – форма человеческого отношения к окружающему миру, базирующаяся на потребностях в преобразовании действительности. Отличительной чертой от жизнедеятельности животных выступает то, что деятельность человека предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и оказывающего воздействие на него.
Структура деятельности
Цель – стремление субъекта выполнить поставленную задачу.
Средства – те элементы и предметы, с помощью которых осуществляется достижение цели.
Действия – элемент, носящий самостоятельную задачу.
Результат – конечный итог проделанного, в результате которого потребность удовлетворяется или не удовлетворяется.
Субъект – действующее лицо (человек, коллектив)
Объект – то, на что направлена деятельность человека. Объектами выступают природные ресурсы, другой человек, сам субъект.
Классификации деятельности
Типы деятельности
Игра – вид деятельности, целью которого приходится не результат, а сам процесс.
Учение – деятельность, направленная на получение новых знаний, сведений, навыков. Разделяется на организованное – процесс обучение происходит в специализированных учреждения, и неорганизованное – носит характер самообразования.
Труд – сознательная деятельность, направленная на получение материальных благ.
Что такое мышление обществознание кратко
Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность
В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.
Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.
ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ
Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Главными отличительными чертами мышления являются:
ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ
Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.
В мышлении выделяются три группы.
Группы мышления | Особенности | Воплощение |
Практическое мышление. Конкретно-действенное | Решение конкретно поставленных задач. | Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование) |
Художественное мышление. Конкретно-образное | Использование отвлечённых мыслей и обобщения. | Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка) |
Абстрактное мышление. Словесно-логическое | Поиск закономерностей природы и общества. | Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система). |
МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ
В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.
Выделяют три вида мышления:
Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы».
ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы
ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы
Тема 1.5. Мышление и деятельность
Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодня мы коснемся довольно легкой и понятной темы — Мышление и деятельность. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем быть не должно. Приступаем к теории!
Мышление — это процесс деятельности мозга, который характеризуется способностью человека рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Мышлению характерные следующие свойства:
Мыслительные операции (приемы мышления)
Этапы процесса мышления
Типы мышления
Виды мышления
Понятие “деятельность”
Деятельность — способ взаимодействия человека с окружающим миром, направленный на его познание и преобразование.
Структура деятельности
Виды деятельности
Выделяют всего четыре вида деятельности:
Функции общения
Рассмотрим примеры тестовых заданий
С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению первого типового задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.
Правильный ответ: суждение
Правильный ответ: №4
Правильный ответ: №3
Правильный ответ: 32143
Тема 1.6. Потребности и интересы
Потребность — нужда человека в том, что составляет основу его существования. Удовлетворение потребностей необходимо для поддержания жизнедеятельности.
Виды потребностей
Различают три вида потребностей:
Американский психолог А.Маслоу в своей пирамиде потребностей среди вышеперечисленных видов потребностей расположил еще экзистенциальные и престижные потребности.
Экзистенциальные потребности. Сюда относят: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, страховании от несчастных случаев.
К престижным потребностям относятся: потребность в самоуважении, уважении со стороны других, признание, достижение успеха, служебный рост.
Таблица потребностей А.Маслоу
Потребности можно также разделить на индивидуальные и общественные. Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека. Общественные потребности складываются из интересов большинства индивидов.
Кроме того, потребности бывают разумными и мнимыми (ложными).
Разумные потребности (стремление к истине, красоте, знаниям) способствуют развитию личности и сохранению здоровья человека, в то время как мнимые потребности ведут к разрушению здоровья и деградации личности. К мнимым потребностям относятся: курение, алкоголь, наркотики.
Понятие “интерес”
Потребности лежат в основе возникновения интересов.
Интерес — это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется повышенным вниманием и целенаправленным отношением к объекту потребности.
Рассмотрим примеры тестовых заданий
С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению первого типового задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.
Лекция по обществознанию «Мышление и деятельность»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА Мышление и деятельность
Мышлением называется высшая форма активного отражения объективной реальности, которая состоит в целенаправленном, обобщённом, абстрактном познании окружающего мира. Мышление – это процесс, при котором ум анализирует, сопоставляет, обобщает, создаёт ассоциации и извлекает знания из глубин нашей памяти. Мышление – это работа ума. Эта работа осуществляется с помощью мыслительных операций.
Виды мыслительных операций:
а) сравнение – процесс сопоставления разных свойств объектов;
б) анализ – разложение целого на части;
в) синтез – воссоединение целого из частей;
г) абстракция – выделение существенных, закономерных признаков объектов;
д) конкретизация – уточнение, наполнение деталями;
е) индукция – способ логического рассуждения от частного к общему;
ж) дедукция – способ логического рассуждения от общего к частному;
з) классификация – систематизация по общим признакам;
и) обобщение – переход от отдельных фактов к общему выводу.
Развитие мышления проходило сложный и длительный путь развития. Первобытный человек мыслил конкретно. Он не был способен к обобщению. Античный человек все уподобляет вещам, даже сам человек является вещью, только особенной. Но уже античный человек перешёл к абстракции. И вместо конкретного понятия появляется обобщение. Не просто конкретная точка на прямой, а точка как таковая, как понятие.
Образное мышление – исторически первый тип мышления. Этому типу соответствовало мифологическое сознание. Человек начинает мыслить образами, что даёт ему возможность создавать мифы с элементами правды и вымысла. Религия также появилась благодаря образному мышлению – ведь для того, чтобы верить в богов, надо их представить.
Сознание, бессознательное и сверхсознание.
Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку. Это понимание своего прошлого, настоящего, будущего. Это только человеческая способность сопоставлять, анализировать, проектировать. Сознание – это чувства, эмоции, память, воля, фантазия, мышление.
Сознание человека прошло длительный путь развития. В период античности люди стремились, прежде всего, познать окружающий мир. Они, как дети, изучали окружающие их вещи, предметы. Они ещё не умели познавать себя, изучать свой внутренний мир.
В средние века, когда религиозная идеология была господствующей, человек был лишён возможности изучать внешний мир. Религия прививала человеку мысль, что познание ему недоступно, оно даётся только Богом. Единственное, что может и должен изучать человек, это свою душу, свой внутренний мир. Человек научился познавать себя.
И только в Новое время, человек соединяет своё умение понимать и изучать внешний мир, и своё знание о внутреннем мире. Так появилась современная структура сознания.
Современные учёные выделяют ещё один феномен – сверхсознание – это то, что даётся человеку обществом: правила поведения, мораль.
Деятельность – это сознательная внутренняя и внешняя активность человека, направленная на достижение поставленных целей. Деятельность присуща только человеку. Действия животных называются активностью, они не регулируются сознанием, поскольку сознание присуще только человеку. Животные не ставят цели, они действуют в пределах потребностей своего биологического вида и никогда за эти пределы не выходят.
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность. Т.е. субъектом может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы или сферы жизни людей. Мотив – причина, побуждение.
Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенной деятельности. Целью может стать не любой объект реальности, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям субъекта.
Средства должны соответствовать цели. Средства могут быть разные. Например, для строительства дома нужны деньги и стройматериалы.
Существует несколько классификаций видов деятельности.
Главное деление: практическая и духовная. Практическая деятельность направлена на преобразование объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Деятельность также бывает созидательная и разрушительная.
Основные виды деятельности:
Среди многих других видов можно выделить творческую деятельность, т.е. деятельность, направленную на создание чего-то нового. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства.
Особенностью игровой деятельности является то, что она ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Для человека игра – это возможность испытать новые социальные роли, моделировать ситуации, способы разрешения конфликтов и др.
а ) сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
б) продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
в) преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
г) общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое мышление обществознание кратко
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».