Что такое мышление обществознание
ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы
ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы
Тема 1.5. Мышление и деятельность
Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодня мы коснемся довольно легкой и понятной темы — Мышление и деятельность. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем быть не должно. Приступаем к теории!
Мышление — это процесс деятельности мозга, который характеризуется способностью человека рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Мышлению характерные следующие свойства:
Мыслительные операции (приемы мышления)
Этапы процесса мышления
Типы мышления
Виды мышления
Понятие “деятельность”
Деятельность — способ взаимодействия человека с окружающим миром, направленный на его познание и преобразование.
Структура деятельности
Виды деятельности
Выделяют всего четыре вида деятельности:
Функции общения
Рассмотрим примеры тестовых заданий
С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению первого типового задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.
Правильный ответ: суждение
Правильный ответ: №4
Правильный ответ: №3
Правильный ответ: 32143
Тема 1.6. Потребности и интересы
Потребность — нужда человека в том, что составляет основу его существования. Удовлетворение потребностей необходимо для поддержания жизнедеятельности.
Виды потребностей
Различают три вида потребностей:
Американский психолог А.Маслоу в своей пирамиде потребностей среди вышеперечисленных видов потребностей расположил еще экзистенциальные и престижные потребности.
Экзистенциальные потребности. Сюда относят: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, страховании от несчастных случаев.
К престижным потребностям относятся: потребность в самоуважении, уважении со стороны других, признание, достижение успеха, служебный рост.
Таблица потребностей А.Маслоу
Потребности можно также разделить на индивидуальные и общественные. Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека. Общественные потребности складываются из интересов большинства индивидов.
Кроме того, потребности бывают разумными и мнимыми (ложными).
Разумные потребности (стремление к истине, красоте, знаниям) способствуют развитию личности и сохранению здоровья человека, в то время как мнимые потребности ведут к разрушению здоровья и деградации личности. К мнимым потребностям относятся: курение, алкоголь, наркотики.
Понятие “интерес”
Потребности лежат в основе возникновения интересов.
Интерес — это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется повышенным вниманием и целенаправленным отношением к объекту потребности.
Рассмотрим примеры тестовых заданий
С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению первого типового задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.
Виды мышления
Содержание:
↑ Понятие «мышление»
Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций.
Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс.
Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Средство мышления – язык.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объекта.
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности. Чувства человека включаются в процесс его мышления в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу, в форме реакций на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т.д.), в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Процесс мышления проходит ряд этапов:
↑ Виды мышления
Человек и человеческое сообщество — постоянно развивающиеся системы. На разных этапах их исторического развития доминировали разные типы мышления, а именно образное, понятийное (теоретическое) и знаковое.
Задача дана наглядно, в конкретной форме, а способом её решения будет практическое действие
В чистом виде те или иные виды мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Мышление и деятельность
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Мышление
Эволюция мышления
Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению и восприятию) и рационализм (мышление не зависит от чувствования). В XIX веке истинность мысли доказывали не соответствием действительности, а ее полезностью. К XX веку обозначились основные теории мышления:
Бихевиоризм, согласно которому мышление – это процесс формирования связей между стимулом и реакцией.
Психоанализ, последователи которого изучали зависимость мышления от потребностей человека, а также бессознательную часть мышления.
Психологическая теория деятельности, которая утверждает, что мышление – это инструмент для решения задач и изменения действительности.
Мышление – это…
Источниками мышления могут быть только ощущения, однако само по себе мышление выходит за рамки чувственности и способно давать человеку знания о предметах и явлениях, с которыми он не может непосредственно контактировать.
Мышление изучают несколько наук: логика, теория познания, психология, нейрофизиология, кибернетика.
Для того, чтобы начать мыслить (то есть стать субъектом мышления), человеку нужно овладеть общественным опытом: языком (речью), понятиями и логикой. Без законов и практического опыта, приобретенного человечеством, индивид не может грамотно ставить задачи и решать их.
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – это объективная материальная форма мышления, он выражает человеческие мысли.
Мышление носит личностный характер. Это проявляется в выборе задач и методов их решения каждым конкретным человеком, в чувствах, которые человек испытывает при решении каждой конкретной задачи.
Процесс мышления условно делится на три этапа:
Формы мышления
Существуют различные классификации типов мышления, но мы остановимся на той, знание которой требуется для подготовки к ЕГЭ
Типы мышления
Мышление предполагает выполнение ряда логических операций. Наиболее известные и часто применяемые:
Сравнение – это количественное или качественное сопоставление свойств предмета/явления.
Анализ («разделение) – это выделение и изучение отдельных областей исследования.
Синтез – объединение и обобщение ранее разрозненной информации.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных связей/явлений в процессе познания. Следствие абстрагирования – абстракция (теоретическое обобщение).
Индуктивное умозаключение – метод рассуждения от частного к целому.
Дедуктивное рассуждение – метод рассуждения от целого к частному.
Мышление непосредственно связано с деятельностью, так как именно в процессе мышления вырабатывается программа действий, которые впоследствии реализуются на практике.
Деятельность человека: основные характеристики ( 10 класс)
Деятельность – это…
— присущая человеку форма активного отношения к миру, порождаемая потребностями и регулируемая сознанием.
— целесообразное изменение и преобразование мира, творческое отношение к окружающему миру.
Нельзя назвать деятельностью любую активность по отношению к миру. У деятельности есть ряд признаков:
Структура деятельности и ее мотивация ( 10 класс)
Деятельность как процесс имеет специфическую структуру:
Структура деятельности
Многообразие деятельности ( 10 класс)
Существует четыре основных вида деятельности, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:
Типы деятельности
Сознание и деятельность ( 10 класс)
Взаимодействие сознания и деятельности
Условия успешной деятельности человека (6 класс)
Духовный мир человека — это его мысли и чувства (6 класс)
Мир мыслей и чувств (6 класс)
«Я мыслю, следовательно, существую.» Р. Декарт «Я люблю, и, значит, я живу.» В. Высоцкий
Задание EOCEED0A Запишите слово, пропущенное в таблице.Познание мира
ЭТАП (СТУПЕНЬ) ПОЗНАНИЯ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
Чувственное познание | Ощущение, восприятие, представление |
Рациональное познание | …, суждение, умозаключение |
Запишите слово, пропущенное в таблице.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Что такое мышление обществознание
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».
Что такое мышление обществознание
Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность
В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.
Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.
ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ
Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Главными отличительными чертами мышления являются:
ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ
Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.
В мышлении выделяются три группы.
Группы мышления | Особенности | Воплощение |
Практическое мышление. Конкретно-действенное | Решение конкретно поставленных задач. | Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование) |
Художественное мышление. Конкретно-образное | Использование отвлечённых мыслей и обобщения. | Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка) |
Абстрактное мышление. Словесно-логическое | Поиск закономерностей природы и общества. | Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система). |
МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ
В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.
Выделяют три вида мышления:
Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы».