Что такое мысль в литературе
Что такое основная мысль? И как ее определить?
Как говорится, не стоит изобретать колесо, его уже изобрели. Великие открытия сделаны, остается лишь помнить о том, что все намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Двигаясь от простого к сложному, мы рассмотрим, что такое основная мысль (идея), как ее определить и для чего это нужно. Итак, в теме сегодняшней публикации будут затронуты моменты, актуальные как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.
Что такое текст?
На первый взгляд, вопрос простой и понятный. И зная ответы на простые вопросы, можно дать ответ на более сложный. Итак, текстом называют несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. Более того, это записанная речь, которая может являться литературным произведением, сочинением, рассказом, басней, документом. Важный признак того, что перед вами находится текст – это наличие в нем связности и законченности, но в каждом тексте, помимо связности и относительной законченности, есть идея. Что такое основная мысль текста? Это то, для чего этот текст был написан автором, это то, что он хотел сказать, то, к чему привлек внимание читателя.
Как найти основную мысль?
Ответ на этот вопрос лежит в тщательной проработке самого текста. Основная мысль (идея) может находиться в заглавии, но в основном автор строит свою работу таким образом, что не высказывает ее напрямую, а предлагает читателю, ознакомившись со всем рассказом, сформулировать ее самостоятельно. Как же это сделать? Для это необходимо прочесть материал в полном объеме и понять, о чем идет речь. Чтобы это произошло, автору следует учесть некоторые правила написания текста: сделать его структурным и четким. Читатель должен понимать его, более того, он не должен запутаться в умозаключениях автора, не должен утомиться или попасть в ловушку непонимания и хаоса. Предложения должны быть так построены между собой, чтобы между ними прослеживалась логика.
На что следует обратить внимание?
Основная мысль автора произведения может стать понятна читателю. Ему важно обратить свое внимание на такие понятия, как факты, которые должны быть в тексте, на события, изложенные в материале, и на описанные процессы. Все это поможет определить читателю, что такое основная мысль. Но не стоит путать такие понятия, как тема и основная мысль произведения. Приведем самый простой пример.
С земли сошел последний снег, и в душу просится весна. На чистом небе радостно сияет солнце. Весело журчат ручьи. На улицах началась весенняя суета. Хочется петь, смеяться и веселиться.
Итак, в этом случае темой называем весну, а основная мысль рассказа – радостное настроение от прихода весны.
Как построены басни?
Басня – это нравоучительное, сатирическое произведение, которое является древнейшим литературным жанром и занимает, подобно театру в сфере искусства, особую нишу. Она построена таким образом, что в конце содержит краткое заключение нравоучительного характера, или другими словами – мораль, именно она является основной мыслью басни. Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский писатель, перу которого принадлежат 236 басен. Например, «Мартышка и очки». Здесь основная мысль басни заключается в последних предложениях, которые читателю предстоит самостоятельно перефразировать и сделать вывод, предварительно проанализировав написанное произведение. Итак, в басне «Мартышка и очки» речь идет о невежественных людях, глупость которых играет с ними злую шутку, так как, не понимая истинной ценности вещей, они склоны критиковать то, о чем не имеют понятия. При этом считают себя умнее других людей.
День сегодняшний
Стоит задуматься о том, что такое основная мысль произведения. Как она сопоставима с личным мнением человека? Можно ли считать ее и личное мнение читателя одним и тем же? Безусловно, нет. Но вполне возможно взглянуть на произведение совсем с другой стороны, порой меняются времена, появляются другие суждения, которые различимы от предложенных раннее. Утвердительным тому примером может послужить взгляд на басню Крылова «Стрекоза и муравей» школьника, сочинение которого можно увидеть в Сети Всемирной паутины. Здесь традиционно основная мысль басни сведена к следующему: если не хочешь зимой голодать, то позаботься об этом заранее – летом. Мальчик посмотрел на мораль этой басни совершенно с другой стороны, и проявив смелость, нашел свое совершенно новое и свежее мнение. Его юную душу покорила красота стрекозы, ради созерцания которой он готов поступиться общими правилами жизни. Эти выводы не могут являться основной мыслью басни, так как мы помним, что хотел сказать автор. Но мнение молодого человека является личным, интересным, имеющим смысл, а значит, заслуживающим право быть. Возможно, его мнение изменится, когда уже во взрослой жизни он встретит «стрекозу», а сам окажется в роли «муравья». Но хотелось бы верить, что муравей и стрекоза, причем оба, пересмотрели бы свои жизненные позиции.
Заключение
И в заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что основная мысль литературного произведения, будь то роман, рассказ или басня, зависит от самого автора произведения, то есть это именно то, что он хотел донести до читателя, и, вполне возможно, в силу определенного рода обстоятельств или ряда других фактов, основная мысль автора произведения может быть читателю не только понятна и близка, но и наоборот, он может испытывать противоречивые или даже враждебные чувства. Основная мысль может быть близка по духу, приятна или нет по содержанию произведения, а возможно, что не понятен смысл самого рассказа, в этом случае читателю, естественно, сложно будет понять и основную мысль этого материала.
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как научиться выделять основную мысль
Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:
Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.
Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.
Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Мысль
Библиография:
I. Савельев М., Журналы «Мысль» и «Просвещение», сб. «Из эпохи „Звезды и „Правды » (1911—1914), вып. III, Гиз, М. — П., 1923 (здесь же и список статей, помещенных в «М.»).
II. Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 1, Соцэкгиз, М. — Л., 1931, стр. 1068.
Полезное
Смотреть что такое «Мысль» в других словарях:
мысль — мысль, и … Русский орфографический словарь
мысль — мысль/ … Морфемно-орфографический словарь
мысль — (5) 1. Воображение, творческое воспроизведение, представление: Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2 3. Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Мысль — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов
МЫСЛЬ — МЫСЛЬ, мысли, жен. 1. только ед. То же, что мышление. «Всё то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении…» Ленин (о Марксе). 2. Продукт деятельности разума, размышления, рассуждения; идея … Толковый словарь Ушакова
мысль — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? мысли, чему? мысли, (вижу) что? мысль, чем? мыслью, о чём? о мысли; мн. что? мысли, (нет) чего? мыслей, чему? мыслям, (вижу) что? мысли, чем? мыслями, о чём? о мыслях 1. Ваша мысль это ваше… … Толковый словарь Дмитриева
мысль — основная единица, «молекула» мышления. В мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр.… … Большая психологическая энциклопедия
МЫСЛЬ — и; ж. 1. Результат процесса мышления (в форме суждения или понятия). Глубокая, интересная м. Поделиться с кем л. мыслями. М. кого л. была всем понятна. // (о чём или с опр.). Предположение, соображение. Странная м. пришла в голову. Мысли о… … Энциклопедический словарь
МЫСЛЬ — МЫСЛЬ, и, жен. 1. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. Интересная м. 3. То, что заполняет сознание, дума. М. о сыне. Иметь в мыслях что н. 4. мн. Убеждения, взгляды. Быть… … Толковый словарь Ожегова
МЫСЛЬ — жен. всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, преаположенье, выдумка, думка и пр. Мысли роятся в голове день и ночь, наяву и во сне. Эта мысль запала мне на… … Толковый словарь Даля
Мысль
Мыслью также иногда называют нечто выраженное в виде визуального образа, звука, словосочетания или ощущения, высказанное вслух предположение, соображение, рассуждение или гипотеза.
Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей». [1] Часто короткая мысль передаётся в одном предложении.
В логике Фреге «мысль» — синоним суждения.
С точки зрения физиологии интеллекта живых организмов:
Мысль — чувственный образ. Этот образ может:
Содержание
Структура мысли
На данный момент не существует какой-либо даже слабой теории, объясняющей работу мозга и структуру мысли в частности. Можно попытаться дать только более-менее общую картину и изложить факты.
Мысль — это наиболее заметный сознанию элемент мышления, происходящего в мозгу; элемент, с которым каждый день имеет дело любой человек. Собственно, само мышление для сознания представляется, как поток мыслей, связанных между собой в последовательную цепочку более-менее относящихся друг к другу ассоциаций и идей. Но было бы необоснованно думать, что мысль — это единственное, что происходит в нашем мозгу в процессе мышления. Однако сознание фиксирует и запоминает лишь это. Всё остальное происходит вне поля видимости сознания и потому называется подсознанием.
Мысли могут протекать как в форме свободных ассоциаций, так и быть направленными сознанием в строгом направлении, быть логически обоснованными, и следовать в виде фиксируемых утверждений, выводимых по строгим правилам от предыдущего к следующему. Последний способ мышления называется логикой.
О чём бы ни была мысль, она сама по себе запоминается и фиксируется в краткосрочной памяти, принимая форму образа. Память, в которой хранятся образы, иначе называется воображением. Воображение даёт возможность человеку возвращаться к нужным мыслям вновь и вновь, перебирая и пробуя всевозможные их комбинации друг с другом в поисках наилучшего, внося изменения в них или связи между ними. В некотором смысле воображение играет роль ручных счёт, школьной или шахматной доски, на которых пишут или двигают фигуры. В компьютере достаточно слабым аналогом краткосрочной памяти человека является оперативная память — ОЗУ и регистры.
Регистрация мыслей
Мысли человека являются результатом активности нервных клеток головного мозга. Существуют сообщения о методах интерпретации этой активности при помощи различных физических методов.
Японские ученые разработали миниатюрный прибор для регистрации электрической активности головного мозга, способный распознавать и интерпретировать до 512 различных команд. [3]