Что такое мытарство сканворд
Мытарства
Мыта́рства — (“таможенные посты”) — 1) места посмертного испытания души, на каждом из которых особыми демонами, мытниками, взыскиваются определенные виды грехов; 2) посмертное испытание души, обнаруживающее её нравственное состояние, совершаемое перед оком Беспристрастного Судьи, при непосредственном участии ангелов и демонов, влияющее на определение Частного Суда.
Мытарства – это образное, символическое представление частного суда: осознание итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями своего правосудия.
Следуя православному учению, после смерти человеческого тела ведомая ангелами душа христианина восходит к Богу. На этом пути человеческую душу встречают падшие духи, родоначальники всех грехов и пороков. Они препятствуют ее восхождению своими обвинениями. Процесс этого обвинения назван мытарствами или истязаниями.
Истязателями (мытарями) на нем выступают падшие духи. Они обличают человеческую душу в содеянных ею грехах, стремясь обнаружить гнездящиеся в ней страсти. Изобличая греховные страсти человеческой души, они «стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад» (свт. Игнатий Брянчанинов). На мытарствах человеческие грехи «признаются заглаженными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием» (свт. Феофан Затворник).
Мытарства – удел христианских душ, обнаруживающих на них верность или измену своему Спасителю и Искупителю – Богочеловеку Иисусу Христу. «Неверующие же во Христа и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть». (Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах)
«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
cвятитель Феофан Затворник
Мытарства, согласно свт. Иоанну Милостивому
(Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый):
На чем основано учение о мытарствах и что они собой представляют?
Учение о мытарствах основано на Священном Писании и Священном Предании Церкви. О желании демонов властвовать над человеком Божественное Откровение свидетельствует неоднократно. Например, о диаволе сообщается, что он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Само собой разумеется, что желание диавола поглотить свою жертву не ограничивается рамками её земной жизни, но распространяется и на посмертную жизнь. Именно в этом контексте становится понятным библейское изображение ада под видом живого существа с безмерно разинутой хищнической пастью ( Ис.5:14 ), ненасытной утробой ( Сир. 51:7 ). Ведь в ад человек сходит не иначе как душой, то есть после разлучения души с телом. Собственно, возможность схватить и заточить человеческую душу в аду открывается перед бесами только в этот период.
Сатана назван в Писании князем, господствующим в воздухе ( Еф.2:2 ). Воздух же есть та надземная сфера пространства, сквозь которую души почивших возносятся к Небу ( Деян.1:9 ). Именно здесь разворачивается театр борьбы демонических сил за овладение душой, которую диавол, в сотрудничестве с подчиненными ему падшими духами, «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои» ( Пс. 9:30 ).
Но вот оказия! Просто так взять и пленить человеческую душу, отобрав её у Владыки владык, диавол не в состоянии ( Иов. 2:6 ). Ведь хотя он и сильный, однако же не всесильный, как Бог. Поэтому он и стремится добиться господства над душой, желая выказать её недостойной и, главное, неспособной жить в Царстве святых.
Поскольку диавол есть клеветник и отец лжи, да к тому же и «человекоубийца» ( Ин.8:44 ), постольку понятно, что если бы не вмешательство Бога, не попечительство ангелов, он, под вывеской справедливого изобличения, оболгал бы любого. Ведь «Когда говорит он ложь, говорит свое» ( Ин. 8:44 ).
Отсюда и необходимость в Божественной помощи, отсюда и молитва: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего]» ( Пс. 7:2 ).
Задача оправдывать душу, вспоминая её добрые дела (мысли, желания и пр.), возлагается Богом на ангелов, так как «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ).
Классическим примером ангельского попечительства о душе служит притча о богатом и Лазаре: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк. 16:22 ). Пример же взятия души злыми демонами встречаем в повествовании о безумном богаче: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» ( Лк. 12:20 ).
Различаясь между собой иерархическим степенями, злобой, коварством, демоны, вместе с тем, различаются и направлениями деятельности, связанной с погублением душ. В данной связи определенные виды грехов взыскиваются с душ не какими бы то ни было, но определенными демонами, мытниками. Всё это происходит поэтапно, последовательно: сперва в одном месте с души спрашивается за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окончания испытаний (иногда насчитывают двадцать и более типов таких мест). Душа при этом терзается, терпит страдания и мучительный ужас.
Места, на которых испытывается восходящая к Небу душа, по аналогии с теми местами, где с людей собирают налоги и пошлины, называются «мытарствами» (от слова «мытарь» — сборщик налогов, податей). Такая параллель уместна не потому, что любой сборщик налогов априори уподобляется демонам и наоборот, а в связи с тем, что в древности мытари нередко вершили жестокость, несправедливость и лихоимство.
В чем заключается различие подходов к интерпретации мытарств?
Преданию Церкви известно множество опытов прохождения мытарств. В принципе, их объяснение сводится к двум, не противоречащим друг другу суждениям. По мнению одних, прохождение мытарств суть испытательный этап, предваряющий Божественное решение — Частный Суд; а по утверждению других, этот Суд как раз и начинается с мытарств.
Так, по свидетельству преподобного Макария Александрийского, Божий Суд над душой совершается на сороковой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды возводится на поклонение Богу — в третий и девятый дни. При сем первые два дня она пребывает на земле; с третьего по девятый облетает пространства Небесного Рая, а с девятого до сорокового осматривает адские бездны (чит. подробнее: Извлечение из слова об исходе душ праведников и грешников ).
Антоний же Великий, созерцая восхождение душ, видел огромного великана, стремившегося преградить им путь к Небу. Великану споспешествовали демоны. Какие-то души успешно преодолевали этот путь, а какие-то обрушивались вниз (чит. подробнее: Житие преп. Антония Великого ).
Нечто аналогичное описано у святителя Григория Двоеслова, правда, без указания на присутствие демонов. Испытание души, по его иллюстрации, заключалось в переходе через таинственный мост над зловонной рекой, за которой был раскинут прекрасный благоухающий луг. Праведные души свободно переходили через него, а грешные не переходили и падали с моста (см.: Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души кн. 4, гл. 36).
Какой из двух подходов наиболее правильный?
И первая, и вторая оценка роли мытарств в определении участи души вполне соответствует букве и духу Писания:
Между тем, с определенной долей уверенности можно сказать, что второй подход всё же острее фокусирует внимание на той нравственной истине, что возможность переселения в горние обители связана с внутренней способностью души жить в единстве с Богом и ближними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в течение жизни на земле, такой способности не выработала, она и осуждается на мучения в аду. Что ей делать в Царстве святых? К тому же, этот подход очевидней сближается со словами: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его» ( Сир.11:26 ).
Бывают ли случаи особого восхождения к Небу?
История знает такие примеры. А вообще, чем чище душа, тем свободней её устремление выспрь. Положим, душу Пресвятой Богородицы, после Успения, лично принял Христос.
митрополит Иларион Алфеев:
Вне зависимости от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах – будь то древние или современные свидетельства – учение о том, что после смерти человека ждет испытание, следует считать общепринятым для православной традиции. Это испытание в учебниках по догматическому богословию называют «частным судом», в отличие от того всеобщего Страшного Суда, на котором определяется окончательная посмертная участь каждого человека.
Значение слова мытарство
мытарство в словаре кроссвордиста
мытарство
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
мытарства, ср. (книжн.). Страдание, мучение (как физическое так и нравственное), испытание, притеснение (ср. мытарь). Испытывать мытарство. хождение по мытарствам (хождение по мукам, см. мука). Пройти через все мытарства.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, ср. (разг.). Страдание, мука.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср. устар. Плутовство, обман.
Примеры употребления слова мытарство в литературе.
Много лет спустя, когда Буранный Каранар достиг такой славы в сарозеках, что приехали какие-то люди специально фотографировать его, а это было, уже когда война забылась, дети учились, когда на разъезде появилась собственная водокачка и проблема воды таким образом была окончательно решена, а Едигей уже дом поставил под железной крышей,- словом, когда жизнь после стольких лишений и мытарств вошла наконец в свое достойное, нормальное для человеческой жизни русло, тогда и вышел один разговор, который Едигей долго помнил потом.
Замысел написать книгу очерков-воспоминаний впервые возник у Григорьева, очевидно, в Оренбурге, куда он попал после бурных перипетий за границей, после петербургских трехлетних мытарств и путешествия через всю европейскую Россию.
Оправдание ее, их с Денисом долгих споров, записей, мытарств по худсоветам и съемкам.
Сармат охал, всплескивая руками, и качал головой, слушая рассказ Ксении о мытарствах, которые они с Митей претерпели, удивлялся тому, что в Саратове они почти год и о нем ничего не слышали.
После долгих мытарств каторжники искусно уложены и прижаты друг к другу как мармеладки в коробке.
Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего не доставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее.
Уличив меня во лжи, духи пришли в большую радость и уже хотели похитить меня из рук Ангелов, но они, для покрытия найденных грехов, указали на мои добрые дела, а недостающее пополнили добрыми делами отца моего преподобного Василия и тем выкупили из этого мытарства, и мы беспрепятственно пошли выше.
Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые Ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше.
Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству.
Затем он относит на мытарства все эти грехи, записывая каждый в соответствующее место.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: myitarstvo
Задом наперед читается как: овтсратым
Мытарство состоит из 9 букв
Мытарства
Возду́шные мыта́рства — в Православии препятствия, через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Божию для частного суда.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список поступков произнесения неправды на мытарстве лжи и т. п.), а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые — душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый Сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.
Содержание
Учение о мытарствах
Старец Паисий Святогорец так описывает происходящее с человеком на мытарствах.
Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу. [1]
С другой стороны, по мнению Серафима Роуза, учение о мытарствах не имеет задачей дать буквальное описание происходящего с душой после смерти:
«Это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти. Всем также очевидно, что некоторые элементы в описаниях этих мытарств метафоричны или фигуральны. Но сами эти истории — не аллегории и не басни, а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке». [3]
Учение о мытарствах является частью аскетического учения и говорит об окончательной и решающей стадии «невидимой брани», которую христианин ведет на земле, когда бесы, искушавшие его всю жизнь, в конце ее предпринимают свое последнее нападение, но имеют власть только над теми, кто при жизни недостаточно подвизался в невидимой брани.
Как поясняет профессор Осипов:
«На мытарствах обнажаются страсти. По смерти, когда плоть сбрасывается, действие страстей обнаруживается во всей силе. Человек, который не боролся со страстью при жизни, отдавался ей, перед лицом любвеобильного Бога и всего блага, которое сопряжено с Богом, падает, потому что не может отказаться от страсти. как говорят святые Отцы, сродное соединяется со сродным, бесы предсидят каждому греху. Душа человеческая соединяется с соответствующим духом, то есть страстью, которая в нем и господствует.» [4]
Учение о посмертных мытарствах души содержится в произведениях церковных писателей IV—V веков — Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Макария Великого, Кирилла Александрийского и др. В русской церкви учение о мытарствах подробно рассматривали и защищали Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, митрополит Макарий Московский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, Михаил Помазанский и многие другие учителя и богословы. Наибольший упор делался на него в Сербской Церкви, где оно занимает почётное место в третьем томе «Догматического богословия» Иустина Поповича.
О мытарствах, как общеизвестной реальности, учил старец Иосиф Исихаст архимандрита Ефрема Филофейского и других монахов и послушников своего скита. [5]
Упоминания и рассказы о мытарствах встречаются
Мытарства святой Феодоры
«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать» [8]
Порядок мытарств
1. Мытарство празднословия
Безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот
2. Мытарство лжи
Неискреннее исповедание грехов, напрасное призывание имени Божия
3. Мытарство осуждения и клеветы
Грешников, виновных в грехе осуждения, истязуют как противников Христа, предвосхитивших Его право суда над другими
4. Мытарство чревоугодия
5. Мытарство лености
Тунеядцы, работники, бравшие плату и не трудившиеся
6. Мытарство воровства
7. Мытарство сребролюбия и скупости
8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений)
Ростовщичество, взяточничество
9. Мытарство неправды
Неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных; люди, не дающие наёмникам установленной платы
10. Мытарство зависти
12. Мытарство гнева и ярости
13. Мытарство злопомнения
Питание злобы к людям
14. Мытарство убийства
15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов
16. Мытарство блуда
Блудные мечты, помыслы, мысленное услаждение в том, порочное осязание, страстные прикосновения
17.Мытарство прелюбодеяния
Супружеская неверность, осквернение своего ложа блудом, насилие
18. Мытарство содомских грехов
Кровосмешение, рукоблудие, уподобление скотам, противоестественные грехи
19. Мытарство ересей
Неправедные мудрования о вере, отступничество от православного исповедания
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия
Отказ в милостыни, жестокосердность к нуждающимся
Душа человека, согрешившего, но раскаявшегося и исповедавшегося в данном грехе на мытарстве в этом грехе не истязуется. На мытарствах в обвинение души предъявляются неотпущенные, забытые грехи, поступки, о греховности которых человек не знал.
Пройти мытарства св. Феодоре помог св. Василий Новый, давший св. Ангелам мешок золотых монет — сокровищ своих молитв Богу — для откупа от бесов, поскольку св. Феодора служила преподобному в его старости.
По прохождении всех мытарств, на третий день по отлучении души от тела, душа святой Феодоры предстала и поклонилась перед престолом Божьим неприступной славы, окружённом Серафимами, Херувимами и бесчисленными Воинствами небесными. После этого св. Феодоре в течение 6 дней были показаны райские обители святых апостолов, пророков, мучеников и угодников. Затем, на 9-й день по смерти, душа была вторично приведена для поклонения Богу. После этого в течение тридцати одного дня душа водилась по аду, где ей были показаны страшные муки грешников. В сороковой день св. Ангелы провели св. Феодору в обитель преподобного её отца Василия в Раю, где ей, как и всякому, прошедшему мытарства и частный суд, надлежит быть до дня Страшного Суда, который будет во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
МЫТАРСТВО
Смотреть что такое «МЫТАРСТВО» в других словарях:
мытарство — См. мука, препятствие пройти все мытарства. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мытарство мука, препятствие; мордование, мука мученическая, терзание, мурыженье, маета, мука… … Словарь синонимов
мытарство — (не рекомендуется мытарство) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мытарство — ср. устар. 1. Плутовство, обман Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
МЫТАРСТВО — МЫТАРСТВО, а, ср. (разг.). Страдание, мука. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Мытарство — занятие мытарей, а на богословском языке истязание (обличение грехов) душ, по разлучении их с телом, прежде суда Божия над ними, производимое в воздушном пространстве злыми духами. Всех М. до 20. Души святых не подвергаются им. Подробно о М.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
мытарство — мытарство, мытарства, мытарства, мытарств, мытарству, мытарствам, мытарство, мытарства, мытарством, мытарствами, мытарстве, мытарствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мытарство — мыт арство, а … Русский орфографический словарь
мытарство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка
мытарство — A сущ; 34 см. Приложение II (церк. и разг. мучение, страдание) мыта/рства мн. мыта/рства мыта/рств Есть и шелковый пояс От всех мыт … Словарь ударений русского языка
мытарство — а; ср. Мучение, страдание, невзгоды. Пережить все мытарства. Рассказать о своих мытарствах … Энциклопедический словарь
МЫТАРСТВА
Полезное
Смотреть что такое «МЫТАРСТВА» в других словарях:
Мытарства — (иноск.) мученія, намекъ на разныя состоянія, кои проходитъ душа, покинувъ тѣло. (Церковн.) Всѣ мытарства пройти (иноск.) искуситься въ чемъ, пріобрѣсти опытность. Ср. По крайности, могу теперь съ спокойнымъ сердцемъ на эти мытарства иттить.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Мытарства — (греч. «таможни», «места взимания пошлины»), в православно христианских представлениях испытания, угрожающие душе после смерти, но до окончательного решения ее участи на Страшном Суде. По этим представлениям, души искупают в М. свою греховность… … Энциклопедия культурологии
мытарства — (иноск.) мучения; намек на разные состояния, кои проходит душа, покинув тело. (Церковн.) Все мытарства пройти (иноск.) искуситься в чем, приобрести опытность Ср. По крайности, могу теперь с спокойным сердцем на эти мытарства иттить. Маркевич. Чад … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Мытарства — мн. разг. Мучения, страдания, невзгоды. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Мытарства — 1. Занятие мытарей. 2. Обличение грехов, истязание душ в загробном мире, после оставления ими тела, еще до суда Божия … Православие. Словарь-справочник
пройти все мытарства — См … Словарь синонимов
испытывавший мытарства — прил., кол во синонимов: 5 • испытывавший мучения (8) • испытывавший невзгоды (6) • … Словарь синонимов
Подъячев, Семен Павлович — [1865 1934] писатель. Род. в бедной крестьянской семье. Как и многие другие писатели бедноты, прошел суровую школу жизни: переменил множество профессий от чернорабочего до человека «интеллигентного» труда (см. его автобиографическую… … Большая биографическая энциклопедия
Подъячев — Семен Павлович (1865 1934) писатель. Р. в бедной крестьянской семье. Как и многие другие писатели бедноты, прошел суровую школу жизни: переменил множество профессий от чернорабочего до человека «интеллигентного» труда (см. его автобиографическую… … Литературная энциклопедия