Что такое наадым праздник

Беседа «Национальные игры в Наадым»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лекция что такое Наадым?

Что такое наадым праздник. Смотреть фото Что такое наадым праздник. Смотреть картинку Что такое наадым праздник. Картинка про Что такое наадым праздник. Фото Что такое наадым праздник

. История и обор

Наадым празднуется несколько дней подряд. Устраиваются конкурсы на лучшую юрту, на лучшее конное снаряжение, лучший национальный костюм. Во время Наадыма проводится Международный Фестиваль Войлока, нак который съезжаются производители войлочных изделий из соседних регионов и Монголии. Проводится конкурс-дефиле на лучшие костюмы и изделия из войлока и мастер-классы по валянию войлока. Организуются соревнования в занятиях животноводов — в плетении волосяных веревок, снаряжении лошадей, изготовлении войлока. Одним из традиционных состязаний является соревнования по подъему тяжелых камней.

В программе Наадыма ярмарка блюд национальной кухни, животноводческой утвари, национальной одежды, изделий из войлока, тувинских музыкальных инструментов и продукции художественных промыслов ручной работы. Завершается Наадым праздничным концертом — грандиозным представлением, которое становится достойным финалом наиболее красочного праздника республики.

Национальная борьба «хуреш» Что такое наадым праздник. Смотреть фото Что такое наадым праздник. Смотреть картинку Что такое наадым праздник. Картинка про Что такое наадым праздник. Фото Что такое наадым праздник

Баткар Баасаң – трехкратный чемпион молодежного наадымного Хүреша, 2016г

Борцы готовятся к танцу орла. Стадион «Хүреш», этап тура «Кубка Федерации борьбы Хүреш»

Соревнования по тувинской национальной борьбе хуреш [3]

Борец национальной борьбы «хүреш» берет конфеты и собирается раздать вместе конфетами «частичкой» своей победы

Из поколения в поколение эта борьба обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, приобрела чрезвычайную популярность в народе. Одновременно совершенствовались и костюмы борцов. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной.

Не менее популярной частью Наадыма являются конные скачки, где проверяется скорость и выносливость лошадей. Дистанции заезда различны — от 15 до 40 километров, в зависимости от возраста скакуна. Наездниками скакунов являются дети от 5 до 13 лет. Призы присуждаются как скакунам, так и наездникам. Та лошадь, которая оказалась первой в своем заезде и показала наилучшее время среди первых лошадей в других заездах, получает титул «Чугурук-Доруг» (скакун гнедой), а остальным победителям дают титул «Сыын-Кара» (скакун-марал), «Чугурук-Сарала», «Эзир-Кара» (черный орел) и т. д.

Что такое наадым праздник. Смотреть фото Что такое наадым праздник. Смотреть картинку Что такое наадым праздник. Картинка про Что такое наадым праздник. Фото Что такое наадым праздник

При стрельбе из лука в ремень расстояние между игровой площадкой (хараачыгай) и местом стрелка устанавливалось в 100—150 шагов. Плотно смотанные особым образом ремни клали близко друг от друга, чтобы между ними не пролетела стрела. Четыре фигуры (ремня) ставили на переднем прицеле, а в центре обязательно ставилась главная фигура — «чурек» (сердце). Она представляла собой большую по размерам фигуру, сплетенную из множества дорогих ремней и мелких ремешков.

Второй вид стрельбы отличался от предыдущего тем, что целью были не ремни, а мишени, и расстояние между ними и стрелком было гораздо больше — от 200 до 300 шагов. В качестве мишени служила подвешенная шкура белого козла в виде бегущего зверя. Выигрывал тот, кто большее число раз попадал в грудную часть шкуры-мишени.

Иногда мишенью служил колобок, скатанный из козьего пуха, расположенный на возвышенности с таким расчетом, чтобы при попадании он откатывался.

Источник

Из истории Наадыма. Три составляющих праздника.

Что такое наадым праздник. Смотреть фото Что такое наадым праздник. Смотреть картинку Что такое наадым праздник. Картинка про Что такое наадым праздник. Фото Что такое наадым праздник Чинчи Оюн
Из истории Наадыма. Три составляющих праздника.

Второй этап связан с процессом феодализации общества. Сохраняя свое первоначальное значение, Надом приобрел дополнительную функцию военного смотра, это был своего рода отбор воинов для дружин и нойонов.

Третий этап в эволюции Надома Н. Л. Жуковская связывает с вхождением Монголии в состав Цинского Китая.

И, наконец четвертый этап в истории Надома начался с 1921года. С этого момента он был приурочен ко Дню победы Народной революции 11июля и получил новую, соответствующую политическим, социальным и культурным условиям, окраску.

На наш взгляд, перечисленные пласты в эволюции Надома выглядят вполне убедительно, в дальнейшем мы будем опираться на эти выводы. Также рассматривая тувинский вариант Наадыма, остановимся на его традиционной стороне, так как именно она оказалась самой устойчивой и выдержала испытание временем.

Наадым в обязательном порядке включал в себя национальную борьбу хуреш и стрельбу из лука, конные скачки. Эти же виды спорта лежат в основе монгольского Надома и чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «эрийн гурван надом», что в переводе означает «три игрище мужей».

Национальная борьба Хуреш была и остается «гвоздем» Наадыма. Своими корнями она уходит в глубину веков. Тувинский героический эпос изобилует эпизодами, где два богатыря, встретившись на дороге, договариваются помериться силой, исполняют «танец орла». Из века в век, от поколения к поколению эта борьба обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и приобрела чрезвычайную популярность в народе. Одновременно совершенствовался и костюм борцов. Если раньше он представлял собой короткий халат с широкими штанами то впоследствии это уже облегающее спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной (содак-шудак).

Перед началом борьбы зрители рассаживались в виде большого круга, в одной его части располагались судьи, в основном из числа бывших борцов-чемпионов, а напротив борцы. Их число обязательно должно быть четным, чтобы никто не оставался без пары. На 16 или 36 борцов назначались два секунданта на 66-4, а, на 128 борцов 8 секундантов и т. д. (И. У. Самбу. Тувинские народные игры, 1978,с. 36).

Началу борьбы предшествовал выход всех участников соревнования в центр круга, исполнение ими «танца орла», поклоны судьям, а затем вновь в ритме танца они разбивались на две равные группы и освобождали поле предстоящих поединков.

Потом начинается борьба, которая постепенно набирает силу, по мере накала страстей у борцов нарастает и интерес зрителей. Главная задача каждого борца состояла в том, чтобы удачно схватить противника за плечи и с силой пригибать его к земле до тех пор, пока тот не коснется ее любой части тела, кроме одного колена. Коснувшийся земли борец признавался побежденным и выбывал из игры. С первого взгляда основная задача борца может показаться несложной, но, однако, способ достижения победы нелегок. У тувинцев существует множество приемов борьбы. П. Е.Островских писал: «Борьба начинается неизменно установленным приемом захвата противника: шея по шее и плечо к плечу, а кончается подножкой или броском. Иногда внезапная хитрая уловка обнаруживает в борьбе или долгую тренировку, или большое проворство» (П. Е. Островских. «Оленные тувинцы», 1927,с90»).

Победителя радостно приветствуют зрители, он опять воспроизводит полет орла, похлопывает себя по бедрам, прыжками обегает вокруг побежденного, раскланивается перед зрителями, секундант в это время надевает ему на голову шапку. Победивший в поединке борец имел право участвовать в следующем туре состязаний и для него выбирали нового противника. Если во всех турах удавалось одержать победу, борцу присваивали титул абарга (монг. аварга,т,е. исполин).Вторым по значимости званием было Арзылан-Лев, третьим- Чаан-слон.

Кроме присвоения высоких званий и титулов, борцам победителям вручали награды. Нередко в ее качестве борец получал коня-подарок поистине бесценный для кочующего арата.

Следующим видом спорта была стрельба из лука,двух видов: стрельба из лука в ремень (баг адары)и стрельба из лука в мишень (кара адары).

Популярной частью Наадыма были и конные скачки (аът чарыштырары). Пожалуй, именно в них наиболее ярко выразился национальный колорит тувинцев, ибо без коня совершенно немыслима жизнь скотовода-кочевника. Если для того, чтобы стать борцом или стрелком из лука, требовались особые таланты, то наездником был фактически каждый, и женщина не составляла в этом исключения.

В зависимости от способностей и возраста лошадей конные скачки устраивались среди рысаков и иноходцев:Одновременно в соревнованиях могли участвовать два вида иноходцев: челер (при беге четыре ноги чередуются)и чыраа (правая передняя и правая задняя ноги одновременно поднимаются и опускаются, затем левая передняя и левая задняя, а скорость у обоих была одинаковая.

Перед состязаниями, примерно за месяц до начало праздника, скакунов специально закаляли (соодар) и тренировали (кузургедир) по особым правилам, уже известным не одному поколению. Вот, что пишет Н. Л.Жуковская: «Их (скакунов) выпасают на пастбищах с особым травостоем, регулируют количество выпиваемой ими воды на водопое, устраивают предварительные заезды. Кроме того, важно научить лошадь не запариваться, не выделять обильный пот на скаку. Поэтому их тренируют ежедневно в полдень в самую сильную жару. Иногда укутывают в овчину и в таком виде гонят на гору. Через десять дней такой тренировки, лошадь готова к скачкам; она перестает потеть, сбрасывает лишний жир» (Н. Л. Жуковская,1988,с 65)

Во время тренировки коня наездник, как правило, сам тоже занимается усиленной подготовкой, повышал свое мастерство, так как в этом виде спорта от него зависело не только победа, но и возможность избежать какой либо травмы, если вдруг лошадь вздумает выкинуть что-нибудь непредсказуемое. Чаще всего наездники являлись хозяевами своих лошадей, это намного облегчало их подготовку к скачкам.

Самое трудное в скачке для наездника, по словам тувинцев, это приспособиться под своего коня, шутят они, к каждому нужен особый подход. Наездник и конь должны быть единым целым. Только когда эти двое понимают друг друга без слов, можно рассчитывать на победу.

Таким образом, рассмотренные три основные составные Наадыма позволяют сделать вывод о том, что это праздник несет в себе черты общественного праздника. По всей вероятности, Наадым, имевший многовековые корни и древнейшие источники, оказался более устойчивым и менее подверженным идейным новшеством, чем другие сферы общественной жизни.

1. Жуковская Н. Л. календарные обычаи и обряды. М., 1989.

2. Жуковская Н. Л. категории и символика традиционной культуры монголов – М., 1988.

3. Каррутерс Д. Неведомая Монголия – М., 1914.

4. Островских П. Е. Оленные тувинцы – М., 1927.

5. Самбуу И. У. тувинские народные игры – Кызыл, 1978.

6. Чадамба Л. М., Ак-кыс Е. М., Дамба-Кызыл М. М. Люди и события – Кызыл, 2002.

Источник

Три составляющих Наадыма

Что такое наадым праздник. Смотреть фото Что такое наадым праздник. Смотреть картинку Что такое наадым праздник. Картинка про Что такое наадым праздник. Фото Что такое наадым праздник

Какие же они — три составляющих праздника? В дни Наадыма много традиционных тувинских мероприятий. Но первое, что нам приходит на ум — это национальная борьба «Хуреш», стрельба из лука и конные скачки.

Национальная борьба хуреш — самое красочное событие Наадыма. Из поколения в поколение она обогащалась все новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, приобрела чрезвычайную популярность в народе. Одновременно совершенствовались и костюмы борцов. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной.

Если во всех турах соревнования удавалось одержать победу, борцу присваивали титул Чаан (слон), вторым по значимости званием был Арзылан (лев), третьим – Начын (сокол). Также существовал в Туве титул Хартыга (ястреб). Но после народной революции этот титул был отменен. Кроме присвоения высоких званий и титулов в Туве борцам-победителям вручали награды.

При стрельбе из лука в ремень расстояние между игровой площадкой (хараачыгай) и местом стрелка устанавливалось в 100–150 шагов. Плотно смотанные особым образом ремни клали близко друг к другу, чтобы между ними не пролетела стрела. Четыре фигуры (ремня) ставили на переднем прицеле, а в центре обязательно ставилась главная фигура – чурек (сердце). Она представляла собой большую по размерам фигуру, сплетенную из множества дорогих ремней и мелких ремешков.

Второй вид стрельбы отличался от предыдущего тем, что целью были не ремни, а мишени, и расстояние между ними и стрелком было гораздо больше – от 200 до 300 шагов. В качестве мишени служила подвешенная шкура белого козла в виде бегущего зверя. Выигрывал тот, кто наибольшее число раз попадал в грудную часть шкуры-мишени.

Не менее зрелищная часть Наадыма — конные скачки. Именно в них ярко выражается национальный колорит тувинцев, ведь без коня совершенно немыслима жизнь кочевника. Если для того, чтобы стать борцом или стрелком из лука, требовались особые таланты, то наездником в то время был фактически каждый, и женщины не были в этом исключением.

Перед соревнованиями, примерно за месяц до начала праздника, скакунов специально закаливали и тренировали по особым правилам, уже известным не одному поколению аратов-кочевников. Во время тренировки коня наездник сам тоже занимался усиленной подготовкой: повышал свое мастерство, так как в этом виде спорта от него зависела не только победа, но и возможность избежать какой-либо травмы, если вдруг норовистая лошадь вздумает «выкинуть» что-нибудь непредсказуемое. Чаще всего наездниками являлись хозяева лошадей.

Дистанции заезда были различны – от 15 до 40 километров. Та лошадь, которая оказалась первой в своем заезде и показала наилучшее время среди первых лошадей в других заездах, получала титул Чугурук-Доруг (скакун гнедой), а остальным победителям давали прозвища Сыын-Кара (скакун-марал), Чугурук-Сарала, Эзир-Кара (черный орел) и т.д. Вниманием и призами отмечали также наездников.

Наадым имеет многовековые корни, этот праздник оказался более устойчивым и менее подверженным новшествам, поэтому он так широко отмечается, и его всегда ждут жители Тувы.

ИА «ТуваМедиаГрупп» по данным Мадыр-оола Биче-оола
Фото из открытых источников

Источник

Наадым

Наадым (от монгольского «Надом» — празднество, состязание, игрища) — тувинский национальный праздник животноводов (аратов). Проводится ежегодно в середине августа. Обязательно включает в себя национальную борьбу Хуреш, конные скачки, стрельбу из лука, конкурсы на лучшую национальную юрту, лучшие национальный костюм и снаряжение коня.

Содержание

История и обзор

Праздновать Наадым начали с 1922 г., с момента образования Тувинской Народной Республики. В советское время праздник был запрещен, традиция празднования возобновлена с 1993 г. С 2007 г. по решению правительства республики среди кожуунов проводится конкурс на право проводить республиканский Наадым. Главный критерий при выборе — показатели социально-экономического развития и реализации приоритетных национальных проектов.

Наадым празднуется несколько дней подряд. Устраиваются конкурсы на лучшую юрту, на лучшее конное снаряжение, лучший национальный костюм. Во время Наадыма проводится Международный Фестиваль Войлока, нак который съезжаются производители войлочных изделий из соседних регионов и Монголии. Проводится конкурс-дефиле на лучшие костюмы и изделия из войлока и мастер-классы по валянию войлока. Организуются соревнования в занятиях животноводов — в плетении волосяных веревок, снаряжении лошадей, изготовлении войлока. Одним из традиционных состязаний является соревнования по подъему тяжелых камней.

В программе Наадыма ярмарка блюд национальной кухни, животноводческой утвари, национальной одежды, изделий из войлока, тувинских музыкальных инструментов и продукции художественных промыслов ручной работы. Завершается Наадым праздничным концертом — грандиозным представлением, которое становится достойным финалом наиболее красочного праздника республики.

Национальная борьба Хуреш

Национальная борьба Хуреш является «гвоздем» Наадыма. На Хуреш Наадыма приезжают сильнейшие борцы из Монголии, Внутренней Монголии, Бурятиии и других регионов.

Из поколения в поколение эта борьба обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, приобрела чрезвычайную популярность в народе. Одновременно совершенствовались и костюмы борцов. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной.

Победителя в Хуреше радостно приветствуют болельщики, он воспроизводит полет орла. Иногда секундант клал победителю в пригоршню кусочек сыра, который тот должен был отведать, а остатки бросить в разные стороны болельщикам. Смысл этого ритуала заключается в кормлении борцом духов гор, и он связан с самым ранним этапом в истории Наадыма, а именно — родовым жертвоприношением в честь духа-хозяина местности, предков рода. Обиталищем этих духов считались горы, следовательно, и местом проведения Наадыма были горы. На вершине горы, где находилось оваа — языческое святилище в честь родового духа, совершали обряд жертво­приношения и затем устраивали пиршество и спортивные состязания.

Конные скачки

Не менее популярной частью Наадыма являются конные скачки, где проверяется скорость и выносливость лошадей. Дистанции заезда различны — от 15 до 40 километров, в зависимости от возраста скакуна. Наездниками скакунов являются дети от 5 до 13 лет. Призы присуждаются как скакунам, так и наездникам. Та лошадь, которая оказалась первой в своем заезде и показала наилучшее время среди первых лошадей в других заездах, получает титул «Чугурук-Доруг» (скакун гнедой), а остальным победителям дают титул «Сыын-Кара» (скакун-марал), «Чугурук-Сарала», «Эзир-Кара» (черный орел) и т. д.

Стрельба из лука

При стрельбе из лука в ремень расстояние между игровой площадкой (хараачыгай) и местом стрелка устанавливалось в 100—150 шагов. Плотно смотанные особым образом ремни клали близко друг от друга, чтобы между ними не пролетела стрела. Четыре фигуры (ремня) ставили на переднем прицеле, а в центре обязательно ставилась главная фигура — «чурек» (сердце). Она представляла собой большую по размерам фигуру, сплетенную из множества дорогих ремней и мелких ремешков.

Второй вид стрельбы отличался от предыдущего тем, что целью были не ремни, а мишени, и расстояние между ними и стрелком было гораздо больше — от 200 до 300 шагов. В качестве мишени служила подвешенная шкура белого козла в виде бегущего зверя. Выигрывал тот, кто большее число раз попадал в грудную часть шкуры-мишени.

Иногда мишенью служил колобок, скатанный из козьего пуха, расположенный на возвышенности с таким расчетом, чтобы при попадании он откатывался.

Источник

Сценарий праздника «Наадым» для детей старшего дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ТРАДИЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

Сценарий праздника Наадым

для детей старшего дошкольного возраста

Елена Хертековна Иргит,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №19» г. Кызыла

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Это ярко представлено в таких праздниках как Шагаа, Наадым. Наадым – главный праздник тувинцев. Главный смысл Наадыма – возрождение культа труда, чествование чабанов, табунщиков, оленеводов, которые и сегодня, сохраняя многовековой, наработанный предками опыт, обеспечивают благосостояние сегодняшней Тувы, являются хранителями традиций. В целях дальнейшего повышения социального статуса животноводов народный праздник Наадым по инициативе Главы республики Шолбана Кара-оола включен в официальный список государственных праздников республики Тыва. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА НААДЫМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Познакомить детей с праздником тувинских животноводов- «Наадымом», его содержанием, играми. Закрепить знания детей об общественной значимости праздника. Воспитывать интерес к народным традициям и праздникам.

Ход праздника:

Ведущий: Уважаемые гости, взрослые и дети! Рады видеть вас на нашем празднике. Наадым широко и издревле отмечается в Тыве в середине лета. Это великий праздник трёх игр, достойных мужчин.

Ведущий: В первый день Наадыма устраивается конкурс на лучшую юрту.

Ребёнок: Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет грудь.

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло. (китайского поэта Бо-Цзюи)

Ребёнок: Буря не оторвет юрту от земли,

Проливные дожди не просочатся в нее,

Нет углов в юрте, кругло поставленной,

Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте.

Ведущий: У нас в детском саду тоже проходил конкурс на лучшую юрту. Все юрты представлены здесь на празднике (показывает на выставку юрт).

Ведущий: Я приглашаю вас спеть песню и поиграть в игру «Юрта».

Ведущий: Во время праздника ездили в гости в соседние стойбища.

Ведущий: Мы сегодня тоже в гостях. В этой юрте живёт мальчик Аяс с родителями-чабанами. Споём песню о хозяине юрты, настоящем табунщике, достойном мужчине-маленьком Аясе.

Исполняется песня «Маленький Аяс». Выходит мальчик Аяс, приветствует гостей (ребят) и угощает их блюдами из баранины.

Ведущий: Наадым-это праздник животноводов, чабанов.

Ах, нелегко быть чабаном

И хорошо быть чабаном!

И в своей юрте бывать, как в гостях.

— Возьми с собой меня, отец,

И я хочу пасти овец.

Перевод с адыгейского Р. Заславского.

Ведущий: Мы с Аясом приглашаем вас поиграть в игру «Чабаны».

Организация игры. Для проведения игры необходимы 2 стула, которые стоят друг от друга на расстоянии примерно 10 метров; воздушные шары 2 цветов в количестве 10 штук; 2 пустые пластмассовые бутылки. По сигналу ведущего «2 чабана» должны загнать своих «овец» (шары) в свои «пещеры» (стулья) пластмассовыми бутылками. Это нужно сделать быстро, при этом не потерять ни одной «овцы». Награждение победителей.

Ведущий:На празднике Наадым проводится ритуал обработки шерсти. Катание войлока-это тоже праздник.

Исполняется танец «Прядение шерсти»

Ведущий: В нашей республике много известных чабанов. Вот их портреты. На нашем празднике мы посвящаем песню «Кадарармен» всем чабанам.

Ведущий: Молодцы! В честь праздника Наадыма мы танцуем танец «Аъдым».

Ведущий: Во время праздника играли в национальные игры, состязались в стрельбе из лука, в борьбе. Настало время для игр. Чабан должен хорошо сидеть в седле. Тувинские мальчики садились на коня с 7-8 лет. Игра «Наездники»-для наших мальчиков. (содержание игры)

Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Приглашаем самых сильных на конкурс «Перетягивание каната». Награждение.

Ведущий: Как и в старину, во время нашего праздника наступило время для соревнования борцов-хурешистов.

Перед соревнованием читается стихотворение Г. Дергачева «Борьба куреш»

У добра не ищут злости,

Но имеется настрой,

Не трещат, конечно, кости,

И куреш* не смертный бой.

Пояса стянули крепко.

Первым кто начнёт приём?

Есть соперника подъём!

Синий пояс или красный

В этот раз одержит верх?

Риск оправдан тут? Напрасный!

С кем обнимется успех?

Вновь свисток. Что скажут судьи?

Передышка для борцов;

Чуть заметно ходят груди

Иссякают силы сильных.

Стал пассивный побеждать,-

При резервах хитро скрытых

Чемпионом** может стать!

Ведущий: Приглашаем борцов на ковёр. Все участники соревнования выходят в центр круга, исполняют «танец орла», поклоны друг другу и «судьям». Победитель опять воспроизводит «полёт орла». Победившему во всех турах присваивают титул «Начын моге», второму-«Арзылан» (лев, третьему-«Чаан»-слон. Награждение.

Ведущий: Наш праздник закончен. Сегодня в играх и соревнованиях мы увидели настоящих подрастающих мужчин. По тувинской традиции мужчина призван быть не только хозяином юрты, скота, отцом семейства, охотником и умельцем, но и властвующим в борьбе, в стремительном беге на коне и способным к меткости в стрельбе.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Для решения поставленной задачи в нашем ДОУ используются разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни, в специально организованной образовательной деятельности и во время мероприятиях, организованных в детском саду и дома. В ДОУ идёт работа по формированию у детей первоначальных представлений о народных праздниках, истории и жизни тувинского и русского народов

Список использованной литературы:

1. газета «Тувинская правда» от 11.08.2011г. «Красочный праздник животноводов Наадым имеет тысячелетнюю историю»

2. Мельник Н. Н., воспитательII квалификационной категории, МКДОУ Детский сад «Белоснежка» г. Надым, (интернет ресурсы, «Ожившие странички истории», (для детей старшего дошкольного возраста,2013г.

3. Салчак О. В., воспитатель 2 квалификационной категории, МБДОУ «Хунчугеш», с. Хемчик Бай-Тайгинского кожууна, методическая разработка «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру», (интернет ресурсы)

«Праздник солнца, праздник лета!» Спортивный праздник для всех возрастных групп Цель: совершенствование выполнения основных движений (бег, прыжки, ходьба, равновесие и т. д., психофизических качеств (быстрота, ловкость,.

Что такое наадым праздник. Смотреть фото Что такое наадым праздник. Смотреть картинку Что такое наадым праздник. Картинка про Что такое наадым праздник. Фото Что такое наадым праздник«Весенний праздник — праздник мам!» Фотоотчёт об утреннике к 8 Марта в первой младшей группе Во всех детских садах прошли праздничные мероприятия,на которых дети поздравляли своих мам,бабушек,сестрёнок и работников детского сада.

Праздник в старшей группе «Вместе с нами встречай лучший праздник — Первомай» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 Праздник для детей старшей группы.

Календарно-обрядовые праздники. Фольклорный праздник в старшей группе «Праздник пастушков» КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ПРАЗДНИК ПАСТУШКОВ Цель: Приобщать детей к традициям народного праздника средствами музыкально – творческой.

«Лучший праздник — праздник мам». Сценарий праздника к 8 Марта в средней группе Ведущая: Добрый день, уважаемые гости, мамы и бабушки. Мы рады снова приветствовать вас в этом зале. Наконец-то, после суровой зимы наступила.

Сценарий праздника для дошкольников к Дню 8 марта «Этот праздник любим мы — праздник мамы и весны!» Цель: Создать праздничное настроение; воспитывать уважительное отношение к родителям. Атрибуты: модуль длинный, цветы из самоклейки, костюм.

Сценарий проведения новогоднего праздника «Здравствуй, праздник Новогодний, праздник елки и зимы». 1)Тема: «Здравствуй, праздник Новогодний, праздник елки и зимы». 2)Аудитория: старшая группа. 3)Место проведения: музыкальный зал. 4)Время.

Спортивный праздник для младшей и средней группы «Праздник с Петрушкой» Место проведения: спортивная площадка. Цели и задачи: развивать ловкость, быстроту, точность, вызвать у детей радость и эмоциональный подъем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *