Что такое наблюдение химия 8 класс
Урок №2. Методы познания в химии
Метод — это способ достижения какой-нибудь цели, решения конкретной задачи.
Есть методы, которые являются общими для всех наук. В то же время для каждой науки характерны свои методы.
Общенаучные методы : наблюдение, эксперимент, моделирование, прогнозирование.
Химические методы : химический эксперимент, анализ и синтез веществ.
Наблюдение — это способ получения информации путём прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.
Наблюдение — это начальный метод познания, позволяющий получить информацию об объекте. Наблюдение является целенаправленным и планомерным методом: оно ведётся для решения заранее поставленных задач, строго по составленному исследователем плану, согласованному с поставленными задачами. Результаты наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т. д.
Наблюдения могут быть непосредственными, воспринимаемыми органами чувств человека, и опосредованными, которые проводятся с использованием приборов: микроскопов, телескопов и др.
Эксперимент — это метод исследования явления в определённых условиях.
Это более сложный метод познания по сравнению с наблюдением. Он отличается тем, что в ходе эксперимента исследователь может изменять условия (давление, температуру, напряжение и т. д.), устранять побочные факторы. Эксперимент может повторяться несколько раз для получения наиболее достоверных результатов.
Моделирование — процесс исследования реального мира с помощью создания абстрактных, графических и математических моделей.
Моделирование основано на изучении модели. Модель строится по подобию оригинала, на ней воспроизводят свойственные оригиналу процессы, и полученные сведения переносятся на моделируемый объект — оригинал.
Пример: в химии широко используются модели молекул, которые помогают понять их строение.
Прогнозирование — научно обоснованное предсказание развития событий или явлений на будущее на основе исследований.
Анализ — разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью изучения их по отдельности.
Анализ позволяет изучить отдельные элементы объекта.
Синтез — соединение составных частей объекта с целью изучения его как единого целого.
Для изучения объекта как единого целого необходимо рассматривать его составные части в совокупности, в единстве. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта.
Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности.
Презентация «Предмет химии. Методы познания в химии» 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Предмет химии. Вещества и их свойства. Научные методы познания в химии
Цель урока: узнать о химии как о науке; систематизировать знания учащихся о научных методах познания.
Задачи: 1) выяснить, что такое химия; 2) рассмотреть научные методы познания в естественных науках; 3) научиться отличать физические тела от веществ, физические свойства от химических.
Физическое тело имеет форму и объем.
Вещество — вид материи, из которой состоит физическое тело.
Распределите в два столбика «вещества» и «физические тела»: а) карандаш б) графит в) железо г) полиэтилен д) линейка е) гвоздь
Свойства веществ — это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой.
Физические свойства: агрегатное состояние цвет плотность теплопроводность электрическая проводимость температуры кипения и плавления
Химия — это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Хеми (на коптском языке) — «чёрный, тайный». Алхимия — это средневековое название химии, данное арабами. «Химия» происходит от греческого глагола хюма — «выливать», поскольку оно связано с металлургией — одной из первых по времени отраслей химии.
Цель алхимии — поиски воображаемого вещества — философского камня.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 — 1765)
Бутлеров Александр Михайлович (1828 — 1886)
Менделеев Дмитрий Иванович (1834 — 1907)
Задачи химии: 1. Изучение веществ, их свойств и прогнозирование относительно их использования в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. 2. Получение веществ, необходимых человеку.
Области применения продуктов химического производства
Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Основные методы познания в химии — это наблюдение, описание, химический эксперимент и измерение.
Научное наблюдение всегда целенаправленное. Необходимо определять и отмечать условия, в которых оно проводится. Описание — перечисление наблюдаемых свойств.
Эксперимент — это метод исследования какого-либо явления в определенных условиях. Эксперимент предполагает создание ситуации, которую надо исследовать, и активное вмешательство исследователя в эту ситуацию.
Измерения физических величин (массы, объема, температур кипения и плавления) необходимы для описания количественных характеристик веществ.
Роберт Бойль (1627 — 1691)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1465004
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока химии в 8 классе на тему: «Методы науки химии»
Содержимое разработки
Конспект урока химии в 8 классе на тему: «Методы науки химии»
Разработка используется для проведения урока химии в 8 классе по изучению методов познания. В ходе урока рассматриваются методы науки химии, проводятся опыты, обсуждается использование методов познания. Урок может быть проведен в 11 класс по курсу «Общая химия».
Цели урока:
1. Формирование представлений о химических свойствах веществ.
2. Ознакомление учащихся с химией как экспериментальной наукой.
Задачи урока:
1. дать представление о методах химического познания, анализа и синтеза химических соединений;
2. развивать умения делать выводы на основе проведенных экспериментов;
3. воспитывать интерес к предмету, умение целенаправленно работать на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, беседа, сравнение, химический эксперимент, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебное пособие, модели, химическое оборудование и реактивы.
Учебное пособие: Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мы закончили с вами изучение темы «Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии». Какие основные химические понятия мы рассмотрели?
Учащиеся повторяют понятия «химическая реакция», «типы химических реакций», «закон сохранения массы веществ».
Как определить, что произошла химическая реакция?
Учащиеся называют признаки химических реакций.
Вы понимаете, для получения этих знаний потребовались исследования многих ученых. Как вы считаете: все ли знания о химических веществах и явлениях получены? (Нет.) Значит, надо ознакомиться с методами познания. Сегодня мы будем изучать новую тему «Методы науки химии».
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Как вы думаете, о чём эта тема?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Химия относится к естественным наукам как и природоведение, физика, география, биология. Эти науки выделяются тем, что рассматривают объекты, предметы, тела, которые нас окружают. Человек склонен познавать то, что он не знает, ему интересно всё, что, так или иначе, будет необходимо в жизни. Но надо уметь добывать эти знания – вот в этом и заключаются методы познания.
Вы изучаете различные естественные науки. На основании каких методов ученые делали открытия, познавали окружающий мир? (Эксперимент, наблюдение, исследование.)
Перечисленные способы являются методами, которые используются и в химии. Сегодня на уроке мы осудим важнейшие методы химии: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, прогнозирование, анализ, синтез.
4. Первичное усвоение знаний и способов деятельности.
Начнем с понятия «метод». Метод – это путь познания окружающего мира и способ действий в решении научно-практических задач.
Учащиеся записывают определение в тетради по стр.84 учебника.
Есть методы, которые являются общими для всех наук. В то же время для каждой науки характерны свои методы. Рассмотрим схему (рис.38, стр.84).
Для изучения этих методов мы проведем практические действия. Предупреждаю, что будем работать с веществами, способными вызвать химические ожоги, поэтому необходимо соблюдать правила безопасности. Приготовьте рабочие места к проведению практической части: мы проведем опыт по взаимодействию цинка с соляной кислотой.
Проведение опыта.
Что мы наблюдаем? (Выделение газа.)
Запишем уравнение химической реакции:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Какие методы были задействованы? (Эксперимент, наблюдение.)
А можно было прогнозировать результат реакции? (Да, происходит реакция замещения, металл цинк вытесняет атомы водорода – газообразного вещества.)
Не все реакции можно провести в лабораторных условиях. Но тогда их можно смоделировать. Например, хлор – ядовитый газ, работать с ним в школьной лаборатории небезопасно. В то же время мы изучаем реакции с его участием, в частности с водородом. Давайте рассмотрим эту реакцию с помощью моделей молекул.
Работа с моделями молекул веществ, затем запись химического уравнения.
H2 + Cl2 = 2HCl
Какой метод химии вам кажется самый интересным? (Эксперимент.)
Эксперимент – это целенаправленное, контролируемое воздействие на какой-либо объект изучения или исследования. (стр.85)
Послушайте историю одного химического открытия. Как и другие ученые, английский химик Роберт Бойль провел множество опытов. Но отличительной чертой его характера было то, что во всех наблюдаемых явлениях он хотел разобраться и понять, почему происходит именно так. Однажды к нему в лабораторию из любопытства заглянул садовник, который принес фиалки. Химик не мог отвлечься от опыта, но взял цветы и, понюхав букет, положил рядом с местом опыта. В какой-то момент в колбе началась бурная реакция, а образующиеся газы быстро расползлись по комнате. Ученый был поглощен работой, но когда закончил опыт, его взгляд случайно упал на цветы. Как ни странно, от цветов шел дым. Желаю как-то сохранить цветы, ученый окунул их в стакан с водой. И случилось удивительное: темно-фиолетовые лепестки фиалок стали вдруг красными. Кто-то принял бы это просто как странное явление, но Роберта Бойля случай взволновал как проницательного ученого. Он провёл ряд экспериментов, в которых опускал цветы в разные растворы и наблюдал за изменениями. Ему очень хотелось раскрыть эту тайну. Ведь если фиалки в некоторых растворах меняли свой цвет, значит, они на что-то указывали. Мало того: Бойль начал исследовать и другие растения, мхи, лишайники. Лучше всего показались опыты с лакмусовым лишайником, который быстро менял окраску. Настоем этого лишайника ученый пропитал полоски бумаги, высушил и получил приспособление для распознания растворов. Роберт Бойль назвал его индикатором (от латинского «указатель»), им и сейчас пользуются все химики.
Согласитесь, очень интересная и поучительная история. А какие методы в ней выявляются? (Наблюдение, химический эксперимент.)
Открытие индикаторов позволило проводить качественный анализ, т.е. распознавать вещества. Сейчас известны различные химические индикаторы, с некоторыми нам предстоит работать в дальнейшем: лакмус, фенолфталеин, метилоранж. Сегодня мы воспользуемся универсальным индикатором.
Перед вами пластинки для капельного анализа. В лунках находятся кусочки универсального индикатора. Подготовьте растворы соляной кислоты, гидроксида натрия и воду. На полоски, находящиеся в первом ряду надо нанести капли каждого вещества в следующей последовательности: в первую – кислоту, во вторую – щелочь, а в третью – воду.
Учащиеся выполняют опыт.
Что вы видите? (Индикатор изменил окраску в первой на красный цвет, во второй потемнел, а в третьем цвет практически не изменился.)
Среду кислот называют кислой, щелочей – щелочной, среда воды является нейтральной.
Выполняется запись в рабочих тетрадях.
Всё познается в сравнении. Такие же полоски есть и во втором ряду. К ним надо будет прилить другие растворы. Подготовьте растворы хлорида натрия, сульфата алюминия и карбоната натрия. Приливаем несколько капель растворов в такой последовательности в лунки второго ряда. Что вы видели? (Индикатор поменял окраску во второй и третьей, а первой цвет не изменился.)
5. Первичная проверка понимания.
Что можете сказать по наблюдениям в опытах с растворами? (Раствор карбоната натрия обладаем свойством щелочи, сульфата алюминия – кислоты.)
А как мы это установили? (Сравнили изменение цвета индикатора.)
Таким образом, мы провели анализ среды растворов, что позволяет не только узнать свойства веществ, но и распознавать их.
Но химия не только теоретическая и экспериментальная наука, она является и точной наукой. Химические расчеты очень важны. Изучая тему «Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии», вы поняли, что они позволяют рассчитывать необходимые количества веществ. Рассматривая понятие «массовая доля элемента», вы соприкоснулись с основами количественного анализа.
Проблемный вопрос: Два газа – углекислый СО2 и SO2. Химические формулы веществ сходны: с атомом элемента соединены два атома кислорода. Но одинакова ли в этих веществах массовая доля кислорода? (Нет, в углекислом газе содержание кислорода должно быть больше, т.к. относительная атомная масса углерода меньше, чем у серы.)
Домашнее задание: вычислить массовую долю кислорода в составе углекислого и сернистого газов.
Вы предположили результат вычислений по домашнему заданию, а значит, использовали метод прогнозирования.
Мы живем в мире химических веществ. Человек научился получать такие вещества, которых в природе нет, например, полиэтилен, пластмассы. Они получены в результате химического синтеза. Синтез – получение сложных веществ из более простых веществ путем химических реакций. В дальнейшем нам предстоит рассмотреть множество реакций синтеза.
6. Первичное закрепление.
Какими методами дополнительно к общенаучным обладает химия? (Химический эксперимент, анализ, синтез.)
В чем опыт эксперимент отличается от опыта? (Эксперимент предполагает исследование нового, достижение цели, а опыт может проводиться при заранее определенном результате.)
Как думаете, какие методы химии используются чаще? (Скорее всего, чаще применяются опыты и наблюдения.)
Действительно, на практике больше проводятся эти методы (опыты, наблюдения), однако любознательность человека влечет его экспериментировать. Проведение экспериментов не исключает моделирование реакций: ведь мы не можем увидеть атомы и молекулы, но можем изготовить их модели. Необходимо и прогнозировать результат реакции, иначе нельзя обеспечить безопасность опытов и экспериментов.
7. Контроль усвоения знаний и их коррекция.
Ещё раз посмотрите на схему (стр.84). Повторите методы химии друг другу. Можете задавать вопросы, для чего применяется тот или другой метод.
Если не смогли запомнить все методы, то повторите их дома по учебнику и сделанным на уроке записям в рабочих тетрадях.
8. Домашнее задание, инструктаж к его выполнению.
В дневниках сделайте запись: §21, задания №1, 2 (устно), 3 (письменно).
9. Подведение итогов занятия и рефлексия.
Что вы нового узнали на уроке? (Методы науки химии.)
Что такое метод? (Метод – это путь познания окружающего мира и способ действий в решении научных и практических задач.)
Какие методы вы узнали? (Наблюдение, эксперимент, анализ – качественный и количественный, синтез, моделирование, прогнозирование.)
Какие вещества называются индикаторами? (Индикаторы – вещества, изменяющие свою окраску в присутствии кислот и щелочей.)
Основные методы познания химии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 2 Дата 07.09.2021
Тема: Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
Цель: Систематизировать знания о научных методах познания, используемых в естественных науках. Дать научные определения основным методам познания в химии.
Основные понятия: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.
1. Предметные: знать основные методы исследования используемые в химии. Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии.
2. Метапредметные: понимать значение терминов (теория, эксперимент…); развивать умение формулировать выводы.
3. Личностные: формировать мотивацию к познавательной деятельности.
4. Основные виды деятельности учеников: демонстрация правильного использования лабораторного оборудования.
Тип урока: лекция, беседа.
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
Выступления учащихся с творческим заданием: рассказ на тему «Какой была бы жизнь, если бы люди не знали химии».
3. Изучение нового материала.
Что мы сегодня с вами узнаем?
— Как ученые изучают природу?
-Что такое научные методы познания?
-Основные методы познания окружающего мира.
В ходе изучения нового материала учащиеся заполняют опорную схему конспект.
Беседа. Учащимся задается вопрос: «Каким способом мы получаем наибольшую часть информации?». (Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств).
Наблюдение — это описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
3)отсутствие деятельности, направленной на преобразование, изменение объектов познания;
4)сопровождается описанием объекта познания;
Классификация наблюдений по способу проведения:
1. Непосредственные – воспринимаются органами чувств человека.
2. Опосредованные – проводятся с использованием технических средств наблюдения (микроскоп, телескоп….)
Беседа. Научное наблюдение и житейское наблюдение. Чем они отличаются?
Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей.
Эксперимент – это метод исследования какого-либо явления в определенных условиях.
1. Возможность преобразовывать исследуемый объект;
2. возможность создания искусственных условий его изучения;
3. возможность вмешиваться в естественное течение процессов;
4. возможность воспроизведения.
Классификация экспериментов по характеру решаемых проблем:
1. Исследовательские – направлены на обнаружение новых, неизвестных науке свойств изучаемого объекта.
2. Проверочные – служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических положений.
Измерение — это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств и сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
ИЗМЕРЕНИЯ : прямые; косвенные.
Прямые – измерения, при которых значения измеряемой величины выдается непосредственно измерительным прибором.
Косвенные – искомое значение величины определяют по формуле, используя данные, полученные при прямых измерениях.
1. Мысленное – различные мыслительные представления в форме тех или иных воображаемых моделей.
2. Физическое – характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом.
3. Символическое – связано с построением графиков, схем.
4. Численное – моделирование на ЭВМ.
Подумай, где в жизни ты встречаешься с описанными методами познания?
А теперь поговорим про то, как нельзя себя вести в кабинете химии.
Объяснение ведется с элементами беседы.
1. Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
2. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
3. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
4. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
5. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
6. Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
7. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
8. Не пробуйте вещества на вкус.
9. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
10. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
11. Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
12. Опыты производите только над столом.
13. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
14. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
15. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
В процессе изучения предмета и при выполнении практических и лабораторных работ мы будем пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.
Посуда изготовлена из стекла и фарфора. Применение стекла в химическом эксперименте основано на его свойствах: твёрдость, прозрачность, химическая устойчивость, гладкая поверхность. Недостаток – хрупкость.
Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов:
Посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы.