В узком смысле В. д. в ВС РОССИИ Советского и Федерального периодов, означает систему знаний, умений и навыков, необходимых военнослужащим и военнообязаным для успешного выполнения своего воинского долга.
Литература
Источник: ВЭС, Москва (М.), Военное издательство (ВИ), 1984 год (г.).—78.85.116.141 13:17, 11 апреля 2009 (UTC)
Смотреть что такое «Начальная военная подготовка» в других словарях:
Начальная военная подготовка — составная часть подготовки молодёжи к воеинои службе. В СССР проводится нщ основе Закоиа о всеобщей воиц« ской обязанности с юношами допризывного и призывного возраста (без отрыва от производства и учёбы) в общеобразовательных школах (начиная с 9 … Словарь военных терминов
Подготовка — тренировка мероприятия для обучения персонала: Контраварийная подготовка Подготовка специалистов по оцениванию за рубежом Огневая подготовка Начальная военная подготовка План мероприятия преднзначенные для организации проведения той или иной… … Википедия
Вневойсковая подготовка — часть системы военного обучения населения, проводимая вне рядов армии. Применяется в большинстве государств. Широкое распространение получила с возникновением массовых армий, сокращением сроков действительной военной службы и возросшей… … Большая советская энциклопедия
Допризывная подготовка — военное обучение молодёжи допризывного возраста. В СССР введена декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923. Согласно Закону об обязательной военной службе 1925, Д. п. осуществлялась на учебных сборах общей продолжительностью 2 учебных… … Большая советская энциклопедия
Допризывная подготовка — военное обучение молодёжи допризывного возраста с целью подготовки к службе в ВС. В СССР в 1967 г. для допризывников введена начальная военная подготовка. Д. п. проводится и в других странах … Словарь военных терминов
НВП — начальная военная подготовка … Словарь сокращений русского языка
алғашқы әскери дайындық — (Начальная военная подготовка) 1995 ж. қабылданған Жалпыға бірдей әскери міндеттілік туралы заң негізінде жалпы білім беретін орта мектептерде, техникумдар мен техникалық училищелерде жүргізілетін дайындық. Қазақстанның әрбір азаматы әскери… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
Карагандинский государственный технический университет — Карагандинский государственный технический университет … Википедия
Вооружённые силы СССР — Вооружённые Силы Союза Советских Социалистических Республик Эмблема РВС РСФСР. 1918. Эмблема ВС. Годы существования … Википедия
Вооружённые Силы СССР — Запрос «ВС СССР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Союза Советских Социалистических Республик … Википедия
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитание детей опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы в области воспитания и социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного российского общества и государства глобальные вызовы и условия развития страны и мирового сообщества.
В связи с этим предназначение данной программы заключается в том, что она призвана содействовать в формировании социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, экскурсионно-туристических и других направлений воспитательной деятельности.
Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:
Цели и задачи программы:
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
Приоритеты реализации программы:
Формы учебных занятий:
Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
2. Учебный план
Раздел
Количество часов
Теория
Практика
Итого
Основы обороны государства
Основы военной службы
Основы медицинских знаний
Итого:
34
3. Содержание программы
Раздел 1. Основы обороны государства
Тема
Количество часов
Теория
Практика
История создания Вооруженных Сил России
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и их предназначение
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа вооруженных сил
Другие войска их состав и предназначение
Раздел 2. Воинская обязанность
Количество часов
Ритуалы вооруженных Сил Российской Федерации
Размещение и быт военнослужащих
Организация караульной службы
Модуль 3. Гражданская оборона
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны
Средства индивидуальной защиты
Раздел 4. Основы медицинских знаний
Количество часов
Общие правила оказания первой помощи
Оказание первой помощи при наружном кровотечении
Оказание первой помощи при ушибах и переломах
Первая помощь при неотложных состояниях
Общие правила транспортировки пострадавшего
4. Методическое обеспечение программ
Важнейшее требование к занятиям:
• дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; • формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.
Используются методика, основанная на постепенном изучении программного материала.
Дидактические принципы построения образовательного процесса
Методы, используемые в процессе обучения
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:
5. Список литературы
Литература к разделу программы «Общефизическая и специальная физическая подготовка»
Литература к разделу программы«Основы выживаемости»
Литература к разделу программы «Ориентирование, топография»
Документы и материалы на основании которых составлена программа
Нормативно-правовые акты и документы:
Средства необходимые для реализации программы
Примерные вопросы для итоговой аттестации
Примерные контрольные тесты по теме «Первая медицинская помощь»
1) Механическая антисептика
А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма; применяются антибиотики, ферменты или сыворотки
2) Химическая антисептика
Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется гипертонический раствор или бактерицидная лампа
Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических средств, синтетических сульфаниламидных препаратов
10. Установите очередность действий по наложению жгута: А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30–40 см ближе к середине; Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке; В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств; Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения; Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром; Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани; Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20–30 см.
А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки нарушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают нарушения дыхания
Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние раздражители
В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблением кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39–40 o С
Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное возбуждение, нарушение сна
10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»: А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость; Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область; В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области; Г) конец бинта крепят к одной из держалок; Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок; Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин; Ж) держалки связывают под подбородком; З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.
А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает
Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей
В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается также омертвение кости
Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи
10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»: А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области; Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец; В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью; Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца); Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы; Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.
Депутаты Госдумы предлагают вернуть в школы начальную военную подготовку уже в следующем году.
Законопроект уже разработан, сейчас ожидается отзыв из Минобороны и Минобразования. Напомним: начальную военную подготовку (НВП) из школьной программы исключили еще в 1993 году. Тогда сочли, что скоростная сборка-разборка автомата Калашникова и метание гранат как-то плохо вяжется с новой идеологией открытого мира и разоружением бывших противников холодной войны.
С чем связана реанимация забытого предмета? Будет ли он интересен современным старшеклассникам? Пострелять на полигоне из настоящего автомата готовы многие ребята, а вот за минуту надевать противогаз и строем маршировать мало кому понравится, особенно девчонкам. Может, военная подготовка нужна только в кадетских классах? Зачем НВП всем без исключения, ведь учебная нагрузка особенно на выпускников и так большая? На эти и другие вопросы ответили директор Навигацкой школы Иван Баталов и старший преподаватель-наставник кадетских классов школы № 70, а также действующий учитель обществознания и ОБЖ школы села Выселки, капитан 3 ранга запаса Игорь Реутов. По мнению Игоря Сергеевича, из обучающих программ выпал очень важный компонент — воспитание защитника Отечества, воспитание мужественности, патриотизма. Конечно, об этом идет разговор на уроках истории, литературы, но именно с помощью НВП когда-то воспитывалась смелость, решительность, добросовестность, способность защитить близких, готовность служить Отечеству.
— Молодежь сейчас резко разделилась, — констатировал собеседник. — Одним родители в семейном воспитании дают необходимые азы и ориентиры, ребята посещают детские клубы патриотической направленности, они и в дальнейшей взрослой жизни становятся успешными молодыми людьми. А те, которые в детстве «стояли в сторонке» и ничего не получили, к большому сожалению, пополняют ряды наркоманов, бездельников, незаконопослушных граждан. Ввести НВП надо для чего? Мы же граждане своей страны, у нас есть права и обязанности, и каждый должен уметь защищать свою Родину. Предмет совершенно не лишний! Я преподаю обществознание в школе. В ходе общения с разными учениками обнаруживается: у части детей нет понимания и объяснения, что такое, и зачем нужен патриотизм. В чем смысл долга гражданина? Есть такие, кто считает: никакого героизма никогда не было, и он не нужен. Сегодня надо зарабатывать деньги! У них циничное, потребительское отношение к обществу, они не хотят слышать ни про какие взаимные гражданские права и обязанности…
— Где взять хороших учителей НВП? Ведь пользоваться авторитетом у подростков не так-то просто…
— Нужны те, кто прошел через государственную и военную службу. Кадры для преподавания НВП можно привлечь через патриотические объединения города. Успешно работает, например, детская школа «Гранит», Навигацкая школа и многие другие, где есть преподаватели. Можно проработать вопрос с военным комиссариатом, пригласить бывших преподавателей военных училищ.
— В школе есть «Основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ), в рамках этой дисциплины предусмотрены часы и на НВП. Не будет ли дублирования? Почему именно нужен отдельный предмет НВП?
— Сама программа ОБЖ ориентирована на освещение вопросов сохранения здоровья и жизни. Тема военной службы «размыта». Только в старших классах предусмотрены 10-12 часов для военной подготовки, и их катастрофически не хватает. Если же введем НВП отдельно (например, с пятого-шестого класса), сможем предметно раскрыть данное направление. Темы государственной гражданской службы, службы в вооруженных силах можно расширить за счет сокращения таких тем в ОБЖ, как, например, «Вулканы, землетрясения, наводнения». В нашей местности перечисленные явления слабо выражены или их нет, поэтому и тема не совсем актуальна. Можно сформулировать название предмета как «Основы государственной, воинской службы и безопасной жизнедеятельности». При такой формулировке на первый план вышла бы профориентация. Рассуждать можно много.
Мы и родителям в кадетских классах объясняем: «Пусть не все из детей станут моряками. Но полученные знания пригодятся и спасателю, и пожарному, и скалолазу, и медицинскому работнику». Возьмем историю России: адмиралы Нахимов и Синявин, мореплаватель, адмирал Беллинсгаузен, композитор Римский-Корсаков и многие другие исторические личности прошли через обучение в кадетских корпусах. У них была заложена та «косточка», которая сформировала жизненный стержень, позволивший им делами прославлять Отечество. Они были грамотными, разносторонними, интересными людьми с ярко выраженной гражданской позицией.
— Как вы думаете, с введением НВП отказников от армии будет меньше?
— Однозначно. Ребята не будут бояться армии, поймут, что вооруженные силы — это отражение нашего общества. Хулиганы есть и в детских садах, и в школах, во многих коллективах. Но за неуставные взаимоотношения в армии и флоте более строгие и серьезные наказания, чем, например, в школе.
— Связано ли введение НВП с событиями на Украине?
Иван Баталов:
— Может, лучше, чтобы армия была профессиональной?
— Профессионалов готовят военные училища, а кто туда пойдет, если на уроках того же НВП мы не объясним каких-то элементарных вещей, не будем вести в школе работу по профориентации? Хорошо, что, выходя из военного училища, ребята имеют и гражданскую специальность. Ни для кого не секрет, что на всех предприятиях, в частных компаниях и фирмах работают офицеры запаса.
— И последний вопрос: реально ли уроки НВП максимально приблизить к практике, приемы ведения боя ребятам показать?
Игорь Реутов:
— Вполне реально, исходя из современных условий — сегодня есть страйкбол, пейнтбол, лазертаг. Каждая школа может приобрести оборудование и устраивать соревнования в стиле «Зарницы». Комплект для школы можно приобрести за 40-50 тысяч рублей. Человека в военизированной игре «застрелить» — не главное, важно научиться быстро принимать решение в условиях нештатных ситуаций. Да и сама спортивная стрельба развивает выдержку, умение сосредоточиться и другие качества. И еще очень важный момент: наши ребята должны знать, как защититься в случае техногенной катастрофы — в нашем городе ведь много химических предприятий. Все это можно преподавать на уроках НВП. Мое убеждение в том, что начальная военная подготовка является базовым предметом в школьной программе.
Подготовка гражданина к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
• получение необходимых знаний в области обороны;
• медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина — лечебно-оздоровительные мероприятия.
Подготовка учащихся к военной службе осуществляется также в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором предусмотрено получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков по гражданской обороне. Обязательная подготовка граждан к военной службе может также осуществляться в ходе военных сборов.
Медицинские обследования и освидетельствования, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.
В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе, комиссия по постановке граждан на воинский учет может направить его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.
Обязательная подготовка граждан к военной службе
Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
• получение начальных знаний в области обороны;
• подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
• подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
• медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
• проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.
Первый период – подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.
Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до момента отправки их к месту прохождения военной службы.
В первый период эта подготовка в основном направлена на достижение необходимого общеобразовательного уровня, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям:
Во второй период подготовка граждан к военной службе носит более целенаправленный характер.
В это время призывнику следует более детально ознакомиться с основами военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. Уяснив требования к своей военной специальности, призывник должен спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по предназначенной воинской специальности.
Воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы:
Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
• занятия военно-прикладными видами спорта;
• овладение военно-учетными специальностями;
• военную подготовку в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
• обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;
• обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при вузах.
Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.
Несовершеннолетний гражданин мужского пола — сирота или оставшийся без попёчения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов — по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.
Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Те из них, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.
К военно-прикладным видам спорта относятся:
• авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет и др.) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа;
• автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.);
• водно-моторный спорт, скоростные соревнования и туризм на моторных судах;
• воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха;
• греблю на ялах (вид гребного спорта);
• дельтапланерный спорт (разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов);
• мотоциклетный спорт, соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог;
• мотобол (игра в мяч на мотоцикле);
• подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения (акваланг, маска, ласты);
Овладение военно-учетными специальностями.
Гражданин, овладевший медицинской или сложной технической военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать род войск (службу) в соответствии с полученной специальностью.
Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан
Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются нахимовское военно-морское, военно-музыкальное и суворовские военные училища, а также кадетские корпуса.
Обучение в этих образовательных учреждениях проводится с целью формирования у обучаемых чувства верности конституционному и воинскому долгу, любви к военной службе, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера; воспитания у учащихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.
Во всех суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах (кроме Кронштадтского морского, Военно-космического и Горского кадетских корпусов) срок обучения – 3 года. В них принимают мальчиков после окончания 8 класса. В Кронштадтском морском, Военно-космическом и Горском кадетских корпусах срок обучения – 7 лет. Сюда принимают мальчиков, окончивших 4 класса. В военных оркестрах осуществляется обучение по военной подготовке юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.
Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса ВС РФ.
Студенты – граждане РФ, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям, – вправе заключить с МО РФ контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву.
Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно включает в себя теоретический и практический курсы обучения в вузе, а также учебные сборы, проводимые в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах. На военное обучение в вузе отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.
Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.
В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.
Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас.
Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.
Срок военной службы для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, составляет 24 месяца. Началом военной службы для них считается день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
В соответствии с ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей.
Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела. (Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет приведено в табл. 1.)
При проведении медицинского освидетельствования врачи-специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии одной из категорий годности к военной службе:
«А» – годен к военной службе;
«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
«В» – ограниченно годен к военной службе;
«Г» – временно не годен к военной службе;
«Д» – не годен к военной службе.
Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу установленным порядком. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в воздушно-десантные войска, морскую пехоту и Военно-Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас ВС РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27-летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.
Соотношение роста и массы тела у лиц в возрасте 18–25 лет
Примечание: гипотрофия – одна из форм хронического расстройства питания, при которой снижается масса тела и постепенно развивается истощение.
Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, учитываются военным комиссариатом и направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается гражданину при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.
Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно-учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме их медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. Профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально-психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно-учебных заведениях или подготовке по военно-учетным специальностям в государственных и общественных организациях.
По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:
а) рекомендуется в первую очередь – первая категория; отнесенные к этой категории граждане по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей;
б) рекомендуется – вторая категория; отнесенные к этой категории граждане в основном соответствуют требованиям воинских должностей;
в) рекомендуется условно – третья категория; отнесенные к этой категории граждане минимально соответствуют требованиям воинских должностей;
г) не рекомендуется – четвертая категория; отнесенные к этой категории граждане не соответствуют требованиям воинских должностей.
Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям и на обучение в военно-учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.