Что такое начало индикта церковное новолетие

Празднование Начала индикта — церковного новолетия

Что такое начало индикта церковное новолетие. Смотреть фото Что такое начало индикта церковное новолетие. Смотреть картинку Что такое начало индикта церковное новолетие. Картинка про Что такое начало индикта церковное новолетие. Фото Что такое начало индикта церковное новолетие

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV — нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя. и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш. и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Источник

Индикт, индиктион

Инди́кт – цер­ков­ный новый год, цер­ков­ное ново­ле­тие, совер­ша­е­мое 14(1) сен­тября (граж­дан­ское ново­ле­тие совер­ша­ется 1(14) января)).
Индиктио́н (индикт) — период лето­ис­чис­ле­ния в 15 лет с нача­лом 1‑го сен­тября. В хри­сти­ан­скую эпоху при св. рав­ноап. Кон­стан­тине Вели­ком период в 15 лет лёг в основу лето­ис­чис­ле­ния, начи­ная с 312 года.
Вели­кий индиктио́н – период вре­мени в 532 года, назы­ва­е­мый вели­ким пас­халь­ным кругом, по исте­че­нии кото­рого даты празд­но­ва­ния Пасхи сле­дуют в том же порядке, как в пред­ше­ство­вав­ший период.

Что такое начало индикта церковное новолетие. Смотреть фото Что такое начало индикта церковное новолетие. Смотреть картинку Что такое начало индикта церковное новолетие. Картинка про Что такое начало индикта церковное новолетие. Фото Что такое начало индикта церковное новолетие

Счет обра­ще­ний вели­кого индик­ти­она ведет начало от Сотво­ре­ния мира и чело­века. По пас­халь­ным вычис­ле­ниям от Сотво­ре­ния мира до Рож­де­ства Хри­стова прошло 10 полных обра­ще­ний и 188 лет из сле­ду­ю­щего 11-го обра­ще­ния индик­ти­она. Один­на­дца­тое обра­ще­ние завер­ши­лось в 344 году по Рож­де­стве Хри­сто­вом, в 876 году завер­ши­лось 12‑е обра­ще­ние, в 1408 году – 13‑е, в 1940 году – 14‑е, с 1941 года идет 15‑е обра­ще­ние, кото­рое закон­чится 2472 годом, после чего нач­нется 16‑е обра­ще­ние индик­ти­она и таким поряд­ком будет сле­до­вать дальше.

Непо­движ­ные дни бого­слу­же­ния начи­нают свой круг с 1‑го сен­тября, кото­рое явля­ется Цер­ков­ным ново­ле­тием, «Новым Годом» (и носит в бого­слу­же­нии этого дня назва­ние Индикта).

Источник

Начало индикта — Церковное новолетие: история, смысл, богослужение

Что такое начало индикта церковное новолетие. Смотреть фото Что такое начало индикта церковное новолетие. Смотреть картинку Что такое начало индикта церковное новолетие. Картинка про Что такое начало индикта церковное новолетие. Фото Что такое начало индикта церковное новолетие

Что такое Церковное новолетие (индикт)? Какого числа оно начинается? Какой православный смысл несёт? Об этом Вы узнаете из нашей познавательной статьи.

Индикт — Церковное новолетие

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.

История Индикта

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие.

Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января.

В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

Вы прочитали статью Индикт — Церковное новолетие: история, богослужение. Если Вы хотите знать об этом больше, прочитайте следующие статьи:

Источник

Празднование Начала индикта – церковного новолетия

1 сен­тября (14 сен­тября по новому стилю) Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью празд­ну­ется цер­ков­ное ново­ле­тие (начало цер­ков­ного года), назы­ва­е­мое также Нача­лом индикта.

В VI в., в цар­ство­ва­ние Юсти­ни­ана I (527–565), в хри­сти­ан­ской Церкви вво­дится кален­дар­ное счис­ле­ние по индик­там или индик­ти­о­нам (от лат. indictio – объ­яв­ле­ние), 15-летним пери­о­дам нало­же­ния дани. Под indictio в Рим­ской импе­рии пони­ма­лось обо­зна­че­ние цифры пода­тей, кото­рые сле­до­вало собрать в данном году. Таким обра­зом, финан­со­вый год в импе­рии начи­нался «ука­за­нием» (indictio) импе­ра­тора, сколько нужно собрать пода­тей, при этом каждые 15 лет про­из­во­ди­лась пере­оценка имений (по мнению В. В. Боло­това индик­ти­оны имели еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние). Офи­ци­аль­ное визан­тий­ское счис­ле­ние, так назы­ва­е­мые индик­ти­оны Кон­стан­тина Вели­кого или Кон­стан­ти­но­поль­ское счис­ле­ние, начи­на­лось с 1 сен­тября 312 г.

В Визан­тии цер­ков­ный год не всегда начи­нался с 1 сен­тября – и на латин­ском Западе, и на Востоке было хорошо известно мар­тов­ское лето­счис­ле­ние (когда нача­лом года счи­та­ется 1 марта или 25 марта (дата празд­ника Бла­го­ве­ще­ния)). В целом, тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние ново­ле­тия 1 сен­тября можно счи­тать позд­не­ви­зан­тий­ским явле­нием.

В этот день Цер­ковь вспо­ми­нает, как Гос­подь Иисус Хри­стос прочел в сина­гоге в г. Наза­рет про­ро­че­ство Исаии ( Ис. 61:1–2 ) о наступ­ле­нии лета бла­го­при­ят­ного ( Лк. 4:16–22 ). В этом чтении Гос­пода визан­тийцы видели Его ука­за­ние на празд­но­ва­ние дня нового года; Пре­да­ние свя­зы­вает само это собы­тие с днем 1 сен­тября. В Мено­ло­гии Васи­лия II (X в.) гово­рится: «С этого вре­мени Он даро­вал нам хри­сти­а­нам этот святой празд­ник» (PG. 117. Col. 21 ). И доныне в Пра­во­слав­ной Церкви 1 сен­тября за литур­гией чита­ется именно это еван­гель­ское зачало о про­по­веди Спа­си­теля.

То же Еван­ге­лие чита­лось Пат­ри­ар­хом и в особом чине лето­про­вод­ства – празд­нич­ной службе, совер­шав­шейся 1 сен­тября. Зна­ме­на­тельно, что Еван­ге­лие читал сам Пат­ри­арх – в прак­тике Кон­стан­ти­но­поль­ской Церкви в позд­не­ви­зан­тий­ское время Пат­ри­арх сам читал Еван­ге­лие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Вели­кой пят­ницы (первое из 12 Страст­ных Еван­ге­лий) и на литур­гии и вечерне пер­вого дня Пасхи.

Согласно Типи­кону Вели­кой церкви и визан­тий­ским слу­жеб­ным Еван­ге­лиям, чин лето­про­вод­ства имеет сле­ду­ю­щий поря­док: после утрени архи­ерей с про­цес­сией под пение «боль­шого» Три­свя­того исхо­дит на город­скую пло­щадь. Когда про­цес­сия достиг­нет пло­щади, диакон воз­гла­шает екте­нию, и поются 3 анти­фона. После анти­фо­нов архи­ерей про­из­но­сит воз­глас, бла­го­слов­ляет трижды народ и садится на седа­лище. Далее сле­дуют про­ки­мен и Апо­стол; по Апо­столе архи­ерей, бла­го­сло­вив трижды народ, начи­нает чтение Еван­ге­лия. Затем про­из­но­сятся литий­ные про­ше­ния; по окон­ча­нии про­ше­ний и гла­во­пре­клон­ной молитвы певцы начи­нают петь тро­парь 2 гласа: Всея твари Соде­телю…, и про­цес­сия идет в храм для совер­ше­ния Боже­ствен­ной литур­гии.

Отме­тим инте­рес­ные осо­бен­но­сти, содер­жа­щи­еся в мос­ков­ском и нов­го­род­ском чинах (подроб­нее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паре­мий про­то­поп совер­шал чин водо­освя­ще­ния до момента погру­же­ния креста. Затем, после чтения Еван­ге­лия, свя­ти­тель погру­жал крест в воду при пении тро­паря: Спаси, Гос­поди, люди Твоя… и омывал иконы губой, омо­чен­ной в освя­щен­ной воде, после чего чита­лись молитва Пат­ри­арха Фило­фея Кон­стан­ти­но­поль­ского: Вла­дыко Гос­поди Боже наш… и гла­во­пре­клон­ная молитва. В мос­ков­ском печат­ном чине опи­сы­ва­ется, кроме того, обряд при­ше­ствия царя к дей­ству (в Москве чин совер­шался на собор­ной пло­щади Мос­ков­ского Кремля, и царь чаще всего при­бы­вал туда уже после при­хода Пат­ри­арха с крест­ным ходом, но иногда мог при­хо­дить и вместе с ним), его встречи и поздра­ви­тель­ной речи к нему Пат­ри­арха. В Нов­го­роде слу­жа­щий свя­ти­тель обра­щался с поздрав­ле­нием к вое­во­дам и народу с про­из­не­се­нием «титла» о цар­ском мно­го­лет­нем здра­вии.

Киев­ский чин отли­чался от мос­ков­ского и нов­го­род­ского. В нем не ука­заны крест­ный ход на пло­щадь, водо­освя­ще­ние и омо­ве­ния икон. Чтение Еван­ге­лия совер­ша­лось в храме, не было паре­мий и Апо­стола. Лития совер­ша­лась пред храмом: сна­чала дважды обхо­дили храм с крест­ным ходом при пении стихир, в третье обхож­де­ние оста­нав­ли­ва­лись пред каждой сто­ро­ной храма, и диакон про­из­но­сил екте­нию; перед запад­ной сто­ро­ной свя­ти­тель читал молитву. Обряд поздрав­ле­ния также не указан в киев­ском чине.

Пре­кра­ще­ние совер­ше­ния чина лето­про­вод­ства свя­зано с изда­нием Петром I указа о пере­носе начала граж­дан­ского нового года на 1 января. В послед­ний раз чин был совер­шен 1 сен­тября 1699 г. в при­сут­ствии Петра, кото­рый, сидя на уста­нов­лен­ном на крем­лев­ской собор­ной пло­щади пре­столе в цар­ской одежде, при­ни­мал от Пат­ри­арха бла­го­сло­ве­ние и поздрав­лял народ с новым годом. 1 января 1700 г. цер­ков­ное тор­же­ство огра­ни­чи­лось молеб­ном после литур­гии, чин же лето­про­вод­ства не совер­шался.

С тех времен празд­но­ва­ние цер­ков­ного ново­ле­тия 1 сен­тября не совер­ша­ется с былой тор­же­ствен­но­стью, хотя Типи­кон доныне пола­гает этот день малым Гос­под­ским празд­ни­ком «Начала индикта, сиречь новаго лета», соеди­нен­ным с празд­нич­ной служ­бой в честь прп. Симеона Столп­ника, память кото­рого выпа­дает на эту же дату.

Источник

«Благослови венец лета благости Твоея»

Комментарий к тропарю и кондаку Начала индикта

1/14 сентября православные христиане празднуют церковное новолетие, церковный Новый год, называемый также началом индикта. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

Что такое начало индикта церковное новолетие. Смотреть фото Что такое начало индикта церковное новолетие. Смотреть картинку Что такое начало индикта церковное новолетие. Картинка про Что такое начало индикта церковное новолетие. Фото Что такое начало индикта церковное новолетие

Данный праздник связан с ветхозаветной традицией праздника, упоминаемого в книге Левита:

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев. 23, 24–31).

Именно в этом месяце Моисей сходит с горы Синай со скрижалями Завета

На Руси начало празднования церковного новолетия 1 сентября относится к 1492 году, однако имеются более ранние свидетельства совершения чина летопроводства, относящиеся к XIII–XIV вв. [7]

Богослужебные тексты, в частности, тропарь и кондак дня начала индикта, содержат в себе ключевые образы, позволяющие погрузиться в историю праздника и стать непосредственными его участниками.

Церковнославянский текст тропаря и кондака звучит следующим образом:

«Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны».

Оригинальный греческий текст выглядит так:

Тропарь:

«Ὁ πάσης δημιουργὸς τῆς κτίσεως, ὁ καιροὺς καὶ χρόνους ἐν τῇ ἰδίᾳ ἐξουσίᾳ θέμενος, εὐλόγησον τὸν στέφανον τοῦ ἐνιαυτοῦ τῆς χρηστότητός σου, Κύριε, φυλάττων ἐν εἰρήνῃ τοὺς βασιλεῖς καὶ τὴν πόλιν σου, πρεσβείαις τῆς θεοτόκου, καὶ σῶσον ἡμᾶς».

Кондак:

Тропарь:

«Всего творения Создатель, определивший времена и сроки Своею властью, благослови круг года Твоей благости, Господи, сохраняя в мире верных и град Твой, по ходатайствам Богородицы, и спаси нас».

Кондак:

«На высотах живущий Царь, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, Христе, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый!»

Создатель всего творения

В тропаре и кондаке праздника особое внимание уделяется непреложным истинам мироздания: Господь — Создатель всего творения: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый».

В тропаре и кондаке праздника особое внимание уделяется непреложным истинам мироздания: Господь — Создатель всего творения

Непреложная христианская истина утверждает в том, что мир сотворен Богом: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1, 16; 17).

«Венец лета благости Твоей»

Завершается тропарь молитвенной просьбой о сохранении в мире и спасении верных христиан молитвами Богородицы

Завершается тропарь традиционной молитвенной просьбой о сохранении в мире и спасении людей — избранного народа Божия, верных христиан [16] молитвами Богородицы и Приснодевы Марии.

«В вышних живый всех видимых и невидимых Зиждителю»

Кондак праздника начинается словами: «В вышних живый, Христе Царю». Царский титул Спасителя знаменует учение о царственном достоинстве Христа. В Апокалипсисе Христос именуется Царем царей и Господом господствующих (Откр. 19, 16).

Господь Иисус Христос является Творцом и Зиждителем. Эти синонимичные существительные используются для большего утверждения.

Царский титул Спасителя знаменует учение о царственном достоинстве Христа

Далее продолжается линия о творениях Божиих. Воспоминается четвертый день творения, когда были созданы светила небесные: солнце, луна и звезды для управления днем и ночью (Быт. 1, 14–19). Упоминаемые в тропаре праздника времена и лета, а также прошение о благословении венца лета находят свое отражение и в кондаке, тем самым призывая верующих уделить особое внимание необходимости благословения Божия перед началом новолетия.

Тропарь и кондак начала празднования индикта своими яркими образами акцентируют внимание на величии Божием. Эти богослужебные тексты напоминают верующим — Он Творец и Создатель видимого и невидимого мира. Фокусируя взгляд молящихся на венце лета Господня, тропарь и кондак призывают православных христиан всегда помнить, что за все необходимо благодарить Бога и просить Его благословения на всякое дело ежедневно, перед каждым Новым годом, перед каждым новым циклом лет.

14 сентября 2021 г.

[1] Кузенков П.В. Индикт // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2014. С. 552–553.

[3] Цит. по: Бернацкий М. Празднование Начала индикта — церковного новолетия // http://www.patriarchia.ru/db/text/40104.html

[4] Бернацкий М. Празднование Начала индикта — церковного новолетия // http://www.patriarchia.ru/db/text/40104.html

[6] Василик В., диакон. С новым годом.

[7] Черепнин Л.В. Русская хронология. М., 1944. С. 27.

[8] Минея сентябрь. М., 2003. С. 10.

[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 29. М., 2011. С. 231.

[11] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 329.

[13] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 218.

[14] Афанасий Великий, святитель. Толкование на псалмы. М., 2011. С. 236.

[15] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 222.

[16] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. С. 173.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *