Что такое надежность теста

Надежность теста

Надежность теста один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Надежность теста рассматривается при одном подходе: как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании; при другом, как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов.

Надежность теста

Надежность эксперимента

устойчивость результатов эксперимента при его проведении второй, третий, четвертый и т.д. раз.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1) единообразие процедуры проведения теста для полу­чения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

2) единообразие оценки выполнения теста;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тес­тирования (см. здесь «тре­тий этап стандартизации»).

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Этапы стандартизации

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1) условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факто­ры). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раз­дра­жителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

4) Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5) Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного блан­ка облегчает процедуру обработки.

6) Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испы­ту­емого (усталость, пере­напряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

8) Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тес­тирования, преодолел чувство неизвестности и выработал опре­деленное отношение к тестовой ситуации. Например, если респон­дент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предла­гать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в соз­дании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интер­претации полученных результатов и предварительной стандартной обра­бот­ки. Этот этап предполагает также сравнение полученных пока­зателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Профессиональные нормы устанавливаются на основе тестов для разных про­фес­сиональных групп (например, механиков разного про­филя, машинисток и др.).

Национальные нормы разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходи­мость таких норм определяется конкретной куль­турой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Источник

надежность теста

Полезное

Смотреть что такое «надежность теста» в других словарях:

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — один из критериев качества теста (см. Тестирование). Чем больше надежность теста, тем свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов надежность теста рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном… … Профессиональное образование. Словарь

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — – один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов Н. т. рассматривается как устойчивость (стабильность)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений, а также к устойчивости результатов теста к действию посторонних случайных факторов … Словарь по профориентации и психологической поддержке

надежность — одна из важнейших характеристик методик и тестов психодиагностических один из критериев их качества, относимый к точности измерений психологических. Отражает точность измерения психологического и устойчивость результатов к действию посторонних… … Большая психологическая энциклопедия

НАДЕЖНОСТЬ ПУНКТОВ — Надежность теста, определяемая степенью, в которой пункты теста измеряют одни и те же конструкты. Также называется надежностью шкал … Толковый словарь по психологии

надежность измерения — Категория. Характеристика экспериментального исследования. Специфика. Воспроизводимость результатов измерения в аналогичных условиях, количественно выражаемая с помощью корреляции результатов начальных и повторных измерений. Зависит от… … Большая психологическая энциклопедия

Надежность психологического теста — Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность. Содержание 1 Надёжность как… … Википедия

НАДЕЖНОСТЬ, ПОЛОВИННАЯ — Общее название для нескольких методов определения надежности теста посредством оценки общей внутренней согласованности теста. Этот метод логически подобен процедуре эквивалентных форм (см. надежность альтернативных форм); один тест разделяется на … Толковый словарь по психологии

НАДЕЖНОСТЬ — одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов. Отражает точность психологического измерения и устойчивость результатов к действию посторонних факторов (см. теста надежность) [47, c. 170; 66, c. 207; 67, c. 229; 80, c. 325; … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Надежность — (Reliability). Измерение постоянства (стабильности) теста (или другого метода оценки). Постоянство оценок при повторном тестировании одной и той же группы людей называется ретестовой надежностью. Постоянство оценок по пунктам теста называется… … Теории личности: глоссарий

Источник

Что такое надежность теста

Важнейшей характеристикой теста является его надежность, определяющая воспроизводимость результатов тестирования, их точность. Допустим, у нас есть гипотетическая группа испытуемых, которые немедленно забывают содержание теста по его завершении. Тогда, в случае надежного теста, повторяя тестирование многократно, мы должны получать одни и те же индивидуальные баллы. Для малонадежного теста результаты будут меняться каждый раз.

Тест представляет собой систему заданий. Качество заданий определяет надежность теста в целом. Рассмотрим пример. Допустим, тест состоит из заданий в закрытой форме, в которых по ошибке не указанные правильные ответы. Слабые испытуемые, не зная ответа, будут пытаться его угадать. Сильные испытуемые, зная верный ответ, но не находя его среди предложенных, так же вынуждены будут случайным образом выбирать любой из ответов. В итоге, индивидуальные баллы будут представлять собой случайные последовательности, не повторяющиеся в разных сеансах тестирования. Воспроизводимость тестовых баллов будет полностью отсутствовать и надежность теста будет близка к нулю. Низкая надежность теста обусловлена низким качеством тестовых заданий.

Для определения надежности реальных тестов можно использовать коэффициент корреляции Пирсона для индивидуальных баллов разных сеансов тестирования. Для организации разных сеансов тестирования можно использовать либо параллельные тесты, либо повторное тестирование через определенный промежуток времени. Можно также использовать результаты одного сеанса тестирования. При этом выполняют расщепление теста, например, на четные и нечетные задания и, затем, находят корреляцию между этими двумя половинами.

Надежность теста определяется разными методами. Рассмотрим их.

Из классической теории теста следует, что надежность теста есть

Что такое надежность теста. Смотреть фото Что такое надежность теста. Смотреть картинку Что такое надежность теста. Картинка про Что такое надежность теста. Фото Что такое надежность теста (3.8.1)

Когда ошибка отсутствует, коэффициент надежности равен единице. Если измеренный тестовый балл полностью обусловлен ошибкой измерения, то надежность теста равна нулю.

Ошибка измерения зависит от надежности теста rt.

Что такое надежность теста. Смотреть фото Что такое надежность теста. Смотреть картинку Что такое надежность теста. Картинка про Что такое надежность теста. Фото Что такое надежность теста (3.8.2)

В работе 13 показано, что корреляция rjT j-го задания с истинными тестовыми баллами T связана со средним значением его корреляции с другими заданиями теста 7

Что такое надежность теста. Смотреть фото Что такое надежность теста. Смотреть картинку Что такое надежность теста. Картинка про Что такое надежность теста. Фото Что такое надежность теста (3.8.3)

Если тест содержит задания с высокой внутренней корреляцией, то он будет высоко надежным и ошибка измерений будет низкой.

Для вычисления надежности теста нужны результаты двух испытаний, которые организуются следующими способами:

1-й способ – тестирование с помощью двух параллельных тестов (parallel-form reliability);

2-й способ – повторное тестирование с помощью одного и того же теста (test-retest reliability);

3-й способ – расщепление теста (split-half method).

Первый способ, пожалуй, самый лучший, с точки зрения расчета надежности. Основной проблемой здесь является разработка параллельных тестов. Крайне сложно создать тесты параллельные и по содержанию и по результатам. Ранее нами приводился пример «параллельных» заданий, дающих разные результаты:

6 + 3 = ____; 6 + ___ = 9; ___ + 3 = 9.

Второй способ технически гораздо проще, однако здесь появляются новые факторы.

Во-первых, первое тестирование изменяет уровень подготовленности испытуемых. Это может произойти по разным причинам, в частности, запоминание заданий теста. Поэтому повторное тестирование необходимо проводить спустя некоторый интервал времени. Этот интервал должен быть как можно больше.

Во-вторых, к моменту повторного тестирования изменяются внешние условия – другие социальная среда, другие взаимодействия с членами микросоциальной группы, другое время года, и т.д. Кроме того, изменились и сами испытуемые, изменился их уровень знаний как специальных, так общекультурных. В результате повторное тестирование проводится в иных условиях и иной группе испытуемых. В этой связи желательно временной интервал между тестированиями выбирать как можно короче. Мы получили взаимоисключающие требования к интервалу повтора тестирования, следовательно, здесь придется идти на компромисс. Можно рекомендовать интервал в один месяц, хотя подобные рекомендации должны подтверждаться экспериментально.

Надо осознавать, что повторное тестирование в силу указанных причин, в принципе не позволяет получить параллельные результаты даже для идеального теста с надежностью равной единице.

Третий способ очень прост. На основании всего лишь одного тестирования мы можем оценить надежность теста. Полученные результаты тем или иным способом делятся на две группы. Например, в первую входят результаты по четным заданиям, во вторую – результаты по нечетным заданиям. Затем вычисляется коэффициент корреляции между этими группами. Недостаток этого способа обусловлен неидентичностью этих групп.

В качестве примера проанализируем надежность четырех гипотетических тестов, выполненных на одной и той же выборке испытуемых (таблица 3.8.1).

Таблица 3.8.1. Индивидуальные баллы по четырем тестам.

Источник

Что такое надежность теста

Что такое надежность теста. Смотреть фото Что такое надежность теста. Смотреть картинку Что такое надежность теста. Картинка про Что такое надежность теста. Фото Что такое надежность теста

Как можно описать надежный тест? Надежный тест измеряет некое качество, делает это устойчиво, относительно времени, позволяет сравнивать результаты испытуемых, протестированных в разное время, в разном месте, в разном состоянии.

Вариабельность измеряемого признака (вариативность как свойство психологического измерения) и многомерность, системность и сложность предмета психологии также ставят под сомнение любое измерение в психологии. Для повышения качества психологического измерения в психометрике используется такой показатель как валидность.

На результаты исследования действуют две группы факторов: (1)изменчивость, присущей самому измеряемому свойству, (2) нестабильность измерительной процедуры.

Свойства надежности могут изменяться при изменении:

1. условия проведения обследования,

2. характера заданий,

3. степени сложности заданий,

4. психологического состояния испытуемого.

Ретестовая надежность – характеристика надежности метода психодиагностики путем повторного обследования с помощью одного и того же теста. Надежность вычисляется по соответствию результатов первого и второго обследований или по сохранению ранговых мест испытуемых в выборке при ретесте.

Алгоритм вычисления ретестовой надежности:

1. первичное тестирование на выборке (при N ≥ 30);

2. повторное тестирование через 5 – 6 месяцев на той же самой выборке;

3. вычисление коэффициента корреляции между первичным и повторным тестированием.

Коэффициент надежности rt соответствует коэффициенту корреляции между результатами первичного и повторного обследований.

Ретестовая надежность пригодна для ограниченного числа методик. Это: 1) Сенсомоторные пробы, 2) Тесты скорости, 3) Тесты, имеющие большое количество пунктов (ММ PI ). Одним из «минусов» процедуры определения ретестовой надежности является «эффект тренировки», который безусловно снижает достовенность надежности теста.

Что такое надежность теста. Смотреть фото Что такое надежность теста. Смотреть картинку Что такое надежность теста. Картинка про Что такое надежность теста. Фото Что такое надежность теста

Для порядковых шкал в качестве меры устойчивости к повторному тестированию может быть использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена или Кэндалла.

Еще одним достаточно популярным видом надежности является надежность параллельных форм. Параллельные (или взаимозаменяемые, или сопоставимые) формы:

· параллельные или взаимозаменяемые (снабженные таблицами эквивалентности);

· уравненные (попарно уравненные по структуре и содержанию задания);

· эквивалентные (результаты с близкими статистическими характеристиками).

Надежность параллельных форм – характеристика надежности методики с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые в выборке определения надежности обследуются вначале с использованием основного набора заданий, а затем – с применением аналогичных дополнительных. В практике встречается два алгоритма вычисления надежности параллельных форм.

Первый алгоритм определения надежности параллельных форм:

1. тестирование группы при помощи формы А теста;

2. тестирование группы при помощи формы Б теста (или сразу, или через определенное время);

3. вычисление коэффициента корреляции между результатами тестирования разными формами.

Второй алгоритм вычисления надежности параллельных форм:

1. разделение всех испытуемых на две группы (первая и вторая);

2. тестирование первой группы при помощи формы А теста;

3. тестирование второй группы при помощи формы Б теста;

4. тестирование первой группы при помощи формы Б теста (или сразу, или через определенное время);

5. тестирование второй группы при помощи формы А теста (или сразу, или через определенное время);

6. вычисление коэффициента корреляции между результатами первичного и вторичного исследований.

Надежность частей теста достаточно популярный и просто-просчитываемый вид надежности. Надежность частей теста – характеристика надежности методики путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных заданий теста.

Основным методом вычисления надежности частей теста является расщепление – выполнение испытуемым двух равноценных частей теста. Для оценки надежности методом расщепления выбираются две эквивалентные по характеру и степени трудности группы задач. Разделение объема заданий достигается одним из способов:

1) распределение заданий на четные и нечетные (в том случае, если задания строго ранжированы по степени субъективной трудности).

2) разделение пунктов по принципу близости или равенства значений индексов трудности (такой принцип пригоден для тестов достижений, в которых обязателен ответ на все пункты).

3) разделение задач по времени решения каждой из частей (для тестов скорости).

Разделение заданий теста на равноценные половины является лишь частным случаем надежности частей теста. Расщепление возможно на 3, 4, 5 и более частей. В предельном случае число частей равно числу пунктов.

Что такое надежность теста. Смотреть фото Что такое надежность теста. Смотреть картинку Что такое надежность теста. Картинка про Что такое надежность теста. Фото Что такое надежность теста

1. провести однократное тестирование на выборке (при N ≥ 30);

2. расщепить тест (используя один из вышеописанных способов), например на четные – нечетные задания;

3. посчитать коэффициент корреляции между выполнением первой и второй половины теста;

4. для перехода к целой форме вычислить надежность целого теста (или формула Спирмена-Брауна, или формулу Рюлона).

Алгоритм вычисления надежности отдельных заданий теста:

1. провести однократное тестирование на выборке (при N ≥ 30);

2. используя результаты выполнения каждого задания, подсчитать коэффициент Кьюдера-Ричардсона (для заданий «1-0») или коэффициент Кронбаха (для более дифференцированных заданий);

Коэффициент Кьюдера-Ричардсона используется для заданий типа «да-нет», «решил – не решил», «верно-неверно».

Что такое надежность теста. Смотреть фото Что такое надежность теста. Смотреть картинку Что такое надежность теста. Картинка про Что такое надежность теста. Фото Что такое надежность теста

Надежность субъективных оценок (или экспертная надежность) – характеристика надежности методики путем анализа устойчивости-согласованности экспертных оценок.

Алгоритм вычисления экспертной надежности:

Сравнительные методы установления надежности

Необходимость повторного тестирования

Достаточное число форм

Источники ошибки индекса надежности

Запоминание, тренировка, научение, длина интервала.

Запоминание, тренировка, научение, недостаточная эквивалентность форм

Частей теста (методом расщепления)

Неоднородность содержания, число заданий в тесте

Число заданий в тесте неоднородность содержания,

Источник

Надежность и валидность тестов

В любом эмпирическом исследовании по психологии используются психологические тесты. Часто от студентов требуют указывать данные об их надежности и валидности.

Надежность психологических тестов

В обычной жизни надежность человека или какого-либо предмета означает уверенность в том, что на него можно положиться. Как же проверяют, что на психологический тест можно положиться?

Первый способ проверки надежности психологического теста – анализ устойчивости результатов теста. Действительно, если результаты использования теста на одной и той же выборке существенно не меняются при нескольких тестированиях, то это может служить критерием его надежности.

Повторное тестирование называется ретест. Его проводят с интервалом от недели до года. Затем анализируют корреляции нескольких замеров. Если корреляции между результатами ретестов не ниже 0,76, то такой тест считается надежным.

Недостатки ретестовой проверки надежности психологического теста.

1. Некоторые психологические показатели неустойчивы и изменчивы. Например, измеряя настроение, самочувствие в разное время дня или в разные дни, можно получить разные результаты, и это не будет следствием ненадежности теста.

2. При неоднократном заполнении одного и того же теста испытуемые к нему «привыкают». Они могут помнить свои ответы и отвечать так же. Могут, наоборот, менять ответы в сторону социальной желательности. Таким образом, ретестовая надежность не будет в полной мере отражать надежность теста.

Второй способ проверки надежности психологического теста – анализ согласованности различных частей теста. Например, в тесте один показатель, который диагностируется 10-ю вопросами. Согласованность данного теста определяется высокой корреляцией ответов на каждый вопрос с общим результатом по шкале.

Часто для определения согласованности психологического теста его расщепляют на две части. Можно это сделать, отбирая вопросы через один. Можно разделить первую и вторую половину теста. Далее анализируют корреляции ответов двух расщепленных частей теста. Чем выше корреляция, тем выше согласованность теста и его надежность.

Итак, надежность психологического теста – это характеристика его формальной пригодности для диагностики психологических показателей. Например, если тест диагностики тревожности надежен, то это значит, что при его использовании на разных выборках, в разное время вы будете получать схожие результаты. Но будут ли эти результаты характеризовать именно тревожность испытуемых? Надежность психологического теста этого не гарантирует. За это отвечает другой показатель – валидность психологического теста.

Валидность психологических тестов

Валидность психологических тестов отражает соответствие их результатов сущности измеряемых психологических феноменов. Например, насколько результат теста агрессивности отражает реальный уровень агрессивности респондента.

Можно выделить два основных способа определения валидности психологических тестов.

Первый способ выявления валидности психологического теста предполагает соотнесение результатов теста с аналогичными показателями других тестов. Например, для проверки валидности теста на самооценку можно сделать следующее:

Такой способ позволяет выявить так называемую конструктную валидность. Она отражает соответствие выявляемого психологического показателя психологическому конструкту.

Второй способ выявления валидности психологического теста предполагает соотнесение результатов теста с внешними критериями. Такая валидность называется критериальная валидность психологического теста.

Например, показателем критериальной валидности теста склонности к отклоняющемуся поведению может быть реальное число правонарушений подростка. Применительно к тесту мотивации достижений показателем критериальной валидности может быть успешность выполнения той или иной деятельности.

Соотношение надежности и валидности психологических тестов

Надежность теста отражает его качество как метода диагностики, с точки зрения формальных показателей. Без учета содержательного анализа результатов.

Валидность оценивает именно содержательные результаты теста. Насколько они соответствуют реальным психологическим феноменам.

Надежный тест может не быть валидным. Например, тест инициативности может показывать высокую ретестовую надежность и согласованность частей. Однако, с содержательной точки зрения, результаты теста отражают не столько инициативность, сколько силу воли. То есть, надежность данного теста высокая, а валидность низкая.

В практике психологического тестирования надежность тестов с помощью ретеста. Валидность психологических тестов, как правило, проверяется с помощью анализа взаимосвязей с показателями других тестов, измеряющих аналогичные или схожие психологические показатели.

Примеры заключений о надежности и валидности психологически тестов

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

Надежность теста СЖО проверялась с помощью ретестирования с интервалом в 2 недели (испытуемые — 76 студентов МГУ). Результаты по тесту оказались устойчивы на уровне значимости 5% (р

Автором теста СЖО, Д.А. Леотьевым, была проведена проверка конструктной валидности СЖО. Для этого была сформирована выборка, включавшая студентов московских ВУЗов общей численностью 24 человека (мужчин и женщин).

Было проведено тестирование испытуемых по тестам: СЖО, УСК (уровень субъективного контроля) и САТ (тест на уровень самоакутализации). Далее был проведен корреляционный анализ показателей СЖО с показателями тестов УСК и САТ.

Все шесть показателей теста СЖО значимо положительно коррелируют с общей интернальностью и с интернальностью в области достижений, а также (кроме третьей субшкалы) — с интернальностью в области семейных отношений. Отмечены также значимые корреляции пятой субшкалы СЖО с интернальностью в производственной сфере и по отношению к здоровью-болезни.

Показатели теста СЖО положительно значимо коррелируют со следующими шкалами теста САТ: шкалой опоры и познавательных потребностей — все шесть показателей; шкалами компетентности во времени, самоуважения и представления о природе человека — все, кроме первой субшкалы; шкалой ценностных ориентации — все, кроме общего показателя, и шкалой спонтанности — третья, четвертая и пятая субшкалы. С остальными шкалами CAT значимых корреляций обнаружено не было.

Достаточно высокий уровень взаимосвязи показателей теста смысложизненных ориентаций (СЖО) с показателями интернальности (тест УСК) и показателями самоакутализации (тест САТ) позволяет говорить о конструктной валидности теста СЖО.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000, 18 с.

Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности

Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности была адаптирована в России В.Н. Карандашевым.

Согласно автору русскоязычной адаптации валидность и надежность опросника Шварца обеспечивается:

— тем фактом, что в основе данной психодиагностической методики лежит четкая и теоретически обоснованная концепция ее автора, содержащая операционализированные характеристики ценностей;

— тем, что что при разработке оригинальной версии опросника использовались данные исследований по 54 странам.

Методика «Уровень соотношения Ценности и Доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) (Е.Б.Фанталова)

В методике Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения Ценности и Доступности в различных жизненных сферах» используется список из 12 ценностей, взятых из списка терминальных ценностей методики М. Рокича.

Таким образом, надежность и валидность методики Е.Б. Фанталовой определяется надежностью и валидностью списка ценностей М. Рокича.

Надежность теста ценностных ориентаций М.Рокича проверялась автором через устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьируется от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для русскоязычного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных).

О валидности методики ценностных ориентаций М. Рокича (а, следовательно, и методики Е.Б. Фанталовой) косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп. Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных.

Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал, т. 13, 1992, N 1. С. 107-117.

Методика «Свободный выбор ценностей» Фанталовой Е.Б.

Методика «Свободный выбор ценностей» является составной частью ценностно-ориентированной системы автора «Диагностика внутреннего конфликта» (ДВК).

В данной методике Е.Б. Фанталова расширила список ценностей от 12 до 72. При этом надежность данной ценностной структуры и ее валидность автором не проверялась.

Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *