Что такое надземный пешеходный переход
Прописные истины о надземных переходах
Что представляют из себя надземные переходы?
Надземные переходы — конструкции, которые строят над дорогами. Из-за них людям приходится ходить дольше, а зачастую они просто недоступны для маломобильных. Их строят через многополосные дороги, чтобы люди не мешали автомобилям ехать быстро. Сторонники такого решения говорят, что они сделаны для безопасности пешеходов — их отделяют от быстро движущихся автомобилей. На самом же деле, убирая людей с улиц, они просто устанавливают гегемонию машин. На улицах становится меньше пешеходов и велосипедистов, а дорожная обстановка ухудшается для всех. Разделение потоков приводит к тому, что больше водителей превышают скорость, и в целом растёт количество жертв ДТП.
Приоритет машин, а не людей
Одна из главных проблем с надземными переходами — они не облегчают переход с одной стороны улицы на другую. Они занимают гораздо больше места в городе и требуют гораздо больше времени для перехода, чем обычные наземные. Из-за многочисленных лестниц переход улицы шириной в 12 метров удлиняется примерно в 10 раз. Причём эти лестницы зачастую делают довольно крутыми, из-за чего ими становится практически невозможно пользоваться инвалидам, детям, пожилым людям и просто людям с тяжёлыми сумками. Районы становятся разорванными: люди реже переходят улицу, потому что им неудобно, а если в таком переходе есть проблемы с освещением (а это происходит не так и редко) — они становятся менее безопасными. Улицы становятся менее удобными для пешеходов и поощряют водителей ездить быстрее. Кроме этого, когда происходят аварии с пешеходами неподалёку от надземных переходов, с водителей как бы снимается ответственность: надземники несут в себе посыл «пешеходам на улице не место».
Из-за такой враждебности надземных переходов по отношению к людям, пешеходы зачастую идут не по ним, а под ними. Пешеходы принимают решения в зависимости от окружения: рискованное поведение происходит не от желания «поиграть с огнём» или от глупости, а из-за неудобного или неправильного проектирования улиц. Дополнительное расстояние, которое требуется преодолеть, чтобы перейти дорогу по надземному переходу, не только создаёт преграду для маломобильных, но и требует больших затрат времени и сил для перехода — что тоже побуждает людей переходить по земле. Исследования в Индии показали, что даже при наличии надземного перехода 85–95% пешеходов идут по земле. Ещё в 2013 году мы проводили аналогичные исследования надземного перехода на улице Свободы в Москве, и результаты были схожими. С ними можно ознакомиться тут.
Разделение потоков людей и машин побуждает водителей ездить быстрее, а скорость, как мы знаем, убивает: при столкновении на 50 км/ч шанс пешехода выжить — 50%, а на 60 км/ч — уже всего 10%. При этом надземные переходы уровень безопасности не повышают. Например, в Мехико в районах с наибольшим количеством надземных переходов чаще случаются аварии с пешеходами (27% из них — в 300 метрах от надземных переходов). В Найроби 43% аварий с пешеходами происходят в радиусе 500 метров от надземников.
Что делать
Чтобы сделать улицы более комфортными и безопасными для людей, города должны в первую очередь ориентироваться на пешеходов. Если говорить о переходах — улучшать имеющиеся, а не строить конструкции, по которым тяжело пройти. Переходы должны быть удобными, безопасными и прямыми. На улицах городов должны быть достаточно частые и хорошо видимые переходы, желательно — вровень с тротуарами. Улучшать имеющуюся инфраструктуру, например, островками безопасности, практически всегда дешевле, чем строить и поддерживать в надлежащем состоянии внеуличные переходы.
Вложения в удобную инфраструктуру для пешеходов эффективны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Многие города, которые приняли программу Vision Zero (да и просто заботящиеся о пешеходах) — Нью-Йорк, Бостон, Гуанчжоу, Мехико — делают относительно недорогие изменения. Расширение тротуаров, островки безопасности на переходах, удобные для пешеходов светофорные фазы — всё это позволяет городам значительно эффективнее снижать смертность на дорогах.
На основе статьи ITDP. Перевод и адаптация Михаила Чижова. Фото на обложке — Аркадий gre4ark Гершман.
ПДД про пешеходный переход над дорогой и другие его разновидности
Все мы привыкли к обычным пешеходным переходам, которые называют зеброй. Вместе с тем существуют другие виды зон для пеших граждан. Как же называется пешеходный переход над дорогой и в каких местах их принято возводить?
Отрезок проезжей части, выделенный зеброй, светофорами и специальными информационными табличками, принято называть пешеходным переходом.
Подобные зоны созданы для удобства пеших граждан, чтобы они могли беспрепятственно перейти с одной части улицы на другую.
Предназначение и разновидность пешеходных переходов
На дорогах часто встречается знак «пешеходный переход». Он выглядит следующим образом: сама табличка квадратной формы с округлёнными краями, на синем фоне изображён шагающий человек, находящийся в белом треугольнике. Есть два варианта этого знака: один направляется в правую сторону, а другой в левую.
Такие знаки уведомляют водителя и пешехода о наличии особой зоны. Пешеход будет знать, где ему можно спокойно перейти через дорогу, не попав под машину. Лицо, сидящее за рулём, увидев табличку, поймёт, что нужно остановиться и пропустить человека.
Переходы бывают регулируемые, когда на пешеходной зоне есть светофор и нерегулируемые, когда он отсутствует, а есть только зебра и информационные знаки.
Существует несколько разновидностей пешеходных переходов:
Самыми безопасными принято считать подземные и надземные пешеходные переходы. Они позволяют человеку не контактировать с автомобилями на проезжей части, создавая более стабильную и спокойную ситуацию на дорогах.
Перед входом в подземный или надземный переход принято вешать обозначение – знак надземный пешеходный переход или подземный пешеходный переход. Он необходим, чтобы указать пешеходу правильное движение. Для водителей такая информация подскажет, что на автотрассе не должно быть людей.
Иногда люди решаются перейти дорогу в неположенном месте, избегая внеуличных коридоров. Они подвергают свою жизнь опасности, так как могут попасть в ДТП.
Кроме того, такое действие заберёт немало времени, ведь на дороге никто не станет уступать человеку дорогу.
Такое поведение расценивается, как нарушение Правил дорожного движения и может привести к административной ответственности.
Чтобы указать человеку о наличии впереди внеуличного коридора, вывешивается специальный знак.
Внеуличные коридоры занимают довольно много места и представляют собой массивную конструкцию. Как правило, есть надобность в организации подземного пешеходного перехода. Когда это невозможно, принимается решение создать надземный переход.
Интересно, что подземные пешеходные переходы принято делать в населённых пунктах. Надземные внеуличные коридоры чаще встречаются на крупных автотрассах, где большой поток машин и над железнодорожными путями.
Часто надземные переходы устанавливаются на проспектах – прямых длинных и широких улицах городов.
Наказание для пешеходов и водителей
Если пешеход решил пересечь проезжую часть в запрещённом месте, ему грозит штраф в размере пятьсот рублей.
Когда пеший гражданин создаёт препятствие на дороге, денежный штраф возрастает вдвое и будет равен тысяче рублей.
На территории пешеходного перехода штраф может получить водитель автомобиля, если вдруг не пропустит пешехода. За подобный проступок придётся заплатить тысячу пятьсот рублей.
Важно, что на пешеходном переходе или ближе, чем на пять метров от него, нельзя останавливаться и парковаться. Это расценивается, как нарушение ПДД, за что полагается денежная санкция – одна тысяча рублей.
Стоит знать, что некоторые виды незначительных штрафов можно оплатить с 50% скидкой. Это реально, если с момента вынесения постановления прошло не более 20 суток.
Что можно отнести к незначительным нарушениям:
Есть нарушения Правил дорожного движения, штрафы за которые нельзя оплатить, использовав особую привилегию. Как правило, такое происходит, если автолюбитель повторно нарушает установленные нормы. Например, управление автомобилем после употребления алкоголя или наркотических веществ, превышение скорости, совершённое на повторной основе или неоднократный проезд на красный свет.
Некоторые водители не знают, что можно получить скидку 50%, поэтому оплачивают полную сумму штрафа. Стоит знать, что потраченные деньги никто не вернёт.
20 дней отсчитывается не со дня получения постановления, а с момента его вынесения. Если человек не успел оплатить штраф в установленный срок, придётся оплачивать полную сумму денежного наказания.
Поведение автовладельцев на пешеходных участках
Давайте рассмотрим основные правила и нюансы, которые необходимо знать.
На пешеходном переходе нельзя останавливаться, разворачиваться и обгонять другие автомобили. Даже если водитель остановится вблизи пешеходного перехода на расстоянии до 5 метров, это будет считаться нарушением Правил дорожного движения.
Водитель обязан пропустить пешехода, если он ступил на проезжую часть или уже идёт, даже если отсутствует регулировка в виде светофора.
Если один из автомобилей снизил скорость и остановился на зебре, это обязаны сделать и другие машины, перемещающиеся рядом.
На пешеходных зонах периодично встречаются граждане с белой тростью, что символизирует об их слепоте. Водители должны в обязательном порядке пропускать таких людей.
Если пешеход не успевает вовремя завершить свой путь на регулируемом переходе, водитель обязан подождать, пока человек завершит движение, даже если ему уже разрешается ехать.
Полезные новшества
Чтобы улучшить ситуацию на дорогах, были придуманы следующие нововведения:
Кроме того, теперь водители обязаны иметь при себе специальный жилет с покрытием, которое видно в темноте. Это необходимо, если человек остановился на проезжей части и не может продолжить движение, а также в случае ДТП.
Количество аварийных ситуаций увеличивается в геометрической прогрессии, потому что автолюбители и пешеходы нарушают Правила дорожного движения, а иногда просто не в курсе нововведений.
Государство пытается обезопасить население, совершенствуя систему на проезжей части.
Всё чаще встречаются светофоры, искусственные неровности и знаки с флуоресцентным покрытием. Это должно уменьшить количество дорожных происшествий и наладить ситуацию в населённых пунктах.
Дорожный знак надземного пешеходного перехода помогает контролировать действия граждан, направляя их путь.
Что такое надземный пешеходный переход
Дороги автомобильные общего пользования
Классификация. Общие требования
Automobile roads of the general use. Pedestrian crossings. Classification. General requirements
Дата введения 2016-09-08
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН республиканским дочерним унитарным предприятием «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ»
2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 сентября 2014 г. N 70-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 990-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32944-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает классификацию и общие технические требования к пешеходным переходам.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 32866 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования
ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 32964-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля
ГОСТ 33025-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ 33385 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные светофоры. Технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
3.2 безопасность дорожного движения: Состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
3.3 дорожные условия: Совокупность геометрических элементов и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, имеющих непосредственное отношение к дорожному движению.
3.4 интенсивность движения: Характеристика транспортных и пешеходных потоков, которая измеряется количеством транспортных средств (пешеходов), проходящих через поперечное сечение пути дороги или пешеходного пути в единицу времени.
3.5 нерегулируемый наземный пешеходный переход: Участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.
3.6 освещенность: Величина светового потока, падающего на единицу поверхности.
3.7 островок безопасности: Вид технических средств организации дорожного движения, представляющий конструктивно выделенное над проезжей частью или дорожной разметкой сооружение на наземных пешеходных переходах и предназначенное как защитный элемент для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.
3.8 пешеход: Физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
3.9 пешеходная дорожка: Дорога или участок дороги, предназначенный только для движения пешеходов.
3.10 пешеходный переход в разных уровнях: Искусственное сооружение, обеспечивающее возможность пешеходам попасть на противоположную сторону дороги без движения по проезжей части.
3.11 подступенок: Деталь лестницы, вертикальный элемент ступени.
3.13 пропускная способность: По [1].
3.14 проступь: Деталь лестницы, горизонтальный элемент ступени.
3.15 регулируемый пешеходный переход: Наземный пешеходный переход, оборудованный светофорным регулированием.
3.16 световой поток: Физическая величина, характеризующая количество «световой» мощности в соответствующем потоке излучения.
3.17 сила света: Величина светового потока, приходящаяся на единицу телесного угла.
3.18 телесный угол: Часть пространства, которая является объединением всех лучей, выходящих из данной точки (вершины угла) и пересекающих некоторую поверхность.
3.19 технические средства организации дорожного движения: Комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги.
3.20 уровень загрузки дороги движением: Отношение интенсивности движения на участке дороги к его пропускной способности.
3.21 уступить дорогу (не иметь преимущества): Требование, означающее не возобновлять или не продолжать движение или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения.
3.22 участник дорожного движения: Физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
3.23 участники дорожного движения с ограниченными возможностями: Водители транспортных средств или пешеходы, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
3.24 яркость: Отношение освещенности в точке плоскости, перпендикулярной направлению на источник, к элементарному телесному углу, в котором заключен поток, создающий эту освещенность.
4 Общие положения
4.1 Организация пешеходных переходов осуществляется для обеспечения возможности безопасного пересечения проезжей части дорог пешеходами.
4.2 При проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог необходимо предусматривать возможность безопасного перехода дорог пешеходами путем устройства пешеходных переходов в одном или разных уровнях в соответствии с требованиями нормативных документов.
4.3 Выбор типа пешеходного перехода зависит от интенсивности автомобильного и пешеходного движения, а также количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов.
4.4 Предельными величинами следует считать пропускную способность автомобильных дорог, а также пропускную способность пешеходного пути шириной 1,0 м:
* Здесь и далее размерность «единиц в сутки» и «единиц в час» применяется к интенсивности, измеряемой в приведенных транспортных единицах с использованием коэффициентов приведения.
Для маневровых участков автомобильных дорог (регулируемых и нерегулируемых перекрестков) и нестандартных условий теоретическая пропускная способность рассчитывается по [1] или действующим методикам.
4.5 В I зоне (рисунок 1) нерегулируемый переход проезжей части пешеходами становится невозможным и возникает необходимость строительства пешеходных переходов в разных уровнях или введения регулирования дорожного движения.
4.6 Необходимость регулирования движения пешеходов по переходу через проезжую часть обусловлена следующими предельными показателями интенсивности движения транспорта и пешеходов: в течение любых 8 ч рабочего дня недели интенсивность движения транспорта равна или более 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой 1000 ед./ч) по главной дороге в двух направлениях и равна или более 150 пешеходов, пересекающих проезжую часть в одном наиболее загруженном направлении, в каждый из тех же 8 ч (II зона).
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
Как известно, переходить дорогу следует в специально отведенном для этого месте. Называется оно пешеходным переходом и может располагаться как на поверхности земли, так и над ней — и даже под землей. Соответственно, и оборудование пешеходного перехода, в зависимости от того, где он находится, может ограничиваться нанесением стандартной разметки и установкой дорожных знаков по бокам от нее — или превратиться в полноценную стройку, работа на которой займет недели, а то и месяцы…
Для нас, живущих в начале XXI века, стали уже привычными сводки с указанием количества пробок на дорогах и времени, которое в них может провести автомобилист. Проектные организации и дорожно-строительные компании стараются изменить ситуацию, улучшая состояние автодорог, расширяя их и увеличивая общую протяженность дорожно-транспортной сети. В этом смысле очень важной видится работа по организации движения пешеходов, пересекающих городские улицы и автодороги, ведь здесь речь идет уже не только об автомобильном трафике, но и о личной безопасности и даже сохранности жизни людей, которые перемещаются без помощи транспортного средства. Для того, чтобы разрешить эту проблему, в местах пересечения проезжей части наносится специальная разметка, над землей и под ней строятся специальные пешеходные переходы, которые представляют собой довольно сложные, а порой и уникальные инженерные сооружения. Какими бывают пешеходные переходы, где и как их строят — давайте попробуем во всем этом разобраться.
НАЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
Это самый распространенный и незатратный в плане обустройства из всех видов пешеходных переходов, позволяющий пешком пересекать проезжую часть в специально установленных для этого местах. В просторечье он получил название «зебра», хотя кроме чередующихся полос двух разных цветов он может иметь и другие виды разметки, а также включать «островок безопасности» посередине. Пять лет назад в России был принят новый государственный стандарт, регулирующий оформление автодорог. Кроме всего прочего, он включает в себя и инструкции по размещению, оформлению и ширине наземных пешеходных переходов.
Согласно действующему ГОСТу наземные пешеходные переходы размещаются перед перекрестками, рядом с остановками общественного транспорта, возле школ, больниц, торговых центров и других активно посещаемых общественных мест. Наземные переходы бывают как нерегулируемыми, так и регулируемыми — во втором случае движение пешеходов по ним управляется сигналами находящегося рядом светофора. Кроме разметки — упомянутой «зебры» или иного типа, например с наличием стрелок, указывающих сторону и направление движения пешеходов, — переход также обозначается парными указателями. В качестве дополнительных обозначений наземного перехода используются и дополнительные обозначения: знаки на асфальте или «лежачие полицейские» перед началом пешеходной зоны (например, вблизи школ и на опасных перекрестках при отсутствии светофоров), а иногда и специальные осветительные приборы по периметру перехода.
Для указания водителям автотранспортных средств на то, что рядом находится оборудованная зона для пересечения проезжей части пешеходами, по обеим сторонам дороги устанавливаются указатели с силуэтом человека, идущего по «зебре». Независимо от того, регулируемый это переход или нет, такие дорожные знаки обозначают его территорию — ведь полосы на дороге водителю издалека не видны. Для того, чтобы знаки были лучше заметны издалека, согласно действующему стандарту они должны быть обведены по периметру достаточно широкой желто-зеленой флуоресцентной пленкой (типа В, как уточняет ГОСТ).
Строго говоря, кроме этих знаков и установки светофора в местах регулируемых наземных пешеходных переходов обустройство последних сводится к нанесению в заранее определенном месте дорожной разметки. Ширина полос наземного перехода зависит от разрешенной скорости движения транспортных средств на участке дороги: 2,5 метра при скорости 60 км/час и 4 метра при скорости от 60 км/час и выше. Площадь же всего перехода рассчитывается с учетом максимального числа пешеходов, которые могут воспользоваться им в час пик.
В соответствии с новым стандартом, промежутки между белыми полосами «зебры» выполняются не серого, а желтого цвета, что делает переход более заметным издалека. Если половина разметки, нанесенной краской, стерлась, ее необходимо восстановить или нанести заново. Разметка, нанесенная термопластической массой, по современным нормативам требует восстановления уже при повреждении четверти ее площади. В связи с этим нанесение четкой, качественной разметки наземного перехода при его обустройстве приобретает первоочередное значение.
Разметка пешеходного перехода на проезжей части проводится путем прокрашивания при помощи трафарета (вручную или посредством пульверизатора) либо же нанесением термопластических масс или холодного пластика с помощью специального оборудования. Первый из указанных способов, несомненно, экономичнее, а второй — значительно быстрее, что позволяет перекрывать движение автотранспорта по дороге на гораздо меньшее время.
В качестве удачного, как нам кажется, образца машины для дорожной разметки можно обратить внимание на модель «Шмелек ХП Структура». Которую выпускает компания «СТиМ». Она предназначена для нанесения горизонтальной структурной разметки холодным пластиком, приготовленным на основе жидких полимерных смол, не содержащих органических растворителей. Отметим, что пластик, используемый для разметки, готовится непосредственно перед заливкой в лоток. А нанесение машиной линий «зебры» или другой разметки основано на разбрызгивании пластика, попадающего на игольчатый ерш через шибер лотка для пластика. Интересная особенность этой модели — в том, что одновременно с нанесением разметки производится посыпка линии светоотражающими стеклошариками.
Конструкция машины для нанесения дорожной разметки «Шмелек ХП Структура» включает в себя систему управления, визир, быстросъемные лотки для пластика, 10-литровый контейнер для стеклошариков и устройство для их нанесения. Модель, которая весит 72 килограмма, обслуживают два человека. Ширина наносимых ей линий разметки составляет от 10 до 40 сантиметров; такова же и регулируемая ширина посыпки шариками. Габариты машины (длина/ширина/высота) в рабочем положении невелики: 1,1х0,7х1,1 метра; в транспортном положении длина на 0,8 метра меньше.
Впрочем, нужно отметить, что наличие даже идеально обустроенных наземных пешеходных переходов (яркая разметка, четкие указатели, «лежачие полицейские», светофоры и так далее), с одной стороны, не гарантирует полной безопасности жизни и здоровья людей, с другой — замедляет скорость передвижения автотранспорта и повышает уровень шума вдоль дороги. По этой причине наряду с наземными переходами в городах и на трассах строятся надземные и подземные пешеходные переходы, представляющие собой более сложные сооружения.
МОСТОВОЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
Наиболее распространенной разновидностью надземных пешеходных переходов являются переходы мостовые. Рост их количества в городах России заметно влияет на статистику дорожно-транспортных происшествий — разумеется, в сторону уменьшения их числа. Однако строительство надземных пешеходных переходов связано с рядом сложностей — особенно там, где их сооружение ведется в местах с уже сложившейся системой движения автомобильного и другого транспорта.
После завершения проектных работ, которые учитывают особенности местности, конструкции мостового перехода и технологии его сборки, проводят геодезические работы, включающие в себя инженерно-геодезические изыскания, составление геоподосновы местности и создание разбивочной основы для выноса осей будущего надземного перехода в основном периоде строительства. После этого выполняется прокладка инженерных коммуникаций. Отметим, что геодезический контроль осуществляется на протяжении всего периода строительства мостового перехода.
Если на территории будущего перехода имеются какие-либо сооружения, способные так или иначе помешать возведению конструкции перехода, участок очищается от них с помощью спецтехники и оборудования ручного класса. После чего выполняются выравнивание и подготовка грунта.
Для возведения надземного пешеходного перехода чаще всего требуется предварительный монтаж временных сооружений, упрощающих ход строительства. К числу таковых относятся вспомогательные опоры, подмостки, ограждающие и анкерные устройства, а иногда и временные эстакады для подъезда техники. Все эти сооружения требуют скрупулезных расчетов и точного проектирования. После того, как эта часть работы завершена, начинается непосредственно этап строительства.
Для возведения фундамента опор мостового перехода выполняется устройство котлована — таким образом, чтобы не нарушить несущую способность грунта. Далее выполняется армирование и необходимые бетонные работы — при этом точно соблюдается глубина заложения, технология укладки во всех ее нюансах, от подготовки бетона до соблюдения температурного режима.
Надфундаментные опоры перехода могут быть разных типов, от чего зависит способ их возведения. Облицованные (или необлицованные) монолитные опоры — каменные, бетонные или железобетонные — возводятся при помощи опалубки. Более дешевым вариантом (и более быстрым для монтажа) являются сборно-монолитные опоры, содержание монолитного бетона в которых составляет двадцать и более процентов. Опоры строения с меньшим содержанием монолитного бетона называются сборными — их устройство является наиболее экономичным.
После установки опор начинается возведение пролетного строения мостового перехода. Оптимальными материалами для этого являются металл и пластик. Если пролетное строение не цельносварное, монтаж пролетных строений выполняется с помощью болтовых монтажных стыков либо комбинированных соединений (высокопрочные болты и сварные швы). Цельносварные пролетные строения считаются предпочтительными по причине низких затрат на монтажные работы, экономии металла, что, кроме всего прочего, снижает общий вес конструкции перехода, а также более эстетичного внешнего вида и более низкой сметной стоимости.
При строительстве надземных пешеходных переходов мостового типа применяется немало специальной техники разных видов: самосвалы, миксеры, фронтальные ковшовые и телескопические погрузчики, экскаваторы, бульдозеры и другие машины. Нужно заметить, что сооружение надземного перехода во многом идентично строительству пешеходного моста — разница, по большому счету, заключается лишь в том, идет ли речь о переходе через водную преграду или через городскую улицу с оживленным движением. Отдельным подвидом надземных пешеходных переходов являются переходы над железнодорожными путями, которые часто отличаются большей сложностью конструкции.
ПОДЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
Фактически подземный пешеходный переход представляет собой искусственный тоннель под автодорогой или железнодорожными путями. От тротуара или обочины к нему ведут ступени, которые в соответствии с современными требованиями оснащаются съездами для колясок и велосипедов. Важное достоинство подземного перехода — в том, что никакие элементы его конструкции не выходят на проезжую часть, и, следовательно, автотранспорт движется над ним в обычном режиме, не останавливаясь и не снижая скорости, что ускоряет его прохождение и снижает уровень загазованности. Кроме того, подземные переходы фактически не меняют архитектурный облик города. В них могут располагаться различные объекты — от опорных пунктов полиции до торговых точек. Но главное — подземный переход из всех существующих типов этих сооружений является наиболее безопасным для пешеходов.
При этом выбор места для строительства подземного перехода, как правило, представляет собой задачу сложнее, чем для перехода надземного, и уж тем более — наземного. Ведь влияние его строительства на близлежащие объекты инфраструктуры довольно велико. Поэтому существует ряд требований, которые необходимо учесть еще до проектирования подземного перехода. Для этого на основании результатов инженерных изысканий заранее выполняется анализ гидрогеологических условий в месте будущего строительства и состояния фундамента ближайших зданий. Сооружаемый переход должен быть гарантированно обезопасен от действия подземных вод, поэтому в случае необходимости предусматривается реализация технологий понижения уровня воды, дренажа грунта и гидроизоляции. Не только водозащита, но все прочие технологии, используемые в ходе строительства пешеходного тоннеля — выработка грунта, укрепление стен и другие, — должны реализовываться комплексно. И главное: все применяемые технологии строительства будущего подземного перехода не должны нарушить возможности эксплуатации окружающих объектов инфраструктуры в обычном режиме.
После завершения инженерно-геологических изысканий начинается этап проектирования будущего подземного сооружения. Кроме всего прочего, он включает в себя выбор оптимального метода строительства с учетом всех собранных данных, обеспечение полной гидроизоляции, просчет возможных нагрузок и подбор способа крепежа стен подземного перехода.
Способы строительства подземного перехода можно сгруппировать в две категории. Первая — строительство подземное, вторая — строительство одним из поверхностных методов: котлованный, метод опускного колодца или стена в грунте. В условиях города использование поверхностных методов при сооружении подземных переходов считается предпочтительным.
Котлованный метод, как несложно понять из названия, подразумевает реализацию строительной технологии, при которой сперва роется котлован, а затем в нем сооружается подземный переход. Надежно перекрытый сверху, он засыпается грунтом, после чего над ним восстанавливаются все слои автодороги, вплоть до верхнего — укладки покрытия. Котлованный метод позволяет выполнить надежную гидроизоляцию и установку бетонных стен. Неудобство заключается в том, что такой переход требует наличия вокруг значительных площадей для возведения откосов. По этой причине подземные пешеходные переходы, построенные таким способом, имеют ограничение по глубине: не более семи метров.
Метод «стена в грунте» подразумевает установку стен будущего перехода в узкой выработке и дальнейшие работы по выемке грунта между ними. Многое при этом зависит от состояния грунта: если он водонасыщенный, стены перехода заглубляются до водоупорного слоя, чтобы исключить в дальнейшем возможность притока воды. При сооружении подземных переходов в очень сложных грунтах применяются методы закрепления пород — на время (замораживание) либо постоянное (цементация почв с применением струйного метода).
Строительство пешеходных переходов — наземных, надземных и подземных — позволяет отрегулировать и серьезно разгрузить дорожный трафик. Это, разумеется, очень важно — и все-таки не является самоцелью. Главный вопрос, который позволяют решить пешеходные переходы, — сохранение жизни и здоровья людей. Именно поэтому важность этих сооружений невероятно высока.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.