Что такое нагрузка в спорте
1 Понятие о нагрузке. Стороны нагрузки.
2. Понятие «объем» и «интенсивность».
3 Характеристики тренировочных нагрузок.
Термин «тренировочная нагрузка» означает прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений и степень преодолеваемых при этом трудностей. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психическую стороны «тренировочных и соревновательных нагрузок».
«Внешняя» (физическая) нагрузка определяется объемом часов, отводимых на занятие или серию занятий, соотношением времени на разделы подготовки; количеством, тренировочных занятий; количеством тренировочных занятий различной направленности длина и скорость пробегания дистанции, количество прыжков и т. д.); долей интенсивности работы, в общем, ее объеме и пр. Отсюда вытекает необходимость учитывать параметры объема и интенсивности нагрузки, их соотношение и изменение в процессе тренировки.
Понятие «объем» тренировочной нагрузки, относится к продолжительности ее воздействия и суммарному количеству работы, выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или «серии упражнений». Понятие же «интенсивность» нагрузки связывается с величиной прилагаемых усилий, напряженностью функций и силой воздействия нагрузки в каждый момент упражнения или же со степенью концентрации объема тренировочной работы во времени.
Внутренняя (физиологическая) нагрузка определяется реакцией
организма на выполненную работу по показателям частоты сердечных сокращений, систологического объема, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного долга и др.
Психическая нагрузкаопределяется уровнем волевого и морального напряжения, эмоциональности и т. п. Она отражается в баллах, условно определяющих уровни нагрузок, как в отдельном задании, так и в тренировочном занятии (1—3 малая нагрузка, 4—5 баллов — средняя нагрузка, 6—8 баллов — большая нагрузка). Все стороны нагрузки взаимосвязаны, поэтому используются в единстве. Внешними и психическими нагрузками тренер пользуется при планировании и контроле, а внутренними — для определения соответствия первых двух возможностей организма.
Под действием нагрузки возникает тренировочный эффект, который может быть срочным — как реакция организма на одно тренировочное занятие, отставленным — как изменение состояния спортсмена после целевого тренировочного занятия, кумулятивным — как изменение состояния после всей системы тренировочных занятий. В отдельном тренировочном занятии нагрузка должна логически увязываться с тренировочными эффектами предшествующих и последующих занятий. Учитывая воздействие применяемых средств на организм спортсмена, выделяют следующие характеристики тренировочных нагрузок:
1. Специфичность. Отражает степень соответствия нагрузки двигательной структуре соревновательных действий, режиму работы мо_ торного аппарата и механизму энергообеспечения. По этим признакам нагрузки бывают специфическими и неспецифическими, упражнения — соревновательными и вспомогательными.
2..Направленность, По этому признаку выделяют нагрузки содействующие развитию отдельных физических способностей, совершенствованию технико-тактического мастерства, психической подготовленности и т. д. Воздействие нагрузки может быть избирательным или комплексным.
3. Продолжительность. Определяет длительность упражнений, которая может варьировать в широких пределах — от нескольких до десятков минут, даже часов (марафон). Варьирование продолжительности и скорости выполнения упражнений совершенствует разные энергообеспечивающие механизмы: кратковременное выполнение упражнений, но с большей скоростью повышает анаэробную производительность, продолжительная работа, но с невысокой скоростью — аэробную.
4. Интенсивность. Определяет силу воздействия нагрузки, так как
характеризуется количеством работы, выполненной в единицу времени (скорость, частота движений, величина отягощения и т. д.). Интенсивность варьируют в широких пределах, в связи с чем выделяют так называемые зоны интенсивности по показателям ЧСС и характеру энергообеспечения (оценка производится в баллах).
5. Отдых. Рационально организованный отдых обеспечивает восстановление работоспособности после нагрузки и повышает ее эффект. Разная продолжительность и разный характер (активный, пассивный) отдыха между повторениями приводят при одной и той же нагрузке к неодинаковому эффекту.
1 Что такое нагрузка?
2 Что такое «объем» тренировочной нагрузки?
3 Что такое «интенсивность» тренировочной нагрузки?
4 Назовите стороны тренировочной нагрузки.
5 Охарактеризовать «внешнюю» (физическую) нагрузку.
6 Охарактеризовать внутреннюю (физиологическую) нагрузку.
7 Охарактеризовать психическую нагрузку.
8 Характеристики тренировочных нагрузок:
Тема: Нагрузки, применяемые в спорте
Тема: НАГРУЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТЕ
1. Понятие о нагрузке, классификация нагрузок
2. Основные компоненты нагрузки
3. «Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки
Литература: 1. Платонов, в ОС; 2. Курамшин, Ю. Ф. ТиМФК; 3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. ТиМФВиС; 4. Волков, И. П. ОТиМСТ
Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя.
«Нагрузка» – это воздействие физических упражнений на организм занимающихся, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Степень напряжения организма.
В спортивной практике нагрузки подразделяются по следующим признакам:
По своему характеру:
— «специфические» (близкие по характеру к соревновательным)
— «неспецифические» общеразвивающие (направленные на всестороннее развитие организма спортсмена).
«Тренировочная нагрузка» – прибавочная стоимость функциональной активности организма при выполнении тренировочных упражнений.
Рост спортивных достижений, несомненно, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Постоянные подтверждения этому дает весь опыт теории и практики спорта.
25-30% объема работы
40-60% объема работы
Поддержание достигнутого уровня подготовленности
70-80% объема работы
Стабилизация и дальнейшее повышение подготовленности (развивающая)
90-100% объема работы
В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют:
Основные компоненты нагрузок:
Ø Продолжительность интервалов отдыха
Характер работы. Все упражнения имеют свое воздействие на организм. Глобальное воздействие – в работе участвуют 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц.
Характер отдыха. Активный отдых и пассивный. При активном отдыхе – спортсмен паузы отдыха заполняет дополнительной деятельностью. При пассивном – спортсмен не выполняет никакой работы. Комбинированный отдых.
Продолжительность интервалов отдыха.
— короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал, усиливает воздействие очередной нагрузки, поскольку работа выполняется на фоне неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, сохраняющейся от предшествующей нагрузки;
— «ординарный» интервал, или «полный», достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или позволяет использовать повторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее параметров;
— максимальный интервал отдыха, или «сверхвосстановления», создающий условия для работоспособности, предоставляет возможность для увеличения очередной нагрузки.
Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компонента тренировки, когда он организован в соответствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее неотъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке.
Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе:
1) обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок и тем
самым позволяет повторно использовать их;
2) служит одним из средств оптимизации эффекта нагрузок.
В спортивной практике для правильной оценки величины нагрузок отдельных занятий могут использоваться относительно простые, но достаточно объективные показатели: окраска кожи, сосредоточенность спортсмена, качество выполнения им движений, настроение, общее самочувствие.
Симптомы утомления после нагрузок различной величины нагрузки
Чрезмерная нагрузка (непосредст-ые изменения)
Восст-ый период после чрезмерной нагрузки
бледность, сохраняющаяся в течение нескольких дней
точности движений, появление
координации, вялое выполнение движений, явные ошибки
бессилие в следующем занятии
полное внимание при рассказе и объяснении упражнений
невнимательность при объяснении, пониженная восприимчивость
невнимательность неспособность к исправлению движений после 24 и 48 ч отдыха, не сосредоточение во время умственной работы
жалоб нет, выполняются все нагрузочные задания
слабость в мышцах, затрудненное дыхание, снижение работоспособности
тяжесть в мышцах, головокружения, тошнота
стойкое желание продолжать тренировки
пониженная активность, стремление к большим паузам, снижение готовности продолжать работу
желание полного покоя, прекращение тренироваться
нежелание тренироваться на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера
приподнятое радостное оживленное
«приглушенное» но радостное радость по поводу следующей тренировки
возникают сомнения в смысле тренировки
подавленность сомнения продолжается поиск причин для отсутствия на тренировке
ТЕМА: НАГРУЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТЕ
1. Раскрыть понятия «нагрузка», «тренировочная нагрузка», «соревновательная нагрузка»;
2. Классифицировать нагрузку по характеру;
3. Классифицировать нагрузку по величине (% воздействия, решение задач);
4. Определить время восстановления в зависимости от величины нагрузки;
5. Классифицировать нагрузку по направленности;
6. Назвать основные компоненты нагрузки;
7. Раскрыть компонент нагрузки «характер упражнений»;
8. Раскрыть понятие «объем нагрузки» (определить его показатели);
9. Раскрыть понятие «интенсивность нагрузки» (определить её показатели);
10. Определить типы интервалов отдыха;
11. Классифицировать отдых по характеру;
12. Сформулировать функции отдыха;
13. Раскрыть понятие «внешняя» сторона нагрузки;
14. Раскрыть понятие «внутренняя» сторона нагрузки;
15. Определить критерии нагрузки (объективные, субъективные);
16. Уметь контролировать и дозировать нагрузки (на примере избранного вида спорта);
17. Описать симптомы утомления после нагрузок различной величины нагрузки.
Тема: Утомление и восстановление при мышечной деятельности
1. Динамика работоспособности при мышечной деятельности
2. Диагностика утомления
3. Динамика восстановительных процессов
4. Средства восстановления
Литература: 1. Платонов, в ОС; 4. Волков, И. П. ОТиМСТ; 5. Ильинич, В. И. ФК
В результате применения нагрузки происходит приспособление всех систем и органов организма, тем самым расширяются их функциональные возможности, в результате чего увеличивается работоспособность и улучшаются физические качества.
Динамика работоспособноси при напряженной мышечной деятельности:
1. Период предрабочего возбуждения нервной системы – настройка организма на осознанное выполнение той или иной работы.
3. Процесс устойчивого состояния – наступает после окончания периода врабатывания. Достигается согласованность всех функций организма, работа выполняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне работоспособности. Данное состояние нарушается вследствие развития утомления.
4. Процесс утомления – характеризуется возрастанием напряженности деятельности функциональных систем организма, а затем наблюдается снижение работоспособности.
Утомление – это вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы, приводящий к снижению её эффективности.
Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и тойже работы, в замедлении реакций и скорости переботки информации, затруднении процесса соредоточения и переключения внимания и других явлений.
Принято различать ТРИ вида утомления:
w Скрытое утомление – существенного изменения структуры движения, снижение рабостопособности не наблюдается. Определить достаточно сложно. Процекает за счет компенсирующих процессов (резервов). Постепенно происходит исчерпание функциональных резервов организма и достигают своих максимальных величин при переходе скрытого утомления в явное, т. е. в момент заметного снижения работоспособности.
w Явное утомление – проявляющееся снижением работоспособности. Данный вид утомления не сложно определить благодоря наличию явнях признаков.
Скорость развития процесса утомления зависит от индивидуальных возможностей спортсменов, и от степени тренированности, и от характера нагрузки, и от других факторов.
5. Восстановление – процесс, происходящий в организме, который заключающийся в постепенном возвращении к исходному уровню активности утомленных систем организма и может характеризоваться значительными положительными перестройками в его системах.
Восстановительный период – это время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы.
Динамика восстановительных процессов:
Фаза суперкомпенсации – характеризуется явлением получившее название «суперкомпенцация» и «сверхвосстановление».
Фаза затухания следовых процессов – происходит убывание запасов гликогена в организме, утрачивается прибавка в мышечных структурах, начинают угасать возникающие в ходе упражнения рефлекторные связи. Самое главное нужно строить систему занятий таким образом, что бы каждое очередное занятие начиналось до наступления этой фазы.
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения то, что восстановление – неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов – важный аспект для дальнейшего повышения эффективности тренировки, достижения высокого уровня подготовленности.
Средства восстановления определяются степенью выраженности утомления.
К настоящему времени спортивной наукой и передовой практикой накоплен богатый материал по проблеме использования средств восстановления: дана классификация восстановительных средств, обоснованы основные принципы их использования, выделены определенные средства восстановления и их комплексы в отдельных видах спорта. При этом рекомендуется использовать большой перечень восстановительных средств:
Ä Педагогические (позволяющие управлять работоспособностью спортсменов и восстановительными процессами с помощью эффективно организованной мышечной деятельности; подбор и сочетание в процессе занятий средств и методов тренировки, разнообразие нагрузок).
Ä Психологические (аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, самовнушение, с их помощью снижается нервно-психическая напряженность, быстрее восстанавливается нервная энергия)..
Отдых. Более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом.
Главным тезисом планирования восстановительных процессов является то, что средства восстановления планируются параллельно с нагрузкой!
Утомление и восстановление
при мышечной деятельности
1. Раскрыть понятия «утомление», «восстановление»;
2. Описать динамику работоспособности при мышечной деятельности;
3. Классифицировать виды утомления;
4. Выделить субъективные и объективные признаки при диагностике утомления;
5. Описать динамику восстановительных процессов (по фазам);
6. Определить современные средства восстановления, применяемые в процессе подготовки спортсменов;
7. Выделить средства восстановления, применяемые в ходе учебно-тренировочного процесса по избранному виду спорта;
8. Раскрыть средства восстановления, применяемые после перенесенных трав, заболеваний, перенапряжений;
9. Назвать педагогические средства восстановления, определить их роль в управлении работоспособности спортсменов.
10. Определить действие медико-биологических средств восстановления;
11. Раскрыть психологические средства восстановления;
12. Назвать главный тезис планирования восстановительных процессов.
Нагрузки на спортсменов
-+Проблема психической нагрузки и ее допустимости для спортсменов во время тренировок и соревнований принадлежит к самым важным разделам психологической работы в области большого спорта. Эта проблема имеет также большое значение и для повышения достижений школьников и студентов на уроках физической культуры и в спортивных группах. Мы убеждены в том, что познание закономерностей психических нагрузок, получаемых каждым индивидуумом в процессе выплнения физических упражнений в условиях тренировки и спортивных соревнований, представляет большое значение для привлечения молодежи к активным спортивным занятиям. В этом большой спорт, при всех его особенностях, может явиться примерной моделью или образцом.
В психологии широко употребляется понятие «психичсекая» нагрузка. Однако нет пока единого научного мнения о том, что такое нагрузка, и поэтому в методике тренировки она понимается и употребляется поразному. В наших исследованиях, говоря о псих нагрузке, мы учитываем в первую очередь психические механизмы регуляции поведения спортсмена в связи с экстремальными требованиями, возникающими в процессе тренировок и соревнований.
Большой интерес представляет вопрос о соотношении нагрузки и утомления. Нельзя отождествлять проблему нагрузки с проблемой физ утомления; такой подход приводит к пренебрежению социально-психологическими условиями спортивной тренировки и соревнований, к чрезмерному акценту внимания на биологических показателях. Часто снижение результатов, обусловленное утомлением, объясняют исчерпанием энергетических ресурсов организма спортсмена в результате длительной или мощной физической работы. Однако в соревновательных условиях падение спортивного результата объяснить одними только физиологическими механизмами нельзя. Интенсивность психических переживаний, эмоцианальная насыщенность спортивных действий, чрезмерное напряжение при этом моральных сил- все эти элементы псих нагрузки учавствуют в процессе утомления, наверное, в такой же мере, как и биологические факторы. Мало того, биологическе функции во время соревнований протекают (как это показывают результаты современной нейропсихологии) под сильным воздействием именно псих факторов. Поэтому в работах в области большого спорта подход к вопросам определения и регуляции нагрузок только путем изучения физического утомления малопригоден.
Психическую нагрузку следует понимать в первую очередь не как псих состояние, а как процесс, условно состоящий из трех фаз.
Следует различать понятия «психическая нагрузка» и «психическая выносливост».
Под психической нагрузкой мы понимаем процесс работы, предъявляющий спортсмену такие требования, при которых последний способен регулировать психофизическое равновесие своего организма лишь на более высоком уровне или с помощью подключения запасных функциональных систем.
Под психической выносливостью спортсмена мы понимаем способность ею психофизической системы успешно справляться с высокими нагрузками во время тренировок и соревнований, способность поддерживать необходимое равновесие в этой системе и сохранять при этом стабильность спортивных результатов.
В этом отношении особенно интересуют 2 проблемы. Если спортсмен способен к высокой психической выносливости, он в состоянии либо воспринимать и перерабатыватьрастущие требования тренировки или соревнования без снижения спортивного результата, либо вовсе не воспринимать как нагрузку поступающие из внешней среды раздражители.
Понимаемая таким образом психическая выносливость выступает как осоое комплексное, структурное качество личности, которое нельзя рассматривать наравне с другими качествами, например с чертами характера, с чертами темперамента или волевыми качествами. Психическая выносливость «проявляется в восприятии и переработке нагрузочных раздражений и в ответах на них, осуществляемых посредством процессов управления и регуляции» (Матезиус, 1969).
Псих выносливость обеспечивается степенью подготовленности спортсмена, функциональной способностью его психофизической системыи ее подсистем, их взаимодействием и способностью компенсации, их структурно-динамическими связями, а также уровнем развития отдельных психофизических качеств спортсмена.
Психическая выносливость формируется и развивается в результате деятельности спортсмена в объективных условиях повышенных требований, возникающих в процессе тренировки и соревнований в выбранном виде спорта. При этом на основе общих психических предпосылок формируются и специфические виды псих выносливости гимнаста, бегуна на длинные дистанции, конькобежца и др. Как правило, эти специальные виды псих выносливости отличаются относительно малой пластичностью.
При этом возникают новые проблемы, которые подвергаются дискуссии и решение которых направлено на обеспечение высокого уровня псих выносливости спортсменов во время тренировки и соревнований. Среди этих проблем можно отметить следующие:
1.Возможность фронтального и непосредственного изучения псих выносливостив структуре качеств личности. Мы пришли к выводу, что для этого пока еще не имеется достаточных данных. Должна быть более детально разработанамарксистко-ленинска теория личности, чтобы можно было представить закономерные отношения между социальными и биологическими факторами, обеспечивающими высокий уровень спортивных достижений в необходимой диалектической связи. Существующие теоретические основы диагностики психических функций и качеств уже не могут удовлетворить психологов. Они должны быть согласованы с теорией личности, однако целеустремленная разработка параметров, приходных для диагностики психических качеств, продвигается медленно. Ни ученых, ни спортсменов не может удовлетворить наблюдающаяся разница в результатах испытаний, проведенных в лабораторных и естественных условиях.
2. Изучение отдельных сторон личности, ее детальных функций и качеств уже не может удовлетворить возросших требований, стоящих перед исследователями в области психологии спорта. В этой работе большее внимание стоит уделить личностным факторам: межличностные отношения и мотивы как стимулирующие компоненты сспортивной деятельности, черты и их значение в саморегуляции и управлении поведением спортсмена, способности как важный фактор спортивных достижений и др. Существующая методика исследования отдельных функций все больше выявляет присущие ей теоретические и методологические недостатки.
3. Предпосылкой для изучения особенностей психических нагрузок должно служить значение их внутренних (психических) симптомов. Путем широкого опроса спортсменов и тренеров Европы психологи собрали достаточно точные сведения об особенностях сознания спортсменами нагрузок в отдельных видах спорта. На основе этих данных была разработана методика их изучения. Первые же результаты оправдали их усилия.
4. Предварительно были разработаны профили псих нагрузок для отдельных видов спорта, причем были определены качества, характерные для высококвалифицированного (идеального) спортсмена данного вида спорта. Сопостовляя идеальные профили с профилями их испытуемых, они получили данные об инивидуальных сторонах псих выносливости того или иного спортсмена. Анализ полученных данных позволил дать конкретные указания для создания соответствующих объективных условий применения нагрузок в тренировке.
5. На нынешнем уровне методики диагностических исследований испытания в лабораторных условиях могут служить лишь для контроля и дополнения результатов исследований в естественных условиях. В настоящее время необходимо сосредоточить усилия на разработке специфических методов спортивной тренировки, методов организации тренировк и отдельных тренировочных средств в конкретных видах спорта, которые одновременно являлись бы и методами для псих исследований. Психолог спорта может это сделать лишь в сотрудничестве с тренером.
Следует обратить внимание на одно важное преимущество психологических исследований в естественных условиях. Результаты экспериментов в процессе настоящих тренировок (испытаний в естественных условиях) более реальны и близки к действительности, т.к. здесь спортсмен в большей мере проявляет себя как целостная личность в специфических для избранного вида спорта условиях достижения высокого результата. Здесь возрастают требования к индивидуальным качествам спортсмена даже в том случае, если они не составляют сами по себе объекта специального исследования. Благодаря этому результаты исследования получают более разностороннее выражение.
В заключение необходимо подчеркнуть важность теоретической разработки проблем в области психологии спорта. Отмеченные выше исследования могут дать только частичный ответ на основные вопросы нашей работы. Они не заменят собой теоретических и методологических работ. Следует откровенно признаться: если под напором срочных требований спортивной практики мы будем выполнять лишь прикладные исследования, но не ускорим развитие теоретической мысли, мы рискуем уступить свои позиции в мировом спорте нашим соперникам.
Во избежание этого нам надо соблюдать правильные пропорции между теоретическо-методологической и научно-практической работой. Конечно, психологи спорта должны решать и практические задачи