Что такое наименование печати
Печати и штампы: отличие, назначение, изготовление
Печать — что это?
Печать — это круглый знак с выгравированным или углубленным рельефом, отображающим логотип или наименование физического либо юридического лица. Получаемый печатный оттиск свидетельствует о принадлежности документа владельцу печати. Требования к печатным знакам законодательство предъявляет минимальные, поэтому каждый желающий может оформить любые, даже самые сложные печати на заказ. Главное, чтобы они были:
Штамп — что это?
Штамп — это печатный знак произвольной (за исключением круглой) формы с гравировкой любой информации. Например, «копия верна», «цензура», «запрещено», «оплачено» и т. п.
Назначение печатей и штампов
Таким образом, мы видим, что печать является свидетельством подлинности выдаваемого или получаемого документа. Как правило, она сопровождается подписью руководителя или одного из ответственных лиц. Проще говоря, любая, незаверенная печатью официальная бумага не имеет юридической силы.
Штамп же является вспомогательным оттиском, облегчающим труд и позволяющим сотрудникам сэкономить время на отображение какой-либо информации. Как правило, он используется бухгалтерами и прочим персоналом, работающим с большим количеством документов.
Место под печать
Традиционно, печать отображается в нижней части листа возле подписи руководителя или иного уполномоченного лица. Нередко на официальные документы наносятся буквы «М.П.» для указания места под печать.
Материалы изготовления печатей и штампов
Рабочей частью печати служит клише. Именно оно отображает необходимую информацию на бумаге. Для его изготовления используют одну из двух технологий:
Обе технологии позволяют качественно и оперативно изготовить печать любой сложности. Как правило, на изготовление клише у профессионалов уходит не больше часа.
Компаний, изготавливающих печати и штампы очень много, однако, чтобы получить по-настоящему качественный результат, ориентируйтесь на опыт работы производителя и наличие современного оборудования.
Какие бывают штампы и печати? Как выбрать печать для организации?
Содержание
Штампы и печати – рельефные устройства для получения одинаковых графических оттисков. Любая организация использует их для документов, грузов и посылок, чтобы подтвердить подлинность деловых бумаг или свой статус правообладателя.
В этой статье вы узнаете об основных видах и параметрах штампов и печатей, а также сферу их применения.
Чем отличается печать от штампа организации?
Каждая организация вне зависимости от рода деятельности и формы собственности использует штемпельную продукцию: штампы, печати, нумераторы, датеры. Каждый оттиск отличается индивидуальной информацией и областью применения.
Основное отличие штампа и печати в том, что первое устройство не имеет юридической силы. Штамп используется для ускоренного нанесения данных на документы: дата, реквизиты компании, данные должностного лица.
Печати чаще всего используются для государственных и важных финансово-экономических документов. Она подкрепляет подпись составителя документа и идентифицирует компанию как юр.лицо.
Основные характеристики штампов и печатей
Каждый знаком с тем, что такое штамп или печать. Качество и контрастность оттиска зависит от исправности всех составляющих элементов, а также состава краски. На какие характеристики нужно обратить внимание при выборе печати?
В первую очередь, определите, какой тип печати вам нужен: самонаборные или с готовым клише. Готовые оттиски используются, когда нужно заверить большое количество копий или однотипных документов, например: «Копия верна», «Медосмотр пройден», «Получено», «Оплачено» и другие.
Еще одно отличие этих видов печатей в том, что на оснастке самонаборных штампов закреплена текстовая плата, на которую набирается текст. В печатях с готовым клише такой возможности нет, но и подделать их гораздо сложнее.
Обратите внимание также и на другие характеристики печатей и штампов:
Форма оттиска | Размеры печатей и штампов | Вид оснастки | Материал оснастки | Количество кругов | Количество строк |
---|---|---|---|---|---|
Круглая, прямоугольная или треугольная | Диаметр круглого оттиска может быть 25, 30, 40, 45, 50 мм. Размер прямоугольного оттиска 25Ч4, 26Ч12 и др. | Ручная и автоматическая | Металл и пластмасса | Для самонаборных печатей: 1; 1,5; 2, 2,5 | В самонаборных штампах: 3,4,5,6,7 |
Виды печатей и штампов по материалу
Каждый материал имеет свои функциональные особенности. Выделяют несколько основных типов устройств в зависимости от материала:
Типы печатей и штампов по назначению
Штампы и печати используются в различных государственных и частных организациях. В зависимости от своего назначения они также делятся на виды:
Оснастка печатей
Оснастка – это один из важных элементов, из чего состоит печать или штамп. От типа оснастки зависит долговечность всей конструкции.
В интернет-магазине Офисмаг вы найдете различные виды печатей и штампов и другого банковского оборудования. В ассортименте самонаборные штампы, печати и датеры, а также устройства со стандартным оттиском.
Виды печатей
Прочитав нашу статью, вы будете точно знать, какие бывают виды печатей и штампов для документов, а также их классификацию по применению.
Виды печатей организации
Виды печатей для документов
Это так называемые вспомогательные печати. Данная категория представляет собой клише, которое в точности повторяет макет основной печати предприятия. Однако имеет ряд дополнений или уточнений. Подобные виды популярны в фирмах, где директор не всегда бывает на рабочем месте или поток документов настолько велик, что справиться с ним самостоятельно, не представляется возможным. Распространена практика введения подобных печатей и для филиалов.
Не всегда остаются довольны и деловые партнеры. Некоторые руководители, дабы оградить себя от дополнительных рисков, сотрудничают только на условиях использования основной печати на ведомостях, договорах и актах. Но это больше личные предпочтения, чем правило. Если выполнить дизайн печати для документов, в общих чертах повторяя основную печать, то проблем практически не возникает. Единственное что стоит отметить, такие печати не подходят для ведения дел с банками, налоговыми и другими отчетными службами.
Виды печатей и штампов
Какие бывают печати?
Не стоит полагаться на кустарных мастеров. Маленькие мастерские практически никогда не могут обеспечить высокое качество изготавливаемого клише и его долговечность. Помимо этого фирмы без рекомендаций и истории могут стать настоящей проблемой в вопросах распространения ваших оттисков и печатей в среде мошенников.
Но какой бы путь вы ни предпочли, необходимо помнить об учете всех печатей и штампов, задействованных на производстве. У каждой из них должно быть ответственное лицо с сопутствующим распоряжением. Вовремя уничтожайте, обновляйте свои печати и штампы с составлением необходимых актов и бумаг. Это не только поможет упорядочить ведение дел, но и защититься в любой спорной ситуации.
Штамп и печать: их разница и отличие. Все о печатях и штампах
Сегодня ни одна из организаций не может обойтись без штампов или печатей. Все это для того, чтобы документы той или иной компании приобретали официальный вид и были уникальными. Чаще всего печати или штампы ставят при совершении сделок, применяются в финансовых учреждениях или других отраслях, которые используют в ведении своих дел различные документы.
С помощью печатей и штампов любая ценная бумага становится законной и наделяется правовыми полномочиями. Обычно такие атрибуты могут иметь разную форму и текстовую информацию внутри. Встречаются случаи, когда на штампах или печатях размещают специальные эмблемы, герб или необходимый логотип. Данная статья создана Elgreloo.com, чтобы помочь вам в составлении документов – вы узнаете, какие функции исполняют печать, штамп и чем они отличаются.
Что представляет собой печать?
Печать – это специальный ручной инструмент, используемый физическими и юридическими лицами, чтобы удостоверить подлинность документов и заверить оставленные на них подписи, придав им официальный статус. Печать содержит изображение текста (иногда дополненное рисунком) с наименованием организации или полным именем физического лица. Она используется всеми предприятиями и государственными структурами для заверения приказов, положений, уставов, удостоверения прав должностных лиц, факта расхода средств и других важных документов.
Какие виды печатей существуют?
Существует несколько видов печатей, различаемых по таким критериям:
Кроме того, различают сухую печать – ее оттиск оставляет рельефный след на бумаге и, так называемую «мокрую» печать», где используется жидкое вещество (своеобразное чернило) черного или темно-синего цвета.
Что такое штамп?
Штамп – ручной инструмент, не обладающий юридической силой. Он используется для фиксирования и отображения информации и содержит полное наименование организации или частного лица, реквизиты или какой-то специфический текст («Одобрено» или «Здоров» и другие стандартные фразы).
Единственная функция штампа – заменить рукописный текст. Его можно дополнять различными пометками и необходимыми правками – для этого выделяются специальные поля.
Чаще всего штамп применяется в таких организациях:
Штамп на документе не является подтверждением его легитимности – он просто отображает определенную информацию.
Основные различия между штампом и печатью
Данные атрибуты имеют свои весьма значительные различия:
Делопроизводство от А до Я. Как использовать печати и штампы в организации
Как использовать печати в организации
Положения о порядке использования печати, зафиксированные в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД), были одобрены постановлением Госкомнауки Совмина СССР от 04.09.1973 г. № 435 и рекомендованы для использования всеми министерствами, ведомствами и их подведомственными учреждениями, организациями и предприятиями при совершенствовании делопроизводства. Положения о печати, зафиксированные в ЕГСД, сохраняют действие до настоящего времени.
Оттиск печати проставляется на подлинных документах, удостоверяющих права должностных лиц, факты расхода денежных средств и материальных ценностей, на расчетно-платежных документах, удостоверениях, доверенностях, на организационных документах (например: положения, уставы, учредительные документы, штатные расписания и др.). Оттиск печати проставляется также во всех случаях, когда необходимо удостоверить права должностных лиц организации, подтверждающих расходование денежных средств и материальных ценностей и др.
Важно знать:
Основные виды печатей
По своему назначению печати подразделяются на основные (гербовые и печати юридических лиц) и вспомогательные (простые).
Печати в государственных организациях
В статье 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» определено право на воспроизведение государственного герба Российской Федерации на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Что представляет собой гербовая печать? Гербовая печать имеют круглую форму. В центре находится изображение государственного герба Российской Федерации, а по окружности – наименование организации. Герб города и района Российской Федерации помещается на печатях органов представительской и исполнительной власти города и района в соответствии с нормативно-правовыми актами этого города или района.
Печати в коммерческих организациях
В негосударственных организациях используется печать фирмы, которая приравнивается к гербовой. В центре такой печати размещается эмблема или аббревиатура организации с указанием ее наименования, по окружности – полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы и номера ее государственной регистрации (в регистрационном реестре).
Пункт 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает состав информации в печати общества: «Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации».
Организации могут иметь простые (вспомогательные) печати. Они воспроизводят наименование организации, ее структурное подразделение и вид печати. В этом случае в печати должна содержаться дополнительная надпись: «Секретариат», «Для счетов», «Для справок», «Для пакетов», «Для копий» и т.д.
Простые (вспомогательные) печати могут быть квадратными, круглыми, прямоугольными, треугольными, овальными.
Лица, уполномоченные проставлять печать на документы должны знать, что оттиск печати, заверяющий подлинность подписи должностного лица ставится на свободном от текста месте, не захватывая личную подпись должностного лица.
На документы финансового характера печать проставляется без захвата наименования должности и подписи, на специально отведенном месте. Как правило, место проставления печати отмечается символом «М.П.»
Какие документы нужно заверять основной и вспомогательной печатями
В делопроизводственной практике принято составлять индивидуальный для каждой организации список документов, на которые проставляется печать. Он вводится в действие приказом руководителя или является приложением к инструкции по работе с документами. Так же в организации издается приказ (распоряжение) со списком должностных лиц (руководителей), имеющих право подписи на документах.
Рекомендуемый перечень документов, которые заверяются основными печатями:
Оттиски вспомогательных печатей проставляется:
Как использовать штампы в организации
Помимо основных и вспомогательных печатей, в делопроизводстве организации используются штампы. Штамп – это вид печати прямоугольной формы. Штампы формально заменяют рукописную запись в повторяющихся однотипных ситуациях в бумажном делопроизводстве. В этом случае штампы, представляют собой реквизиты, участвующие в придании документу юридической силы и ускоряющие документооборот.
Штампы бывают нескольких видов:
Угловой (адресный) штамп используется, если в организации отсутствует типографские или «электронные» бланки. Угловой штамп может использоваться при переписке, выдаче текущих справок и т.п. В данном случае угловой штамп, изготовленный в соответствии с необходимыми требованиями, придает документу официальный характер. В угловых штампах реквизиты организации располагаются в той же последовательности, что и в бланке. Реквизиты, указанные в угловых штампах и печатях, должны совпадать. Размер углового штампа, как правило, соответствует размерам углового бланка (70х100 мм).
Регистрационный штамп содержит наименование организации, поля для указания даты поступления и номера (индекса) входящего документа. Такой штамп устанавливает ответственность организации за документ, начало отсчета срока исполнения. В регистрационный штамп не проставляется на приложениях к документу, а только на самом документе.
Штамп ограничения права доступа проставляется в верхнем правом углу каждого листа документа, на журналах регистрации документов с ограниченным правом доступа и на пакетах с документами с ограниченным правом доступа. Этот штамп может быть дополнен данными, предусмотренными законодательством об информации, отнесенной к государственной тайне и конфиденциальной информации.
Штамп с реквизитами предприятия, как правило, небольшого размера с рамкой. Он включает краткое наименование организации, место регистрации, ИНН.
Маркировочные штампы используются для внутренних нужд предприятия (маркировки продукции, тары и др.) с использованием специальной штемпельной краски. Их размеры, форма и содержание не регламентируются.
Как хранить печати и штампы
Основная круглая печать организации должна находиться у руководителя отдела, назначенного приказом руководителя организации, и храниться у него в сейфе. Она может выдаваться под расписку другим работникам в случаях, когда этот руководитель отсутствует длительное время либо возникает необходимость использования печати в выходные и праздничные дни или использования ее за пределами организации.
Простые (вспомогательные) печати и штампы находятся у работников организации, ответственных за их использование и сохранность.
Вспомогательные штампы хранятся в закрывающихся столах. Основные и простые (вспомогательные) печати, угловой (адресный) штамп хранятся в опечатываемых сейфах (металлических несгораемых шкафах), доступ к которым имеет работник, получивший печати и штампы и отвечающий за их сохранность.
Как вести учет печатей и штампов
Для учета печатей и штампов необходимо вести журнал, который находится у работника, ответственного за сохранность печатей и штампов. Журнал должен вестись по правилам ведения документов строгой отчетности. Каждый лист журнала нумеруется, журнал прошнуровывается, скрепляется печатью (штампом) и подписью руководителя организации. Журнал хранится в несгораемом шкафу (сейфе).
Для проведения проверок состояния учета и хранения печатей и штампов в организации могут создаваться специальные комиссии. По результатам проверки составляется справка (акт), представляемая руководителю для принятия мер по обеспечению надлежащего учета и условий хранения печатей и штампов. При переводе или увольнении работника, ответственного за учет и хранение печатей и штампов, руководитель назначает комиссию для проверки фактического наличия печатей и штампов.
Результаты проверки отражаются в акте приема-передачи печатей и штампов другому работнику, назначенному приказом руководителя ответственным за их учет и хранение. В акте должно быть приложение с оттисками печатей и штампов.
Замена и приобретение печатей и штампов
Замена и приобретение печатей (штампов) производятся на основании приказа (распоряжения) руководителя по представлению руководителей структурных подразделений организации. Для изготовления печатей и штампов оформляется заказ в организацию (фирму), изготавливающую печати и штампы. Печати и штампы числятся за получившим их лицом до их передачи (сдачи) либо замены (уничтожения). Печати (штампы), подлежащие замене, уничтожаются.
Уничтожение печатей и штампов производится комиссией, которая создается приказом руководителя организации.
Способ уничтожения определяется комиссией. Уничтожение печатей и штампов предполагает полное разрушение их печатающей поверхности и формы, не допускающее возможности восстановления и дальнейшего использования. Изделия из каучука, резины, полимеров разрезаются на мелкие части или сжигаются, из металла – опиливаются двумя перекрестными линиями. Об уничтожении печатей и штампов составляется акт, который утверждается руководителем. Отметка об уничтожении печатей (штампов) делается в журнале, с проставлением номера и даты акта.
В акте должны быть указаны:
Акты хранятся вместе с журналом учета печатей и штампов.
Кто несет ответственность за печати и штампы
Изготовление, учет, замену, хранение, передачу и уничтожение печатей и штампов обеспечивает лицо, назначенное приказом руководителя организации. В случае его увольнения приказ переиздается и назначается другое ответственное лицо.
Ответственность за использование и хранение печатей и штампов после выдачи их структурным подразделениям возлагается приказом руководителя на работников, получивших такие печати и штампы. Вопрос о том, кто в организациях должен отвечать за учет печатей и штампов, не регламентирован никакими нормативными правовыми актами. В каждой организации этот вопрос решают в зависимости от особенностей и понимания важности этой работы.
Выдача печатей и штампов осуществляется под расписку в журнале работникам, персонально ответственным за их использование.