Что такое наличники в русской избе
Красота в деталях: «Очи» русской избы
Восхищаясь достижениями современного искусства, мы часто забываем об окружающих сокровищах наших предков. Всё реже и реже мы встречаемся с творениями русского зодчества — резными наличниками и деревянными кружевами, украшающими жилые дома. А ведь этот уникальный пласт нашей архитектуры является визитной карточкой России.
Наличники были неотъемлемым элементом украшения фасада русской избы. Зачастую, деревянные наличники копировались по форме и расцветке с каменных аналогов, украшавших более зажиточные и дорогие каменные дома, подклети и каменные сельские храмы, построенные профессиональными архитекторами.
Резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных. К примеру, в Московской, Ярославской, Ивановской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов.
Оформление окон являлось своеобразной картиной Мира. В верхней части — небо (в славянских поверьях оно было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее — «небесной твердью». Небесная хлябь — символ живительной влаги и плодородия. Изображался как волнистая линия или полукружья. Она могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек), а нижняя — «твердь земная» (она имела изображения вспаханного и засеянного поля — двойные перекрещивающиеся полосы и ромбы с точками внутри). Боковые части наличника называли «полотенцами».Также все части наличника соотносились со сторонами света и с временами года, поэтому, при нанесении на них определенных символов, местоположение каждого играло важную роль.
Главным символом у славян являлось Солнце. Оно ассоциировалось с энергией, силой, мощью и служило оберегом. Изображалось оно, как правило, в виде ромба или равностороннего креста. Солнце для наших предков, олицетворяло высшую силу, дарующую Жизнь. Позже, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.
Ещё одним важным элементом в украшении наличников были громовые знаки, традиционно сопровождающие солнце. (Из курса истории, мы помним, что на Руси, с определённого момента, проповедуется христианство. При этом все народные традиции носят языческий характер). Громовой знак представляет из себя шести- или восьмиконечную звезду, вписанную в круг. Иначе, славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Он был символом доблести, мужества и магическим знаком русского воинства. Также мог обозначать смену дня и ночи.
Рассматривая диковинные наличники, можно увидеть много интересного, однако, не стоит забывать, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть абсолютно разными. Это связано с историей, последующим заимствованием символов и адаптацией их к собственной народной культуре.
В современной России ещё сохранились дома со впечатляющими деревянными узорами на оконных проёмах. Это удивительное искусство передавалось от мастера к мастеру и, по сей день, дома с резными наличниками не оставляют нас равнодушными. Предлагаю вашему вниманию подборку интереснейших образцов деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.
Если вам близка эта тема, добавляйте публикацию в Избранное. Возможно, в вашей местности есть такие же красивые дома, размещайте их фотографии в комментариях. Я буду этому очень рада!
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве
Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.
Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.
По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.
Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.
Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.
Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.
Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.
Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».
Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.
Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.
Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.
Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.
Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.
Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».
Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.
Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.
Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).
В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.
Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.
В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.
Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.
Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».
Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.
prostomutter
Как леприкон, запутавшийся в шнурках, я уже месяц пытаюсь разобраться в культуре наличников:)
Для того, чтобы научиться воспринимать и «читать» наличники нужно знать ответы на 2 вопроса:
Является ли наличник объектом искусства?
Польские, германские шведские наличники «не гуглятся». А если чего-то нет в интернете, то этого нет в природе:)
В Беларуси наличники на первый взгляд точно такие же, как в России. Но тезиса о русском происхождении наличника это не отменяет.
На Украине ситуация иная. Украинские крестьянские хаты украшались «нарисованными» наличниками. По технологии строительства хат-мазанок никаких щелей между стеной и оконной коробкой, которые прикрываются деревянными наличниками, тут быть вовсе не должно.
Финские наличники существуют, но они не резные.
Так получилась вполне репрезентативная общероссийская картина
Волоковые окна постепенно стали заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату. Оба типа окон могли сочетаться на одном фасаде
Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Верху брусья связывались поперечным брусом (притолкой), вниз упирались в бревно сруба. Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезки (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного проема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.
Другой вид окна – колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков.
Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками. Практически у всех окон с наличниками, рамы в оконном проёме имеют Т-образный вид.
П римерно 150 лет назад, появилась и быстро распространилась прорезная резьба (сквозная, пропильная). Она была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
Московское барокко. Иллюстрацией наличников в этом стиле могут служить наличники Богоявленской церкови в Соликамске (1687-1695 гг). Они оформлены фигурными колонками и увенчаны килевидными многоступенчатыми кокошниками.
Каменный килевидный наличник Троицкого собора в Соликамске (1684—1697)
Скорее всего, именно из каменное церковное зодчество положило было предшественником круглых и дуговидных наличников и рам с скруглённым верхом. Что совершенно логично: круглую форму имеет небесный свод, а вслед за ним своды, купола, закомары, оконные проёмы. Хотя оконные рамы с закруглённым верхом сложны в изготовлении, в русских деревянных домах встречаются они довольно часто.
Круглый верх оконной рамы. Талдом.
Круглый карниз наличника со сложным профилем. Галичский музей.
Рис. 2
Наличники окон Каменного Крестовоздвиженского собора в Соликамске (1698 г.) украшены крупными спиральными, наклонными друг к другу «волютами», над которыми помещены небольшие парные завитки, схожие с коронами.
Благодаря классицизму на наличниках появились «сухарики» и «каблучки».
«Ордерные сухарики» (дентикулы) — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора. На наличнике из Галичского р-на они выглядят так
Солярные (солнечные) знаки на наличниках появилась первыми. Вот, пожалуй, самый старый из наличников России
Запасы небесной воды в древнерусском языке носили название «небесные хляби» (разверзлись хляби небесные). Этнография дает нам устойчивое и широко распространенное изображение небесных хлябей верхнего неба на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент или узор из городков, которые на расстоянии тоже воспринимаются как волны. С причелин этот мотив «по наследству» перешёл к наличникам. Факт присутствия на наличниках темы «небесных хлябей» сейчас является общепризнанным.
На этой картинке они изображены в виде ряда перевёрнутых г-образных волн на подзоре, которые повторяются и на наличнике. Здесь также есть солнечные полудиски.
По праву «первородства» законное место на наличниках должно принадлежать коню. Его изображение, которое на русской избе когда-то располагали выше всех символов мироздания, могло бы называться «хорос». Но оно называется « охлупень «:) То же название носят образы коней на наличниках.
Дальше начинается зона большой неопределённости и даже мистики:)