Что такое налог в египте
Что такое налог в египте
* Соглашение вступило в силу 6 декабря 2000 года.
Правительство Российской Федерации и Правительство Арабской Республики Египет, желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Лица, к которым применяется Соглашение
Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.
Статья 2
Налоги, на которые распространяется Соглашение
1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и капитал, взимаемым от имени Договаривающегося Государства или его политического подразделения или местного органа власти, независимо от способа взимания.
2. Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей суммы капитала или с отдельных элементов дохода или капитала, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги с общей суммы заработной платы, а также налоги на доходы от прироста стоимости капитала.
3. Существующими налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, являются:
a) применительно к Российской Федерации:
(i) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
(ii) подоходный налог с физических лиц;
(iii) налог на имущество предприятий и организаций;
(iv) налог на имущество физических лиц (далее именуемые «российские налоги»);
b) применительно к Арабской Республике Египет:
(i) налог на доходы, полученные от недвижимого имущества (включая сельскохозяйственный земельный налог, налог на здания);
(ii) унифицированный подоходный налог с физических лиц;
(iii) налог на корпоративную прибыль;
(iv) сборы на развитие финансовых ресурсов Государства;
(v) дополнительные налоги, взимаемые в виде процента от суммы налогов, упомянутых выше, или иным образом (далее именуемые «египетские налоги»).
4. Настоящее Соглашение применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам на доходы и капитал, взимаемым после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.
Статья 3
1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:
a) термины «Договаривающееся Государство» и «другое Договаривающееся Государство» означают Российскую Федерацию (Россию) или Арабскую Республику Египет (Египет), в зависимости от контекста;
b) термин «Российская Федерация» означает территорию Российской Федерации, а также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определяемые в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года;
c) термин «Арабская Республика Египет» означает территорию Арабской Республики Египет, включая сухопутную территорию, территориальное море, а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определяемые в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года;
d) термин «лицо» включает любое физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц;
e) термин «компания» означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для налоговых целей;
f) термины «предприятие одного Договаривающегося Государства» и «предприятие другого Договаривающегося Государства» означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;
g) термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское, речное или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;
h) термин «компетентный орган» означает:
i) термин «национальное лицо» означает:
(i) любое физическое лицо, имеющее гражданство Договаривающегося Государства;
(ii) любое юридическое лицо, товарищество или ассоциацию, получивших такой статус в соответствии с действующим законодательством Договаривающегося Государства.
2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, имеет то значение, которое он имеет в соответствии с законодательством этого Государства, касающимся налогов, к которым применяется Соглашение, если из контекста не вытекает иное.
Статья 4
1. Для целей настоящего Соглашения термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Договаривающегося Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.
2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его статус определяется следующим образом:
a) оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
b) если Договаривающееся Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном Договаривающемся Государстве, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, где оно обычно проживает;
c) если оно обычно проживает в обоих Договаривающихся Государствах или ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом которого оно является;
d) если оно является национальным лицом обоих Договаривающихся Государств или ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.
3. Если в соответствии с положениями пункта 1 компания является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то ее статус определяется следующим образом:
a) она считается резидентом того Договаривающегося Государства, национальным лицом которого является;
b) если она является национальным лицом обоих Договаривающихся Государств или ни одного из них, то она считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором расположено его место эффективного управления.
4. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи лицо, иное чем физическое лицо или компания, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то компетентные органы Договаривающихся Государств будут стремиться решить вопрос по взаимному согласию и определить способ применения Соглашения в отношении такого лица.
Статья 5
1. Для целей настоящего Соглашения термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия Договаривающегося Государства.
2. Термин «постоянное представительство», в частности, включает:
a) место управления;
c) помещения и склады, используемые для сбыта продукции;
g) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
h) ферму или плантацию.
3. Термин «постоянное представительство» также означает:
a) строительную площадку или строительный, сборочный или монтажный объект или связанную с ними надзорную деятельность, если только такие площадка, объект или деятельность существуют в течение периода, превышающего шесть месяцев;
b) оказание услуг, включая консультационные услуги предприятием через сотрудников или другой персонал, если деятельность такого характера в связи с этим же или связанным с ним проектом на территории этой страны продолжается в течение периода, превышающего в совокупности шесть месяцев в любом двенадцатимесячном периоде.
4. Независимо от предыдущих положений настоящей статьи, считается, что термин «постоянное представительство» не включает:
a) использование сооружений исключительно для цели хранения или демонстрации товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения или демонстрации;
c) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;
d) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
e) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления для предприятия любой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от (а) до (е), при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникшая в результате такой комбинации, носит подготовительный или вспомогательный характер.
5. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если лицо, иное чем агент с независимым статусом, в отношении которого применяется пункт 7 настоящей статьи, осуществляет деятельность в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если такое лицо:
a) имеет и обычно использует в этом Договаривающемся Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, если только его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4 настоящей статьи, которая, если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает такое постоянное место деятельности в постоянное представительство в соответствии с положениями настоящего пункта; или
b) не имеет таких полномочий, но обычно содержит в первом упомянутом Договаривающемся Государстве запас товаров или изделий, откуда оно регулярно поставляет товары или изделия от имени предприятия.
6. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, считается, что страховое предприятие одного Договаривающегося Государства, за исключением случаев перестрахования, имеет постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве, если оно собирает премии на территории этого другого Договаривающегося Государства или страхует риски, находящиеся там, через лицо, иное чем агент с независимым статусом, в отношении которого применяется пункт 7 настоящей статьи.
7. Предприятие одного Договаривающегося Государства не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Договаривающемся Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности. Однако если деятельность такого агента осуществляется полностью или почти полностью от имени такого предприятия, то он не будет рассматриваться как агент с независимым статусом в соответствии с настоящим пунктом.
8. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства, контролирует или контролируется компанией, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства, или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Договаривающемся Государстве (либо через постоянное представительство, либо каким-либо иным образом), сам по себе не означает, что любая из этих компаний становится постоянным представительством другой.
Статья 6
Доходы от недвижимого имущества
1. Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут также облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
2. Термин «недвижимое имущество» имеет то значение, которое он имеет по законодательству Договаривающегося Государства, в котором находится такое имущество. Термин «недвижимое имущество» в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения законодательства, касающегося земельной собственности, права, известные как узуфрукт недвижимого имущества, и права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Морские, речные, воздушные суда и дорожный транспорт не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.
Налоги в стране фараонов
Автор: Евгений Сивков
Нам в школе как-то странно преподают историю. Например, что мы знаем о Древнем Египте? Там строили пирамиды, верили в богов с головами животных, торжественно хоронили мумии кошек и крокодилов, плавали по Нилу на каких-то странных баржах, правили тамошним народом фараоны, и на всех фресках люди изображались почему-то исключительно в профиль. Да, ещё там писали при помощи иероглифов. И так – три тысячи лет подряд. А вот как тогда была устроена налоговая система? Каким образом фараоны на протяжении тысячелетий держали в покорности народ, проводили завоевательные походы, строили храмы и пирамиды? Откуда они брали на это деньги? И почему эта система в один прекрасный момент перестала работать? Попробуем разобраться. Может быть, обнаружим полезную для себя информацию.
Контроль и учёт
Оказывается, насчёт контроля и учёта первым сказал вовсе не великий Ленин. Это правило придумали в глубокой древности налоговики в Египте. До нас дошло множество записей на листах папируса, на которых проводился учёт земельных участков. На некоторых из них ставились три цифры: площадь участка, норма исчисления налога с единицы площади и общая сумма сбора. Если земля не возделывалась – на папирусе писали две цифры. Таким образом, учитывался фискальный резерв. Для разных форм собственности на землю применялись и разные виды учётных записей. Дело в том, что большая часть земли в Египте находилась в собственности государства (фараона), но до трети земли принадлежала храмам. Большая часть этих земель возделывалась крестьянами-арендаторами. Основным предметом контроля было определение владельца и площадей участков. Для этого была налажена система межевания земель. Раз в два года специальные чиновники проводили межевание, уточнённые данные затем вносились в учётные записи.
Контролёры – не под контролем
Интересно, что большую часть своей истории налоговая система Египта опиралась на принципы сбора дани. Размер дани в отличие от более прогрессивных налоговых систем опирался на субъективные критерии, налогооблагаемая база определялась «на глазок». Примерно так же, как это делают современные рэкетиры, абсолютно произвольно устанавливая плату за крышевание бизнеса. Чиновники в Древнем Египте фактически были такими рэкетирами, бандитами на службе государства. Правда, они несли персональную ответственность за выполнение налоговых планов. Но размер дани они устанавливали по собственному усмотрению. Кстати, сами они (как и судьи) от уплаты налогов были освобождены.
Как проводился сбор налогов с урожая. Чиновник делал соответствующие учётные записи, а затем следил за тем, чтобы налог (он взимался в натуральной форме, то есть зерном) был уплачён в полном объёме. И не важно, какой в этом году был урожай. Ставка налога от этого не менялась. С такой-то площади – столько-то мер зерна, и точка. Сбор урожая проводился под неусыпным наблюдением сборщика налогов. Затем весь собранный урожай перевозился в государственные или храмовые хранилища, там зерно взвешивали, государственную долю оставляли в хранилище, а налогоплательщик получал обратно долю урожая, превышавшую налоговую норму. Если эта доля, конечно, оставалась. Все стадии сбора налогов фиксировались документально.
Ещё одной важной отраслью экономики Египта издавна было скотоводство. Разведение коров и овец издавна практиковалось в долине Нила. Налоговые чиновники Египта поставили под контроль и этот вид деятельности. Каждые два года в стране проводилась всеобщая перепись скота. По её итогам составлялись учётные документы, а животных клеймили. В Древнем Египте взимался и налог с имущества. Для этих целей проводилась опись буквально всего, что налоговые инспекторы обнаруживали в крестьянских хижинах. Чиновник мог, к примеру, строго наказать семью, если обнаруживал, что хозяйка для приготовления обеда использовала неучтённое растительное масло.
Переписывалось не только имущество, учёту подлежали не только зерно и скот. В Египте регулярно проводились переписи населения. Отдельно учитывалось население трудоспособное. Для организации общественных работ требовалось точно знать, какова численность рабочей силы может быть предоставлена той или иной территорией (территориальные единицы Древнего Египта назывались номами).
Упадок и разрушение
История Древнего Египта знала взлёты и падения. В XVIII веке до н.э. в стране вспыхнуло восстание, вызванное безжалостными действиями налоговых чиновников. Возмущённые крестьяне врывались в государственные учреждения и сжигали учётные записи. В XVI веке до н.э. страну завоевали кочевники-гиксосы, после чего государство на протяжении 150 лет пребывало в хозяйственном и политическом оцепенении. Фараон-реформатор Эхнатон в XV веке до н.э. попытался ввести монотеизм. Он закрыл храмы многочисленных звероголовых богов и заставил поклоняться египтян солнцу. После его смерти жрецы восстановили поклонение Амону, Осирису и прочим Исидам. А заодно они восстановили отменённые Эхнатоном налоговые льготы. Именно таким льготам посвящена надпись на знаменитом Розеттском камне, который был использован для расшифровки египетских иероглифов.
Для того чтобы пополнить казну (из-за налоговых льгот для храмов государство недополучало около 1/3 доходов) в XIV – XIII веках до н.э. великие фараоны-полководцы Тутмос III и Рамсес XII провели блестящие завоевательные походы. Были покорены Иудея, Финикия, Сирия, часть Аравии, Ливии и Эфиопии. Но не тут-то было: неэффективная система сбора налогов и чудовищная коррупция налоговиков и судей Древнего Египта привели к тому, что фараоны не смогли удержать завоёванное. Вначале египтянам дали отпор хетты, а затем ассирийцы и вавилоняне совершали завоевательные походы уже непосредственно в дельту Нила. Наконец, Египет был завоёван персами. Напрасно фараоны пытались изменить ситуацию. Все попытки обуздать жадность жрецов успеха не приносили. Фараоны, пытавшиеся отменить налоговые льготы храмам, внезапно умирали при самых загадочных обстоятельствах. Чиновников, которые были уличены в получении взяток, фараоны высылали на Аравийский полуостров (такая египетская Колыма), предварительно отрезав им носы. Количество безносого населения в Аравии не убывало десятилетиями – египетские чиновники готовы были рискнуть самой выдающейся частью тела, но не переставали брать взяток.
В конечном итоге в IV веке до н.э. Египет попал под власть эллинистической династии Птолемеев, родоначальник которой был полководцем в войске Александра Македонского.
Новые времена – старые нравы
А ещё Птолемеи взимали со своих подданных специальный сбор за пропуск в пустыню. Наверное, попытка человека удалиться за пределы плодородной долины Нила в бесплодную пустыню казалась чиновникам настолько подозрительной, что они на всякий случай решили брать за реализацию столь странных желаний деньги. Перечислить все сборы и налоги, существующие в эллинистическом Египте, практически невозможно. Изобретательность чиновников была воистину безгранична: сборы на содержание общественных бань, на строительство военного флота, на содержание врачей и чиновников – за всё это должен был платить налогоплательщик. Система сбора налогов также претерпела некоторые изменения. Теперь этим ведали не фискальные чиновники, а откупщики. Это были, как правило, богатые частные лица. И государство буквально заставляло их брать на себя функции по сбору налогов. За невыполнение плана откупщик отвечал всем своим имуществом и даже свободой. Такие сборщики старались изо всех сил. Кроме того, в эллинистическую эпоху в Египте была внедрена система доносительства на неуплату налогов. Фискалы следили за своими соседями не бескорыстно. Они получали от государства долю от полученных при их помощи недоимок. Кстати, в современных США эта египетская система работают весьма эффективно. Американским налоговым стукачам государство платит 25 % от суммы взысканных налогов.
Плюс государственные монополии: на добычу различных полезных ископаемых, на ввоз и вывоз отдельных товаров, на финансовую и кредитную деятельность (банковская сфера). Абсолютный, всеобщий, тотальный контроль.
Хлеб всему голова
Но, несмотря на всё разнообразие налогов династии Птолемеев, главным продуктом экономики Египта, как и раньше, оставался хлеб. Производство зерна (пшеницы и ячменя) по-прежнему давало государству основную часть доходов. Система учёта сельхозугодий заботливо сохранялась чиновниками Птолемеев и продолжала совершенствоваться. В учётных записях того времени земли классифицируются по таким параметрам, как их качество, характер орошения, видам возделываемых сельскохозяйственных культур, по виду имущественных прав на участок. Собранный урожай, как и прежде, свозили в государственные хранилища. Но в эпоху Птолемеев была введена одна интересная новинка. Теперь урожай оценивался по твёрдой цене, размер которой устанавливало государство. Так что продразвёрстку тоже придумали задолго до большевиков. Наверное, Ленин и Троцкий хорошо изучили в гимназии историю Древнего Египта.
Тотальный конец
Завершая разговор о Древнем Египте, мы не случайно упомянули имена большевистских лидеров. Египет фактически был первым в мире тоталитарным государством. Полный государственный контроль над частной жизнью граждан, вмешательство государство во все без исключения экономические отношения, жесточайшая ответственность за неисполнение государственного задания – Ленин ничего нового не придумал, всё это уже было когда-то в стране фараонов.
А ещё египетское прошлое и российское настоящее объединяет тотальная, всеобщая и свирепая коррупция.
Египетская государственность, насчитывающая не одну тысячу лет, потерпела крушение как раз из-за этого социального зла. Взяточничество чиновников привело к тому, что в казне не стало хватать денег на исполнение важнейших государственных функций, а измученное произволом чиновников население не встало на защиту воровского государства, когда заморские завоеватели аннексировали Египет.
В 31 году до н.э. император Октавиан Август превратил Египет в провинцию Рима. Население не возражало.
Кстати, у России сегодня тоже имеются заморские противники. И с коррупцией у нас имеются серьёзные проблемы.
История имела своё продолжение. Римляне тоже не смогли справиться с коррупцией, им тоже не удалось организовать эффективную систему налогообложения. Что в итоге? В VII веке уже нашей эры Египет был завоёван мусульманами. Захватчики повели себя очень умно. Они ввели налоговые льготы для тех жителей Египта, которые отказались от христианства и приняли ислам. В результате буквально за несколько десятков лет подавляющее большинство населения Египта перешло в новую веру.
Что такое налог в Древнем Египте? Определение, значение
Понятие «налог» известно каждому современному человеку, но не все знают, что оно является очень древним, а платить различного рода подати люди были вынуждены тысячелетия назад. Познакомимся с тем, что такое налог в Древнем Египте и кто его платил.
Зарождение налоговой системы
Страна пирамид славится тем, что к смерти фараоны начинали готовиться едва ли не с рождения, поэтому возводили шикарные гробницы-усыпальницы. Необходимо было заручиться поддержкой бессмертных богов, поэтому каждый царь стремился построить как можно больше роскошных храмов, украшенных огромными скульптурами и изысканными фресками. Наконец, расширение границ царства требовало ведения постоянных войн, а на содержание войска нужны были определенные средства. Все эти факторы и стали первопричиной зарождения налоговой системы.
Рассмотрим, что такое налог в Древнем Египте. Это сбор (как в натуральном, так и в денежном выражении) определенной части дохода населения, идущий в государственную казну. Полученные средства использовались для укрепления власти фараона и для решения важнейших государственных и религиозных вопросов.
История формирования
Разработка и внедрение системы налогов заняли довольно продолжительное время – около 400 лет, проходили они в те времена, когда на троне восседали фараоны с первой по третью династию. Начинается изучение истории (в т. ч. и вопрос о налогах) Древнего Египта в 5 классе, тогда школьники узнают, что за все прихоти царей приходилось платить простым земледельцам.
Первым фараоном, который начал взимать дань с захваченных территорий, по дошедшим до нас данным, является Нармер. А запись на камне Палермо повествует о том, что наследник Нармера, фараон Ага, каждые два года объезжал страну и интересовался, довольны ли его подданные уровнем жизни.
Интересно, что сбор налогов в Древнем Египте был по тем временам явлением уникальным: соседствующие государства не последовали примеру страны пирамид.
Основные плательщики
Рассмотрим, кто платил налоги в Древнем Египте. Основными налогоплательщиками были земледельцы. Все сельскохозяйственные угодья в Египте принадлежали фараону, поэтому за право возделывать их, получать урожай, который был основным источником пропитания, земледельцы были вынуждены платить налог в казну.
Часть земель фараон дарил своим приближенным, вельможам и чиновникам, поэтому земледельцы, работающие на этих землях, платили налоги уже своему непосредственному арендодателю. Также крестьяне были обязаны часть полученного урожая отдавать храмам.
Освобожденные от уплат
Значение слова «налог» в Древнем Египте было рассмотрено ранее. А кто же был освобожден от уплаты дани в казну?
Что такое налог в Древнем Египте с учетом этих данных? Это подати, которые платил в казну узко ограниченный круг жителей страны пирамид. Очень многие категории и классы были освобождены от его уплаты.
Виды налогов
Рассматривая вопрос о том, что такое налог в Древнем Египте, следует обязательно затронуть следующий момент – какие виды платежей были вынуждены вносить в казну земледельцы. Их было несколько:
Однако это не все, что нам известно о том, что такое налог в Древнем Египте. Дань взималась с покоренных народов, также в натуральном или денежном выражении, существовали и иные разновидности обязательных платежей в казну:
Налоговая повинность нередко выражалась в участии крестьян в обязательных работах: строительстве храмов и гробниц, плотин. Позднее появились налоги за аренду помещений, за проезд по стране, за пропуск в пустыню, даже за занятие проституцией.
Профессия сборщика податей
Должность сборщика налогов в Древнем Египте почетом и уважением не пользовалась, но эти люди внушали простым земледельцам подлинный ужас. Их обязанности были довольно просты:
Именно поэтому сборщиков податей никто не любил. Нередко в качестве их охраны использовались солдаты, в эпоху Среднего царства собирать налоги эти служители фараона ходили в окружении наемных нубийцев, отличавшихся воинственностью, силой и отвагой.
Эти чиновники, стремясь услужить своему властителю, постоянно старались собирать с крестьян как можно больше зерна и продуктов, нередко оставляя их без средств к существованию. Да нас дошел пример такого чрезмерного усердия сборщика: на одной из плит указано, что годовой налог на зерно составлял 70 тысяч мер, а этот чиновник доставил в казну 140 тысяч мер, превысив норму в два раза. Сложно представить, какие страдания крестьянам причинило это желание выслужиться.
Если крестьянин имел налоговую задолженность, для ее покрытия могло использоваться его имущество, которое отдавалось в казну.
Ведение налогового учета
Древний Египет обладал письменностью, которая представляла собой сложную иероглифическую систему, на обучение нередко уходили целые годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что профессия писца была по праву почитаемой и уважаемой. Благодаря сохранившимся до наших дней папирусным свиткам мы можем узнать, что такое налог в Древнем Египте, в какой форме он выражался и кто выступал основными плательщиками. Известны следующие факты:
Строжайший учет поступления налогов в казну вели писцы. И горе тем, кто отказывался или не имел возможности платить.
Разновидности учета
Ранее было рассказано, кто собирал налоги в Древнем Египте, теперь рассмотрим, как именно происходил учет налоговых поступлений, которыми обеспечивали казну добросовестные сборщики податей. Существовало три основные формы:
В целом можно увидеть, что во многом налоговая система Древнего Египта была справедливой:
Однако ранее уже упоминалось, что чрезмерно усердные сборщики нередко превышали эту норму, чтобы выслужиться. И никто помогать крестьянам не спешил.
Особенности сбора налогов
Рассмотрев, что такое налог в Древнем Египте, предлагаем познакомиться с рядом особенностей сбора податей в этом государстве:
Крестьяне были недовольны тем, что большую часть урожая они были вынуждены отдавать в казну, об этом свидетельствует восстание, данные о котором дошли до наших дней. Так, земледельцы уничтожили списки должников, расправились со сборщиками податей, не сообщили о проводящейся жатве.
Значение налогов
Мы рассмотрели определение налога в Древнем Египте, теперь рассмотрим, какова его роль. Информация о положительных и отрицательных сторонах налоговой системы представлена в виде таблицы.