Что такое налог в истории россии 7 класс
ГДЗ история 7 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 2 (2) Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Стр. 14. Вопрос в начале параграфа
Что было основой хозяйственной жизни России в начале XVI в.? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения?
Основой хозяйственной жизни России в начале XVI в. было земледелие. Серьезные изменения в хозяйственной деятельности в основном касались ремесла и торговли. На территории Российского государства формировался внутренний рынок.
Стр. 14. Вспомните, какую территорию занимало Московское княжество в середине XV в. Перечислите основные слои населения Московского княжества в XV в. и их занятия.
Великое княжество Московское включало в себя Владимирское, Ржевское, Суздальско-Нижегородское, Муромское княжества и другие земли. В середине XV в. были присоединены Ярославское княжество, Новгородская земли и другие территории. Во второй половине XV в. заканчивался процесс объединения земель вокруг Великого княжества Московского.
На вершине общества в едином Русском государстве стоял государь всея Руси и его семейство. К верхам общества относились и удельные князья. Высшим слоем русского общества являлось боярство. Бояре находились на службе у государя. Появился слой помещиков, которые имели земли и находились на службе у государя. Самым многочисленным слоем населения было крестьянство, которые делились на владельческих, дворцовых и черносошных. Последние были свободными крестьянами. Все они занимались земледелием, несли повинности в пользу государства. Городское население состояло из посадских людей, ремесленников и купечества. Формировался слой казачества, которые были вольными людьми, но служили государю, охраняя границы государства. Духовенство владело монастырями, занималось религиозной службой.
Стр. 14. Что такое подсечно-огневая система земледелия?
Подсечно-огневая система земледелия – одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.
Стр. 15. Вспомните, кто такие казаки. Как и когда возникло казачество?
Казаки – члены самоуправляющихся общин вольных воинов, селившихся на малонаселенных окраинах России, Великого княжества Литовского, а также вольные люди, несшие военную службу по найму.
Казачество появилось во второй половине XV в. Казаки вели непрерывную борьбу против соседних государств и полукочевых народов, казаки стали объединяться в общину. Так возникли общины донских, волжских, днепровских казаков.
Стр. 17. Какие изделия западноевропейских ремесленников называли шедеврами?
Шедеврами называли лучшие образцы ремесленных изделий.
Стр. 19. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Сравните подсечно-огневую систему земледелия с трехпольем. С чем связан переход к трехполью?
Подсечно-огневая система земледелия основывалась на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Спустя несколько лет эту землю забрасывали.
При трехполье крестьянин делил поле на три участка. Первый участок поля он засевал яровыми культурами, второй – озимыми, а третий «отдыхал» под паром, т.е. оставался незасеянным. Несмотря на то, что трехполье не приносило быстрых и богатых урожаев, оно обеспечивало устойчивую урожайность в течение длительного времени. К тому же такая система позволяла бережнее относиться к земле.
2. Какие зерновые культуры возделывали русские крестьяне в конце XV – начале XVI в.? Какая из них была основной? Предположите почему.
Наиболее распространенной озимой культурой стала рожь, а яровой – овес. Заметно сократились посевы пшеницы, ячменя и проса. Широко распространилась гречиха. Рожь и овес были более неприхотливыми, что и делало ее популярной среди крестьян.
3. Охарактеризуйте орудия труда русских крестьян в конце XV – начале XVI в. Почему они столь незначительно изменились со времен Древней Руси?
4. Почему животноводство имело в хозяйстве русского крестьянина лишь вспомогательное значение? Какие трудности создавали природные условия крестьянину для разведения и содержания домашнего скота?
Крестьяне использовали животноводство во вспомогательных целях, так как имели мало скота. Это было связано с тем, что заготовка кормов на долгую зиму отнимала драгоценное время от страды. Крестьяне использовали лошадей, коров, овец, кур и другую птицу.
Община – мир – играла большую роль в жизни крестьян. Она делила пахотные земли и огородные участки между крестьянскими семьями, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озер и рек. Община распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности.
6. Почему в течение XVI в. увеличивалась численность казачества? Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах?
Увеличение численности казачества связано с формированием казацких общин, которые состояли главным образом из беглых крестьян. Государство платило жалованье деньгами, хлебом и боеприпасами за охрану своих рубежей от набегов крымских и казанских татар.
7. Как изменилось значение русских городов с формированием единого государства?
С формированием единого государства изменилось значение русских городов. Многие из них уже не были столицами независимых княжеств, но при этом усиливалось их значение как центров ремесла и торговли. Возрастало политическое и хозяйственное значение Москвы, которую иностранцы сравнивали с крупнейшими городами Западной Европы.
8. Что вывозили из России в Западную Европу в XVI в.? Какие товары ввозили в нее из Европы? Какое значение имела торговля для развития России?
9. В чем состояла суть денежной реформы, проведенной в 1530-х гг.? Каковы ее последствия?
Денежная реформа ввела единую для всей страны денежную единицу – московский рубль. Это способствовало борьбе с фальшивомонетчиками, а также ликвидировало хождение старых денег и существование двух денежных систем.
Стр. 20. Работаем с картой
1. С помощью атласа покажите на карте территории расселения казачества в XVI в.
Запорожская Сечь, Терское, Донское, Волжское, Яицкое казачество.
2. Ознакомившись с картой (на с. 60–61 учебника), скажите, где было больше городов – западнее Волги или восточнее ее?
Больше всего городов было западнее Волги.
Стр. 20. Изучаем документ
1. О каких видах хозяйственной деятельности говорится в тексте?
В тексте говорится о ведении сельского хозяйства, скотоводстве, продуктовых заготовках.
2. Какое значение для жизни россиян имели эти занятия?
Это имело огромное значение, так как заготовки позволяли крестьянам кормиться. При наличии излишков их можно было продать.
Стр. 20. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. Что означает понятие «зона рискованного земледелия»?
С. М. Соловьев говорит о климатических различиях между Западной Европой и Россией. В России были неблагоприятные природно-климатические условия. Основная часть земледельческих районов страны находилась в так называемой зоне рискованного земледелия. Суровый и неустойчивый климат с долгой морозной зимой и коротким летом был неблагоприятен для ведения сельского хозяйства. Земледельческим трудом можно было заниматься всего около 130 дней в году (с середины апреля до середины сентября, исключая дни религиозных праздников). Примерно 30 дней уходило на сенокос, а в течение 100 оставшихся нужно было выполнить прочие работы: пахоту, сев, жатву. Недаром время сельскохозяйственных работ на Руси называли страдой (от слова «страдать»).
Зоной рискованного земледелия называли территории с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями.
2. Используя материал параграфа, составьте в тетради таблицу «Население России в начале XVI в.». В таблице должны быть указаны категории населения, их основные занятия, характерные особенности жизни.
На основании этих пословиц и поговорок можно сделать вывод о том, что вся жизнь россиян была связана с сельским хозяйством, что было основой их жизнедеятельности.
3. Жизнь какой группы населения характеризуют следующие термины и названия: промыслы, Запорожская Сечь, жалованье, круг, военная добыча? Составьте в тетради описание жизни этой группы населения, используя все указанные термины и названия.
Гостиная и суконная сотни были профессиональными организациями купцов. Их можно отнести к привилегированным слоям общества. Эти сотни взамен исполняли казенные поручения – организовывали работу таможен, продавали казенные товары за границей. Таким образом, они приносили большую прибыль государству и налаживали торговую деятельность.
4. Подумайте, почему члены гостиной и суконной сотен были освобождены от налогов и повинностей, обязательных для других горожан. Можно ли отнести купцов, входивших в гостиную и суконную сотни, к привилегированным слоям общества? Свой ответ аргументируйте.
5. Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы.
Рост торговых связей между различными территориями страны, расширение внешней торговли требовали единой денежной системы, так как, во-первых, существование двух денежных систем приводило к проблеме определения стоимости товаров, во-вторых, в стране существовало огромное число фальшивомонетчиков. Введение единой денежной единицы – московского рубля – полностью подчиняло денежную систему государству и позволяло контролировать все финансовые операции в Российском государстве.
Налоги это как дань платить.
Налог это обязательный, индивидуальный платеж взимаемый органами государственной власти с физических лиц
повинности это обязанность крестьян выполнять в принудительном порядке работу на помещиков.
История россии 7 класс?
История россии 7 класс.
Какие повинности несли зависимые крестьяне в XVII в?
Может быть несколько вариантов ответа.
Социальный налог барщина денежный оброк натуральный оброк подушная подать.
Что такое фураж?
Виды налогов и повинности история казахстана?
Виды налогов и повинности история казахстана.
Виды налогов в истории России?
Виды налогов в истории России.
Что такое налог по истории?
Что такое налог по истории.
Что такое балбалы история 7 класс?
Что такое балбалы история 7 класс.
Что такое налоги Истории 6 класс?
Что такое налоги Истории 6 класс.
Что такое налоги и повинность?
Что такое налоги и повинность.
Мифы Римляне слышали мифы греков. Они настолько сильно любили эти истории, что взяли эти истории и заменили в них имена греческих богов. У римлян были свои религиозные убеждения. Они просто добавили греческих богов к ним. Но они не полностью копи..
Развитие товарного производства ; возникновение мануфактур ; специализация районов ; складывание Всероссийского рынка.
Европейцы стали есть чай, кофе, шоколад, какао, треску, сельди.
Этот принцип составлен по городам : Белгород, Орёл, Курск Лишним словом является Феодосия потому что это имя.
1. Медаль Законодательного Собрания Новосибирской области «За вклад в развитие законодательства Новосибирской области» 2. Почетный знак Законодательного Собрания Новосибирской области 3. Медаль Законодательного Собрания Новосибирской области «Общес..
ПИСЬМО ЖАННЫ Д’ АРК АНГЛИЙСКОМУ КОРОЛЮ «Вы, король Англии, и вы, герцог Бедфордский, именующий себя регентом Французского королевства, вы, Вильгельм Поль, граф Суффолокский, Иоанн Тальбот и вы, Томас, сир Скалкский, называющий себя лейтенантом упомян..
Иоанн IV Васильевич, или как будет правильнее его называть с исторической точки зрения Иван Грозный, родился 25 августа 1530 года в селе Коломенском, под Москвой, в семье великого князя Московского Василия ІІІ и Елены Глинской. Уже в три года стал н..
История развития налогового законодательства в России
Налоги Древней и Средневековой Руси
В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.
Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
На первых этапах развития государственности начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Ведь оно основывалось не на добровольных началах, а было скорее неписаным законом и становилось принудительной выплатой или сбором.
Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов.
Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась к князю, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя.
Со временем дань стала систематическим прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания.
Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.
Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.
Первоначально сбором податей занимались сами ордынцы через своих фискальных чиновников баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду.
После политического объединения русских земель в XV в. начинается формирование единой финансовой системы. Так, Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской зависимости ввел первые русские прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. В последующем Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах).
Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Размер «сохи» в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
После Ивана III реформу налоговой системы продолжил Иван Грозный (1530-1584), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться «по животам и промыслам».
Важнейшим этапом развития налогового законодательства на Руси стало Соборное Уложение 1649 г., в котором нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право с отменой урочных лет. В данном своде законов Русского государства была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения.
При определении окладов податей и их раскладки согласно Соборному Уложению использовались различные единицы обложения. Среди них можно выделить три:
Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины; судебные пошлины. В царскую казну также шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства. Кроме того, при Алексее Михайловиче была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.
Большое распространение получил в это время введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.
Во времена царствования Алексея Михайловича произошло одно из первых крупных волнений, связанных с установлением и взиманием налогов. Сложная политическая и экономическая обстановка в стране во времена царствования Алексея Михайловича вынуждала правительство прибегать к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом, прямые налоги поднялись до 20%. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд, который и послужил причиной народных волнений, названных впоследствии «Соляными бунтами».
Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв.
Государственные реформы, проведенные в России Петром I (1672-1725), коснулись всех сфер общественной жизни, в том числе и налогового законодательства.
При наличии огромного числа налогов Петром I был предпринят ряд мер по обеспечению справедливости налогообложения, равномерной раскладки налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.
Конечно, подушная система взимания налогов была более прогрессивной по сравнению с подворовой системой, однако она имела и ряд существенных недостатков. Во-первых, подушная подать была единой для всех, и при ее сборе не принималось во внимание различие в уровне дохода у разных людей, в разных местностях и разных отраслях хозяйства. Во-вторых, налог раскладывали прямо по ревизским душам. А ревизская душа была расчетной, окладной единицей, фиктивной, т.е. она рассчитывалась не по работникам, а по душам мужского пола, что фактически сильно увеличивало размер подати.
Помимо подушной подати государственные крестьяне платили и оброчную подать, которая была введена для выравнивания податного обложения государевых и негосударевых крестьян. Все губернии для взимания оброчной подати были разделены на четыре класса по свойству земли, «изобилию в ней и способам для обитателей к работам и промыслам их». Оброчная подать рассматривалась как плата (государственных крестьян) за пользование казенной землею, с которой и производилась уплата оброчной подати, и рассчитывалась по принципу подушной подати.
Проводимые Петром I реформы, Северная война требовали огромных средств. Для пополнения государственной казны постоянно изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Для этой цели при Петре I был введен институт прибыльщиков, основная цель которых была придумывать новые источники пополнения бюджета («сидеть и чинить государю прибыли»). Прибыльщиками были придуманы такие налоги, как: налоги с постоялых дворов, с печей, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, пошлина на усы и бороды, гербовый сбор, подушный сбор и другие налоги и сборы.
Неплохой доход в казну государства приносили и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр. Помимо стрелецкой подати на поддержание армии и флота были введены новые налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подводные, подать на покупку драгунских лошадей и др.
Помимо реорганизации системы налогов и сборов петровские реформы затронули и систему управления финансами страны. Так, Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.
При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия.
На протяжении всего XVIII в. основным источником пополнения бюджета государства оставалась подушная подать и иные сборы, которые исчислялись по душам. С 1732 г. подушная подать собиралась в два срока: январь-март и сентябрь-декабрь. В связи с тяжестью налогового бремени общий размер подушной подати постоянно уменьшался, и при Екатерине II он составлял 70 копеек с души. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете». Предполагалось, что община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым.
С 1797 г., уже после смерти императрицы, российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного назначения, и для каждого класса были определены отдельные подушные оклады.
При Александре I (1777-1825) изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оборочный налог, гильдейский сбор, пошлина с наследств, гербовая подать. Также вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов.
В 1811 г. управление финансами было разделено между тремя ведомствами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное казначейство ведало расходами, Государственный контролер занимался ревизией всех счетов. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Следующие изменения в системе налогообложения произошли уже во второй трети XIX в. и были связаны с именем Александра II.
Развитие налогового законодательства в дореволюционной России
Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.
В 1860 г. Александр II повелел отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.
Отмена подушной подати началась в 1882 г. Указом от 2 октября 1862 г. было утверждено, что размеры дополнительного налога для сельских сословий, выплачивающих подушную подать, устанавливались только общими показателям той или иной губернии в зависимости от ее производительности и промышленных показаний.
Начиная с 1863 г. с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений.
С 1867 г. к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.
С 1865 г. была отменена подушная подать с неспособных к работе дворовых людей, приписанных волостям. С 1875 г. селения, где числится менее 40 ревизских душ, освобождались от платежа подушной подати за умерших, за поступивших в военную службу, а также за неспособных к работе людей (например, из-за увечья, болезни).
В 1869 г. была отменена круговая порука по прямым податям для селений, где числится менее 40 ревизских душ. Законом от 23 июня 1899 г. изменялся порядок применения круговой поруки, теперь круговую поруку стало возможно применять лишь в случае исчерпания всех возможных мер взыскания, которые применялись в отношении конкретных неплательщиков. Окончательно круговая порука была отменена в России в 1903 г.
Манифестом и Положением от 19 февраля 1861 г. не только провозглашалась отмена крепостной зависимости, но и решались вопросы выкупа земельного надела. Причем выкупные платежи рассматривались как один из источников доходов бюджета, а по мнению ряда авторов, их можно рассматривать как одну из феодальных повинностей.
Отмена крепостного права и формирование крестьянской собственности на землю становится предпосылкой становления и выделения земельного налога, окончательное оформление которого происходит в 1875 г. Земельным налогом облагались все земли, подпадающие под обложение земскими сборами, за исключением государственных земель. Взимался налог по раскладочному принципу. Общая сумма земельного налога, подлежащая уплате губернией, определялась путем умножения ставки налога на общее число десятин удобной земли и леса в губернии. Затем исчисленная сумма губернским земским собранием распределялась на уезды по количеству и доходности земель. Те распределяли их по сельским общинам, которые в свою очередь распределяли их на непосредственных плательщиков.
В соответствии с Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны были нести следующие казенные и земские денежные повинности:
При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого, крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности.
Натуральные повинности, которые должны были нести крестьяне, делились на натуральные и денежные. К натуральным повинностям относились: содержание проселочных и полевых дорог, тушение пожаров, содержание сельских стражей, исполнение нарядов по починке запасных хлебных магазинов, истребление вредных насекомых.
К числу мирских сборов относились: содержание лиц мирского управления, устройство и содержание больниц, богаделен, училищ и учителей. Уплата мирских сборов и отбывание натуральных повинностей распространялось на всех крестьян-домохозяев, проживающих в данной местности.
Кроме государственных прямых налогов функционировали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения, паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов.
Свои особенности имели и городские налоги. Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли платежи за прописку.
Советский период российского налогообложения
Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Декретом СНК от 24 октября 1917 г. «О взимании прямых налогов» был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
Одним из элементов налоговой политики советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов. Так, Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г., было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии.
Например, Декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.
В 1918 г. для сельских хозяев был введен натуральный налог, который строился по принципу подоходного налога (взимался с излишков продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков). Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.
В 1919 г. в общегосударственном масштабе была введена продовольственная разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.
Помимо этого, советским правительством были предприняты и другие попытки налоготворчества. Особого внимания заслуживает проведенная Декретом от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного обложения, по которой продукты, произведенные на национализированных и взятых на учет фабриках, сдавались на основании плана использования главному управлению продуктораспределения Наркомпрода. К ценам, устанавливаемым самим государством в лице так называемого «комитета цен», прибавлялись начисления в пользу государства, которым подлежало большинство продуктов. Система просуществовала немногим более года и была отменена Декретом от 17 января 1920 г., поскольку реальные поступления от начислений в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались меньше запланированных более чем в 27 раз. Несмотря на тот факт, что эксперимент полностью провалился, предполагалось, что надбавочная система будет использоваться и в дальнейшем в целях сокращения размеров ассигнований Компроду по его расходным сметам и, следовательно, сокращения дефицита бюджета.
В результате проводимой финансовой политики к началу 1921 г. страна была почти полностью переведена на натуральное обложение, огромная эмиссия привела к обесцениванию рубля, а следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено.
С переходом весной 1921 г. к новой экономической политике появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики. Налоговая система России 1920-х гг. была во многом идентична дореволюционной налоговой системе, в частности, в силу того обстоятельства, что многие ее создатели являлись представителями научного мира дореволюционной России с уже сформированными научными взглядами. Советским правительством предполагалось, что:
1) восстановление денежных налогов создаст спрос на деньги, увеличит значение денег в хозяйстве;
2) денежные налоги будут нести определенную социально-воспитательную роль (заставят население использовать более совершенные приемы труда и отчуждать некоторую часть своих доходов на нужды государства).
В период новой экономической политики наиболее четко просматривается роль налоговой политики в общей экономической политике страны, когда наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в короткие сроки коренным образом изменить положение в сельском хозяйстве и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует отметить, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный налог.
Возродив частную торговлю и промышленность и восстановив тем самым объекты обложения, правительство, несмотря на возражение, что введение налогов приведет к расширению бюрократического аппарата, приступило к формированию механизма обложения дополнительного дохода граждан.
Признавая принцип концентрации обложения как более желательный в дальнейшем, руководство страны на первом этапе пошло по пути создания достаточно разветвленной налоговой системы, постепенно отсекая те налоги, непригодность которых выявлялась в процессе развития.
Следует отметить, что некоторые из введенных в период с 1921 г. по 1927 г. налогов не имели существенного фискального значения и носили ярко выраженную политическую окраску.
Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.
Плательщиками налога с оборота были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организaции министерства торговли союзных республик, предприятия и оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР.
Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия. Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации товаров, по которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочные товары, овощи, картофель, фрукты и др.); при отпуске товаров в установленном порядке по оптовым ценам предприятий (без налога с оборота) для экспорта внешнеторговым организациям и т.д.
В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.
К налогам, дополнительно введенным налоговой реформой, относился налог с совхозов. Введение налога обосновывалось необходимостью связать местные органы власти (райисполкомы) с расположенными на их территории совхозами и создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах деятельности совхозов. Налог с совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту, а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1% валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).
С началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности налоговой системы. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.
В 1960-е гг. в СССР был введен еще ряд налогов.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г. в целях повышения заинтересованности предприятия в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств был введен налог «Плата за фонды». Он представлял собой форму распределения прибыли, которая являлась одним из первоочередных платежей из прибыли в госбюджет СССР.
Подоходный налог с колхозников был установлен в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. Подоходный налог с колхозников зачислялся в доходы государственных бюджетов союзных республик и служил регулирующим доходом главным образом районных и сельских бюджетов. Плательщиками выступали колхозники, имевшие доходы от сельского хозяйства;
Фиксированные (рентные) платежи были установлены с 1967 г. Эти платежи представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли объединений, предприятий, получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от деятельности предприятия.
К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.
Эпоха перестройки и постепенный переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвали возрождение отечественного налогообложения. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 28 июня 1987 г. N 7284-XI «О государственном предприятии» (в настоящее время не действует) устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
С принятием Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР N 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (с изм. и доп. от 10 июля 1991 г.) (в настоящее время прекратил действие), который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.
Вносятся изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан. В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (утратил силу) устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.
Августовские события 1991 г. ускорили процесс формирования политически самостоятельного государства с самостоятельной системой налогообложения. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 8 декабря 2003 г.), Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-I «О налоге на добавленную стоимость» (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» (прекратил действие). И хотя почти все перечисленные законы прекратили свое действие, все они послужили прочным фундаментом нынешней налоговой системы России.