Что такое налоговое бремя
Для того чтобы экономические показатели стабильно росли, со стороны государства должна осуществляться грамотная налоговая политика. В этом случае бюджет будет наполняться в нужном объеме, а предприятия возьмут ориентир на расширение производства и привлечение инвестиций. Но в процессе реализации данной стратегии возможно появление некоторых препятствий. Например, чрезмерной налоговой нагрузки.
Налоговое бремя: значение термина
Под налоговым бременем стоит понимать показатель, отражающий совокупное воздействие налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом. Его можно определить как соотношение доходов, которые были получены в течение определенного промежутка времени, и налогов, подлежащих уплате за этот же период.
Данный процесс является крайне важным экономическим показателем, поэтому стабильно находится под вниманием государства. При этом уровень налогового бремени зависит от таких факторов, как размер ставки и база налогообложения. Опыт многих стран доказал тот факт, что чем выше данный показатель, тем ниже количество средств, поступающих в бюджет. По этой причине западные государства в большинстве своем двигаются в сторону постепенного понижения налоговых ставок.
Роль такого показателя, как налоговое бремя
Есть несколько причин, по которым этот показатель очень важен:
Налоговое бремя никогда нельзя определить одной лишь суммой уплаченного налога. Всегда присутствуют еще и другие затраты, имеющие отношение к выполнению обязательств различными хозяйствующими субъектами. Речь идет о следующих категориях расходов:
Реальный и номинальный формат нагрузки
Говоря о реальном налоговом бремени, стоит отметить, что этот показатель определяется в качестве суммы фактических обязательных платежей и налогов, которые были уплачены.
Влияние на экономические показатели
В условиях современных рыночных отношений роль инвестиций переоценить трудно. Но для того чтобы потенциальные инвесторы сочли привлекательными конкретные проекты в рамках страны, необходима благоприятная обстановка, подразумевающая определенные перспективы. В этом формате налоговое бремя экономики играет одну из ключевых ролей.
Данный показатель подразумевает отношение всех налогов, которые поступили от физических и юридических лиц к валовому внутреннему продукту. Таким образом, оценивается доля ВВП, перераспределяемая посредством налогов.
Но у данного показателя есть и недостаток. Подобное налоговое бремя расчет подразумевает такого типа, при котором определение уровня гнета обычного плательщика производится без учета особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.
Определение уровня бремени для населения
Чтобы разобраться в том, каким является налоговое бремя налогоплательщика, необходимо учитывать сумму всех платежей, поступивших от населения в соответствии с действующими ставками. Но точно определить данный показатель не так уж и просто. Это объясняется тем фактом, что конечным потребителем почти всех товаров, которые производятся в экономике, является население страны, а значит, именно на простых обывателей и перекладывается часть налоговой нагрузки. Если брать во внимание эти условия, то определить долю как прямых, так и косвенных налогов с математической точностью не получится. Но приблизительный уровень налогового бремени, которое накладывается на простых плательщиков, вычисляется по следующей формуле: Бр=Н:Чн.
Справедливо будет заметить, что уровень налогового гнета обычных граждан зависит не только от величины платежей, но и от благосостояния населения, в частности от размеров заработной платы.
Избыточный уровень налогообложения
В том случае, когда государство инициирует избыточное налоговое бремя, часто происходит искажение планируемого эффекта. Прежде всего, хозяйствующие субъекты начинают ориентироваться на минимизацию своих обязательств посредством изменения интенсивности и структуры производства, покупок и продаж. К тому же плательщики предпринимают определенные меры для того, чтобы переложить налоговую нагрузку на контрагента. В итоге конечная цель, ради которой государство усиливало бремя налогообложения, не достигается.
Стоит отметить и тот факт, что перенос степени нагрузки в сторону контрагентов возможен только при сопутствующем отказе от той формы структуры, потребления и производства, использование которой было бы оптимальным.
Таким образом, на уровень потребления в стране может влиять не только изменение цен, но и искажение налогов, которые ощутимо затрагивают доходы обывателей, что, в свою очередь, ведет к понижению фактического уровня располагаемых денежных средств.
Как происходит переложение налогового бремени
Стоит повторить ту мысль, что в большинстве случаев хозяйствующие субъекты, не желая делать значительные отчисления, переходят на такую схему работы, которая подразумевает смещение налогового гнета на контрагентов. Это означает, что в государственный бюджет средства поступают часто не из тех источников, которые изначально были для этого определены.
Таким образом, анализ налогового бремени позволяет прийти к очевидному выводу: оно может смещаться от одних субъектов, подлежащих налогообложению, к другим.
Сам процесс переложения может происходить следующим образом:
Эта информация еще раз подтверждает тот факт, что неправильное распределение налогового бремени ведет к изменению стимулов и принципов осуществления деятельности.
Принцип равенства
Одной из основ гармоничного взаимодействия государства и общества является принцип социальной справедливости. При этом стоит отметить, что такая позиция правительства неизбежно подразумевает грамотно реализованное равное налоговое бремя, при котором не будет чрезмерного давления на конкретные социальные группы.
Суть принципа равенства сводится к тому, что обстоятельства налогоплательщиков учитываются без формального равноправия и притом в максимальной степени. Следствием будет являться соблюдение и равенства неформального.
При этом идея социальной справедливости будет реализована посредством применения различных видов налоговых стимулов, например льгот. В нынешнем обществе схема, ведущая к равенству, должна выглядеть следующим образом: одинаковые доходы при аналогичных условиях их получения облагаются равными по своей величине налогами, но при различных условиях генерации прибыли налогообложение также должно отличаться.
Исходя из такого понимания, социально ограниченным группам (студенты, безработные, инвалиды, пенсионеры) должны быть предоставлены льготы, определенные виды преимуществ и разные формы грамотной поддержки, компенсирующей отсутствие возможности иметь стабильный полноценный доход.
Эффективные методики, позволяющие снизить бремя налогов
Есть несколько взглядов на решение такой проблемы, как чрезмерный налоговый гнет.
Некоторые политики предлагают снизить ставки на НДС и прибыль, при этом сохранив льготы. Но данная методика не получила предельного признания, поскольку, по мнению специалистов, она может привести к подрыву доходной базы бюджета государства. Сторона, занимающая противоположную позицию, утверждает, что в этом случае придется расширять налоговую базу, находить дополнительные источники финансирования и уменьшать бюджетные расходы.
При этом стоит отметить, что была разработана альтернативная схема, позволяющая осуществить снижение налогового бремени. Речь идет о поэтапной отмене некоторых льгот и налогов (на протяжении нескольких лет). Вследствие воздействия различных факторов, данная стратегия не получила должной реализации.
Либеральные экономические специалисты настаивают на том, что снижать налоговый гнет стоит прежде всего посредством уменьшения тех отчислений, базой для которых служит заработная плата, а не прибыль с продаж. Более того, параллельно с данными действиями было предложено увеличить ставки подоходного налога.
Существует также позиция, согласно которой стоит сохранить следующие виды налогов:
Наряду с этим была презентована актуальность присоединения к группе федеральных налогов, акцизов, импортных пошлин и др.
Итоги
Как показывает опыт многих стран, эффективное снижение налогового бремени возможно путем уменьшения ставок для компаний с небольшим товарооборотом и реализации системы покрытия убытков за счет прибыли как полученной ранее, так и будущей. Ну и конечно, значительно изменят ситуацию грамотно разработанные и реализованные льготы.
Налоговая нагрузка: что это такое и как ее контролировать
Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.
Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.
Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.
Что такое налоговая нагрузка
Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.
Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.
Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.
Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС
Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.
Какие значения безопасны
Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.
Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:
Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.
Как рассчитать коэффициенты
Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.
Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:
Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100
Пример
Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.
Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %
Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.
Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.
Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
Для ООО на ОСН
Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.
Для ИП на ОСН
Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.
Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН
Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.
Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.
Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.
Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.
Нагрузка по НДФЛ
Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.
ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.
Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.
Нагрузка по НДС
Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.
Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.
Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.
Налоговая нагрузка с точки зрения банков
Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.
Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.
Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.
Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.
Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.
Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.
Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования
Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.
Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.
Переход на другую систему налогообложения
Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.
Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год
Оптимизация зарплатных налогов
Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.
Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.
Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.
Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.
Не создавайте налоговые схемы
Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.
Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.
Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Налоговое бремя
Налоговое бремя: формула и порядок расчета
Законодательство РФ не содержит понятия «налоговое бремя». Этот показатель относится, скорее, к экономическим понятиям, характеризующим влияние объемов взимаемых налогов на всю массу налогоплательщиков, а не на конкретного субъекта.
Наиболее близким понятием, которое встречается в законодательстве РФ, является налоговая нагрузка. Она характеризует долю фискальных платежей в объеме полученных доходов. Используется она ФНС как один из основных критериев при выборе предприятия для проведения выездной проверки. Порядок расчета и анализа этого показателя прописан в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Расчет нашего показателя близок к расчету нагрузки. Чтобы определить уровень налогового бремени, формула используется следующая:
Как ФНС использует сведения о налоговой нагрузке отдельных компаний
Инспекции ФНС обязаны выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности деятельности ФНС использует ряд оценочных критериев. Некоторые из них закрыты и используются только во внутренней деятельности данного госоргана. Но часть из них доведена до сведения налогоплательщиков.
Общедоступные критерии приведены в Приложении 2 к Приказу № ММ-3-06/333@. Предприятия могут самостоятельно использовать их для анализа деятельности своей компании и оценки риска проведения в отношении организации выездной проверки.
Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство
Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.
Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.
Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.
Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.
Распределение налогового бремени
Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.
Чему равно налоговое бремя на работника
Одним из специфических вопросов регулирования фискального бремени для государства является вопрос распределения фискальной нагрузки с зарплаты, выплачиваемой работникам. На сегодняшний день в РФ распределена она следующим образом:
Не следует путать нагрузку по НДФЛ на работника и общее фискальное бремя на гражданина. Кроме НДФЛ, физическое лицо уплачивает налоги на имущество, землю и транспорт. Именно из суммы всех, подлежащих уплате, налогов и сборов складывается общее фискальное бремя на физическое лицо.
Налоговая нагрузка. Что это и для чего
Налоговая (фискальная) нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика. С одной стороны, налоговые платежи формируют госбюджет, с другой — являются существенной статьей расходов хозяйствующих субъектов. Всякий бизнес стремится снизить размер налогов, но слишком низкие показатели — верный способ попасть в план налоговых проверок.
1. Что такое налоговая нагрузка
Определение термина «налоговая нагрузка» законодательно не установлено. Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств бизнеса перед государством. Это один из расчетных экономических показателей, характеризующий налоговую систему государства. Он показывает, какая часть доходов налогоплательщика приходится на уплату налогов. С одной стороны, увеличение налоговой нагрузки приводит к повышению доходов госбюджета, с другой — отрицательно сказывается на доходах налогоплательщиков.
Показатель налоговой нагрузки рассчитывается на разных уровнях экономики: в целом по стране, по отраслям, по конкретным субъектам хозяйствования.
Существует два подхода к исчислению налоговой нагрузки: абсолютный и относительный показатель.
Абсолютная налоговая нагрузка показывает, сколько налогов заплатила организация. Например, налоговая нагрузка организации за год составила 1 млн. руб. Это не очень информативный показатель, но он нужен организации для анализа хозяйственной деятельности.
Относительная налоговая нагрузка показывает, какая часть средств организации уходит на уплату налогов (доля в процентах). Базой для расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей (выручка, прибыль, затраты и т.д.), с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей. Например, налоговая нагрузка организации за год составила 10% от выручки, 40% от прибыли.
Помимо «совокупного» показателя налоговой нагрузки для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов могут рассчитываться показатели нагрузки по отдельным налогам и видам налогообложения.
Таким образом, показатель налоговой нагрузки в разных ситуациях рассчитывается разным образом, в зависимости от того, кто и с какой целью его применяет. Например, налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, финансисты — для прогнозирования финансового состояния компании.
Справочно
По последним данным Группы Всемирного банка «Doing Business» в категории «Налогообложение» показатель «Общая ставка налогов и взносов (% от прибыли)» в Республике Беларусь составляет 53,3.
2. Налоговая нагрузка с точки зрения МНС
Согласно информации, размещенной на сайте МНС, величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2020 году составила 22,8 процента к ВВП и по сравнению с 2019 годом снизилась на 1,7 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой снижения налоговых доходов в сопоставимых ценах (темп роста — 92,3 процента) по отношению к сокращению ВВП (темп роста — 99,1 процента).
Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2008 — 2020 годах
Источник — http://nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/
Величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь рассчитана как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к ВВП.
Обратите внимание!
Под налоговыми доходами понимаются республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги, сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь, без учета платежей в Фонд социальной защиты населения.
По оценке МНС налоговая нагрузка на действующие организации в части платежей, контролируемых налоговыми органами, с учетом сумм возмещений НДС из бюджета, по итогам 2020 г. составила в среднем 4,1% к выручке от реализации товаров (работ, услуг) и по сравнению с 2019 г. увеличилась на 0,3 процентного пункта, что связано с опережающей динамикой налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах 94,0 процента) по отношению к динамике выручки (88,5 процента).
Справочно
Налоговая нагрузка на действующие организации рассчитывается как отношение к выручке уплаченных в бюджет платежей, контролируемых налоговыми органами, за исключением платежей, в отношении которых субъект хозяйствования выступает налоговым агентом (т.е. без учета подоходного налога с физических лиц, налога на доходы и др.), а также группы неналоговых доходов (административных штрафов, арендной платы за землю, доходов от перечисления части прибыли унитарных, высокорентабельных предприятий).
По отдельным видам экономической деятельности, таким как производство деревянных и пробковых изделий; производство изделий из соломки и материалов для плетения; деятельность воздушного транспорта; производство изделий из дерева и бумаги; полиграфическая деятельность и тиражирование записанных носителей информации; металлургическое производство; производство продуктов питания; производство мебели и производство текстильных изделий возмещения НДС из бюджета превысили общую сумму поступлений, принимаемых в расчет налоговой нагрузки. Всего по итогам работы за 2020 год организациям республики из бюджета возмещено 7,2 млрд. рублей НДС.
Налоговая нагрузка на действующие организации в части платежей, контролируемых налоговыми органами, без учета сумм возмещений НДС из бюджета, по итогам 2020 г. составила в среднем 5,9% к выручке от реализации товаров (работ, услуг) и выросла по сравнению с 2019 г. на 0,1 процентного пункта за счет увеличения поступлений НДС.
В частности, без учета возмещения НДС, наибольшая налоговая нагрузка зафиксирована в нефтепереработке (12,2% выручки), пищевой промышленности (10,3%), научной деятельности (9,6%), а наименьшая — в финансовой и страховой деятельности (1,9%), фармацевтике (2,9%), сельском хозяйстве (2,9%).
Налоговая нагрузка на организации Республики Беларусь в разрезе видов экономической деятельности за 2019 — 2020 годы
(без учета сумм возмещений НДС из бюджета)
Источник — http://nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/
3. Какие значения налоговой нагрузки безопасны для бизнеса
Бизнес нацелен на увеличение своей прибыли, но в то же время желает снизить расходы на уплату налогов. Здесь очень важно отслеживать свое положение среди других аналогичных организаций.
Примечание
Налоговая нагрузка — один из маркеров для налогового органа при принятии решения о проведении налоговой проверки.
Приказом МНС от 09.02.2018 N 20 установлены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Среди указанных критериев значатся такие признаки, как:
— налоговая нагрузка на доходы субъекта в календарном году ниже ее среднего уровня в соответствующей отрасли экономики (по виду экономической деятельности) с учетом применяемой ставки НДС (п. 7 приложения 1 приказа МНС от 09.02.2018 N 20);
— снижение налоговой нагрузки на доходы субъекта в календарном году более 20% по сравнению с предыдущим годом при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям данной отрасли (данного вида экономической деятельности) с учетом применяемой ставки НДС (п. 8 приложения 1 приказа МНС от 09.02.2018 N 20).
В данном приказе не указано, каким образом осуществляется расчет уровня налоговой нагрузки на доходы проверяемого субъекта и из какого источника можно получить информацию о среднем уровне налоговой нагрузки на доходы в отраслях экономики. Полагаем, что здесь следует руководствоваться порядком расчета налоговой нагрузки на действующие организации и данными о показателях налоговой нагрузки в разрезе видов экономической деятельности, приведенных в информации, размещенной на официальном сайте МНС. См. раздел 2 настоящей статьи.
Каждой организации целесообразно самостоятельно рассчитывать свою налоговую нагрузку, чтобы понимать, насколько ее деятельность и уплата налогов могут привлечь внимание со стороны налоговых органов.
Показатель налоговой нагрузки в процентах можно рассчитать по следующей формуле:
Пример расчета
Строительная организация применяет общую систему налогообложения. За отчетный период выручка (с НДС) составила 1,2 млн руб. Данные налоговой отчетности:
— налог на прибыль — 14 000 руб.;
— налог на недвижимость — 900 руб.;
— земельный налог — 400 руб.;
— налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство — 2500 руб.;
— подоходный налог с физических лиц — 75 000 руб.
Суммы налога на доходы иностранных организаций и подоходного налога с физических лиц не участвуют в расчете налоговой нагрузки организации.
Расчет налоговой нагрузки в процентах:
(14 000 + 49 000 + 900 + 400) / 1 200 000 х 100 = 5,36%.
В данном случае показатель налоговой нагрузки ниже среднеотраслевого (6%).
Необходимо понимать, что если показатель налоговой нагрузки организации сложился ниже его среднего уровня в соответствующей отрасли экономики, это не означает автоматического включения налогоплательщика в план налоговых проверок. Однако будьте готовы дать объяснения налоговому инспектору. Ведь снижение размера уплачиваемых налогов в конкретном периоде может быть связано с вполне объяснимыми причинами, например:
— снижение объемов продаж;
— рост цен на закупаемое сырье и комплектующие;
— развитие нового вида деятельности;
— повышение заработной платы сотрудникам, рост других издержек.
Разумеется, указанные выше причины необходимо подтвердить документально.
Кроме того, при формировании плана налоговых проверок показатель налоговой нагрузки будет оцениваться в совокупности с другими критериями, приведенными в приказе МНС от 09.02.2018 N 20. Если будут иметь место факты несоблюдения критериев по другим позициям, то вероятность назначения налоговой проверки велика. Даже в случае, когда налоговая нагрузка организации соответствует среднеотраслевой, но не соблюдены иные критерии, организация может привлечь внимание налоговиков.
В заключение отметим, что налоговая нагрузка — показатель, имеющий важное значение не только для налоговых органов, но и для самого налогоплательщика. Анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания налоговых органов к данным подаваемых деклараций. Рекомендуем самостоятельно и регулярно оценивать риски, чтобы своевременно уточнять свои налоговые обязательства.
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex